Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Муниципального образования город Ирбит
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
РАССМОТРЕНО методсоветом протокол № от "________"____________ 2017г. Секретарь _____Маненкова Н.Ю. | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР Вихрева Т.Г. ____________ "________"______________2017г. | УТВЕРЖДЕНО директор МБОУ "Школа № 1" Горбунов Р. Г. ______________ Приказ № от "______"______________2017г. |
Рабочая учебная программа
по физической культуре
класс 10-11\ФК ГОС\
уровень среднее общее образование
Программа действует до введения изменений во ФК ГОС
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по физической культуре для 10-11 классов соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089, составлена на основе комплексной программы физического воспитания 1-11 классы (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2004 г).
Общей целью образования в области физической культуры является:
формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни, развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
освоение системой знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
освоение техники плавания. Доврачебная помощь пострадавшему. Правила плавания в открытом водоеме.
Преподавание предмета ведется по учебнику:
Физическая культура 10 – 11 классы: Учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / В.И. Лях. – 5е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 255с. : ил. – ISBN 978-5-09-057323-8/
Возможно обучение с применением дистанционных технологий. Формы ДОТ: через автоматизированную информационную систему Сетевой Город. Образование (АИС СГО), e-mail; дистанционные конкурсы, олимпиады; видеоконференции; оn-line тестирование; Интернет-уроки; надомное обучение с дистанционной поддержкой; вебинары.
Критерии оценивания подготовленности учащихся
по физической культуре
Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными.
Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности,
Количественные критерии успеваемости включёнными в обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.
Итоговая отметка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за четверть (в старших классах – за полугодие), за учебный год. Она включает в себя текущие отметки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
Учебные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств по предмету физкультура для 10-х классов.
Виды испытаний | Юноши | Девушки |
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 |
Прыжок в длину с места | 220 | 210 | 180 | 200 | 180 | 170 |
Прыжок в длину с разбега | 420 | 400 | 380 | 400 | 340 | 310 |
Прыжок в высоту с разбега | 130 | 120 | 115 | 115 | 110 | 105 |
Прыжки со скакалкой за 30с. | 65 | 55 | 40 | 70 | 65 | 50 |
Поднимание туловища за 30с | 27 | 23 | 20 | 23 | 21 | 18 |
Отжимание | 56 | 40 | 30 | 25 | 10 | 8 |
Отжимание в упоре на брусьях | 15 | 10 | 8 | - | - | - |
Подтягивание | 14 | 12 | 10 | 24 | 16 | 10 |
Поднимание ног до90градусов | 18 | 16 | 13 | 21 | 18 | 15 |
Метание гранаты (500г., 700г.) | 38 | 32 | 26 | 23 | 18 | 12 |
Челночный бег 10X10 | 26,0 | 27,0 | 28,0 | 28,0 | 30,0 | 32,0 |
Бег 2000м., 3000м. | 14,30 | 15,00 | 15,30 | 11,00 | 11,30 | 12,40 |
Бег 1000м | 3,45 | 4,00 | 4,10 | 4,40 | 4,50 | 5,30 |
Бег 800м | 2,37 | 2,47 | 3,00 | 3,00 | 3,16 | 3,30 |
Бег 400м | 1,15 | 1,25 | 1,55 | 1,27 | 1,40 | 1,55 |
Бег 100м | 13,8 | 14,5 | 15,5 | 16,5 | 17,2 | 18,0 |
Переворот из виса в упор | 5 | 3 | 1 | - | - | - |
Удержание ног под | 14 | 12 | 10 | 15 | 13 | 11 |
Бросок набивного мяча(1кг) | 12 | 10 | 8 | 10 | 8 | 6 |
Вис на перекладине (с) | 46 | 35 | 22 | 30 | 18 | 7 |
Пистолеты с опорой на одну руку, на правой и левой ноге | 14 | 12 | 10 | 13 | 11 | 9 |
Удержание угла на брусьях | 6 | 4 | 2 | - | - | - |
Учебные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств по предмету физкультура для 11-х классов.
