муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Прохладненская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на Утверждено приказом
заседании методического объединения № 42/1 от 18 августа 2021 г.
Протокол № 1 от 16 августа 2021 г. Директор школы
Председатель МО
____________ / Н.Н. Бородина/ ____________ / А.А. Крючкова /
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
5 класс
Составитель:
Бокшиц Дмитрий Сергеевич,
учитель физической культуры
п. Прохладное
2021 г.
Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса «Физическая культура» пункта 2.2 раздела 2 основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Прохладненская ООШ» в соответствии авторской программой «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич.).
Учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание в МБОУ «Прохладненская ООШ» отводится 105 часов в год, из расчета три часа в неделю. Из них 35 часов отводится на внутрипредметный модуль «Мини-футбол».
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет “Физическая культура” способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета “Физическая культура”.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного
предмета «физическая культура» должны знать:
Основы развития физической культуры в России
Особенности развития изучаемых видов спорта
Психофункциональные особенности своего организма
Индивидуальные способы контроля за укреплением здоровья и повышением физической подготовленности.
Способы организации самостоятельных занятий, правила использования спортивного инвентаря и оборудования.
Правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при травмах на занятиях физическими упражнениями.
уметь
Технически правильно выполнять двигательные действия
Проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения.
Разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения.
Контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений.
Управлять своими эмоциями, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения.
Соблюдать правили безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую мед. помощь при травмах и несчастных случаях.
Пользоваться спортивным инвентарем и оборудованием.
Таблица контрольных тестов 5 кл. 11лет.
Оценки | Девочки | Мальчики |
Упражнения | отлично | хорошо | удовлетво-рительно | отлично | хорошо | удовлетво- рительно |
Бег 30 м | 5.4 | 5.5-6.2 | 6.3 | 5.3 | 5.4-6.1 | 6.2 |
Бег 60 м | 10.4 | 10.5-11.6 | 11.7 | 10.0 | 10.1-11.1 | 11.2 |
Челночный бег 3х10м | 8.6 | 8.7-9.0 | 9.1 | 8.2 | 8.3-8.5 | 8.6 |
Бег 300м | 1.07 | 1.08-121 | 1.22 | 1.00 | 1.01-1.17 | 1.18 |
Прыжок в длину с места | 164 | 163-125 | 124 | 179 | 178-135 | 134 |
Прыжок в длину с разбега | 3.00 | 2.21-2.99 | 2.20 | 3.40 | 3.39-2.61 | 2.60 |
Прыжок в высоту | 105 | 85-104 | 80-84 | 110 | 109-90 | 85-89 |
Метание мяча (150г) | 21 | 15-20 | 14 | 34 | 21-33 | 20 |
Подтягивание на низкой и высокой перекладине | 14 | 13-6 | 5 | 8 | 7-4 | 3 |
Поднимание туловища за 30 секунд | 16 | 10-15 | 9 | 22 | 12-21 | 11 |
Поднимание туловища за 1 мин. | 40 | 39-30 | 29-28 | 46 | 45-36 | 35-32 |
Бег 1000м. | 5.20 | 5.21-7.20 | 7.21 | 4.45 | 4.46-6.45 | 6.46 |
Бег 1500м. | 9.00 | 9.01-10.29 | 10.30 | 8.50 | 8.51-9.59 | 10.0 |
Наклон туловища из положения: стоя, сидя. | 13 | 12-6 | 5-4 | 9 | 8-5 | 4-3 |
Сгибание разгибание рук в упоре лёжа. | 10 | 9-7 | 6 | 14 | 13-9 | 8 |
Прыжки через скакалку в 1 минуту | 110 | 109-91 | 90 | 90 | 89-71 | 70 |
Содержание учебного предмета
Основы знаний о физической культуре
Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников.
Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.
Социально-психологические основы
Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.
Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу.
Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма.
Культурно-исторические основы
Основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.
Приемы закаливания
Воздушные ванны (теплые, безразличные, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка).
Волейбол
Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Баскетбол
Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Гимнастика
Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.
Легкая атлетика
Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Кроссовая подготовка
Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.
