Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 3
г. Ковдор Мурманской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМС Зам. директора по УВР Директор МБОУ ООШ № 3
_____________________ ____________________ _________________________
Руководитель ШМС Кирилева О.А Пояркова Н.М
_____________________ ___________________ ________________________
Щербакова В.В.
Рабочая программа
по физике
7 класс
Программу составила: Тимофеева Н.Ф., учитель физики
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа базового курса по физике для 7 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по физике, рекомендованной Министерством образования и науки РФ для базисного учебного плана 2004 года и соотносится с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике.
Структура программы
Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку; тематический план; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса; календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Место предмета в учебном плане школы
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Физика» в 7 классе из расчёта: 2 часа в неделю. С учётом учебного плана и годового календарного графика МБОУ ООШ №3 курс «Физика» изучается в 7 классе 2 часа в неделю и рассчитан на 68 часов (34 недели).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Учащиеся должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Резервное время распределено на изучение раздела: «Механические явления» и итоговое повторение
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. Физика и физические методы изучения природы (6 часов)
Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические
приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.
Демонстрации
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.
Физические приборы.
Лабораторные работы и опыты
Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
Измерение длины.
Измерение объема жидкости твердого тела.
Измерение температуры
2. Тепловые явления (8 часов)
Строение вещества. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.
Демонстрации
Сжимаемость газов.
Диффузия в газах и жидкостях.
Модель хаотического движения молекул.
Модель броуновского движения.
Сохранение объёма жидкости при изменении формы сосуда.
Сцепление свинцовых цилиндров.
Принцип действия термометра.
3. Механические явления (50 часов).
Механическое движение. Относительность движения. Система отсчёта. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.
Явление инерции. Масса тела. Плотность вещества.
Методы измерения массы и плотности.
Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил.
Сила упругости. Методы измерения силы.
Сила тяжести. Искусственные спутники Земли. Вес тела.
Сила трения.
Момент силы. Условия равновесия рычага.
Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения энергии, работы и мощности.
Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Демонстрации
Равномерное прямолинейное движение.
Относительность движения.
Явление инерции.
Взаимодействие тел.
Зависимость силы упругости от деформации пружины.
Сложение сил.
Сила трения.
Изменение энергии тела при совершении работы.
Превращения механической энергии из одной формы в другую.
Зависимость давления твёрдого тела на опору от действующей силы и площади опоры.
Обнаружение атмосферного давления.
Измерение атмосферного давления барометром — анероидом.
Закон Паскаля.
Гидравлический пресс.
Закон Архимеда.
Простые механизмы.
Лабораторные работы и опыты
Измерение скорости равномерного движения.
Измерение массы.
Измерение плотности твердого тела.
Измерение плотности жидкости.
Измерение силы динамометром.
Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.
Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.
Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.
Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.
Исследование условий равновесия рычага.
Вычисление КПД наклонной плоскости.
Измерение мощности.
Измерение архимедовой силы.
Изучение условий плавания тел.
Контрольные работы
№ 1. «Механическое движение взаимодействия тел».
№ 2. «Давление в твердых телах, жидкостях и газах»
№ 3. «Сила Архимеда»
№ 4. «Простые механизмы»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать:
• смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, инерция;
смысл физических величин: путь, скорость, сила, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
смысл физических законов: закона Паскаля;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, неравномерное прямолинейное движение, применять основные положения МКТ для объяснения диффузии, различия между агрегатными состояниями вещества;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, математических символов, рисунков);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Компьютер;
2. Мультимедийный проектор с экраном;
3. МФУ;
4. Таблицы по всем разделам;
5. Компьютерные презентации по всем разделам;
6. Наглядный материал по всем разделам;
7. Демонстрационное оборудование;
8. Лабораторное оборудование;
9. Щит для электроснабжения лабораторных столов напряжением 36 42 В;
10. Столы лабораторные электрифицированные (36 42 В)
11. Учебник «Природоведение» под редакцией Плешаков А.А., Сонин Н.И.: учебник для 5 кл. — М., «Дрофа», 2010;
12. Павленко Н.И., Павленко К.П.Тестовые задания по физике. 7 класс.- М.: Дрофа, 2004г.;
13. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2008.
