РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
1 КЛАСС
Рабочая программа по физической культуре ориентирована на учащихся 1 класса и разработана на основе следующих документов:
1 Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 (с изменениями на 31.12.2015 г. № 1577)
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
3. Программа Лях В.И. Физическая культура. 1-4 классы, М: Просвещение, 2014
Программой отводится на изучение физической культуры 66 часов, 2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения физической культуры в начальной школе отражают:
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Предметные результаты
Требования к уровню подготовки обучающихся (базовый уровень)
1 класс
В результате освоения программного материала по физической культуре
обучающийся научится:
-выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
-выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
-играть в подвижные игры;
-выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
-выполнять строевые упражнения;
-демонстрировать уровень физической подготовленности.
обучающийся получит возможность научиться:
-связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
-способах изменения направления и скорости движения;
- режиме дня и личной гигиене;
-правилах составления комплексов утренней зарядки.
СОДЕРЖАНИЕ
1 класс 66 часов
Знания о физической культуре 3 часа
Физическая культура (1 ч)
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Режим дня, его содержание и правила планирования. Личная гигиена.Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Правила личной гигиены (соблюдение чистоты тела, волос, ногтей и полости рта, смена нательного белья). Игра «Проверь себя» на усвоение правил личной гигиены.
Игра «Проверь себя» на усвоение требований к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями.
Из истории физической культуры (1 ч.)
История развития физической культуры. Когда и как возникли физическая культура и спорт.
Физические упражнения (1ч.)
Физические упражнения, их влияние на физическое развитие.
Упражнения на улучшение осанки, для укрепления мышц живота и спины, для укрепления мышц стоп ног.
Способы физкультурной деятельности 3 часа
Самостоятельные занятия (1ч.)
Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур.
Игра «Проверь себя» на усвоение рекомендаций по соблюдению режима дня.
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью (1 ч)
Измерение показателей осанки. Осанка и комплексы упражнений по профилактике её нарушения.
Самостоятельные игры и развлечения (1ч)
Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). Игры и развлечения в летнее время года.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность (в содержании соответствующих разделов программы)
Общеразвивающие упражнения из базовых видов спорта
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность (60ч)
Гимнастика с основами акробатики (10ч)
Овладение знаниями: Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение напряжения и расслабления мышц, личная гигиена, режим дня, закаливание.
Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и в колонне; выполнение строевых команд. Основная стойка. Построение в колонну по одному. Построение в круг. Построение в шеренгу. Построение в 2 шеренги. Перестроение по звеньям, по заранее установленным местам. Размыкание на вытянутые в стороны руки. Повороты направо, налево. Выполнение команд «Класс, шагом марш!», «Класс, стой!». Строевые приемы на месте и в движении.
Общеразвивающие упражнения с предметами: с большими и малыми мячами, гимнастической палкой.
Общеразвивающие упражнения без предметов: основные положения и движения рук, ног, туловища, выполняемые на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноимёнными и разноимёнными движениями рук. Комбинации (комплексы) общеразвивающих упражнений различной координационной сложности.
Танцевальные упражнения: шаг с прискоком.
Комплексы занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Игра «Пройти бесшумно». Игра «Змейка». Игра «Не ошибись!»
Акробатические упражнения:
Акробатика.Группировка.
Упражнения в группировке.
Перекаты в группировке.
Перекаты в группировке лежа на животе и из упора стоя на коленях.
Сед руки в стороны.
Стойка на лопатках.
Акробатическая комбинация.
Игра «Совушка», «Пройти бесшумно», «Космонавты», «Ползуны».
Игра «Фигуры», «Западня», «Обезьянки», «Тише едешь – дальше будешь».
Стойка на носках, на одной ноге (на полу и гимнастической скамейке); ходьба по гимнастической скамейке; перешагивание через мячи; повороты на 900; ходьба по рейке гимнастической скамейки.
Опорный прыжок с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера:
Лазание по гимнастической стенке.
Перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку.
Перелезание через гимнастического коня.
Лазание по гимнастической скамейке в упоре присев и стоя на коленях.
Подтягивания, лежа на животе по горизонтальной скамейке.
Передвижение по гимнастической стенке.
Подтягивание в висе лёжа согнувшись.
Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию. Игры «Ниточка и иголочка», «Три движения», «Светофор», «Обезьянки».
Сюжетно-ролевая игра «Мы туристы».
