СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре (основное общее образование, 9 класс (девочки)

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физической культуре 9 класс (девочки)

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре (основное общее образование, 9 класс (девочки)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти «Гимназия № 9»



УТВЕРЖДАЮ:

Директор

________/Т.Н. Бакулина/

«__»_____________2017 г.

М.П.


СОГЛАСОВАНО

«___»_____2017 г.

Зам. директора по УВР

_________/Л.А. Сенникова/


Программа рассмотрена на заседании МО учителей физической культуры

Протокол № ___

от «__»_____2017г.

Руководитель МО

____________/Е.В. Стешенко/





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физической культуре

(основное общее образование, 9 класс (девочки)

Рабочая программа составлена на основе Модифицированной по содержанию

программы «Физическая культура» / Рабочие программы (Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9 классы / В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2013) и «Программы по физической культуре с углубленным изучением аэробики» (Автор-составитель Ипатова Т.А., учитель физической культуры МБОУ «Гимназия № 9». Утверждена 15.01.2013г. приказом по гимназии № 9. Рецензирована и рекомендована к включению в образовательный процесс по предмету «Физическая культура» МАОУ ДПОС РЦ).



Программу составила:

Стешенко Елена Владимировна,

учитель физической культуры









Тольятти, 2017 год

Содержание

I. Пояснительная записка …………………………………………………….….3

1.1. Общая характеристика учебного предмета ………………………………….4

1.2. Место учебного предмета в учебном плане ……………………………….…..6

II. Содержание программы ………………………………………………….…...6

III. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета 9

IV. Тематическое планирование учебного материала ………………..…….…15

V. Планируемые результаты изучения программы …………………..………..16

5.1. Критерии оценки умений и навыков двигательной подготовки ….….........17

5.2. Уровень физической подготовленности учащихся 9 классов (девочки) 18

VI. Учебно-методическое и материально техническое обеспечение комплекса оздоровительной аэробики ….……….18

6.1. Структура комплекса оздоровительной аэробики ………………………...20

6.2. Комплекс оздоровительной аэробики ………………………….…………...21

VII. Организация и проведение внеклассного мероприятия по аэробике …..…22

VIII. Список литературы ……………………………………………………..24

Тематическое планирование (см. Приложение 1)




















I. Пояснительная записка


Программа по предмету «Физическая культура» с углубленным изучением аэробики для обучающихся 9 классов разработана в соответствии с «Методическими рекомендациями при подготовке учебных программ по предмету «Физическая культура», согласно приказу № 1560 Министерства образования и науки России от 29 июля 2011 года и требованиями Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения; отвечает положениям Закона «Об образовании» в части духовно-нравственного развития учащихся и положению Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 года № 1101-ф «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года», в отношении модернизации системы физического воспитания детей, подростков, молодежи, а также, на основании «Программы по физической культуре с углубленным изучением аэробики», автором-составителем которой является Ипатова Т.А., учитель физической культуры МБОУ «Гимназия № 9». Утверждена данная Программа 15.01.2013г. приказом по гимназии № 9, рецензирована и рекомендована к включению в образовательный процесс по предмету «Физическая культура» МАОУ ДПОС РЦ.

При разработке и составлении содержания программы учитывались потребности современного российского общества в физически развитом и здоровом подрастающем поколении, с учетом «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10

Целью программы для обучающихся 9 классов по физической культуре на основе элементов аэробики является формирование разносторонне физически развитой личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, оптимизации трудовой деятельности, умеющей использовать ценности физической культуры и в частности средств аэробики для укрепления и сохранения собственного здоровья, организации активного отдыха. Учебный процесс направлен на целостном развитии физических и психических качеств, морально волевых качеств, социализации и адаптации школьников к современным требованиям и условиям жизни российского общества.

