СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5-8 класс по ФГОС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 5-8 класс по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5-8 класс по ФГОС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6» с. Еленовское

Красногвардейского района Республики Адыгея




«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

____________/ ____ /

протокол № _____

от « » 2018г.


«Согласовано»

Зам. директора по УВР

________ _____/М.К. Атажахова/


« » 2018г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №6»

________________/ А.С. Калинин/

Приказ № _____

от « » 2018г.









Рабочая программа

учителя географии

Кияница Н.П.

по предмету «География» в 5- 8 классах

на 2018-2019 учебный год














Рабочая программа разработана:

  • В соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17декабря 2010г).

на основе авторской программы Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. Москва «Русское слово», 2013 г.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6» с. Еленовское

Красногвардейского района Республики Адыгея




«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

____________/ ____ /

протокол № _____

от « » 2018г.


«Согласовано»

Зам. директора по УВР

________ _____/М.К. Атажахова/


« » 2018г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №6»

________________/ А.С. Калинин/

Приказ № _____

от « » 2018г.









Рабочая программа

учителя географии

Кияница Н.П.

по предмету «География» 9 классе

на 2018-2019 учебный год














Рабочая программа разработана:

на основе авторской программы Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. Москва «Русское слово», 2013 г.





1. Пояснительная записка

Рабочая программа по географии линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования 2010 года и составлена по авторской программе Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский Москва. «Русское слово» 2013. Структуризация представленной программы и учебников осуществлена в соответствии с Базисным учебным планом (один учебный час в неделю в 5-6 классах и два часа в неделю в 7-8 классе).

Цели: географии линии учебников издательства «Русское слово» в основной школе — это учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей. Выявление закономерностей развития природы, размещение населения и хозяйства и особенности динамики и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве. Выделение проблем взаимодействия общества и природы, адаптации человека к географическим условиям проживания, географических подходов к устойчивому развитию территорий.



Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

• формирование знаний о многообразии современного географического пространства, дающих возможность сформировать географическую картину мира;
• дать понятие характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• дать понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества, с учётом значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
• дать понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, определить зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания.

В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.




  1. Результаты обучения.

Метапредметными результатами изучения всего курс географии является формирование УУД (универсальные учебные действия):

Личностные

- Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности

- Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране

Регулятивные

- Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

- Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации.

Познавательные

- Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;

Коммуникативные

- Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Предметные

- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

В связи с тем, что учебный план школы рассчитан на 35 недель, то и учебный план рабочей программы составлен на 35 недель,10-15% учебного времени отводится на национально-региональный компонент.

Так как на каждом уроке географии осуществляется практическая направленность работы учащихся, то в календарно-тематическом планировании для 5 класса будет внесено 6 практических работ. Резерв учебных часов авторской программы распределён следующим образом:

  1. час на «Введение», 2 часа на тему «Земля и её изображение».


  1. Тематическое распределение часов


Разделы,

темы

Количество часов


5-й класс


1.

Введение.

Что изучает география

1


2.

Тема 1. Наука география

2


3.

Тема 2. Земля и её изображение

5


4.

Тема 3. История географических открытий

12


5.

Тема 4. Путешествие по планете Земля

10


6.

Тема 5. Природа Земли

2



Резерв

3



Итого

3


6-й класс


1

Тема 1. Земля как планета

5


2.

Тема 2. Географическая карта

4


3.

Тема 3. Литосфера

7


4.

Тема 4.Атмосфера

8


5.

Тема 5.Гидросфера

3


6.

Тема 6. Биосфера

2


7.

Тема 7.Почва и географическая оболочка

3



Резерв

2



Итого

35


7-й класс

1

Тема 1. Литосфера

6

2.

Тема 2. Атмосфера

4

3.

Тема 3. Мировой океан – синяя бездна

4

4.

Тема 4 Гидросфера

2

5.

Тема 5. Человек разумный

4

6.

Тема 6. Африка

9

7.

Тема 7. Австралия

6

8

Тема 8. Антарктида

3

9.

