СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физической культуре 1-4 класс

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по физической культуре предназначена для 1–4 классов общеобразовательных учреждений. Она разработана на основе примерной рабочей программы по физической культуре, в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Лях В.И. Физическая культура. 1-4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / В.И.Лях. – М.: Просвещение, 2011;
  • Лях В.И. Программы общеобразовательных учреждений: Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2011;
  • Лях В.И. Физическая культура. Предметная линия учебников В.И. Ляха. Рабочие программы. 1-4 классы / В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2014.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физической культуре 1-4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Скальнинская основная общеобразовательная школа»





«Принята»

Решением педагогического совета МБОУ "Скальнинская ООШ"

протокол № _____

"____" ____________ 2016 г.

«Утверждаю»

И.о директора МБОУ "Скальнинская ООШ"

______________ А. В. Хазиева

приказ № _____

"____" __________ 2016 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

1-4 КЛАСС

НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД


















2016 год



Пояснительная записка

Данная рабочая программа по физической культуре предназначена для 1–4 классов общеобразовательных учреждений. Она разработана на основе примерной рабочей программы по физической культуре, в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Лях В.И. Физическая культура. 1-4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / В.И.Лях. – М.: Просвещение, 2011;

  • Лях В.И. Программы общеобразовательных учреждений: Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2011;

  • Лях В.И. Физическая культура. Предметная линия учебников В.И. Ляха. Рабочие программы. 1-4 классы / В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2014.

Физическая культура это обязательный учебный курс в общеобразовательных организациях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения – физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлинённых переменах и в группах продлённого дня), внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слёты и походы) – достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.

При создании данной программы учитывалось, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия не только физических, но и духовных способностей ребёнка.

Целью школьного физического воспитания в 1-4 классе является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих общеобразовательных задач:

  • укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика пло­скостопия, содействие гармоническому физическому разви­тию, успешному обучению;

  • формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;

  • овладение школой движений;

  • развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и сило­вых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скорост­ных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способ­ностей;

  • формирование элементарных знаний о личной гигиене, ре­жиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) спо­собностей;

  • выработка представлений об основных видах спорта, снаря­дах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопаснос­ти во время занятий;

  • приобщение к самостоятельным занятиям физическими уп­ражнениями, подвижными играми, использование их в сво­бодное время на основе формирования интересов к опреде­ленным видам двигательной активности и выявления пред­расположенности к тем или иным видам спорта;

  • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отно­шения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие раз­витию психических процессов (представления, памяти, мыш­ления и др.) в коде двигательной деятельности.


Общая характеристика курса

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:

  • требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте начального образования;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;

  • Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;

  • Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.;

  • примерной программе начального общего образования;

  • приказе Минобрнауки от 30 августа 2010г. №889.

Место в учебном плане

Курс «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс из расчёта 3 часа в неделю (всего 405ч.): в 1 классе – 99 часов, во 2 классе – 102 часа, в 3 классе – 102 часа, в 4 классе – 102 часа. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 года №889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».

Данная рабочая программа рассчитана на 405 часов на четыре года обучения (по 3 часа в неделю).


Требования к результатам обучения

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373) данная рабочая программа для 1-4 классов направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

Личностные результаты

  • формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • формирование уважительного отношения к культуре других народов;

  • развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;

  • развитие этнических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, окружающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

  • формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

  • овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

  • формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), в том числе подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).




Содержание курса


Содержание

Основные действия обучающихся

Знания о физической культуре

Здоровый образ жизни человека, роль и значение занятий физической культурой в его формировании.


Сбор и воспроизведение сведений о содержании индивидуальных занятий физическими упражнениями и влиянии их на развитие функций основных систем организма.

Активный отдых и формы его организации средствами физической культуры. Туристические походы как одна из форм активного отдыха.

Описание способов организации и правил подвижных игр и соревнований, выполнения физических упражнений на прогулках, в семье, пеших туристических походов.

Общие представления об оздоровительных системах физического воспитания, направленно воздействующих на формирование культуры тела, культуры движений, развитие функций систем организма.

