Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» 4 класс составлена на основании следующих документов и материалов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 11, 12, 28),
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 29.12. 2016 № 1977) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 N 699 "Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2016 N 42729).
Основная образовательная программа МКОУ«Аверьяновская СОШ»
Учебный план МКОУ «Аверьяновская СОШ»
Локальный нормативный акт МКОУ «Аверьяновская СОШ» «Положение о структуре рабочей программы педагога»
Авторская программа В.И.Лях «Физическая культура» 4 класс Москва «Просвещение» 2013 г. в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Содержание предмета доступно для обучающихся младшего школьного возраста и обеспечивает достижение положительных результатов в обучении и возможности личностного развития ребёнка.
Изучение предмета «Физическая культура» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Основными задачами реализации содержания предмета являются:
1. Укрепления здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
2. Совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
3. Формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли укрепления здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
4. Развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
5. Обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Место предмета в учебном плане:
В федеральном базисном учебном плане на предмет физической культуры в 4 классе выделяется 3 учебных часа в неделю. Общее число часов 102.
2. Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного предмета.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
Планируемые результаты учебного курса «Физическая культура» к концу четвертого года обучения
В результате изучения физической культуры обучающиеся научатся:
понимать роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;
знать правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки; в комплексах по профилактике остроты зрения и дыхательной гимнастики;
иметь представления о роли и значении занятий физическими упражнениями в подготовке солдат в русской армии;
понимать причины возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактике травматизма;
иметь представления о физической подготовке и ее связи с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;
выполнять акробатические и гимнастические упражнения;
выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);
осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения ежедневной утренней гимнастики, корригирующих упражнений и закаливающих процедур;
преодоление безопасными способами естественных и искусственных препятствий;
соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной деятельности;
наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью.
Демонстрировать уровень физической подготовленности
Контрольные упражнения | мальчики | девочки |
низкий средний высокий | низкий средний высокий |
Подтягивание в висе(кол-во раз) Подтягивание в висе лёжа(кол-во раз) | 3 | 4 | 6 | 10 | 15 | 18 |
Бег 60м(сек) | 11.0 | 10.8 | 10.0 | 11.5 | 11.0 | 10.3 |
Бег 1000м(мин.с) | 5.30 | 5.00 | 4.30 | 6.30 | 5.40 | 5.00 |
3. Содержание учебного предмета
Номер раздела | Наименование раздела | Продолжительность изучения раздела в часах |
1 | Кроссовая подготовка | 21 |
2 | Легкоатлетические упражнения | 23 |
3 | Подвижные игры на основе баскетбола | 21 |
4 | Подвижные игры | 25 |
5 | Гимнастика с элементами акробатики | 12 |
| Итого | 102 |
Основы знаний о физкультурной деятельности.
История развития физической культура в России в 17-19 в.в., ее роль и значение для
подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных
физических качеств, систем дыхания и кровообращения. Правила предупреждения
травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор
одежды и обуви, инвентаря и оборудования.
Способы самостоятельной деятельности.
Регулирование нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений.
Акробатические и гимнастические комбинации, составленные из разученных упражнений.
Оказание помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения:
Прикладно-гимнастические упражнения:
Легкая атлетика.
Прыжки: в высоту с разбега способом «перешагивание»
Низкий старт.
Стартовое ускорение.
Финиширование.
Подвижные игры, элементы спортивных игр.
На материале гимнастики с основами акробатики: задания на координацию движений
типа: “Веселые задачи”, “Запрещенное движение“ (с напряжением и расслаблением мышц
звеньев тела);
Обще развивающие упражнения.
На материале гимнастики с основами акробатики
Развитие гибкости, координации, формирование осанки, развитие силовых способностей.
На материале легкой атлетики:
Развитие координации, быстроты, выносливости, развитие силовых способностей.
