Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №30»
Утверждена приказом директора № _______-од от _________
Рассмотрена и рекомендована к утверждению Методическим советом школы протокол №1 от _________
Рабочая программа по технологии
для 8 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения, примерной программы по технологии, учебника авторского коллектива Н.В. Матяш,А.А.Электов, В.Д.Симоненко; О.А. Кожина, Е.Н.Кудакова, С.Э. Маркуцкая основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №30.
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности
Изучение технологии направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития
развитие логического и критического мышления, культуры речи,
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
воспитание культуры личности, отношения к технологии как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к составляющим техносферы
2) в метапредметном направлении
формирование представлений о технологической культуре производства,
развитие культуры труда подрастающих поколений,
становление системы технических и технологических знаний и умений,
воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
формирование навыков профессионального самоопределения школьников в условиях рынка труда,
формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
3) в предметном направлении
овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин,
овладеть способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;
применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На базовом уровне на изучение курса «Технология» в 8 классе в соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 30 и календарным учебным графиком отводится 34 часа в год из расчёта 1 час в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе преподавания технологии в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
определения способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
творческого решения учебных и практических задач: умелого мотивированно отказа от образца, поиска оригинальных решений; самостоятельного выполнения различных творческих работ; участия в проектной деятельности.
в подборе примеров, подборе аргументов, формулировании выводов, в изложении результатов своей деятельности.
умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), выборе и использовании выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
использовании для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
владении умениями совместной деятельности: согласовании и координации деятельности с другими ее участниками; в объективном оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
оценивании своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
ЛИЧНОСНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Личностные результаты:
Формирование познавательных интересов и активности при изучении направления «Технологии ведение дома»
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности
Овладение установками, нормами и правилами организации труда
Осознание необходимости общественно-полезного труда
Формирование бережного отношения к природным и хозяйственным ресурсам
Овладение навыками, установками, нормами и правилами НОТ
Метапредметные результаты:
Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и механизмов, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники
Умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук
Формирование знаний алгоритмизации планирования процессов познавательно-трудовой деятельности
Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда
Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой
Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими участниками ОП
Предметные результаты:
Рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда.
Распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла»
Владение способами НОТ, формами деятельности, соответствующими культуре труда.
Оценивание своей способности и готовности к труду.
Осознание ответственности за качество результатов труда.
Наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ.
Стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при выполнении кулинарных и раскройных работ
Планирование технологического процесса.
Подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности.
Соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены.
Контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов
Развитие моторики и координации рук при работе с ручными инструментами и при выполнении операций с помощью машин и механизмов.
Достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций.
Соблюдение требуемой величины усилий прикладываемых к инструментам с учетом технологических требований.
Сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности
Основы дизайнерского проектирования изделия.
Эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и НОТ
Формирование рабочей группы для выполнения проекта.
Публичная презентация и защита проекта, изделия, продукта труда.
Разработка вариантов рекламных образцов
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ТЕХНОЛОГИИ
8 класс
Проектная деятельность.
ученик научится:
планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить
пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
ученик получит возможность
организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
Профессиональное самоопределение
ученик научится:
Осуществлять классификацию профессий,
разбирать и составлять профессиограммы и психограммы,
определять уровень самооценки и тип темперамента,
построению вариантов личного профессионального плана и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда.
ученик получит возможность научиться:
планировать профессиональную карьеру;
рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;
оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности.
Кулинария
ученик научится:
производить расчет калорийности блюд;
сервировать стол к обеду;
определять качество плодово-ягодной продукции органолептическим методом;
определять свежесть мяса органолептическим методом
ученик получит возможность научиться:
производить расчет суточной потребности человека в энергии
правильным приемам сервировки и оформления стола к обеду
чтению информации на этикетке упаковочного товара
применять полученную информацию в различных жизненных ситуациях
Рукоделие
ученик научится:
организации рабочего места для ручного шитья;
выполнять схемы вышивки для изделий;
определять места и размер узора на изделии;
выполнять вышивальные швы: барджелло
понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
.
ученик получит возможность научиться:
построению узора в художественной отделке вышивкой;
чтению схем к вышивке барджелло
выполнять ВТО вышитого изделия.
планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
Семейная экономика
ученик научится
технологии совершения покупок
определять материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений;
принципам ухода за одеждой и обувью;
ученик получит возможность научиться:
Электротехника
ученик научится
экономии электрической энергии в быту, правилам работы с электроприборами; помещения
проводить энергетический аудит
ученик получит возможность научиться:
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Кулинария (8 часов).
Основные теоретические сведения
Физиология питания. Калорийность блюд.
Виды домашней птицы и их кулинарное употребление. Механическая обработка птицы. Виды тепловой обработки, применяемые при приготовлении блюд из домашней птицы. Время приготовления и способы определения готовности кулинарных блюд. Блюда национальной кухни.
Сервировка стола к обеду. Способы подачи готовых блюд к столу, правила пользования столовыми приборами. Правила поведения за столом и приема гостей. Способы оформления стола.
Способы консервирования фруктов и ягод. Преимущества и недостатки консервирования стерилизацией и пастеризацией. Значение кислотности плодов для консервации. Стерилизация в промышленных и домашних условиях. Время стерилизации. Условия максимального сохранения витаминов в компотах. Условия и сроки хранения компотов.
Упаковка пищевых продуктов и товаров. Пищевые добавки. Штриховой код. Экомаркировка.
Практические работы
Расчет калорийности блюд. Определение качества птицы органолептическим способом. Оформление стола салфетками. Складывание салфеток различными способами. Определение качества плодово-ягодной продукции органолептическим методом. Изучение подлинности товара по штриховому коду. Чтение информации на этикетке упаковочного товара.
Творческий проект «Национальное блюдо моих предков»
Профессиональное самоопределение (7 часов)
Основные теоретические сведения.
Сферы производства и разделение труда. Сферы и отрасли современного производства. Классификация профессий. Технология профессионального выбора. Профессиограмма и психограмма профессии. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. Требования к качеству личности при выборе профессии. Профессиональная пригодность и карьера. Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.
Практические работы.
Определение сферы профессиональной деятельности. Разработка профессиограмм и психограмм профессий. Определение уровня самооценки. Определение типа темперамента.
Творческий проект: «Мой профессиональный выбор».
Рукоделие. Вышивка барджелло. (8 часов)
Основные теоретические сведения.
История возникновения и развития вышивки барджелло. Инструменты, материалы и приспособления для работы.
Основные технологические приемы выполнения классической вышивки барджелло. Правила чтения схем в вышивке барджелло.
Технологическая последовательность изготовления изделия с использованием вышивки барджелло.
Практические работы.
Упражнения по выполнению вертикальных стежков в направлении сверху вниз. Чтение схем. Разработка схем для выполнения вышивки барджелло. Изготовление изделия оформленного вышивкой барджелло. Влажно-тепловая обработка изделия.
Творческий проект «Подарок близким».
Семейная экономика (6 часов)
Основные теоретические сведения.
Бюджет семьи.
Технология совершения покупок. Технология ведения бизнеса.
Ремонт помещений. Характеристика распространенных технологий ремонта и отделки жилых помещений. Экологическая безопасность материалов и технологий выполнения ремонтно-отделочных работ. Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических и ремонтно-отделочных работ.
Уход за одеждой и обувью.
Практические работы
Составление бюджета семьи. Правила ухода за одеждой и обувью. Выполнение эскиза жилой комнаты (гостиной, спальни). Подбор строительно-отделочных материалов по каталогам. Расчет материальных затрат на проведение ремонта.
Творческий проект «Бизнес-идея»
Электротехника (5 часов)
Основные теоретические сведения.
Электрический ток и его назначение. Потребители и источники электроэнергии. Электроизмерительные приборы. Электроосветительные приборы. Бытовые электронагревательные приборы.
Техника безопасности при работе с бытовыми электроприборами.
