СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класс 34 часа Летягин

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс 34 часа Летягин»

Программа курса географии 5 класса составлена на основе:

  • федерального государственного образовательного стан­дарта общего образования;

  • требований к результатам освоения основной образова­тельной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном обра­зовательном стандарте общего образования второго по­коления;

  • авторской учебной программы « География : программа: 5-9 классы / [А.А.Летягин , И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя ]. – М.: Вентана-Граф, 2012.-328 с.

  • с учетом базисного учебного плана МАОУ Суерская СОШ на 2019-2020 учебный год.

География — учебный предмет, формирующий у уча­щихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей, объединяющий многие компоненты как естественнонаучного, так и общественно-научного знания о мире. В этой дисциплине реали­зуются такие важные сквозные направления современного образования, как гуманизация, экологизация и экономизация, социологизация, культурологическая и практическая направ­ленность, которые должны способствовать формированию географической и общей культуры молодого поколения.

I Планируемые результаты

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициа­тивной и успешной личности, обладающей системой совре­менных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

    1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этниче­ской принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия наро­дов России и человечества; усвоение гуманистических, демо­кратических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

    2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и по­знанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориенти­ровки в мире профессий и профессиональных предпочте­ний, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отноше­ния к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

    3. формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

    4. формирование осознанного, уважительного и добро­желательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской пози­ции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, цен­ностям народов России и народов мира; готовности и способ­ности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаи­мопонимания; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми стар­шего и младшего возраста, взрослыми в процессе образова­тельной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

    5. формирование основ экологической культуры, соот­ветствующей современному уровню экологического мышле­ния, развитие опыта экологически ориентированной рефлек­сивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами освоения основ­ной образовательной программы основного общего образова­ния являются:

      1. умение самостоятельно определять цели своего обу­чения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

      2. умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познава­тельных задач;

      3. умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы дей­ствий в рамках предложенных условий и требований, кор­ректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

      4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

      5. владение основами самоконтроля, самооценки, приня­тия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

      6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, уста­навливать причинно-следственные связи, строить логиче­ское рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктив­ное и по аналогии) и делать выводы;

      7. умение создавать, применять и преобразовывать зна­ки и символы, модели и схемы для решения учебных и позна­вательных задач;

      8. смысловое чтение;

      9. умение организовывать учебное сотрудничество и со­вместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

      10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регу­ляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

        1. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных техно­логий (далее ИКТ — компетенции);

        2. формирование и развитие экологического мышле­ния, умение применять его в познавательной, коммуника­тивной, социальной практике и профессиональной ориен­тации.

Предметными результатами освоения основной об­разовательной программы по географии являются:

          1. формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей сре­ды и рационального природопользования;

          2. формирование первичных компетенций использова­ния территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, много­образном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориен­тации в нём;

          3. формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, ос­новных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

          4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических пара­метров;

          5. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

          6. овладение основными навыками нахождения, исполь­зования и презентации географической информации;

          7. формирование умений и навыков использования раз­нообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятель­ного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

          8. формирование представлений об особенностях дея­тельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

II Содержание курса

  1. Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч)

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии. Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения — способ изучения географических объектов и процессов.

  1. Земля как планета Солнечной системы (4 ч)

Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги. Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.

  1. Геосферы Земли (25 ч)

  • Литосфера (8ч)

Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения. Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые.

  • Атмосфера (4 ч)

Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы. Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция Тюмени». Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере.

  • Водная оболочка Земли (7 ч)

Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле. Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане. Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады. Что такое озеро? Озёрная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды. Вода — основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде».

  • Биосфера (6 ч)

Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле. Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни. Степи. Лиственные леса. Тайга. Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане. Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Лапландским заповедником.

III Тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Количество часов

Практические и контрольные работы

1

Введение. Географическое познание нашей планеты

3

-

2

Земля как планета Солнечной системы

4

1 к.р.

3

Геосферы Земли:

Литосфера

Атмосфера

Гидросфера

Биосфера

25

8

4

7

6

3 к.р., 3 пр.р.

1 к.р., 1 пр.р.

1 к.р.

1 к.р., 1 пр.р.

1 пр.р.

4

Обобщение и контроль знаний по курсу

2

1 к.р.


Итого

34

4к.р. 4 пр.р.






























Календарно – тематическое планирование





п/п

Темы уроков

Содержание

Основные виды деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Дата план

Дата факт

Домашнее задание



Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч)







1

География — одна из наук о планете Земля

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты. Зарождение древней географии

Наблюдать за географическими объектами своей местности.

Изучать правила работы с «Дневником географа-следопыта».

Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли

3.09



1, выучить термины

2

Зарождение древней географии





10.09



2, прочитать ответить на вопросы

3

Наблюдения — метод географической науки

Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения — способ изучения географических объектов и процессов

Изготавливать модель гномона.

Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения наблюдения за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени.

