Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная школа с. Лебяжье муниципального образования
«Мелекесский район» Ульяновской области»
РАССМОТРЕНО «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании ШМО зам директора по УВР директор школы
____________________________ ________________
/Васильева Л.Н./ /Рыжакова Е.Б./ /Макарова И.Ю./
Протокол №__ от «__»______20_г «__» ______ 20__г «__» ______ 20__г
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по физической культуре для 2 класса написана на основании следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
3. Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373» (далее – приказ №1241).
4. Образовательная программа начального общего образования МБОУ «Основная школа с. Лебяжье».
5. Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная школа с. Лебяжье».
Основная цель курса: – формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи курса:
укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
овладение школой движений;
развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростные, скоростно-силовые, выносливость, гибкость) способностей;
формирование элементарных знаний о личной гигиене, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических координационных и кондиционных способностей;
выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интереса к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (восприятие и представление, память, мышление и др.) в ходе двигательной деятельности.
Описание новизны учебной программы возможно через:
Третий час учебного предмета «Физическая культура» использован для увеличения двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение ВФсК ГТО и современных систем физического воспитания.
Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001) основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность.
В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности предмет включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности),«Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности), «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).
Каждый из этих разделов имеет собственные ценностные ориентиры, определяющиеся основами содержания предмета «Физическая культура».
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у обучающихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Физическая культура»
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373) данная рабочая программа для 1-4 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре:
2 класс
Личностные результаты освоения учащимися содержания программы по физической культуре
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре
«Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД»
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты освоения учащимися содержания программы по физической культуре
2 класс
В результате освоения программного материала ученик получит знания:
Знания о физической культуре – выполнять организационно-методические требования, которые предъявляются на уроке физкультуры, рассказывать, что такое физические качества, режим дня и как он влияет на жизнь человека, что такое частота сердечных сокращений и как ее измерять, как оказывать первую помощь при травмах, вести дневник самоконтроля;
Гимнастика с элементами акробатики – строиться в шеренгу и колонну, выполнять наклон вперед из положения стоя, подъем туловища за 30 с на скорость, подтягиваться из виса лежа согнувшись, выполнять вис на время, кувырок вперед, кувырок вперед с трех шагов и с разбега, мост, стойку на лопатках, стойку на голове, выполнять вис с завесом одной и двумя ногами на перекладине, вис согнувшись и вис прогнувшись на гимнастических кольцах, переворот назад и вперед на гимнастических кольцах, вращение обруча, лазать по гимнастической стенке и перелезать с пролета на пролет, по канату, прыгать со скакалкой и в скакалку, на мячах-хопах, проходить станции круговой тренировки, разминаться с мешочками, скакалками, обручами, резиновыми кольцами, с гимнастической палкой, выполнять упражнения на координацию движений, гибкость, у гимнастической стенки, с малыми мячами, на матах, на матах с мячами, с массажными мячами, с гимнастическими скамейками и на них;
Легкая атлетика – технике высокого старта, пробегать на скорость дистанцию 30 м с высокого старта, выполнять челночный бег 3 * 10 м, беговую разминку, метание как на дальность, так и на точность, прыжок в длину с места и с разбега, метать гимнастическую палку ногой, преодолевать полосу препятствий, выполнять прыжок в высоту с прямого разбега, прыжок в высоту спиной вперед, броски набивного мяча от груди, снизу и из-за головы, пробегать 1 км;
Лыжная подготовка – передвигаться на лыжах ступающим и скользящим шагом с лыжными палками и без них, выполнять повороты переступанием на лыжах с палками и без них, торможение падением, проходить дистанцию 1,5 км на лыжах, обгонять друг друга, подниматься на склон «полуелочкой», «елочкой», а также спускаться в основной стойке, передвигаться на лыжах змейкой, играть в подвижную игру на лыжах «Накаты»;
Подвижные игры – усовершенствуют свои навыки в подвижных играх: «Ловишка», «Салки», «Салки с домиками», «Салки – дай руку», «Салки с резиновыми кружочками», «Салки с резиновыми кольцами», «Прерванные пятнашки», «Колдунчики», «Бросай далеко, собирай быстрее», «Хвостики», «Командные хвостики», «Флаг на башне», «Бездомный заяц», «Вышибалы», «Волк во рву», «Ловля обезьян», «Ловля обезьян с мячом», «Кот и мыши», «Осада города», «Ночная охота», «Удочка», «Волшебные елочки», «Белочка-защитница», «Горячая линия», «Медведи и пчелы», «Шмель», «Ловишка с мешочком на голове», «Салки на снегу», «Совушка», «Бегуны и прыгуны», «Ловишка с мячом и защитниками», «Охотник и утки», «Охотник и зайцы», «Ловишка на хопах», «Забросай противника мячами», «Точно в цель», «Вышибалы через сетку», «Собачки», «Земля, вода, воздух», «Воробьи – вороны», «Антивышибалы», выполнять броски и ловлю мяча различными способами, через волейбольную сетку, в баскетбольное кольцо способами «снизу» и «сверху», технике ведения мяча правой и левой рукой, участвовать в эстафетах.
