Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 11 класс (2часа)»
Пояснительная записка
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Цели изучения физики
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениямипроводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и уменийдля решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи учебного предмета
Содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:
формирования основ научного мировоззрения
развития интеллектуальных способностей учащихся
развитие познавательных интересов школьников в процессе изучения физики
знакомство с методами научного познания окружающего мира
постановка проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению
вооружение школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
описывать и объяснять физические явления и свойства тел:движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличатьгипотезы от научных теорий; делать выводына основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний:законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Основное содержание (68 часов)
Тема | Количество часов | Зачёты | Лабораторные работы |
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (продолжение) | 10 | 2 | 2 |
Магнитное поле | 6 | 1 | 1 |
Электромагнитная индукция | 4 | 1 | 1 |
КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ | 10 | 1 | 1 |
Механические колебания | 2 | | 1 |
Электромагнитные колебания | 5 | | |
Производство, передача и использование электрической энергии | 2 | | |
Механические волны | 1 | | |
Электромагнитные волны | 3 | 1 | |
ОПТИКА | 13 | 1 | 5 |
Световые волны | 7 | | 4 |
Элементы теории относительности | 3 | | |
Излучение и спектры | 3 | 1 | 1 |
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА | 13 | 2 | 1 |
Световые кванты | 3 | | |
Атомная физика | 3 | 1 | |
Физика атомного ядра. Элементарные частицы | 7 | 1 | 1 |
ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МИРА И РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ОБЩЕСТВА | 1 | | |
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ | 9 (10 в авт.план.) | | |
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ | 9 | | |
ИТОГО | 68 | 6 | 9 |
Контрольные работы | | Лабораторные работы |
№ | Тема | | № | Тема |
1 | Стационарное магнитное поле | | 1 | Наблюдение действия магнитного поля на ток |
2 | Электромагнитная индукция | | 2 | Изучение явления электромагнитной индукции |
3 | Колебания и волны | | 3 | Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника |
4 | Оптика | | 4 | Экспериментальное измерение показателя преломления стекла |
5 | Световые кванты. Атомная физика | | 5 | Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы |
6 | Физика ядра и элементы физики элементарных частиц | | 6 | Измерение длины световой волны |
| | | 7 | Наблюдение интерференции, дифракции и поляризации света |
| | | 8 | Наблюдение сплошного и линейчатого спектров |
| | | 9 | Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям |
Учебно-методический комплект и дополнительная литература
Мякишев Г.Я. Физика: учеб. для 11кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский – М.: Просвещение, 2010
Физика: ежемесячный научно-методический журнал издательства «Первое сентября»
Интернет-ресурсы: электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), каталога Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/): информационные, электронные упражнения, мультимедиа ресурсы, электронные тесты
Расшифровка аббревиатур, использованных в рабочей программе
ОНМ – ознакомление с новым материалом
ЗИ – закрепление изученного
ПЗУ – применение знаний и умений
ОСЗ – обобщение и систематизация знаний
ПКЗУ – проверка и коррекция знаний и умений
К – комбинированный урок
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | Уч.матер. дом.зад | Кол-во уроков | Средства обучения, демонстрации | Требования к базовому уровню подготовки | Тип урока | Вид контроля, измерители |
ЭЕКТРОДИНАМИКА (продолжение) – 10 ч |
Магнитное поле (6 ч) |
-
| | Стационарное магнитное поле | § 1, 2 | | Магнитное поле постоянного тока. Магнитное поле постоянных магнитов. Наблюдение картин магнитных полей. Взаимодействие параллельных токов. Действие прибора магнитоэлектрической системы. Действие магнитного поля на электрические заряды. Движение электронов в магнитном поле. Магнитная запись информации. Зависимость ферромагнитных свойств от температуры | Знать и уметь применять правило буравчика и правило левой руки, уметь вычислять силу Ампера; знать/понимать смысл величины «магнитная индукция» Уметь определять величину и направление силы Лоренца; знать/понимать явление действия магнитного поля на движение заряженных частиц; уметь приводить примеры его практического применения в технике и роль в астрофизических явлениях | К | Т |
