муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школа № 30
Утверждена приказом директора МАОУ СОШ № 30 Приказ № от . 2017г. Директор МАОУ СОШ № 30 ____________М.О.Максимова. |
Рабочая программа
«Физика»
базовый уровень, 8 «Б», 8 «В» классы
/адаптированная на основе Примерной программы «Физика»; УМК под ред. А.В.Пёрышкина/
Составитель: Сергеева Е.Е., учитель физики МАОУ СОШ № 30 Первая квалификационная категория |
Калининград 2017
Пояснительная записка.
Рабочая программа по физике для 8 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике (Сборник нормативных документов. Физика. – М.:Просвещение, 2011.) и с основными требованиями примерной образовательной программы для общеобразовательных учреждений. Физика. 7-9 класс/ составитель Н.К.Мартынова, Н.Н. Иванов.-М.: Просвещение, 2011. (Физика. 7-9 классы. Автор программы Е.М.Гутник, А.В.Перышкин).
Нормативно-правовая база разработки и преподавания учебного курса.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (пункт 2.7, статья 32)
2. Государственный образовательный стандарт основного общего образования и среднего общего образования;
3. Базисный учебный план школы;
4. Примерная программа основного общего образования по физике (Сборник нормативных документов. Физика. М.: Просвешение, 2011).
Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлений; величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Основные задачи настоящей рабочей программы:
• сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
• научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
При изучении программы используется учебно-методический комплект:
Уровень изучения | Название учебной программы | Вид учебной программы | Используемый учебник | Используемые пособия |
Базовый | Физика 7-9 класс Автор программы Гутник Е.М. Пёрышкин А.В. | Примерная | Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: учеб для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2015. | Перышкин А.В. Сборник задач 7-9 кл. к учебникам А.В. Перышкина «Физика. 7,8,9». – М.: Дрофа, 2016. |
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) и предусматривает 3 контрольных и 10 лабораторных работ. Разработанная программа соответствует требованиям примерной программы по физике. Модификация заключается в уменьшении количества контрольных работ (было 4, стало 3) и внесение в предложенную сетку повторительно-обобщающих уроков (4 урока).
Формы организации учебного процесса:
- урок ознакомления с новым материалом
- урок применения знаний и умений
- урок обобщения и систематизации знаний
- урок повторения
- комбинированный урок
- урок контроля знаний
- урок лабораторных работ
- урок – игра (соревнование)
Механизмы контроля:
Подготовка презентаций по отдельным темам
Тематическое тестирование
Лабораторные работы
Физические диктанты
Контрольные и самостоятельные работы
Обеспеченность необходимой материальной базой и материалами:
1 .Электронное пособие «Физика-8 класс»
2. Презентации поурочные
3. Дидактические разработки
4. Материально-техническая база кабинета № 321
Поурочное планирование 8 класс - 2часа. |
№ п/п | Содержание | Кол-во час. | Содержание для обучающихся с ОВЗ | Дата |
8 Б, 8 В |
Тепловые явления – 25 часов. |
| Повторение | 1 | Повторение | |
1 | Тепловое движение. Температура. Входной контроль. | 1 | Тепловое движение. Температура. Входной контроль. | |
2 | Внутренняя энергия. | 1 | Внутренняя энергия. | |
3 | Способы изменения внутренней энергии тела. | 1 | Способы изменения внутренней энергии тела. | |
4 | Теплопроводность. | 1 | Теплопроводность. | |
5 | Конвекция. | 1 | Конвекция. | |
6 | Излучение. Теплопередача в природе и технике. | 1 | Излучение. Теплопередача в природе и технике. | |
8 | Л/р №1 «Исследование изменения температуры остывающей воды». Количество теплоты. | 1 | Л/р №1 «Исследование изменения температуры остывающей воды». Количество теплоты. | |
9 | Удельная теплоемкость. | 1 | Удельная теплоемкость. | |
10 | Л/р №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». Расчёт кол-ва теплоты. | 1 | Л/р №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». Расчёт кол-ва теплоты. | |
11 | Л/р №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». | 1 | Л/р №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». | |
12 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | 1 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | |
13 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | 1 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | |
14 | Повторительно-обобщающий урок «Тепловые явления». | 1 | Повторительно-обобщающий урок «Тепловые явления». | |
15 | Плавление и отвердевание кристаллических тел. Агрегатные состояния вещества. | 1 | Плавление и отвердевание кристаллических тел. Агрегатные состояния вещества. | |
16 | Удельная теплота плавления. | 1 | Удельная теплота плавления. | |
17 | Повторительно-обобщающий урок «Нагревание и плавление кристаллических тел». | 1 | Повторительно-обобщающий урок «Нагревание и плавление кристаллических тел». | |
18 | Испарение. Конденсация. | 1 | Испарение. Конденсация. | |
19 | Кипение. Удельная теплота парообразования. | 1 | Кипение. Удельная теплота парообразования. | |
20 | Решение задач. | 1 | Решение задач. | |
21 | Влажность воздуха. Способы определения влажности. | 1 | Влажность воздуха. Способы определения влажности. | |
22 | Работа газа и пара при расширении. ДВС. | 1 | Работа газа и пара при расширении. ДВС. | |
23 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | 1 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | |