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; Развитие координации:произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх-вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнера в парах.
Самостоятельные занятия:
Выполнение освоенных общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, упражнений на снарядах, акробатических упражнений на равновесие, танцевальных упражнений.
Легкая атлетика (15ч)
Овладение знаниями:
Понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость; названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и в высоту. Техника безопасности на занятиях.
Ходьба обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук, под счёт учителя, коротким, средним и длинным шагом. Сочетание различных видов ходьбы с коллективным подсчётом, с высоким подниманием бедра, в приседе, с преодолением 2-3 препятствий по разметкам.
Беговые упражнения:
Обычный бег, с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, коротким, средним и длинным шагом,из разных исходных положений; высокий старт с последующим ускорением.
Обычный бег в чередовании с ходьбой до 150 м, с преодолением препятствий (мячи, палки и т. п.). Обычный бег по размеченным участкам. дорожки, челночный бег 3х5м, 3х 10м, эстафеты с бегом на скорость.
Бег в заданном коридоре.
Бег (30 м), (60 м). Челночный бег.
Равномерный, медленный, до 3-4 мин, кросс по слабопересечённой местности до 1 км.
6-минутный бег.
Эстафеты «Смена сторон», «Вызов номеров», «Круговая эстафета» (расстояние 5-15 м).
Бег с ускорением от 10 до 15м. Соревнования (до 60м).
Игры и эстафеты с бегом на местности.
Преодоление препятствий.
Подвижные игры «Два мороза», «Гуси-лебеди», «Вызов номера», «Воробьи и вороны», «День и ночь», «Совушка».
Прыжковые упражнения:
На одной и на двух ногах на месте, с поворотом на 900; с продвижениемвперёд на одной и на двух ногах; в длинус места, с высоты до 30 см; с разбега (место отталкивания не обозначено) с приземлением на обе ноги, с разбега и отталкивания одной ногой через плоские препятствия; через набивные мячи, верёвочку (высота 30-40см) с 3-4 шагов; прыжки со скакалкой: через длинную неподвижную и качающуюся скакалку; многоразовые (от 3 до 6 прыжков) на правой и левой ноге.
Эстафеты. Подвижные игры «Парашютисты», «Кузнечики», «Прыжок за прыжком».
Броски большого мяча на дальность разными способами, метания малого мяча в вертикальную цель и на дальность:
Метание малого мяча с места на дальность, из положения стоя грудью в направлении метания; на заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (2х2м) с расстояния 3-4 м. Бросок набивного мяча (0,5кг) двумя руками от груди вперёд-вверх, из положения стоя ноги на ширине плеч, грудью в направлении метания; на дальность.
Подвижная игра «К своим флажкам», «Попади в мяч», «Кто дальше бросит», «Разгрузи арбузы», «Попади в цель».
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метание и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пролегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15–20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.
Самостоятельные занятия:
Равномерный бег (до 6мин). Соревнования на короткие дистанции (до 30 м). Прыжковые упражнения на одной и двух ногах. Прыжки через небольшие (высотой 40см) естественные вертикальные и горизонтальные (до 100см) препятствия. Броски больших и малых мячей, других легких предметов на дальность и в цель (правой и левой рукой).
Лыжные гонки (10ч)
Овладение знаниями:
Основные требования к одежде и обуви во время занятий. Значение занятий лыжами для укрепления здоровья и закаливания. Особенности дыхания. Требования к температурному режиму, понятие об обморожении. Техника безопасности при занятиях лыжами.
Переноска и надевание лыж. Передвижения на лыжах разными способами: ступающий и скользящий шаг без палок и с палками.
Поворотыпереступанием.
Подъемы и спуски под уклон.
Передвижения на лыжах до 1км.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижениях на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух-трех шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.
Подвижные и спортивные игры (19ч)
Овладение знаниями:
Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила поведения и безопасности.
Эстафеты, подвижные игры «К своим флажкам», «Два мороза», «Класс, смирно!», «Октябрята», «Метко в цель», «Погрузка арбузов», «Через кочки и пенечки», «Кто дальше бросит», «Волк во рву», «Посадка картошки», «Капитаны», «Попрыгунчики-воробушки», «Пятнашки », «Зайцы в огороде», «Лисы и куры», «Точный расчет», «Удочка», «Компас».
На материале спортивных игр:
Баскетбол :
Специальные передвижения без мяча.
