СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 9 класс Белага

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 9 класс Белага»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г.Зернограда



«Утверждаю»

Директор школы

__________Л.С. Лифорева

Приказ от 31.08.2020 №





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет – физика

Уровень общего образования: 9 «А», 9 «Б» класс (основное общее образование)

Количество часов по учебному плану: 3 ч в неделю

Учитель: Налейкина Е.С.

Программа разработана на основе: Программы по физике для 9 класса общеобразовательных учреждений, М: Просвещение, 2012 г. Авторы Белага В. В., Ломаченков И. А., Панебратцев Ю. А.

Учебник: Физика. 9 класс, Белага В. В., Ломаченков И. А., Панебратцев Ю. А.,

М. «Просвещение»,2017

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ СОШ г. Зернограда

от 27.08.2020 года №8

________ А.М. Рычкова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ г. Зернограда

_________А.М. Рычкова

27.08.2020





2021-2022 учебный год

1. Требования к уровню подготовки учащихся

Личностные результаты:

  • Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся;

  • Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.


Метапредметные результаты:

  • Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • Формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

Механическое движение и гравитационное взаимодействие тел

Ученик научится:

  • умению измерять мгновенную скорость и ускорение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение при равномерном движении по окружности

  • пониманию и способности описывать и объяснять физические явления: поступательное движение (назвать отличительный признак), смена дня и ночи на Земле, свободное падение тел. невесомость, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью;

  • пониманию смысла основных физических законов: динамики Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, сохранения энергии, умение применять их на практике и для решения учебных задач;

Ученик получит возможность :

  • уметь приводить примеры технических устройств и живых организмов, в основе перемещения которых лежит принцип реактивного движения. Знание и умение объяснять устройство и действие космических ракет-носителей;

  • уметь использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, техника безопасности и др.)

Колебания и волны. Звук

Ученик научится:

  • понимать и описывать и объяснять физические явления: колебания нитяного (математического) и пружинного маятников, резонанс (в т. ч. звуковой), механические волны, длина волны, отражение звука, эхо;

  • знать и давать определения физических понятий: свободные колебания, колебательная система, маятник, затухающие колебания, вынужденные колебания, звук и условия его распространения; физических величин: амплитуда, период, частота колебаний, собственная частота колебательной системы, высота, тембр, громкость звука, скорость звука; физических моделей: гармонические колебания, математический маятник;

Ученик получит возможность :

  • владеть экспериментальными методами исследования зависимости периода колебаний груза на нити от длины нити;

Электромагнитные колебания и волны

Ученик научится:

  • пониманию и способности описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров излучения и поглощения;

  • умению давать определения / описание физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции; однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;


Ученик получит возможность :

  • знать формулировки, понимать смысл и уметь применять закон преломления света и правило Ленца, квантовые постулаты Бора;

  • знать назначение, устройства и принцип действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур; детектор, спектроскоп, спектрограф;

  • понимать суть метода спектрального анализа и его возможностей.

Геометрическая оптика

Ученик научится:

  • пониманию и способности объяснять физические явления: прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, отражение и преломление света;

  • пониманию смысла основных физических законов и умению применять их на практике: закон отражения и преломления света, закон прямолинейного распространения света;

  • умению измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы

Ученик получит возможность :

  • различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой;

  • уметь использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды , технике безопасности;

Электромагнитная природа света

Ученик научится:

  • Понимать, описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров излучения и поглощения;

  • умению давать определения / описание физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции; однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания, радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;

Ученик получит возможность :

  • знания формулировок, понимания смысла и умение применять закон преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;

  • знания назначения, устройства и принципа действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур; детектор, спектроскоп, спектрограф.