Виды испытаний | Юноши | Девушки |
5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 |
Прыжок в длину с места | 240 | 225 | 210 | 210 | 190 | 170 |
Прыжок в длину с разбега | 440 | 400 | 340 | 380 | 340 | 310 |
Прыжок в высоту с разбега | 130 | 125 | 110 | 120 | 115 | 95 |
Прыжки со скакалкой за 30с. | 65 | 55 | 40 | 70 | 65 | 50 |
Поднимание туловища за 30с | 27 | 23 | 20 | 26 | 21 | 18 |
Отжимание | 46 | 37 | 24 | 26 | 20 | 15 |
Отжимание в упоре на брусьях | 18 | 14 | 9 | - | - | - |
Подтягивание | 16 | 14 | 12 | 26 | 20 | 12 |
Поднимание ног до90градусов | 20 | 18 | 15 | 23 | 20 | 15 |
Метание гранаты (500г., 700г.) | 38 | 32 | 26 | 25 | 18 | 12 |
Челночный бег 10X10 | 27,0 | 28,0 | 29,0 | 29,0 | 31,0 | 32,0 |
Бег 2000м., 3000м. | 14,00 | 14,30 | 15,00 | 10,00 | 10,30 | 12,00 |
Бег 1000м | 3,45 | 4,00 | 4,10 | 4,40 | 4,50 | 5,30 |
Бег 800м | 2,37 | 2,47 | 3,00 | 3,00 | 3,16 | 3,30 |
Бег 400м | 1,15 | 1,25 | 1,55 | 1,27 | 1,40 | 1,55 |
Бег 100м | 13,8 | 14,5 | 15,5 | 16,5 | 17,2 | 18,0 |
Переворот из виса в упор | 6 | 4 | 2 | - | - | - |
Удержание ног под | 15 | 13 | 11 | 16 | 14 | 12 |
Бросок набивного мяча(1кг) | 13 | 11 | 8 | 11 | 9 | 6 |
Вис на перекладине (с) | 46 | 32 | 22 | 30 | 18 | 7 |
Пистолеты с опорой на одну руку, на правой и левой ноге | 15 | 13 | 11 | 14 | 12 | 10 |
Удержание угла на брусьях (с) | 7 | 5 | 3 | - | - | - |
Дети СМГ привлекаются к занятиям со всем классом. При этом необходимо строго индивидуально регламентировать физическую нагрузку, не предъявлять к таким учащимся общих требований, не привлекать их к выполнению контрольных и тестовых упражнений, участию в соревнованиях. В этом случае одной из основных задач в работе учителя является улучшение всех показателей здоровья учащихся с последующим переводом их в подготовительную или основную медицинскую группы. Схема построения уроков СМГ в принципе не отличается от обычных занятий, но имеет ряд особенностей. Большое значение при этом приобретает подбор и чередование упражнений, дозировка нагрузки, контроль ЧСС, дыхания. На основании данных медицинского осмотра все учащиеся распределяются на медицинские группы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании средней школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Объяснять:
• роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;
• роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
Характеризовать:
• индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;
• особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроля их эффективности;
• особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
• особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;
• особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;
• особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.
Соблюдать правила:
• личной гигиены и закаливания организма;
• организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;
• культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
• профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
• экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.
Проводить:
• самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью;
• контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
• приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах;
• приемы массажа и самомассажа;
• занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;
• судейство соревнований по одному из видов спорта.
Составлять:
• индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;
• планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.
Определять:
• уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
• эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность;
• дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.
Демонстрировать:
Двигательные умения, навыки и способности:
В метаниях на дальность и на меткость: метать различные по массе и форме снаряды (гранату, утяжеленные малые мячи резиновые палки и др.) с места и с полного разбега (12—15 м с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальную цель 2,5 х 2,5 М с 10—12 м (девушки) и 15—25 м (юноши); метать теннисный мяч в вертикальную цель 1 х 1 м с 10 м (девушки) и с 15—20 м (юноши).