2. Содержание учебного предмета «Физическая культура»
1. Естественные основы.
Здоровье и развитие человека. Строение тела человека и его положение в пространстве. Работа органов дыхания и сердечнососудистой системы. Роль слуха и зрения при движениях и передвижениях человека.
Основные формы движения, напряжение и расслабление мышц при выполнении упражнений. Выполнение основных движений с различной скоростью. Выявление работающих групп мышц. Изменение роста, веса и силы мышц.
2. Социально-психологические основы.
Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня для укрепления здоровья. Физические качества и их связь с физическим развитием. Комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц.
3. Приемы закаливания. Способы саморегуляции и самоконтроля.
Воздушные ванны. Солнечные ванны. Измерение массы тела. Приемы измерения пульса. Специальные дыхательные упражнения.
4. Подвижные игры.
Название и правила игр, инвентарь, оборудование, организация. Правила проведения и безопасность.
5. Гимнастика с элементами акробатики.
Название снарядов и гимнастических элементов. Правила безопасности во время занятий. Признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки. Значение напряжения и расслабления мышц.
6. Легкоатлетические упражнения.
Понятия короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость; названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и высоту. Техника безопасности на занятиях.
Понятие эстафета. Команды «Старт!», «Финиш!». Понятия о темпе, длительности бега. Влияние бега на здоровье человека. Элементарные сведения о правилах соревновании в прыжках, беге и метании. Техника безопасности на уроках.
7. На материале спортивных игр.
Подвижные игры на материале футбола, баскетбола, волейбола. Элементы спортивных игр.
Входная, промежуточная и итоговая аттестация
Входная аттестация проводится в начале учебного года во второй половине сентября.
Промежуточная аттестация проводится в конце каждой четверти, а итоговая аттестация проводится на основании положения о формах и периодичности и порядке промежуточной аттестации и итогового контроля.
Распределение учебных часов по разделам программы
Тема | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ |
Знания о физической культуре | 4 | 1 |
Гимнастика с элементами акробатики | 31 | 8 |
Легкая атлетика | 28 | 12 |
Лыжная подготовка | 12 | 1 |
Подвижные игры | 27 | 3 |
Общее количество часов | 102 | 25 |
Годовой план-график распределения учебного материала для 2 класса
№ п/п | Вид программного материала | Кол-во часов | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
1 | Знания о физической культуре | 4 | 4 | | | |
2 | Легкая атлетика | 28 | 10 | | 10 | 10 |
3 | Подвижные игры | 27 | 8 | | 8 | 10 |
4 | Гимнастика с элементами акробатики | 31 | 5 | 21 | | 4 |
5 | Лыжная подготовка | 12 | | | 12 | |
| Всего часов: | 102 | 27 | 21 | 30 | 24 |
3. Календарно-тематическое планирование по физической культуре на 2 класс
при получении начального общего образования
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
По плану | По факту |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I четверть – 27 часов |
Знания о физической культуре 1 |
1 | Организационно-методические указания | 1 | | |
Легкая атлетика 5 |
2 | Тестирование бега на 30м с высокого старта ГТО | 1 | | |
3 | Техника челночного бега | 1 | | |
4 | Тестирование челночного бега ГТО | 1 | | |
5 | Техника метания мешочка на дальность | 1 | | |
6 | Тестирование метания мешочка на дальность | 1 | | |
Гимнастика с элементами акробатики 1 |
7 | Развитие координации движений | 1 | | |
Знания о физической культуре 1 |
8 | Развитие физических качеств | 1 | | |
Легкая атлетика 3 |
9 | Техника прыжка в длину с разбега | 1 | | |
10 | Совершенствование техники прыжка в длину с разбега | 1 | | |