Квантовые явления

Ученик научится:

  • Понимать, описывать и объяснять физические явления: радиоактивное излучение, радиоактивность;

  • Знать, давать определения/описания физических понятий: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма-частицы; физических моделей: модели строения атомов, предложенные Д. Д. Томсоном и Э. Резерфордом

Ученик получит возможность :

  • знать и описывать устройства и умение объяснить принцип действия технических устройств и установок: счётчика Гейгера, камеры Вильсона, пузырьковой камеры, ядерного реактора

Строение и эволюция Вселенной

Ученик научится:

  • Иметь представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы;

  • знать, что существенными параметрами, отличающими звёзды от планет, являются их массы и источники энергии (термоядерные реакции в недрах звёзд и радиоактивные в недрах планет);

Ученик получит возможность :

  • уметь применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы;

  • сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и различное;

  • объяснять суть эффекта Х. Доплера; формулировать и объяснять суть закона Э. Хаббла, знать, что этот закон явился экспериментальным подтверждением модели нестационарной Вселенной, открытой А. А. Фридманом.


  1. Содержание учебного предмета, курса


Механическое движение и гравитационное взаимодействие тел

Движение тела, брошенного вертикально вверх, горизонтально, под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение. Период и частота обращения. Закон Всемирного тяготения. Движение искусственных спутников Земли. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Колебания и волны. Звук

Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников. Резонанс. Механические волны. Длина волны. Использование колебаний в технике. Звуковые волны, источники звука. Характеристики звука. Отражение звука. Резонанс. Ультразвук и инфразвук.

Лабораторные работы

  • Изучение колебаний нитяного маятника

  • Изучение колебаний пружинного маятника

  • Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника

Электромагнитные колебания и волны

Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Конденсатор. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Лабораторные работы

  • Наблюдение явления электромагнитной индукции (демо)

Геометрическая оптика

Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Формула линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Лабораторные работы

  • Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы

Электромагнитная природа света

Свет — электромагнитная волна. Дисперсия света. Спектральное разложение. Сплошной и линейчатый спектры. Спектральный анализ.

Квантовые явления

Линейчатые оптические спектры. Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами. Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звёзд. Ядерная энергетика. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Строение и эволюция Вселенной

Структура Вселенной. Физическая природа Солнца и звёзд. Спектр электромагнитного излучения. Рождение и эволюция Вселенной. Современные методы исследования Вселенной.


При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на 2019-2020 учебный год расписанием и календарным учебным графиком, количество по предмету составило 100 ч. Это изменение компенсируется перепланировкой подачи материала (см. раздел «Календарно-тематическое планирование»)

  1. Календарно-тематическое планирование


Тема

Дата

План

Факт

1

Урок знаний

01.09


2

в/р Физика-наука о неживой природе

03.09


3

Повторение «Тепловые явления»

06.09


4

Повторение «Электромагнитные явления»

08.09


5

Контрольная работа №1. (Входная)

10.09


Движение тел вблизи поверхности Земли и гравитация (9+ 8)

1

2

Работа над ошибками

Движение тела, брошенного вертикально вверх

13.09

15.09


3

4

Движение тела, брошенного горизонтально

Движение тела, брошенного горизонтально. Решение задач.

17.09

20.09


5

6

Движение тела, брошенного под углом к горизонту

Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Решение задач.

22.09

24.09


7

8

Движение тела по окружности

Период и частота

27.09

29.09


9

Изучение движения тел по окружности

01.10


10

11

Движение тела по окружности. Решение задач

Решение задач по теме «Движение тел вблизи поверхности Земли ».

04.10

06.10


12

13

в/р Закон всемирного тяготения в нашей жизни

Закон всемирного тяготения. Решение задач.

08.10

11.10


14

15

Закон всемирного тяготения. Решение задач.

Движение искусственных спутников Земли

13.10

15.10


16

Гравитация.

18.10


17

Вселенная.

20.10


Механические колебания и волны ( 10+1 )

1

Контрольная работа №2 «Движение тел вблизи поверхности Земли и гравитация»

22.10


2

Работа над ошибками. Механические колебания.

25.10


3

Маятник.

27.10


4

Период колебаний математического маятника

29.10


5

Гармонические колебания. Затухающие колебания.

08.11


6

Вынужденные колебания. Резонанс

10.11


7

Лабораторная работа №1 «Изучение колебаний нитяного маятника» Период колебаний математического маятника

12.11


8

Решение задач «Механические колебания и волны»

15.11


9

Лабораторная работа №2 «Изучение колебаний пружинного маятника»Волновые явления.

17.11


10

Лабораторная работа №3 «Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника»

19.11


11

Длина волны. Скорость распространения волн.

