"Программа по физической культуре, согласно ФГОС".
7-й класс
Пояснительная записка
Назначение программы
Рабочая программа составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич. (М.: Просвещение, 2012. - 9-е изд. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации). Рабочая программа по физической культуре для 7-х классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образованиями является адаптированной к программе физического воспитания.
Программа предназначена для практического использования в учебно-образовательном процессе и адресуется учителям физической культуры с целью сохранения ими единого образовательного пространства и преемственности в задачах между ступенями образования, предупреждения учебных перегрузок, соблюдения общих подходов к раскрытию дидактических единиц, установленных в государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. Программа регламентирует объем содержания образования и разделяет его по годам обучения. Материал вариативной части Рабочей программы связан с региональными и национальными особенностями, и время на его освоение определено областным и местным органами образования. При выборе материала вариативной части предпочтение отдано национальным видам физических упражнений: игре в лапту, подвижным играм, соревновательно-игровой деятельности.
В начале и в конце учебного года учащиеся сдают контрольные упражнения для определения развития уровня физической подготовленности и физических способностей в отдельности в зависимости от возраста и пола, в количестве – 4 заданий (бег 30 метров., прыжок в длину с места, бег 1000метров , поднимание туловища (девочки), количество раз).
Текущий учет является основным видом проверки успеваемости учащихся по физической культуре. Он отражает качество усвоения отдельных тем учебного материала и решения задач конкретного урока. Оценка за успеваемость выставляется в баллах.
В связи со спецификой преподавания уроков физкультуры, с недооснащением общеобразовательного учреждения согласно требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных программ федерального компонента государственного стандарта общего образования невозможна реализация стандарта общего образования программы в полном объёме по разделам: лыжная подготовка.
В связи с перечисленными причинами, используя время, отведённое на раздел лыжная подготовка заменена на спортивные игры (волейбол).
Структура документа
Программа включает разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематическое планирование, содержание программы учебного предмета, формы и средства контроля, перечень учебно-методических средств обучения.
Общая характеристика учебного предмета
В программе для 7 классов двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивная деятельность. Первая содержательная линия «Физкультурно-оздоровительная деятельность» характеризуется направленностью на укрепление здоровья учащихся и создание представлений о бережном к нему отношении, формирование потребностей в регулярных занятиях физической культурой и использование их в разнообразных формах активного отдыха и досуга.
Вторая содержательная линия «Спортивная деятельность» соотносится с возрастными интересами учащихся в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности учащихся. Занятия физической культурой способствуют созданию максимально благоприятных условий для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка и его самоопределения.
Цели и задачи
Общей целью образования в области физической культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
В соответствии с этим программа своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических задач:
• содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
• обучение основам базовых видов двигательных действий;
• дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
выработка представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
выработка организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
На уроках физической культуры в 7 классах решаются основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания.
Одна из главнейших задач уроков — обеспечение дальнейшего всестороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования силовых, временных и пространственных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы, гибкости) способностей, а также сочетание этих способностей.
Большое значение в подростковом возрасте придается решению воспитательных задач: выработке привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, воспитанию ценностных ориентаций на здоровый образ жизни. На уроках физической культуры учитель должен обеспечить овладение учащимися организаторскими навыками проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи; содействовать формированию у подростков адекватной оценки своих физических возможностей и мотивов к самосовершенствованию.
Уроки физической культуры в этих классах содержат богатый материал для воспитания волевых качеств (инициативность, самостоятельность, смелость, дисциплинированность, чувство ответственности), а также нравственных и духовных сторон личности, таких, как честность, милосердие, взаимопомощь, отзывчивость и др. Одновременно с этим учебный материал программы позволяет учителю содействовать развитию у учащихся психических процессов: восприятий, представлений, памяти, мышления.
Организационно-методические указания
В соответствии с задачами уроков физической культуры, особенностями контингента учащихся, условиями проведения занятий определяются содержание учебного материала, методы и средства обучения и воспитания, способы организации занятий.
Высокая активность и сознательная работа учащихся на уроке достигается четкой постановкой общей цели физического воспитания в школе, педагогических задач по освоению конкретного раздела или темы программы, а также в результате обучения детей двигательным действиям (навыкам), освоения теоретических и методических знаний в области физической культуры, приобретения умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность и достижения соответствующего уровня двигательных способностей. Усилению мотивации занятий на уроках способствует привлечение подростков к судейству, руководству командой или отделением, подготовке и организации занятий, демонстрации упражнений. Интерес к уроку физической культуры обеспечивается применением различных технических средств обучения, тренажеров, соответствующих возрасту, нестандартного оборудования, творческих заданий и самостоятельных занятий.
Обучение сложной технике основных видов спорта основывается на приобретенных в начальной школе простейших двигательных умениях и навыках. Высокое качество этого процесса обеспечивается умелым применением подводящих и подготовительных упражнений, расчлененного и целостного методов обучения, интенсивных методов обучения (проблемное и программированное обучение, метод сопряженного обучения и развития двигательных качеств, круговая тренировка, игровой и соревновательный).
В среднем школьном возрасте (с 10-13 лет) техническое и технико-тактическое обучение и совершенствование наиболее тесно переплетаются с развитием координационных способностей. В соответствии с дидактическими принципами (последовательность, систематичность и индивидуализация) учитель физической культуры должен приучать учащихся к тому, чтобы они выполняли задания на технику или тактику прежде всего правильно (т. е. адекватно и точно). Затем необходимо постепенно увеличивать требования к быстроте и рациональности выполнения изучаемых двигательных действий и, наконец, к находчивости при выполнении упражнений в изменяющихся условиях. В этой связи педагог должен умело переходить от стандартно-повторного к вариативному упражнению, игровому и соревновательному методам.
В свою очередь, в данный период жизни детей развитие координационных способностей необходимо органично увязать с воспитанием скоростных, скоростно-силовых способностей, а также выносливости и гибкости. Для этого на уроках учителя физической культуры должны постоянно применять общеразвивающие и специально развивающие координационные упражнения и чередовать их с упражнениями, воздействующими на указанные кондиционные способности.
