СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 8 класс ФГОС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 8 класс ФГОС.

Е.М.Домогацких,Н.И.АлексеевскийООО "Русское слово-учебник" 2013.- 336 с

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класс ФГОС»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа № 2

городского округа Домодедово



УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ ДСОШ №2

__________ /Редькина Н.П./

«31» августа 2018 г.

Приказ № 02-333 от 31.08.2018г.


МП








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ГЕОГРАФИЯ


8 АБВГ классы








Учитель: Вдовина О.В., учитель географии










  1. 2019 учебный год






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основании примерной и авторской программ по географии для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, Е. М. Домогацких, Москва, ООО Русское слово, 2015. В авторской программе в 8 классе отводится 70 часов. Резервное время отводится на изучение географии Московской области (экономической ).

Рабочая программа ориентирована на использование УМК: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География: физическая география России: учебник для 8 класса.-2 –е изд. - М. : ООО «Русское слово -РС», 2014г

Атлас «Физическая география России,8 класс» «Русское слово» 2018г

Контурные карты с заданиями «Физическая география России, 8 класс , «Русское слово» 2018 г.

Рабочая программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Структура рабочей программы соответствует требованиям пункта 18.2.2 ФГОС и изменениям (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №1577) в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее-ФГОС ООО), утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 и представляет собой целостный документ, включающий разделы:

- планируемые результаты освоения учебного предмета;

- содержание учебного предмета;

- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Данные изменения авторских программ были осуществлены в соответствии с учебным планом школы, в котором на изучении географии в 8 классе выделяется 2 часа в неделю (70 ч. в уч. год).



Тема

в авторской программе

в рабочей программе

Тема 1. Географическая карта и источники географической информации

4

4

Тема 2. Россия на карте мира

4

4

Тема 3. История изучения территории России

5

4

Тема 4. Геологическое строение и рельеф

6

5

Тема 5. Климат России

7

7

Тема 6. Гидрография России

8

8

Тема 7. Почвы России

3

2

Тема 8. Растительный и животный мир России

3

2

Тема 9. Природные зоны России

7

5

Тема 10. Крупные природные районы России

13

19

Заключение. Природа и человек

1

2

Резерв

7

1

Московская область

0

7

Всего

70

70



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Предметные результаты:

определять специфику предмета изучения экономической и социальной географии; отличия природного и хозяйственных комплексов, особенности динамики численности и воспроизводства населения; направления и типы миграции; особенности состава населения; специфику распространения религий; размещение населения; особенности сельского и городского населения; специфические черты рынка труда. Умение определять: параметры воспроизводства населения; параметры миграционных процессов; регионы с различными показателями миграции; параметры, характеризующие состав населения; регионы с преобладанием отдельных языков, религий; параметры, характеризующие размещение населения; районы концентрации сельского и городского населения; размещение крупных городов; перспективы изменения численности и состава населения, трудовых ресурсов. Обучающийся научится:

различать принципы выделения государственной территорией и исключительной экономической зоной России и устанавливать соотношение между ними; оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов и стран, анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещение населения России и ее отдельных регионов;находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни,различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни,объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов,сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Метапредметные результаты:

самостоятельно ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, , выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, работать с текстом: составлять логические цепочки, таблицы, схемы, создавать объяснительные тексты, выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение, установление причинно-следственных связей, например, для объяснения развития этапов хозяйства (аграрного, индустриального и постиндустриального); анализ различных источников информации с целью определения тенденций развития отраслей, сфер и секторов хозяйства; выделения существенных признаков, например, для выявления отраслевой структуры хозяйства


Личностные результаты:

Будут сформированы:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;  осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; формирование личностных представлений о целостности природы, населения и  хозяйства Земли и её крупных районов и стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования; значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи; развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического          сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,     творческой деятельности эстетического характера.



Виды и формы контроля: устные ответы (индивидуальные, рецензирование), сообщения, письменные работы в рабочей тетради, тестирование.





Тема

часы

Практические работы

Тема 1. Географическая карта и источники географической информации

4

2

Тема 2. Россия на карте мира

4

2

Тема 3. История изучения территории России

4

2

Тема 4. Геологическое строение и рельеф

5

2

Тема 5. Климат России

7

4

Тема 6. Гидрография России

8

3

Тема 7. Почвы России

2

1

Тема 8. Растительный и животный мир России

2

1

Тема 9. Природные зоны России

5

2

Тема 10. Крупные природные районы России

19

1

Заключение. Природа и человек

2

1

Резерв

2


Московская область

6


Всего

70

21

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Содержание учебного курса

Часть I. Природа России

Общая физическая география России (39 часов)


Тема 1. Географическая карта и источники географической информации (4 часа)

Географическая карта и её математическая основа. Картографические проекций и их виды. Масштаб. Система географических координат. Топографическая карта. Особенности топографических карт. Навыки работы с топографической картой. Космические и цифровые источники информации. Компьютерная картография. Мониторинг земной поверхности.