Ловля, передача, броски и ведение мяча индивидуально, в парах, стоя на месте и в шаге.
Броски в цель (кольцо, щит, мишень, обруч).
Подвижные игры на материале баскетбола.
Эстафеты с мячами. Игры «Бросай и поймай», «Передача мячей в колоннах»,«Мяч соседу», «Гонка мячей по кругу», «Передал - садись», «Выстрел в небо», «Круговая лапта», «Мяч в обруч», «Перестрелка», «Не давай мяча водящему». .
«Игры народов России». Чувашские игры.
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Самостоятельные занятия:
Упражнения в бросках, ловле и передачах мяча, ударах и остановках мяча ногами, ведение мяча на месте, в ходьбе и беге, выполняемые обеими верхними и нижними конечностями.
Жизненно важное умение (2ч). Плавание. Овладение знаниями. Название плавательных упражнений, способов плавания и предметов для обучения. Влияние плавания на состояние здоровья, правила гигиены и техники безопасности, поведение в экстремальной ситуации.
Всероссийский физкультурный спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»
ВФСК «ГТО».
Подготовка и выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС
РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ |
Глава 1. ЧТО НАДО ЗНАТЬ |
Что надо знать | Когда и как возникли физическая культура и спорт |
Современные Олимпийские игры | Современные Олимпийские игры Исторические сведения о развитии современных Олимпийских игр (летних и зимних). Роль Пьера де Кубертена в их становлении. Идеалы и символика Олимпийских игр. Олимпийские чемпионы по разным видам спорта. |
Что такое физическая культура | Что такое физическая культура. Физическая культура как система регулярных занятий физическими упражнениями, выполнение закаливающих процедур, использование естественных сил природы. Связь физической культуры с укреплением здоровья (физического, социального и психологического) и влияние на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное). Роль и значение занятий физической культурой и поддержание хорошего здоровья для успешной учёбы и социализации в обществе. |
Спорт и спортивная подготовка. | Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». |
Твой организм | Основные части тела человека. |
Основные внутренние органы. |
Скелет. |
Мышцы. |
Осанка. Упражнения на улучшение осанки, для укрепления мышц живота и спины. |
Сердце и кровеносные сосуды | Сердце и кровеносные сосуды. Работа сердечно-сосудистой системы во время движений и передвижений человека. Укрепление сердца с помощью занятий физическими упражнениями |
Органы чувств | Органы чувств. Роль органов зрения и слуха во время движений и передвижений человека. Строение глаза. Специальные упражнения для органов зрения. Орган осязания — кожа. Уход за кожей |
Личная гигиена | Личная гигиена. Правила личной гигиены (соблюдение чистоты тела, волос, ногтей и полости рта, смена нательного белья). |
Закаливание. | Закаливание. Укрепление здоровья средствами закаливания. Правила проведения закаливающих процедур. |
Мозг и нервная система | Мозг и нервная система Местонахождение головного и спинного мозга в организме человека. Центральная нервная система. Зависимость деятельности всего организма от состояния нервной системы. Положительные и отрицательные эмоции. Важная роль работы мозга и центральной нервной системы в физкультурной и спортивной деятельности. Рекомендации, как беречь нервную систему |
Органы дыхания | Органы дыхания. Роль органов дыхания во время движений и передвижений человека. Важность занятий физическими упражнениями и спортом для улучшения работы лёгких. Как правильно дышать при различных физических нагрузках. |
Органы пищеварения | Органы пищеварения Работа органов пищеварения. Важность физических упражнений для укрепления мышц живота и работы кишечника. |
Пища и питательные вещества | Пища и питательные вещества. Вещества, которые человек получает вместе с пищей, необходимые для роста и развития организма и для пополнения затраченной энергии. Рекомендации по правильному усвоению пищи. |
Вода и питьевой режим | Вода и питьевой режим. Питьевой режим при занятиях физическими упражнениями, во время тренировок и туристских походов |