В 7 классах увеличиваются индивидуальные различия школьников, что необходимо учитывать при обучении движениям, развитии двигательных способностей, осуществлении процесса воспитания. В этой связи для группы школьников или отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп освоения программного материала, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подходы особенно важны для учащихся, имеющих низкие и высокие результаты в области физической культуры.
При выборе содержания и методов проведения урока необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности занимающихся. При соответствующих условиях целесообразно объединять параллельные классы для раздельного обучения мальчиков и девочек. В подростковом возрасте усиливается значимость обучения учащихся знаниям по физической культуре, формы передачи которых на уроке зависят от содержания самих занятий, этапа обучения, условий их проведения и других факторов. Наиболее целесообразно сообщение знаний увязывать с освоением и совершенствованием конкретных двигательных действий, развитием двигательных способностей, формированием умений самостоятельно тренироваться и осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Однако знания становятся руководством к действию лишь при двух условиях: во-первых, при объективном отражении закономерностей изучаемых двигательных действий и, во-вторых, если они органично включены в разнообразную деятельность учащихся. Знания надо сообщать таким образом, чтобы этот процесс не влиял на двигательную активность учащихся.
Одним из возможных методических требований к сообщению знаний является реализация на практике межпредметных связей с другими общеобразовательными предметами (физикой, биологией, химией, математикой, историей и др.).
При передаче знаний в подростковом возрасте очень важно опираться на методы активной учебно-познавательной деятельности (проблемное и программированное обучение, элементы исследования, самостоятельная работа, задания по самоконтролю, взаимоанализ действий партнера и др.). Усвоение знаний учениками надо контролировать на основе наблюдения, устного и письменного опроса, специальных заданий по применению знаний на практике.
Воспитательные и оздоровительные задачи решаются на каждом уроке. При воспитании нравственных и волевых качеств очень важно учитывать возрастные особенности личности подростка: его стремление к самоутверждению, самостоятельность мышления, интерес к собственному «Я», своим физическим и психическим возможностям.
Чтобы содействовать укреплению здоровья, уроки по физической культуре необходимо проводить преимущественно на открытом воздухе; при этом костюм учащегося должен соответствовать погодным условиям и гигиеническим требованиям. При наличии определенных условий целесообразно приучать школьников заниматься босиком. Непосредственное решение оздоровительных задач на уроке важно связать с воспитанием ценностных ориентации на здоровый образ жизни, на соблюдение правил личной гигиены вне стен школы.
Оценка успеваемости по физической культуре в 5 классах производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов. Учитывая психологические особенности подростков, следует глубже аргументировать выставление той или иной оценки, шире привлекать учащихся к оценке своих достижений и достижений товарищей. Оценка должна стимулировать активность подростка, интерес к занятиям физической культурой, желание улучшить собственные результаты. В этой связи при оценке успеваемости учитель должен в большей мере ориентироваться на темпы развития двигательных способностей ученика, поощрять его стремление к самосовершенствованию, к углублению знаний в области физической культуры и ведению здорового образа жизни.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура»
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС данная рабочая программ для 7 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Урочная деятельность, направленная на формирование универсальных учебных действий обеспечивает достижение результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:
В области познавательной культуры: владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам; владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры; владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности.
В области нравственной культуры: способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, игровой и соревновательной деятельности; способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении.
В области трудовой культуры: умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха; умение проводить туристические пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности; умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры: красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений; формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями; культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры: анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой; находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры: владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях; владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности; умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей, проявляющихся в активном применении знаний, умений обучающихся в познавательной и предметно-практической деятельности. Метапредметные результаты проявляются в следующих областях культуры.
В области познавательной культуры: понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств; понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека; понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек.
В области нравственной культуры: бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости; уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности; ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры: добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений; умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность; активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры: понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью; восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры: владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения; владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений.
В области физической культуры: владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения; владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности; владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показате лей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. Предметные результаты проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры: знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами; знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации; знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры: способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности; умение оказывать помощь занимающимся, при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения; способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры: способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме; способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды.
В области эстетической культуры: способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития; способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры: способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом; способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения.
