1. Титульный лист
2. Разделы программы
№ п/п | Наименование раздела рабочей программы | Стр. |
| Содержание рабочей программы | 2 |
| Паспорт рабочей программы | 3 |
| Пояснительная записка | 4-9 |
| Календарно-тематическое планирование к рабочей программе | 10-14 |
3. Паспорт рабочей программы
Тип программы | АООП для обучающихся с ОВЗ (нарушение интеллекта) |
Статус программы | Рабочая программа учебного курса Естествознание 7 класса |
Название, автор предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа | Программа составлена на основе курса естествознание для учащихся соответствующая программам специальных коррекционных учреждений VIII вида под ред. Воронковой В.В., рекомендованная Министерством образования и науки РФ и адаптированная под использование в учебно-воспитательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья |
Категория обучающихся | Обучающиеся 7 класса МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» по АООП для детей с ОВЗ (нарушение интеллекта) |
Нормативный срок освоения программы учебного курса | 1 учебный год |
Объём учебной нагрузки в неделю | 2 академических часа в неделю и, 1 час в неделю для индивидуального обучения на дому |
Объём учебной нагрузки в год | 68 часа в год и 34 часа в год для индивидуального обучения на дому (1 урок в неделю) |
Форма организации учебной деятельности | Классно-урочная / индивидуальное обучение на дому |
4. Пояснительная записка
Рабочая программа по естествознанию составлена на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с нарушением интеллекта, рекомендованная Министерством образования и науки РФ и адаптированная под использование в учебно-воспитательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальное нарушение).
Освоение учебного материала по Естествознанию 7 класса в 2019-2020 учебном году осуществляется по следующему календарному учебному графику: 2 академических часа в неделю, общей трудоёмкостью учебного материала 68 академических часа в год по классно-урочной и 1 академического часа в неделю, общей трудоёмкостью учебного материала 34 академических часа в год для индивидуального обучения на дому.
Изучение естествознания в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
В результате изучения данного предмета реализуются следующие задачи:
сообщение обучающимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни растений и животных, а так же об организме человека и его здоровье)
экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.
первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними
привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты;
При составлении рабочей программы использовался учебно-методический комплект: курса естествознания для учащихся соответствующая программам специальных коррекционных учреждений VIII вида под ред. Воронковой В.В., рекомендованная Министерством образования и науки РФ и адаптированная под использование в учебно-воспитательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основное содержание курса естествознание7 класса
Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также, декоративных растений.
В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.
Введение. Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Семя растения. Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Практическая работа:
Демонстрация опытов:
условия, необходимые для прорастания семян;
Корень. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение.
Демонстрация опытов:
Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.
Демонстрация опыта:
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания)
Лабораторные работы:
Органы цветкового растения.
Строение цветка.
Строение семени фасоли.
Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.
Экскурсии:
в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября). Многообразие бактерий, грибов, растений
Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.
Покрытосеменные, цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Экскурсии:
Цветковые растения
Деление цветковых растений на однодольные (например — пшеница) и двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).
Однодольные растения
Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).
Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Практические работы:
Лабораторная работа:
Двудольные растения.
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.
Лабораторная работа:
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.
Практические работы:
в саду, на школьном учебно-опытном участке;
вскапывание приствольных кругов;
рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
Экскурсия:
Обобщение. Растение — живой организм. Обобщение материала о растениях.
Тематическое планирование курса Естествознание
7 класса
№ | Название темы | Количество уроков |
1 | Растения вокруг нас | 3/1 |
2 | Общее знакомство с цветковыми растениями. | 24/12 |
3 | Многообразие растительного мира. | 36/18 |
4 | Растение – живой организм. Бактерии | 1/1 |
5 | Грибы | 2/1 |
6 | Обобщение | 2/1 |
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения. Таких как проблемный метод, развивающее обучение, информационно-коммуникационные технологии, контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели. При этом адаптация учебного материала под особые образовательные потребности учащихся с нарушением интеллекта осуществляется посредством перераспределения учебного материала курса естествознание 7 класса в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, использование технологий поддерживающей педагогики, дозирования учебного материала и пр.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения естествознания в 7 классе учащиеся должны:
знать:
названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых; строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.
уметь:
отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);
различать грибы и растения.
Учебно-методические средства обучения
1. Программы для классов специальных (коррекционных) школ VIII вида. Под редакцией В.В. Воронкова 2011г.
