СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физкультуре ФГОС АООП

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физкультуре ФГОС АООП»

ФИЗКУЛЬТУРА

5 класс


п.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА,

в которой конкретизируются общие цели образования с учётом специфики учебного предмета


Рабочая программа разработана с учётом актуальных задач воспитания, обучения, коррекции развития и социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их возрастных и типологических психофизических особенностей, а также условий, необходимых для развития их личностных качеств.

Рабочая программа разработана на основе:

- ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599;

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) государственного казённого общеобразовательного учреждения Краснодарского края специальной (коррекционной) школы №15 г. Славянска-на-Кубани;

- Программа 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», « Просвещение», Москва 2013 г.

- базисного учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), составленного на основании приказа Министерства образования РФ от 10.04.2004г. №29/2065-п.

Перечень нормативных документов для проектирования рабочей программы по учебному предмету:

1. Конституция РФ ст.43 «Каждый имеет право на образование» (1993г.)

2. Конвенция ООН о правах ребенка, принятая 20.11.1989г.

3. Конвенция ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации (2006г)

4. ФЗ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

5. ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ (с изменениями от22.12.2008г.)

6. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. №1599.

7. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1);

8. Программа 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», « Просвещение», Москва 2013 г.

9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2015 №81 «О внесении изменений №3 в Сан-ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» Сан-ПиН 2.4.2.3286-15.

10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26.

11. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30 августа 2013 г. № 1015 (далее – приказ Минобрнауки РФ № 1015).

12. Письмо Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» от 18.04.2008 № АФ150/06.

13. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».

14. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2020 -2021 учебный год.

15. Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

16. Приказ ДОН от 23.10.2009 года №3302 «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII-VIII видов для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и специальных (коррекционных) классов VII-VIII видов в общеобразовательных учреждениях»

17. Приказ МОН КК от 29.01.143 №399 «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования на дому или в медицинских организациях».

18. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в специальной (коррекционной) школе от 17.04.2015 г. №47-10-474/15-14

19. Устав ГКОУ школы №15 г.Славянска-на-Кубани Краснодарского края.

20. Учебный план для обучающихся 5 классов с ограниченными возможностями здоровья ГКОУ школы №15 г.Славянска-на-Кубани Краснодарского края на 2020-2021 учебный год.

При разработке рабочей программы соблюдены основополагающие принципы специальной педагогики, обеспечивающие преемственность изучения предмета на разных уровнях общего образования и практико-ориентированную направленность освоения программного содержания в ходе реализации образовательного процесса.

Основная цель изучения физической культуры заключается: во

всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической

культуре, повышении уровня их психофизического развития, расширении

индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции

нарушений развития, социальной адаптации.

Задачи, реализуемые в ходе уроков физической культуры:

― воспитание интереса к физической культуре и спорту;

― овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой,

гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и

психофизическими особенностями обучающихся;

― коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы; формирование

социально приемлемых форм поведения, предупреждение проявлений

деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и др.)

в процессе уроков и во внеучебной деятельности;

― воспитание нравственных качеств и свойств личности; содействие

военно-патриотической подготовке.

Программа физического воспитания учащихся 5 классов коррекционной школы является продолжением программы подготовительных - 4 классов, формируя у учащихся целостное представление о физической культуре, способность включиться в производительный труд.

Своеобразие данной программы заключается в том, что она составлена на основе знаний о физическом развитии и подготовленности, психофизических и интеллектуальных возможностей детей с нарушениями интеллекта 11-16 лет.

Предмет «Физическая культура» играет важную роль в реализации основных целевых установок образования: формирование здорового образа жизни; формировании двигательных умений и качеств; способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании школьников.

Содержание предмета направлено на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

При составлении программы учтены дифференцированный и деятельностный подходы, обеспечивающие разнообразие содержания, организацию доступной предметно-практической и учебной деятельности, прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность самостоятельного продвижения в усвоении программного материала, придание результатам образования социально-значимого и личностно-значимого характера, существенное повышение мотивации и интереса к учению.


