Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Москаленского муниципального района Омской области
«Ильичевская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
№ _______ от __________
___________ И.В.Русанова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету (курсу) «Физическая культура»
КЛАСС 1
Сроки реализации программы: 2018-2019 учебный год
Разработал(а):
Захарова Надежда Витальевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Ильичевская СОШ»
с.Ильичевка 2018 год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Ильичевская СОШ.», на основе программы по предмету «Физическая культура», утвержденной Министерством образования РФ, с учётом Примерной основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП НОО), авторской программы В.И.Ляха «Физическая культура» 1-4 классы– М.: Просвещение, 2013.. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И.Ляха. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. В.И.Лях М. Просвещение, 2013 г. Физическая культура. 1-4 классы – М. : Просвещение, 2016. в полном объеме без изменений и дополнений
Цель:
формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели обеспечивается содержанием учебного предмета дисциплины «Физическая культура», в качестве которого выступает физкультурная (двигательная) деятельность человека, ориентированная на укрепление и сохранение здоровья, развитие физических качеств и способностей, приобретение определенных знаний, двигательных навыков и умений.
Для достижения поставленных целей изучения физической культуры в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
-укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
-совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
-формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
-развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
-обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Для реализации программы используется предметная линия учебников В.И. Ляха.
Место учебного предмета в учебном плане
–Количество учебных часов: в год –99ч (3 часа в неделю – 33 недели)
–Формы промежуточной и итоговой аттестации: комплекс упражнений.
–Уровень обучения – базовый.
Срок реализации программы - один учебный год.
2. Планируемые результаты освоения учебной программы.
Программа обеспечивает достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащихся будут сформированы:
мотивация к учебной деятельности; следовать указаниям учителя;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, осознание ответственности человека за общее благополучие;
познавательный интерес, мотивация к учебной деятельности;
развитие этических чувств – совести как регуляторов морального поведения;
установка на здоровый образ жизни.
Учащиеся получит возможность для формирования:
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
установка на здоровый образ жизни; взаимодействие в команде;
учитывать позиции партнеров в общении, риентации на их мотив и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; установка на здоровый образ жизни.; эмпатия, как осознанного понимания чувств других людей, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
У учащихся будут сформированы:
способности принимать и сохранять учебную задачу;
способности в сотрудничестве с учителем строить новые учебные задачи;
способности учитывать выделенные ориентиры действий в сотрудничестве с учителем;
умения преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Учащиеся получат возможность для формирования:
планировать свои действия в соответствии поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
проявлять познавательную инициативу в учебном творчестве;
учитывать правило в планировании и контроле выполнения гимнастических упражнений;
адекватно воспринимать речь учителя;
проявлять познавательную инициативу во время проведения подвижных игр;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия во время лыжной подготовки и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце каждого действия;
оценивать правильность выполнения упражнений игры в баскетбол;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
Познавательные УУД
У учащихся будут сформированы:
умения осуществлять поиск необходимой информации по учебнику для выполнения учебных заданий;
способности формировать знания о физической культуре; осуществлять расширенный поиск информации в Интернете;
умения строить речевое высказывание в устной форме; правильно выполнять упражнения в ходьбе и беге;
умения осознанно строить сообщения в устной форме;
способности бегать в равномерном темпе, осуществлять выбор более эффективных способов бега;
способности произвольно и осознанно по команде учителя выполнять ОРУ;
умения осуществлять анализ выполнения действий активно включаться в процесс выполнения заданий по гимнастике с основами акробатики; выражать творческое отношение к выполнению комплексов упражнений;
умения активно включаться в процесс выполнения заданий во время проведения подвижных игр, спортивных игр.
Учащиеся получит возможность для формирования:
формировать необходимую информацию по физической деятельности во время проведения подвижных игр;
осуществлять анализ выполнения действий; активно включаться в процесс выполнения заданий по лыжной подготовке;
осуществлять наиболее эффективные способы движения на лыжах, спуска и подъема на лыжах;
активно включаться в процесс выполнения заданий во время проведения подвижных игр на основе баскетбола;
произвольно и осознанно владеть правилами игры в спортивные игры.
Коммуникативные УУД
У учащихся будут сформированы:
умения строить продуктивное взаимодействие со сверстниками;
умения определять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогом; разрешать конфликты;
умения слушать и вступать в диалог;
умения учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных;
умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении упражнений по гимнастики;
способности осуществлять анализ упражнений, выражать творческое отношение к выполнению комплексов ОРУ с предметами и без предметов;
умения слушать и выполнять правила игры; использовать речь для регуляции своей деятельности.