Авторская программа «Биология» 7 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В. Сивоглазов). Москва «Гуманитарный издательский центр Владос» 2011.
Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.
Универсальное учебное пособие. А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Биология. 6 – 11 классы. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
А.И. Богун. А.В. Долгова. Отчего, почему и зачем? М., Пилигрим, 1997
Интернет-ресурсы:
1. http://минобрнауки.рф/
2. http://www.edu.ru/
3. https://infourok.ru
4. https://pedsovet.org
Календарно-тематическое планирование по Естествознанию 7 класса для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)
классно-урочная форма обучения
№п/п | Тема урока | Дано по плану | Дано по факту |
1 | Введение. Разнообразие растений. | | |
2 | Значение растений. | | |
3 | Осенние работы в саду: перекопка почвы и, подготовка сада к зиме. | | |
4 | Общее знакомство с цветковыми растениями. Строение растения. Лабораторная работа. Строение цветкового растения. | | |
5 | Строение цветка. Лабораторная работа. Строение цветка. | | |
6 | Виды соцветий. | | |
7 | Опыление цветков. | | |
8 | Разнообразие плодов. Виды плодов. | | |
9 | Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян. | | |
10 | Внешний вид и строение семени фасоли. Лабораторная работа. Внешний вид семени фасоли. Строение семени фасоли. | | |
11 | Строение семени пшеницы. Лабораторная работа. Строение зерновки пшеницы. | | |
12 | Условия прорастания семян. Опыт. Условия, необходимые для прорастания семян. | | |
13 | Определение всхожести семян. Лабораторная работа. Определение всхожести семян. | | |
14 | Правила заделки семян в почву. Опыт. Глубина заделки семян. | | |
15 | Виды корней. | | |
16 | Корневые системы. Значение корня. | | |
17 | Видоизменения корней. | | |
18 | Внешнее строение листа. | | |
19 | Образование органических веществ в растении. Опыт. Образование крахмала в листьях растения на свету. | | |
20 | Испарение воды листьями. Опыт. Испарение воды листьями. | | |
21 | Дыхание растений | | |
22 | Листопад и его значение. | | |
23 | Строение стебля. | | |
24 | Значение стебля в жизни растения. Опыты. | | |
25 | Разнообразие стеблей. | | |
26 | Взаимосвязь частей растения. Связь растения со средой обитания. | | |
27 | Контрольная работа | | |
28 | Деление растений на группы. Мхи. | | |
29 | Папоротники. | | |
30 | Голосеменные. Хвойные растения. | | |
31 | Покрытосеменные, или цветковые. Деление цветковых на классы | | |
32 | Злаковые. Общие признаки злаковых. | | |
33 | Хлебные злаковые растения: пшеница, рожь, ячмень, овёс, кукуруза | | |
34 | Выращивание злаковых | | |
35 | Использование злаков в народном хозяйстве | | |
36 | Лилейные. Общие признаки лилейных. | | |
37 | Цветочно-декоративные лилейные | | |
38 | Овощные лилейные. Лабораторная работа. Строение луковицы. | | |
39 | Дикорастущие лилейные. Ландыш. | | |
40 | Паслёновые. Общие признаки паслёновых. Дикорастущие паслёновые. Паслён. | | |
41 | Овощные и технические паслёновые. Картофель. | | |
42 | Лабораторная работа. Строение клубня картофеля. Выращивание картофеля. | | |
43 | Овощные паслёновые. Томат. | | |
44 | Овощные паслёновые. Баклажан, перец. | | |
45 | Цветочно-декоративные паслёновые. | | |
46 | Бобовые. Общие признаки бобовых. | | |
47 | Пищевые бобовые растения. | | |
48 | Фасоль и соя – южные бобовые культуры. | | |
49 | Кормовые бобовые растения. | | |
50 | Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник – растение группы розоцветных. | | |
51 | Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня. | | |
52 | Плодово-ягодные розоцветные. Груша. | | |
53 | Плодово-ягодные розоцветные. Вишня. | | |
54 | Плодово-ягодные розоцветные. Малина. | | |
55 | Плодово-ягодные розоцветные. Земляника. | | |
56 | Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры. | | |
57 | Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. | | |
58 | Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник. | | |
59 | Календула и бархатцы — однолетние цветочно-декоративные сложноцветные. | | |
60 | Маргаритка и георгин — многолетние цветочно-декоративные сложноцветные. | | |
