СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по естествознанию для обучающихся 7 класса для детей с интеллектуальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по естествознанию составлена на основе  адаптированных основных образовательных программ для детей с нарушением интеллекта, рекомендованная Министерством образования и науки РФ и адаптированная под использование в учебно-воспитательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальное нарушение).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по естествознанию для обучающихся 7 класса для детей с интеллектуальными нарушениями»

1. Титульный лист

2. Разделы программы

п/п

Наименование раздела рабочей программы

Стр.

Содержание рабочей программы

2

Паспорт рабочей программы

3

Пояснительная записка

4-9

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе

10-14

3. Паспорт рабочей программы

Тип программы

АООП для обучающихся с ОВЗ (нарушение интеллекта)

Статус программы

Рабочая программа учебного курса Естествознание 7 класса

Название, автор предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа

Программа составлена на основе курса естествознание для учащихся соответствующая программам специальных коррекционных учреждений VIII вида под ред. Воронковой В.В., рекомендованная Министерством образования и науки РФ и адаптированная под использование в учебно-воспитательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Категория обучающихся

Обучающиеся 7 класса МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» по АООП для детей с ОВЗ (нарушение интеллекта)

Нормативный срок освоения программы учебного курса

1 учебный год

Объём учебной нагрузки в неделю

2 академических часа в неделю

и, 1 час в неделю для индивидуального обучения на дому

Объём учебной нагрузки в год

68 часа в год и 34 часа в год для индивидуального обучения на дому (1 урок в неделю)

Форма организации учебной деятельности

Классно-урочная / индивидуальное обучение на дому

4. Пояснительная записка

Рабочая программа по естествознанию составлена на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с нарушением интеллекта, рекомендованная Министерством образования и науки РФ и адаптированная под использование в учебно-воспитательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальное нарушение).

Освоение учебного материала по Естествознанию 7 класса в 2019-2020 учебном году осуществляется по следующему календарному учебному графику: 2 академических часа в неделю, общей трудоёмкостью учебного материала 68 академических часа в год по классно-урочной и 1 академического часа в неделю, общей трудоёмкостью учебного материала 34 академических часа в год для индивидуального обучения на дому.

Изучение естествознания в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

изучение элементарных сведений, доступных обучающимся с ОВЗ, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

В результате изучения данного предмета реализуются следующие задачи:

  • сообщение обучающимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни растений и животных, а так же об организме человека и его здоровье)

  • экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений), бережного отношения к природе.

  • первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними

  • привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты;

При составлении рабочей программы использовался учебно-методический комплект: курса естествознания для учащихся соответствующая программам специальных коррекционных учреждений VIII вида под ред. Воронковой В.В., рекомендованная Министерством образования и науки РФ и адаптированная под использование в учебно-воспитательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.


Основное содержание курса естествознание7 класса

Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также, декоративных растений.

В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.


Введение. Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.

Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

Семя растения. Строение семени (на примерах фасоли и пше­ницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорас­тания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки се­мян в почву.

Практическая работа:

  • определение всхожести семян.

Демонстрация опытов:

  • условия, необходимые для прорастания семян;

Корень. Разнообразие корней. Корневые си­стемы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые во­лоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).

Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, зна­чение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение.

Демонстрация опытов:

  • испарение воды листьями;

  • дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выде­ление углекислого газа в темноте).

Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.

Демонстрация опыта:

  • передвижение минеральных веществ и воды по древесине.

Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания)

Лабораторные работы:

  • Органы цветкового растения.

  • Строение цветка.

  • Строение семени фасоли.

  • Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.

Экскурсии:

  • в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября). Многообразие бактерий, грибов, растений

Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.

Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.

Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произра­стания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места про­израстания папоротника.

Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их раз­множения. Использование древесины в народном хозяйстве.

Покрытосеменные, цветковые. Особенности строения (нали­чие цветков, плодов с семенами).

Экскурсии:

  • в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.

Цветковые растения

Деление цветковых растений на однодольные (например — пше­ница) и двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).

Однодольные растения

Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хо­зяйстве. Преобладающая культура для данной местности.

Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характе­ристика (цветок, лист, луковица, корневище).

Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.

Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грун­тов (хлорофитум, лилия, тюльпан).

Практические работы:

  • перевалка и пересадка комнатных растений.

Лабораторная работа:

  • Строение луковицы.

Двудольные растения.

Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.

Лабораторная работа:

  • Строение клубня картофеля.

Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Кле­вер, люпин — кормовые травы.

Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садо­вая земляника (персик, абрикос — для южных районов).

Биологические особенности растений сада. Особенности раз­множения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолет­ние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Геор­гин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения слож­ноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использо­вание человеком.

Практические работы:

  • в саду, на школьном учебно-опытном участке;

  • вскапывание приствольных кругов;

  • рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.