Тренировка ума и характера | Тренировка ума и характера. Режим дня, его содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и её влияние на самочувствие и работоспособность человека. Физкультминутки, их значение для профилактики утомления в условиях учебной и трудовой деятельности. Физические упражнения и подвижные игры на удлинённых переменах. |
Спортивная одежда и обувь | Спортивная одежда и обувь. Требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями и спортом (в помещении, на открытом воздухе, при различных погодных условиях). Рекомендации по уходу за спортивной одеждой и обувью. |
Самоконтроль | Самоконтроль. Понятие о физическом состоянии как уровне физического развития, физической готовности и самочувствия в процессе умственной, трудовой и игровой деятельности. Измерение роста, массы тела, окружности грудной клетки, плеча и силы мышц. Тестирование физических качеств: скоростных, координационных, силовых, выносливости, гибкости. |
Первая помощь при травмах | Первая помощь при травмах. Травмы, которые можно получить при занятиях физическими упражнениями (ушиб, ссадины и потёртости кожи). |
ГЛАВА 2. ЧТО НАДО УМЕТЬ |
| Бег, ходьба, прыжки, метание |
Овладение знаниями | Понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость; названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и в высоту. |
Освоение навыков ходьбы | Ходьба обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук, под счёт учителя, коротким, средним и длинным шагом. Сочетание различных видов ходьбы с коллективным подсчётом, с высоким подниманием бедра, в приседе, с преодолением 1-3 препятствий по разметкам. |
Освоение навыков бега, | Обычный бег, с изменением направления движения по указанию учителя, коротким, средним и длинным шагом. Обычный бег в чередовании с ходьбой до 150м, с преодолением препятствий (мячи, палки и т: п.). Обычный бег по размеченным участкам дорожки, челночный бег 3x5м, 3x10м, эстафеты с бегом на скорость. |
Совершенствование навыков бега. | Равномерный, медленный, до 3—4 мин, кросс по слабопересечённой местности до 1 км. |
Совершенствование бега. | Эстафеты «Смена сторон», «Вызов номеров», «Круговая эстафета» (расстояние 5—15м). Бег с ускорением от 10 до 15 м (в 1 классе), от 10 до 20м (во 2 классе). Соревнования (до 60 м). |
Освоение навыков прыжков. | На одной и на двух ногах на месте, с поворотом на 90°; с продвижением вперёд на одной и на двух ногах; в длину с места, с высоты до 30 см; с разбега (место отталкивания не обозначено) с приземлением на обе ноги, с разбега и отталкивания одной ногой через плоские препятствия; через набивные мячи, верёвочку (высота 30—40 см) с 3—4 шагов; через длинную неподвижную и качающуюся скакалку; многоразовые (от 3 до 6 прыжков) на правой и левой ноге. На одной и на двух ногах на месте с поворотом на 180°, по разметкам, в длину с места, в длину с разбега, с зоны отталкивания 60—70см, с высоты до 40см, в высоту с 4—5 шагов разбега, с места и с небольшого разбега, с доставанием подвешенных предметов, через длинную вращающуюся и короткую скакалку, многоразовые (до 8 прыжков). |
Закрепление навыков прыжков | Игры с прыжками с использованием скакалки. Прыжки через стволы деревьев, земляные возвышения и т. п., в парах. Преодоление естественных препятствий. |
Овладение навыками метания. | Метание малого мяча с места на дальность, из положения стоя грудью в направлении метания; на заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (2x2 м) с расстояния 3—4 м. Метание малого мяча с места, из положения стоя грудью в направлении метания на дальность и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (2 x2 м) с расстояния 4—5 м, на дальность отскока от пола и от стены. |
Самостоятельные занятия. | Равномерный бег (до 6мин). Соревнования на короткие дистанции (до 30 м). Прыжковые упражнения на одной и двух ногах. Прыжки через небольшие (высотой 40 см) естественные вертикальные и горизонтальные (до 100 см) препятствия. Броски больших и малых мячей, других легких предметов на дальность и в цель (правой и левой рукой). |
Бодрость, грация, координация |
| Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятий. |
Освоение ОРУ. | Общеразвивающие упражнения с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, набивным мячом(1кг.), обручем. |