61 | Весенние работы в саду: уход за садом, обработка почвы. | | |
62 | Практическая работа. Перевалка комнатных растений. | | |
63 | Тестирование. Растения – живой организм | | |
64 | Растение – живой организм.Бактерии. | | |
65 | Строение грибов. | | |
66 | Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы. | | |
67 | Урок-викторина. Растительный мир. Природа вокруг нас. Красная книга. | | |
68 | Контрольная работа | | |
Календарно-тематическое планирование по естествознанию 7 класса для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)
индивидуальное обучение на дому
№ п/п | Тема урока | Дано по плану | Дано по факту |
1 | Введение. Разнообразие растений. Значение растений. Охрана растений. ТБ на уроке. Осенние работы в саду: перекопка почвы, подготовка сада к зиме. | | |
2 | Экскурсия в природу. Знакомство с разнообразием цветковых растений и плодов. Строение растения. Лабораторная работа. Строение цветкового растения. | | |
3 | Строение цветка. Лабораторная работа. Строение цветка. Виды соцветий. Опыление цветков. Способы опыления. | | |
4 | Разнообразие плодов. Виды плодов. Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян. | | |
5 | Внешний вид и строение семени фасоли. Лабораторная работа. Внешний вид семени фасоли. Строение семени фасоли. | | |
6 | Строение семени пшеницы. Лабораторная работа. Строение зерновки пшеницы. Условия прорастания семян. Опыт. Условия, необходимые для прорастания семян. | | |
7 | Определение всхожести семян. Лабораторная работа. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву. Опыт. Глубина заделки семян. | | |
8 | Виды корней. Корневые системы. Значение корня. | | |
9 | Видоизменения корней. Внешнее строение листа. Из каких веществ состоит растение. Опыты с плодами. | | |
10 | Образование органических веществ в растении. Опыт. Образование крахмала в листьях растения на свету. | | |
11 | Испарение воды листьями. Дыхание растений. Опыт. Испарение воды листьями. Листопад и его значение. | | |
12 | Строение стебля. Значение стебля в жизни растения. Опыты. Передвижение минеральных веществ и воды по стеблю. | | |
13 | Разнообразие стеблей. Взаимосвязь частей растения. Связь растения со средой обитания. | | |
14 | Деление растений на группы. Мхи. | | |
15 | Папоротники. Голосеменные. Хвойные растения | | |
16 | Покрытосеменные, или цветковые. Деление цветковых на классы. Злаковые. Общие признаки злаковых. | | |
17 | Хлебные злаковые растения: пшеница, рожь, ячмень, овёс, кукуруза. Выращивание злаковых. | | |
18 | Использование злаков в народном хозяйстве. Лилейные. Общие признаки лилейных. | | |
19 | Цветочно-декоративные лилейные. Овощные лилейные. Лабораторная работа. Строение луковицы. | | |
20 | Дикорастущие лилейные. Ландыш. Паслёновые. Общие признаки паслёновых. Дикорастущие паслёновые. Паслён. | | |
21 | Овощные и технические паслёновые. Картофель. Лабораторная работа. Строение клубня картофеля. Выращивание картофеля. | | |
22 | Овощные паслёновые. Томат. Баклажан. | | |
23 | Цветочно-декоративные паслёновые. | | |
24 | Бобовые. Общие признаки бобовых. Пищевые бобовые растения. Фасоль и соя – южные бобовые культуры. | | |
25 | Кормовые бобовые растения. Розоцветные. Общие признаки розоцветных. | | |
26 | Шиповник – растение группы розоцветных. Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня. | | |
27 | Плодово-ягодные розоцветные. Груша, вишня, малина. | | |
28 | Плодово-ягодные розоцветные. Земляника. Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры. | | |
29 | Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник. Календула и бархатцы — однолетние цветочно-декоративные сложноцветные. | | |
30 | Маргаритка и георгин — многолетние цветочно-декоративные сложноцветные. Весенние работы в саду: уход за садом, обработка почвы. | | |
31 | Практическая работа. Перевалка комнатных растений. Практическая работа. Пересадка комнатных растений. | | |
32 | . Растения – живой организм. Бактерии. | | |
33 | . Строение грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы | | |
34 | Итоговое повторение Растительный мир. Природа вокруг нас. Красная книга. | | |
31