Экскурсия:

  • Весенние работы в саду.

Обобщение. Растение — живой организм. Обобщение матери­ала о растениях.


Тематическое планирование курса Естествознание

7 класса

Название темы

Количество уроков

1

Растения вокруг нас

3/1

2

Общее знакомство с цветковыми растениями.

24/12

3

Многообразие растительного мира.

36/18

4

Растение – живой организм. Бактерии

1/1

5

Грибы

2/1

6

Обобщение

2/1


Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения. Таких как проблемный метод, развивающее обучение, информационно-коммуникационные технологии, контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели. При этом адаптация учебного материала под особые образовательные потребности учащихся с нарушением интеллекта осуществляется посредством перераспределения учебного материала курса естествознание 7 класса в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, использование технологий поддерживающей педагогики, дозирования учебного материала и пр.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения естествознания в 7 классе учащиеся должны:

знать:

  • названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых; строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;

  • некоторые биологические особенности, а также приемы возде­лывания наиболее распространенных сельскохозяйственных расте­ний, особенно местных;

  • разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.

уметь:

  • отличать цветковые растения от других групп (мхов, папорот­ников, голосеменных);

  • приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоц­ветных, сложноцветных);

  • различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);

  • различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить приме­ры однодольных и двудольных растений;

  • выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);

  • различать грибы и растения.


Учебно-методические средства обучения

1. Программы для классов специальных (коррекционных) школ VIII вида. Под редакцией В.В. Воронкова 2011г.

  1. Авторская программа «Биология» 7 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В. Сивоглазов). Москва «Гуманитарный издательский центр Владос» 2011.

  2. Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.

  3. Универсальное учебное пособие. А.Скворцов. А. Никишов, В. Рохлов, А. Теремов. Биология. 6 – 11 классы. Школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.

  4. А.И. Богун. А.В. Долгова. Отчего, почему и зачем? М., Пилигрим, 1997

Интернет-ресурсы:

1. http://минобрнауки.рф/

2. http://www.edu.ru/

3. https://infourok.ru

4. https://pedsovet.org

Календарно-тематическое планирование по Естествознанию 7 класса для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)

классно-урочная форма обучения

п/п

Тема урока

Дано по плану

Дано по факту

1

Введение. Разнообразие растений.



2

Значение растений.



3

Осенние работы в саду: перекопка почвы и, подготовка сада к зиме.



4

Общее знакомство с цветковыми растениями. Строение растения. Лабораторная работа. Строение цветкового растения.



5

Строение цветка. Лабораторная работа. Строение цветка.



6

Виды соцветий.



7

Опыление цветков.



8

Разнообразие плодов. Виды плодов.



9

Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян.



10

Внешний вид и строение семени фасоли. Лабораторная работа. Внешний вид семени фасоли. Строение семени фасоли.



11

Строение семени пшеницы. Лабораторная работа. Строение зерновки пшеницы.



12

Условия прорастания семян. Опыт. Условия, необходимые для прорастания семян.



13

Определение всхожести семян. Лабораторная работа. Определение всхожести семян.



14

Правила заделки семян в почву. Опыт. Глубина заделки семян.



15

Виды корней.



16

Корневые системы. Значение корня.



17

Видоизменения корней.



18

Внешнее строение листа.



19

Образование органических веществ в растении. Опыт. Образование крахмала в листьях растения на свету.



20

Испарение воды листьями. Опыт. Испарение воды листьями.



21

Дыхание растений



22

Листопад и его значение.



23

Строение стебля.



24

Значение стебля в жизни растения. Опыты.



25

Разнообразие стеблей.



26

Взаимосвязь частей растения. Связь растения со средой обитания.



27

Контрольная работа



28

Деление растений на группы. Мхи.



29

Папоротники.



30

Голосеменные. Хвойные растения.



31

Покрытосеменные, или цветковые. Деление цветковых на классы



32

Злаковые. Общие признаки злаковых.



33

Хлебные злаковые растения: пшеница, рожь, ячмень, овёс, кукуруза



34

Выращивание злаковых



35

Использование злаков в народном хозяйстве



36

Лилейные. Общие признаки лилейных.



37

Цветочно-декоративные лилейные



38

Овощные лилейные. Лабораторная работа. Строение луковицы.



39

Дикорастущие лилейные. Ландыш.



40

Паслёновые. Общие признаки паслёновых. Дикорастущие паслёновые. Паслён.



41

Овощные и технические паслёновые. Картофель.



42

Лабораторная работа. Строение клубня картофеля. Выращивание картофеля.



43

Овощные паслёновые. Томат.



44

Овощные паслёновые. Баклажан, перец.



45

Цветочно-декоративные паслёновые.



46

Бобовые. Общие признаки бобовых.



47

Пищевые бобовые растения.