В области физической культуры: способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки; способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Календарно-тематическое планирование по физической культуре на 2018-2019 учебный год
для учащихся 7 класса
УМК : В. И. Лях, А. А. Зданевич
№ уро ка | Дата | Дата фактическая | Раздел программы | Цели, задачи урока | Основная направленность элементы содержание: формы и виды деятельности, общеразвивающие упражнения, подвижные, спортивные игры, физические упражнения и др.) | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Название игр, игровые упражнения | Домашнее задание | Примечание | |
1 | | | Лёгкая атлетика | Инструктаж по технике безопасности на уроках легкой атлетики. Развитие ловкости в подвижных играх | Вводный инструктаж по ТБ при занятиях Л/а, ОРУ, Специальные л/а упражнения. Повторение техники высокого старта. Медленный бег без учёта времени. Л/а , подвижная игра. | Знать правила ТБ | Развитие ловкости в подвижных играх | Сгибание и разгибание рук (девочки -10 раз, мальчики 20 раз). | | |
2 | | | Лёгкая атлетика | Развитие скоростных способностей. Спринтерский бег Стартовый разгон. | ОРУ, Специальные л/а упражнения. Повторение техники высокого старта. Медленный бег без учёта времени. Л/а эстафеты, подвижная игра. Влияние легкоатлетических упражнений на здоровье человека | Определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями, подвижными играми. Определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма. Выявлять различия в основных способах передвижения человека. Осваивать универсальные умения, связанные с выполнением организующих упражнений. | Развитие ловкости в подвижных играх | Приседание на одной ноге (девочки – по 3 раза на каждую ногу, мальчики – по 5 раз). | | |
3 | | | Легкая атлетика | Развитие скоростных способностей. Спринтерский бег Стартовый разгон. | ОРУ. Специальные беговые упражнения. Максимально быстрый бег на месте (сериями по 15 – 20 сек). Бег с хода 40 – 60 метров. Бег с ускорением 15– 30 м | Выявлять различия в основных способах беговых упражнениях Осваивать технику выполнения беговых упражнений. Уметь: правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с максимальной скоростью до 30 метров | Развитие ловкости в подвижных играх | Поднимание туловища из положения лежа (девочки - 15 раз, мальчики -20 раз). | | |
4 | | | Лёгкая атлетика | Урок - соревнование | Тестирование: бег 30 метров Прыжки в длину с места. | Моделировать ситуации, требующие перехода от одних действий к другим. Уметь: правильно выполнять основные движения в прыжках в длину с места; бегать с максимальной скоростью до 30 метров | Соревнование с элементами лёгкой атлетики | Бег на месте – 10 секунд, высоко поднимая колени | . | |
5 | | | Лёгкая атлетика | Бег с низкого старта Обучение игры в лапту | ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Низкий старт и стартовое ускорение 5-6 х 30 метров. Бег со старта 3-4 х 30– 60 метров. Ознакомление с правилами игры в лапту | Понимать информацию из истории физической культуры Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности Моделировать ситуации, требующие перехода от одних действий к другим. Осваивать технику бега различными способами. | Соревнование с элементами лёгкой атлетики | Бег на месте – 10 секунд, высоко поднимая колени. | | |
6 | | | Лёгкая атлетика | Урок- соревнование | Тестирование: прыжки в длину с разбега. Челночный бег 3×10 метров. | Уметь: правильно выполнять основные движения в прыжках в длину с места; бегать челночный бег | Кто дальше | Прыжки в длину с места (6-8 попыток). | | |
7 | | | Лёгкая атлетика | Совершенствование бега на короткие дистанции. Прыжки в длину с разбега. | Бег до 5 мин. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Бег со старта 1 -2 х 30 – 60 метров. Прыжки в длину с места, с разбега (5 – 7 шагов). | Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении беговых упражнений Уметь: правильно выполнять основные движения в прыжках в длину с места; бегать с максимальной скоростью до 60 метров | Перестрелка | Подтягивание на перекладине - (мальчики -8 раз, девочки в висе лежа-14 раз). | | |
8 | | | Лёгкая атлетика | Развитие скоростной выносливости Совершенствование прыжкам в длину с разбега Освоение техники броска и ловли мяча в игре «Лапта» | ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Повторный бег с повышенной скоростью от 400 – до 800 метров. Разнообразные прыжки и многоскоки. Ловля мяча в прыжке в игре «Лапта». | Моделировать комплексы упражнений с учетом их цели: на развитие силы, быстроты, выносливости Осваивать технику бега на средние дистанции | Русская лапта | Прыжки на скакалке (девочки - 100 раз, мальчики - 80 раз). | | |
9 | | | Лёгкая атлетика | Урок - соревнование | Тестирование: бег 1000 метров. Метание теннисного мяча на дальность. | Проявлять качества силы, быстроты, координации Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности | Соревнование с элементами лёгкой атлетики | Поднимание туловища (девочки - 20 раз, мальчики -25 раз) | | |
10 | | | Лёгкая атлетика | Развитие скоростно-силовых качеств. Совершенствование метания мяча. | Кроссовый бег до 1500 метров. Специальные беговые упражнения. Метание теннисного мяча на дальность, на заданное расстояние, 3-5 бросковых шагов. Метание в горизонтальную и вертикальную цель (1×1 метров) с расстояния 6-8, 8-10 метров. | Уметь метать из различных положений. Соблюдать правила техники безопасности при метании малого мяча. Сравнивать разные способы выполнения упражнений, выбирать удобный. | Перестрелка Футбол | Вис на перекладине ( 2-3 подхода) | | |
11 | | | Лёгкая атлетика | Совершенствование бега на короткие дистанции. Прыжки в длину с разбега. | Бег до 5 мин. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Бег со старта 1 -2 х 30 – 60 метров. Прыжки в длину с места, с разбега (5 – 7 шагов). | Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении беговых упражнений Уметь: правильно выполнять основные движения в прыжках в длину с места; бегать с максимальной скоростью до 60 метров | Перестрелка | Подтягивание на перекладине - (мальчики -8 раз, девочки в висе лежа-14 раз). | | |
12 | | | Лёгкая атлетика | Бег с низкого старта Обучение игры в лапту | ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Низкий старт и стартовое ускорение 5-6 х 30 метров. Бег со старта 3-4 х 30– 60 метров. Ознакомление с правилами игры в лапту | Понимать информацию из истории физической культуры Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности Моделировать ситуации, требующие перехода от одних действий к другим. Осваивать технику бега различными способами. | Соревнование с элементами лёгкой атлетики | Бег на месте – 10 секунд, высоко поднимая колени. | | |