Учащиеся получит возможность для формирования:
умения с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для проведения игр;
умения строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет, формулировать правила движения на лыжах;
умения учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных;
способности контролировать действия партнера, формулировать правила игры;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Основы знаний о физической культуре
Ученик научится: понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Ученик получит возможность научиться: выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью.
Легкая атлетика
Ученик научится: приобретут двигательные навыки, необходимые для каждого человека: бегать и прыгать разными способами, метать и бросать мячи; будут демонстрировать простейший прирост показателей развития основных физических качеств; выполнять строевые команды; выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения, осанки, упражнения на развитие физических качеств.
Ученик получит возможность научиться: характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учетом своей учебной и внешкольной деятельности показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Лыжная подготовка
Ученик научится: выполнять упражнения на лыжах: скользящий шаг, ступающий шаг, попеременный шаг, подъем в гору «лесенкой», спуск с горы упоре полуприсед
Ученик получит возможность научиться: выполнять передвижения на лыжах.
Подвижные игры на основе баскетбола
Ученик научится: выполнять игровые упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Ученик получит возможность научиться: играть в баскетбол, волейбол, футбол упрощенным правилам
3. Содержание учебной программы, курса
Раздел 1. Знания о физической культуре.
Что такое координация движений; что такое дистанция; как возникли физическая культура и спорт. Ученики получат первоначальные сведения об Олимпийских играх — когда появились, кто воссоздал символы и традиции; что такое физическая культура; получат представление о том, что такое темп и ритм, для чего они нужны и как влияют на выполнение упражнений; что такое личная гигиена человека; получат первоначальные сведения о внутренних органах человека и его скелете; узнают, что такое гимнастика, где появилась и почему так названа; что такое осанка.
Раздел 2. Гимнастика с элементами акробатики. Ученики научатся строиться в шеренгу и колонну; размыкаться на руки в стороны; перестраиваться разведением в две колонны; выполнять повороты направо, налево, кругом; команды «равняйсь», «смирно», «по порядку рассчитайсь», «на первый-второй рассчитайсь», «налево в обход шагом марш», «шагом марш», «бегом марш»; выполнять разминку, направленную на развитие координации движений; запоминать короткие временные отрезки; подтягиваться на низкой перекладине из виса лежа; выполнять вис на время; проходить станции круговой тренировки; выполнять различные перекаты, кувырок вперед, «мост», стойку на лопатках, стойку на голове; лазать и перелезать по гимнастической стенке; лазать по канату; выполнять висы на перекладине; прыжки со скакалкой, в скакалку, вращение обруча; вис углом, вис согнувшись, вис прогнувшись и переворот на гимнастических кольцах.
Раздел 3.Легкая атлетика.
Ученики научатся технике высокого старта; пробегать на скорость дистанцию 30 м; выполнять челночный бег З х10) м; беговую разминку; метание как на дальность, так и на точность; технике прыжка в длину с места; выполнять прыжок в высоту с прямого разбега, а также прыжок в высоту спиной вперед; бегать различные варианты эстафет; выполнять броски набивного мяча от груди и снизу.
Раздел 4. Лыжная подготовка.
Ученики научатся переносить лыжи по команде «на плечо», «под рукой»; выполнять ступающий и скользящий шаг как с палками, так и без, повороты переступанием как с палками, так и без, подъем на склон «полуелочкой» с в основной стойке с лыжными палками и без них; торможение падением; проходить дистанцию 1,5 км; кататься на лыжах «змейкой».
Раздел 5. Подвижные игры.
Ученики научатся играть в подвижные игры: «Ловишка», «Ловишка с мешочком на голове», «Прерванные пятнашки», «Гуси-лебеди», «Горелки», «Колдунчики», «Мышеловка», «Салки», «Салки с домиками», «Два Мороза»; «Волк во рву», «Охотник и зайцы», «Кто быстрее схватит», «Совушка», «Осада города», «Вышибалы», «Ночная охота», «Удочка», «Успей убрать», «Волшебные елочки», «Шмель», «Береги предмет», «Попрыгунчики-воробушки», «Белки в лесу». «Белочка-защитница», «Бегуны и прыгуны». «Грибы-шалуны», «Котел», «Охотники и утки». «Антивышибалы», «Забросай противника мячами», * Вышибалы через сетку», «Точно в цель», «Собачки». «Лес, болото, озеро», «Запрещенное движение», «Хвостики». «Хвостики», «Бросай далеко, собирай быстрее». « Игра в птиц», «Игра в птиц с мячом», «День и ночь»: выполнять ловлю и броски мяча в парах, ведение мяча правой и левой рукой, броски мяча через волейбольную сетку.
4. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | Фактически |
Знания о физической культуре | 4 ч | | |
1 | Правила безопасности во время занятий. Оказание первой помощи. | 1 | | |
2 | Требования к одежде при занятиях физическими упражнениями. | 1 | | |
3 | Современные Олимпийские игры. | 1 | | |
4 | Что такое физическая культура. | 1 | | |
Способы физкультурной деятельности | 3 ч | | |
5 | Утренняя зарядка и гимнастика. | 1 | | |
6 | Физкультурная деятельность с общеразвивающей направленностью. Закаливающие процедуры. | 1 | | |
7 | Упражнения для формирования правильной осанки и развития мышц туловища. | 1 | | |
ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ | 27ч. | | |
8 | Освоение ОРУ с предметами. ОРУ с гимнастической палкой. | 1 | | |
9 | Группировка, перекаты в группировке лежа на животе и из упора стоя на коленях. | 1 | | |
10 | Кувырок в группировке вперёд. | 1 | | |
11 | Стойка на лопатках согнув ноги. | 1 | | |
12 | Кувырок в сторону. ОРУ на формирование правильной осанки. | 1 | | |
13 | Упражнения в висе стоя и лежа. | 1 | | |
14 | Поднимание согнутых и прямых ног в висе спиной к гимнастической стенке. | 1 | | |
15 | Лазанье по гимнастической стенке. | 1 | | |
16 | Лазанье по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях. | 1 | | |
17 | Перелезание через гимнастического коня. | 1 | | |
18 | Стойка на носках, на одной ноге (на полу и гимнастической скамейке). | 1 | | |
19 | Ходьба по гимнастической скамейке. Перешагивание через мячи. | 1 | | |
20 | Ходьба по гимнастической скамейке. Повороты на 90. | 1 | | |
21 | Ходьба по гимнастической скамейке. Перешагивание через набивные мячи и их переноска. | 1 | | |
22 | Танцевальные упражнения. Шаг с прискоком, приставные шаги, шаг галопа в сторону. | 1 | | |
23 | Развитие координационных способностей. Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами. | 1 | | |
24 | Повороты кругом стоя и при ходьбе на носках. | 1 | | |
25 | Освоение строевых упражнений. Основная стойка. | 1 | | |
26 | Построение в колонну по одному и в шеренгу, в круг. | 1 | | |
27 | Перестроение по звеньям, по заранее установленным местам. | 1 | | |
28 | Размыкание на вытянутые в стороны руки. | 1 | | |
29 | Повороты направо, налево. | 1 | | |
30 | Команды «Шагом марш!», «Класс, стой!». | 1 | | |
31 | Освоение ОРУ без предметов. | 1 | | |
32 | Основные положения и движения рук, ног, туловища, выполняемые на месте и в движении. | 1 | | |
33 | Сочетание движений ног, туловища с одноименными движениями рук. | 1 | | |
34 | ОРУ упражнения с предметами и без предметов (закрепление). | 1 | | |
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА | 14ч | | |
35 | Освоение навыков ходьбы и развитие координационных способностей. | 1 | | |
36 | Ходьба обычная, на носка, на пятках, в полуприседе. | 1 | | |
37 | Ходьба с различным положением рук, под счет учителя. Ходьба коротким, средним и длинным шагом | 1 | | |
38 | Сочетание различных видов ходьбы с коллективным подсчетом. Ходьба с высоким подниманием бедра, в приседе. | 1 | | |
39 | Ходьба с преодолением 2-3 препятствий по разметкам. | 1 | | |
40 | Освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей. Обычный бег. | 1 | | |
41 | Бег с изменением направления движения по указанию учителя. Бег коротким, средним и длинным шагом. | 1 | | |
42 | Обычный бег в чередовании с ходьбой до 150 м, с преодолением препятствий. | 1 | | |
43 | Челночный бег 3*5, 3*10м | 1 | | |
44 | Эстафеты с бегом на скорость. | 1 | | |
45 | Совершенствование бега, развитие координационных и скоростных способностей. | 1 | | |
46 | Бег с ускорением от 10 до 15 м | 1 | | |
47 | Эстафеты «Смена сторон», «Вызов номеров» , «Круговая эстафета» | 1 | | |