Тема 9. Южная Америка

8

10

Тема 10. Северная Америка

9

11

Тема 11. Евразия

8

12

Тема 12. Взаимоотношения природы и человека

4


ИТОГ

70



Учебно-тематический план по географии 8 класс

Название темы, раздела

Кол-во часов

Тема 1. Географическая карта и источники географической информации (4 часа)

1

Географическая карта и её математическая основа.

1

2.

Топографическая карта.

1

3.

Космические и цифровые источники информации.

1

4.

Обобщение знаний и умений по теме

1

Тема 2. Россия на карте мира (5 часов)

5

Географическое положение России.

1

6

Природные условия и ресурсы.

1

7

Часовые пояса и зоны.

1

8

Обобщение знаний и умений по теме.

1

9

Обобщение знаний и умений по теме.

1

Тема 3. История изучения территории России (5 часов)

10

Русские землепроходцы XI — XVII вв.

1

11

Географические открытия в России XVIII—XIX вв.

1

12

Географические исследования XX в.

1

13

Роль географии в современном мире.

1

14.

Обобщение знаний и умений по теме.

1

Тема 4. Геологическое строение и рельеф (6 часов)

15

Геологическое летоисчисление. Шкала геологического времени. Геологическая карта.

1

16

Крупные тектонические структуры.

1

17

Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы.

1

18

Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

1

19

Обобщение знаний и умений по теме.

1

20

Контрольная работа №1

1

Тема 5. Климат России (8 часов)

21

Факторы, определяющие климат России.

1

22

Закономерности распределения тепла и влаги.

1

23

Климатические пояса и типы климатов России.

1

24

Воздушные массы и атмосферные фронты.

1

25

Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны.е.

1

26

Атмосфера и человек.

1

27

Обобщение знаний и умений по теме.

1

28

Обобщение знаний и умений по теме.

1

Тема 6. Гидрография России (9 часов)

29

Моря, омывающие территорию России.

1

30

Характеристики реки.

1

31

Реки России.

1

32

Озёра. Болото.

1

33

Природные льды.

1

34

Великое оледенение.

1

35

Гидросфера и человек.

1

36

Обобщение знаний и умений по теме.

1

37

Контрольная работа №2

1

Тема 7. Почвы России (3 часа)

38

Почва. Формирование почвы, её состав, строение, свойства.

1

39

Зональные типы почв, их свойства, структура, различия в плодородии.

1

40

Обобщение знаний и умений по теме


Тема 8. Растительный и животный мир России (3 часа)

41

География растений и животных.

1

42

Ресурсы растительного и животного мира.

1

43

Обобщение знаний и умений по теме

1

Тема 9. Природные зоны России (6 часов)

44

Природные комплексы России.

1

45

Природные зоны Арктики и Субарктики.

1

46

Леса умеренного пояса.

1

47

Безлесные зоны юга России: степь, лесостепь и полупустыня. Высотная поясность.

1

48

Природно-хозяйственные зоны.

1

49

Обобщение знаний и умений по теме.

1

Тема 10. Крупные природные районы России (10 часов)

50

Островная Арктика.

1

51

Восточно-Европейская равнина.

1

52

Восточно-Европейская равнина.

1

53

Северный Кавказ — самый южный район страны.

1

54

Урал — каменный пояс России.

1

55

Западная Сибирь — край уникальных богатств.

1

56

Средняя Сибирь.

1

57

Северо-Восток Сибири.

1

58

Горы Южной Сибири — рудная кладовая страны.

1

59

Дальний Восток — край, где север встречается с югом.

1


Заключение. Природа и человек (2 часа)


60

Влияние природы на человека. Влияние человека на природу. Обобщение знаний и умений по теме.

1

61

Контрольная работа №3.

1

Национально-региональный компонент (9 часа)

62

Физико- и экономико-географическое положение республики, территория и границы. Государственно-административное устройство.

1

63

Тектоника, геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые РА.

1

64

Климат. Значение климата в природе и жизни человека.

1

65

Растительность и лесные ресурсы. Животный мир республики.

1

66

Почвы и земельные ресурсы РА.

1

67

Природные комплексы. Ландшафты.