13 | | | Лёгкая атлетика | Урок - соревнование | Тестирование: бег 800 метров. . | Проявлять качества силы, быстроты, координации Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности | Соревнование с элементами лёгкой атлетики | Поднимание туловища (девочки - 20 раз, мальчики -25 раз) | | |
14 | | | Лёгкая атлетика | Урок - соревнование | Тестирование: бег 600 метров. Метание теннисного мяча на дальность. | Проявлять качества силы, быстроты, координации Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности | Соревнование с элементами лёгкой атлетики | Поднимание туловища (девочки - 20 раз, мальчики -25 раз) | | |
15 | | | Легкая атлетика | Развитие скоростных способностей. Спринтерский бег Стартовый разгон. | ОРУ. Специальные беговые упражнения. Максимально быстрый бег на месте (сериями по 15 – 20 сек). Бег с хода 40 – 60 метров. Бег с ускорением 15– 30 м | Выявлять различия в основных способах беговых упражнениях Осваивать технику выполнения беговых упражнений. Уметь: правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с максимальной скоростью до 30 метров | Развитие ловкости в подвижных играх | Поднимание туловища из положения лежа (девочки - 15 раз, мальчики -20 раз). | | |
16 | | | Лёгкая атлетика | Развитие скоростно-силовых качеств. Совершенствование метания мяча. | Кроссовый бег до 1500 метров. Специальные беговые упражнения. Метание теннисного мяча на дальность, на заданное расстояние, 3-5 бросковых шагов. Метание в горизонтальную и вертикальную цель (1×1 метров) с расстояния 6-8, 8-10 метров. | Уметь метать из различных положений. Соблюдать правила техники безопасности при метании малого мяча. Сравнивать разные способы выполнения упражнений, выбирать удобный. | Перестрелка Футбол | Вис на перекладине ( 2-3 подхода) | | |
17 | | | Баскетбол | Стойка баскетболиста. Совершенствование техники передвижения, поворотов, остановок в баскетболе. Совершенствование ведения мяча. | Медленный бег. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Терминология игры в баскетбол. Перемещение в стойке баскетболиста. приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений, в парах в нападающей и защитной стойке. Ведение мяча на месте, в движении, с изменением направления. Развитие координационных способностей. Правила игры в баскетбол. | Определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма Выявлять характерные ошибки в технике выполнения упражнений с баскетбольными мячами. Понимать информацию из истории развития баскетбола | Борьба за мяч | Приседание на одной ноге (девочки – по 3 раза на каждую ногу, мальчики – по 5 раз) | | |
18 | | | Баскетбол | Урок - соревнование | Учет техника ведения мяча; комбинации с ведением мяча. | Моделировать физические нагрузки для развития физического качеств во время игровой деятельности. Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности | Соревнование с элементами спортивных игр | Прыжки на скакалке (девочки - 120 раз, мальчики - 90 раз). | | |
19 | | | Баскетбол | Совершенствование ведения мяча. Совершенствование ловли и передачи мяча. | Медленный бег. Упражнения для рук и плечевого пояса. Варианты ловли и передачи мяча. Варианты ведения мяча без сопротивления защитника (обычное ведение и ведение со сниженным отскоком). Броски мяча в кольцо одной рукой от плеча (из-под щита). | Излагать правила и условия проведения подвижной игры «Передал - садись! Осваивать технику ловли и передачи мяча. | Передал - садись! | Бег на месте – 10 секунд, высоко поднимая колени | | |
20 | | | Баскетбол | Овладение техникой бросков мяча. Совершенствование ведение мяча. | Варианты ведения мяча без сопротивления защитника (обычное ведение и ведение со сниженным отскоком). Варианты бросков мяча без сопротивления защитников (бросок двумя руками от груди и сверху, бросок. | Соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений с мячами. Осваивать технику бросок мяча в движении Излагать правила и условия проведения подвижных игр «Салки с ведением | Салки с ведением | Подтягивание на перекладине - (мальчики -10 раз, девочки в висе лежа-10 раз) | | |
21 | | | Баскетбол | Овладение техникой бросков мяча. (Бросок мяча в движении). | Равномерный бег до 5 мин. ОРУ в движении. Варианты ведения мяча. Варианты ловли и передачи мяча. Бросок на точность и быстроту в движении одной рукой от плеча после ведения в прыжке со среднего расстояния из – под щита. | Моделировать комплексы упражнений с учетом их цели: на развитие силы, быстроты, выносливости Осваивать технику бросок мяча в движении | Пустое место | Прыжки в длину с места (6-8 попыток) | | |
22 | | | Баскетбол | Овладение техникой штрафного броска. Совершенствование ведение мяча. | ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Варианты ведения мяча. Штрафные броски. Бросок в движении одной рукой от плеча после ведения в прыжке со среднего расстояния из – под щита. | Уметь выполнять различные варианты ведения мяча. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений с мячами. Сравнивать разные способы выполнения упражнений, выбирать удобный. | Пятнашки в парах с ведением мяча | Вис на перекладине ( 3-5 подхода) | | |
23 | | | Баскетбол | Тактика игры в баскетбол | ОРУ с мячом. Специальные беговые упражнения. Ведения мяча. Ловля и передача мяча. Тактика свободного нападения. Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2,3:3. | Уметь: выполнять тактика свободного нападения Осваивать технику позиционного нападения и личную защиту в игровых взаимодействиях | Выбей мяч | Поднимание туловища (девочки -15 раз, мальчики -20 раз) | | |
24 | | | Баскетбол | Освоение тактики игры | Тактика свободного нападения. Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2,3:3 на 1 корзину. Нападение быстрым прорывом (3:2) через взаимодействие трех игроков, заслон | Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности. Освоить упражнения на внимание. Проявлять координацию при выполнении упражнений. | Перестрелка | Приседание на одной ноге (девочки – по 3 раза на каждую ногу, мальчики – по 5 раз) | | |
25 | | | Баскетбол | Развитие кондиционных и координационных способностей. | ОРУ. СУ. Личная защита под своим кольцом. Взаимодействие двух игроков в защите через «заслон». | Моделировать физические нагрузки для развития физического качеств во время игровой деятельности. Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности | Баскетбол | Сгибание и разгибание рук (девочки – 15 раз, мальчики 22 раза). | | |
26 | | | Баскетбол | Развитие кондиционных и координационных способностей. | ОРУ. СУ. Личная защита под своим кольцом. Взаимодействие двух игроков в защите через «заслон». | Соблюдать правила техники безопасности при выполнении игры в баскетбол Освоить упражнения на взаимодействие двух игроков в защите через «заслон». | Баскетбол | Поднимание туловища (девочки -20 раз, мальчики -25 раз) | | |