Мини- футбол
Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по мини-футболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Двигательная деятельность
Легкая атлетика (15 часов)
Техника спринтерского бега. Высокий старт. Бег с ускорением от 30 до 40 м. Скоростной бег до 40 м Бег на короткие дистанции (30 и 60 м) на результат.
Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание».
Метание мяча(150г) на дальность с разбега. Метание мяча(150г) в цель.
Упражнения общей физической подготовки. Подвижные игры и эстафеты с элементами легкой атлетики.
Кроссовая подготовка (6 часов)
Техника длительного бега. Бег на 1000м. Бег на 2000м.
Бег по пересеченной местности с преодолением препятствий.
Упражнения общей физической подготовки. Подвижные игры и эстафеты с элементами кроссовой подготовки.
Спортивные игры. (37 часа)
Баскетбол (25 час)
Техника передвижений, перемещений, остановок, поворотов. Стойка баскетболиста.
Ловля и передача мяча двумя руками от груди с места, с шагом, в движении без сопротивления защитника.
Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости.
Броски мяча в кольцо двумя руками от груди с места и в движении без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60м. Вырывание и выбивание мяча.
Тактика игры: тактика свободного нападения, позиционное нападение (5:0), взаимодействие двух игроков.
Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола.
Упражнения общей физической подготовки.
Волейбол (12 час)
Техника передвижений, перемещений. Стойка игрока, перемещения в стойке приставными шагами.
Техника приема и передачи мяча: передача мяча двумя руками сверху на месте и после перемещения вперед, передачи мяча над собой и через сетку.
Нижняя прямая подача с расстояния 3-6 м. от сетки.
Техника нападающего удара: прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером.
Тактика игры: тактика свободного нападения, позиционное нападение без изменения позиций игроков.
Игра и игровые задания с ограниченным числом игроков. Игра по упрощенным правилам волейбола.
Упражнения общей физической подготовки.
Внутрипредметный модуль «Мини-футбол» (35 часов)
Стойки игрока. Перемещения в стойке игрока приставными шагами боком и спиной вперед, ускорения, старты из различных исходных положений. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения).
Удары по неподвижному и катящему мячу внутренней стороной стопы и передней частью подъема.
Остановка катящего мяча внутренней стороной стопы и подошвой.
Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой.
Удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель.
Вырывание и выбивание мяча.
Игра вратаря.
Комбинации из освоенных элементов : ведение, удар, (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам.
Комбинации из освоенных техники перемещений и владения мячом.
Техника свободного нападения.
Позиционное нападение без изменений позиций игроков.
Нападение в игровых заданиях 3:1 , 3:2, 2:1, с атакой и без атаки ворот.
Игра по упрощенным правилам.
Гимнастика с элементами акробатики (12 часов)
Комплексы ОРУ. Перестроения из колоны по одному в колону по четыре дроблением и сведением.
Акробатика: кувырок вперед и назад, стойка на лопатках. Комбинация из изученных элементов.