1

68

Физико-географическое районирование Республики Адыгея.

1

69

Физико-географическое районирование Республики Адыгея.

1

70

Физико-географическое районирование Республики Адыгея.

1

Итог: 70 часов



Национально-региональный компонент.


5-й класс


Название темы


1.

География каменного века Р.А.


2.

Черноморское побережье.


3.

Переселение адыгов в Турцию


4.

Изучение курганов Р.А.


6-й класс


1.

Горные породы Р.А.


2.

Полезные ископаемые добываемые на территории Р.А


3.

Температура воздуха в горных зонах Р.А.


4.

Климат Р.А.


7-й класс

1

Сейсмичность. Эрозия, выветривание, оползни, горообразование в РА


2

Неблагоприятные и опасные атмосферные явления в РА


3

Охрана природных ресурсов: вод, земель, недр РА


4

Национальные ремёсла и промыслы. Этнокультура РА


5

Рельеф и геологическое строение Кавказских гор


6

Численность и многонациональность Адыгеи.


7

Освоение земель Кавказа Черкесами


8

Географическое положение Р.А.


9

Все виды климата Северного Кавказа


10

Разнообразные реки и озера Р.А



4. Содержание программы


«Введение в географию» 5 класс

(1ч в неделю, всего 35 ч, из них 3 ч. – резервное время)


Тема 1. Наука география (2 часа)

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.

Практические работы:

  1. Организация наблюдений за погодой.

Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Практические работы:

  1. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Тема 3. История географических открытий (12 часов)

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

  2. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов)

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

  2. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Тема 5. Природа Земли (2 часа)

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.




«География. Начальный курс» 6 класс

(1 ч в неделю, всего 35 ч)


Тема 1. Земля как планета (6 часов)

Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Практические работы:

  1. Определение по карте географических координат различных географических объектов.

Тема 2. Географическая карта (4часа)

Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Практические работы:

    1. Определение направлений и расстояний по карте.

    2. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.

    3. Составление простейшего плана местности.

Тема 3. Литосфера (7 часов)

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Практические работы:

1. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

Тема 4. Атмосфера (8 часов)

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям.

Практические работы:

  1. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

Тема 5. Гидросфера (4 часа)

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

Практические работы:

1. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

2.Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли.

Тема 6. Биосфера (2 часа)

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира.Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

Практическая работа:

1.Ознакомлениес наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Тема 7. Почва и географическая оболочка (4 часа)

Почва. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Практические работы:

  1. Описание природных зон Земли по географическим картам.

  2. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.


«География Материки и океаны» 7 класс

(2 часа в неделю, всего 70 часов)


Раздел 1. ПЛАНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ (21 час)

Тема 1. Литосфера (6 часов)

Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Возникновение материков и океанов. Строение земной коры. Теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Сейсмические и вулканические пояса планеты.

Тема 2. Атмосфера (4 часа)

Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальное™ климата. Разнообразие климатов Земли. Климатические пояса. Карта климатических поясов. Виды воздушных масс.

Основные понятия: климатообразующий фактор, пассаты, муссоны, западный и северо-восточный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса.

Практические работы.

  1. Определение главных показателей климата раз­личных регионов планеты по климатической карте мира.

  2. Анализ климатограмм для основных типов климата.

Тема 3. Мировой океан (4 часа)

Понятие о Мировом океане. Глубинные зоны Мирового океана. Виды морских течений. Глобальная циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Особенности природы отдельных океанов Земли.

Основные понятия: море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, атоллы, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.

Персоналии: Огюст Пикар.


Тема 4. Географическая оболочка — живой механизм (2 часа)

Понятие о географической оболочке. Материки и океаны как крупные природ­ные комплексы геосферы Земли. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Понятие о высотной поясности. Природная зона. Эква­ториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиствен­ные леса, степь, саванна, тропическая пустыня, гилей.

Основные понятия: природный комплекс, географическая оболочка, закон географической зональности, природная зона.

Практические работы. .

  1. Анализ схем круговорота вещества и энергии.

  2. Установление связей между типами климата и природными зонами по темати­ческим картам атласа.

