Программа разработано на основе примерной программы основного общего образования по физической культуре (Приказ Министерства образования и науки от 09.03.04. № 1312 ), а также «комплексной программы физического воспитания обучающихся с I-XI классов» (В.И. Лях, А.А.Зданевич, М. Просвещение 2010). С учётом требований федерального компонента (Приказ министерства образования и науки от 05.03.04 № 1089) государственного стандарта основного общего образования по ФК (Базовый уровень.)
Руководствуясь методическим пособием по САМБО для общеобразовательных учебных заведений, разработанное министерством образования и науки РФ. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр организационно – методического обеспечения физического воспитания».
Нормативные акты и учебно - методические документы, на основании которых разработана рабочая программа. Федеральный закон «Об образовании в РФ от 29.12.12 г. № 273 » .Приказ Министерства образования России от 05.03.2004г. № 1089 « Об утверждении ФКГОС начального – общего, основного – общего, среднего (полного) образования.» Приказ Министерства образования России от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении ФБУП и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, (О федеральном перечне учебников)» .Письмо департамента общего образования Мин.образования и науки РФ от02.02.2015г. № нт -136.
Физическая культура – обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. В сочетании с другими формами обучения- физкультурно - оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половин дня, внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно - массовыми и спортивными мероприятиями ( дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слёты и походы) –достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно – спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
В ФЗ «О ФК и спорте» от04.12.2007г № 329- ФЗ отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объеме, установленном ГОС, а также дополнительных занятий физ. упражнениями и спортом в пределах доп. обр. программ.
Данная программа создавалась с учетом того, что система физического воспитания, объясняющая урочные, внеурочные формы занятий физкультуры и спортом, должна создавть максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.
Руководствуясь методическим пособием по САМБО для общеобразовательных учреждений, включающего в себя модуль гимнастика – самбо, разработано в соответствии с нормативными правовыми документами: ФЗ № 273 от29.12.2012г «Об образовании РФ»; ФГОС начального общего образования от 06.10.2009г № 373 (в ред. Пр. мин. обр. и науки РФ от 31.12.2015г.№ 1576.); ФГОС основного общего образования от17.12.2010г № 1897 (В ред Пр. мин. обр. и науки РФ от 31.12.2015г № 1577.); ФГОС среднего общего образования от 06.10.2009г № 413. (в ред. Пр. мин. обр. и науки РФ от 31.12.2015г № 1578); постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 г Москва СанПиН 2.4.2.2821-10, санитарно –эпидемические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях от 29.12. 2010г № 189.
Данное пособие гарантирует обеспечение качество образования, единства образовательного пространства за счёт преемственности, интеграции, вариативности содержания программного материала.
Содержание программы представлено современной модульной системой обучения, которая создаётся для наиболее благоприятных условии развития личности обучающихся. Инновационной составляющей обучения является введения модуля САМБО, как обязательного компонента образовательной программы.
На сегодняшний день школа САМБО «самозащита без оружия» является системой философии и справедливости, сдержанной силы, разумной социальной стабильности , безопасности и жизнеспособности. Она вобрала в себя достижения современной науки, передового пед.опыта в развитии физической культуры, спорта и является эффективным средством решения гос. задач.
Содержание программы группируется вокруг базовых национальных ценностей; история создания самозащиты без оружия, героизации соотечественников, уникальном комплексе физического воспитания, что позволит сформировать у обучающихся патриотические ценности, культуру здорового образа жизни, а также содействовать физическому развитию и готовности подрастающего поколения к защите Родины.
Данный модуль и программа в целом ориентированный на возраждение культурных традиций, воспитании детей, достойных граждан нашей страны, опираясь на огромный потенциал САМБО, созданный на основе национальных видах борьбы народов СССР.
оптимальное развитие физических качеств и двигательных способностей.