п. 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УЧЁТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ.


Физическая культура в специальной (коррекционной) школе изучается на протяжении всех лет обучения. Основной формой организации обучения физической культуры является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения.

У обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) даются самые элементарные сведения по физической культуре, усвоение которых важно для выработки у учащихся достаточно осмысленного отношения к предмету. Овладение элементарными знаниями задач и значения физкультуры, прежде всего, содействует вовлечению детей к спорту и здоровому образу жизни, коррекцию двигательных навыков и умений. Физическая культура способствует физическому, умственному и социальному развитию умственно отсталых школьников.

Обучение физической культуре наиболее действенно при установлении тесной связи между изучением физических упражнения и применении их в жизни. Умения анализировать, работать в группе или проявлять лидерские способности, устойчивость к стрессовым ситуациям, поддержки.

Обучение физической культуре детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта.

Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с нарушением интеллекта, обуславливают специфику обучения их физической культуре. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.

Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является комплексное воздействие на личность умственно отсталого школьника с целью формирования у него жизненно важных двигательных умений и навыков. Приобщения к систематическим занятиям физической культурой, коррекции нарушений моторики и физического развития, укрепления здоровья и подготовки к жизни и деятельности в обществе.

При составлении программы учтены принципы преемственности, целостности содержания образования, обеспечивающие наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями. Принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, позволяющие обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире.

Структурно и содержательно программа построена с учётом особенностей познавательной деятельности детей. Функция раскрывается через формирование общественно значимых установок, понятий, принципов и ценностных ориентаций, проявляется в приобретении индивидуального мировоззрения и миропонимания, устойчивых черт характера и способов межличностного общения. Развитие творчества и мышления, проявляется в овладении познавательной и предметной деятельностью, развитии способностей к активной самореализации в индивидуальных и общественных интересах.

Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на: реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся. Соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности. Усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные. В составе основных видов БУД выделяют четыре блока: личностный, коммуникативный, регулятивный, познавательный.

Личностные базовые учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации:

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

- способность к осмыслению социального окружения и своего места в нем, принятие соответственных возрасту ценностей и социальных ролей;

- осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;

- гордость школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

- уважительное и бережное отношение к людям труда и результатам их деятельности;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- активное включение в общеполезную социальную деятельность;

- бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные базовые учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения:

- умение вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

- использование принятых ритуалов социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- умение слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение обращаться за помощью и принимать помощь;

- умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности, в быту;

- доброжелательное отношение, сопереживание, конструктивное взаимодействие с людьми;

- умение договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими;

- дифференцированное использование разных видов речевых высказываний (вопросы, ответы) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый - незнакомый и т.п.);

Регулятивные базовые учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения:

- умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения;

- умение принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану, работать в общем темпе;

- осознанное действие на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

- осуществление взаимного контроля в совместной деятельности;

- активное участие в деятельности, контроль и оценка своих действий и действий одноклассников;

- адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих;

- осуществление самооценки и самоконтроля в деятельности;

- умение адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные базовые учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях:

- умение делать простейшие умозаключения;

- дифференцированное восприятие окружающего мира, его временно-пространственной организации;

- использование логических действий (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

- применение начальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; - использование в жизни и деятельности некоторых межпредметных знаний;

Для оценки сформированности каждого действия используется, следующая система оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его

смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией,

выполняет действие только по прямому указанию учителя, при

необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя,

в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в

определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Согласно требованиям ФГОС уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения.

В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

Личностные результаты должны отражать:

- овладение начальными первичными навыками адаптации (умения слушать учителя, умения взаимодействовать с учителем и сверстниками);

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (аккуратности в спортивной одежде, умение приводить зал в порядок после урока);

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей (знание правил поведения на уроке и после его окончания);

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни (знание правил утренней гигиены и их значение для человека);

- формирование бережного отношения к материальным ценностям (к спортивному инвентарю, оборудованию);

- проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорства в достижении поставленных целей.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися программным содержанием и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Для оценки достижения возможных предметных результатов освоения программы используются знания правила поведения при выполнении упражнений, правил игр, соблюдение техники безопасности, быстрое реагирование на команды учителя.