-
| | Сила Ампера | § 3-5 | СП |
-
| | Лабораторная работа № 1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток» | Инстр. | | ПЗУ | ЛР |
-
| | Сила Лоренца | з.2, в.4 | | К | РК |
-
| | Магнитные свойства вещества | § 7 | ВП |
-
| | Контрольная работа № 1 по теме «Стационарное магнитное поле» | § 1-7 | | ПКЗУ | З |
Электромагнитная индукция (4 ч) |
-
| | Явление электромагнитной индукции | § 8, 9 | | Опыты Фарадея. Установление причинно-следственных связей и объяснение возникновения индукционного тока во всех случаях. Получение индукционного тока при движении постоянного магнита относительно контура. Получение индукционного тока при изменении магнитной индукции поля, пронизывающего контур. Особенности вихревого электрического поля и явления самоиндукции. Демонстрация правила Ленца. Вихревые токи и их применение на практике. Использование компьютерной модели явления. Закон электромагнитной индукции | Знать/понимать смысл физических величин: индуктивность, ЭДС индукции, энергия магнитного поля; понятий: вихревой ток, явление самоиндукции; смысл закона электромагнитной индукции; уметь решать задачи по данной теме | К | СР |
-
| | Направление индукционного тока. Правило Ленца | § 10 | Т |
-
| | Лабораторная работа № 2 «Изучение явления электромагнитной индукции» | Инстр. | | ПЗУ | ЛР |
-
| | Контрольная работа№ 2 по теме «Электромагнитная индукция», | § 8-13 | | ПКЗУ | З |
КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (12 ч) |
Механические колебания (3 ч) |
-
| | Повторение «Механические колебания» | | | | | ОСЗ | Т |
-
| | Основные характеристики колебания | | | | | ОСЗ | Т |
-
| | Лабораторная работа № 3 «Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника» | Инстр. | | Оценка своего роста с помощью маятника | Знать/понимать смысл понятий: колебательное движение, свободные вынужденные колебания, резонанс;; уметь объяснять и описывать механические колебания | К, ПЗУ | ЛР |
Электромагнитные колебания (5ч) |
-
| | Электромагнитные колебания | | | Заполнение обобщающей таблицы | | ОНМ | |
-
| | Колебательный контур | | | Заполнение обобщающей таблицы | | | |
-
| | Формула Томсона | § 29 | | Заполнение обобщающей таблицы. Устройство и принцип работы индукционного генератора | Знать схему колебательного контура, формулу Томсона; уметь объяснять и применять теоретическое и графическое описания электромагнитных колебаний; уметь решать простейшие задачи по данной теме Понимать принцип действия генератора переменного тока, уметь составлять схемы колебательного контура с разными элементами | ОНМ | РК ВП УО |
-
| | Решение задач на характеристики электромагнитных свободных колебаний | Упр.4, в.1-3 | | ЗИ |
-
| | Переменный электрический ток | § 31, 37 | | К |
Производство, передача и использование электрической энергии (2 ч) |
-
| | Трансформаторы | § 38 | | Устройство и принцип работы однофазного трансформатора. Выпрямление переменного тока. Доклады учащихся | Знать/понимать основные принципы производства и передачи электрической энергии; знать экономические, экологические и политические проблемы в обеспечении энергетической безопасности стран и уметь перечислить пути их решения | К | УО, ВП |
-
| | Производство, передача и использование электрической энергии | § 39-41 |
Механические волны (1 ч) |
-
| | Волна. Свойства волн и основные характеристики | §42-46,48,54 | | Наблюдение поперечных волн. Наблюдение продольных волн. Волны на поверхности воды. Отражение поверхностных волн. Отражение волн. Преломление волн. Прохождение волн через треугольную призму. Интерференция волн. Бегущие волны. Дифракция волн. Поляризация волн | Знать/понимать смысл понятий: механическая волна, звуковая волна;; смысл уравнения волны; уметь объяснять и описывать механические волны, решать задачи на уравнение волны | К | ФО |
Электромагнитные волны (3 ч) |
-
| | Опыты Герца. | § 49,50 | | Электромагнитные волны. Радиоуправление. Устройство и принцип работы простейшего радиоприёмника | Знать историю создания и экспериментального открытия электромагнитных волн; знать основные свойства электромагнитных волн Знать/понимать смысл понятий: интерференция, дифракция, поляризация; уметь описывать и объяснять явления интерференции, дифракции и поляризации электромагнитных волн; уметь приводить примеры их практического применения Знать/понимать смысл понятий: амплитудная модуляция, детектирование, радиолокация; знать историю изобретения радио; уметь описывать и объяснять принципы радиосвязи и телевидения, решать задачи на распространение и приём электромагнитных волн | К | ВП |