28 | | | Гимнастика | Беседа по технике безопасности на уроках гимнастики. Совершенствование акробатических элементов пройденных в предыдущих классах. | инструктаж по т/б на уроках физической культуры, инструктаж по т/б на уроках гимнастики. Пройденный в предыдущих классах материал. О.Р.У. с движениями руками в ходьбе на месте, в движении; с подскоками, с приседаниями, поворотами. СУ. Кувырок вперед, назад; стойка на лопатках, равновесие на одной ноге. Упражнения на гибкость. | Определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма при занятиях гимнастикой Различать и выполнять строевые команды: «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «На месте!», « Равняйсь!», «Стой!». Осваивать универсальные умения по выполнению группировки и перекатов в группировке лежа на животе и из упора стоя на коленях | Перетягивание каната | Выпрыгивание из полуприседа (девочки -10 раз, мальчики -15 раз) | | |
29 | | | Гимнастика | Кувырок вперед в группировке. Повторение стойки на лопатках. Совершенствование прыжков через скакалку. | О.Р.У. с различными положениями рук, ног, туловища. СУ. Кувырок вперед, назад, Девочки – равновесие на одной ноге, кувырок вперед; кувырок назад, полушпагат. Упражнения на гибкость. Упражнения на пресс | Осваивать комплексы упражнений для утренней зарядки Проявлять качества упражнений на гибкость Соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений со скакалкой | Пробегание через большую вращающую скакалку. | Наклоны на гибкость (15 наклонов) | | |
30 | | | Гимнастика | Урок - соревнование | Тестирование: прыжки на скакалке на время, наклоны вперед из положения сидя на гибкость. | Освоение универсальных умений по самостоятельному выполнению упражнений по строевой подготовке Осваивать универсальные умения по выполнению группировки и перекатов в группировке лежа на животе и из упора стоя на коленях | Соревнование с элементами гимнастики | Бег на месте – 10 секунд, высоко поднимая колени | | |
31 | | | Гимнастика | Совершенствование акробатические упражнения. Развитие физических качеств | О.Р.У., СУ. Кувырок вперед, назад, стойка на лопатках. Девочки – равновесие на одной, кувырок вперед, назад, полушпагат. Упражнения на гибкость. Упражнения на пресс. | Уметь выполнять строевые команды, акробатические упражнения раздельно и слитно. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении акробатического упражнения. Знать и различать строевые приемы. | Выталкивание из круга | Подтягивание на перекладине- (мальчики -10 раз, девочки в висе лежа-12 раз) | | |
32 | | | Гимнастика | Упражнения в равновесии. Совершенствование освоенных акробатических элементов в комбинациях. | О.Р.У., СУ. Комбинации из ранее освоенных акробатических элементов. | Понимать информацию о личной гигиене человека Соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений | Не дай обручу упасть | Прыжки на скакалке (девочки - 120 раз, мальчики - 100 раз). | | |
33 | | | Гимнастика | Урок - соревнование | Тестирование: подтягивание туловища | Уметь выполнять строевые команды, акробатические элементы раздельно и в комбинации Знать основные гимнастические снаряды | Соревнование с элементами гимнастики | Прыжки в длину с места (6-8 попыток) | | |
34 | | | Гимнастика | Теоретические основы. Совершенствование акробатическим элементам | ОРУ. Упражнения в висах и упорах: Акробатические упражнения (кувырки, стойка на лопатках) | Проявлять качества ловкости при выполнении упражнений прикладной направленности. Классифицировать упражнения по функциональной направленности, использовать их в самостоятельных занятиях физической и спортивной подготовки. | Перетягивание каната | Вис на перекладине (3-5 подхода) | теория | |
35 | | | Гимнастика Урок- соревнование | Урок - соревнование | Тестирование: приседание на одной ноге. | Проявлять качества силы при выполнении упражнений прикладной направленности Осваивать технику лазания на гимнастической стенке | Соревнование с элементами гимнастики | Поднимание туловища (девочки -15 раз, мальчики -20 раз) | | |
36 | | | Гимнастика | Совершенствование упражнений в равновесии. | О.Р.У., СУ. Сгибание и разгибание рук в упоре: | Соблюдать правила техники безопасности при выполнении эстафет Анализировать технику движений и предупреждать появление ошибок в процессе их усвоения | Эстафеты со скакалкой | Выпрыгивание из полуприседа (девочки -10 раз, мальчики -15 раз) | | |
37 | | | Гимнастика | Урок - соревнование Сгибание и разгибание рук в упоре: | О.Р.У., СУ. Сгибание и разгибание рук в упоре: | Осваивать технику выполнения упражнений на гимнастических снарядах, Проявлять качества координации при выполнении упражнений прикладной направленности | Соревнование с элементами гимнастики | Наклоны на гибкость (12 наклонов) | | |
38 | | | Гимнастика | Совершенствование упражнений в равновесии | О.Р.У., СУ. Сгибание и разгибание рук в упоре: | Проявлять качества силы, координации и ловкости Осваивать технику прыжка через козла | Салки простые | Подтягивание на перекладине - (мальчики -10 раз, девочки в висе лежа-12 раз) | | |
39 | | | Гимнастика | Урок - соревнование | Учет техники выполнения комбинации (связки) акробатических элементов. | Составлять (с помощью учителя) режим дня. Знать и различать строевые приемы Осваивать технику равновесия | Соревнование с элементами гимнастики | Прыжки на скакалке (девочки -120 раз, мальчики -100 раз) | | |
40 | | | Гимнастика | Совершенствование акробатических элементов | О.Р.У., СУ. Акробатика: (М: два кувырка вперед в стойку на лопатках; два кувырка вперед, кувырок назад в полушпагат,) Упражнения в равновесии. | Осваивать технику физических упражнений прикладной направленности; Проявлять качества силы, координации и выносливости при выполнении гимнастических упражнений и комбинаций. | Тяни в круг | Прыжки в длину с места (6-8 попыток) | | |
41 | | | Гимнастика | Совершенствование акробатических элементов | О.Р.У. Акробатические упражнения (связка). | Осваивать технику физических упражнений прикладной направленности; Проявлять качества силы, координации и выносливости при выполнении гимнастических упражнений и комбинаций. | Перетягивание каната | Выпрыгивание из полуприседа (девочки -10 раз, мальчики -15 раз) | | |
42 | | | Гимнастика | Кувырок вперед в группировке. Повторение стойки на лопатках. Совершенствование прыжков через скакалку. | О.Р.У. с различными положениями рук, ног, туловища. СУ. Кувырок вперед, назад, Девочки – равновесие на одной ноге, кувырок вперед; кувырок назад, полушпагат. Упражнения на гибкость. Упражнения на пресс | Осваивать комплексы упражнений для утренней зарядки Проявлять качества упражнений на гибкость Соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений со скакалкой | Пробегание через большую вращающую скакалку. | Наклоны на гибкость (15 наклонов) | | |
