СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физкультуре

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физкультуре, адаптивная школа, 4 класс, надомное обучение.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физкультуре»

Физическая культура, 4 класс, 1 вариант (обучение на дому)

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по физической культуре предназначена для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы «Физическая культура» для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, филиал издательства «Просвещение», Санкт- Петербург, 2013г.

«Физическая культура» является неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательной работы школы для детей с нарушениями интеллекта. Актуальность заключается в том, что физическая культура способствует социальной интеграции в общество.

Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем раз­ви­тии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ни­я­ми) в процессе приобщения их к физкультуры, коррекции недостатков пси­хо­фи­зи­че­ского развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной ада­птации.

На уроках физической культуры используются следующие методы:

  • Словесные (рассказ, беседа, объяснение);

  • Наглядные (демонстрация правильного выполнения упражнений);

  • Практические (выполнение двигательного действия)

Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

  • Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);

  • Объяснительный / репродуктивный;

  • Инструктивный / практический;

  • Объяснительно-побуждающий / поисковый.

Формы:

  • Предметный урок;

  • Индивидуальная работа;

Рабочей программой предусмотрены следующие виды работы:

  • беседы, выполнение физических упражнений;

  • тестирование;

2. Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «физическая культура» ставит следующие задачи:

  • Коррекция нарушений физического развития;

  • Формирование двигательных умений и навыков;

  • Развитие двигательных способностей в процессе обучения;

  • Укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;

  • Раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;

  • формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;

  • Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;

  • Поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;

  • Формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физкультуре;

  • Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;

  • Воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения;

  • Обогащение чувственного опыта;

  • Формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.


Учебный курс физической культуры предусматривает следующую структуру:

  • Гимнастика;

  • Лёгкая атлетика;

3. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «физическая культура» входит в предметную область «физическая культура» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

На изучение данного учебного предмета в 3 классе по индивидуальной программе отводится 0,25 часа в неделю. Из них:

в I четверти - ч.

во IIчетверти - ч.

в III четверти - ч.

в IVчетверти - ч. Год - 8 ч.


4. Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты:

  1. иметь представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

  2. выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством учителя;

  3. знать основные правила поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;

  4. выполнять несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд;

  5. представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

  6. ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;

  7. взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;

  8. знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

Базовые учебные действия:

Личностные учебные действия:

  1. осознание себя как ученика, заинтересованного обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

  2. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  3. целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

  4. самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

  5. понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия:

  1. использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с учителем;

  2. обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

  3. слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

  4. сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

  5. договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

  1. адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  2. при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и работать в общем темпе;

  3. активно уча­с­т­во­вать в де­ятельности, контролировать и оценивать свои дей­с­т­вия и действия од­но­к­ла­с­сников;

  4. соотносить свои действия и их результаты с заданными об­ра­з­ца­ми, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.


Познавательные учебные действия:

  1. выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред­метов;

  2. устанавливать видо-родовые отношения предметов;

  3. делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  4. пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

  5. читать; писать; выполнять арифметические действия;

  6. наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

  7. работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

В программе по физической культуре обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по чтению в 3 классе не является препятствием к продолжению образования поданному варианту программы.

Минимальный уровень:

- представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

- выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;

- знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;

- выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд;

- представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

- ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;

- взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;

- знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

Достаточный уровень:

- практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;

- самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;

- владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);

- выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;

- подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений.

- совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;

- оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;

- знание спортивных традиций своего народа и других народов;

- знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;

- знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;

- знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни;

- соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.



Система оценивания учащихся

Уровни

Критерии

Параметры оценки

Система оценки

ПВ

Правильное выполнение упражнений




(отлично)

МО

Мелкие ошибки

Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относится неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ при приземлении»





(хорошо)

ЗО

Значительные ошибки

К значительным ошибкам относятся, те ошибки которые не вызывают особого искажения структуры движения, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:

- старт не из требуемого положения;

- отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину и высоту;

- броски мяча, метание, ходьба с заданием с наличием дополнительных движений;

- несинхронность выполнения упражнения


(удовлетво

рительно)













Мониторинг уровня сформированности предметных результатов по физической культуре уч-ся 4 класса за … полугодие


Ф.И. учащегося

1 полугодие

2 полугодие


1.

Перешагивание через палки. Бросание мяча об пол и его ловля.



2.

Попеременно удары мяча левой и правой рукой.



3.

Бег с захлестыванием голени, подниманием бедра.



4.

