Ростовская область Кашарский район х. Талловеров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Талловеровской СОШ
Приказ от «27» августа 2018 №62
_________ Переверзева Н.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
на 2018-2019 учебный год
Уровень общего образования, класс – основное общее образование, 8 класс
Количество часов - 2 часа в неделю, всего – 67 часов
Учитель: Пудова Татьяна Петровна
Категория: высшая квалификационная
Программа разработана на основе: ФГОС, программы общеобразовательных учреждений. География. 6 - 11 классы. Составитель С. В. Курчина - М.: Дрофа, 2010г.
Учебник: И. И. Баринова. География России. Природа / И.И.Баринова. – М.:Дрофа,2016г.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «География» 8 класс
Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:
Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключается в формировании и развитии посредством географического знания:
Познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
Готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
К метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях экологических проблем на формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных различных территориях и акваториях, умения и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
В результате изучения географии ученик должен научиться
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находитьв разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
-составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
-применятьприборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
II.Содержание учебного предмета
Введение.8ч
Наша Родина на карте мира.
Географическое положение России. Моря, омывающие берега России. Россия на карте часовых поясов. Как осваивали и изучали территорию России. Открытия нового времени.
Практические работы:
№1.Работа на контурной карте: обозначить границы, пограничные государства и крайние точки России
№ 2. Решение задач на определение поясного времени
1 раздел. Особенности природы и природные ресурсы России.22ч
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.5ч
Особенности рельефа России.Геологическое строение территории России.Минеральные ресурсы России. Развитие форм рельефа.
Практические работы:
№ 3. Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры.
№4.Обозначение на к/к основных месторождений полезных ископаемых, объяснение причин их размещений.
Климат и климатические ресурсы. 7ч
От чего зависит климат нашей страны. Типы климатов России. Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.
Практическиеработы:
№5. Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны.
№6. Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий и жизни и хозяйственной деятельности людей.
№ 7. Определение состояния погоды по синоптической карте
Агроклиматические ресурсы.
Внутренние воды и водные ресурсы. 4ч
Разнообразие внутренних вод России. Реки.Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы.
Практические работы:
№8.Характеристика одной из рек России по плану.
Почва и почвенные ресурсы.3ч
Образование почв и их разнообразие. Закономерности распространения почв.Почвенные ресурсы России.
Практические работы:
№9. Определение условий почвообразования для основных зональных типов почв.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.4ч
Растительный и животный мир России.Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мираПриродно – ресурсный потенциал России
2 раздел. Природные комплексы России.24ч
Природное районирование.6ч
Разнообразие природных комплексов России. Моря как крупные природные комплексы. Природные зоны России.Разнообразие лесов России.Безлесные зоны на юге России.Высотная поясность.
Практические работы:
№10. Характеристика одной из природных зон.
Природа регионов России.18ч
Русская (Восточно – Европейская) равнина.Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы.Проблемы рационально использования природных ресурсов Русской равнины.Кавказ – самые высокие горы России.Природные комплексы Северного Кавказа.Урал – «каменный пояс Русской земли».Своеобразие природы Урала.Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.Западно – Сибирская равнина: особенности природы.Природные ресурсы Западно – Сибирской равнины и условия их освоения.Восточная Сибирь: величие и суровость природы.Природные районы Восточной Сибири.Жемчужина Сибири – Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.Дальний Восток – край контрастов.Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы.Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.
3 раздел. Человек и природа.(6ч)
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Воздействие человека на природу. Рациональное природопользование. Экологическая ситуация в России.
Раздел 4. Физическая география Ростовской области(8 ч)
Особенности ФГП области, размеры территории, протяженность границ.
Основные геологические эры, структуры земной коры, особенности рельефа.
Климатообразующие факторы, влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека.
Особенности внутренних вод области, главные речные системы: питание, режим, расход, годовой сток, ледовый режим. Использование в хозяйственной деятельности.
Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Особо охраняемые территории Ростовской области.
Особенности природно-ресурсного потенциала области. Территориальная концентрация разных видов природных ресурсов и особенности их использования.