Составление комплексов упражнений по коррекции осанки и телосложения, профилактики плоскостопия, адаптивной физической культуре (с учетом индивидуальных показаний здоровья, физического развития и физической подготовленности).

Организационные основы занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью, требования к безопасности и профилактике травматизма, правила подбора физических упражнений и физических нагрузок.

Описание способов контроля физической нагрузки и ее регулирование во время занятий физическими упражнениями (по частоте сердечных сокращений, внешним признакам, самочувствию).

Общие представления о работоспособности человека, гигиенические мероприятия для восстановления и повышения работоспособности в режиме дня и в процессе занятий физическими упражнениями.

Составление комплексов утренней гимнастики и физкультпауз, содержания занятий оздоровительной ходьбой и бегом, простейших способов и приемов самомассажа и релаксации, закаливания организма способом обливания.

Правила ведение дневника самонаблюдения.

Ведение дневника самонаблюдения за состоянием здоровья (по показателям самочувствия) и уровнем физического развития и физической подготовленности.

История зарождения древних и современных Олимпийских игр. Олимпийское движение в России.


Сбор и воспроизведение сведений по мифам и легендам, выяснение роли Пьера де Кубертена в становлении и развитии мирового Олимпийского движения. Сообщение сведений о выдающиеся успехах отечественных спортсменов по различным источникам информации.

Классификация и техника физических упражнений, значение выбора средств физической культуры для разнообразного эффекта воздействия на организм человека.

Отбор и описание упражнений по различным признакам и эффекту воздействия (оздоровительному, коррекционному, образовательному, тренирующему).

Физические способности и их связь с физической подготовленностью человек.


Описание способов контрольных измерений уровня проявления основных физических способностей.

Профилактика травматизма и оказания доврачебной помощи.

Определение ситуаций, требующих применения правил предупреждения травматизма, описание способов оказания первой доврачебной помощи.

Нормы этического общения и коллективного взаимодействия в физкультурной деятельности.

Описание функций судьи, групповода, капитана команды помощника учителя при организации и проведении упражнений, игр, соревнований.

Способы физкультурной деятельности

Гимнастика с элементами акробатики

Строевые упражнения

Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.

Различение и выполнение строевых команд. Выполнение упражнений в соответствии с техническими требованиями, выявление типичных ошибок и нахождение способов их исправления.

Акробатические упражнения и комбинации


Организующие команды и приёмы.

Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост из положения лёжа.


Акробатические комбинации.

Например: 1) мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.


Выполнение упражнений в соответствии с техническими требованиями, выявление типичных ошибок и нахождение способов их исправления.

Выполнение упражнений в различных связках и несложных комбинациях, варьируя их последовательность и количество до 4 элементов.

Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности, оказание взаимной страховки и помощи.

Определение значения выполняемых упражнений для развития психофизических способностей: гибкости, мышечной силы, силовой выносливости, координации движений.

Проявление волевых качеств: смелости, решительности, трудолюбия.

Использование формы одежды, соответствующей характеру двигательной деятельности, условиям занятий, гигиеническим требованиям.

Демонстрирование умения выполнять изученные упражнения в условиях проверки и оценивания качества действий.

Упражнения и комбинации на спортивных снарядах


Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.


Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперед ноги.


Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.


Гимнастические упражнения прикладного характера.

Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.



Выполнение упражнений в соответствии с техническими требованиями, выявление типичных ошибок и нахождение способов их исправления.

Выполнение упражнений в различных связках и несложных комбинациях, варьируя их последовательность и количество до 4 элементов.

Демонстрирование выразительности, красоты движений.

Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности, оказание взаимной страховки и помощи.

Определение значения выполняемых упражнений для развития психофизических способностей: гибкости, мышечной силы, силовой выносливости, координации движений.

Проявление волевых качеств: смелости, решительности, трудолюбия.

Использование формы одежды, соответствующей характеру двигательной деятельности, условиям занятий, гигиеническим требованиям.

Демонстрирование умения выполнять изученные упражнения в условиях проверки и оценивания при сочетании количественных и качественных показателей.

Легкоатлетические упражнения

Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.


Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.


Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.


Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.