24 | Решение задач. | 1 | Решение задач. | |
25 | К/р №1 «Тепловые явления». | 1 | К/р №1 «Тепловые явления». | |
Электрические явления – 27 часов. |
26/1 | Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. | 1 | Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. | |
27/2 | Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. | 1 | Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. | |
28/3 | Электрическое поле. | 1 | Электрическое поле. | |
29/4 | Делимость электрического заряда. Строение атомов. | 1 | Делимость электрического заряда. Строение атомов. | |
30/5 | Объяснение электрических явлений. | 1 | Объяснение электрических явлений. | |
31/6 | Электрический ток. Источники тока. | 1 | Электрический ток. Источники тока. | |
32/7 | Электрическая цепь и её составные части. | 1 | Электрическая цепь и её составные части. | |
33/8 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. | 1 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. | |
34/9 | Сила тока. Единицы силы тока. | 1 | Сила тока. Единицы силы тока. | |
35/10 | Амперметр. Л/р №4 «Измерение силы тока» | 1 | Амперметр. Л/р №4 «Измерение силы тока» | |
36/11 | Электрическое напряжение. Вольтметр. Измерение напряжения. | 1 | Электрическое напряжение. Вольтметр. Измерение напряжения. | |
37/12 | Электрическое сопротивление. Л/р №5 «Измерение напряжения на участке цепи». | 1 | Электрическое сопротивление. Л/р №5 «Измерение напряжения на участке цепи». | |
38/13 | Закон Ома для участка цепи. | 1 | Закон Ома для участка цепи. | |
39/14 | Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. | 1 | Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. | |
40/15 | Реостаты. Л/р №6 «Регулирование силы тока реостатом». | 1 | Реостаты. Л/р №6 «Регулирование силы тока реостатом». | |
41/16 | Л/р №7 «Определение сопротивления проводника». | 1 | Л/р №7 «Определение сопротивления проводника». | |
42/17 | Последовательное сопротивление проводников. | 1 | Последовательное сопротивление проводников. | |
43/18 | Параллельное сопротивление проводников. | 1 | Параллельное сопротивление проводников. | |
44/19 | Решение задач. | 1 | Решение задач. | |
45/20 | Работа электрического тока. | 1 | Работа электрического тока. | |
46/21 | Мощность электрического тока. | 1 | Мощность электрического тока. | |
47/22 | Л/р №8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе». | 1 | Л/р №8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе». | |
48/23 | Нагревание проводников. Закон Джоуля-Ленца. | 1 | Нагревание проводников. Закон Джоуля-Ленца. | |
49/24 | Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. | 1 | Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. | |
50/25 | Короткое замыкание. Предохранители. | 1 | Короткое замыкание. Предохранители. | |
51/26 | Повторение темы «Электрические явления». | 1 | Повторение темы «Электрические явления». | |
52/27 | К/р №2 «Электрические явления». | 1 | К/р №2 «Электрические явления». | |
Электромагнитные явления – 7 часов. |
53/1 | Магнитное поле. Магнитные линии. | 1 | Магнитное поле. Магнитные линии. | |
54/2 | Электромагниты. | 1 | Электромагниты. | |
55/3 | Применение электромагнитов. | 1 | Применение электромагнитов. | |
56/4 | Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. | 1 | Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. | |
57/5 | Электрический двигатель. | 1 | Электрический двигатель. | |
58/6 | Л/р №9 «Изучение электродвигателя». | 1 | Л/р №9 «Изучение электродвигателя». | |
59/7 | Повторительно-обобщающий урок «Электромагнитные явления». | 1 | Повторительно-обобщающий урок «Электромагнитные явления». | |
Световые явления – 8 часов. |
60/1 | Источники и распространение света. | 1 | Источники и распространение света. | |
61/2 | Отражение света. Законы отражения света. | 1 | Отражение света. Законы отражения света. | |
62/3 | Плоское зеркало. | 1 | Плоское зеркало. | |
63/4 | Преломление света. | 1 | Преломление света. | |
64/5 | Линзы. Оптическая сила линзы. | 1 | Линзы. Оптическая сила линзы. | |
65/6 | Изображения, даваемые линзой. | 1 | Изображения, даваемые линзой. | |
66/7 | Л/р №10 «Получение изображения с помощью линзы». | 1 | Л/р №10 «Получение изображения с помощью линзы». | |
67/8 | К/р №3 «Электромагнитные и световые явления». | 1 | К/р №3 «Электромагнитные и световые явления». | |
Повторение – 3 часа. |
Контрольные работы по физике |
Класс | №п/п | Название работы | Дата |
8 классы |
8 Б 8 В | | Административный входной контроль. | |
1 | Диагностическая контрольная работа: Тепловые явления. | |
| Административный промежуточный контроль | |
2 | Диагностическая контрольная работа: Электрические явления. | |
3 | Диагностическая контрольная работа: Электромагнитные и световые явления. | |
| Административный итоговый контроль. | |
Лабораторные работы по физике |
Класс | №п/п | Название работы | Дата |
8 Б 8 В | 1 | Исследование изменения температуры остывающей воды | |
2 | Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры | |
3 | Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела | |
4 | Измерение силы тока | |
5 | Измерение напряжения | |
6 | Регулирование силы тока реостатом | |
7 | Определение сопротивления проводника | |
8 | Измерение мощности и работы тока | |
9 | Изучение электродвигателя | |
10 | Получение изображения с помощью линзы | |
Учебно-методическое обеспечение
8 класс
Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: учеб для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2015.