11 | Учет прыжка в длину с разбега, в зачет ГТО | 1 | | |
Подвижные игры 1 |
12 | Подвижные игры. Входная проверочная работа. | 1 | | |
Легкая атлетика 1 |
13 | Тестирование метания малого мяча на дальность ГТО | 1 | | |
Гимнастика с элементами акробатики 2 |
14 | Тестирование наклона вперед из положения стоя | 1 | | |
15 | Тестирование подъема туловища из положения лежа ГТО | 1 | | |
Легкая атлетика 1 |
16 | Тестирование прыжка в длину с места ГТО | 1 | | |
Гимнастика с элементами акробатики 2 |
17 | Тестирование подтягивания | 1 | | |
18 | Тестирование виса | 1 | | |
Подвижная игра 1 |
19 | Разучивание игры «Кот и мыши» | 1 | | |
Знания о физической культуре 1 |
20 | Ознакомить с режимом дня | 1 | | |
Подвижные игры 3 |
21 | Разучивание ловли и броска малого мяча в парах | 1 | | |
22 | Разучивание игры «Осада города» | 1 | | |
23 | Повторить броски и ловлю мяча в парах | 1 | | |
Знания о физической культуре 1 |
24 | Частота сердечных сокращений, способы их измерения | 1 | | |
Подвижные игры 3 |
25 | Разучивание ведения мяча | 1 | | |
26 | Разучивание ведения мяча | 1 | | |
27 | Повторение изученных подвижных игр | 1 | | |
II четверть – 21 час |
Гимнастика с элементами акробатики 21 |
28 | Гимнастика с элементами акробатики. Правила техники безопасности. Разучивание кувырка вперед | 1 | | |
29 | Совершенствование кувырка вперед с трех шагов | 1 | | |
30 | Разучивание кувырка вперед с разбега | 1 | | |
31 | Совершенствование кувырка вперед | 1 | | |
32 | Обучение стойке на лопатках, мосту. | 1 | | |
33 | Круговая тренировка с элементами гимнастики | 1 | | |
34 | Разучивание стойки на голове | 1 | | |
35 | Совершенствование лазанья и перелазания по гимнастической стенке | 1 | | |
36 | Совершенствование различных видов перелезаний | 1 | | |
37 | Разучивание виса завесом одной и двумя ногами на перекладине | 1 | | |
38 | Круговая тренировка ГТО скакалка за 30 сек | 1 | | |
39 | Разучивание упражнений со скакалкой | 1 | | |
40 | Совершенствование прыжков со скакалкой в движении | 1 | | |
41 | Круговая тренировка | 1 | | |
42 | Разучивания виса согнувшись и прогнувшись | 1 | | |
43 | Разучивание переворота на перекладине | 1 | | |
44 | Разучивание комбинации на перекладине | 1 | | |
45 | Разучивание вращения обруча | 1 | | |
46 | Совершенствование вариантов вращения обруча | 1 | | |
47 | Круговая тренировка с лазаньем | 1 | | |
48 | Круговая тренировка ГТО отжимание | 1 | | |
III четверть – 30 часов |
Лыжная подготовка 12 |
49 | Техника безопасности при занятиях на лыжах. Обучение скользящему шагу без палок. | 1 | | |
50 | Повторение переступанием на лыжах без палок. | 1 | | |
51 | Совершенствование ступающим и скользящим шагом на лыжах с палками | 1 | | |
52 | Обучение торможению падением на лыжах с палками | 1 | | |
53 | Прохождение дистанции 1км на лыжах ГТО. | 1 | | |
54 | Совершенствование поворота переступанием на лыжах с палками и обгон | 1 | | |
55 | Обучение подъема «полуелочкой» и спуск под уклон на лыжах | 1 | | |
56 | Обучение подъема на склон «елочкой» | 1 | | |
57 | Передвижение на лыжах змейкой | 1 | | |
58 | Разучивание игры на лыжах «Накаты» | 1 | | |
59 | Прохождение дистанции 1,5км на лыжах | 1 | | |
60 | Контрольный урок по лыжной подготовке | 1 | | |
Гимнастика 1 |
61 | Круговая тренировка ГТО подтягивание | | | |
Подвижные игры 1 |
62 | Разучивание игры «Белочка-защитница» | | | |
Легкая атлетика 6 |
63 | Преодоление полосы препятствий | 1 | | |
64 | Прохождение усложненной полосы препятствий | 1 | | |
65 | Разучивание прыжка в высоту с прямого разбега | 1 | | |
66 | Прыжок в высоту с прямого разбега на результат | 1 | | |
67 | Прыжок в высоту спиной вперед | 1 | | |
68 | Контрольный урок по прыжкам в высоту | 1 | | |
Подвижные игры 6 |
69 | Разучивание броска и ловли мяча в парах | 1 | | |
70 | Разучивание броска в кольцо «снизу» | 1 | | |