Выполнение упражнений в соответствии с техническими требованиями, выявление типичных ошибок и нахождение способов их исправления.

Преодоление с заданной скоростью коротких дистанций.

Преодоление дистанций до 1000 м без учёта времени.

Самостоятельное использование легкоатлетических упражнений для обеспечения активизирующего, адаптационного и тренировочного воздействия на функции систем организма.

Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности.

Определение значения выполняемых упражнений для развития психофизических способностей: выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей, координации движений.

Проявление волевых качеств: настойчивости, упорства, целеустремленности.

Демонстрирование умения выполнять изученные упражнения в условиях максимальной результативности деятельности, сдача контрольных нормативов.

Подвижные и спортивные игры

На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.


На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.


На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.


На материале спортивных игр:

Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.

Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.

Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.

Выполнение упражнений с мячом в соответствии с техническими требованиями, выявление типичных ошибок и нахождение способов их исправления.

Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности.

Выполнение правил соответствующей спортивной игры.

Выполнение изученных действий индивидуально, в группах, командах.

Применение технических приемов в простых тактических действиях.

Определение значения выполняемых упражнений для развития психофизических способностей: быстроты, скоростно-силовой выносливости, координации движений.

Проявление волевых и личностных качеств: настойчивости, инициативности, смелости, решительности, сообразительности, находчивости, честности и справедливости.

Проявление умения управлять эмоциональным состоянием. Демонстрирование умения выполнять изученные упражнения в условиях игровой и соревновательной деятельности.

Лыжные гонки

Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъемы; торможение.



Выполнение отдельных приемов и их сочетаний в соответствии с техническими требованиями, выявление типичных ошибок и нахождение способов их исправления.

Прохождение дистанции 1-2,5 км, применение изученных технических приемов в подвижных играх и эстафетах.

Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности.

Определение значения выполняемых упражнений для развития психофизических способностей: общей и скоростно-силовой выносливости, быстроты, координации движений.

Проявление волевых качеств: настойчивости, трудолюбия, упорства, целеустремленности.

Использование экипировки, соответствующей индивидуальным особенностям, характеру двигательной деятельности, условиям занятий, гигиеническим требованиям.

Физическое совершенствование

Развитие координационных способностей

Гимнастика с элементами акробатики

Общеразвивающие упражнения без предметов на месте и в движении; общеразвивающие упражнения с предметами (девочки); упражнения на гимнастической скамейке, на гимнастическом бревне, стенке; прыжки в глубину; эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря; прохождение полосы препятствий; комплексы ритмической гимнастики.


Легкоатлетические упражнения

Бег с преодолением препятствий и на местности; бег с изменением направления и скорости, способа перемещения; прыжки через препятствия на точность приземления и в зоны; метания различных снарядов из различных и.п. в цел и на дальность (обеими руками).


Подвижные и спортивные игры

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом; игра по упрощенным правилам; игры и игровые задания 2:1,3:1, 3:2, 3:3; типы бега с изменением направления и скорости; челночный бег с ведением и без ведения мяча; жонглирование, метания в цель различными мячами; упражнения на быстроту и точность реакции; упражнения с мячом в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями.


Лыжные гонки

Перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух трех шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.

Применение отбора упражнений с учетом соответствия форме проявления способности и эффекта воздействия (оздоровительного, коррекционного, тренирующему).

Применение способов контрольных измерений уровня проявления координационных способностей.

Фиксирование результатов и определение динамики развития способностей.

Выполнение действий индивидуально и в группах, под руководством товарищей по классу и самостоятельно.

Выполнение роли проводящего упражнений, оказание помощи и страховки. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности.

Точное соблюдение количественных и качественных показателей в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Проявление эмоциональной сдержанности, настойчивости, смелости, аккуратности, сообразительности.

Организация и проведения подвижных игр и соревнований.

Развитие выносливости

Гимнастика с элементами акробатики

Комплексы ритмической гимнастики.


Легкоатлетические упражнения

Кросс; бег с препятствиями на местности; минутный бег; эстафеты; круговая тренировка.


