Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 110»
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _______ А.К. Гумерова Протокол №_____ «__»__________ 2018 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________ С.Ю. Рудик «__»__________ 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Школа № 110» ___________ Л.Б. Сержанина Приказ №_____ «__»__________ 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
уровень основного общего образования
срок реализации – 2 года
Составители: Хасанов Азамат Анасович
первой классификационнной категории
Уфа-2018
Пояснительная записка
Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «География. 10-11 классы» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основании Примерных программ по учебным предметам «География. 10-11 классы». Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «География. 10-11 классы» является составной частью основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Школа № 110 городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Изучение учебного предмета «География» реализуется с использованием учебно-методического комплекса авторского коллектива линии «Просвещение»:
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мир: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностными результатамиобучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения. Изучение географии в основной школе обусловливаетдостижение следующих результатов личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящеемногонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культурысвоего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонациональногороссийского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненныхситуациях.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейсяситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебнойзадачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебнойи познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельновыбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работатьиндивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своёмнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражениясвоих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в областииспользования информационно-коммуникационных технологий;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
13) формирование умения учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.
Экономическая и социальная география мира
(10–11 классы)
Часть I. Общая характеристика мира.
Раздел «Современная политическая карта мира»: Многообразие стран современного мира. Государственный строй мира. Международные отношения. Политическая география.
Раздел «География мировых природных ресурсов »: Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
Раздел «География населения мира»: Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
Раздел «НТР и мировое хозяйство»: Понятие о НТР, её характерные черты и составные части. Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Факторы размещения производительных сил.
Раздел «География отраслей мирового хозяйства»: География важнейших отраслей: топливно-энергетическая промышленность, электроэнергетика, горнодобывающая, металлургическая, машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая. География сельского хозяйства и рыболовства. География транспорта.
Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.
Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
Часть II. Региональная характеристика мира.
Раздел «Зарубежная Европа»: Общая характеристика Зарубежной Европы. Население и хозяйство. Субрегионы и страны Зарубежной Европы. Великобритания, Италия, Франция, Германия - ведущие страны мира.
Раздел «Зарубежная Азия. Австралия»: Общая характеристика Зарубежной Азии. Население и хозяйство. Китай, Япония, Индия. Австралийский Союз. Комплексная характеристика региона.
Раздел «Африка»: Общая характеристика региона «Африка». Население и хозяйство стран Африканского региона. Субрегионы Северной и Тропической Африки.
Раздел «Северная Америка»: Общая характеристика США. Макрорегионы США. Население и хозяйство США. Канада.
Раздел «Латинская Америка»: Общая характеристика региона «Латинская Америка». Население и хозяйство Латинской Америки. Бразилия.
Часть III. Глобальная проблема человечества.
Раздел «Россия в современном мире и глобальные проблемы»: Россия на карте мира и в системе международных отношений. Геополитическое положение России. ПРП страны. Население России. Количественные и качественные характеристики населения. Место России в мировом хозяйстве. Понятие о глобальных проблемах. Классификация глобальных проблем. Экологическая проблема. Демографическая проблема. Проблема мира и разоружения. Продовольственная проблема. Энергетическая и сырьевая проблемы. Проблема здоровья людей. Проблема использования Мирового океана. Освоение космоса. Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты.
Выпускник научится:
• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
• строить простые планы местности;
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Содержание тем учебного курса
«Экономическая и социальная география мира»
(10-11 классы)
Часть I. Общая характеристика Мира
Введение (1 час)
Что изучает социально-экономическая география мира
Раздел 1. «Современная политическая карта мира» (4 часа)
Многообразие стран современного мира. Международные отношения и политическая карта мира. Государственный строй стран мира. Политическая география
Раздел 2. География мировых природных ресурсов (5 часов)
Взаимодействие общества и природы. Оценка мировых природных ресурсов. Минеральные, земельные водные и биологические ресурсы. Ресурсы Мирового океана, космические и рекреационные ресурсы. Загрязнение и охрана окружающей среды. Географическое ресурсоведение и геоэкология
Раздел 3. География населения мира (6 часов)
Численность и воспроизводство населения. Состав (структура) населения мира. Размещение и миграция населения. Городское и сельское население. Урбанизация.