-
| | Изобретение радио А.С. Поповым. Принципы радиосвязи | § 51-53 | ПДДЗ |
-
| | Контрольная работа№ 3 по теме «Колебания и волны» | Краткие итоги гл.3-7 | | ПКЗУ | З |
ОПТИКА (13ч) |
Световые волны (7 ч) |
-
| | Законы преломления и отражения света | | | Получение тени и полутени. Преломление света. Кольца Ньютона. Интерференция света в тонких плёнках. Получение дифракционного спектра. Поляризация света. Явление дисперсии. Обнаружение внешнего фотоэффекта. Обнаружение внутреннего фотоэффекта и демонстрация работы фоторезистора. задач света в призме. Одновременное отражение и преломление света на границе раздела двух сред. Законы отражения света. Изображение в плоском зеркале. Законы преломления света. Формула тонкой линзы. Определение относительного показателя преломления двумя методами (с/без транспортира). Явление дисперсии. Оценка длины световой волны с помощью дифракционной решётки. Экспериментальное наблюдение волновых свойств света. Определение длины по интерференционной картине (кольца Ньютона) | Знать/понимать, как развивались взгляды на природу света Знать/понимать смысл законов отражения и преломления света, смысл явления полного отражения; уметь определять показатель преломления Уметь строить изображения в тонких линзах; знать/понимать смысл понятий: фокусное расстояние, оптическая сила линзы; знать формулу тонкой линзы и уметь применять её при решении задач Знать/понимать смысл понятий: дисперсия, интерференция, дифракция и поляризация света; уметь описывать и объяснять эти явления; уметь приводить примеры их практического применения | К | ФО |
-
| | Основные законы геометрической оптики | § 60-62 | ПДЗ |
-
| | Лабораторная работа № 4 «Экспериментальное измерение показателя преломления стекла» | Инстр. | | К ПЗУ | ЛР |
-
| | Решение задач по теме «Оптика» | Инстр. |
-
| | Дисперсия света | § 66 | | К | ВП |
-
| | Интерференция. Дифракция | Инстр. | | К, ПЗУ | ЛР |
-
| | Дифракционная решетка. Решение | Инстр. |
-
| | Контрольная работа за 1 полугодие | | | | | ПКЗУ | |
Элементы теории относительности (3 ч) |
-
| | Элементы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна | § 75-78 | | Факты (наличие противоречия) → проблема → гипотеза-модель → следствия → эксперимент Повторение цепочки научного познания. Заполнение таблицы с формулами | Знать/понимать смысл постулатов СТО; уметь описывать и объяснять относительность одновременности и основные моменты релятивистской динамики | ОНМ | ФО |
-
| | Элементы релятивистской динамики | § 79, 80 | К |
-
| | Обобщающе-повторительное занятие по теме «Элементы специальной теории относительности» | Краткие итоги гл.9 | | ОСЗ | ВП |
Излучение и спектры (5 ч) |
-
| | Излучение и спектры. Шкала электромагнитных излучений | § 81-83 | | Приёмники теплового излучения. Обнаружение инфракрасного излучения в сплошном спектре нагретого тела. Обнаружение ультрафиолетового излучения. Зависимость люминесценции от температуры. Демонстрация рентгеновских снимков | Знать/уметь смысл понятий: спектр, спектральный анализ; уметь описывать и объяснять линейчатые спектры излучения и поглощения, их применение | К | ПДЗ |
-
| | Решение задач по теме «Излучение и спектры» Лабораторная работа № 8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» | | | ПЗУ | ЛР |
| | | Инстр. |
-
| | Контрольная работа № 4 по теме «Оптика» | Кр. итоги гл.11 | | ПКЗУ | З |
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (16ч) |
Световые кванты (6 ч) |
-
| | Законы фотоэффекта | § 88,89 | | Законы внешнего фотоэффекта. Возникновение квантовой физики. Применение фотоэффекта на практике. Опыты Вавилова. Волновые свойства частиц. Дифракция электронов. Гипотеза де Бройля. Вероятностно-статистический смысл волн де Бройля. Принцип неопределённостей Гейзенберга (соотношения неопределённостей). Корпускулярно-волновой дуализм. Понятие о квантовой и релятивистской механике. Фотохимические реакции. Опыты Резерфорда. | Знать/понимать смысл понятий: фотоэффект, фотон; знать и уметь применять уравнение Эйнштейна для фотоэффекта при решении задач Знать историю развития взглядов на природу света; уметь описывать и объяснять применение вакуумных и полупроводниковых фотоэлементов в технике Знать/понимать смысл явления давления света; уметь описывать опыты Лебедева; решать задачи на давление света | К | Т ВП РК |