Перышкин А.В. Сборник задач 7-9 кл. к учебникам А.В. Перышкина «Физика. 7,8,9». – М.: Дрофа, 2016.
СОДЕРЖАНИЕ
8 класс
2 часа в неделю
1. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (25 часов)
Тепловые явления. Тепловое движение. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Практическое применение. Количество теплоты. Теплоёмкость. Плавление и отвердевание тел. Формула. Удельная теплота плавления. График плавления и кристаллизации. Испарение и конденсация. Кипение. Удельная теплота парообразования. Превращение энергии в тепловых процессах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (27 часов)
Электризация тел. Заряд. Два рода зарядов. Их взаимодействие. Делимость заряда. Электрическое поле. Планетарная модель атома. Электрический ток. Условия существования тока. Ток в металлах. Источники и потребители тока. Электрическая цепь. Элементы цепи и их обозначения. Сила тока. Единица измерения. Амперметр. Напряжение. Единица измерения. Вольтметр. Сопротивление. Единица измерения. Закон Ома для участка цепи. Формула. Реостаты. Удельное сопротивление. Расчет сопротивления проводников. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока. Единицы измерения. Формула. Нагревание проводников током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители.
3. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. (7 часов)
Магнитное поле. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Электромагниты. Электроизмерительные приборы. Электродвигатель.
4. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ. (8 часов)
Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение и законы отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Законы преломления. Линзы. Виды линз. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзе. Фотоаппарат. Глаз. Очки.
5. ПОВТОРЕНИЕ. (3 часа)
Структура содержания курса физики 8 класс (2 ч) |
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Кол-во к/р | Кол-во л/р |
1 | Тепловые явления | 25 | 1 | 3 |
2 | Электрические явления | 27 | 1 | 5 |
3 | Электромагнитные явления | 7 | 0 | 1 |
4 | Световые явления | 8 | 1 | 1 |
5 | Повторение | 3 | | |
Итого | 70 | 3 | 10 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения физики в 8 классе ученик должен
знать/понимать
Смысл понятий: физическое явление, закон, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле.
Смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, кол-во теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила тока, напряжение, сопротивление, работа и мощность тока, фокусное расстояние линзы.
Смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения заряда, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, распространения, отражения и преломления света;
Уметь
Описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие зарядов, магнитов, действие магнитного поля, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности тока;
Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
Выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ;
Приводить примеры практического использования физических знаний, тепловых и электромагнитных явлениях.
Решать задачи на применение изученных физических законов;
Осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, графиков и схем);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности при использовании транспортных средств,
электробытовых приборов,
электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов.
Литература
Громцева О.И. Тесты по физике. 8 класс.-М.: Дрофа, 2009.
Полянский С. Е. Поурочные разработки по физике 8 класс. Изд. 2-е испр. и доп. –М.: Вако, 2004. -336 с. - (В помощь школьному учителю).
Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике в средней школе. – М.: «Просвещение», 1972
Уроки физики с использованием информационных технологий. 7-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением / З. В. Александрова и др.-2-е изд., стереотип. –М.: Издательство «Глобус», 2010. – 313 с. – (Современная школа).
Ханнанов Н.К. Физика. Тесты. 8 класс. – М.: Дрофа, 2008.
Чеботарева А.В. Тесты по физике. 8 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8». – М.: «Экзамен», 2009.