Опорный прыжок: вскок в упор присев; соскок прогнувшись (козел в ширину, высота 80-100 см.) Гимнастическая полоса препятствий. Упражнения общей физической подготовки.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
| Легкая атлетика – 15 часов | |
1 | Т.Б. История легкой атлетики. ОРУ. Высокий старт. | 1 |
2 | ОРУ. Стартовый разгон | 1 |
3 | ОРУ. Развитие скоростных способностей. Бег 30м на результат | 1 |
4 | ОРУ. Развитие скоростных способностей. Бег 60 метров на результат. | 1 |
5 | Входной контроль. | 1 |
6 | ОРУ. Развитие скоростно – силовых упражнений. Прыжок в длину с места на результат. | 1 |
7 | Т.Б. Развитие скоростных способностей. ОРУ. Бег 300м. | 1 |
8 | Развитие скоростно – силовых упражнений. ОФП. Прыжок в длину с разбега. | 1 |
9 | Развитие скоростно – силовых упражнений. ОФП. Прыжок в высоту с разбега. | 1 |
10 | ОФП. Челночный бег 3х10м. на результат. | 1 |
11 | Развитие скоростно – силовых упражнений. ОФП. Прыжок в длину с места на результат | 1 |
12 | К координации. ОФП. Метание мяча (150г) с места. | 1 |
13 | К координации. ОФП. Метание мяча (150г) с разбега 1-3м на результат. Эстафетный бег. | 1 |
14 | ОРУ. Эстафетный бег. | 1 |
15 | ОРУ. Эстафетный бег. | 1 |
| Кроссовая подготовка – 6 часов | |
16 | Т.Б. Бег по пересеченной местности в чередовании с ходьбой до 4 минут | 1 |
17 | Бег по пересеченной местности до 5 минут. ОФП. | 1 |
18 | ОФП. Бег 1000 метров на результат. | 1 |
19 | Бег по пересеченной местности до 6 минут. ОФП. | 1 |
20 | ОФП. Бег по пересеченной местности 1500м. на результат. | 1 |
21 | ОФП. Бег по пересеченной местности 2000м. | 1 |
22 | Инструктаж Т.Б. ОРУ. Правила игры. | 1 |
23 | Стойки и передвижения, повороты, остановки. | 1 |
24 | ОРУ. Прием и передача мяча. | 1 |
25 | ОРУ. Передача мяча в стену в движении. | 1 |
26 | ОРУ. Выполнение заданий с использованием подвижных игр. | 1 |
27 | ОРУ. Нижняя подача мяча с 6 метров. | 1 |
28 | ОРУ. Нижняя подача мяча с 6 метров. На результат. | 1 |
29 | ОРУ. «Подвижная игра подай и попади». | 1 |
30 | ОРУ. Нападающий удар. | 1 |
31 | ОРУ. Верхняя прямая подача мяча. | 1 |
32 | ОРУ. Подвижная игра «Бомбардиры». | 1 |
| ОРУ. Учебная игра на результат. | 1 |
33 | Баскетбол – 25 часов | |
34 | Т.Б. Правила игры. Стойки и передвижения, повороты, остановки. | 1 |
35 | ОРУ. Ведение, ловля и передача мяча. | 1 |
36 | ОРУ. Бросок мяча в кольцо с места. | 1 |
37 | ОРУ. Бросок мяча в кольцо с использование 2х шагов. | 1 |
38 | Сочетание изученных элементов, на результат. | 1 |
39 | Т.Б. ОРУ. Взаимодействие 2х игроков. | 1 |
40 | ОРУ. Бросок мяча в кольцо с применением 2х шагов, без ведения мяча. | 1 |
41 | ОРУ. Постановка блока. | 1 |
42 | ОРУ. Сочетание изученных элементов, на результат. | 1 |
43 | ОРУ. Взаимодействие 3х игроков. | 1 |
44 | ОРУ. Взаимодействие 4х игроков. Игра в баскетбол на результат. | 1 |
45 | Текущий контроль | 1 |
46 | ОРУ. Штрафной бросок мяча. | 1 |
47 | ОРУ. Бросок мяча в кольцо с 3х метровой отметки. | 1 |
48 | ОРУ. Вырывание и выбивание мяча. | 1 |
49 | ОРУ. Вброс мяча с боковой линии. | 1 |
50 | ОРУ. Сочетание изученных элементов на результат. | 1 |
51 | ОРУ. Передача мяча в движении без ведения. | 1 |