71 | Разучивание броска в кольцо «сверху» | 1 | | |
72 | Разучивание ведение мяча и броска в кольцо | 1 | | |
73 | Эстафеты с мячами | 1 | | |
74 | Упражнения и подвижные игры с мячом | 1 | | |
Легкая атлетика 3 |
75 | Знакомство с мячами-хопами | 1 | | |
76 | Совершенствование прыжков на мячах-хопах | 1 | | |
77 | Круговая тренировка | 1 | | |
Подвижные игры 1 |
78 | Подвижные игры | 1 | | |
IV четверть – 24 часа |
Подвижные игры 5 |
79 | Разучивание броска через волейбольную сетку | 1 | | |
80 | Разучивание броска мяча через сетку на точность | 1 | | |
81 | Разучивание броска мяча через сетку с дальней дистанции | 1 | | |
82 | Разучивание игры «Вышибалы через сетку» | 1 | | |
83 | Контрольный урок по броскам мяча через сетку | 1 | | |
Легкая атлетика 2 |
84 | Разучивание броска набивного мяча «снизу» | 1 | | |
85 | Разучивание броска набивного мяча из-за головы на дальность | 1 | | |
Гимнастика с элементами акробатики 2 |
86 | Тестирование виса на время | 1 | | |
87 | ГТО Тестирование наклона вперед из положения стоя. | 1 | | |
Легкая атлетика 1 |
88 | Тестирование прыжка в длину с места ГТО | 1 | | |
Гимнастика с элементами акробатики 2 |
89 | Тестирование подтягивания на низкой перекладине из виса лежа согнувшись | 1 | | |
90 | Тестирование подъема туловища из положения лежа за 30сек ГТО | 1 | | |
Легкая атлетика 2 |
91 | Совершенствование метания на точность (разные предметы) | 1 | | |
92 | Тестирование метания малого мяча на точность | 1 | | |
Подвижные игры 1 |
93 | Разучивание подвижных игр на координацию. Итоговая проверочная работа. | 1 | | |
Легкая атлетика 4 |
94 | Разучивание беговых упражнений. Итоговая проверочная работа. | 1 | | |
95 | Тестирование бега на 30м с высокого старта ГТО. | 1 | | |
96 | Тестирование челночного бега 3х10м ГТО | 1 | | |
97 | Тестирование метания мешочка (мяча) на дальностью | 1 | | |
Подвижные игры 2 |
98 | Разучивание игры «Хвостики» | 1 | | |
99 | Разучивание игры «Воробьи-вороны» | 1 | | |
Легкая атлетика 1 |
100 | Бег на 100м ГТО | 1 | | |
Подвижные игры 2 |
101 | Повторение игр с мячами | 1 | | |
102 | Подвижные игры | 1 | | |
Всего 102 часа |
К концу учебного года обучащиеся научатся:
по разделу «Знания о физической культуре» – выполнять организационно-методические требования, которые предъявляются на уроке физкультуры (в частности, на уроках лыжной подготовки, плавания), вести дневник самоконтроля, рассказывать о скелете, внутренних органах, мышечной и кровеносной системе человека, об органах чувств, объяснять, что такое пас и его значение для спортивных игр с мячом, что такое осанка и методы сохранения правильной осанки, что такое гигиена и правила ее соблюдения, правила закаливания, приема пищи и соблюдения питьевого режима, правила спортивной игры волейбол;
по разделу «Гимнастика с элементами акробатики» – выполнять строевые упражнения (строиться в шеренгу, колонну, перестраиваться в одну, две и три шеренги), выполнять разминки в движении, на месте, с мешочками, с резиновыми кольцами и кружочками, с массажными мячами, с обручами, с гимнастической палкой, с гимнастической скамейкой, на гимнастической скамейке, на матах, с мячом, разминки, направленные на развитие координации движений и гибкости, прыжковую разминку, разминку в парах, у гимнастической стенки, выполнять упражнения на внимание и равновесие, наклон вперед из положения стоя и сидя, шпагаты (прямой и продольные), отжимания, подъем туловища из положения лежа, подтягиваться на низкой перекладине из виса лежа согнувшись, запоминать временные отрезки, выполнять перекаты, кувырок вперед с места, с разбега и через препятствие, кувырок назад, проходить станции круговой тренировки, лазать и перелезать по гимнастической стенке, лазать по канату в три приема, выполнять стойку на голове и руках, мост, стойку на лопатках, висеть завесой одной и двумя ногами на перекладине, прыгать со скакалкой, через скакалку и в скакалку, прыгать в скакалку в тройках, выполнять упражнения на гимнастическом бревне, на гимнастических кольцах (вис согнувшись, вис прогнувшись, перевороты назад и вперед), лазать по наклонной гимнастической скамейке, выполнять вращение обруча;