4. Календарно – тематический план
№ | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
| | план | факт |
Легкая атлетика 11 часов |
1 | Вводный инструктаж по ТБ на уроках физкультуры. Виды ходьбы. | 1 | 02.09 | | |
2 | Разновидности ходьбы и бега | 1 | 04.09 | | |
3 | Разновидности ходьбы и бега | 1 | 06.09 | | |
4 | Бег на скорость 30м, 60м | 1 | 09.09 | | |
5 | Бег на скорость 30м, 60м | 1 | 11.09 | | |
6 | Техника прыжка (в длину, с разбега.) Развитие скоростно- силовых способностей | 1 | 13.09 | | |
7 | Техника прыжка (в длину, с разбега.) Развитие скоростно- силовых способностей | 1 | 18.09 | | |
8 | Прыжок в длину способом согнув ноги | 1 | 20.09 | | |
9 | Метание теннисного мяча на дальность | 1 | 23.09 | | |
10 | Метание теннисного мяча на дальность | 1 | 25.09 | | |
11 | Метание теннисного мяча на дальность | 1 | 27.09 | | |
Кроссовая подготовка 11 часов |
12 | Равномерный бег 5 мин | 1 | 30.09 | | |
13 | Равномерный бег 6 мин | 1 | 02.10 | | |
14 | Равномерный бег 6 мин | 1 | 04.10 | | |
15 | Равномерный бег 7 мин | 1 | 07.10 | | |
16 | Равномерный бег 7 мин | 1 | 09.10 | | |
17 | Равномерный бег 8 мин | 1 | 11.10 | | |
18 | Равномерный бег 8 мин | 1 | 14.10 | | |
19 | Равномерный бег 9 мин | 1 | 16.10 | | |
20 | Равномерный бег 9 мин | 1 | 18.10 | | |
21 | Равномерный бег 10 мин | 1 | 21.10 | | |
22 | Кросс 1 км по пересеченной местности | 1 | 23.10 | | |
Гимнастика с элементами акробатики 12 часов |
23 | ТБ на занятиях гимнастикой с элементами акробатики. ОРУ с предметами | 1 | 25.10 | | |
24 | Техника акробатических упражнений | 1 | 28.10 | | |
25 | Техника акробатических упражнений | 1 | 30.10 | | |
26 | Оценка техники выполнения акробатических упражнений | 1 | 11.11 | | |
27 | Ходьба по бревну на носках | 1 | 13.11 | | |
28 | Висы и упоры. Строевые упражнения | 1 | 15.11 | | |
29 | Висы и упоры. Строевые упражнения | 1 | 18.11 | | |
30 | Висы и упоры (оценка техники) | 1 | 20.11 | | |
31 | Висы и упоры. Подтягивание в висе(на результат) | 1 | 22.11 | | |
32 | Прыжки через скакалку | 1 | 2511 | | |
33 | Прыжки через скакалку | 1 | 27.11 | | |
34 | Прыжки через скакалку | 1 | 29.11 | | |
Подвижные игры 14 часов |
35 | ТБ при проведении подвижных игр. Подвижная игра | 1 | 02.12 | | |
36 | Игры: « Белые медведи», « Космонавты» | 1 | 04.12 | | |
37 | Игры: «Пятнашки», «Кто дальше бросит» | 1 | 06.12 | | |
38 | Игры: «Пятнашки», «Точный расчет» | 1 | 09.12 | | |
39 | Игры: « Прыжки по полосам», « Волк во рву» | 1 | 11.12 | | |
40 | Игры « Удочка», «Прыжки по полосам» | 1 | 13.12 | | |
41 | Игры« Удочка», «Волк во рву» Эстафета «Веревочка под ногами» | 1 | 16.12 | | |