48

Фасоль и соя – южные бобовые культуры.



49

Кормовые бобовые растения.



50

Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник – растение группы розоцветных.



51

Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня.



52

Плодово-ягодные розоцветные. Груша.



53

Плодово-ягодные розоцветные. Вишня.



54

Плодово-ягодные розоцветные. Малина.



55

Плодово-ягодные розоцветные. Земляника.



56

Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры.



57

Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных.



58

Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник.



59

Календула и бархатцы — однолет­ние цветочно-декоративные сложноцветные.



60

Маргаритка и георгин — многолетние цветочно-декоративные сложноцветные.



61

Весенние работы в саду: уход за садом, обработка почвы.



62

Практическая работа. Перевалка комнатных растений.



63

Тестирование. Растения – живой организм



64

Растение – живой организм.Бактерии.



65

Строение грибов.



66

Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы.



67

Урок-викторина. Растительный мир. Природа вокруг нас. Красная книга.



68

Контрольная работа



Календарно-тематическое планирование по естествознанию 7 класса для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)

индивидуальное обучение на дому

 № п/п

Тема урока

Дано по плану

Дано по факту

1

Введение. Разнообразие растений. Значение растений. Охрана растений. ТБ на уроке. Осенние работы в саду: перекопка почвы, подготовка сада к зиме.

 

 

2

Экскурсия в природу. Знакомство с разнообразием цветковых растений и плодов. Строение растения. Лабораторная работа. Строение цветкового растения.

 

 

3

Строение цветка. Лабораторная работа. Строение цветка. Виды соцветий. Опыление цветков. Способы опыления.

 

 

4

Разнообразие плодов. Виды плодов. Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян.

 

 

5

Внешний вид и строение семени фасоли. Лабораторная работа. Внешний вид семени фасоли. Строение семени фасоли.

 

 

6

Строение семени пшеницы. Лабораторная работа. Строение зерновки пшеницы. Условия прорастания семян. Опыт. Условия, необходимые для прорастания семян.

 

 

7

Определение всхожести семян. Лабораторная работа. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву. Опыт. Глубина заделки семян.

 

 

8

Виды корней. Корневые системы. Значение корня.

 

 

9

Видоизменения корней. Внешнее строение листа. Из каких веществ состоит растение. Опыты с плодами.

 

 

10

Образование органических веществ в растении. Опыт. Образование крахмала в листьях растения на свету.

 

 

11

Испарение воды листьями. Дыхание растений. Опыт. Испарение воды листьями. Листопад и его значение.

 

 

12

Строение стебля. Значение стебля в жизни растения. Опыты. Передвижение минеральных веществ и воды по стеблю.

 

 

13

Разнообразие стеблей. Взаимосвязь частей растения. Связь растения со средой обитания.

 

 

14

Деление растений на группы. Мхи.

 

 

15

Папоротники. Голосеменные. Хвойные растения

 

 

16

Покрытосеменные, или цветковые. Деление цветковых на классы. Злаковые. Общие признаки злаковых.

 

 

17

Хлебные злаковые растения: пшеница, рожь, ячмень, овёс, кукуруза. Выращивание злаковых.

 

 

18

Использование злаков в народном хозяйстве. Лилейные. Общие признаки лилейных.

 

 

19

Цветочно-декоративные лилейные. Овощные лилейные. Лабораторная работа. Строение луковицы.

 

 

20

Дикорастущие лилейные. Ландыш. Паслёновые. Общие признаки паслёновых. Дикорастущие паслёновые. Паслён.

 

 

21

Овощные и технические паслёновые. Картофель. Лабораторная работа. Строение клубня картофеля. Выращивание картофеля.

 

 

22

Овощные паслёновые. Томат. Баклажан.

 

 

23

Цветочно-декоративные паслёновые.

 

 

24

Бобовые. Общие признаки бобовых. Пищевые бобовые растения. Фасоль и соя – южные бобовые культуры.

 

 

25

Кормовые бобовые растения. Розоцветные. Общие признаки розоцветных.

 

 

26

Шиповник – растение группы розоцветных. Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня.

 

 

27

Плодово-ягодные розоцветные. Груша, вишня, малина.

 

 

28

Плодово-ягодные розоцветные. Земляника. Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры.

 

 

29

Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник. Календула и бархатцы — однолет­ние цветочно-декоративные сложноцветные.

 

 

30

Маргаритка и георгин — многолетние цветочно-декоративные сложноцветные. Весенние работы в саду: уход за садом, обработка почвы.

 

 

31

Практическая работа. Перевалка комнатных растений. Практическая работа. Пересадка комнатных растений.

 

 

32

. Растения – живой организм. Бактерии.

 

 

33

. Строение грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы

 

 

34

Итоговое повторение Растительный мир. Природа вокруг нас. Красная книга.

 

 



31