52 | ОРУ. Сочетание изученных элементов | 1 |
53 | С.К.Н. ОРУ. Игра в баскетбол. | 1 |
54 | ОРУ. Взаимодействие 3х игроков. | 1 |
55 | ОРУ. Взаимодействие 4х игроков. | 1 |
56 | ОРУ. Игра 3:3 | 1 |
57 | ОРУ. Постановка блока. | 1 |
58 | С.К.Н. ОРУ. Игра в баскетбол. | 1 |
| Гимнастика – 12 часов | |
59 | Т.Б. Кувырок вперёд, назад, стойка на лопатках с согнутыми ногами. ОРУ. | 1 |
60 | Кувырок вперёд, назад, стойка на лопатках с прямыми ногами. ОРУ. | 1 |
61 | ОРУ. «Мост» из положения лёжа на спине с помощью. | 1 |
62 | ОРУ. «Мост» из положения стоя с помощью. Сгибание разгибание рук из упора лёжа на результат. | 1 |
63 | ОРУ. Сочетание изученных элементов, на результат. | 1 |
64 | ОРУ. Стойка на голове с согнутыми ногами. | 1 |
65 | ОРУ. Стойка на голове с прямыми ногами. Поднимание туловища из упора лежа за 30 сек. | 1 |
66 | ОРУ. Подтягивание на высокой и на низкой перекладине, на результат. | 1 |
67 | ОРУ. Бросок набивного мяча стоя от груди, сидя из-за головы | 1 |
68 | ОФП. Прыжок через гимнастического козла. | 1 |
69 | ОФП. Прыжок через гимнастического козла. Поднимание ног в висе. | 1 |
70 | ОФП. Наклон вперёд из положения сидя, (стоя с прямыми ногами) на результат. | 1 |
| Внутрипредметный модуль «Мини – футбол» - 35 часов | |
71 | ВМ «Мини-футбол». Т.Б. ОФП. Основные правила игры. | 1 |
72 | ВМ «Мини-футбол». ОФП. Стойки игрока. Перемещения, передвижения. | 1 |
73 | ВМ «Мини-футбол». ОФП. Удары по мячу. | 1 |
74 | ВМ «Мини-футбол». ОФП. Остановка мяча стопой. | 1 |
75 | ВМ «Мини-футбол». ОФП. Ведение и передача мяча. | 1 |
76 | ВМ «Мини-футбол». ОФП. Сочетание изученных элементов. | 1 |
77 | ВМ «Мини-футбол». ОФП. Игра в мини-футбол. | 1 |
78 | ВМ «мини-футбол». ОРУ. Свободный удар. | 1 |
79 | ВМ «мини-футбол». ОРУ. Пенальти. | 1 |
80 | ВМ «мини-футбол». ОРУ. Удар мяча с боковой линии. | 1 |
81 | ВМ «мини-футбол». ОРУ. Угловой удар. | 1 |
82 | ВМ «мини-футбол». ОРУ. Бросок мяча от ворот. | 1 |
83 | ВМ «мини-футбол». ОРУ. Остановка мяча туловищем (грудью). | 1 |
84 | ВМ «мини-футбол». ОРУ. Сочетание изученных элементов. | 1 |
85 | ВМ «Мини-футбол». Т.Б. ОФП. Основные правила игры. | 1 |
86 | ВМ «Мини-футбол». ОФП. Стойки игрока. Перемещения, передвижения. | 1 |
87 | ВМ «Мини-футбол». ОФП. Удары по мячу. | 1 |
88 | ВМ «Мини-футбол». ОФП. Остановка мяча. | 1 |
89 | ВМ «Мини-футбол». ОФП. Ведение и передача мяча. | |
90 | ВМ «Мини-футбол». ОФП. Сочетание изученных элементов. | 1 |
91 | ВМ «Мини-футбол». ОФП. Игра в мини-футбол. | 1 |
92 | ВМ «Мини-футбол». ОФП. Угловой удар. | 1 |
93 | ВМ «Мини-футбол». ОФП. Свободный удар. | 1 |
94 | ВМ «Мини-футбол». ОФП. Ведение и передача мяча. | 1 |
95 | ВМ «Мини-футбол». Остановка катящихся и летящих с различной скоростью мячей. | 1 |
96 | ВМ «Мини-футбол». Удары по мячу головой. | 1 |
97 | ВМ «Мини-футбол». Взаимодействие игроков и вратаря. | 1 |
98 | ВМ «Мини-футбол». Сочетание изученных элементов. | 1 |
99 | ВМ «Мини-футбол». Игра вратаря. ОФП. | 1 |
100 | Игра в «Мини-футбол» по упрощённым правилам. ОФП. | 1 |
101 | Игра в «Мини-футбол». ОФП. | 1 |
102 | Игра в «Мини-футбол». ОФП. | 1 |
103 | Игра в «Мини-футбол». ОФП. | 1 |
104 | Игра в «Мини-футбол». ОФП. | 1 |
105 | Промежуточная аттестация | 1 |