43 | | | Гимнастика | Урок - соревнование | Учет техники выполнения комбинации (связки) акробатических элементов. | Составлять (с помощью учителя) режим дня. Знать и различать строевые приемы Осваивать технику равновесия | Соревнование с элементами гимнастики | Прыжки на скакалке (девочки -120 раз, мальчики -100 раз) | | |
44 | | | Гимнастика | Совершенствование акробатических элементов | О.Р.У., СУ. Акробатика: (М: два кувырка вперед в стойку на лопатках; Д. два кувырка вперед, кувырок назад в полушпагат,) Упражнения в равновесии. | Осваивать технику физических упражнений прикладной направленности; Проявлять качества силы, координации и выносливости при выполнении гимнастических упражнений и комбинаций. | Тяни в круг | Прыжки в длину с места (6-8 попыток) | | |
45 | | | Гимнастика Урок- соревнование | Урок - соревнование | Тестирование: поднимание туловища | Проявлять качества силы при выполнении упражнений прикладной направленности Осваивать технику лазания на гимнастической стенке | Соревнование с элементами гимнастики | Поднимание туловища (девочки -15 раз, мальчики -20 раз) | | |
46 | | | Гимнастика | Совершенствование упражнений в равновесии | О.Р.У., СУ. Сгибание и разгибание рук в упоре: | Проявлять качества силы, координации и ловкости Осваивать технику прыжка через козла | Салки простые | Подтягивание на перекладине - (мальчики -10 раз, девочки в висе лежа-12 раз) | | |
47 | | | Гимнастика | Урок - соревнование | Тестирование: прыжки на скакалке на время, наклоны вперед из положения сидя на гибкость. | Освоение универсальных умений по самостоятельному выполнению упражнений по строевой подготовке Осваивать универсальные умения по выполнению группировки и перекатов в группировке лежа на животе и из упора стоя на коленях | Соревнование с элементами гимнастики | Бег на месте – 10 секунд, высоко поднимая колени | | |
48 | | | Волейбол | Совершенствование передачи мяча сверху двумя руками на месте. | О.Р.У., СУ. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений. Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой. То же через сетку. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3), на укороченных площадках. | Осваивать технику передачи мяча Осваивать правила игры в волейбол | Мяч среднему | Сгибание и разгибание рук (девочки -15 раз, мальчики -20 раз) | Теория | |
49 | | | Волейбол | Урок - соревнование Развитие ловкости, координации, быстроты в подвижной игре. | О.Р.У. Подвижная игра. | Осваивать универсальные умения по самостоятельному выполнению упражнений в оздоровительных формах занятий | Перестрелка | Поднимание туловища (девочки -15 раз, мальчики -20 раз) | Теория | |
50 | | | Волейбол | Совершенствование передачи мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Обучение нижней прямой подаче мяча. | Упражнения по овладению и совершенствованию в технике передвижений и владения мячом (бег с изменением скорости, направления). Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой. То же через сетку. Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 м от сетки. | Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности | Пионербол | Приседание на одной ноге (девочки – по 3 раза на каждую ногу, мальчики – по 5 раз) | Теория | |
51 | | | Волейбол | Совершенствование техники нижней прямой подачи мяча.Прием мяча после подачи. | О.Р.У. на локальное развитие мышц туловища. Обучение приему мяча снизу после подачи. | Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности | Передал – садись! | Выпрыгивание из полуприседа (девочки -10 раз, мальчики -15 раз) | Теория | |
52 | | | Волейбол | Совершенствование ранее изученных элементов в игре волейбол. | Развитие координационных, скоростно-силовых способностей, интереса занятием спортом в спортивной игре «Волейбол». | Уметь выполнять передачи мяча Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых действий и приемов. | Волейбол | Наклоны на гибкость (девочки и мальчики -по10 наклонов, | | |
53 | | | Волейбол | Совершенствование ранее изученных элементов в игре волейбол. Совершенствование приема мяча после подачи. | Кроссовый бег 4,5 минуты. О.Р.У. Специальные беговые упражнения. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений. Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой; передача мяча партнеру. Нижняя прямая подача мяча. Прием мяча снизу двумя руками. | Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр. Осваивать универсальные умения управлять эмоциями во время игровой деятельности. | Борьба за мяч | Бег на месте – 10 секунд, высоко поднимая колени | | |
54 | | | Волейбол | Совершенствование нижней подачи мяча с расстояния 3-6 метров | Бег 5 минут. О.Р.У. Передача мяча сверху двумя руками правым, левым боком; с продвижением вперед, назад. Нижняя подача мяча: а) имитация подачи мяча и подача мяча в стенку с 3 – 6метров; подача на партнера; | Моделировать технические действия в игровой деятельности. | Пустое место | Подтягивание на перекладине- (мальчики -10 раз, девочки в висе лежа-10 раз) | | |
55 | | | Волейбол | Развитие двигательных качеств в играх (ловкости, координации, быстроты) | Учет техники выполнения передачи мяча сверху двумя руками в парах на месте. Совершенствование изученных элементов в игре волейбол. | Моделировать технические действия в игровой деятельности. Уметь владеть мячом: передачи на расстоянии, ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых действий и приемов. Выполнять правила игры, уважительно относится к сопернику. | Волейбол | Прыжки на скакалке (девочки -100 раз, мальчики -80 раз) | | |
56 | | | Волейбол | Совершенствование тактики игры. | Кроссовый бег 7 минут. ОРУ. Прием и передача. Групповые упражнения с подач через сетку. нижняя подача мяча. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия. | Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр. Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач. Осваивать универсальные умения управлять эмоциями во время игровой деятельности. | Прием - передача и перевод мяча на сторону соперника. | Сгибание и разгибание рук (девочки -10раз, мальчики 20 раз) | | |
57 | | | Волейбол | Развитие двигательных качеств в играх (ловкости, координации, быстроты) | Урок- тест | Выявлять характерные ошибки в технике выполнения прыжковых упражнений. Моделировать комплексы упражнений с учетом их цели: на развитие силы, прыгучести. Умение сосредотачиваться перед выполнением задания. | Волейбол | Поднимание туловища (девочки -15 раз, мальчики -20 раз) | | |