В соответствии с действующим в школе «Положением об оценивании знаний, умении, навыков обучающихся» результаты продвижения учащихся определяются на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности и качества обученности (сдача нормативов). Аттестация подразделяется на четвертную промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету по итогам четверти, а также годовую промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету по итогам учебного года.

Содержание программы отражено в следующих разделах:

«Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная и конькобежная подготовка», «Подвижные игры», «Спортивные игры». В каждом из разделов выделено два взаимосвязанных подраздела: «Теоретические сведения» и «Практический материал». Кроме этого, с учетом возраста и психофизических возможностей обучающихся им также предлагаются для усвоения некоторые теоретические сведения из области физической культуры, которые имеют самостоятельное значение.


п.3 ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Предмет «Физическая культура» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормами.

На реализацию программы по физической культуре в 4 классе в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 102 часа, 3 часа в неделю:

I четверть – 27 ч.

II четверть – 21 ч.

III четверть – 30 ч.

IV четверть – 24 ч.


п.4. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

Личностные:

  1. владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;

  2. владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;

  3. владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности;

  4. способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;

  5. способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;

  6. владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

  7. умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;

  8. умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям;

  9. красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;

  10. культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно;

  11. владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях.

Предметные:

  1. знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;

  2. знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

  3. способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;

  4. умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;

  5. способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований;

  6. способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями;

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного курса. Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.

Минимальный уровень:

- знания о физической культуре как системе разнообразных форм

занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья;

- демонстрация правильной осанки; видов стилизованной ходьбы под

музыку; комплексов корригирующих упражнений на контроль ощущений (в

постановке головы, плеч, позвоночного столба), осанки в движении,

положений тела и его частей (в положении стоя); комплексов упражнений для

укрепления мышечного корсета;

- понимание влияния физических упражнений на физическое развитие и

развитие физических качеств человека;

- планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня (под

руководством учителя);

- выбор (под руководством учителя) спортивной одежды и обуви в

зависимости от погодных условий и времени года;

- знания об основных физических качествах человека: сила, быстрота,

выносливость, гибкость, координация;

- демонстрация жизненно важных способов передвижения человека

(ходьба, бег, прыжки, лазанье, ходьба на лыжах, плавание);

- определение индивидуальных показателей физического развития

(длина и масса тела) (под руководством учителя);

- выполнение технических действий из базовых видов спорта,

применение их в игровой и учебной деятельности;

- выполнение акробатических и гимнастических комбинаций из числа

усвоенных (под руководством учителя);

- участие со сверстниками в подвижных и спортивных играх;

- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных

игр и соревнований;

- представления об особенностях физической культуры разных народов,

связи физической культуры с природными, географическими особенностями,

традициями и обычаями народа;

- оказание посильной помощи сверстникам при выполнении учебных

заданий;

- применение спортивного инвентаря, тренажерных устройств на уроке

физической культуры.

Достаточный уровень:

- представление о состоянии и организации физической культуры и

спорта в России, в том числе о Паралимпийских играх и Специальной

олимпиаде;

- выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений без

предметов: упражнения на осанку, на контроль осанки в движении,

положений тела и его частей стоя, сидя, лёжа; комплексы упражнений для

укрепления мышечного корсета;

- выполнение строевых действий в шеренге и колонне;

- знание температурных норм для занятий;

- планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня,

организация отдыха и досуга с использованием средств физической

культуры;

- знание и измерение индивидуальных показателей физического развития

(длина и масса тела),

- подача строевых команд, ведение подсчёта при выполнении

общеразвивающих упражнений (под руководством учителя);

выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на

доступном техническом уровне;

