СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 11 класс (профильный уровень)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я работаю по данной программе в 11  классе (профильный уровень). Программа соответствует всем требованиям и стандартам

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 11 класс (профильный уровень)»


Пояснительная записка

Цели и задачи решаемые при реализации рабочей программы по физике:

  • освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

  • применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;

  • воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающимведущую роль физики в создании современного мира техники;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

Нормативные документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;
  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Приказ Минобразования России от 19.10.2009 № 427
    «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Приказ Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Приказ Минобразования России от 03.06.2008  № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Минобразования России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Минобразования России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
  • Письмом Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 "О направлении методических рекомендаций о проведении федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях";
  • Устав МБОУ Сосновской СОШ №2
  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ Сосновской СОШ №2,
  • Образовательная программа среднего общего образования МБОУ Сосновской СОШ №2;
  • Учебный план;
  • Годовой календарный график.

Сведения о программе

Данная рабочая программа составлена на основе программы автора Г. Я. Мякишева (см.: Программы общеобразовательных учреждений: Физика, Астрономия: 7 – 11 кл. / Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – с. 115 – 120).

Обоснование выбора данной программы

Единая структура содержания обязательного минимума и изучение физики по одному учебнику на базовом и профильном уровнях создает особое образовательное пространство, обеспечивающее естественным путем расширение (при необходимости), знаний учащихся при самостоятельном изучении физики явилось обоснованием выбора данной программы. Программа разработана с таким расчетом, чтобы обучающиеся приобрели достаточно глубокие знания физики и в ВУЗе смогли посвятить больше времени профессиональной подготовке по выбранной специальности. Высокая плотность подачи материала позволяет изложить обширный материал качественно и логично. Значительное количество времени отводится на решение физических задач.

Информация о внесенных изменениях

Изменений не вносилось

Определение места и роли учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Информация о количестве учебных часов

Рабочая программа в XI классах отводит 175 учебных часов из расчета 5 учебных часа в неделю, 8 часов отводится на контрольные уроки, 7 часов на проведение лабораторных работ, 7ч на повторение, 10 ч. на подготовку к ЕГЭ

Формы организации учебного процесса:

  • Урок,

  • Лекция

  • Конференция

  • семинар

  • Лабораторные и практические занятия.

Технологии обучения:

  • - технология личностно-ориентированного обучения;

  • - здоровьесберегающие технологии;

  • - технологии коммуникативного общения;

  • - игровые технологии;

  • - технология развития критического мышления;

  • - информационно-коммуникационные технологии;

  • - технология проблемного обучения;

  • - технология работы с одарёнными детьми.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

  • - исследовательская деятельность;

  • - проектная деятельность;

  • - работа в парах;

  • - работа в группах различного состава.

Виды и формы контроля

  • Промежуточный - зачёт, контрольная работа, итоговое тестирование, контрольный срез, физический диктант, защита проекта.

  • Тематический – зачёт, тестирование, контрольный срез, контрольная работа, Текущий – поурочная оценочная деятельность различных видов деятельности учащихся.

Планируемый уровеньподготовки обучающихся на конец учебного года Требования к уровню подготовки обучающихся полностью соответствует требованиям, установленным федеральными государственными образовательными стандартами. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Обучающиеся должны:

«знать/понимать» смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов, принципов и постулатов.

«уметь» объяснять результаты наблюдений и экспериментов, описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

«применять» полученные знания для решения физических задач, приводить примеры практического использования знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию.

Информация об используемом учебнике

Преподавание ведется по учебнику: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин Физика – 11, М.: Просвещение, 2014 г. Базовый и профильный уровни.

Основное содержание (175 ч)

Основы электродинамики (23 ч)

Глава 1. Магнитное поле (11часов).

Взаимодействие токов. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток»

Контрольная работа №1 по теме «Магнитное поле»

В результате изучения темы « Магнитное поле» ученик должен знать/ понимать.