Реализация цели учебной программы соотносится с решением поставленных образовательных задач:

освоение базовых знаний и общих представлений о физической культуре, их истории и современном развитии, значении в жизни человека, роли в укреплении и сохранении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

  • формирование устойчивых мотивов и потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

  • воспитание положительных качеств личности, эстетическому и нравственному воспитанию, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

  • совершенствование жизненно важных навыков и умений, формирование культуры движения, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами различных видов аэробики;

  • обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно - оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями.

Срок реализации рабочей программы - 3 года. Категория обучающихся: 9 классы (девочки). Количество часов в неделю – 3 часа; в год – 102 часа.

1.1 Общая характеристика учебного предмета

Предметом обучения физической культуре в 9 классе является двигательная система человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

С учетом этих особенностей целью программы по физической культуре является формирование у учащихся гимназии основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

  • укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

  • совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

  • формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

  • развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

  • обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Базовым результатом образования в области физической культуры в основной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».

Универсальными компетенциями учащихся по физической культуре являются:

- умения организовать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общей цели;

- умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

1.2 Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. N 889, введение третьего часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни. Данная программа предназначена для обучающихся 9 классов. В 9 классах предполагается углубленное изучение базовых основ различных видов и направлений аэробики. Третий час физической культуры обучающиеся занимаются по всем разделам «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов», автор В.И.Лях, А.А. Зданевич, Москва, «Просвещение» 2013 год. Освоение учебных тем раздела «Знания по физической культуре» осуществляется в процессе практического прохождения материала.


II. Содержание программы

Включение аэробики в учебную программу школьного физкультурного образования продиктовано её широкой популярностью среди обучающихся (девушек) среднего и старшего возраста. Аэробика – один из самых молодых видов спорта, собравший всё лучшее из теории и практики оздоровительной и спортивной аэробики. Доступность и увлекательность, высокая эмоциональность, многообразие двигательных действий и функциональные нагрузки позволяют использовать данный вид спортивной деятельности, как одно из средств физического и психического развития школьников. Кроме того, в сочетании с другими видами физических упражнений аэробика и её элементы могут эффективно использоваться в различных формах физической культуры, особенно с рекреативной и кондиционной направленностью.

Предлагаемая программа по физической культуре на основе аэробики включает в себя относительно самостоятельные, но тесно взаимосвязанные между собой разделы: «Знания о физической культуре», «Физическое совершенство».

Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о познавательной активности человека и включает темы раскрывающие понятия о физической культуре и спорте, истории развития фитнес - аэробики в мире и в стране, как составляющей части физической культуры; основные направления развития физической культуры в современном обществе; о современных Олимпийских играх, и о формах организации активного отдыха и средствах физической культуры для укрепления и сохранения здоровья. Раскрываются понятия о физической и спортивной подготовки, об особенностях организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, соблюдении правил безопасности во время занятий физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности.

Раздел «Физическое совершенствование» наиболее объемный учебный материал, ориентированный на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Данный раздел состоит из тем тесно взаимосвязанных и дополняющих друг друга: «Легкая атлетика», «Гимнастика с элементами акробатики», «Спортивные игры», «Аэробика», «Лыжная подготовка».

Раздел, тема

Класс

9

Формирование представлений о физическом развитии и здоровом образе жизни

  1. Искусство быть здоровым:

- нормы красоты и гармонии тела

  1. Здоровье и основы совершенства:

- система оценок и контроля за состоянием организма

  1. Коррекция телосложения:

- путь к совершенству;

-современные представления о целлюлите;

- осанка, культура движений - основа красоты фигуры

  1. Искусство владеть собой:

- познай себя;

- способы сохранения и восстановления здоровья

  1. Нетрадиционные формы физической культуры как средство совершенствования функциональных возможностей организма

  2. Здоровье - здоровым. Факторы риска.



Воспитание двигательных способностей

  1. Сила и методика ее развития

  2. Выносливость и методика ее развития


Спортивная деятельность как средство естественно-

прикладной подготовки.