- участие в подвижных играх со сверстниками, осуществление их

объективного судейства; взаимодействие со сверстниками по правилам

проведения подвижных игр и соревнований;

- знание особенностей физической культуры разных народов, связи

физической культуры с природными, географическими особенностями,

традициями и обычаями народа;

- доброжелательное и уважительное объяснение ошибок при выполнении

заданий и предложение способов их устранения;

- объяснение правил, техники выполнения двигательных действий,

анализ и нахождение ошибок (с помощью учителя); ведение подсчета при

выполнении общеразвивающих упражнений;

- использование разметки спортивной площадки при выполнении

физических упражнений;

- пользование спортивным инвентарем и тренажерным оборудованием;

- правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на

стадионе;

- правильное размещение спортивных снарядов при организации и

проведении подвижных и спортивных игр.

Учащиеся 5 классов должны уметь:

- выбор спортивной одежды и обуви в зависимости от погодных условий и времени года;

- осознание влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие физических качеств человека;

- использование занятий физической культурой, спортивных игр (под руководством учителя) для организации индивидуального отдыха, укрепления здоровья, повышения уровня физических качеств;

- понимание связи физической культуры с трудовой и военной деятельностью;

- определение основных показателей состояния человека и его физического развития (длина и масса тела, частота сердечных сокращений);

- планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня;

- составление комплексов физических упражнений (под руководством учителя), направленных на развитие основных физических качеств человека;

- представление о закаливании организма; знание основных правил закаливания, правил безопасности и гигиенических требований;

- выполнение строевых действий в шеренге и колонне;

- выполнение общеразвивающих упражнений, воздействующих на развитие основных физических качеств человека (силы, ловкости, быстроты, гибкости и координации).

Учащиеся 5 классов должны знать:

- знание правил профилактики травматизма, подготовки мест для занятий физической культурой;

- знание правил оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями;

- объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок (с помощью учителя);

- представление о физической культуре как части общей культуры современного общества.

п.5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание программы отражено в следующих разделах:

«Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная и конькобежная подготовка», «Подвижные игры», «Спортивные игры». В каждом из разделов выделено два взаимосвязанных подраздела: «Теоретические сведения» и «Практический материал».

В разделе «Гимнастика» (подраздел «Практический материал») кроме

построений и перестроений представлены два основных вида физических

упражнений: с предметами и без предметов, содержание которых по

сравнению с младшими классами в основном остается без изменений, но при

этом возрастает их сложность и увеличивается дозировка. К упражнениям с

предметами добавляется опорный прыжок; упражнения со скакалками;

гантелями; на преодоление сопротивления; упражнения для

корпуса и ног; элементы акробатики.

В раздел «Легкая атлетика» включены традиционные виды: ходьба, бег,

прыжки, метание, которые способствуют развитию физических качеств

обучающихся (силы, ловкости, быстроты и т. д.).

Освоение раздела «Лыжная и конькобежная подготовка» по данной адоптированной программе заменен часами по кроссовой подготовке, относящимся к разделу «Легкая атлетика». 

Особое место в системе уроков по физической культуре занимают

разделы «Подвижные игры» и «Спортивные игры», которые не только

способствуют укреплению здоровья обучающихся и развитию у них

необходимых физических качеств, но и формируют навыки коллективного

взаимодействия. Начиная с V-го класса, обучающиеся знакомятся с

доступными видами спортивных игр: волейболом, баскетболом, настольным

теннисом, хоккеем на полу (последнее может использоваться как

дополнительный материал).

Теоретические сведения

Личная гигиена, солнечные и воздушные ванны. Значение физических

упражнений в жизни человека.

Подвижные игры. Роль физкультуры в подготовке к труду. Значение

физической культуры в жизни человека. Самостраховка и самоконтроль при

выполнении физических упражнений. Помощь при травмах. Способы

самостоятельного измерения частоты сердечных сокращений.

Физическая культура и спорт в России. Специальные олимпийские игры.

Здоровый образ жизни и занятия спортом после окончания школы.