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой, обручем или лентой (девушки); выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот боком и другие ранее освоенные элементы (юноши), и комбинацию из пяти ранее освоенных элементов (девушки); лазать по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость (юноши); выполнять комплекс вольных упражнений (девушки).
В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного упражнения основные технико-тактические действия одной из спортивных игр.
Физическая подготовленность: соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: использовать различные виды физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; осуществлять коррекцию недостатков физического развития; проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психических состояний.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м, прыжок в длину или высоту метание мяча, бег на выносливость; осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: согласовывать свое поведение с интересами коллектива; при выполнении упражнений критически оценивать собственные достижения, поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности; сознательно тренироваться и стремиться к возможно лучшему результату на соревнованиях
Содержание учебного предмета
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Знания о физкультурно – оздоровительной деятельности.
Предупреждение раннего старения и длительного сохранения творческой активности человека, средствами физической культуры. Общие представления о современных оздоровительных системах физического воспитания (ритмическая гимнастика, аэробика, атлетическая гимнастика), их цель, задачи, содержание и формы организации. Формирование индивидуального стиля жизни, приобретение положительного психосоциального статуса и личностных качеств, культуры межличностного общения и поведения. Влияние регулярных занятий физическими упражнениями родителей на состояние здоровья их будущих детей. Занятия физической культурой в предродовой период у женщин, особенности их организации, содержания и направленности (материал для девушек). Физическая культура в организации трудовой деятельности человека, основные причины возникновения профессиональных заболеваний и их профилактика оздоровительными занятиями физической культурой (гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью, простейшие сеансы релаксации и самомассажа, банных процедур). Общие представления об адаптивной физической культуре, цель, задачи и формы организации, связь содержания и направленности с индивидуальными показаниями здоровья. Правила и требования по индивидуализации содержания самостоятельных форм занятий адаптивной физической культурой. Требования к технике безопасности на занятиях физическими упражнениями разной направленности (в условиях спортивного зала и спортивных площадок). Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья (извлечения из статей, касающихся соблюдения правил обязанностей граждан в занятиях физической культурой).
Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью
Индивидуальные комплексы упражнений адаптивной (лечебной) физической культурой в соответствии с медицинскими показаниями (при нарушениях зрения, осанки и плоскостопия; при остеохондрозе; бронхиальной астме и заболеваниях сердечно – сосудистой системы; при частых нервно – психических перенапряжениях, стрессах, головных болях; простудных заболеваниях и т.п.). Комплексы упражнений в предродовом периоде (девушки). Индивидуализированные комплексы упражнений из оздоровительных систем физического воспитания: Атлетическая гимнастика(юноши): комплексы упражнений на общее и избирательное развитие силы мышц, «подтягивание» отстающих в своем развитии мышц и мышечных группы; комплексы упражнений на формирование гармоничного телосложения (упражнения локального воздействия по анатомическим признакам); комплексы упражнений на развитие рельефа мышц плеча, груди, спины, бедра, брюшного пресса. Ритмическая гимнастика (девушки): стилизованные комплексы обще развивающих упражнений на формирование точности и координации движений; танцевальные упражнения (приставной шаг; переменный шаг; шаг галопа, польки и вальса»); танцевальные движения из народных танцев (каблучный шаг, тройной притоп, дробный шаг, русский переменный шаг, при падание) и современных танцев; упражнения художественной гимнастики с мячом(броски ловля мяча, отбивы мяча, перекаты мяча, выкруты мяча), со скакалкой (махи и круги скакалкой, прыжки, переводы скакалки, броски скакалки), с обручем (хваты, повороты, вращения, броски, прыжки, маховые движения, перекаты). Аэробика (девушки): композиции и из обще развивающих упражнений силовой и скоростно – силовой направленности, с постепенным повышением физической нагрузки (с усилением активности аэробных процессов); обще развивающие упражнения на развитие выносливости, гибкости, координации (включая статическое и динамическое равновесие) и ритма движений.
