СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 10-11 класс (ФГОС 2-е поколение)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 10-11 класс (ФГОС 2-е поколение)»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей № 159



ПРИНЯТО

Педагогическим советом
МАОУ лицей № 159

Протокол № 13 от«13» мая 2022 г.


СоГЛАСОВАНО:

Директор МАОУ лицея № 159

_______Ю.В. Аничкина

Приказ № 306/1-од от 31.05.2022г.






(Приложение к ООП СОО)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по




Уровень: Среднее общее образование ФГОС


Класс: 10-11


Срок реализации: 2 года

















  1. Планируемые результаты освоения

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

Требования к результатам освоения курса географии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностных результатов:

  1. ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  2. российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

  3. уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

  4. формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

  5. воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

  6. гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

  7. признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

  8. мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  9. интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

  10. готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

  11. приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

  12. готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

  13. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;


Метапредметных результатов:


  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.


2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.


  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.



Предметных результатов:


В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

  • определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;

  • составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;

  • сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

  • выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;

  • раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

  • выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

  • описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

  • решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

  • оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

  • объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;

  • характеризовать географию рынка труда;

  • рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;

  • анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

  • характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

  • приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

  • определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;

  • оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;

  • оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;

  • оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;

  • объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;

  • переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;

  • составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

  • делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

  • выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

  • давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;

  • понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

  • прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

  • оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;

  • оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;

  • оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

  • оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

  • анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;

  • анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;

  • выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

  • понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

  • давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.


II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

10 класс (35 часов)

Базовый уровень

Человек и окружающая среда

Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере.

Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование.

Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.


Территориальная организация мирового сообщества

Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.

Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация.

Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации.


Региональная география и страноведение

Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.

Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы).

Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.


Роль географии в решении глобальных проблем человечества

Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии. Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем.


Примерный перечень практических работ

Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов.

Оценка доли использования альтернативных источников энергии. Оценка перспектив развития альтернативной энергетики.

Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира.

Анализ техногенной нагрузки на окружающую среду.

Характеристика политико-географического положения страны.

Характеристика экономико-географического положения страны.

Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.

Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты мира.

Анализ грузооборота и пассажиропотока по основным транспортным магистралям мира.

Выявление причин неравномерности хозяйственного освоения различных территорий.

Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности.

Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов.

Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.

Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и тематических карт мира.

Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.

Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия, Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических данных.

Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.

Характеристика влияния рынков труда на размещение предприятий материальной и нематериальной сферы.

Анализ участия стран и регионов мира в международном географическом разделении труда.

Анализ обеспеченности предприятиями сферы услуг отдельного региона, страны, города.

Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.

Анализ международных экономических связей страны.

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России.

Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и научных связей России с наиболее развитыми странами мира.

Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества. Аргументация представленной точки зрения.

Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем человечества.

Анализ международной деятельности по освоению малоизученных территорий.

Отображение статистических данных в геоинформационной системе или на картосхеме.

Представление географической информации в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм, картосхем.





III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 КЛАСС


Тема

Кол-во часов

Количество практических работ

Тема 1. Человек и окружающая среда

13

3

Тема 2. Территориальная организация мирового сообщества

22

7

Итого

35

10

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 КЛАСС


Название тем

Общее количество часов


Практические работы


Тема 1. Человек и окружающая среда ( 13 часов)

1

Окружающая среда как геосистема.

1


2

Важнейшие явления и процессы в окружающей среде.

1


3

Представление о ноосфере.


1


4

Взаимодействие человека и природы.

1


5

Природные ресурсы и их виды.

1


6

Закономерности размещения природных ресурсов.

1


7

Ресурсообеспеченность.

1

1. Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов.

8

Рациональное и нерациональное природопользование.


1


9

Геоэкология.

1

2. Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира.

10

Техногенные и иные изменения окружающей среды.

1

3. Анализ техногенной нагрузки на окружающую среду.


11

Пути решения экологических проблем.

1


12

Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.


1


13

Обобщающий урок по теме: Человек и окружающая среда

1


Тема 2. Территориальная организация мирового сообщества (22 часа)

14

Мировое сообщество – общая картина мира.

1


15

Современная политическая карта и ее изменения

1


16

Разнообразие стран мира.

1


17

Геополитика.

1


18

«Горячие точки» на карте мира.

1


19

Население мира.

1


20

Численность, воспроизводство, динамика населения.

1

4. Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов.


21

Демографическая политика.

1


22

Размещение и плотность населения.

1


23

Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население).

1

5. Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.


24

Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов.

1


25

География рынка труда и занятости.

1


26

Миграция населения.

1

6. Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.

27

Закономерности расселения населения. Урбанизация.


1

7. Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и тематических карт мира.


28

Мировое хозяйство. Географическое разделение труда.

1

8. Выявление причин неравномерности хозяйственного освоения различных территорий.

29

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры.

1

9. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.


30

География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг.

1

10. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности.


31

Международные отношения.

1


32

Географические аспекты глобализации.

1


33

Обобщающий урок по теме: Территориальная организация мирового сообщества

1


34

Обобщающий урок по теме: Человек и окружающая среда. Территориальная организация сообщества

1


35

Резерв

1





III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 КЛАСС


Тема

Кол-во часов

Количество практических работ

Тема 1. Региональная география и страноведение

26

6

Тема 2. Роль географии в решении глобальных проблем человечества

7

-

Повторение

1

-

Итого

34

6


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 КЛАСС


Название тем

Общее количество часов


Практические работы


Тема 3. Региональная география и страноведение ( 26 часов)

1

Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира.

1


2

Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы

1

Пр. раб. № 1 Характеристика политико-географического положения страны.


3

Особенности хозяйства стран Европы

1

Пр. раб. № 2 Характеристика экономико-географического положения страны.


4

Особенности населения, культуры стран Европы

1


5

Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, современных проблем развития крупных регионов и стран Азии

1

Пр. раб. № 3 Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты мира.

6

Особенности хозяйства стран Азии

1


7

Особенности населения, культуры стран Азии

1


8

Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, современных проблем развития крупных регионов и стран Северной Америки

1

Пр. раб. № 4 Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.


9

Особенности хозяйства стран Северной Америки

1


10

Особенности населения, культуры стран Северной Америки

1


11

Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, современных проблем развития крупных регионов и стран Южной Америки

1


12

Особенности хозяйства стран Южной Америки

1


13

Особенности населения, культуры стран Южной Америки

1

Пр. раб. № 5 Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.

14

Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, современных проблем развития крупных регионов и стран Африки

1


15

Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, современных проблем развития крупных регионов и стран Австралии

1


16

Особенности хозяйства стран Австралии и Африки

1


17

Особенности населения, культуры стран Австралии и Африки

1

Пр. раб. № 6 Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Африки и Австралии) на основе статистических данных.

18

Перспективы освоения и развития Арктики

1


19

Перспективы освоения и развития Антарктики.

1


20

Международная специализация крупнейших стран и регионов мира.

1


21

Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.

1


22

Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика.

1


23

Интеграция регионов в единое мировое сообщество.

1


24

Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы).

1


25

Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве.

1


26

Обобщающий урок по теме: «Региональная география и страноведение»

1


Тема 4. Роль географии в решении глобальных проблем человечества

27

Географическая наука и географическое мышление.

1


28

Карта – язык географии.

1


29

Географические аспекты глобальных проблем человечества

1


30

Роль географии в решении глобальных проблем современности

1


31

Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем.

1


32

Обобщающий урок по теме: «Роль географии в решении глобальных проблем человечества»

1


33

Обобщающий урок по теме: «Региональная география и страноведение»

1


34

Повторение

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!