Практические работы
Изучение домашнего электросчетчика в работе. Проведение энергетического аудита в школе.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Раздел учебного курса | Темы, количество часов. | Характеристика деятельности учащихся |
Кулинария – 8 часов | Физиология питания. Расчет калорийности блюд – 2 часа Сервировка стола к обеду – 1 час Способы консервирования плодов и ягод – 1 час Блюда из птицы -1 час Упаковка пищевых продуктов и товаров – 2 часа Блюда национальной кухни (на примере первых блюд). Защита творческого проекта – 1 час | Определяет качество птицы органолептическими методами. Производит расчет калорийности блюд. Готовит отчетную работу по разделу. Готовит сообщение по теме «Консервная промышленность Тамбовской области». Учится разбираться в информации, имеющейся на упаковках продуктов и товаров. Разрабатывает варианты использования салфеток при сервировки стола. Определяет цель и задачи проектной деятельности. Оформляет портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Готовит электронную презентацию проекта. Составляет доклад для защиты творческого проекта. Защищает творческий проект |
2. Профессиональное самоопределение – 7 часов | Сферы производства и разделение труда – 1 час Классификация профессий – 1 час Технология профессионального выбора – 1 час Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение – 1 час Требования к качествам личности при выборе профессии – 1 час Профессиональная пригодность и карьера – 1 час Защита творческого проекта «Мой профессиональный выбор» – 1 час | Ориентируется в огромном мире профессий. Определяет типы профессий, изучает свой внутренний мир с помощью психологических тестов и заданий разной направленности. Составляет профессиограмму своей предполагаемой профессии. Готовится к защите творческого проекта «Мой профессиональный выбор» |
3. Рукоделие. Вышивка барджелло – 8 часов | История возникновения и развития вышивки барджелло – 1 час Технология выполнения классической вышивки барджелло – 1 час Правила чтения схем в вышивке барджелло – 1 час Технологическая последовательность изготовления изделия с использованием вышивки барджелло» - 4 часа Защита творческого проекта «Подарок близким» – 1 час | Подбирает материалы и оборудование для ручной вышивки. Выполняет образцы вышивки барджелло. Разрабатывает и подбирает схемы вышивки для изготовления изделия. Знакомиться с профессией вышивальщица. Определяет цель и задачи проектной деятельности. Оформляет портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Готовит электронную презентацию проекта. Составляет доклад для защиты творческого проекта. Защищает творческий проект |
Семейная экономика – 6 часов | Бюджет семьи – 2 часа Технология совершения покупок – 1 час Технология ведения бизнеса – 1 час Уход за одеждой и обувью – 1 час Ремонт помещений – 1 час | Ведет еженедельный учет доходов и расходов, составляет бюджет школьника; совершает покупки согласно определенному плану; ориентируется в условных обозначениях и схемах по уходу за одеждой и обувью; проводит расчет материальных затрат на проведение ремонта в одной жилой комнате. |
Электротехника – 5 часов | Электрический ток и его использование – 1 час Источники света и потребители – 1 час Электроизмерительные приборы – 1 час Электроосветительные приборы – 1 час Бытовые электронагревательные приборы – 1 час | Знакомится с источниками света, электроизмерительными , электроосветительными электронагревательными приборами. Проводит исследовательские работы по электроосветительному аудиту школы. |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.УМК:
Н.В.Матяш, А.А.Электов, В.Д.Симоненко, Б.А.Гончаров, Е.В. Елисеева, А.Н.Богатырев, О.П.Очинин «Технология» 8 класс, Вентана-Граф 2018
О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э.Маркуцкая «Технология. Обслуживающий труд» , «Дрофа» 2018
Примерная программа по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);
Программа основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд» рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2010г. Авторы программы: М.В.Хохлова, П.С.Самородский, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко.
2. Дополнительная литература:
Сасова И.А. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/– М. Вентана-Граф, 2006г
Коваленко В.А. Дидактические материалы по трудовому обучению. М. «Просвещение» 2002г.
Лукьянова М.И. Личностно ориентированный урок. М. «Педагогический поиск» 2006г.
Маркуцкая С.Э. Тесты по технологии 5-8 класс. М. «Экзамен» 2006г.
Морева М.А. Современная технология учебного занятия М. «Просвещение» 2007г.
Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании школьников 5-9 кл. М. «Вентана-Графф» 2006г.
Сасова И.А. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. Вентана-Граф, 2006г.
Интернет- ресурсы:
http://nitochka09.ru/
znaytovar.ru›Конструирование
http://center.fio.ru/som
http://www.eor-np
http://www.eor.it.ru
http://www.openclass.ru/user
http://trud.rkc-74.ru
http://tehnologia.59442
http://www.domovodstvo.fatal.ru
http://tehnologiya.narod.ru
http://new.teacher.fio.ru
www.pedsovet.ru
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция образовательных ресурсов.
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов
4. Технические средства обучения:
1) Мультимедийная установка.
2) Компьютер
3) Принтер
4) Сканер