№ п/п | Тема раздела | Кол- часов | Тема урока | Содержание | Основные виды деятельности | Оборудование, инвентарь, место проведения. |
I четверть ( 8 часов) |
1 | Основы знаний | 1 | Инструктаж по технике безопасности на уроках гимнастика – САМБО. | Первичный инструктаж на рабочем месте. Инструктаж по САМБО. Понятие об утомлении и переутомлении. Влияние физических нагрузок на здоровье и основные системы организма. | Знать требования инструкций, устный опрос | Борцовский зал, секундомер. |
2-3 | ОФП | 2 | Сдача контрольных нормативов (входные ) | Разминка, акробатика, нормативы Бег-60 метров, бег-800 метров, подтягивание на перекладине – сгибание разгибание рук в упоре.наклоны вперёдстоя Челночный бег3/10.Брюшной пресс. Прыжок в длину с места | Уметь правильно демонстрировать стартовый разгон. Фиксировать корпус при подтягивании и отжимании. Правильное дыхание при выполнении упражнении | Стадион, гимнастическая перекладина, маты, рулетка, секундомер. |
4-5 | ОФП | 2 | Развитие верхнего плечевого пояса. Упражнения для развития и укрепления мышц ног | Упражнения с отягощением. Силовые упражнения на снарядах. Упражнения с партнёром | Уметь взаимодействовать с партнёром. Правильно дозировать количество повторений на снарядах. | Борцовский зал, гири, гантели, спортивная резина, перекладина, брусья. |
6 | Технико – тактическая подготовка. СФП | 1 | Проход в ноги (варианты) | Разминка, акробатика, силовые упражнения со спортивной резиной. Спарринги с разными партнёрами. | Демонстрировать возможность в реальной схватке. | Борцовский зал, секундомер. спортивная резина, |
7 | ОФП.Учебные схватки. | 1 | ОРУ - упражнения для мышц брюшного пресса и спины | Разминка, акробатика. Упражнения с партнёром. Схватки с партнёрами с разными антропометрическими данными | Уметь демонстрировать физические кондиции (скоростную выносливость) | Борцовский зал, секундомер, скамейки, маты. |
8 | ОФП – СФП. Учебные схватки в борьбе лёжа (партер) | 1 | Скоростно – силовые упражнения | Разминка, акробатика. Упражнения на скорость с отягощениями. Тяга спортивной резины с имитацией броска | Соблюдать правильность выполнения упражнений на спортивных снарядах | Борцовский зал, секундомер. спортивная резина, гири, гантели, |
II четверть (8 часов) |
9 | Технико – тактическая подготовка, ( практика) | 1 | Действия самбиста в атаке | Разминка акробатика. ОРУ в движении. Упражнения с партнером (учикоми) | Демонстрировать техническую подготовленность при проведениии броска | Борцовский зал, секундомер, резина, брусья, перекладина. |
10 | Технико – тактическая подготовка, (практика ) | 1 | Применение броска (проход в ноги) в качестве атаки. | Разминка акробатика. . ОРУ в движении. Отработка приёма с моделированием ситуации. | Демонстрировать технику работы рук при выведении партнёра из равновесия | Борцовский зал, секундомер,маты. |
11 | Биологические основы урока | 1 | Рычаг локтя, рычаг колена | ОРУ в движении, акробатика, работа с партнером. | Уметь демонстрировать перемещения в стойках. | Борцовский зал, куртка самбиста резина, гантели |
12 | ОФП. Скоростно –силовые упражнения для ног. | 1 | Контр приёмы от броска через бедро или спины. | ОРУ в движении. Работа со спортивными снарядами, прыжки приседания итд | Уметь демонстрировать финальное усилие | Борцовский зал, секундомер, спортивные снаряды |
