Физическая культура, 4 класс, 1 вариант (обучение на дому)
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре предназначена для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы «Физическая культура» для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, филиал издательства «Просвещение», Санкт- Петербург, 2013г.
«Физическая культура» является неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательной работы школы для детей с нарушениями интеллекта. Актуальность заключается в том, что физическая культура способствует социальной интеграции в общество.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физкультуры, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
На уроках физической культуры используются следующие методы:
Словесные (рассказ, беседа, объяснение);
Наглядные (демонстрация правильного выполнения упражнений);
Практические (выполнение двигательного действия)
Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:
Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
Объяснительный / репродуктивный;
Инструктивный / практический;
Объяснительно-побуждающий / поисковый.
Формы:
Предметный урок;
Индивидуальная работа;
Рабочей программой предусмотрены следующие виды работы:
беседы, выполнение физических упражнений;
тестирование;
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «физическая культура» ставит следующие задачи:
Коррекция нарушений физического развития;
Формирование двигательных умений и навыков;
Развитие двигательных способностей в процессе обучения;
Укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
Раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
Поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
Формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физкультуре;
Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
Воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения;
Обогащение чувственного опыта;
Формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.
Учебный курс физической культуры предусматривает следующую структуру:
Гимнастика;
Лёгкая атлетика;
3. Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «физическая культура» входит в предметную область «физическая культура» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
На изучение данного учебного предмета в 3 классе по индивидуальной программе отводится 0,25 часа в неделю. Из них:
в I четверти - ч.
во IIчетверти - ч.
в III четверти - ч.
в IVчетверти - ч. Год - 8 ч.
4. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
иметь представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством учителя;
знать основные правила поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;
выполнять несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд;
представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;
знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Базовые учебные действия:
Личностные учебные действия:
осознание себя как ученика, заинтересованного обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
В программе по физической культуре обозначены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по чтению в 3 классе не является препятствием к продолжению образования поданному варианту программы.
Минимальный уровень:
- представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
- знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;
- выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд;
- представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
- ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
- взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;
- знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
- практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;
- самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;
- владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);
- выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;
- подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений.
- совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
- оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;
- знание спортивных традиций своего народа и других народов;
- знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;
- знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;
- знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни;
- соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Система оценивания учащихся
Уровни | Критерии | Параметры оценки | Система оценки |
ПВ | Правильное выполнение упражнений | | (отлично) |
МО | Мелкие ошибки | Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относится неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ при приземлении» | (хорошо) |
ЗО | Значительные ошибки | К значительным ошибкам относятся, те ошибки которые не вызывают особого искажения структуры движения, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся: - старт не из требуемого положения; - отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину и высоту; - броски мяча, метание, ходьба с заданием с наличием дополнительных движений; - несинхронность выполнения упражнения | (удовлетво рительно) |
Мониторинг уровня сформированности предметных результатов по физической культуре уч-ся 4 класса за … полугодие
| Ф.И. учащегося | 1 полугодие | 2 полугодие |
| |
1. | Перешагивание через палки. Бросание мяча об пол и его ловля. | | |
2. | Попеременно удары мяча левой и правой рукой. | | |
3. | Бег с захлестыванием голени, подниманием бедра. | | |
4. | Прыжки на одной ноге до 15м. Прыжки с ноги на ногу до 20м. | | |
5. | Прыжки на месте (на одной ноге, поворотом вправо влево). Прыжки через скакалку. | | |
6. | Броски набивного мяча различными способами. | | |
7. | Ведение мяча. Метание мячей в цель. | | |
8. | Бег с преодолением препятствий. Медленный бег. Бег на скорость. | | |
В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа двух этапов:
1этап - промежуточная диагностика (1 полугодие)
Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определенный промежуток времени.
2 этап – итоговая диагностика (2 полугодие)
Цель: выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.
Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем году запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.
Содержание учебного предмета
Рабочая программа предусматривает четыре вида занятий: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, игры.