Гимнастика

Теоретические сведения.

Элементарные сведения о передвижениях по ориентирам.

Правила поведения на занятиях по гимнастике. Значение утренней

гимнастики.

Практический материал:

Построения и перестроения. Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения): упражнения на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; мышц шеи; расслабления мышц; укрепления голеностопных суставов и стоп; укрепления мышц туловища, рук и ног; для формирования и укрепления

правильной осанки.

Упражнения с предметами:

с гимнастическими палками; большими обручами; малыми мячами;

большим мячом; набивными мячами; со скакалками; гантелями и штангой;

лазанье и перелезание; упражнения на равновесие; опорный прыжок;

упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и

точности движений; упражнения на преодоление сопротивления; переноска

грузов и передача предметов.

Легкая атлетика

Теоретические сведения.

Подготовка суставов и мышечно-сухожильного аппарата к предстоящей

деятельности. Техника безопасности при прыжках в длину.

Фазы прыжка в высоту с разбега. Подготовка суставов и мышечносухожильного аппарата к предстоящей деятельности. Техника безопасности

при выполнении прыжков в высоту. Правила судейства по бегу, прыжкам, метанию; правила передачи эстафетной палочки в легкоатлетических эстафетах.

Практический материал:

Ходьба. Ходьба в разном темпе; с изменением направления; ускорением

и замедлением; преодолением препятствий и т. п.

Бег. Медленный бег с равномерной скоростью. Бег с варьированием

скорости. Скоростной бег. Эстафетный бег. Бег с преодолением препятствий.

Бег на короткие, средние и длинные дистанции. Кроссовый бег по

слабопересеченной местности.

Прыжки. Отработка выпрыгивания и спрыгивания с препятствий.

Прыжки в длину (способами «оттолкнув ноги», «перешагивание»). Прыжки в

высоту способом «перекат».

Метание. Метание малого мяча на дальность. Метание мяча в вертикальную цель. Метание в движущую цель.

Подвижные игры

Практический материал.

Коррекционные игры;

Игры с элементами общеразвивающих упражнений: игры с бегом;

прыжками; лазанием; метанием и ловлей мяча; построениями и

перестроениями; бросанием, ловлей, метанием и др.

Спортивные игры

Баскетбол

Теоретические сведения. Правила игры в баскетбол, правила поведения учащихся при выполнении упражнений с мячом. Влияние занятий баскетболом на организм учащихся.

Практический материал.

Стойка баскетболиста. Передвижение в стойке вправо, влево, вперед,

назад. Остановка по свистку. Передача мяча от груди с места и в движении шагом. Ловля мяча двумя руками на месте на уровне груди. Ведение мяча на

месте и в движении. Бросок мяча двумя руками в кольцо снизу и от груди с

места. Прямая подача.

Подвижные игры на основе баскетбола. Эстафеты с ведением мяча.

Волейбол

Теоретические сведения. Общие сведения об игре в волейбол,

простейшие правила игры, расстановка и перемещение игроков на площадке.

Права и обязанности игроков, предупреждение травматизма при игре в

волейбол.

Практический материал.

Прием и передача мяча снизу и сверху. Отбивание мяча снизу двумя

руками через сетку на месте и в движении. Верхняя прямая передача в

прыжке. Верхняя прямая подача. Прыжки вверх с места и шага, прыжки у

сетки. Многоскоки. Верхняя прямая передача мяча после перемещения вперед,

вправо, влево.

Учебные игры на основе волейбола. Игры (эстафеты) с мячами.

Настольный теннис

Теоретические сведения. Парные игры. Правила соревнований.

Тактика парных игр.

Практический материал. Подача мяча слева и справа, удары слева,

справа, прямые с вращением мяча. Одиночные игры.

п.6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

п\п


Разделы, темы

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Количество часов

I 27ч

II 21ч

III 30ч

IV 24ч

ИТОГО 102ч

1

Легкая атлетика.

