СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике для 8 класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Рабочая программа по физике для 8 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Тубольская ООШ» с учетом программ, включенных в ее структуру, и соответствует учебному плану, календарному учебному графику и расписанию учебных занятий учреждения на 2018-2019 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике для 8 класса»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТУБОЛЬСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА



Рассмотрено

на заседании МС

Протокол №

30.08.2018г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

______________

Дышева Т.В.

30.08.2018г.



Утверждено

Приказом директора школы

№ от 31.08.2018г.

















Программу разработала

Степанова Татьяна Александровна

учитель первой категории

на 2018 – 2019 учебный год





Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 8 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Тубольская ООШ» с учетом программ, включенных в ее структуру, и соответствует учебному плану, календарному учебному графику и расписанию учебных занятий учреждения на 2018-2019 учебный год.

Рабочая программа по физике разработана на основе:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;

  3. Приказ Минобрнауки от 31.12.2015г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».

  4. Основной образовательной программы ООО МБОУ «Тубольская ООШ»;

  5. Примерной программы по учебным предметам Физика. 7-9 классы. Естествознание. 5 класс: проект- 2-е изд.- М : Просвещение, 2010.

  6. Программы основного общего образования. Физика. 7-9 классы. Авторы: А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник (Физика. 7-9 классы: рабочие программы / сост. Е.Н. Тихонова. - 5-е изд. перераб. - М.: Дрофа, 2015)

  7. Учебно-методического комплекта:

- Учебника: Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учебник М.: Дрофа, 2014 г.

- Тетради для лабораторных работ по физике. 7 клас: к учебнику А.В.Пёрышкин «Физика. 8 кл.» ФГОС/ Р.Д.Минькова, В.В.Иванова, С.В.Степанов – 18-е изд., перераб. И доп. – М.:. Издательство «Экзамен», 2018

- Сборника задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2013

- Контрольных и самостоятельных работ по физике 8 класс: к учебнику А.В. Перышкина. Физика. 8 класс. / Громцева О.И. –М.: Издательство «Экзамен» 2017

Внесенных изменений в программу нет.

Количество плановых контрольных работ- 7

Количество лабораторных работ -11











Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Физика» в 8 классе


Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится...». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике

«Выпускник получит возможность...». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.

Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.


  1. Тепловые явления: 

Выпускник научится:

  • распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие , испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи;

  • описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

  • анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;

  • решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах, формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для ее решения, и проводить расчеты.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлектростанций;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;

  • приемам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

2. Электрические явления

Выпускник научится:

  • описывать и объяснять физические явления: электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока;

  • приводить примеры практического использования физических знаний об электрических явлениях;

  • использовать амперметр и вольтметр для измерения силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока;

  • решать задачи на применение изученных законов;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах ( словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

Выпускник получит возможность:

  • использовать знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов; контроля за исправностью электропроводки в квартире.




3. Электромагнитные явления

Выпускник научится:

  • объяснять взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током.

  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

Выпускник получит возможность:

  • использовать знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования электронной техники.

  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

4. Световые явления
Выпускник научится:

  • описывать явление отражения света, преломление света.

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе зависимость угла отражения от угла падения света;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о световых явлениях;

  • решать задачи на применение изученного закона отражения света;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах ( словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);


Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о световых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде

  • приемам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе электрически установленных фактов;



Содержание учебного предмета «Физика» в 8 классе (70 часов)

Общее число часов – 67 ч. Резерв учебного времени – 3 ч.

Тепловые явления (23 ч.)

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмен. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Фронтальная лабораторная работа:

№ 1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

№ 2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

№ 3. Измерение влажности воздуха.


Электрические явления (29 ч.)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при работе с электроприборами.

Фронтальная лабораторная работа:

№ 4. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

№ 5. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

№ 6. Регулирование силы тока реостатом.

№ 7. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

№ 8. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.


Электромагнитные явления (5 ч.)

Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

Фронтальная лабораторная работа:

№ 9. Сборка электромагнита и испытание его действия

№ 10. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).



Световые явления (10 ч.)

Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Фронтальная лабораторная работа:

№ 11. Получение изображения при помощи линзы.



Обобщающее повторение (3 ч.)



Учебно-тематический план. 8 класс

Раздел

Тема

Количество

часов

контр. раб.

лаб. работ

Фаза постановки и решения системы учебных задач


II

Тепловые явления

23

2

3

III

Электрические явления

29

2

5

IV

Электромагнитные явления

5

1

2

V

Световые явления

10

1

1

Рефлексивная фаза


VI

Обобщающее повторение

3

1


Итого


70

7

11




















Тематическое планирование по курсу физики 8 класс (70 часов)

п/п

Тема урока

Количество часов

Глава 1. Тепловые явления (23 часа)

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики.

Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия

1

2

Способы изменения внутренней энергии тела

1

3

Теплопроводность.

1

4

Конвекция. Излучение.

1

5

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.


1

6

Удельная теплоемкость Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении

1

7

Решение задач на расчёт количества теплоты, необходимой для нагревания тела или выделяемого телом при охлаждении.

1

8

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры

1

9

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».

1

10

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания


1

11

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

1

12

Решение задач по теме «Тепловые явления»

1

13

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»

1

14

Агрегатные состояния вещества Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания кристаллических тел.

1

15

Удельная теплота плавления.

1

16

Решение задач по теме «Нагревание тел. Плавление и кристаллизация тел».