Лыжная подготовка:

- основные элементы передвижения на лыжах;

- способы передвижения на лыжах;

- способы переходов с хода на ход;

- спуски и торможения;

- повороты в движении.


Воспитание навыков самостоятельных и групповых

занятий.

Спортивные игры

Волейбол:

- верхняя передача и прием мяча снизу;

- верхняя и нижняя прямая подача мяча;

- прямой нападающий удар;

- одиночное блокирование;

- двухсторонняя игра.

Гандбол:

- бросок согнутой рукой при замахе;

- блокирование мяча;

- передвижение вратаря в воротах;

- двухсторонняя игра.

Баскетбол:

- броски мяча разными способами с места и в движении

- защитные действия против игрока с мячом;

- действия нападающих против защитника;

- двухсторонняя игра.

Гимнастика с элементами акробатики:

- кувырки вперед;

- кувырки назад;

- стойки на лопатках;

- перевороты;

- равновесия

Аэробика:

- упражнения аэробной серии с увеличенной

амплитудой и добавлением прыжков, бега,

использованием отягощения;

- упражнения для мышц брюшного пресса;

- специальные упражнения для талии;

- упражнения для мышц верхнего плечевого пояса;

- упражнения для мышц спины;

- упражнения для мышц ног;

- упражнения на растягивания




+


+


+

+

+


+

+

+



+




+

+





+

+

+

+

+






+

+

+

+

+


+

+

+

+


+

+

+

+


+

+

+

+

+


+



+

+

+

+

+

+

III. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Физическая культура с углубленным изучением аэробики» обучающимися средней и старшей школы должны быть достигнуты определённые результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса, а именно:

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

- овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- владение знаниями о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;

- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

- проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Предметные результаты изучения физической культуры отражают опыт учащихся в физкультурной деятельности, а именно:

- овладение умениями организовывать здоровьеформирующую и здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, спортивные игры и т. д.);

- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (быстроты, координации, гибкости, выносливости);

-взаимодействие со сверстниками по правилам проведения соревнований по видам аэробики; - планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств аэробики;

- изложение фактов истории развития аэробики, Олимпийских игр современности, характеристика видов аэробики, влияние аэробных занятий на организм человека;

- подготовка собственных программ (комплексов) и показательных выступлений на базе изученных элементов классической аэробики, степ-аэробики, функционального тренинга;

- осуществление объективного судейства программ своих сверстников;

- анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;

- видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;

- выполнение комплексов на 8-16-32 счета из различных видов аэробики с предметами и без, с музыкальным сопровождением и без музыкального сопровождения;

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности, и отражают:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах физкультурной деятельности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на уроках и во внеурочной и внешкольной физкультурной деятельности;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации;

- формирование понимания красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиции укрепления и сохранения здоровья.

Формирование УУД средствами физической культуры:

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

- положительное отношение к занятиям физкультурой, интерес к отдельным видам спортивно-оздоровительной деятельности;

- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с эстетическими видами спорта;

- уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям через командные упражнения и подвижные игры;

- представления о физической красоте человека через знакомство с физкультурно-оздоровительной деятельностью;

- формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умения видеть красоту, используя методы определения качества техники выполнения движений;

- установка на здоровый образ жизни;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение в игровых видах спортивной деятельности;

- представление об оздоровительном воздействии физических упражнений как факторе, позитивно влияющим на здоровье.

Выпускник получит возможность для формирования:

- понимания значения физической культуры в жизни человека;

- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;

- представления о рациональной организации режима дня, самостоятельных физкультурных занятий;

- представления об организации мест занятий физическими упражнениями и использовании приемов самостраховки;

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации к занятиям физической культурой;

- устойчивого следования моральным нормам и этическим требованиям в поведении учащихся в игровой и соревновательной деятельности;

- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающееся в оказании помощи и страховки при выполнении упражнений.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу, в том числе задачи, поставленные на урок и задачи по освоению двигательных действий;

- принимать технологию или методику обучения и воспитания физических качеств указанную учителем, в учебном процессе;

- принимать и учитывать методические указания учителя в процессе повторения ранее изученных движений и в процессе изучения нового материала;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия её реализации;

- осуществлять контроль за техникой выполнения упражнений физкультурно-оздоровительной деятельности;

- оценивать правильность выполнения движений и упражнений спортивно-оздоровительной деятельности на уровне оценки соответствия их техническим требованиям и правилам безопасности;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

- проводить самоанализ выполненных упражнений на основе знаний техники упражнения;

- вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок;

- различать способ и результат собственных и коллективных действий.