Подготовка суставов и мышечно-сухожильного аппарата к предстоящей

деятельности. Техника безопасности при прыжках в длину.

Фазы прыжка в высоту с разбега. Подготовка суставов и мышечносухожильного аппарата к предстоящей деятельности. Техника безопасности

при выполнении прыжков в высоту. Правила судейства по бегу, прыжкам, метанию; правила передачи эстафетной палочки в легкоатлетических эстафетах.

Ходьба. Ходьба в разном темпе; с изменением направления; ускорением

и замедлением; преодолением препятствий и т. п.

Бег. Медленный бег с равномерной скоростью. Бег с варьированием

скорости. Скоростной бег. Эстафетный бег. Бег с преодолением препятствий.

Бег на короткие, средние и длинные дистанции. Кроссовый бег по

слабопересеченной местности.

Прыжки. Отработка выпрыгивания и спрыгивания с препятствий.

Прыжки в длину (способами «оттолкнув ноги», «перешагивание»). Прыжки в

высоту способом «перекат».

Метание. Метание малого мяча на дальность. Метание мяча в вертикальную цель. Метание в движущую цель.

Кроссовая подготовка.

20



16

36

2

Гимнастика

Элементарные сведения о передвижениях по ориентирам.

Правила поведения на занятиях по гимнастике. Значение утренней

гимнастики.

Построения и перестроения. Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения): упражнения на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; мышц шеи; расслабления мышц; укрепления голеностопных суставов и стоп; укрепления мышц туловища, рук и ног; для формирования и укрепления

правильной осанки.

Упражнения с предметами:

с гимнастическими палками; большими обручами; малыми мячами;

большим мячом; набивными мячами; со скакалками; гантелями и штангой;

лазанье и перелезание; упражнения на равновесие; опорный прыжок;

упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и

точности движений; упражнения на преодоление сопротивления; переноска

грузов и передача предметов.


12



12

3

Настольный теннис

Парные игры. Правила соревнований.

Тактика парных игр.

Практический материал. Подача мяча слева и справа, удары слева,

справа, прямые с вращением мяча. Одиночные игры.

6

8


6

20

4

Спортивные игры: волейбол, баскетбол.


Баскетбол

Теоретические сведения. Правила игры в баскетбол, правила поведения учащихся при выполнении упражнений с мячом. Влияние занятий баскетболом на организм учащихся.

Практический материал.

Стойка баскетболиста. Передвижение в стойке вправо, влево, вперед,

назад. Остановка по свистку. Передача мяча от груди с места и в движении шагом. Ловля мяча двумя руками на месте на уровне груди. Ведение мяча на

месте и в движении. Бросок мяча двумя руками в кольцо снизу и от груди с

места. Прямая подача.

Подвижные игры на основе баскетбола. Эстафеты с ведением мяча.

Волейбол

Теоретические сведения. Общие сведения об игре в волейбол,

простейшие правила игры, расстановка и перемещение игроков на площадке.

Права и обязанности игроков, предупреждение травматизма при игре в

волейбол.

Практический материал.

Прием и передача мяча снизу и сверху. Отбивание мяча снизу двумя

руками через сетку на месте и в движении. Верхняя прямая передача в

прыжке. Верхняя прямая подача. Прыжки вверх с места и шага, прыжки у

сетки. Многоскоки. Верхняя прямая передача мяча после перемещения вперед,

вправо, влево.

Учебные игры на основе волейбола. Игры (эстафеты) с мячами.



14

14



28

5

Подвижные игры.

Коррекционные игры;

Игры с элементами общеразвивающих упражнений: игры с бегом; прыжками; лазанием; метанием и ловлей мяча; построениями и

перестроениями; бросанием, ловлей, метанием и др.

1

1

2

2

6

Итого:


27

21

30

24

102ч

п.7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям  школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.

Важнейшее требование ― безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы.



Список рекомендуемой учебно-методической литературы:

  1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) государственного казённого общеобразовательного учреждения Краснодарского края специальной (коррекционной) школы №15 г. Славянска-на-Кубани