1

17

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделении ее при конденсации пара

1

18

Кипение. Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха

1

19

Удельная теплота парообразования и конденсации

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Измерение влажности воздуха»

1

20

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания

1

21

Паровая турбина. КПД теплового двигателя

1

22

Решение задач по теме «Агрегатные состояния вещества»

1

23

Контрольная работа № 2 по теме «Агрегатные состояния вещества»

1

Глава 2. Электрические явления (29 часов)

24(1)

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел

1

25(2)

Электроскоп. Электрическое поле

1

26(3)

Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома

1

27(4)

Объяснение электрических явлений

1

28(5)

Проводники, полупроводники и непроводники электричества

1

29(6)

Электрический ток. Источники электрического тока

1

30(7)

Электрическая цепь и ее составные части.

1

31(8)

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока.


1

32(9)

Сила тока. Единицы силы тока.

1

33(10)

Повторный инструктаж по ТБ. Амперметр. Измерение силы тока. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

1

34(11)

Электрическое напряжение. Единицы напряжения.

1

35(12)

Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения.

1

36(13)

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

1

37(14)

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

1

38(15)

Закон Ома для участка цепи.

1

39(16)

Расчет сопротивления проводника. Удельное

сопротивление


1

40(17)

Примеры расчета сопротивления проводника, силы тока и напряжения.

1

41(18)

Реостаты. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом».

1

42(19)

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 7«Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

1

43(20)

Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников

1

44(21)

Решение задач по теме «Электрические явления»

1

45(22)

Контрольная работа №3 по теме «Электрические явления»

1

46(23)

Работа электрического тока.  Мощность электрического тока.

1

47(24)

Единицы работы электрического тока, применяемые на практике

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

1

48(25)

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля—Ленца

1

49(26)

Конденсатор

1

50(27)

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители

1

51(28)

Решение задач по теме «Работа. Мощность. Закон Джоуля - Ленца»

1

52(29)

Контрольная работа № 4 по теме «Работа. Мощность. Закон Джоуля—Ленца»

1

Глава 3. Электромагнитные явления (5 часов)

53(1)

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии

1

54(2)

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия».

1

55(3)

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли

1

56(4)

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»

1

57(5)

Контрольная работа №5 по теме «Электромагнитные явления»

1

Глава 4. Световые явления (10 часов)

58(1)

Источники света. Распространение света. Видимое движение светил

1

59(2)

Отражение света. Закон отражения света

1

60(3)

Плоское зеркало

1

61(4)

Преломление света. Закон преломления света

1

62(5)

Линзы. Оптическая сила линзы.

1

63(6)

Изображения, даваемые линзами.

1

64(7)

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 11 «Получение изображений при помощи линзы»

1

65(8)

Глаз и зрение

1

66(9)

Решение задач по теме «Световые явления»

1

67(10)

Контрольная работа № 6 по теме «Световые явления».

1

Повторение (3 часа)

68(1)

Повторение изученного материала по физике за курс 8 класса

1

69(2)

Итоговая контрольная работа

1

70(3)

Решение занимательных и олимпиадных задач по физике.

1


































Темы проектов

1. Теплоемкость веществ, или как сварить яйцо в бумажной кастрюле.

2. Несгораемая бумажка, или нагревание в огне медной проволоки, обмотанной бумажной полоской.

3. Тепловые двигатели, или исследование принципа действия тепловой машины на примере опыта с анилином и водой в стакане.

4. Виды теплопередачи в быту и технике ( авиации, космосе, медицине).

5. Почему оно все электризуется, или исследование явлений электризации тел.

6. Электрическое поле конденсатора, или конденсатор и шарик от настольного тенниса в пространстве между пластинами конденсатора.

7. Электрический ветер.

8. Светящиеся слова.

9. Гальванический элемент.

10. Строение атома, или опыт Резерфорда.

11. Взаимодействие катушки с током — магнитное поле.

12. Постоянные магниты, или волшебная банка.

13. Действие магнитного поля Земли на проводник с то-

ком (опыт с полосками металлической фольги).

14. Распространение света, или изготовление камеры-обскуры.

15.Мнимый рентгеновский снимок, или цыпленок в яйце.


Возможные формы выполнения: доклад, сопровождаемый презентацией, компьютерная анимация, таблица, реферат, кроссворд, фотоальбом, изготовление модели, макета, приспособления, подготовка ролевой игры, викторины, демонстрация опытов.


Подготовка и выступление с отчётом о выполнении задачи-проекта (в том числе экспериментального исследования) требует от экспериментатора следующих умений:

1) определить цель задания (если она не задана);

2) спланировать ход эксперимента;

3) подобрать соответствующее оборудование;

4) выполнить необходимые измерения;

5) если есть возможность предъявить слушателям отчет о проделанной работе в виде презентации, то это следует сделать (при этом желательно сопроводить текст соответствующими иллюстрациями).


От слушателей отчета о цели, планировании, проведении и результатах выполнения задачи-проекта (в том числе экспериментального исследования) требуются умения:

1) задать интересующие их вопросы по теме отчёта;

2) участвовать в обсуждении проведенного исследования;

3) предлагать альтернативные варианты его проведения.


Подготовка доклада и выступление с ним требуют от докладчика умений:

1) самостоятельно найти и проработать литературу по теме доклада;

2) выделить главный материал, позволяющий раскрыть тему;

3) структурировать материал, составить план его изложения;

4) используя ресурсы Интернета и другие справочные источники, найти определение (толкование) терминов, значение которых не вполне понятно самому докладчику, и довести эту информацию до сведения слушателей;

5) если есть возможность предъявить доклад слушателям в виде презентации, то это следует сделать (при этом желательно сопроводить текст соответствующими иллюстрациями).


От слушателей доклада требуются умения:

1) сформулировать и задать докладчику интересующие их вопросы по теме доклада;

2) принять участие в обсуждении темы;

3) по возможности дополнить доклад.