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле,

смысл физических величин: магнитная индукция , сила тока, сила Ампера , сила Лоренца,

смысл физических законов; закон Ампера.

вклад российских и зарубежных ученых оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Уметь:

Описывать и объяснять физические явления и свойства тел:

Отличать гипотезы от научных теорий;

Делать выводы на основе экспериментальных данных ;

Приводить примеры практического использования физических знаний : законов электродинамики.

Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы единиц. Решать задачи на применение изученных физических законов.

Глава 2. Электромагнитная индукция (12часов).

Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

Демонстрации:

Явление электромагнитной индукции.

Взаимодействие токов

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции».

Контрольная работа №2 по теме «Явление электромагнитной индукции»

В результате изучения темы « Основы электродинамики» ученик должен знать/ понимать.

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле,

смысл физических величин: магнитная индукция , сила тока, сила Ампера , сила Лоренца, ЭДС индукции, энергия.

смысл физических законов; закон электромагнитной индукции, закон Ампера.

вклад российских и зарубежных ученых оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Уметь:

Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: явление электромагнитной индукции, самоиндукции.

Отличать гипотезы от научных теорий;

Делать выводы на основе экспериментальных данных ;

Приводить примеры практического использования физических знаний : законов электродинамики.

Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы единиц. Решать задачи на применение изученных физических законов.

Колебания и волны (37 часа).

Глава 3 Механические колебания—7ч

Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения свободных колебаний. Математический маятник. Гармонические колебания. Фаза колебаний. Превращение энергии при гармонических колебаний. Вынужденные колебания.

Демонстрации.

Свободные колебания.

Вынужденные колебания.

Условия возникновения свободных колебаний.

Резонанс.

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №3 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника».

В результате изучения темы « Механические колебания» ученик должен

знать / понимать

* смысл понятий : физическое явление , физический закон, взаимодействие.

* смысл физических величин: сила, ускорение, частота, период, фаза колебаний, энергия.

Уметь

описывать и объяснять физические явления: механические колебания

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы

представлять результаты измерений с помощью таблиц , графиков, выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины; периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины.

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы

приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях

решать задачи на применение изученных физических законов ;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников ( учебных текстов, справочных и научно – популярных изданий, ресурсов интернета)

Глава 4. Электромагнитные колебания (9 часов).

Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.

Демонстрации

Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника

Свободные электромагнитные колебания

Осциллограмма переменного тока

Конденсатор в цепи переменного тока

Катушка в цепи переменного тока

Резонанс

Глава 5. Производство, передача и использование электрической энергии (6часа).

Генерирование электрической энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.

Демонстрации

Генератор переменного тока

Трансформаторы

Контрольная работа №3 по теме «Механические и электромагнитные колебания»

В результате изучения темы: Электромагнитные колебания. Производство, передача и использование электрической энергии ученик должен

знать/ понимать

Смысл понятий: физическое явление, физическая величина , взаимодействие , резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле

Смысл физических величин: сила тока, напряжение, напряженность, ЭДС, индуктивность, электроемкость, заряд.

Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики

Уметь:

описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: свободные и вынужденные электромагнитные колебания

приводить примеры опытов , иллюстрирующих , что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий ; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов ; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты ; при объяснении природных явлений используют физические модели ; законы физики и физические теории имеют свои границы применения;

Описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики

Применять полученные знания для решения физических задач ;

Определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

Приводить примеры практического применения физических знаний: электродинамики в энергетике;

Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ , научно-популярных статьях

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Глава 6; 7.Электромагнитные волны.Механические волны (15часов).

Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.

Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Телевидение. Распространение радиоволн.

Демонстрации

Механические волны.

Распространение механических волн

Звуковые волны.

Принципы радиосвязи

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитные волны. Механические волны».