42 | Игры: « Удочка», « Мышеловка», «Невод» | 1 | 18.12 | | |
43 | Игры: «Гонка мячей», «Третий лишний» | 1 | 20.12 | | |
44 | Игры « Перестрелка», «Гонка мячей» | 1 | 28.12 | | |
45 | Игры: « Удочка», « Мышеловка», «Невод» | 1 | 23.12 | | |
46 | Игры:« Удочка», «Кто дальше бросит», «Невод» | 1 | 25.12 | | |
47 | Игры «Охотники и утки», «Подсечка», «4 стихии» | 1 | 27.12 | | |
48 | Игры: «Удочка», «Кто дальше бросит», «Невод» | 1 | 08.01 | | |
Подвижные игры 11 часов |
49 | Игры: «Воробьи и вороны.», «Что изменилось?», « К своим флажкам» | 1 | 10.01 | | |
50 | Игры: «Овладей мячом», «Охотники и утки» | 1 | 13.01 | | |
51 | Игры: «Эстафеты с мячом», «Гонка мячей по кругу», «Веревочка» | 1 | 15.01 | | |
52 | Игры: «Космонавты», «Пятнашки», «Мельница» | 1 | 17.01 | | |
53 | Игры: «Бой петухов», «Вызов», «Караси и щука», «Дотронься до…» | 1 | 20.01 | | |
54 | Игры: «Пустое место», «Невод» | 1 | 22.01 | | |
55 | Игры: «Класс, смирно!», «Перестрелка», «По местам» | 1 | 24.01 | | |
56 | Игры: «Собери друзей», «Третий лишний» | 1 | 27.01 | | |
57 | Игры: «По местам», «Перестрелка» | 1 | 29.01 | | |
58 | Игры: «Удочка», « Мышеловка», «Невод» | 1 | 31.01 | | |
59 | Игры: «Перестрелка», «Прыжки по полосам» | 1 | 03.02 | | |
Подвижные игры на основе баскетбола 21 |
60 | Передача мяча двумя руками от груди | 1 | 05.02 | | |
61 | Передача мяча двумя руками от груди | 1 | 07.02 | | |
62 | Передача мяча сверху из-за головы | 1 | 17.02 | | |
63 | Передача мяча сверху из-за головы | 1 | 10.02 | | |
64 | Ловля и передача мяча | 1 | 12.02 | | |
65 | Ловля и передача мяча | 1 | 14.02 | | |
66 | Введение мяча | 1 | 17.02 | | |
67 | Введение мяча | 1 | 19.02 | | |
68 | Введение мяча | 1 | 21.02 | | |
69 | Броски мяча в кольцо двумя руками от груди | 1 | 26.02 | | |
70 | Броски мяча в кольцо двумя руками от груди | 1 | 28.02 | | |
71 | Броски мяча в кольцо двумя руками от груди | 1 | 02.03 | | |
72 | Игры: «Перестрелка», «Мини-баскетбол» | 1 | 04.03 | | |
73 | Игры: «Подвижная цель», «Мини-баскетбол» | 1 | 06.03 | | |
74 | Игры: «Охотники и утки», «Перестрелка» | 1 | 11.03 | | |
75 | Игра: «Перестрелка» Эстафета | 1 | 13.03 | | |
76 | Игры: «Вызови по имени», «Мини-баскетбол» | 1 | 16.03 | | |
77 | Игры: «Подвижная цель» «Мяч ловцу» | 1 | 18.03 | | |
78 | Игры: «Быстро и точно», «Мини-баскетбол» | 1 | 20.03 | | |
79 | «Мини-баскетбол» | 1 | 01.04 | | |
80 | «Мини-баскетбол» | 1 | 03.04 | | |
Кроссовая подготовка 10 часов |
81 | «Бег по пересеченной местности» | 1 | 06.04 | | |
82 | «Бег по пересеченной местности» | 1 | 08.04 | | |
83 | Равномерный бег 6 мин | 1 | 10.04 | | |
84 | Равномерный бег 7 мин | 1 | 13.04 | | |