Раздел 4. НТР и мировое хозяйство (6 часов)
НТР. Характерные черты и составные части. Мировое хозяйство. Отраслевая и территориальная структура Мирового хозяйства. Воздействие НТР на отраслевую структуру хозяйства. Воздействие НТР на территориальную структуру хозяйства.
Факторы размещения.
Раздел 5. География отраслей мирового хозяйства (11 часов)
География промышленности. Топливно-энергетический комплекс (нефтяная, газовая, угольная промышленность мира). Электроэнергетика, Горнодобывающая промышленность. Чёрная и цветная металлургия. Машиностроение. Химическая промышленность. Лесная, легкая промышленность. Промышленность и окружающая среда. География сельского хозяйства и рыболовства. Растениеводство. Животноводство мира. География транспорта. Международные экономические отношения.
Часть II. Региональная характеристика мира.
Раздел I. Повторение пройденного материала (3 часа)
География как аналитическая наука. Население и хозяйство планеты. Политическая карта – динамическая единица географии.
Раздел II. Региональная часть курса (27 часа)
Введение в региональную часть курса. Общая характеристика зарубежной Европы. Страны Западной Европы. Страны Восточной Европы. Общий обзор Зарубежной Азии. Япония. Китайская народная республика. Индия – крупнейшая развивающаяся страна мира. Австралия и Океания. Африка. Общая характеристика региона. Субрегионы Африки. Северная Америка. Общий обзор. Население и хозяйство США. Географические различия США. Канада. Латинская Америка. Общая характеристика региона. Бразилия.
Раздел III. Россия в современном мире и глобальные проблемы (3 часа)
Россия: её место в мировой географии. Глобальные проблемы человечества.
Тематическое планирование учебного курса
«Экономическая и социальная география мира»
(10-11 классы)
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | Практические работы |
1 | Часть 1. Общая характеристика Мира (Введение) | 1 | - |
2 | Раздел 1 .Современная политическая карта мира | 4 | - |
3 | Раздел 2. География мировых природных ресурсов | 5 | - |
4 | Раздел 3. География населения мира | 6 | 1 |
5 | Раздел 4. НТР и мировое хозяйство | 6 | 1 |
6 | Раздел 5. География отраслей мирового хозяйства | 11 | 3 |
| Итого | 34 | 5 |
7 | Раздел I. Повторение пройденного материала | 3 | - |
8 | Раздел II. Региональная часть курса | 27 | 5 |
9 | Раздел III. Россия в современном мире и глобальные проблемы | 3 | - |
| Итого | 33 | 5 |
Критерий оценивания
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков, обучающихся применительно к различным формам контроля знаний по географии.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3.Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6.Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную информированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал.
Примечание: по окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка качества выполнения практических работ по географии
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов.
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Комплексно-методическое обеспечение рабочей программы
Учебно – методический комплект 10-11 класс:
1. 1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2011 г.
2. Атлас. Экономическая и социальная география России. 10-11 класс (с комплектом контурных карт).
3. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 10 класс / Авт.-сост. Е.Е.Жижина. – М.: ВАКО, 2007.
Интернет-ресурсы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
2. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
3. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru
5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru
6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/
7. Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/
8. Планета Земля - http://www.rgo.ru/
9. Россия, как система географического мира - http://www.sci.aha.ru/RUS/wab.htm
10.Национальное географическое общество - http - http://www.rusngo.ru/news/index.shtml
11. Города России - http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html
12. Справочник по географии - http://www.geo-sfera.info/
13. Географический портал - http://www.geo-site.ru/
14. Мультимедийные обучающие программы: География 6-10 класс.