СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физической культуре

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование предмета Народные игры Сибири 5 кл

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физической культуре»









Рабочая программа

учебного предмета «Народные игры Сибири»

для обучающихся 5 класса

срок реализация: 1 год

















Составитель: учитель физической культуры

Бобрушка Светлана Николаевна









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Народные игры Сибири» для 5 класса, составлена на основе:


  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ».

  • требований к результатам освоения основной образова­тельной программы начального общего образования, представленных в федеральном государственном обра­зовательном стандарте общего образования второго по­коления;

  • учебный план МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ».

  • примерной рабочей программы «Физическая культура» 5 – 9 классы. Автор программы: доктор педагогических наук В.И. Лях. Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

Тематическое планирование программы состоит из двух частей (5—7 и 8—9 классы) и соответствует структуре учебников для 5—7 классов (под редакцией М. Я. Виленского) (автор — В. И. Лях) 2021 г.


Данная программа носит физкультурно-оздоровительный характер, обучение двигательным навыкам. Рабочая программа предназначена для оздоровительной работы с детьми, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.

Программа «Народные игры Сибири» способствует укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию двигательного опыта, здоровье сбережению, снятию психологического напряжения после умственной работы на уроках. Предполагается, что содержание программы должно разрабатываться с учетом национально-культурных традиций, состояния экологии, климатогеографических условий, демографических тенденций, социально-экономических условий и других особенностей, которые, как известно, существенно воздействуют на физическую культуру обучающихся.

Программа рассчитана на 35 часов в год, из расчёта один час в неделю. Возраст обучающихся 11-12 лет.

Цель: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами народных игр Сибири через включение их в совместную деятельность.

Задачи:

  • активизировать двигательную активность школьников;

  • познакомить детей с разнообразием народных игр Сибири и возможностью использовать их при организации досуга;

  • формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;

  • создавать условия для проявления чувства коллективизма;

  • развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;

  • развивать умения ориентироваться в пространстве;

  • обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям применению их в различных по сложности условиях;воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к народным играм Сибири как наследию


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Предметом обучения народным играм Сибири в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Важнейшим требованием проведения современного урока по народным играм Сибири является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно правовых актов Российской Федерации, в том числе:

требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

Стратегии национальной безопасности Российской Федерации;

примерной основной образовательной программы основного общего образования;

приказа Минобрнауки России от 30 августа 2010 г. № 889.


МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ» предмет «Народные игры Сибири» изучается в 5 классе из расчёта 1 ч в неделю (всего 35 ч).


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Знания о физической культуре

История физической культуры. Олимпийские игры древности.

Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.

История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.

Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.

Физическая культура в современном обществе.

Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования).

Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.

Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.

Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.

Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели.

Всестороннее и гармоничное физическое развитие.

Спортивная подготовка.

Здоровье и здоровый образ жизни.

Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования.

Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.

Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.

Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.

Восстановительный массаж.

Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.

Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен).

Планирование занятий физической культурой.

Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.

Организация досуга средствами физической культуры.

Оценка эффективности занятий физической культурой.

Самонаблюдение и самоконтроль.

Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок).

Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.

Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью

Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приёмы.

Акробатические упражнения и комбинации.

Ритмическая гимнастика (девочки).

Опорные прыжки.

Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).

Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).

Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: упражнения на параллельных брусьях (мальчики); упражнения на разновысоких брусьях (девочки).

Лёгкая атлетика. Беговые упражнения.

Прыжковые упражнения.

Метание малого мяча.

Лыжные гонки. Передвижения на лыжах.

Подъёмы, спуски, повороты, торможения.

Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам.

Волейбол. Игра по правилам.

Футбол. Игра по правилам.

Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения.

Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.

Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.

Лёгкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.

Лыжные гонки. Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.

Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.

Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости. и к проявлению здорового образа жизни.

Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебниками для общеобразовательных организаций «Физическая культура. 5—7 классы» под ред. М. Я. Виленского (М.: Просвещение, 2021);















Тематическое планирование, в том числе с учётом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. «Народные игры Сибири.



Тема

Кол-во теоретических часов

1

Основы знаний о подвижных и народных играх

в процессе занятий

2

Подвижные игры

26

2.1

С элементами легкой атлетики

5

2.2

С элементами футбола

4

2.3

С элементами волейбола

5

2.4

С элементами гимнастики

4

2.5

С элементами баскетбола

5

2.6

Зимние подвижные игры

4

3

Народные игры (русская лапта)

8


ВСЕГО:

35




НОРМАТИВЫ

Физические способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки



Скоростные

Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с

9,2

10,2

Силовые

Лазанье по канату на расстояние 6 м, с

12


Прыжок в длину с места, см.

