Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г.Зернограда
«Утверждаю»
Директор школы
__________Л.С. Лифорева
Приказ от 31.08.2020 №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет – физика
Уровень общего образования: 9 «А», 9 «Б» класс (основное общее образование)
Количество часов по учебному плану: 3 ч в неделю
Учитель: Налейкина Е.С.
Программа разработана на основе: Программы по физике для 9 класса общеобразовательных учреждений, М: Просвещение, 2012 г. Авторы Белага В. В., Ломаченков И. А., Панебратцев Ю. А.
Учебник: Физика. 9 класс, Белага В. В., Ломаченков И. А., Панебратцев Ю. А.,
М. «Просвещение»,2017
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ СОШ г. Зернограда от 27.08.2020 года №8 ________ А.М. Рычкова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ г. Зернограда _________А.М. Рычкова 27.08.2020 |
2021-2022 учебный год
1. Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты:
Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся;
Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
Формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
Механическое движение и гравитационное взаимодействие тел
Ученик научится:
умению измерять мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности
пониманию и способности описывать и объяснять физические явления: поступательное движение (назвать отличительный признак), смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел. невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью;
пониманию смысла основных физических законов: динамики Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, сохранения энергии, умение применять их на практике и для решения учебных задач;
Ученик получит возможность :
уметь приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения. Знание и умение объяснять устройство и действие космических ракет-носителей;
уметь использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, техника безопасности и др.)
Колебания и волны. Звук
Ученик научится:
понимать и описывать и объяснять физические явления: колебания нитяного (математического) и пружинного маятников, резонанс (в т. ч. звуковой), механические волны, длина волны, отражение звука, эхо;
знать и давать определения физических понятий: свободные колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания, звук и условия его распространения; физических величин: амплитуда, период, частота колебаний, собственная частота колебательной системы, высота, тембр, громкость звука, скорость звука; физических моделей: гармонические колебания, математический маятник;
Ученик получит возможность :
владеть экспериментальными методами исследования зависимости периода колебаний груза на нити от длины нити;
Электромагнитные колебания и волны
Ученик научится:
пониманию и способности описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров излучения и поглощения;
умению давать определения / описание физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции; однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;
Ученик получит возможность :
знать формулировки, понимать смысл и уметь применять закон преломления света и правило Ленца, квантовые постулаты Бора;
знать назначение, устройства и принцип действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур; детектор, спектроскоп, спектрограф;
Геометрическая оптика
Ученик научится:
пониманию и способности объяснять физические явления: прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, отражение и преломление света;
пониманию смысла основных физических законов и умению применять их на практике: закон отражения и преломления света, закон прямолинейного распространения света;
умению измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы
Ученик получит возможность :
различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой;
уметь использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды , технике безопасности;
Электромагнитная природа света
Ученик научится:
Понимать, описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров излучения и поглощения;
умению давать определения / описание физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции; однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;
Ученик получит возможность :
знания формулировок, понимания смысла и умение применять закон преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;
знания назначения, устройства и принципа действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур; детектор, спектроскоп, спектрограф.
Квантовые явления
Ученик научится:
Понимать, описывать и объяснять физические явления: радиоактивное излучение, радиоактивность;
Знать, давать определения/описания физических понятий: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-частицы; физических моделей: модели строения атомов, предложенные Д. Д. Томсоном и Э. Резерфордом
Ученик получит возможность :
знать и описывать устройства и умение объяснить принцип действия технических устройств и установок: счётчика Гейгера, камеры Вильсона, пузырьковой камеры, ядерного реактора
Строение и эволюция Вселенной
Ученик научится:
Иметь представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы;
знать, что существенными параметрами, отличающими звёзды от планет, являются их массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах звёзд и радиоактивные в недрах планет);
Ученик получит возможность :
уметь применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы;
сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и различное;
объяснять суть эффекта Х. Доплера; формулировать и объяснять суть закона Э. Хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А. А. Фридманом.
Содержание учебного предмета, курса
Механическое движение и гравитационное взаимодействие тел
Движение тела, брошенного вертикально вверх, горизонтально, под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение. Период и частота обращения. Закон Всемирного тяготения. Движение искусственных спутников Земли. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Колебания и волны. Звук
Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников. Резонанс. Механические волны. Длина волны. Использование колебаний в технике. Звуковые волны, источники звука. Характеристики звука. Отражение звука. Резонанс. Ультразвук и инфразвук.