Способы физкультурно – оздоровительной деятельности
Планирование содержания и физической нагрузки в индивидуальных оздоровительных занятиях, распределение их в режиме дня и недели. Выполнение простейших гигиенических сеансов самомассажа (состав основных приемов и их последовательность при массаже различных частей тела). Выполнение простейших приемов точечного массажа и релаксации.
Наблюдения за индивидуальным здоровьем, физической работоспособностью и умственной работоспособностью. Ведение дневника самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, состоянием здоровья и работоспособностью.
Спортивно – оздоровительная деятельность с прикладно-ориентированной физической подготовкой
Знания о спортивно – оздоровительной деятельности с прикладно-ориентированной физической подготовкой.
Общие представления о самостоятельной подготовке к соревновательной деятельности, понятие физической, технической и психологической подготовки. Общие представления об индивидуализации содержания и направленности тренировочных занятий (по избранному виду спорта), способы совершенствования техники в соревновательных упражнениях и повышения физической нагрузки (понятие режимов и динамики нагрузки). Особенности распределения тренировочных занятий в режиме дня и недели. Общие представления о прикладно-ориентированной физической подготовке, ее цель, задачи и формы организации, связь со спортивно – оздоровительной деятельностью.
Физическое совершенствование со спортивно – оздоровительной и прикладно – ориентированной направленностью.
Гимнастика с основами акробатики: совершенствование техники в соревновательных упражнениях и индивидуально подобранных спортивных комбинациях (на материале основной школы). Прикладные упражнения нагимнастических снарядах с грузом на плечах(юноши): ходьба по гимнастическому бревну, с поворотами и с расхождением; передвижение в висе на руках по горизонтально натянутому канату и в висе на руках с захватом каната ногами; лазанье по гимнастическому канату и гимнастической стенке, опорные прыжки через препятствия. Строевые команды и приемы (юноши). Легкая атлетика: Совершенствование индивидуальной техники в соревновательных упражнениях (на материале основной школы). Прикладные упражнения (юноши): кросс по пересеченной местности с использованием простейших способов ориентирования; преодоление полос препятствий с использованием разнообразных способов метания, переноской «пострадавшего» способом на спине. Лыжные гонки: 2 Совершенствование индивидуальной техники ходьбы на лыжах (на материале основной школы). Прикладные упражнения (юноши): специализированные полосы препятствий, включающие подъемы, спуски («по прямой» и«змейкой»), небольшие овраги и невысокие трамплины. Спортивные игры: Совершенствование технических приемов и командно – тактических действий в спортивных играх (баскетболе, волейболе, мини – футболе, настольном теннисе, ручном мяче). Прикладные упражнения (юноши): упражнения и технические действия, сопряженные с развитием основных психических процессов (скорость реакции, внимание, память, оперативное мышление). Атлетические единоборства (юноши): Основные средства защиты и самообороны: захваты, броски, упреждающие удары руками и ногами, действия против ударов, захват обхватов. Упражнения в страховке и само страховке при падении. Национальные виды спорта: совершенствование техники соревновательных упражнений.
Способы спортивно – оздоровительной деятельности.
Технология разработки планов – конспектов тренировочных занятий, планирование содержания и динамики физической нагрузки системе индивидуальной прикладно – ориентированной и спортивной подготовки (по избранному виду спорта). Контроль режимов физической нагрузки и их регулирование во время индивидуальных тренировочных занятий. Тестирование специальных физических качеств (в соответствии с избранным видом спорта).
Тематическое планирование
№ | Вид программного материала | Кол-во часов |
классы |
10 | 11 |
1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе уроков |
2 | Волейбол | 18 | 12 |
3 | Гимнастика | 15 | 21 |
4 | Легкая атлетика | 18 | 27 |
5 | Лыжная подготовка | 28 | 25 |
6 | Плавание | 2 | 2 |
7 | Баскетбол | 15 | 15 |
8 | Футбол | 9 | - |
| итого | 105 | 102 |
| | | |