48 | Соревнования по бегу (до 60м). | 1 | | |
ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ | 19ч | | |
49 | Основные требования к одежде и обуви во время занятий лыжной подготовкой | 1 | | |
50 | Значение занятий лыжной подготовкой для укрепления здоровья. Особенности дыхания. | 1 | | |
51 | Требования к температурному режиму. Техника безопасности при занятиях лыжами. | 1 | | |
52 | Переноска и надевание лыж. | 1 | | |
53 | Ступающий шаг без палок. | 1 | | |
54 | Ступающий шаг с палками. | 1 | | |
55 | Скользящий шаг без палок. | 1 | | |
56 | Скользящий шаг с палками. | 1 | | |
57 | Ступающий и скользящий шаг без палок и с палками. | 1 | | |
58 | Повороты переступанием. | 1 | | |
59 | Повороты переступанием. | 1 | | |
60 | Подъемы и спуски под уклон. | 1 | | |
61 | Подъемы и спуски под уклон. | 1 | | |
62 | Передвижение на лыжах до 1 км. | 1 | | |
63 | Скользящий шаг с палками. | 1 | | |
64 | Подъёмы и спуски с небольших склонов. | 1 | | |
65 | Подъемы и спуски с небольших склонов. | 1 | | |
66 | Переджвижение на лыжах до 1км. | 1 | | |
67 | Передвижение на лыжах до 1км. | 1 | | |
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА (продолжение) | 11ч | | |
68 | Освоение навыков прыжков. Прыжки на одной и двух ногах на месте. | 1 | | |
69 | Прыжки с поворотом на 90®, с продвижением вперед на одной и двух ногах. | 1 | | |
70 | Прыжки в длину с места, с высоты 30см. Прыжки с разбега. | 1 | | |
71 | Прыжки через длинную неподвижную и качающуюся скакалку. | 1 | | |
72 | Игры с прыжками с использованием скакалки. | 1 | | |
73 | Овладение навыками метания. Метание малого мяча на дальность. | 1 | | |
74 | Метание малого мяча на заданное расстояние (в горизонтальную и вертикальную цель) . | 1 | | |
75 | Бросок набивного мяча двумя руками от груди вперед-вверх. | 1 | | |
76 | Бросок набивного мяча на дальность. | 1 | | |
77 | Метание малого мяча с места на дальность и заданное расстояние. | 1 | | |
78 | Метание малого мяча с места в горизонтальную и вертикальную цель. | 1 | | |
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ | 21ч | | |
79 | Закрепление и совершенствование навыков бега. Игра «К своим флажкам» | 1 | | |
80 | Развитие скоростных способностей. Игра «Два Мороза». | 1 | | |
81 | Развитие способностей к ориентированию в пространстве. Игра «Пятнашки». | 1 | | |
82 | Закрепление совершенствование навыков в прыжках. Игра «Прыгающие воробышки». | 1 | | |
83 | Развитие скоростно-силовых способностей. Игра «Зайцы в огороде». | 1 | | |
84 | Ориентирование в пространстве. Игра «Лисы и куры». | 1 | | |
85 | Закрепление и совершенствование метаний на дальность. Игра «Кто дальше Бросит». | 1 | | |
86 | Закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность. Игра «Точный расчет» | 1 | | |
87 | Закрепление и совершенствование метаний на точность. Игра «Метко в цель». | 1 | | |
88 | Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча. | 1 | | |
89 | Ловля, передача, броски и ведение мяча индивидуально, в парах. | 1 | | |
90 | Ловля и передача мяча в движении. | 1 | | |
91 | Броски в цель (кольцо, щит, мишень, обруч). | 1 | | |
92 | Ведение мяча в движении по прямой. | 1 | | |
93 | Закрепление и совершенствование держания, ловли мяча. Игра «Играй, играй, мяч не теряй!» | 1 | | |
94 | Закрепление и совершенствование передачи мяча. Игра «Мяч водящему». | 1 | | |
95 | Развитие способностей к дифференцированию параметров движений. Игра «У кого меньше мячей». | 1 | | |
96 | Развитие реакции. Игра «Школа мяча». | 1 | | |
97 | Развитие ориентирования в пространстве. Игра «Мяч в корзину». | 1 | | |
98 | Развитие ориентирования в пространстве. Игра «Попади в обруч». | 1 | | |
99 | Твой спортивный уголок. | 1 | | |