В результате изучения темы « Механические волны. Электромагнитные волны» ученик должен

знать/ понимать

Смысл понятий : физическое явление, вещество , взаимодействие, электрическое поле , электромагнитная волна,

*смысл физических величин: Длина волны, скорость, плотность потока электромагнитного излучения,

Уметь

описывать и объяснять физические явления: распространения механических волн, распространения электромагнитных волн, принципы радиосвязи.

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин : длины волны

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости :длины волны от времени распространения

выражать результаты измерений в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о развитии средств связи ,

решать задачи по теме: механические волны, электромагнитные волны.

Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах( словесно, с помощью графиков, математических символов)

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Оптика (39часа).

Глава 8. Световые волны (25часа).

Световые лучи. Закон преломления света. Дисперсия света. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Свет ,электромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн.

Демонстрации:

Отражение света

Линзы

Дисперсия света

Интерференция

Дифракция

Дифракционная решетка

Поляризация света

Лабораторные работы:

4 «Измерение показателя преломления стекла»

5 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»

6 «Измерение длины световой волны»

Контрольная работа №5 по теме «Оптика»

В результате изучения темы: Световые волны ученик должен

знать/ понимать

* смысл понятий: физическое явление , физическая величина , модель , гипотеза, принцип .

смысл физических величин: скорость , показатель преломления, оптическая сила, фокус линзы, фокусное расстояние, длина волны, период дифракционной решетки

смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка , границы применимости ) принцип Гюйгенса, закон отражения , закон преломления

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее внимание на развитии физики

уметь

описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов : распространение электромагнитных волн; дисперсия, интерференция и дифракция света

приводить примеры опытов, иллюстрирующих, чтонаблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотезы и построения научной теории , эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; при объяснении природных явлений используют физические модели; законы физики и физические теории имеют свои границы применимости ;

применять полученные знания для решения физических задач;

определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

измерять: оптическую силу линзы; фокусное расстояние; длину волны

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно - популярных статьях:

использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сети Интернет

Глава 9 . Элементы теории относительности. (6 часов)

Законы электродинамики и принцип относительности . Постулаты теории относительности. Относительность одновременности . Элементы релятивистской механики.

Контрольная работа №6 по теме «Релятивистская механика»

Глава 10. Излучение и спектры (8 часа).

Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.

Лабораторная работа №7 Наблюдение сплошного и линейчатого спектров

Демонстрации

Обнаружение инфракрасного излучения в спектре

Выделение и поглощение инфракрасных лучей фильтрами

Получение спектра с помощью призмы

Линейчатые спектры излучения

Квантовая физика (35часа).

Глава 11; 12. Световые кванты. Атомная физика. (11час)

Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Строение атома. Опыт Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома. Лазеры.

Демонстрации

Фотоэффект

Лазер

Давление света

Строение атома

Контрольная работа №7 «Волновые и квантовые свойства света»

В результате изучения темы « Световые кванты. Атомная физика» ученик должен знать/ понимать

*смысл понятий : физическое явление, физическая величина, тепловое излучение , фотоэффект, корпускулярно - волновой дуализм, атом.

* смысл физических величин : энергия, красная граница фотоэффекта , работа выхода , частота.

* смысл физических законов, принципов и постулатов ( формулировка, границы применимости ) законы фотоэффекта , постулаты Бора.

* вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: фотоэффект

приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий ; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; при объяснении природных явлений используются физические модели; законы физики и физические теории имеют свои границы применения

описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;

применять полученные знания для решения задач.

Определять характер физического процесса по формуле

Приводить примеры практического применения физических знаний: квантовой физики

Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно популярных статьях;

Использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных

Глава 13. 14 Физика атомного ядра. Элементарные частицы (22часов).

Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика.

Демонстрации:

Ионизирующее действие радиоактивного излучения

Камера Вильсона

Контрольная работа №8 по теме «Ядерная физика»

В результате изучения темы « Физика атомного ядра. Элементарные частицы» на базовом уровне ученик должен

знать/ понимать

смысл понятий: физическое явление, модель, гипотеза, атом, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность. Ионизирующее излучение.