-
| | Решение задач | 88-89 |
-
| | Фотоны. | § 90 |
-
| | Квантовые свойства света: световое давление, химическое действие света | § 92,93 |
-
| | Решение задач. | | | |
-
| | Самостоятельная работа «Фотоэффект» | | | | | ПКЗУ | |
Атомная физика (3 ч) |
-
| | Квантовые постулаты Бора. Излучение и поглощение света атомом | § 95,96 | | | Знать/понимать смысл экспериментов, на основе которых была предложена планетарная модель строения атома Знать/понимать сущность квантовых постулатов Бора Знать и уметь описывать и объяснять химическое действие света, назначение и принцип действия квантовых генераторов, лазеров; знать историю русской школы физиков и её вклад в создание и использование лазеров | К | СР Т З |
-
| | Лазеры | § 97 |
-
| | Контрольная работа№ 5 по темам «Световые кванты», «Атомная физика» | Кр.итоги гл.11-12 | | ПКЗУ |
Физика атомного ядра. Элементарные частицы (12 ч) |
-
| | ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ | Дополн. ист.инф. | | Изучение треков заряженных частиц по фотографиям, полученным в камере Вильсона. Правила смещения для всех видов распада. Механизм осуществления процессов распада. Естественная и искусственная радиоактивность (история открытия). Трансурановые химические элементы. Мария кюри – великая женщина-учёный. Закон радиоактивного распада. Состав ядра атома. Ядерные реакции и их энергетический выход. Ознакомление с двумя способами расчёта энергии связи. И.В. Курчатов – выдающийся учёный России. Область использования достижений физики ядра на практике (медицина, энергетика, транспорт будущего. Космонавтика, сельское хозяйство, археология, промышленность, в том числе и военная) Примеры записей уравнений, моделирующих процессы взаимопревращений и распадов частиц. Метод Фейнмана | Уметь описывать и объяснять процесс радиоактивного распада, записывать реакции альфа-, бета- и гамма-распада Знать/понимать смысл понятий: естественная и искусственная радиоактивность, уметь приводить примеры практического применения радиоактивных изотопов Знать/понимать условия протекания и механизм ядерных реакций, уметь рассчитывать выход ядерной реакции; знать схему и принцип действия ядерного реактора; знать/понимать важнейшие факторы, определяющие перспективность различных направлений развития энергетики | К, ПЗУ | ЛР |
-
| | Лабораторная работа № 9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | | | | |
-
| | Радиоактивность | § 99-101 | | К | ФО |
-
| | Энергия связи атомных ядер | § 106 | ПДЗ |
-
| | Цепная ядерная реакция. Атомная электростанция | § 109,110 | ВП |
-
| | Применение физики ядра на практике. Биологическое действие радиоактивных излучений | § 112-114 | Т |
-
| | Закон радиоактивного распада | | |
-
| | Элементарные частицы | § 115-117 | РК |
-
| | Контрольная работа № 6 по теме «Физика ядра и элементы физики элементарных частиц», коррекция | Кр.итоги гл.13-14 | | ПКЗУ | З |
-
| | Решение задач. Повторение | | | | | ЗИ | |
-
| | Решение задач. Повторение | | | | | ЗИ | |
-
| | Итоговая контрольная работа | | | | | ПКЗУ | |
ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МИРА И РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ОБЩЕСТВА(1 ч) |
-
| | Физическая картина мира | § 117 | | Физическая картина мира как составная часть естественно-научной картины мира. Эволюция физической картины мира. Временные и пространственные масштабы Вселенной. Предмет изучения физики; её методология. Физические теории: классическая механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, квантовая физика | Знать и уметь описывать современную физическую картину мира и роль физики для научно-технического прогресса | К | ФО |
Повторение |
-
| | Механика | § 2-4 | | Физическая картина мира как составная часть естественно-научной картины мира. Эволюция физической картины мира. Временные и пространственные масштабы Вселенной. Предмет изучения физики; её методология. Физические теории: классическая механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, квантовая физика | Знать и уметь описывать современную физическую картину мира и роль физики для научно-технического прогресса | К | УО |
-
| | | § 8,9 | ВП |
-
| | Молекулярная физика | § 11 | ПДЗ |
-
| | Законы постоянного тока | § 12, 13 | ФО |
-
| | Электродинамика | § 18, 20 | Т |
-
| | Колебания | § 24, 25 | СП |
-
| | Электромагнитные колебания | § 28 | ВП |
-
| | Квантовая физика | § 29,30-32 | ПДЗ |