13 | СФП. Контр приемы от ударов ногами с переводом на болевой приём. | 1 | Упражнения для группы мышц, работающих при ударах ногами. | ОРУ в движении. Акробатика. Маховые упражнения ногами с использованием спортивной резины, . | Демонстрировать проведение блоков руками в качестве контр приёмов от ударов ногами | Борцовский зал, секундомер. спортивная резина, брусья |
14 | ОФП -подводящие упражнения для броска через грудь. | 1 | Учить бросок через грудь – подбивая бедром | ОРУ,беговые упражнения, акробатика, , челночный бег, быстрый бег на месте 10-15 сек. | Уметь демонстрировать создание ситуации для броска | Борцовский зал, резина, перекладина, брусья |
15 | СФП броски ногами | 1 | В ход на бросок запрыгиванием. | ОРУ, акробатика, прыжки в высоту, в длину с места. | Уметь демонстрировать физические кондиции (скоростную выносливость). | Борцовский зал, секундомер. скакалки, рулетка, |
16 | ОФП развитие скоростно-силовых способностей | 1 | Комбинации бросков ногами. | Разминка акробатика Прыжки в высоту на скорость, маховые движения | Уметь демонстрировать скоростную выносливость. | Борцовский зал, секундомер. перекладина, брусья. |
III четверть (10 часов) |
17 | СФП. Контр приёмы от ударов руками. | 1 | Технико – тактическая подготовка (теория, практика ) | Разминка акробатика. ОРУ в движении с имитацией бросков. Работа в парах, учебные схватки. | Уметь демонстрировать взаимодействия с партнёром на занятиях. | Борцовский зал, секундомер. маты резина |
18 | СФП. комбинации бросков ногами. | 1 | Психологическая подготовка самбиста . | Разминка акробатика. ОРУ и СУ в движении .Тяга резины на скорость | Демонстрировать технику бросков ногами. | Борцовский зал, резина, перекладина, брусья. |
19 | СФП Техника борьбы лёжа (партер) | 1 | Технико – тактическая подготовка | Разминка акробатика. отработка переворотов партнёра с выходом на болевой приём . | Уметь проводить болевые приёмы (рычаг локтя, рычаг колена) | Борцовский зал, секундомер. маты резина, скакалки, перекладина. |
20 | Технико – тактическая подготовка | 1 | Атакующие действия самбиста. | Разминка акробатика. ОРУ в движении. СУ с имитацией бросков. Учебно-тренировочные схватки | Моделировать ситуации для атаки. | Борцовский зал, секундомер. маты |
21 | СФП. учебные схватки | 1 | Судейская практика. | Разминка ,акробатика. силовые упражнения с имитацией бросковой и ударной техники. | Демонстрировать знания правил борьбы САМБО | Борцовский зал,перекладина штага, гантели брусья, |
22 | Психологическая подготовка | 1 | Соревновательная практика | Аакробатика. ОРУ в движении. СУ упражнения самбиста, учебные схватки | Уметь проводить подготовительные действия для броска . | Борцовский зал, секундомер. брусья, скакалки, перекладина |
23 | ОФП. СФП. Броски через плечи.(мельница, бычок) | 1 | Инструкторская практика | Разминка, акробатика. СУ в движении, учебно- тренировочные схватки | Уметь правильно организовать самостоятельно учебный процесс на уроке САМБО | Борцовский зал, свисток, маты. |
24 | СФП Броски через плечи с переводом борьбы в партер. | 1 | Защитные действия борца в схватке | Разминка, акробатика. самостраховка при падении на спину, защитные действия на спине | Соблюдать ТБ при проведении бросков через плечи | Борцовский зал, боксёрские мешки или маникены, набивные мячи, |
25 | Броски подьемом (перевороты) | 1 | Борьба на захватах | Разминка, акробатика. Комплекс ОРУ для ног. Беговые ускорения, учебные схватки. | Уметь демонстрировать технику захватов и освобождения от них. | Борцовский зал, брусья, перекладина, гантели, секундомер |