Лабораторные работы
Изучение колебаний нитяного маятника
Изучение колебаний пружинного маятника
Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника
Электромагнитные колебания и волны
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Конденсатор. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Лабораторные работы
Геометрическая оптика
Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Формула линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Лабораторные работы
Электромагнитная природа света
Свет — электромагнитная волна. Дисперсия света. Спектральное разложение. Сплошной и линейчатый спектры. Спектральный анализ.
Квантовые явления
Линейчатые оптические спектры. Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами. Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звёзд. Ядерная энергетика. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Строение и эволюция Вселенной
Структура Вселенной. Физическая природа Солнца и звёзд. Спектр электромагнитного излучения. Рождение и эволюция Вселенной. Современные методы исследования Вселенной.
При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на 2019-2020 учебный год расписанием и календарным учебным графиком, количество по предмету составило 100 ч. Это изменение компенсируется перепланировкой подачи материала (см. раздел «Календарно-тематическое планирование»)
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата |
План | Факт |
1 | Урок знаний | 01.09 | |
2 | в/р Физика-наука о неживой природе | 03.09 | |
3 | Повторение «Тепловые явления» | 06.09 | |
4 | Повторение «Электромагнитные явления» | 08.09 | |
5 | Контрольная работа №1. (Входная) | 10.09 | |
Движение тел вблизи поверхности Земли и гравитация (9+ 8) |
1 2 | Работа над ошибками Движение тела, брошенного вертикально вверх | 13.09 15.09 | |
3 4 | Движение тела, брошенного горизонтально Движение тела, брошенного горизонтально. Решение задач. | 17.09 20.09 | |
5 6 | Движение тела, брошенного под углом к горизонту Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Решение задач. | 22.09 24.09 | |
7 8 | Движение тела по окружности Период и частота | 27.09 29.09 | |
9 | Изучение движения тел по окружности | 01.10 | |
10 11 | Движение тела по окружности. Решение задач Решение задач по теме «Движение тел вблизи поверхности Земли ». | 04.10 06.10 | |
12 13 | в/р Закон всемирного тяготения в нашей жизни Закон всемирного тяготения. Решение задач. | 08.10 11.10 | |
14 15 | Закон всемирного тяготения. Решение задач. Движение искусственных спутников Земли | 13.10 15.10 | |
16 | Гравитация. | 18.10 | |
17 | Вселенная. | 20.10 | |
Механические колебания и волны ( 10+1 ) |
1 | Контрольная работа №2 «Движение тел вблизи поверхности Земли и гравитация» | 22.10 | |
2 | Работа над ошибками. Механические колебания. | 25.10 | |
3 | Маятник. | 27.10 | |
4 | Период колебаний математического маятника | 29.10 | |
5 | Гармонические колебания. Затухающие колебания. | 08.11 | |
6 | Вынужденные колебания. Резонанс | 10.11 | |
7 | Лабораторная работа №1 «Изучение колебаний нитяного маятника» Период колебаний математического маятника | 12.11 | |
8 | Решение задач «Механические колебания и волны» | 15.11 | |
9 | Лабораторная работа №2 «Изучение колебаний пружинного маятника»Волновые явления. | 17.11 | |
10 | Лабораторная работа №3 «Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника» | 19.11 | |
11 | Длина волны. Скорость распространения волн. | 22.11 | |
Звук ( 8 ) |
1 | Звуковые колебания. Источники звука | 24.11 | |
2 | Звуковые волны. Скорость звука | 26.11 | |
3 | в/рГромкость звука. Высота и тембр нашего звука | 29.11 | |
4 | Отражение звука. Эхо. | 01.12 | |
5 | Резонанс в акустике | 03.12 | |
6 | Ультразвук и инфразвук в природе и технике | 06.12 | |