Прыжки на одной ноге до 15м. Прыжки с ноги на ногу до 20м.



5.

Прыжки на месте (на одной ноге, поворотом вправо влево). Прыжки через скакалку.



6.

Броски набивного мяча различными способами.



7.

Ведение мяча. Метание мячей в цель.



8.

Бег с преодолением препятствий. Медленный бег. Бег на скорость.




В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа двух этапов:

1этап - промежуточная диагностика (1 полугодие)

Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определенный промежуток времени.

2 этап – итоговая диагностика (2 полугодие)

Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.


Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем году запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.









  1. Содержание учебного предмета

Рабочая программа предусматривает четыре вида занятий: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, игры.

В каждом разделе включены упражнения на развитие двигательных способностей школьников. Такое планирование позволит правильно использовать все виды упражнений с учетом мест занятий, а также сформировать основы изучаемых двигательных умений и навыков.

Гимнастика.

Включены физические упражнения, которые позволяют воздействовать на различные звания опорно-двигательного аппарата, мышечной группы и системы, корригировать недостатки развития. Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать как на весь организм ребенка, так и на определенные ослабленные группы мышц. Исходные положения, сидя, стоя и лежа для разгрузки позвоночника и для избирательного воздействия на мышцы туловища. Эти упражнения оказывают положительное влияние на сердечнососудистую, дыхательную и нервную систему. Они помогают учащимся выполнять движения с заданной амплитудой, в соответствующем направлении, темпе, ритме.

Общеразвивающие и корригирующие упражнения, а также дыхательные упражнения способствуют коррекции нарушений дыхания.

Легкая атлетика.

Включает ходьбу, бег, прыжки и метание мяча. Занятия легкой атлетикой помогают обучать школьников всем жизненно важным двигательным навыкам. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должны осуществляется на основе развития у детей быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости, а также использования в занятиях специальных упражнений. Упражнения в ходьбе и беге должны шире использоваться на уроках физической культуры не только в коррекционных, но и оздоровительно-лечебных целях.

Особое место уделено метанию мяча. При выполнении этих упражнений у детей развивается умение и ловкость действий с малыми предметами, а также глазомер и меткость. При правильном захвате мяча (равномерно и с достаточной силой) и умение технически правильно выполнить бросок, распределяя внимание на захват мяча, на соизмерение полета мяча с ориентиром.

Подвижные игры.

Подвижные игры направлены на развитие физических качеств детей, а также на развитие внимания, памяти, инициативы, выдержки, восприятия, пространственных и временных ориентиров, последовательности движений.















6. Календарно-тематическое планирование


тема

колич. часов

дата

оборудование

словарная работа

1

Перешагивание через палки. Бросание мяча об пол и его ловля.

1


гимнастические палки

техника безопасности

2

Попеременно удары мяча левой и правой рукой.

1


мяч

стойка

3

Бег с захлестыванием голени, подниманием бедра.

1


диагональ

захлест голени, поднимание бедра

4

Прыжки на одной ноге до 15м. Прыжки с ноги на ногу до 20м.

1


отрезок 15м.

пружинка

5

Прыжки на месте (на одной ноге, поворотом вправо влево). Прыжки через скакалку.

1


зал

правая, левая стороны

6

Броски набивного мяча различными способами.

1


набивной мяч

сила рук

7

Ведение мяча. Метание мячей в цель.

1


стойки, мячи

ведение

8

Бег с преодолением препятствий. Медленный бег. Бег на скорость.

1


барьеры

препятствие

















  1. Учебно-методическое обеспечение


Научно-методичекая литература

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 0-4 кл.: СПб.:филиал изд-ва «Просвещение»2007.-220 .: под редакцией И.М.Бгажноковой.

  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в ч.Ч.2.- 4-е изд. перераб. –М: Просвещение,2011. -231с. (Стандарты второго поколения).

  • Школьникова, Н.В. Я иду на урок. Книга для учителя физической культуры. 1-6 классы.

  • Н.В Школьникова, М.В. Тарасов. – М.: Издательство «Первое сентября»,2002.

  • И.М Бгажнокова, 2011г. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, 3 класс. М: «Просвещение».


Интернет-ресурсы:

  • Фестиваль педагогических идеей «Открытый урок.- Режим доступа http festival/lseptember/ru

  • Учительский портал. - Режим доступа : http//www/uchportal/ru/load/102-1-0-13511

  • Сеть творческих учителей. - Режим доступа: http//www/it-n/ru/communities/axpx





8. Материально техническое обеспечение

Мячи, обруч, флажки, гимнастическая палка.





11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!