Тема 5. Человек — хозяин природы (4 часа)

Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по матери­кам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Политическая карта мира. География современных религий. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Взаимоотношения человека и природы и их изменения. Охрана природы. Всемирное природное наследие.

Основные понятия: миграция, раса, этнос, религия, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, страна, монархия, республика.

Раздел 2. МАТЕРИКИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ (47 часов)

Тема 1. Африка (9 часов)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Преобла­дание плоскогорий, Великий африканский разлом. Полезные ископаемые: золо­то, алмазы, руды.

Самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира - Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природ­ных зон. Саванны. Национальные парки Африки.

Основные понятия: саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, Сахель, Магриб, экваториальная раса.

Тема 2. Австралия (6 часов)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тро­пиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз - страна-материк. Главные объекты природного и культур­ного наследия. Океания - островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.

Основные понятия: лакколит, эндемик, аборигены.

Практическая работа: сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов приро­ды материков.

Тема 3. Антарктида (2 часа)

Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изу­чения и освоения. Покорение Южного полюса. Особенности географического по­ложения, геологического строения рельефа, климата, внутренних вод. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Отсутствие постоянного населения.

Основные понятия: стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относитель­ной недоступности, шельфовый ледник.

Тема 4. Южная Америка (8 часов)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Население и регионы Южной Америки. Равнинный Восток и горный Запад. Богатство рудны­ми полезными ископаемыми. Самый влажный материк. Амазонка - самая полно­водная река планеты. Реки - основные транспортные пути. Богатый и своеобраз- ный растительный и животный мир материка. Смешение трех рас. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влияни­ем. Главные объекты природного и культурного наследия. Анды - регион богатой культуры, Галапагосские острова, Мачу-Пикчу.

Основные понятия: сельва, пампа, метис, мулат, самба, Вест-Индия, Латинская и Центральная Америка.

Тема 5. Северная Америка (8 часов)

История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Равнины на востоке и горы на западе. Великие и Центральные равнины. Кордильеры -главный горный хребет. Аппалачи. Разнообразие типов климата, меридиональное простирание природных зон. Миссисипи, Великие Американские озера. Богат­ство растительного и животного мира. Население и регионы Северной Америки. Англо-Америка, мигранты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия: Ниагарский водопад, Йеллоустонский национальный парк, Большой каньон Колорадо.

Основные понятия: прерии, каньон, торнадо, Англо-Америка..

Тема 6. Евразия (8 часов)

Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность разме­щения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивили­зации. Юго-Западная Азия - древнейший центр человеческой цивилизации. Юж­ная Азия - самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объек­ты природного и культурного наследия.

Практические работы.

  1. Определение типов климата Евразии по клима­тическим диаграммам.

  2. Сравнение природных зон Евразии и Северной Амери­ки по 40-й параллели.

  3. Составление географической характеристики страны Ев­ропы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.

Раздел 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА (4 часа)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.

Основные понятия: природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема.


Содержание программы

Тема 1. Географическая карта и источники географической информации. ( 4 часа)

Картографическая проекция, искажение проекций. Топографическая проекция, работа с картой и компостом. Космические и цифровые источники информации, компьютерная картография.

Основные понятия: географическая карта, чертеж, масштаб, система координат, искажение длин, масштаб, азимут, магнитное склонение, ориентирование, картографическая анимация.

Тема 2. Россия на карте (5 часов).

Место России на карте мира. Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные, водные, морские и воздушные границы. Часовые пояса. Крайние точки.

Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, московское время, Российский сектор Арктики, государственные границы.

Тема 3. История изучения территории России (5 часов)

Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследование Русского географического общества.

Основные понятия: Мангазея, остроги, Великая Северная экспедиция, Северной морской путь.

Персоналии: И. Москвитин, С. Дежнёв, Е. Хабаров, И. Камчатой, В. Атласов, В. Беринг, А. Чириков, С. Челюскин, Д. и Х. Лаптевы, В.Н. Татищев, Ф.П. Врангель, В.В. Докучаев, Н.А.Э. Норденшельд, Ф. Нансен, Г.Я. Седов, Дж. Де-Лонг, В.А. Обручев, О.Ю. Шмидт, Б.А. Вилькицкий.