7 | Обобщающий урок по теме «Звук» | 08.12 | |
8 | Контрольная работа №3 «Колебания и волны. Звук» | 10.12 | |
Электромагнитные колебания (10 ч) |
1 | Работа над ошибками. Индукция магнитного поля | 13.12 | |
2 | Однородное магнитное поле. Магнитный поток | 15.12 | |
3 | Электромагнитная индукция | 17.12 | |
4 | в/р Демонстрация: «Наблюдение явления электромагнитной индукции» | 20.12 | |
5 | Переменный электрический ток | 22.12 | |
6 | Электромагнитное поле | 24.12 | |
7 | Электромагнитные колебания. | 27.12 | |
8 | Электромагнитные волны | 29.12 | |
9 | в/р Практическое применение электромагнетизма | 10.01 | |
10 | Обобщающий урок по теме «Электромагнитные колебания» | 12.01 | |
Геометрическая оптика (11 + 7 ) |
1 | Свет. Источники света | 14.01 | |
2 | Распространение света в однородной среде | 17.01 | |
3 | Закон прямолинейного распространения света. | 19.01 | |
4 | Закон прямолинейного распространения света. Закон отражения света. | 21.01 | |
5 | Отражение света. | 24.01 | |
6 | Решение задач «Отражение света» | 26.01 | |
7 | Плоское зеркало | 28.01 | |
8 | Преломление света | 31.01 | |
9 | Решение задач «Преломление света» | 02.02 | |
10 | Линзы | 04.02 | |
11 | Оптическая сила линзы. | 07.02 | |
12 13 | Изображение, даваемое линзой Изображение, даваемое линзой | 09.02 11.02 | |
14 | Лабораторная работа №4 «Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы» | 14.02 | |
15 16 | в/р Наш глаз как оптическая система Глаз как оптическая система | 16.02 18.02 | |
17 | Оптические приборы | 21.02 | |
18 | Контрольная работа №4 «Геометрическая оптика» | 25.02 | |
Электромагнитная природа света ( 6+1 ) |
1 | Работа над ошибками. Скорость света. Методы измерения скорости света | 28.02 | |
2 | Разложение белого света на цвета. Дисперсия света | 02.03 | |
3 | Интерференция волн | 04.03 | |
4 | Интерференция и волновые свойства света | 09.03 | |
5 | Дифракция волн. Дифракция света | 11.03 | |
6 | Поперечность световых волн. Электромагнитная природа света | 14.03 | |
7 | Обобщающий урок по теме «Электромагнитная природа света» | 16.03 | |
Квантовые явления ( 8+6 ) |
1 | Опыты, подтверждающие сложное строение атома | 18.03 | |
2 3 | Излучение и спектры. Излучение и спектры. Квантовая гипотеза Планка | 28.03 30.03 | |
4 | Атом Бора | 01.04 | |
5 | Радиоактивность. Состав атомного ядра | 04.04 | |
6 7 | Состав атомного ядра Ядерные силы | 06.04 08.04 | |
8 9 | Ядерные силы и ядерные реакции Ядерные реакции | 11.04 13.04 | |
10 11 | Деление и синтез ядер. Деление и синтез ядер | 15.04 18.04 | |
12 13 | Атомная энергетика в/р Атомная энергетика в жизни человека | 20.04 22.04 | |
14 | Контрольная работа №5 «Квантовые явления» | 25.04 | |
Строение и эволюция Вселенной (6) |
1 | Работа над ошибками. | 27.04 | |
2 | Структура Вселенной. | 29.04 | |
3 | Физическая природа Солнца и звёзд | 04.05 | |
4 | Спектр электромагнитного излучения. | 06.05 | |
5 | Рождение Вселенной | 11.05 | |
6 | Эволюция Вселенной. | 13.05 | |
7 | в/р Изучение современных методов исследования Вселенной | 16.05 | |
8 | Векторы в физике | 18.05 | |
9 | Использование векторов для решения физических задач | 20.05 | |
10 | Повторение курса 9 класса. | 23.05 | |
График проведения лабораторных работ
№ | Название | Дата |
План | Факт |
1 | Изучение колебаний нитяного маятника | 12.11 | |
2 | Изучение колебаний пружинного маятника | 17.11 | |
3 | Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника | 19.11 | |
4 | Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы | 14.02 | |
Распределение учебной нагрузки по четвертям:
| I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Учебный год |
Учебные часы | 26 | 23 | 28 | 23 | 100 |
Контрольные работы | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 |
Лабораторные работы | 0 | 4 | 1 | 0 | 5 |