Выпускник получит возможность научиться:

- вместе с учителем ставить новые учебные задачи, учитывая свои физические возможности и психологические особенности;

- оценивать технику выполнения упражнения одноклассника, проводить анализ действий игроков во время игры;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве в качестве помощника учителя при организации коллективных действий;

- самостоятельно осваивать новые упражнения по схеме представленной учителем;

- осуществлять контроль физического развития, использую тесты для определения уровня развития физических качеств;

- проводить самоанализ выполняемых упражнений и по ходу действий вносить необходимые коррективы, учитывая характер сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для составления и записи общеразвивающих упражнений и комплексов зарядки;

- осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений;

- читать простое схематическое изображение упражнения и различать условные обозначения;

- строить сообщения в устной и письменной форме, используя правила записи и терминологию общеразвивающих упражнений;

- ориентироваться в разнообразии подготовительных упражнений для разных видов физкультурно-оздоровительной деятельности;

- осуществлять анализ объектов, проводить сравнение и классификацию изученных упражнений и элементов по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи различных подготовительных упражнений с оздоровительными задачами.

Выпускник получит возможность научиться:

- осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, используя терминологию, правила записи и названия общеразвивающих упражнений;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов подбора упражнений в зависимости от конкретных условий;

- самостоятельно достраивать и восполнять недостающие компоненты при составлении комплексов ОРУ и упражнений аэробики;

- анализировать технику игры или выполнения упражнений, строя логичные рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

- характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач игровой и групповой деятельности;

- использовать речь для регуляции своего действия, и действий партнеров;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе отличной от его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- разрабатывать единую тактику в игровых и других действиях, учитывая мнения партнеров по команде;

- отстаивать свое мнение, формулируя собственную позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой и спортивной деятельности, уважая соперника;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- во время подвижных и спортивных игр строить тактические действия, взаимодействуя с партером и учитывая его реакцию на игру;

- следить за действиями других участников в процессе групповой или игровой деятельности;

- контролировать действия партнёра во время выполнения групповых упражнений и упражнений в парах;

- соблюдать правила взаимодействия с игроками;

- задавать вопросы для уточнения техники упражнений или правил игры.

Выпускник получит возможность научиться:

- учитывать в своих действиях позиции других людей, и координировать деятельность, не смотря на различия во мнениях;

- при столкновении интересов уметь обосновывать собственную позицию, учитывать разные мнения;

- аргументировать свою позицию и согласовывать её с позициями партнёров по команде при выработке общей тактики игры;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций партнеров и соперников;

- осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь при выполнении групповых или парных упражнений, а также осуществлять страховку при выполнении практических элементов аэробики.


IV. Тематическое планирование учебного материала


п\п


Содержание программного материала

Количество часов (уроков)

9 класс

1

Знания по физической культуре

в процессе практического прохождения учебного материала

2

Физическое совершенствование

26

2.1

Легкая атлетика

12

2.2

Гимнастика с элементами акробатики

14

2.3

Спортивные игры

10

2.4

Аэробика

32

2.5

Лыжная подготовка

8



Раздел «Знания по физической культуре» включает в себя краткие сведения из истории спорта в нашей стране, Олимпийских игр и развитии видов аэробики. Учащиеся получают определенный объем знаний по анатомии, физиологии, гигиене, самоконтролю, оказания доврачебной помощи, профилактике травматизма, правил спортивных игр, методике поведения занятий по аэробике. Особое внимание уделяется теме «Рациональное питание», понятие ЗОЖ, критерии и мера здоровья.

