МБОУ «НИЖНЕ-БЕСТЯХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ №1 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
МР «МЕГИНО-КАНГАЛАССКИЙ УЛУС»
«РАССМОТРЕНО» | «СОГЛАСОВАНО» | «УТВЕРЖДЕНО» |
Руководитель МО естественного цикла | Заместитель директора по УВР | Директор школы |
____________________Лопсонова Л.Б. | __________________Прибылых Г.М. | __________________Бурнашев М.П. |
Протокол №1 | От «30» августа 2022г. | Приказ № 03-47/3 |
От «30» августа 2022г. | | От «31» августа 2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Физическая культура»
для 4 «а» класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Создатель: Баишева Анастасия Васильевна
Учитель физической культуры
Педагогический стаж: 6 лет
Квалификация: СЗД
2022 год
Пояснительная записка
к рабочей программе по физической культуре для учащихся 4 класса
Рабочая программа учебного предмета « Физическая культура», составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования и Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классы авторов-составителей В. И. Ляха и А. А. Зданевича; издательство «Просвещение», Москва 2016г. и учебника «Физическая культура 1-4 классы» автор В.И. Лях издательство «Просвещение» Москва, 2016, а также на основе книги предназначенной для учителей и тренеров А.С. Федоров «Народные игры и забавы саха» изд. НКИ «Бичик».
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится в 2-4 классы – 102 ч. (3 часа в неделю).
В программе В.И. Ляха и А.А Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную.
Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура».
Вариативная часть включает в себя программный материал по подвижным играм на основе спортивных игр.
Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
Распределение учебных тем на прохождение базовой части программного материала по физической культуре 1-4 классов составлено в соответствии с комплексной программой физического воспитания учащихся (В. И. Лях. и А. А. Зданевич.).
Часы вариативной части дополняют основные разделы программного материала базовой части, при этом с учетом рекомендаций Минобразования науки РФ с целью содействия физическому развитию обучающихся, повышению двигательной активности в режиме учебного дня, увеличено изучение программного материала в разделе подвижные игры на основе спортивных игр и якутским национальным подвижным играм.
Цель программы: формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Задачи программы:
· укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
· формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
· освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
· обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
· воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате обучения ученик должен знать:
− ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»;
− характеризовать назначение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз;
− характеризовать назначение уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр;
− характеризовать назначение занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных физических качеств;
− раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности;
− раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на укрепление здоровья и развитие физических качеств;
− ориентироваться в понятии «физическая подготовка»: характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координация, гибкость);
− демонстрировать физические упражнения, направленные на развитие основных физических качеств (силу, быстроту, выносливость, координация, гибкость);
− ориентироваться в понятиях «физическая подготовка» и «физическая подготовленность»: выбирать нужные упражнения по характеру их воздействия на отдельные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координационные способности, гибкость);
− характеризовать способы безопасного поведения на уроках физической культуры;
− организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещениях, так и на открытом воздухе);
− отбирать упражнения для комплексов утренней зарядки;
− отбирать упражнения для комплексов физкультминуток;
− выполнять в соответствии с изученными правилами комплексы утренней зарядки и физкультминуток;
− проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации);
− соблюдать правила взаимодействия с игроками во время проведения подвижных игр и простейших соревнований;
− организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования;
− правильно подбирать инвентарь и одежду в зависимости от способа двигательной деятельности;
− выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки;
− выполнять упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координационных способностей);
− оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
− выполнять легкоатлетические упражнения (медленный равномерный бег; метание малого мяча в горизонтальную цель; метание набивного мяча снизу, из за головы, от груди; ходьба на носках, на пятках, в полуприседе, в приседе, с различным положением рук, сгибая ноги вперед, с перешагиванием через препятствие);
− выполнять легкоатлетические упражнения (длительный равномерный бег, бег поднимая ноги вперед, сгибая ноги назад, передвижения приставными шагами, прыжки в длину и высоту; метание малого и большого мяча в вертикальную и горизонтальную цель, броски и ловля набивного мяча разными способами);
− выполнять организующие строевые команды и приёмы;
− выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
− выполнять общеразвивающие упражнения без предметов на месте и в движении;
− выполнять общеразвивающие упражнения с предметами на месте и в движении.