В каждом разделе включены упражнения на развитие двигательных способностей школьников. Такое планирование позволит правильно использовать все виды упражнений с учетом мест занятий, а также сформировать основы изучаемых двигательных умений и навыков.
Гимнастика.
Включены физические упражнения, которые позволяют воздействовать на различные звания опорно-двигательного аппарата, мышечной группы и системы, корригировать недостатки развития. Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать как на весь организм ребенка, так и на определенные ослабленные группы мышц. Исходные положения, сидя, стоя и лежа для разгрузки позвоночника и для избирательного воздействия на мышцы туловища. Эти упражнения оказывают положительное влияние на сердечнососудистую, дыхательную и нервную систему. Они помогают учащимся выполнять движения с заданной амплитудой, в соответствующем направлении, темпе, ритме.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения, а также дыхательные упражнения способствуют коррекции нарушений дыхания.
Легкая атлетика.
Включает ходьбу, бег, прыжки и метание мяча. Занятия легкой атлетикой помогают обучать школьников всем жизненно важным двигательным навыкам. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должны осуществляется на основе развития у детей быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости, а также использования в занятиях специальных упражнений. Упражнения в ходьбе и беге должны шире использоваться на уроках физической культуры не только в коррекционных, но и оздоровительно-лечебных целях.
Особое место уделено метанию мяча. При выполнении этих упражнений у детей развивается умение и ловкость действий с малыми предметами, а также глазомер и меткость. При правильном захвате мяча (равномерно и с достаточной силой) и умение технически правильно выполнить бросок, распределяя внимание на захват мяча, на соизмерение полета мяча с ориентиром.
Подвижные игры.
Подвижные игры направлены на развитие физических качеств детей, а также на развитие внимания, памяти, инициативы, выдержки, восприятия, пространственных и временных ориентиров, последовательности движений.
6. Календарно-тематическое планирование
№ | тема | колич. часов | дата | оборудование | словарная работа |
1 | Перешагивание через палки. Бросание мяча об пол и его ловля. | 1 | | гимнастические палки | техника безопасности |
2 | Попеременно удары мяча левой и правой рукой. | 1 | | мяч | стойка |
3 | Бег с захлестыванием голени, подниманием бедра. | 1 | | диагональ | захлест голени, поднимание бедра |
4 | Прыжки на одной ноге до 15м. Прыжки с ноги на ногу до 20м. | 1 | | отрезок 15м. | пружинка |
5 | Прыжки на месте (на одной ноге, поворотом вправо влево). Прыжки через скакалку. | 1 | | зал | правая, левая стороны |
6 | Броски набивного мяча различными способами. | 1 | | набивной мяч | сила рук |
7 | Ведение мяча. Метание мячей в цель. | 1 | | стойки, мячи | ведение |
8 | Бег с преодолением препятствий. Медленный бег. Бег на скорость. | 1 | | барьеры | препятствие |
Учебно-методическое обеспечение
Научно-методичекая литература
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: 0-4 кл.: СПб.:филиал изд-ва «Просвещение»2007.-220 .: под редакцией И.М.Бгажноковой.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в ч.Ч.2.- 4-е изд. перераб. –М: Просвещение,2011. -231с. (Стандарты второго поколения).
Школьникова, Н.В. Я иду на урок. Книга для учителя физической культуры. 1-6 классы.
Н.В Школьникова, М.В. Тарасов. – М.: Издательство «Первое сентября»,2002.
И.М Бгажнокова, 2011г. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, 3 класс. М: «Просвещение».
Интернет-ресурсы:
Фестиваль педагогических идеей «Открытый урок.- Режим доступа http festival/lseptember/ru
Учительский портал. - Режим доступа : http//www/uchportal/ru/load/102-1-0-13511
Сеть творческих учителей. - Режим доступа: http//www/it-n/ru/communities/axpx
8. Материально техническое обеспечение
Мячи, обруч, флажки, гимнастическая палка.
11