Раздел «Физическое совершенствование» включает в себя обучение двигательным навыкам и развитие физических качеств учащихся. Физкультурно-оздоровительная деятельность дает учащимся знания и умения в самостоятельной подготовке комплексов упражнений утренней зарядке и по коррекции телосложения. Спортивно оздоровительная деятельность включает в себя приобретение умений и навыков упражнений гимнастики с элементами акробатики, легкой атлетики, баскетбола, волейбола, лыжной подготовки и аэробики.

Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами.

V. Планируемые результаты изучения программы


По окончании основного общего образования, обучающиеся должны уметь:

- самостоятельно организовывать и проводить занятия по видам аэробики с разной целевой направленностью и выполнять комплексы упражнений с заданной дозированной нагрузкой;

- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения спортивных игр, эстафет; спортивно-оздоровительных мероприятий и соревнований по видам аэробики;

- объяснять в доступной форме технику выполнения упражнений входящих в комплексы аэробики, акробатических упражнений, а также упражнений из других видов спорта;

- находить, анализировать типичные и не типичные ошибки в технике выполнения упражнений и уметь исправлять их;

- соблюдать, чувствовать музыкальный такт и ритм при выполнении упражнений, самостоятельно подбирать музыкальные композиции с учетом интенсивности (низкой, высокой);

- самостоятельно составлять и выполнять различные аэробические комплексы изученных видов аэробики с предметами и без, с музыкальным сопровождением и без музыкального сопровождения на высоком техническом уровне;

В результате изучение физической культуры на основе аэробики на базовом уровне среднего (полного) общего образования учащиеся должны знать/понимать:

- влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику заболеваний и вредных привычек;

-способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

- правила и способы планирования занятий физическими упражнениями различной направленности с учетом индивидуальных особенностей своего организма;

Уметь:

- выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной ) физической культуры, составлять и выполнять композиции из различных видов аэробики (классической, степ, функциональной);

-выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;

-выполнять приемы страховки и самостраховки;

- осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;

- организации и проведении индивидуального, коллективного отдыха, участия в спортивно-массовых соревнованиях;

- активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.

5.1 Критерии оценки умений и навыков двигательной подготовки.

Оценка «5» - упражнение выполнено правильно, точно, уверенно и свободно.

Оценка «4» - упражнение выполнено правильно, но допущено не более 2-х ошибок, ведущих к неточному выполнению деталей техники.

Оценка «3» - упражнение выполнено в основном правильно, но с одной ошибкой, приведшей к невыполнению детали техники или тремя ошибками, приведшими к неточному выполнению деталей.

Оценка «2» - упражнение выполнено неправильно: допущено искажение основы техники или более трех других ошибок, или упражнение не выполнено.

Оценка «1» -

5.2 Уровень физической подготовленности учащихся 9 классов (девочки).

п\п

Физические способности

Контрольные упражнения

Воз-раст

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1

Скоростные

Бег 30 м (сек)

15

16


6,0-5,9


5,8-5,0

4,9

2

Координа-

ционные

Челночный

Бег 3х10 м,сек

15

16


9,7-9,4

9,3-8,6

8,5

3

Выносливость

6-минутный бег, (метрах)

15

16


900-1049

1050-1299

1300

4

Скоростно-

силовые

Прыжки в длину с места

(см)

15

16


155-164

165-204

205

5

Силовые

Подтягивание

на низкой

перекладине

из виса лежа

(кол-во раз)

15

16


5-11

12-15

16

6

Гибкость

Наклон вперед из положения сидя, (см)

15

16


7-11

12-19

20



VI. Учебно-методическое и материально техническое обеспечение комплекса оздоровительной аэробики

Занятия оздоровительной аэробикой проводятся в соответствии с программой. В зависимости от условий могут быть внесены необходимые изменения, не противоречащие её основным принципам и положениям. В школе для занятий оздоровительной аэробикой класс делится на две группы

13-15 человек, либо по половому признаку (девочки и мальчики). Продолжительность занятий измеряется в академических часах (45 мин.).