смысл физических величин: энергия, дефект масс, период полураспада,

смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости) закон радиоактивного распада, закон сохранения барионного заряда

вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики ;

уметь

описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: радиоактивность, взаимодействие кварков; приводить примеры опытов , иллюстрирующих что : наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий ; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов ; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты, физическая теория позволяет предсказать еще неизвестные явления и их особенности : при объяснении природных явлений используют физические модели

описывать фундаментальные опыты , оказавшие существенное влияние на развитие физики;

применять полученные знания для решения физических задач приводить примеры практического применения физических явлений в создании ядерной энергетики, лазеров:

определять продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрических заряда и массового числа, воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ , научно-популярных статьях ;

использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

рационального природопользования и защиты окружающей среды ;

определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде

Глава 15. Астрономия(12часов)

Современная физическая картина мира. Физика и научно-техническая революция

Строение Солнечной системы. Наша Галактика. Методы исследования космоса. Теория образования Вселенной. Большой взрыв. Вклад России в изучение космоса.

В результате изучения темы «Значение физики для понимания мира и развития производительных сил. Строение и эволюция Вселенной» ученик должен

знать/ понимать:

- основные признаки понятия "галактика" как отдельного типа космических систем;
- главные физические характеристики, строение и состав нашей Галактики

- о космическом процессе формирования галактик из газовых протогалактических облаков и космическом явлении активности ядер галактик и квазарах;
- основные признаки понятий "Метагалактика", "Мини-Вселенная", "Вселенная";
- основные положения современных космологических теорий: о возникновения Мини-Вселенной и Метагалактики, основных этапах ее эволюции: сингулярности, явлении Большого Взрыва, начальном расширении, образовании элементарных частиц и атомных ядер, рекомбинации, образования галактик;современном состоянии и возможных путях развития;
- о материи, пространстве, времени и их взаимной связи, фундаментальных законах материального мира и характере действия физических законов в пределах Метагалактики и Мини-Вселенной, основных направлениях развития материи и "антропном принципе".

уметь:

- использовать знания, полученные на уроках по физике, для описания и объяснения современной научной картины мира;
- анализировать и систематизировать учебный материал, строить классификационные таблицы и схемы, объяснять свойства космических систем на основе важнейших физических теорий, использовать обобщенные планы изучения космических объектов, процессов и явлений;

Учебно-тематический план

№ п/п

тема

Кол-во часов

Кол-во л/р

Кол-во к/р

1

Основы электродинамики

23

2

2

2

Колебания и волны

37

1

2

3

Оптика

39

4

2

4

Квантовая физика

35

-

2

5

Астрономия

11

-

-

6

Значение физики для объяснения мира и развития производственных сил общества

1

-

-

7

Повторение темы

7

-

-

8

Подготовка к ЕГЭ

11



9

Резерв

6




итого

170

7

8

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения физики на профильном уровне ученик должензнать/понимать:

- смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальнаясистема отсчета, материальнаяточка, вещество, взаимодействие, идеальныйгаз, резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда,

галактика, Вселенная;

- смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля,

разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитногополя, индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;

- смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка,границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца, закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада; основные положения излучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;

- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияниена развитие физики.

Уметь:

- описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов:

независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела;

нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде;

броуновское движение; электризация тел при их контакте; взаимодействие

проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током;

зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения;

электромагнитная индукция; распространение электромагнитных волн;

дисперсия, интерференция и дифракция света; излучение и поглощение света

атомами, линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность;

- приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что наблюдения иэксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научныхтеорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или

явление можно исследовать на основе использования разных моделей;

законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;

- описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияниена развитие физики;

- применять полученные знания для решения физических задач;

- определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;

- измерять скорость, ускорение свободного падения, массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления вещества, оптическую силу линзы, длину световой волны; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;

- приводить примеры практического применения физических знаний:

законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оцениватьинформацию, содержащуюся в СМИ, научно-популярных статьях;

использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и

предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернета).

