I.Планируемые результаты
Программа включает все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по физической культуре.
Цель программы: формирование у школьников активистской культуры здоровья, напрямую связанной с занятиями спортом и предполагающей:
-
интерес к спорту и оздоровлению, потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты;
-
знания в области оздоровления, спортивной подготовки и организации спортивных соревнований;
-
умение использовать эти знания для эффективной организации спортивной подготовки;
-
спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
-
стремление индивида вовлечь в занятия спортом свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).
Программа предусматривает ориентацию на следующие цели:
-
во-первых, способствовать освоению основных социальных норм, необходимых им для полноценного существования в современном обществе, - в первую очередь это нормы поведения здорового образа жизни, нормы сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья;
-
во-вторых, способствовать развитию позитивного отношения к базовым ценностям современного российского общества – в первую очередь к таким ценностям, как человек, здоровье, природа, труд, семья, Отечество;
-
в-третьих, способствовать приобретению школьниками нового ценностно-окрашенного социального опыта, на основе которого они смогли бы в будущем выстраивать собственное социальное поведение.
В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих задач:
Программа спортивно-оздоровительной деятельности младших школьников основывается на принципах природосообразности, культурсообразности, коллективности, патриотической направленности.
Принцип природосообразности предполагает, что спортивно-оздоровительная деятельность младших школьников основывается на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовывается с общими законами развития природы и человека, воспитывает его сообразно полу и возрасту, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя.
Возрастносообразность – одна из важнейших конкретизаций принципа природосообразности. На каждом возрастном этапе перед человеком встает ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие. Это естественно-культурные (достижение определенного уровня биологического созревания, физического и сексуального развития), социально-культурные (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), социально-психологические (становление самосознания личности, ее самоопределение в жизни) задачи.
Принцип культуросообразности предполагает, что спортивно-оздоровительная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях физической культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур.
Принцип коллективности применительно к спортивно-оздоровительной деятельности предполагает, что спорт и оздоровление, осуществляясь в детско-взрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа, дают юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, могут создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения в здоровом образе жизни, спортивной самореализации.
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в спортивно-оздоровительной деятельности, содержанием которого являются обмен ценностями здорового образа жизни и гуманистического понимания телесности, спорта. Не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.
Принцип патриотической направленности в программе внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы спортивных общественно значимых и предметов).
В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе их младшие школьники упражняются не только в бросании и ловле мяча, метании на дальность и в цель, беге, прыжках. Выполняются эти движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует формированию у детей младшего школьного возраста умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры. У них еще слабо развита способность к точным движениям. Поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества.
Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Упражнения с малыми мячами развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для младшего школьника. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Планируемые результаты:
Личностные результаты
-
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
-
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
-
развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
-
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
-
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
-
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
-
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
-
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
-
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
-
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
-
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
-
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
II. Содержание учебного предмета
Подвижные и спортивные игры. Многообразие двигательных действий оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей, в результате чего закладываются основы игровой деятельности, совершенствующие движения (ходьба, бег, прыжки, метание).
Общеразвивающие упражнения по базовым видам и внутри разделов.
В процессе овладения учебной деятельностью на занятиях физической культуры укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, активно развивается мышление, творчество и самостоятельность
«Подвижные и спортивные игры» — выполнять пас ногами и руками, низом, верхом, через волейбольную сетку, ведение мяча ногами и руками, прием мяча снизу и сверху, бить и бросать по воротам, бросать и ловить мяч самостоятельно и в парах, бросать мяч в баскетбольное кольцо различными способами, играть в подвижные игры «Ловишка», «Ловишка на хопах», «Колдунчики», «Салки с домиками», «Салки — дай руку», «Флаг на башне», «Бросай далеко, собирай быстрее», «Собачки», «Собачки ногами», «Командные собачки», «Вышибалы», «Вышибалы с кеглями», «Вышибалы с ранением», «Вышибалы через сетку», «Перестрелка», «Волк во рву», «Антивышибалы», «Защита стойки», «Капитаны», «Осада города», «Штурм», «Удочка», «Мяч в туннеле», «Парашютисты», «Ловля обезьян», «Ловля обезьян с мячом», «Горячая линия», «Будь острожен», «Игра в мяч с фигурами», «Салки и мяч», «Ловишка с мешочком на голове», «Катание колеса», «Марш с закрытыми глазами», «Пионербол», «Точно в цель», «Борьба за мяч», «Командные хвостики», «Ножной мяч», играть в спортивные игры (футбол, баскетбол, гандбол).
III.Тематическое планирование по физической культуре
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Введение в физическую культуру. Беседа: «В здоровом теле - здоровый дух» | 1 |
2 | Режим дня и личная гигиена. | 1 |
3 | Подвижные игры с элементами лёгкой атлетики ..Правила организации и проведения игр. | 1 |
4 | Подвижные игры с элементами лёгкой атлетики | 1 |
5 | Подвижные игры с элементами лёгкой атлетики | 1 |
6 | Подвижные игры с элементами лёгкой атлетики | 1 |
7 | Спортивные игры (футбол) | 1 |
8 | Техника безопасности на занятиях спортивными играми. Футбол. | 1 |
9 | Правила техники безопасности при работе с мячом. | 1 |
10 | Построение в шеренгу и в колону.Игра «Становись-разойдись» | 1 |
11 | Строевые упражнения Выполнение команд «Класс, шагом марш!», «Класс, стой!». | 1 |
12 | Строевые упражнения. Повороты. | 1 |
13 | Строевые упражнения. «Смена мест» | 1 |
14 | Эстафеты с обручем. | 1 |
15 | Беседа о правильном питании. | 1 |
16 | Правила техники безопасности при выполнении упр. со скакалкой | 1 |
17 | И смекалка нужна – и закалка важна | 1 |
18 | Упражнения с мячом. | 1 |
19 | Подвижные игры на материале футбола | 1 |
20 | Упражнения для формирования правильной осанки. | 1 |
21 | Подвижные игры на материале волейбола. | 1 |
22 | Упражнения для формирования правильной осанки. | 1 |
23 | Подвижные игры на материале баскетбола. | 1 |
24 | Упражнения для формирования правильной осанки. | 1 |
25 | Составление и выполнение комплексов утренней гимнастики. | 1 |
26 | Правила техники безопасности при выполнении ОРУ. | 1 |
27 | Упражнения для формирования правильной осанки. | 1 |
28 | Упражнения для формирования правильной осанки. | 1 |
29 | Прыжки на 1 и на 2 ногах на месте и с продвижением вперед | 1 |
30 | Прыжки со скакалкой | 1 |
31 | Прыжки со скакалкой | 1 |
32 | Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз. | 1 |
33 | Упражнения для формирования правильной осанки. | |
34 | Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу! Наше здоровое будущее. | 1 |