Комплекс аэробики включает в себя общеразвивающие и специальные упражнения, совершенствование практических навыков, получение знаний , необходимых для участия в соревнованиях, конкурсах, фестивалях.

Комплекс оздоровительной аэробики можно считать специальной физической подготовкой в данной программе, так как объём специальных упражнений больше объёма ОРУ, и он увеличивается с переходом учащихся в следующий класс.

Освоение раздела оздоровительной аэробики включает в себя следующие этапы:

  1. разучивание комплекса ОА

  2. закрепление комплекса (основная работа)

  3. совершенствование практических навыков

В этап совершенствование практических навыков входят:

  1. хореографическая подготовка;

  2. индивидуальное задание;

  3. постановка спортивно-танцевальных и хореографических композиций;

Занятия оздоровительной аэробикой решают задачи оздоровительного характера:

  1. достижение и поддержание нормальной массы тела;

  2. профилактика стрессов;

  3. профилактика сердечно-сосудистых заболеваний;

  4. профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Решением второй задачи является повышение уровня физической подготовленности компонентами которой являются:

  1. аэробная выносливость;

  2. мышечная выносливость;

  3. сила;

  4. гибкость;

  5. физические умения.

В силу специфики оздоровительной аэробики занятия должны проходить в специально оборудованном зале (зеркала, станки, тренажеры, покрытие) под музыкальное сопровождение. Одежда занимающихся должна быть предпочтительно хлопчатобумажной, обувь с амортизирующими свойствами. Особое внимание обратить на соблюдение учащимися норм личной гигиены.

Нагрузку можно считать аэробной только в случае соблюдения определенной интенсивности в течение занятия. Систематическое выполнение аэробных упражнений без перерыва 30-40 минут вовлекают в работу более 2/3 всех мышц тела и тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Данный комплекс разработан с учётом травмобезопасной методики проведения занятий и имеет общую структуру, состоящую из четырёх компонентов, для учащихся любого возраста, пола и физической подготовленности.

6.1 Структура комплекса оздоровительной аэробики.

I.Разминка

  1. Изолированные упражнения.

  2. Упражнения, вовлекающие в работу

всю мышечную массу тела.

|

II. Аэробная серия

  1. аэробная разминка;

  2. аэробная нагрузка;

  3. аэробная заминка.

|

III. Силовая подготовка

  1. упражнения для увеличения силы;

  2. упражнения для увеличения выносливости.

|

IV. Заключительная часть (заминка)

  1. упражнения на гибкость;

  2. упражнения на расслабления.



Несмотря на то, что разминка, аэробная серия, силовая подготовка, заключительная часть являются наиболее общими частями комплекса оздоровительной аэробики, направленность каждого занятия может изменяться в зависимости от его задач и состояния здоровья учащихся.

Интенсивность нагрузки определяется по формуле Кервонена с учетом индивидуальных особенностей в % использования пульсового резерва:

ЧСС раб – ЧСС п х 100 % , где

ЧСС макс – ЧСС п

ЧСС раб – частота сердечных сокращений во время выполнения нагрузки;

ЧСС макс – максимально допустимая для данного возраста;

ЧСС п – в покое.

Следует учитывать, что минимальная пороговая нагрузка, обеспечивающая увеличение потребления кислорода , составляет 60 % от ЧСС макс , что соответствует ЧСС раб = 130- 135 уд/мин.

Проблема получения желаемого результата занятий – улучшение состояния сердечно – сосудистой и дыхательной систем , снижение жировой прослойки и коррекция фигуры для девочек старшего возраста – при минимальных затратах времени предполагает включения в комплекс оздоровительной аэробики силового тренинга и исключение из занятий неэффективных упражнений, выполнение которых может иметь отрицательные последствия для здоровья.