Использовать приобретенные знания и умения в практическойдеятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

- анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

- рационального природопользования и защиты окружающей среды;

- определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;

- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.



Литература и средства обучения.

Литература

1. Сборник задач по физике: для 10-11 классов общебразовательных учреждений / Сост. Г.Н. Степанова. – 9-е изд. М.: Просвещение, 2014.

2. Физика: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

3. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.

4. Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя / В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др.; под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 2012.

5. .Физика. 11 класс: дидактические материалы /А.Е. Марон, е. А. Марон. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012.

6. Волков В. А. Поурочные разработки по физике: 11 класс. – М.: ВАКО, 2014.

7. Сауров Ю. А. Физика в 11 классе: Модели уроков: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2012. - 271 с.: ил.

Технические средства обучения

  1. Компьютер.

  2. Мультимедийный проектор, экран.

  3. Акустические колонки.

  4. Электронно-образовательные ресурсы

Учебно-практическое оборудование

  1. Дидактический раздаточный материал







Календарно-тематическое планирование по физике , 11 класс

(профильный уровень)

(5 часов в неделю, 175 уроков за год)

Учебник: Физика. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Учитель: Тепикина Л.Ф.

2018-2019 уч. год


п/п

Тема

Примерные сроки изучения

Фактические даты изучения

Примечания


Основы электродинамики (23 часов)

1. Магнитное поле (11ч)




1/1

Взаимодействие токов

03.09



2/2

Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции.

05.09



3/3

Модуль вектора магнитной индукции. Сила ампера.

06.09



4/4

Решение задач по теме «Сила Ампера».

06.09



5/5

Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток».

07.09



6/6

Действия магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца.

10.09



7/7

Решение задач по теме «Сила Лоренца».

12.09



8/8

Решение задач по теме «Сила Лоренца».

13.09



9/9

Магнитные свойства вещества.

13.09



10/10

Обобщение материала по теме «Магнитное поле».

14.09



11/11

Контрольная работа №1 по теме «Магнитное поле».

17.09




Электромагнитная индукция (12ч)




12/1

Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток.

19.09



13/2

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

20.09



14/3

Закон электромагнитной индукции.

20.09



15/4

Лабораторная работа №2 «Явления электромагнитной индукции».

21.09



16/5

Вихревое электрическое поле. Решение задач по теме «Электромагнитная индукция».

24.09



17/6

ЭДС индукции в движущихся проводниках.

26.09



18/7

Решение задач по теме « Индукции в движущихся проводниках».

27.09



19/8

Самоиндукция. Индуктивность.

27.09



20/9

Энергия магнитного поле тока.

28.09



21/10

Решение задач по теме « Энергия магнитного поле тока».

01.10



22/11

Обобщение материала по теме «Электромагнитная индукция».

03.10



23/12

Контрольная работа №2 по теме « Электромагнитная индукция».

04.10




Колебания и волны (37 часов)

1.Механические колебания (7ч)




24/1

Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновение свободных колебаний.

04.10



25/2

Математический маятник. Динамика колебательного движения.

05.10



26/3

Гармонические колебания. Фаза колебаний.

08.10



27/4

Решение задач по теме « Гармонические колебания».

10.10



28/5

Лабораторная работа №3 « Определение ускорения свободного падения с помощью маятника».

11.10



29/6

Вынужденные колебания. Резонанс. Решение задач по теме «Механические колебания».

11.10



30/7

Резервный урок.

12.10




2. Электромагнитные колебания (9ч)




31/1

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур.

15.10



32/2

Период свободных электрических колебаний.

17.10



33/3

Решение задач по теме « Электромагнитные колебания».

18.10



34/4

Переменный электрический ток.

18.10



35/5

Активное сопротивление. Действующее значение силы тока и напряжения.