В результате обучения ученик получит возможность научиться:
− выявлять связь занятий физической культурой с трудовой деятельностью;
− выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
− понимать значение упражнений прикладной направленности для повышения трудовой и оборонной деятельности;
− характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья;
− отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
− целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по степени их воздействия на определённые физические качества;
− сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
− выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
− играть в мини - баскетбол, мини - волейбол по упрощённым правилам
- выполнять нормативы ГТО по физической подготовке;
− выполнять передвижения на лыжах попеременным двухшажным ходом, подъёмы в гору «полуёлочкой» и «ёлочкой», спуски, торможение.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Основы знаний о физической культуре. История развития физической культуры и первых соревнований. Олимпийские игры. Режим дня и личная гигиена. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви, инвентаря. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическое совершенствование:
Лёгкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением. Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; Бег: медленный равномерный, бег с ускорением, челночный бег 3x10 м, эстафетный бег, бег из различных исходных положений, бег на 30 м с высокого старта. Нормативы ГТО по физической подготовке.
Гимнастика с основами акробатики. Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения.
Подвижные игры c элементами спортивных игр. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию. На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту. На материале спортивных игр. Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола. Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Кроссовая подготовка. Совершенствование навыков бега и развитие выносливости: кросс по слабопересеченной местности; упражнений на выносливость; кроссовый бег до 1 км. Равномерный бег до 3 мин. Медленный бег до 4 мин.
Лыжная подготовка. Ходьба ступающим и скользящим шагом с палками, попеременно 2-х шажный ход, одновременно 2-х шажный ход, подъем «елочкой», спуск на лыжах,
Якутские национальные настольные и подвижные игры. «Хабылык», «Хаамыска», «Тырыынка», «Наступание на ноги» (атах тэпсиитэ), «Бег галопом» (атаралаан сууруу), «Невод», (Мунхалааьын), «Перепрыгние через сухую травинку» (Хорон оту урдунэн ыстаныы), «Крест» (кириэс тэбии), «Кто может встать?» (ким кыайан турарый?), «Наперегонки» (ат буолан сырсыы), «водонос» (ойбону кеьеруу), «Урони полено» (харда5ас охторуута),
Распределение учебных часов по разделам программы
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов |
4 класс |
1 | Базовая часть | 78 |
1.1 | основы знания о физической культуре | В процессе урока |
1.2 | Легкая атлетика (кроссовая подготовка, сдача норматива ГТО) | 37 |
1.3 | Подвижные игры | 16 |
1.4 | Гимнастика с элементами акробатики, Строевая подготовка | 17 |
1.5 | Лыжная подготовка | 8 |
2 | Вариативная часть | 21 |
2.1 | Подвижные игры на основе спортивных игр | 15 |
2.2 | Якутские национальные настольные и подвижные игры . | 6 |
| Итого | 99ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс (99 часа)
№ п/п | Тема урока | Учебные часы | дата |
план | факт |
1 | Техника безопасности на уроке физической культуры. Ходьба. Разновидности ходьбы | 1 | 2.09 | |