Проводить наблюдение за изменением тени гномона1

17.09



3, выполнить задание в тетради



Земля как планета Солнечной системы (4 ч)







4

Земля среди других планет Солнечной системы

Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования

Измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус — наиболее точная модель Земли

24.09



4, выучить планеты

5

Движение Земли по околосолнечной орбите

Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги

Организация проведения осенних фенологических наблюдений.

Готовить «Календарь природы»

01.10



5 выучить Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния.

6

Суточное вращение Земли

Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле

Изучать модель «Земля — Луна — Солнце».

Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси.

Составлять рассказ по плану о четырёх особых положениях Земли

8.10



5 Прочитать стр 27. Ответить на вопросы из текста.

7

Контрольная работа по теме: «Планета Земля»

Контроль знаний

Применение полученных знаний и умения в новой ситуации

15.10



Повторить определения



Геосферы Земли (25 ч)









Литосфера (8 ч)







8

Слои «твёрдой» Земли

Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин

Строить модель «твёрдой» Земли

22.10



6, выучить термины

9

Вулканы Земли

Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры

Создавать модели литосферных плит. Работать с конструктором литосферных плит.

Определять положение Тихоокеанского огненного кольца.

Обозначать на схеме действующие вулканы

29.10



7, прочитать ответить на вопросы

10

Из чего состоит земная кора

Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы

Начать создавать коллекцию горных пород своей местности.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов.

Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов

12.11



8 заполнить таблицу

11

Строение земной коры. Землетрясения

Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения

Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы

19.11



9 выучить определения и шкалу землетрясений

12

Рельеф земной поверхности

Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов

Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности. Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности

26.11



10 Заполнить таблицу

13

Практическая работа №1 «Крупные формы рельефа»

Способы определения относительной высоты географических объектов. Практическая работа.

Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности. Определять относительную высоту





Оформить практическую работу.

14

Человек и литосфера

Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые

Работать с топонимическим словарём. Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.

Проводить изучение полезных ископаемых своей местности и собирать образцы

03.12



11, Приготовить сообщения

15

Тестирование по теме: «Литосфера »

Контроль знаний



10.12



Прочитать статью



Атмосфера (4 ч)







16

Воздушная оболочка Земли

Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы

Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления.

Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения атмосферного давления самодельным барометром

17.12



Ответить на вопросы

17

Погода и метеорологические наблюдения

Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция Тюмени»

Изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр).

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами

24.12



Составить дневник погоды

18

Человек и атмосфера

Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере

Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года.

Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае (5 класс) и в сентябре (6 класс)

14.01



12прочитать, ответить на вопросы, найти народные приметы

19

Тест по теме: «Атмосфера»

Контроль знаний.



21.01



Повторить  10-12



Водная оболочка Земли (7 ч)







20

Вода на Земле

Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы. Круговорот воды на Земле

Изучать и описывать свойства воды.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды

28.01



13 прочитать, ответить на вопросы

21

Мировой океан — главная часть гидросферы

Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане

Определять происхождение названий географических объектов.

Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.

Создавать игру «Знатоки морских названий».

Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы

04.02



14, работа в контурных картах

22

Практическая работа № 2 «Части мирового океана»

Практическая работа на закрепление понятий: Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане

Работать с картой. Уметь накладывать физическую карту на контурную.

11.02



Оформить п/р сделать вывод

23

Воды суши. Реки

Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады

Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку. Выявлять основные различия горных и равнинных рек

18.02



15, прочитать, ответить на вопросы, заполнить таблицу

24

Озёра. Вода в «земных кладовых»

Что такое озеро? Озёрная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью.

Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок).

Создавать и работать с самодельной моделью родника

25.02



16 ,заполнить таблицу

25

Человек и гидросфера

Вода — основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде»

Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвящённых объектам гидросферы.

Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы

03.03



17 прочитать, подготовить легенды и сказания о гидросфере



26

Контрольная работа по теме: « Гидросфера»





10.03



Работа в контурных картах



Биосфера (6 ч)







27

Оболочка жизни

Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле

Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов

17.03



18, работа с рисунками

28

Жизнь в тропическом поясе

Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни

Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу.

Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания

31.03



19, выучить термины

29

Растительный и животный мир умеренных поясов

Степи. Лиственные леса. Тайга

Создавать игры биогеографического содержания

7.04



20, Заполнить таблицу

30

Жизнь в полярных поясах и в океане

Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане

Изучать виртуально морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах».

Работать с определителем морских животных

14.04



21, Составить план



31

Практическая работа № 3 «Разнообразие животного и растительного мира в различных климатических поясах»

Обобщение и повторение начальных знаний о климатических поясах и природных зонах

Работать с картой. Уметь накладывать физическую карту на контурную.

21.04



Оформить практическую работу сделать вывод в виде эссе

32

Природная среда. Охрана природы

Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории. Заочное знакомство с Лапландским заповедником

Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника.

Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы.

Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы

28.04



22, заполнить таблицу

Обобщение и контроль знаний по курсу (2ч.)

33

Обобщающий урок по курсу 5 класса

Обобщение материала по ключевым темам курса.



5.05



Повторить термины и терминологию

34

Итоговая контрольная работа по начальному курсу географии

Итоговое тестирование



12.05








1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!