19.10



36/6

Емкостное, индуктивное сопротивление.

22.10



37/7

Решение задач по теме «Переменный электрический ток».

24.10



38/8

Резонанс в электрической цепи.

25.10



39/9

Обобщение материала по теме «Электромагнитные колебания».

25.10




3. Производство, передача и использование электрической энергии (6ч)




40/1

Генерирование электрической энергии.

26.10



41/2

Трансформаторы.

29.10



42/3

Производство, передача и использование электрической энергии.

31.10



43/4

Решение задач по теме «Производство электроэнергии».

01.11



44/5

Обобщение материала

01.11



45/6

Контрольная работа №3 по теме Механические и электромагнитные колебания».

02.11




4. Механические волны (7ч)




46/1

Волновые явления. Распространение механических волн.

14.11



47/2

Длина волны. Скорость волны.

15.11



48/3

Распространение волн в упругих средах.

15.11



49/4

Звуковые волны. Высота, тембр, громкость звука.

16.11



50/5

Решение экспериментальных задач по теме « Механические волны»

19.11



51/6

Решение задач по теме « Механические волны». Самостоятельная работа.

21.11



52/7

Контрольная работа №4 « Механические волны».

22.11




5. Электромагнитные волны (8ч)




53/1

Электромагнитное поле.

22.11



54/2

Электромагнитные волны.

23.11



55/3

Экспериментальное обнаружение электромагнитных волн.

26.11



56/4

Изобретение радио А.С.Поповым.

28.11



57/5

Принцип радиосвязи.

29.11



58/6

Свойства электромагнитных волн.

29.11



59/7

Распространение радиоволн. Радиолокация.

30.11



60/8

Развитие средств связи.

03.12




Оптика (39 часов)

1. Световые волны (25ч)




61/1

Развитие взглядов на природу света.

05.12



62/2

Скорость света.

06.12



63/3

Принцип Гюйгенса закон отражения света.

06.12



64/4

Решение задач по теме « Закон отражения света».

07.12



65/5

Преломление света.

10.12



66/6

Решение задач по теме «Преломление света».

12.12



67/7

Решение задач по теме «Отражение и преломление света»

13.12



68/8

Полное внутреннее отражение.

13.12



69/9

Решение задач по теме «Полное внутреннее отражение. Преломление света».

14.12



70/10

Лабораторная работа №4 «Измерение показателя преломление стекла».

17.12



71/11

Линзы. Построение изображение в линзе.

19.12



72/12

Формула тонкой линзы. Увеличение линзы.

20.12



73/13

Решение задач по теме «Собирающая линза».

20.12



74/14

Решение задач по теме «Рассеивающая линза».

21.12



75/15

Лабораторная работа №5 « Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы».

24.12



76/16

Решение задач по теме «Оптика».

26.12



77/17

Дисперсия света.

27.12



78/18

Интерференция и ее применение.

27.12



79/19

Дифракция.

28.12



80/20

Дифракционная решетка.

11.01



81/21

Лабораторная работа №6 «Измерение длины световой волны».

14.01



82/22

Решение задач по теме «Дифракция».

16.01



83/23

Поперечность световых волн. Поляризация света.

17.01



84/24

Повторительно-обобщающий урок по теме «Оптика».

17.01



85/25

Контрольная работа №5 «Оптика».

18.01




2. Элементы теории относительности (6ч).




86/1

Постулаты теории относительности.

21.01



87/2

Относительность времени. Замедление времени.

23.01



88/3

Релятивистский закон сложения скорости.

24.01



89/4

Взаимосвязь массы и энергии.

24.01



90/5

Решение задач по теме «Релятивистская механика».

25.01



91/6

Контрольная работа №6 по теме «Релятивистская механика».

28.01




3. Излучение и спектры (8ч).




92/1

Виды излучений. Источники света.

30.01



93/2

Спектры и спектральные аппараты.