Тема 4. Геологическое строение и рельеф России (6 часов)

Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление. Особенности геологического строения. Крупные тектонические формы. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Размещение крупных форм рельефа на территории России. Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил. Движения земной коры. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Великое оледенение. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления.

Основные понятия: абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, эра, период, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, месторождение.

Персоналии: А.Е. Ферсман, В.А., Обручев, И.М. Губкин.

Тема 5. Климат России (8 часов)

Агроклиматические ресурсы своего региона. Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России. Солнечная радиация и радиационный баланс. Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.

Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Прогноз погоды. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений.

Климат и погода и их влияние на хозяйственную деятельность людей. Понятие об агроклиматических ресурсах. Опасные и неблагоприятные явления погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта.

Основные понятия: солнечная радиация, коэффициент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон.

Персоналии: А.И. Воейков.

Тема 6. Гидрография России (9 часов)

Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России, их органический мир и природно-хозяйственное значение.

Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории России. Важнейшие озёра, их происхождение. Искусственные водоёмы. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Мелиорация. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины и др.), их предупреждение.

Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки, верховые и низинные болота, многолетняя мерзлота, горные и покровные ледники, водные ресурсы.

Персоналии: В. Беринг, Г.И. Невельской.

Тема 7. Почвы России (2 часа)

Почва, её состав, строение, свойства. Почвообразование. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения. Образование почв, их основные (зональные) типы, свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы России. Чернозём. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Основные понятия: почвенные горизонты, зональные типы почв, почвенные ресурсы.

Персоналии: В.В. Докучаев.

Тема 8. Природные зоны (5 часов)

Природные и природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь природных компонентов внутри комплекса. Природные компоненты и их зависимость от влияния человека. Природные комплексы разных уровней. Природная зона как природный комплекс. Арктические пустыни. Тундры. Лесотундры. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни. Черноморское побережье Кавказа. Зональные и азональные природные комплексы. Высотная поясность. Ресурсы растительного и животного мира. Особо охраняемые территории.

Основные понятия: природно-территориальный комплекс, природная зона, высотная поясность, ландшафт, биосферный заповедник.

Персоналии: В.В. Докучаев, Л.С. Берг.

Тема 10. Крупные природные районы России

Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остов Врангеля.

Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья и ополья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемы Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.

Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы – последствие интенсивной хозяйственной деятельности.

Основные понятия: увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье. предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен.

Тема 11.. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (2часа)

Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.

Роль географии в современном мире. Географические прогнозы. Задачи современной географии.

Основные понятия: рациональное природопользование, географический прогноз.

5. Результаты изучения учебного предмета


Источники географической информации


Ученик научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.



Ученик получит возможность научиться


    • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

    • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

    • строить простые планы местности;

    • создавать простейшие географические карты различного содержания;

    • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Природа Земли и человек


Ученик научится:


  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.



Ученик получит возможность научиться:


    • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

    • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

    • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

    • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Население Земли



Ученик научится:


  • различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

  • сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира

  • использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;

  • проводить расчеты демографических показателей;

  • объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.



Ученик получит возможность научиться:

    • приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;

    • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.



Материки, океаны и страны



Ученик научится:


  • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

  • сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;

  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

  • описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.



Ученик получит возможность научиться:


    • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

    • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

    • оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

    • объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.


Физическая география России


Ученик научится:

  • выявлять географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;

  • объяснять причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;

  • определять связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;

  • выявлять факторы размещения основных отраслей хозяйства России;

  • выделять основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;

  • находить крупнейшие городские агломерации нашей страны;

  • пояснять причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;

  • описывать географию народов, населяющих нашу страну.


Ученик получит возможность научиться:


  • давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;

  • приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;

  • объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.


6. Список рекомендуемой литературы.


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /(сост. Е.С. Савинов).-М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

  3. Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

  4. Авторские программы Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский Москва. «Русское слово» 2012









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!