2 | Ходьба и бег. Организационно-методические указания | 1 | 3.09 | |
3 | Ходьба и бег. Понятие «короткая дистанция» | 1 | 7.09 | |
4 | Ходьба и бег. Подвижная игра «флажки» | 1 | 9.09 | |
5 | Ходьба и бег. Подвижная игра «Флажки» | 1 | 10.09 | |
6 | Ходьба и бег. Бег с ускорением. | 1 | 14.09 | |
7 | Бег 60 м. Высокий старт. | 1 | 16.09 | |
8 | Обычный бег, бег с изменение направления движения. Бег в чередовании с ходьбой. Бег 60 м – контрольное упражнение. Развитие скоростных качеств. | 1 | 17.09 | |
9 | Беговые упражнения. Развитие скоростных качеств. Подвижная игра «Лисы и куры | 1 | 21.09 | |
10 | Сдача осеннего норматива: Бег на 400 метров | 1 | 23.09 | |
11 | Быстрый (спринтерский) бег | 1 | 24.09 | |
12 | Ускоренный (эстафетный)бег | 1 | 28.09 | |
13 | Бег с высокого старта | 1 | 30.09 | |
14 | Бег с низкого старта | 1 | 1.10 | |
15 | Командные, двусторонние игры | 1 | 5.10 | |
16 | Закрепление техники челночного бега с переносом кубиков. Совершенствование навыков выполнения строевых команд. | 1 | 7.10 | |
17 | Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Тестирование челночного бега 3 х 10 м. | 1 | 8.10 | |
18 | Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Упражнения со скакалкой. | 1 | 12.10 | |
19 | Сдача осеннего норматива: Прыжки в длину с места | 1 | 14.10 | |
20 | Прыжки через короткую скакалку. Эстафета «Смена сторон» Подвижная игра «Зайцы в огороде» | 1 | 15.10 | |
21 | Сдача осеннего норматива: Подтягивание на перекладине | 1 | 19.10 | |
22 | Прыжки через короткую скакалку. Бег по размеченным участкам дорожки. Подвижная игра «Пятнашки» | 1 | 21.10 | |
23 | Сдача осеннего норматива: Сгибание, разгибание рук (отжимание) | 1 | 22.10 | |
24 | Сдача осеннего нормативов: Наклон вперед стоя | 1 | 26.10 | |
25 | Сдача осеннего норматива: поднимание туловища | 1 | 28.10 | |
26 | Игровые упражнения и подвижные игры с бегом, прыжками. Эстафеты. | 1 | 29.10 | |
27 | Игровые упражнения и подвижные игры с бегом, прыжками. Эстафеты. | 1 | 11,11 | |
28 | Подвижные игры "Флажки" | 1 | 12,11 | |
29 | Подвижные игры "Перестрелки" | 1 | 16.11 | |
30 | Подвижные игры "День и ночь" | 1 | 18.11 | |
31 | Подвижные игры "Охотники и утки" | 1 | 19.11 | |
32 | Подвижные игры «Метко в цель», | 1 | 23.11 | |
33 | Техника безопасности. Подвижные игры с элементами баскетбола | 1 | 25.11 | |
34 | Разновидности обучения с мячом | 1 | 26.11 | |
35 | Бросок мяча снизу на месте | 1 | 30.11 | |
36 | Ловля мяча на месте | 1 | 2.12 | |
37 | Бросок мяча снизу при движении | 1 | 3.12 | |
38 | Ловля мяча при движении | 1 | 7.12 | |
39 | Бросок мяча снизу в щит | 1 | 9.12 | |
40 | Передача мяча снизу на месте | 1 | 10.12 | |
41 | Ловля и передача мяча на месте | 1 | 14.12 | |
42 | Ловля и передача мяча при движении | 1 | 16.12 | |
43 | Ведение мяча на месте | 1 | 17.12 | |
44 | Ловля и передача мяча при движении | 1 | 21.12 | |
45 | Подвижные игры с мячом | 1 | 23.12 | |
46 | Эстафеты с мячом. | 1 | 24.12 | |
47 | Подвижная игра «Передал – садись». | 1 | 28.12 | |
48 | Гимнастика. Инструктаж по Т.Б. Строевые упражнения. Перекаты. | 1 | 11.01 | |
49 | Строевые упражнения. Перекаты. | 1 | 13.01 | |
50 | Группировка. Перекаты в группировке, лёжа на животе. | 1 | 14.01 | |
51 | Группировка. Перекаты в группировке, лёжа на животе. Игра «Совушка». | 1 | 18.01 | |
52 | Перекаты в группировке из упора стоя на коленях. | 1 | 20.01 | |
53 | Перекаты в группировке из упора стоя на коленях. | 1 | 21.01 | |
54 | Строевые упражнения. Упражнения на равновесие. | 1 | 25.01 | |
55 | Строевые упражнения. Упражнения на равновесие. | 1 | 27.01 | |