31.01



94/3

Виды спектров. Спектральный анализ.

31.01



95/4

Лабораторная работа «Наблюдение сплошного и линейного спектров».

01.02



96/5

Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение.

04.02



97/6

Рентгеновские лучи.

06.02



98/7

Шкала электромагнитных волн.

07.02



99/8

Повторительно-обобщающий урок по теме

«Излучение и спектры».

07.02




Квантовая физика (35 часов)

1. Световые кванты (11ч)




100/1

Квантовая физика.

08.02



101/2

Фотоэффект.

11.02



102/3

Теория Фотоэффекта.

13.02



103/4

Решение задач по теме «Фотоэффект».

14.02



104/5

Фотоны.

14.02



105/6

Решение задач по теме «Фотоны».

15.02



106/7

Решение задач по теме «Волновые и квантовые свойства света».

18.02



107/8

Фотоэлементы и их применение.

20.02



108/9

Давление света.

21.02



109/10

Обобщающий урок по теме «Волновые и квантовые свойства света. Химическое действие света».

21.02



110/11

Контрольная работа №7 по теме «Волновые и квантовые свойства света».

22.02




2. Атомная физика (4ч)




111/1

Строение атома. Опыты Резерфорда.

25.02



112/2

Квантовые постулаты Бора. Трудности теории Бора.

27.02



113/3

Лазеры.

28.02



114/4

Повторительно-обобщающий урок по теме «Атомная физика».

28.02




3.Физика атомного ядра (18ч)




115/1

Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.

01.03



116/2

Радиоактивность. Виды излучений.

04.03



117/3

Радиоактивные превращения.

06.03



118/4

Закон радиоактивного распада.

07.03



119/5

Открытие нейтрона.

07.03



120/6

Строение атомного ядра.

11.03



121/7

Энергия связи атомных ядер

13.03



122/8

Решение задач по теме «Энергия связи атомных ядер».

14.03



123/9

Ядерные реакции.

14.03



124/10

Деление ядер урана.

15.03



125/11

Ценные ядерные реакции.

18.03



126/12

Ядерный реактор.

20.03



127/13

Термоядерные реакции.

21.03



128/14

Атомная энергетика.

21.03



129/15

Биологическое действие радиоактивного излучения.

22.03



130/16

Решение задач по теме «Физика атомного ядра».

03.04



131/17

Обобщение материала и решение задач по теме «Ядерная физика».

04.04



132/18

Контрольная работа №8 по теме «Ядерная физика».

04.04




Элементарные частицы (2ч)




133/1

Три этапа в развитии физики элементарных частиц.

05.04



134/2

Элементарные частицы и их классификация.

08.04




Астрономия (11 часов)

  1. Солнечная система (3ч)




135/1

Видимые движения небесных тел. Законы движения.

10.04



136/2

Система Земля-Луна.

11.04



137/3

Физическая природа планета малых тел Солнечной системы.

11.04




2. Солнце и звезды (4ч)




138/1

Солнце.

12.04



139/2

Основные характеристики звезд.

15.04



140/3

Внутреннее строение Солнца и звезд главной последовательности.

17.04



141/4

Эволюция звезд.

18.04




3.Строение Вселенной (4ч)




142/1

Млечный путь-наша галактика.

18.04



143/2

Галактики.

19.04



144/3

Строение и эволюция Вселенной.

22.04



145/4

Обобщение материала по теме «Астрономия».

24.04




Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества (1ч)




146/1

Единая физическая картина мира.

25.04




Повторение (7 ч)




147/1

Механика

25.04



148/2

Молекулярная физика. Тепловые явления

26.04



149/3

Основы электродинамики

29.04



150/4

Колебания и волны.

03.05



151/5

Оптика

06.05



152/6

Квантовая физика

08.05



153/7

Обобщение темы «Повторение».

10.05



154-163/1-10

Физический практикум. (10 ч.)


13.05-24.05



164-175/1-12

Резервные уроки








,