58 | | | Волейбол | Развитие двигательных качеств в играх (ловкости, координации, быстроты) | Урок-тест | Проявлять качества силы, быстроты и координации при метании малого мяча Сравнивать разные способы выполнения упражнений, выбирать удобный. Применять упражнения в метании мяча для развития физических качеств | Волейбол на укороченной площадке | Наклоны на гибкость (девочки и мальчики -по10 наклонов, | | |
59 | | | Волейбол | Закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей | Кроссовый бег 8 минут. Повторение ранее изученных элементов. Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар | Осваивать двигательные действия, составляющие содержание игры Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач. Осваивать универсальные умения управлять эмоциями во время игровой деятельности. | Волейбол на укороченной площадке | Бег на месте – 10 секунд, высоко поднимая колени | | |
60 | | | Волейбол | Развитие двигательных качеств в играх (ловкости, координации, быстроты) | Урок- тест | Характеризовать показатели физического развития, физической подготовки. Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств ловкости). | Волейбол на укороченной площадке | Прыжки на скакалке (девочки -100 раз, мальчики -80 раз) | | |
61 | | | Лёгкая атлетика | Развитие скоростной выносливости На освоение техники защитных действий в игре «Лапта» | О.Р.У. в движении. Специальные беговые упражнения. Разнообразные прыжки и многоскоки. Бег в равномерном темпе 100, 200 метров. Прыжки в длину с места. Фаза отталкивания, приземления. Действия против игрока без мяча и с мячом (перехват) в игре «Лапта». | Проявлять качества ловкости при выполнении упражнений прикладной направленности. Классифицировать упражнения по функциональной направленности, использовать их в самостоятельных занятиях физической и спортивной подготовки. | Русская лапта | Поднимание туловища (девочки -15 раз, мальчики -20 раз) | | |
62 | | | Легкая атлетика | Урок - соревнование | Тестирование: бег 600 метров; прыжки в длину с места. | Уметь распределять силы на всю дистанцию Осваивать технику бега на средние дистанции Знать основные правила при выполнений прыжков в длину с места | Соревнование с элементами лёгкой атлетики | Вис на перекладине ( 2-3 подхода) | | |
63 | | | Лёгкая атлетика | Метание мяча на дальность. Прыжки в длину с разбега | О.Р.У. в движении. Специальные беговые упражнения. Бег с высокого старта с ускорением 30-40-60 метров. Фаза финиширования. Метание теннисного мяча в горизонтальную и вертикальную цель. Прыжки в длину | Проявлять качества силы в метании мяча на дальность Проявлять качества координации в фазе финиширования в беге на короткие дистанции Соблюдать правила техники безопасности при выполнении прыжков в длину с разбега | Русская лапта | Наклоны на гибкость (девочки и мальчики -по10 наклонов, | | |
64 | | | Легкая атлетика | Урок - соревнование | Тестирование: бег 800 метров; прыжки в длину с места. | Уметь распределять силы на всю дистанцию Осваивать технику бега на средние дистанции Знать основные правила при выполнений прыжков в длину с места | Соревнование с элементами лёгкой атлетики | Вис на перекладине ( 2-3 подхода) | | |
65 | | | Лёгкая атлетика | Урок- соревнование | Тестирование: челночный бег 3×10 метров; Прыжки в длину | Осваивать технику выполнения прыжков в длину Проявлять качества ловкости в метании мяча на дальность | Соревнование с элементами лёгкой атлетики | Прыжки на скакалке (девочки -100 раз, мальчики - 80 раз) | | |
66 | | | Легкая атлетика | Урок - соревнование | Тестирование: бег 1000 метров; прыжки в длину с места. | Уметь распределять силы на всю дистанцию Осваивать технику бега на средние дистанции Знать основные правила при выполнений прыжков в длину с места | Соревнование с элементами лёгкой атлетики | Вис на перекладине ( 2-3 подхода) | | |
67 | | | Лёгкая атлетика | Гладкий бег Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей | Медленный бег . Бег на короткие дистанции до 60 м из нестандартных исходных положений. Изменение расположения игроков в зависимости от тактики игры соперника в игре «Лапта» | Проявлять качества ловкости при выполнении бега на короткие дистанции Классифицировать упражнения по функциональной направленности, использовать их в самостоятельных занятиях физической и спортивной подготовки. | Русская лапта | Сгибание и разгибание рук (девочки -10раз, мальчики 20 раз) | | |
68 | | | Легкая атлетика | Урок - соревнование | Совершенствование физических качеств в подвижных и спортивных играх. | | Игры по выбору учащихся. | Комплекс домашнего задания | | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Основы знаний о физической культуре. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки. Естественные основы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям. Защитные свойства организма и их профилактика средствами физической культуры.
Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно воздействующих на совершенствование соответствующих физических функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом различной направленности.
Социально-психологические основы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий.
Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно-значимых свойств и качеств. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечении их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.
Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Комплексы физических упражнений для развития физических особенностей и тестирования уровня двигательной подготовленности Ведение тетрадей по самостоятельным занятиям физическими упражнениями, контролю за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью.
Культурно-исторические основы. Основы истории возникновения и развития физической культуры, олимпийского движения и отечественного спорта. Физическая культура и ее значение в формировании здорового образа жизни современного человека.
Изучение учебной и специальной литературы по физической культуре, изложение взглядов и отношений к ее материальным и духовным ценностям. Самостоятельное выполнение заданий учителя на уроках физической культуры.
Приемы закаливания. Воздушные ванны. Теплые (свыше +22 °С), безразличные (+20...+22 °С), прохладные (+17...+20 °С), холодные (0...+8 °С), очень холодные (ниже О °С).
Солнечные ванны. Водные процедуры. Обтирание. Душ. Купание в реке, водоеме. Дозировка данных процедур указана в программе начальной школы. Изменение дозировки следует проводить с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся. Пользование баней 1—2 раза в неделю. Температура в парильне +70...+90 °С (2-3 захода по 3-7 мин).