14. Орлов, В.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр, 2006
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов/тем/практической части | Количество часов | Дата | Примечание |
теория | практика | контроль |
1. Физика и физические методы изучения природы | 6 | | |
1/1. Физика — наука о природе. | 1 | | | | |
2/2. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. Физические модели. | 1 | | | | |
3/3. Погрешности измерений. Физический эксперимент и физическая теория. Измерение длины. Измерение температуры. | 1 | | | | |
4/4. Л.р.1: “Определение цены деления шкалы измерительного прибора” | | 1 | | | |
5/5. Л.р.2: “Измерение объема жидкости и твердого тела”. | | 1 | | | |
6/6. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире. | 1 | | | | |
2. Тепловые явления | 8 | | |
7/1. Строение вещества. | 1 | | | | |
8/2. Строение вещества. | 1 | | | | |
9/3.Тепловое движение атомов и молекул. | 1 | | | | |
10/4. Броуновское движение. | 1 | | | | |
11/5. Диффузия. | 1 | | | | |
12/6. Взаимодействие частиц вещества. | 1 | | | | |
13/7.Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей. | 1 | | | | |
14/8.Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей. | 1 | | | | |
3. Механические явления | 50 | | |
15/1. Механическое движение. | 1 | | | | |
16/2. Относительность движения. | 1 | | | | |
17/3. Система отсчета. | 1 | | | | |
18/4. Путь. | 1 | | | | |
19/5. Скорость равномерного прямолинейного движения. Измерение скорости равномерного движения | 1 | | | | |
20/6. Методы измерения расстояния, времени и скорости. | 1 | | | | |
21/7. Неравномерное движение. | 1 | | | | |
22/8. Графики зависимости пути и скорости от времени. | 1 | | | | |
23/9. Явление инерции. | 1 | | | | |
24/10. Масса тела. | 1 | | | | |
25/11. Л.р.3: «Измерение массы» | | 1 | | | |
26/12. Плотность вещества. Измерение плотности жидкости. | 1 | | | | |
27/13. Л.р.4: «Измерение плотности твердого тела» | | 1 | | | |
28/14. Методы измерения массы и плотности. | 1 | | | | |
29/15. Взаимодействие тел | 1 | | | | |
30/16. Сила. | 1 | | | | |
31/17. Правило сложения сил. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. | 1 | | | | |
32/18. Сила упругости. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. | 1 | | | | |
33/19. Л.р.5: «Измерение жесткости пружины» | | 1 | | | |
34/20. Методы измерения силы. | 1 | | | | |
35/21. Сила тяжести. Исследования зависимости силы тяжести от массы тела | 1 | | | | |
36/22. Вес тела. | 1 | | | | |
37/23. Сила трения. Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения. | 1 | | | | |
38/24. Контрольная работа 1: «Механическое движение взаимодействия тел» | | | 1 | | |
39/25. Давление. | 1 | | | | |
40/26. Атмосферное давление. | | | | | |
41/27. Методы измерения давления. | | | | | |
42/28. Закон Паскаля. | | | | | |
43/29. Гидравлические машины | | | | | |
44/30. Контрольная работа 2: «Давление в твердых телах, жидкостях и газах» | | | 1 | | |
45/31. Закон Архимеда. | 1 | | | | |
46/32. Закон Архимеда. | | | | | |
47/33. Л.р.6: «Измерение архимедовой силы» | | 1 | | | |
48/34. Условие плавания тел. | 1 | | | | |
49/35. Л.р.7: «Изучение условий плавания тел» | | 1 | | | |
50/36. Контрольная работа 3: «Сила Архимеда» | | | 1 | | |
51/37. Простые механизмы | | | | | |
52/38. Момент силы. | 1 | | | | |
53/39. Условия равновесия рычага. | 1 | | | | |
54/40. Л.р.7: «Исследования условий равновесия рычага» | | 1 | | | |
55/41. Центр тяжести тела. | 1 | | | | |
56/42. Условия равновесия тел. | | | | | |
57/43. Работа. | 1 | | | | |
58/44. Мощность. Измерение мощности. | 1 | | | | |
59/45. Коэффициент полезного действия. | 1 | | | | |
60/46. Методы измерения энергии, работы и мощности. | 1 | | | | |
61/47. Л.р.8: «Вычисление КПД наклонной плоскости» | | 1 | | | |
62/48. Кинетическая энергия. Измерение кинетической энергии тела. | 1 | | | | |
63/49. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Измерение изменения потенциальной энергии тела. | 1 | | | | |
64/50. Контрольная работа 4: «Простые механизмы» | | | 1 | | |
65. Повторение темы: «Строение вещества» | 1 | | | | |
66. Повторение темы: «Взаимодействие тел» | 1 | | | | |
67. Повторение темы: «Давление» | 1 | | | | |
68. Повторение темы: «Работа, мощность, энергия» | 1 | | | | |