по разделу «Легкая атлетика» – технике высокого старта, технике метания мешочка (мяча) на дальность, пробегать дистанцию 30 м на время, выполнять челночный бег 3 * 10 м на время, прыгать в длину с места и с разбега, прыгать в высоту с прямого разбега, прыгать в высоту спиной вперед, прыгать на мячах-хопах, бросать набивной мяч (весом 1 кг) на дальность способом «снизу», «от груди», «из-за головы», правой и левой рукой, метать мяч на точность, проходить полосу препятствий;
по разделу «Лыжная подготовка» – передвигаться на лыжах ступающим и скользящим шагом с лыжными палками и без них, попеременным и одновременным двухшажным ходом, выполнять повороты на лыжах пере-ступанием и прыжком, переносить лыжи под рукой и на плече, проходить на лыжах дистанцию 1,5 км, подниматься на склон «полуелочкой», «елочкой», «лесенкой», спускаться со склона в основной стойке и в низкой стойке, тормозить «плугом», передвигаться и спускаться со склона на лыжах «змейкой»;
по разделу «Подвижные и спортивные игры» – давать пас ногами и руками, выполнять передачи мяча через волейбольную сетку различными способами, вводить мяч из-за боковой, выполнять броски и ловлю мяча различными способами, выполнять футбольные упражнения, стойке баскетболиста, ведению мяча на месте, в движении, правой и левой рукой, участвовать в эстафетах, бросать мяч в баскетбольное кольцо различными способами, играть в подвижные игры: «Ловишка», «Ло-вишка с мешочком на голове», «Колдунчики», «Салки», «Салки – дай руку», «Прерванные пятнашки», «Собачки», «Собачки ногами», «Бросай далеко, собирай быстрее», «Вышибалы», «Антивышибалы», «Белые медведи», «Волк во рву», «Ловля обезьян с мячом», «Перестрелка», «Пустое место», «Осада города», «Подвижная цель», «Совушка», «Удочка», «Салки с домиками», «Перебежки с мешочком на голове», «Мяч в туннеле», «Парашютисты», «Волшебные елочки», «Белочка-защитница», «Горячая линия», «Будь осторожен», «Шмель», «Накаты», «Вышибалы с кеглями», «Вышибалы через сетку», «Штурм», «Ловишка на хопах», «Пионербол», «Точно в цель», «Борьба за мяч», «Вызов», «Командные хвостики», «Круговая охота», «Флаг на башне», «Марш с закрытыми глазами», играть в спортивные игры (футбол, баскетбол, гандбол).
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предлагаемого. К значительным ошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжка в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых, но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
Оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе, лазанье. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.
Материально-техническое обеспечение
1. Библиотечный фонд:
стандарт начального общего образования по физической культуре;
примерные программы по учебным предметам. («Физическая культура. 1-4 классы»);
рабочие программы по физической культуре;
учебники и пособия, которые входят в предметную линию В.И. Ляха;
методические издания по физической культуре для учителей.
2. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
стенка гимнастическая;
бревно гимнастическое напольное;
скамейки гимнастические;
перекладина гимнастическая;
канат для лазанья;
маты гимнастические;
мячи набивные (1 кг);
скакалки гимнастические;
мячи малые (резиновые, теннисные);
палки гимнастические;
обручи гимнастические;
планка для прыжков в высоту;
стойки для прыжков в высоту;
рулетка измерительная (10 м, 50 м);
щиты с баскетбольными кольцами;
большие мячи (резиновые, баскетбольные);
сетка волейбольная;
мячи средние резиновые;
аптечка медицинская.