22.11


Звук ( 8 )

1

Звуковые колебания. Источники звука

24.11


2

Звуковые волны. Скорость звука

26.11


3

в/рГромкость звука. Высота и тембр нашего звука

29.11


4

Отражение звука. Эхо.

01.12


5

Резонанс в акустике

03.12


6

Ультразвук и инфразвук в природе и технике

06.12


7

Обобщающий урок по теме «Звук»

08.12


8

Контрольная работа №3 «Колебания и волны. Звук»

10.12


Электромагнитные колебания (10 ч)

1

Работа над ошибками. Индукция магнитного поля

13.12


2

Однородное магнитное поле. Магнитный поток

15.12


3

Электромагнитная индукция

17.12


4

в/р Демонстрация: «Наблюдение явления электромагнитной индукции»

20.12


5

Переменный электрический ток

22.12


6

Электромагнитное поле

24.12


7

Электромагнитные колебания.

27.12


8

Электромагнитные волны

29.12


9

в/р Практическое применение электромагнетизма

10.01


10

Обобщающий урок по теме «Электромагнитные колебания»

12.01


Геометрическая оптика (11 + 7 )

1

Свет. Источники света

14.01


2

Распространение света в однородной среде

17.01


3

Закон прямолинейного распространения света.

19.01


4

Закон прямолинейного распространения света. Закон отражения света.

21.01


5

Отражение света.

24.01


6

Решение задач «Отражение света»

26.01


7

Плоское зеркало

28.01


8

Преломление света

31.01


9

Решение задач «Преломление света»

02.02


10

Линзы

04.02


11

Оптическая сила линзы.

07.02


12

13

Изображение, даваемое линзой

Изображение, даваемое линзой

09.02

11.02


14


Лабораторная работа №4 «Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы»

14.02


15

16

в/р Наш глаз как оптическая система

Глаз как оптическая система

16.02

18.02


17

Оптические приборы

21.02


18

Контрольная работа №4 «Геометрическая оптика»

25.02


Электромагнитная природа света ( 6+1 )

1

Работа над ошибками. Скорость света. Методы измерения скорости света

28.02


2

Разложение белого света на цвета. Дисперсия света

02.03


3

Интерференция волн

04.03


4

Интерференция и волновые свойства света

09.03


5

Дифракция волн. Дифракция света

11.03


6

Поперечность световых волн. Электромагнитная природа света

14.03


7

Обобщающий урок по теме «Электромагнитная природа света»

16.03


Квантовые явления ( 8+6 )

1

Опыты, подтверждающие сложное строение атома

18.03


2

3

Излучение и спектры.

Излучение и спектры. Квантовая гипотеза Планка

28.03

30.03


4

Атом Бора

01.04


5

Радиоактивность. Состав атомного ядра

04.04


6

7

Состав атомного ядра

Ядерные силы

06.04

08.04


8

9

Ядерные силы и ядерные реакции

Ядерные реакции

11.04

13.04


10

11

Деление и синтез ядер.

Деление и синтез ядер

15.04

18.04


12

13

Атомная энергетика

в/р Атомная энергетика в жизни человека

20.04

22.04


14

Контрольная работа №5 «Квантовые явления»

25.04


Строение и эволюция Вселенной (6)

1

Работа над ошибками.

27.04


2

Структура Вселенной.

29.04


3

Физическая природа Солнца и звёзд

04.05


4

Спектр электромагнитного излучения.

06.05


5

Рождение Вселенной

11.05


6

Эволюция Вселенной.

13.05


7

в/р Изучение современных методов исследования Вселенной

16.05


8

Векторы в физике

18.05


9

Использование векторов для решения физических задач

20.05


10

Повторение курса 9 класса.

23.05



График проведения лабораторных работ


Название

Дата

План

Факт

1

Изучение колебаний нитяного маятника

12.11


2

Изучение колебаний пружинного маятника

17.11


3

Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника

19.11


4

Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы

14.02



Распределение учебной нагрузки по четвертям:


I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Учебный год

Учебные часы

26

23

28

23

100

Контрольные работы

2

1

1

1

5

Лабораторные работы

0

4

1

0

5