6.2 Комплекс оздоровительной аэробики

Комплекс аэробики на 40 минут:

1. Верхний стретчинг (растяжка): шейный отдел позвоночника, плечевые, локтевые и лучезапястные суставы. 5 мин.

2. Разминка: упражнения для мышц рук и плечевого пояса, выполняемые на месте во время ходьбы. 18 мин.

3. Аэробная серия: упражнения для туловища с добавлением прыжков и подскоков. 6 мин.

4. Нижний стретчинг (растяжка): позвоночник, тазобедренный, коленный и голеностопный суставы. 8 мин.

5. Силовая подготовка: упражнения для мышц брюшного пресса, упражнения для мышц ног. 3 мин.

6. Заключительная часть: упражнения на гибкость, расслабление мышц, дыхательные упражнения.

Обязательно соблюдение режима питания и отдыха.


VII. Организация и проведение внеклассного мероприятия по аэробике


С целью подведения итогов по освоению обучающимися знаний, умений и навыков по аэробике, а также для популяризации оздоровительных видов аэробики и здорового образа жизни, рекомендуется провести внеклассное мероприятие в виде соревнования или смотра-конкурса.

В конкурсе принимают участие команды в составе 6-14 человек от каждого класса. Продолжительность программы 2 мин.30сек.

Конкурс проводится по различным категориям:

- аэробика.

- степ-аэробика.

- фанк- хип/хоп.

- фристайл.

Команды имеют право выбора любой категории. Программа выступления (композиция) составляется участниками самостоятельно под руководством преподавателя. Музыкальное сопровождение должно соответствовать характеру композиции. Костюм для выступления должен быть аккуратным, опрятным, соответствовать стилю аэробики. Запрещено включение в программу травмоопасных упражнений и элементов.

Судейство осуществляется при помощи жюри или судейской бригады.

Оценивается техничность исполнения и артистичность. Судейство производится из 10 баллов.

Распределение стоимости различных составляющих исполнения в судействе техники:

  1. Сложность движений – 25%

  2. Интенсивность исполнения – 25%

  3. Разнообразие движений – 25%

  4. Качество исполнения – 25%

Распределение стоимости различных составляющих исполнения в судействе артистичности:

  1. Сложность хореографии – 30%

  2. Музыкальное сопровождение – 30%

  3. Презентация (характер шоу) – 20%

  4. Синхронность исполнения – 20%

Награждение команд победителей можно проводить:

- среди всех участников;

- по параллелям;

- по категориям.

Учреждаются личные призы самым лучшим участникам конкурса.

























VIII. Список литературы

  1. Ростовцева М.Ю., Александрова В.А., Жерносек А.М. Программа курса по выбору «Оздоровительная аэробика и степ-аэробика» / Под общей ред. Михалина Г. М. – М.: РГУФСиТ, 2010.

  2. Аэробика: теория и методика проведения занятий/Учебное пособие для ВУЗов физической культуры.-СпортАкадемПресс.-М., 2002

3.«Основы физической культуры учащихся средних классов» Н.В. Барышева,

В.И. Минияров, М.Г. Неклюдова. - г. Самара, 1994.

4.«Основы физической культуры старшеклассников» Н.В .Барышева, В.И. Минияров , М.Г. Неклюдова.г. Самара, 1994.

5.«Аэробика для хорошего самочувствия» К. Купер. М: Физкультура и спорт, 1989 6. Правила ФИСАФ.

7.«Десять шагов к стройной фигуре» А.К. Батурин. М: Советский спорт, 1992.

8.«Физическая культура. Программа для учащихся средней общеобразовательной школы 1-11 классы» Н.В. Барышева, В.И. Минияров , М.Г. Неклюдова.г. Самара, 1995.

9.«Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И.Лях, А.А. Зданевич, Москва, «Просвещение» 2009.







24





Похожие файлы