85 | Равномерный бег 8 мин | 1 | 15.04 | | |
86 | Равномерный бег 9мин | 1 | 17.04 | | |
87 | Равномерный бег 9 мин | 1 | 20.04 | | |
88 | Равномерный бег 10 мин | 1 | 22.04 | | |
89 | Равномерный бег 10 мин | 1 | 24.04 | | |
90 | Кросс 1 км | 1 | 27.04 | | |
Легкая атлетика 12 часов |
91 | Виды ходьбы и бега | 1 | 29.04 | | |
92 | Спринтерский бег | 1 | 04.05 | | |
93 | Спринтерский бег | 1 | 06.05 | | |
94 | Спринтерский бег | 1 | 08.05 | | |
95 | Бег на результат 30 м , 60 м | 1 | 11.05 | | |
96 | Техника прыжков | 1 | 13.05 | | |
97 | Техника прыжков | 1 | 15.05 | | |
98 | Техника прыжков | 1 | 18.05 | | |
99 | Прыжок в длину с места | 1 | 20.05 | | |
100 | Метание мяча на дальность | 1 | 22.05 | | |
101 | Метание мяча на дальность | 1 | 27.05 | | |
102 | Метание мяча на дальность | 1 | 29.05 | | |
Нормативы | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
"5" | "4" | "3" | "5" | "4" | "3" | "5" | "4" | "3" |
1 | Бег 30 м (сек.) | м | 6,0 | 6,6 | 7,1 | 5,7 | 6,2 | 6,8 | 5,4 | 6,0 | 6,6 |
д | 6,3 | 6,9 | 7,4 | 5,8 | 6,3 | 7,0 | 5,5 | 6,2 | 6,8 |
2 | Бег 1000 м (мин,сек.) ("+" - без учета времени) | м | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
д | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
3 | Челночный бег 3х10 м (сек.) | м | | | | | | | 9,0 | 9,6 | 10,5 |
д | | | | | | | 9,5 | 10,2 | 10,8 |
4 | Прыжок в длину с места (см) | м | 150 | 130 | 115 | 160 | 140 | 125 | 165 | 155 | 145 |
д | 140 | 125 | 110 | 150 | 130 | 120 | 155 | 145 | 135 |
5 | Прыжок в высоту, способом "Перешагивания" (см) | м | 80 | 75 | 70 | 85 | 80 | 75 | 90 | 85 | 80 |
д | 70 | 65 | 60 | 75 | 70 | 65 | 80 | 75 | 70 |
6 | Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.) | м | 70 | 60 | 50 | 80 | 70 | 60 | 90 | 80 | 70 |
д | 80 | 70 | 60 | 90 | 80 | 70 | 100 | 90 | 80 |
7 | Отжимания (кол-во раз) | м | 10 | 8 | 6 | 13 | 10 | 7 | 16 | 14 | 12 |
д | 8 | 6 | 4 | 10 | 7 | 5 | 14 | 11 | 8 |
8 | Подтягивания (кол-во раз) | м | 3 | 2 | 1 | 4 | 3 | 2 | 6 | 4 | 3 |
9 | Метание т/м (м) | м | 15 | 12 | 10 | 18 | 15 | 12 | 21 | 18 | 15 |
д | 12 | 10 | 8 | 15 | 12 | 10 | 18 | 15 | 12 |
10 | Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин) | д | 23 | 21 | 19 | 25 | 23 | 21 | 28 | 25 | 23 |
м | 28 | 26 | 24 | 30 | 28 | 26 | 33 | 30 | 28 |
11 | Приседания (кол-во раз/мин) | м | 40 | 38 | 36 | 42 | 40 | 38 | 44 | 42 | 40 |
д | 38 | 36 | 34 | 40 | 38 | 36 | 42 | 40 | 38 |
ТЕСТОВЫЕ НОРМАТИВЫ: проводятся в начале и в конце учебного года в рамках урока с целью выявления динамики физического развития учащихся и с целью более правильного распределения нагрузки на уроках.
10