56 | Строевые упражнения. Ходьба по гимнастической скамейке. | 1 | 28.01 | |
57 | Строевые упражнения. Ходьба по гимнастической скамейке. | 1 | 1.02 | |
58 | Строевые упражнения. Повороты на месте «налево!», «направо!», «Кругом!» | 1 | 3.02 | |
59 | Повторение темы налево, направо, кругом | 1 | 4.02 | |
60 | Повороты налево, направо, кругом на оценку | 1 | 8.02 | |
61 | Построение в 2 шеренги | 1 | 10.02 | |
62 | Повторение темы построение 2 шеренги | 1 | 11.02 | |
63 | На оценку построение 2 шеренги | 1 | 15.02 | |
64 | Маршировка в 1-2 колонну по залу | 1 | 17.02 | |
65 | Повторение темы маршировка 1-2 колонну по залу | 1 | 18.02 | |
66 | На оценку маршировка 1-2 колонну по залу | 1 | 22.02 | |
67 | Национальные настольные игры «хабылык», «хаамыска», «Тырыынка» | 1 | 24.02 | |
68 | Национальные настольные игры «хабылык», «хаамыска», «Тырыынка» | 1 | 25.02 | |
69 | Национальная подвижная игра «Ойбонтон уулааьын» | 1 | 1.03 | |
70 | Национальная подвижная игра «Кириэс тэбии» | 1 | 3.03 | |
71 | Национальная подвижная игра «Кетех ына5ы туруоруу» | 1 | 4.03 | |
72 | Национальная подвижная игра «Кырынаастааьын» | 1 | 8,03 | |
73 | Повторение подвижных игр | 1 | 10.03 | |
74 | Инструктаж по ТБ. Правила поведения на уроках лыжной подготовки. Переноска лыж способом под руку; надевание лыж. | 1 | 11.03 | |
75 | Повороты на месте переступанием вокруг пяток лыж. Передвижение скользящим шагом | 1 | 15.03 | |
76 | Передвижение скользящим шагом 30 м. | 1 | 17.03 | |
77 | Передвижение по кругу, чередуя ступающий и скользящий шаг. | 1 | 18.03 | |
78 | Повороты переступанием вокруг носков. | 1 | 22.03 | |
79 | Свободное катание | 1 | 24.03 | |
80 | Свободное катание | 1 | 5.04 | |
81 | Ходьба и бег с изменением темпа. | 1 | 7.04 | |
82 | Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра. | 1 | 8.04 | |
83 | Челночный бег 3х10 м. (Сдача весеннего норматива) Игра «Мышеловка». | 1 | 12.04 | |
84 | Прыжковые упражнения: прыжки со скакалкой. | 1 | 14.04 | |
85 | Прыжковые упражнения: спрыгивания и запрыгивания. | 1 | 15.04 | |
86 | Прыжки в длину с места (Сдача весеннего норматива). Игра «Пустое место». | 1 | 19.04 | |
87 | Сдача весеннего норматива: Наклон вперед стоя | 1 | 21.04 | |
88 | Сдача весеннего норматива: Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин) | 1 | 22.04 | |
89 | Сдача весеннего норматива: Подтягивание на перекладине | 1 | 26.04 | |
90 | Бег 30 м. на скорость (сдача весеннего норматива) Подвижная игра «Воробьи и вороны». | 1 | 28.04 | |
91 | Равномерный, медленный бег до 4 мин. | 1 | 29.04 | |
92 | Смешенное передвижение на 1000 м с учетом. (Сдача весеннего норматива) | 1 | 3.05 | |
93 | Беговые упражнения с изменяющимся направлением движения. Игра «Третий лишний» | 1 | 5.05 | |
94 | Метание малого мяча в цель. Подвижные игры. | 1 | 6.05 | |
95 | Метание набивного мяча из разных положений. | 1 | 10.05 | |
96 | На выносливость: бег 400 метров. | 1 | 12.05 | |
97 | Кроссовый бег. | 1 | 13.05 | |
98 | Подвижные игры «Флажки» | 1 | 17.05 | |
99 | Игра «Кто быстрее» | 1 | 19.05 | |
| | 99ч | | |
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура», составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования и Комплексной программы физического воспитания, учащихся 1-11 классы авторов-составителей В. И. Ляха и А. А. Зданевича; издательство «Просвещение», Москва 2016г. и учебника «Физическая культура 1-4 классы» автор В.И. Лях издательство «Просвещение» Москва, 2016, а также на основе книги А.С. Федорова «Народные игры и забавы саха» изд. НКИ «Бичик».