III.Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела Тема урока | Кол-во часов | Практические работы | Дата проведения |
план | факт |
| Введение | 8 | | | |
1 | Что изучает физическая география России | 1 | | 04.09 | |
2 | Географическое положение России | 1 | №1. Работа на контурной карте: обозначить границы, пограничные государства и крайние точки России | 06.09 | |
3 | Моря, омывающие берега России | 1 | | 11.09 | |
4 | Россия на карте часовых поясов | 1 | | 13.09 | |
5 | Решение задач на определение поясного времени | 1 | № 2. Решение задач на определение поясного времени | 18.09 | |
6 | Как осваивали и изучали территорию России | 1 | | 20.09 | |
7 | Как осваивали и изучали территорию России | 1 | | 25.09 | |
8 | Итоговое повторение: Введение | 1 | | 27.09 | |
| Раздел 1.Особенности природы и природных ресурсов | 22 | | | |
| Тема 1.1.Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые | 5 | | | |
9 | Особенности рельефа России. | 1 | | 02.10 | |
10 | Геологическое строение территории России. | 1 | № 3. Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры. | 04.10 | |
11 | Минеральные ресурсы | 1 | №4. Обозначение на к/к основных месторождений полезных ископаемых, объяснение причин их размещений. | 09.10 | |
12 | Развитие форм рельефа. | 1 | | 11.10 | |
13 | Итоговый урок по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России». | 1 | | 16.10 | |
| Тема 1.2.Климат и климатические ресурсы | 7 | | | |
14 | Факторы, определяющие особенности климата России. | 1 | | 18.10 | |
15 | Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. | 1 | | 23.10 | |
16 | Закономерности распределения основных элементов климата на территории России. | 1 | №5. Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны. | 25.10 | |
17-18 | Типы климатов России. | 2 | №6. Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий и жизни и хозяйственной деятельности людей. | 06.11 08.11 | |
19 | Зависимость человека от климата. | 1 | № 7.Определение состояния погоды по синоптической карте Агроклиматические ресурсы. | 13.11 | |
20 | Итоговый урок по теме «Климат и климатические ресурсы» | 1 | | 15.11 | |
| Тема 1.3. Внутренние воды и водные ресурсы | 4 | | | |
21 | Разнообразие внутренних вод России. Реки. | 1 | | 20.11 | |
22 | Реки. | 1 | №8.Характеристика одной из рек России по плану. | 22.11 | |
23 | Озёра, болота. Подземные воды, ледники и многолетняя мерзлота. | 1 | | 27.11 | |
24 | Тест: Водные ресурсы. | 1 | | 29.11 | |
| Тема 1. 4. Почвы и почвенные ресурсы | 3 | | | |
25 | Образование почв и их разнообразие. | 1 | №9. Определение условий почвообразования для основных зональных типов почв. | 04.12 | |
26 | Закономерности распространения почв. Главные типы почв. | 1 | | 06.12 | |
27 | Тест: Почвенные ресурсы России. | 1 | | 11.12 | |
| Тема 1.5. Растительный и животный мир | 4 | | | |
28 | Растительный и животный мир России. | 1 | | 13.12 | |
29 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. | 1 | | 18.12 | |
30 | Природно-ресурсный потенциал. | 1 | | 20.12 | |
31 | Итоговое повторение по разделу 1: Особенности природы и природных ресурсов | 1 | | 25.12 | |
| Раздел 2. Природные комплексы России | 24 | | | |
| Тема 2.1. Природное районирование | 6 | | | |
32 | Разнообразие природных комплексов России. | 1 | | 27.12 | |
33 | Моря, как крупные природные комплексы. | 1 | | 15.01 | |
34 | Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра и лесотундра. | 1 | | 17.01 | |
35 | Лесные зоны России. | 1 | №10. Характеристика одной из природных зон. | 22.01 | |
36 | Южные безлесные зоны России. | 1 | | 24.01 | |
37 | Высотная поясность. Обобщающее повторение. | 1 | | 29.01 | |
| Тема 2.2. Природа регионов России | 18 | | | |
38 | Русская (Восточно-Европейская) равнина | 1 | | 31.01 | |
39 | Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы. | 1 | | 05.02 | |
40 | Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины. | 1 | | 07.02 | |
41 | Северный Кавказ. | 1 | | 12.02 | |
42 | Природные комплексы Северного Кавказа. | 1 | | 14.02 | |
43 | Урал – «каменный пояс Русской земли». | 1 | | 19.02 | |
44 | Своеобразие природы Урала. | 1 | | 21.02 | |
45 | Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. | 1 | | 26.02 | |
46 | Западно-Сибирская равнина: особенности природы. | 1 | | 28.02 | |
47 | Природные ресурсы Западно -Сибирской равнины и условия их освоения. | 1 | | 05.03 | |
48 | Восточная Сибирь: величие и суровость природы. | 1 | | 07.03 | |
49 | Природные районы Восточной Сибири. | 1 | | 12.03 | |
50 | Байкал-жемчужина России. | 1 | | 14.03 | |
51 | Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. | 1 | | 19.03 | |
52 | Дальний Восток-край контрастов. | 1 | | 21.03 | |
53 | Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. | 1 | | 02.04 | |
54 | Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком. | 1 | | 04.04 | |
55 | Итоговое повторение по разделу 2: Природные комплексы России. | 1 | | 09.04 | |
| Раздел 3. Человек и природа | 6 | | | |
56 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. | 1 | | 11.04 | |
57 | Антропогенное воздействие на природу. | 1 | | 16.04 | |
58 | Рациональное природопользование. | 1 | | 18.04 | |
59 | Экологическая ситуация в России | 1 | | 23.04 | |
60 | Итоговое повторение по разделу 3:Человек и природа. | 1 | | 25.04 | |
61 | Обобщающее занятие по курсу « География России. Природа» | 1 | | 07.05 | |
| Раздел 4. Физическая география Ростовской области | 5 | | | |
62 | Образование Ростовской области. Особенности физико-географического положения . | 1 | | 14.05 | |
63 | Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые области. | 1 | | 16.05 | |
64 | Климат | 1 | | 21.05 | |
65 | Внутренние воды | 1 | | 23.05 | |
66 | Природно-географические зоны области. | | | 28.05 | |
67 | Итоговый урок: Ростовская область | 1 | | 30.05 | |
В соответствии с календарным графиком работы МБОУ Талловеровской СОШ, расписанием уроков на 2018-2019 учебный год количество часов по географии в 8 классе составляет 2 часа в неделю – 70 часов в год.
В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями в 2019г произошло уплотнение учебного материала до 67 часов в год. Недостаток учебного времени компенсирован путём интеграции тем курса. Программа будет пройдена за 67часов.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ Талловеровская СОШ от «27» августа 2018 г. № 1 Никонова Н.Р. /________/ подпись руководителя МС | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР Никонова Н.Р. /________/ подпись «27» августа 2018 года |