26 | Броски подьёмом с переводом в партер | 1 | Борьба с партнёрами с разными антропометрическими данными | ОРУ в движении. СУ, бег на месте с высоким подниманием бедра, челночный бег 3 на10 | Уметь оценивать и определять противника с разными антропомическими данными | Борц.зал, брусья,штангагантели, перекладина. |
IV четверть (8 часов) |
27 | Практические занятия | 1 | Соревновательная практика | Разминка акробатика. Учебно –тренировочные схватки. | Соблюдать ТБ во время схватки. | Борцовский зал, секундомер, куртка самбиста маты. |
28 | Инструкторская, судейская практика | 1 | Организация и проведение соревнований | Акробатика. ОРУ и СУ в движении, специальные борцовские упражнения | Демонстрировать умение организации учебного процесса | Борцовский зал, маты секундомер |
29-30 | СПФ.ОФП. силовые и скоростные упражнения | 2 | Совершенствование раннее изученных бросков (на скорость) | Разминка акробатика прыжковые упражнения. подтягивание на перекладине, отжимание на брусьях, ( девочки от пола) все упражнения на скорость. | Демонстрировать технику при скоростном проведении бросков | Борцовский зал, брусья, резина, набивные мячи, секундомер, перекладина. |
31-32 | ОФП- подготовка к сдаче контрольных нормативов | 2 | Работа с максимальной выкладкой на снарядах. | Разминка акробатика. ОРУ в движении. акцентрировать внимание на силовые упражнения | Демонстрировать финальное усилие при выполнении упражнений | Борцовский зал, рулетка брусья, секундомер |
33-34 | ОФП. | 2 | Сдача контрольных нормативов | Разминка ОРУ в движении, прыжковые упражнения, специальные, беговые упражнения | Уметь демонстрировать физическую кондицию при выполнении упражнений | Стадион,рулетка, перекладина,брусья, секундомер. |
ИТОГО | 34 | |
1. Серия «спорт» Е.Я.Габкин «САМБО для начинающих» Москва «Астрель.» АСТ- 2013г.
2. «Оценка качества подготовки по ФК»авторы составители: А.П.Матвеев, Т.В. Петрова изд. «Дрофа» Москва 2011г
3. «Дзюдо всестороннее» автор М.Накаяма, много профильное объединение « Спектр» Москва
4. «Гимнастика.» Авторы: М. Л .Журавин, О. В .Загрядская, Н.В.Казакевич. 3 изд. Издательский центр «Академия» М. 2012г.
5. «Не традиционные виды гимнастики» Авторы : В.М.Смолевский, Б.К.Ивлиев. М «Просвящение »2010г.
6. Методическое пособие по САМБО для общеобразовательных учреждений «Всероссийское Федерация по САМБО.» Москва 2016г.мт
7. «Искусство ближнего боя. » Автор С.Иванов-Катанский «Молодёжный книжный центр.» ТОО «Корум.» 2010 г.
8. «Физическое воспитание.» Авторы: Н.К.Коробейников, А.А.Михеев, И.Г.Николенко.Изд. «Высшая школа.»2012 г.
9. «ДЗЮ ДО. Техника захватов.» студия производитель-ООО студия Веrq Sound. Спортивная программа.
10. «Дзю до. Комплекс осаживания» студия производитель-ООО студия Веrq Sound. Спортивная программаСерия «спорт» Е.Я.Габкин «САМБО для начинающих» Москва «Астрель.» АСТ- 2013г.
11. «Боевые искусства. энциклопедия единоборств»,СD, 2012
12 .Куринной И.И. «САМБО для профессионалов.» СD, 2015
13. Волостных В.В.,Жуков А.Т.,Тихонов В.А. «энциклопедия боевого САМБО», видеофильмы в 3-х в/кассетах (270 мин.) 2010г
14. Жуков А.Г., Тихонов В.А., Шмелёв О.А., «Боевое САМБО для всех», видеофильмы (120 мин.) 2009 г
15. Табаков Е.С., САМБО – первые шаги, видеофильм VHS (60 мин.) 2008
16. Табаков Е.С.,САМозащита Без Оружия, видеофильм VHS (120 мин.) 2008
17.Табаков Е.С., САМБО – вершина мастерства С.В.Елисеев , Табаков Е.С., видеофильм VHS (60 мин.) 2008.