Подвижные и спортивные игры

Эстафеты; подвижные игры с мячом; двусторонняя игра.

Лыжные гонки

Равномерное прохождение дистанции.


Определение индивидуальных особенностей физического развития, двигательной и функциональной подготовленности, понимание специфики влияния упражнений на организм исполнителя.

Выполнение заданий продолжительностью до 8–10 мин. не снижая эффективности.

Определение соответствия степени воздействия нагрузки на функциональное состояние систем и органов, регулирования показателей нагрузки в соответствии с уровнем работоспособности, оперативного состояния и самочувствия.

Применение способов контрольных измерений уровня проявления выносливости.

Фиксирование результатов и определение динамики развития способности.

Проявление волевых качеств, честности и эмоциональной устойчивости.

Составление и проведение простейших комплексов ритмической и аэробной гимнастики.

Организация и проведения подвижных игр и соревнований.

Развитие быстроты

Легкоатлетические упражнения

Эстафеты; старты из различных положений; бег с ускорением, с максимальной скоростью.


Спортивные игры

Бег с ускорением, с изменением направления, темпа, ритма, из различных и.п.; ведение мяча в различных стойках с максимальной частотой движений; подвижные игры и эстафеты с мячом.


Лыжные гонки

Передвижения на лыжах с максимальной скоростью


Определение уровня индивидуальных возможностей к проявлению быстроты. Выполнение заданий за минимальное время (7-10с).

Применение способов контрольных измерений уровня проявления быстроты.

Определение по объективным и субъективным показателям степени восстановления работоспособности.

Фиксирование результатов и определение динамики развития способности.

Проявление волевых качеств и эмоциональной устойчивости.

Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности.

Организация и проведения подвижных игр, эстафет и соревнований.

Развитие скоростно-силовых способностей

Гимнастика с элементами акробатики Опорные прыжки; прыжки со скакалкой; броски набивного мяча.


Легкоатлетические упражнения

Всевозможные прыжки и многоскоки; метания и броски на дальность и в цель разных снарядов из разных и.п.; толчки и броски набивных мячей.

Спортивные игры

Игровые упражнения с набивными мячами, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками на дальность и в цель.


Лыжные гонки

Подъемы с высокой скоростью; старты на лыжах.

Определение индивидуальных особенностей физического развития, двигательной и функциональной подготовленности, понимание специфики влияния упражнений на организм исполнителя. Выполнение упражнений с отягощениями до 3 кг. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности. Применение способов контрольных измерений уровня проявления скоростно-силовых способностей. Фиксирование результатов и определение динамики развития способностей. Точное соблюдение количественных и качественных показателей в соответствии с предъявляемыми требованиями. Проявление волевых качеств и эмоциональной устойчивости. Выполнение изученных действий индивидуально, в группах, под руководством товарищей по классу и самостоятельно.

Развитие силовых способностей и силовой выносливости

Гимнастика с элементами акробатики Лазание по канату, гимнастической лестнице.

Мальчики: общеразвивающие упражнения с набивными мячами, гантелями; висы согнувшись, прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе; комплексы атлетической гимнастики.

Девочки: смешанные висы; подтягивание в висе лежа; общеразвивающие упражнения с набивными мячами; комплексы упражнений шейпинга.


Лыжные гонки

Передвижение на лыжах за счет поочередной работы рук и ног; подъем по склону разного уклона.


Определение индивидуальных особенностей физического развития, двигательной и функциональной подготовленности, понимание специфики влияния упражнений на организм исполнителя с учетом возрастных и половых особенностей.

Выполнение упражнений с отягощениями до 1 кг.

Точное соблюдение количественных и качественных показателей в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Применение способов контрольных измерений уровня проявления силовых способностей.

Фиксирование результатов и определение динамики развития способностей.

Определение по объективным и субъективным показателям степени восстановления работоспособности.

Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности.

Отбор и применение упражнений по эффекту локального воздействия на мышечные группы и режиму работы мышц.

Проявление волевых качеств и эмоциональной устойчивости.

Развитие гибкости

Гимнастика с элементами акробатики:

Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой; упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке; с предметами; комплексы стретчинга.