Способы самоконтроля. Приемы определения самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Определение нормальной массы (веса), длины тела, окружности грудной клетки и других антропометрических показателей. Приемы самоконтроля физических нагрузок: на выносливость, скоростной, силовой, координационной направленности. Самоконтроль за уровнем физической подготовленности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Основная направленность | Баскетбол. |
На освоение техники перемещений, владения мячом | Стойка, перемещение приставным шагом боком, лицом, спиной вперед. Остановка двумя шагами прыжком. Комбинации (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение) |
На освоение ловли и передач мяча | Ловля и передача 2мя от груди и 1ой от плеча, на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге). |
На освоение техники ведения мяча | Ведение в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении, с изменением направления и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой. |
На овладение техникой бросков мяча | Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60 м |
На освоение индивидуальной техники защиты | Вырывание и выбивание мяча. |
На закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей | Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок |
На освоение тактики игры | Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков. Нападение быстрым прорывом (1:0) Взаимодействие двух игроков «отдай мяч и выйди». |
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей | Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3. Игра по упрощенным правилам баскетбола |
Основная направленность | Волейбол. |
На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек. | Стойка игрока. Перемещение в стоек приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения) |
На освоение техники приема и передач мяча | Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой . То же через сетку. |
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей | Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках. Игра по упрощенным правилам волейбола |
На освоение техники нижней прямой подачи | Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 метра от сетки. |
На освоение техники прямого нападающего удара | Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. |
На закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей | Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар |
На освоение тактики игры | Тактика свободного нападения. Позитивное нападение без изменения позиций игроков (6:0) |
Основная направленность | Кроссовая подготовка. |
На освоение техники кроссового бега | Кроссовый бег до 2 км без учета времени |
Основная направленность | Легкая атлетика |
На овладение техникой спринтерского бега | Низкий старт до 30 м. Бег с ускорением от 30 до 60м. Бег на результат на 60 м. |
На овладение техникой длительного бега | Бег в равномерном и переменном темпе до 20мин (мальчики), до 15 мин (девочки). Бег на 1500 м |
На овладение техникой прыжка в длину с разбега | Прыжки в длину с 9—11 шагов разбега |
На овладение техникой прыжка в высоту | Прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега |
На овладение техникой метания в цель и на дальность | Метание теннисного мяча на дальность от стены с места, на дальность, с 4-5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность и заданное расстояние в коридор 10 м; в горизонтальную и вертикальную цель (1х1 м) с расстояния (мальчики до 18м, девочки -12-14м). |
На развитие выносливости | Бег с гандикапом, командами, в парах, кросс до 3 км. |
На развитие скоростно-силовых способностей | Прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., толчки и броски набивных мячей до 3 кг |
На развитие скоростных способностей | Эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью. |
На развитие координационных способностей | Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения; бег с преодолением препятствий и на местности; барьерный бег; прыжки через препятствия и на точность приземления; метание различных предметов из различных и. п. в цель и на дальность (обеими руками) |
На знания о физической культуре | Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; названия упражнений, основы правильной техники, правила соревнований; представления о темпе, скорости, легкоатлетических упражнений, направленных на развитие физических качеств. Дозирование нагрузки при занятиях бегом, прыжками и метанием. Прикладное значение легкоатлетических упражнений. Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой. Доврачебная помощь при травмах. Правила соревнований. |
На овладение организаторскими умениями | Измерение результатов, подача команд; демонстрация упражнений; помощь в оценке результатов и проведении соревнований, в подготовке места проведения занятий. |
Самостоятельные занятия | Упражнения и простейшие программы развития физических качеств, двигательных умений на основе легкоатлетических упражнений. Правила самоконтроля и гигиены. |
Основная направленность | Гимнастика с элементами акробатики |
На освоение строевых упражнений | Пройденный в предыдущих классах материал. Строевой шаг; размыкание и смыкание на месте. |
На освоение общеразвивающих упражнений без предметов | Сочетание различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении, с маховым движением ног, с подскоками, приседанием, поворотами. Простые связки. Общеразвивающие упражнения в парах |
На освоение общеразвивающих упражнений с предметами | С набивными мячами, гантелями (3-5 кг), с эспандерами. Комбинации упражнений с обручами, скакалкой, большими мячами |
На освоение и совершенствование висов и упоров | Мальчики: махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор; махом назад соскоком; сед ноги врозь, из седа на бедре соскок поворотом. Девочки: наскоком прыжком в упор на нижнюю жердь; соскок с поворотом; размахивание изгибами; вис лежа; вис присев. |
На освоение опорных прыжков | М: прыжок согнув ноги (козел в ширину, высотой 100-115см) Д: прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 105-110см) |
На освоение акробатических упражнений | Два кувырка вперед слитно; мост из положения лежа с помощью. |
На развитие координационных способностей | ОРУ без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений, акробатических упражнений. Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, гимнастических снарядах. Акробатические упражнения. Прыжки в глубину. Эстафеты, игры, с использованием гимнастического инвентаря и упражнений. |
На развитие силовых способностей и силовой выносливости | Лазанье по канату, гимнастической лестнице. Подтягивания. Упражнения в висах и упорах, с гантелями, набивными мячами |
На развитие скоростно-силовых способностей | Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, броски набивного мяча |
На развитие гибкости | ОРУ с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночника. Упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке. Упражнения с предметами. |
На знания о физической культуре | Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых способностей и гибкости; страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности; упражнения для разогревания; основы выполнения гимнастических упражнений. |
На овладение организаторскими умениями | Помощь и страховка, демонстрация упражнений; установка и уборка снарядов; составление простейших комбинаций упражнений. Правила соревнований. |
Самостоятельные занятия | Упражнения и простейшие программы для развития физических качеств с предметами и без предметов, с использованием гимнастических снарядов. Правила самоконтроля. Способы регулирования нагрузки. |
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Учебные нормативы по физической культуре для учеников 7 класса