Освоение акробатических упражнений | Группировка; перекаты в группировке, лёжа на животе и из упора стоя на коленях. Кувырок вперёд; стойка на лопатках согнув ноги; из стойки на лопатках согнув ноги перекат вперёд в упор присев; кувырок в сторону. |
Освоение навыков лазанья правильной осанки. | Лазанье по гимнастической стенке; по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях; подтягивание лёжа на животе по горизонтальной скамейке; перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку. Лазанье по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях и лёжа на животе, подтягиваясь руками; по гимнастической стенке с одновременным перехватом рук и перестановкой ног. |
Освоение навыков в опорных прыжках. | Перелезание через гимнастического коня. |
Освоение навыков равновесия. | Стойка на носках, на одной ноге(на полу и гимнастической скамейке); ходьба по гимнастической скамейке; перешагивание через мячи; повороты на 90 градусов; ходьба по рейке гимнастической скамейки. Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами; на одной и двух ногах; ходьба по рейке гимнастической скамейки; перешагивание через набивные мячи и их переноска; повороты кругом стоя и при ходьбе на носках и на рейке гимнастической скамейки. |
Освоение танцевальных упражнений | Шаг с прискоком; приставные шаги; шаг галопа в сторону. Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами; ходьба по рейке гимнастической скамейки; перешагивание через набивные мячи и их переноска; повороты кругом стоя и при ходьбе на носках и на рейке гимнастической скамейки. |
Освоение строевых упражнений | Основная стойка; построение в колонну по одному и в шеренгу, в круг; перестроение по звеньям, по заранее установленным местам; размыкание на вытянутые в стороны руки; повороты направо, налево; команды «Шагом марш!», «Класс, стой!». Размыкание и смыкание приставными шагами; перестроение из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две; передвижение в колонне по одному на указанные ориентиры; команда «На два (четыре) шага разомкнись!». |
Освоение ОРУ без предметов | Основные положения и движения рук, ног, туловища, выполняемые на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноимёнными и разноимёнными движениями рук. Комбинации (комплексы) общеразвивающих упражнений различной координационной сложности. |
Играем все! |
Играем все! | Названия и правила игр, правила поведения и безопасности. |
Закрепление навыков бега. | Подвижные игры «К своим флажкам», «Два мороза». |
Закрепление навыков в прыжках. | Подвижные игры «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры». |
Закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность. | Подвижные игры «Кто дальше бросит», «Точный расчёт», «Метко в цель». |
Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча. | Ловля, передача, броски и ведение мяча индивидуально, в парах, стоя на месте и в шаге. Ловля и передача мяча в движении. Броски в цель (кольцо, щит, мишень, обруч). Ведение мяча (правой, левой рукой) в движении по прямой (шагом и бегом). |
Закрепление держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча. | Подвижные игры «Играй, играй, мяч не теряй», «Мяч водящему», «У кого меньше мячей», «Школа мяча», «Мяч в корзину», «Попади в обруч». |
Жизненно важное умение |
Овладение знаниями. | Названия плавательных упражнений, способов плавания и предметов для обучения. Влияние плавания на состояние здоровья, правила гигиены и техники безопасности, поведение в экстремальной ситуации. |
Освоение умений плавать | Специальные плавательные упражнения для освоения с водной средой (погружение в воду с открытыми глазами, задержка дыхания под водой, «поплавок», скольжение на груди, спине и др.). Движения ног и рук при плавании способами кроль на груди, кроль на спине или брасс. |
Все на лыжи! |
Овладение знаниями. | Основные требования к одежде и обуви во время занятий. Значение занятий лыжами для укрепления здоровья и закаливания. Особенности дыхания. Требования к температурному режиму, понятие об обморожении. Техника безопасности при занятиях лыжами. |
Освоение техники лыжных ходов. | Переноска и надевание лыж. Ступающий и скользящий шаг без палок и с палками. Повороты переступанием. Подъёмы и спуски под уклон. Передвижение на лыжах до 1 км. |