Легкоатлетические упражнения:

Комплексы специально-развивающих упражнения с большой амплитудой


Определение уровня индивидуальных возможностей к проявлению гибкости.

Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности.

Применение способов контрольных измерений уровня проявления гибкости.

Фиксирование результатов и определение динамики развития способности.

Проявление терпеливости и настойчивости, эмоциональной устойчивости.

Использование инвентаря и снарядов, помощи партнера для достижения максимального результата при выполнении упражнений, осуществление доверительного взаимодействия с партерами.

Определение соответствия степени воздействия нагрузки на функциональное состояние опорно-двигательного аппарата.

Формирование правильной осанки и телосложения (для всех видов программного материала)

Упражнения на формирование навыка правильной осанки без предметов и с предметами; упражнения для развития силы и силовой выносливости мышечных групп, обеспечивающих поддержание положения правильной осанки; упражнения для развития силы и силовой выносливости мышц, обеспечивающих профилактику плоскостопия, развития равновесия; упражнения на напряжение и расслабление мышц; игры с использование гимнастических и акробатических упражнений; комплексы стретчинга, шейпинга.


Определение индивидуальных особенностей осанки и телосложения, понимание специфики влияния упражнений на процессы, происходящие в организме.

Точное соблюдение количественных и качественных показателей в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Выполнение изученных действий индивидуально и в группах.

Применение способов контрольных измерений положения осанки, состояния свода стопы и особенностей телосложения.

Фиксирование результатов и определение динамики изменений состояния.

Составление и проведение простейших комплексов оздоровительной гимнастики и стретчинга.

Организация и проведения подвижных игр.

Совершенствование адаптационных возможностей организма к неблагоприятным условиям внешней среды

Упражнения с разным типом дыхания в разных положениях; комплексы утренней гимнастики и физкультпауз; приемы самомассажа, закаливания способом обливания; релаксационные упражнения; игры на прогулках; пешие походы; комплексы упражнений из ЛФК с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания болезни.


Проведение комплексов утренней гимнастики и физкультпауз, занятий оздоровительной ходьбой и бегом, лыжной подготовкой, купание, простейшие способы и приемы самомассажа и релаксации, закаливающих водных и воздушных процедур, дыхательной гимнастики.

Консультирование с врачом по содержанию и дозированию упражнений лечебного и оздоровительного воздействия.

Определение соответствия степени воздействия нагрузки на функциональное состояние систем и органов, регулирования показателей нагрузки в соответствии с уровнем работоспособности, оперативного состояния и самочувствия.

Использование формы одежды, соответствующей индивидуальным особенностям, характеру двигательной деятельности, условиям занятий, гигиеническим требованиям.



Критерии оценивания подготовленности обучающихся по физической культуре

Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными.

Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включенными в обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт.

Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.

Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учителя реализуют не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определенный период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности обучающихся (типы телосложения, психические и физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.

Итоговая отметка выставляется обучающимся за овладение темы, раздела, за четверть (в старших классах – за полугодие), за учебный год. Она включает в себя текущие отметки, полученные обучающимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.


Критерии оценивания успеваемости по базовым составляющим физической подготовки обучающихся:

I. Знания

При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.

С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование.

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

За ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности

За тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки

За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике

За непонимание и незнание материала программы

II. Техника владения двигательными умениями и навыками

Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений и комбинированный метод.

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, четко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив

При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок

Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Обучающийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях

Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка

III. Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

Обучающийся умеет:

- самостоятельно организовать место занятий;

- подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях;

- контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги

Обучающийся:

- организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью;

- допускает незначительные ошибки в подборе средств;

- контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги

Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов

Обучающийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов


IV. Уровень физической подготовленности обучающихся

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определенный период времени

Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста

Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и
незначительному приросту

Обучающийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности

При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны представлять определенную трудность для каждого обучающегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для выставления высокой оценки.

Общая оценка успеваемости складывается по видам программы: по гимнастике, баскетболу, волейболу, легкой атлетике и лыжной подготовке – путем сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений.

Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учетом общих оценок по отдельным разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умения и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

№ п/п

Наименование объектов и средств материально технического оснащения

Необходимое кол-во

Примечание

Основная школа

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Стандарт основного общего образования по физической культуре

Д

Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения

1.2

Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 1-4 классы

Д


1.3

Рабочие программы по физической культуре

Д


1.4

Учебники и пособия, которые входят, в предметную линию М.Я. Виленского, В.И. Ляха

В.И.Лях Физическая культура. 1-4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / В.И.Лях. – М.: Просвещение, 2014.

Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Лёгкая атлетика (серия «Работаем по новым стандартам»).

Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол (серия «Работаем по новым стандартам»).

Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол (серия «Работаем по новым стандартам»).

Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Гимнастика (серия «Работаем по новым стандартам»).

Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Лыжная подготовка (серия «Работаем по новым стандартам»).


Учебники, рекомендуемые Министерством образования и науки Российской Федерации, входят в библиотечный фонд


Методические пособия и тестовый контроль к учебникам входят в библиотечный фонд

1.5

Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре и спорту, олимпийскому движению

Д

В составе библиотечного фонда

1.6

Методические издания по физической культуре для учителей

Д

Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе»

1.7

Федеральный закон «О физической культуре и спорту»

Д

В составе библиотечного фонда

2

Демонстрационные учебные пособия

2.1

Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности

Д


2.2

Плакаты методические

Д

Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и корригирующим упражнениям

3

Экранно-звуковые пособия

3.1

Аудиозаписи

Д

Для проведения гимнастических комплексов, обучения танцевальным движениям; проведения спортивных соревнований и физкультурных праздников

4

Технические средства

4.1

Аудиоцентр с системой озвучивания спортивных залов и площадок

Д

С возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD-RW, МР3, а также магнитофонных записей

4.2

Ноутбук

Д


5

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

5.1

Стенка гимнастическая

Г


5.2

Бревно гимнастическое высокое

Г


5.3

Козёл гимнастический

Г


5.4

Конь гимнастический

Г


5.5

Перекладина гимнастическая

Г


5.6

Канат для лазанья с механизмом крепления

Г


5.7

Мост гимнастический подкидной

Г


5.8

Скамейка гимнастическая жёсткая

Г


5.9

Комплект навесного оборудования

Г

турники

5.10

Гантели 1кг, 2кг, 3 кг

Г


5.11

Коврик гимнастический

Г


5.12

Маты гимнастические

Г


5.13

Мяч набивной 1 кг, 2 кг

Г


5.14

Мяч малый (теннисный)

К


5.15

Скакалка гимнастическая

К


5.16

Палка гимнастическая

К


5.17

Обруч гимнастический

К


5.18

Мяч массажный

К


5.19

Секундомер

Г



Легкая атлетика

5.20

Планка для прыжков в высоту

Д


5.21

Стойка для прыжков в высоту

Д


5.22

Рулетка измерительная (10 м, 50 м)

Д


5.23

Конусы разметочные

Г



Спортивные и подвижные игры

5.24

Комплект щитов баскетбольных навесных с кольцами и сеткой

Д


5.25

Мячи баскетбольные для мини-игры

Г


5.26

Сетка волейбольная

Д


5.27

Мячи волейбольные

Г


5.28

Мячи футбольные

Г


5.29

Насос для накачивания мячей

Д



Туризм

5.30

Палатка туристическая (четырёхместная)

Д



Измерительные приборы

5.31

Шагомер электронный

Д



Средства первой помощи

5.32

Аптечка медицинская

Д


6

Спортивные залы

6.1

Спортивный зал игровой

Д


6.2

Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования

Д

Включает в себя стеллажи, контейнеры

7

Пришкольный стадион (площадка)

7.1

Легкоатлетическая дорожка

Д


7.2

Сектор для прыжков в длину

Д


7.3

Игровое поле для футбола (мини-футбола)

Д


7.4

Полоса препятствий

Д


7.5

Лыжная трасса

Д



Д – демонстрационный экземпляр (1шт.);

К – комплект (из расчёта каждого обучающегося, исходя из реальной наполняемости класса);

Г – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько обучающихся.



20