180

165

Поднимание туловища из положения лежа на спине, - руки за головой, кол-во раз

18

Выносливость

Кроссовый бег 1,5 км

8 мин 50 с

10 мин 20 с



Координация

Последовательное выполнение пяти кувырков, с

10

14

Бросок малого мяча в стандартную мишень, м

12

10

Календарно-тематическое планирование «Народные игры Сибири»



занятия



Содержание

Кол. час



План



Факт



1

Инструктаж по Т/Б. Игры на развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве.



1

01.09




2

Игры на закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве



1

08.09




3

Игры на закрепление и совершенствование на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей.



1

15.09




4

Игры на закрепление и совершенствование длительного бега. Развитие скоростной выносливости



1





5

Игры на закрепление и совершенствование передачи, ведения мяча и на развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве



1





6

Игры на комплексное развитие координационных и

кондиционных способностей, овладение элементарными технико- тактическими взаимодействиями.



1





7-8

Игры на закрепление и совершенствование передачи, ведения мяча и на развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве



2





9

На комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями.



1





10

Освоение техники приёма и передачи мяча. Овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями.



1





11

Совершенствование техники приёма и передачи мяча. Овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями.



1





12

Освоение техники нижней прямой подачи. Овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями.



1





13

Совершенствование техники нижней прямой подачи. Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве



1





14

Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей с элементами равновесия.



1





15

Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей с элементами лазания и перелазания. Игры на развитие силовых способностей.



1





16

Игры на комплексное развитие координационных и

кондиционных способностей с акробатическими элементами.



1





17

Совершенствование передачи и ловли мяча. Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве.



1





18

Совершенствование ведение мяча с изменением и без изменения направления. Развитие скоростных способностей.



1





19

Совершенствование техники владения мячом. Развитие координационных способностей



1





20

Совершенствование бросков мяча. Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве.



1





21

Игры на комплексное развитие скоростных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями.



1





22

Игры на закрепление и совершенствование на дальность, точность попадания по движущееся цели.



1





23

Игры на комплексное развитие скоростных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями.



1





24

Игры на комплексное развитие координационных и

кондиционных способностей, овладение элементарными технико- тактическими взаимодействиями.



1







25

Игры на комплексное развитие силовых способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями.



1





26

Совершенствование передачи и ловли мяча. Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве.



1





27

Совершенствование бросков мяча. Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве.



1





28

Совершенствование бросков мяча. Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве.



1





29

Овладение элементарными умениями в беге. Развитие силовых способностей.



1





30

Овладение элементарными умениями в беге. Развитие скоростных способностей.



1





31

Совершенствование передачи и ловли мяча. Развитие скоростных, координационных качеств.



1





32

Совершенствование передачи и ловли мяча, осаливания. Развитие скоростных, координационных качеств.



1





33

Совершенствование техники верхнего прямого удара. Метание мяча на дальность. Развитие выносливости.



1





34

Совершенствование техники верхнего прямого удара. Метание мяча на дальность. Развитие выносливости.



1





35

Совершенствование тактических действий в защите. Развитие двигательных способностей.



1





Модуль «Школьный урок»

Деятельность учителя в ходе освоения тем учебного предмета

  • устанавливать доверительные отношения между учителем и его учениками, способствовать позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлекать их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизировать их познавательную деятельность;

  • побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • привлекать внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организовывать их работу с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициировать ее обсуждение, высказывать учащимися своего мнения по ее поводу, вырабатывать свое отношение к ней;

  • использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявлять человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

  • применять на уроке интерактивные формы работы учащихся: интеллектуальные игры, стимулировать познавательную мотивацию школьников; вовлекать обучающихся в дискуссии, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповую работу или работу в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;

  • включать в урок игровые процедуры, которые помогут поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживать позитивные межличностные отношения в классе, которые помогут установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

  • организовать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающее школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

  • инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст возможность приобрести навык решения теоретической проблемы самостоятельно, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Знания о физической культуре

Выпускник научится:

• рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;

• характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;

• определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;

• разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;

• руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

• руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;

• характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принёсших славу российскому спорту;

• определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Выпускник научится:

• использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

• составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;

• классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;

• самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;

• тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;

• взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.

Выпускник получит возможность научиться:

• вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;

• проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;

• проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.

Физическое совершенствование

Выпускник научится:

• выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;

• выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);

• выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;

• выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;

• выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);

• выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать технику умения последовательно чередовать их в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);

• выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;

• выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;

• выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.

Выпускник получит возможность научиться:

• выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;

• преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;

• осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;

• подготовиться к сдаче норм ГТО.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!