| Переноска и надевание лыж. Ступающий и скользящий шаг без палок и с палками. Повороты переступанием. Передвижение на лыжах до 1 км. Скользящий шаг с палками. Подъёмы и спуски с небольших склонов. Передвижение на лыжах до 1,5 км. |
Твои физические способности |
Твои физические способности | Твои физические способности. Понятие о физическом состоянии как уровне физического развития, физической готовности и самочувствия в процессе умственной, трудовой и игровой деятельности. Измерение роста, массы тела, окружности грудной клетки, плеча и силы мышц. |
Приёмы измерения пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после физических нагрузок). Тестирование физических (двигательных) способностей (качеств): скоростных, координационных, силовых, выносливости, гибкости. |
Тематическое планирование 1 класс 66 часов
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
РАЗДЕЛ 1. ЧТО НАДО ЗНАТЬ |
1 | Когда и как возникла физическая культура. Инструктаж по ТБ. | 1 |
РАЗДЕЛ 2. ЧТО НАДО УМЕТЬ |
2 | Бег, ходьба, прыжки, метание. Легкая атлетика. | 1 |
3 | Сочетание различных видов ходьбы. | 1 |
4 | Сочетание различных видов ходьбы. | 1 |
5 | Бег 30 м с высокого старта. | 1 |
6 | Тест ГТО - бег 30 м с высокого старта. | 1 |
7 | Правила поведения на занятиях. | 1 |
8 | Тест ГТО -прыжок в длину с места. | 1 |
9 | Тест ГТО -челночный бег 3*10 м.). | 1 |
Играем все! |
10 | Подвижные игры. Правила поведения и безопасности. | 1 |
11 | Подвижные игры. | 1 |
12 | Подвижные игры. | 1 |
13 | Правила соревнований в беге, прыжках, метаниях. | 1 |
14 | Подвижные игры. | 1 |
РАЗДЕЛ 1. ЧТО НАДО ЗНАТЬ |
15 | Что такое физическая культура. | 1 |
РАЗДЕЛ 2. ЧТО НАДО УМЕТЬ |
16 | Подвижные игры. | 1 |
17 | Ловля, передача, броски, ведение мяча. | 1 |
18 | Ловля, передача, броски, ведение мяча. | 1 |
Бодрость, грация, координация |
19 | Бодрость, грация, координация. Инструктаж по ТБ. | 1 |
20 | Утренняя гимнастика. Основные правила выполнения зарядки. | 1 |
21 | Построение в колонну по одному, в шеренгу. Группировка. | 1 |
22 | Перестроения. Перекаты в группировке. | 1 |
23 | Лазанье по гимнастической стенке. | 1 |
24 | Команды «Шагом марш!», «Класс, стой!». | 1 |
25 | Подтягивание лёжа на животе по горизонтальной скамейке. | 1 |
26 | Повороты направо, налево. | 1 |
27 | Ходьба по наклонной скамейке в упоре присев. | 1 |
28 | Упражнения в равновесии. | 1 |
29 | Названия снарядов и гимнастических элементов. | 1 |
30 | Личная гигиена. | 1 |
31 | Шаг с прискоком; приставные шаги. | 1 |
32 | Закаливание. Танцевальные упражнения. | 1 |
РАЗДЕЛ 1. ЧТО НАДО ЗНАТЬ |
33 | Твой организм. | 1 |
РАЗДЕЛ 2. ЧТО НАДО УМЕТЬ |
34 | Все на лыжи! Техника безопасности при занятиях лыжами. | 1 |
35 | Переноска и надевание лыж. Игры на воздухе. | 1 |
36 | Значение занятий лыжами для укрепления здоровья и закаливания. | 1 |
37 | Особенности дыхания. | 1 |
38 | Основные требования к одежде и обуви во время занятий. | 1 |
39 | Передвижение на лыжах. Подъёмы и спуски под уклон. | 1 |
40 | Требования к температурному режиму. | 1 |
41 | Вода и питьевой режим. | 1 |
42 | Одежда лыжника. Понятие об обморожении. | 1 |
43 | Первая помощь при травмах. | 1 |
44 | Самостоятельные игры и развлечения. | 1 |
Играем все! |
45 | Названия и правила игр, правила поведения и безопасности. | 1 |
46 | Подвижные игры. | 1 |
47 | Подвижные игры. | 1 |
48 | Подвижные игры. | 1 |
49 | Подвижные игры. | 1 |
50 | Подвижные игры. | 1 |
51 | Подвижные игры. | 1 |
52 | Подвижные игры. | 1 |
53 | Подвижные игры. | 1 |
54 | Подвижные игры. | 1 |
55 | Режим дня, его содержание и правила планирования. | 1 |
56 | Твои физические способности. | 1 |
Бег, ходьба, прыжки, метание |
57 | Легкая атлетика. Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
58 | Короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость. | 1 |
59 | Тест ГТО -бег 30 м с высокого старта. | 1 |
60 | Тест – подтягивание. | 1 |
61 | Тест ГТО -отжимание. | 1 |
62 | Тест ГТО -прыжок в длину с места. | 1 |
63 | Тест - поднимание туловища за 1 мин. | 1 |
Жизненно важное умение |
64 | Плавание. Правила гигиены и техники безопасности. | 1 |
65 | Спортивные способы плавания. | 1 |
66 | Самостоятельные занятия. | 1 |