Учебные понятия: географическая карта, картографическая проекция, масштаб, топографическая карта, истинный азимут, магнитный азимут, магнитное склонение, мониторинг.

Практические работы. Практические работа «Чтение топографической карты. Построение профиля местности».

Тема 2. Россия на карте мира (4 часа)

Место России на карте мира. Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные, водные, морские и воздушные границы. Часовые пояса. Крайние точки.

Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, Российский сектор Арктики, государственные границы.

Практические работы. (№1,2 ) итоговая (с обязательной оценкой) Задание 1. Определение координат крайних точек территории России. Задание 2. Решение задач на определение поясного времени.

Тема 3. История изучения территории России (4 часа)

Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества.

Основные понятия: Мангазея, остроги, Великая Северная экспедиция, Северный морской путь.

Персоналии: И. Москвитин, С. Дежнев, Е. Хабаров, И. Камчатой, В. Атласов, В. Беринг, А. Чириков, С.Челюскин, Д. и Х. Лаптевы, В. Н. Татищев, Ф.П. Врангель, В.В. Докучаев Н.А.Э. Норденшельд, Ф. Нансен, Г.Я. Седов, Дж. Де-Лонг, В.А. Обручев, О.Ю. Шмидт, Б.А. Вилькицкий.

Тема 4. Геологическое строение и рельеф (5 часов)

Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление. Особенности геологического строения. Крупные тектонические формы. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Размещение крупных форм рельефа на территории России. Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил. Движения земной коры. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Великое оледенение. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность  человека. Опасные природные явления.

Основные понятия: абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, эра, период, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, месторождение.

Персоналии: А.Е. Ферсман, В.А. Обручев, И.М. Губкин.

Практическая работа: (№3)  итоговая (с обязательной оценкой)  Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.

Тема 5. Климат России (7 часов)

Агроклиматические ресурсы своего региона. Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России. Солнечная радиация и радиационный баланс. Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.

Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Прогнозы погоды. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений.

Климат и погода, и их влияние на хозяйственную деятельность людей. Понятие об агроклиматических ресурсах. Опасные и неблагоприятные явления погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта.

Основные понятия: солнечная радиация, коэффициент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон.

Персоналии: А.И. Воейков.

Практические работы: (№4) итоговая (с обязательной оценкой) Задание 1. Выявление особенностей изменения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории страны с запада на восток. Задание 2. Составление прогноза погоды по имеющимся синоптическим картам.

Тема 6. Гидрография России (8часов)

Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России их органический мир и природно-хозяйственное значение.

Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории России. Важнейшие озера, их происхождение. Искусственные водоемы. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Мелиорация. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины и др.), их предупреждение.

Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки, верховые и низинные болота, многолетняя мерзлота, горные и покровные ледники, водные ресурсы.

Персоналии: В.Беринг, Г.И. Невельской.

Практические работы: (№5) итоговая (с обязательной оценкой)  Задание 1. Характеристика морей, омывающих территорию России. Задание 2. Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока и возможностей хозяйственного использования реки. Задание 3. Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

Тема 7. Почвы России (2часа)

Почва, её состав, строение, свойства. Почвообразование. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения. Образование почв, их основные (зональные) типы, свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы России. Чернозем. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Основные понятия: почвенные горизонты, зональные типы почв, почвенные ресурсы.

Персоналии: В.В. Докучаев.

Тема 8.  Растительный и животный мир России  (2 ч)

Место и роль растений и животных в природном комплексе. География растений и животных. Типы растительности. Ресурсы растительного и животного мира. Лесные ресурсы. Комовые ресурсы. Промыслово-охотничьи ресурсы. Особо охраняемые природные территории.

Практическая работа

  1. Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы.

Тема 9. Природные зоны России (5часов)

Природные комплексы России. Зональные и азональные природные комплексы. Природные зоны Арктики и Субарктики: арктическая пустыня, тундра. Леса умеренного пояса: тайга, смешанные и широколиственные леса. Безлесные зоны юга России: степь, лесостепь, полупустыня. Высотная поясность. Природно-хозяйственные зоны.

Основные понятия: природно-территориальный комплекс, природная зона, высотная поясность, ландшафт, биосферный заповедник.

Персоналии: В.В. Докучаев, Л.С. Берг.

Практические работы: (№6) итоговая (с обязательной оценкой) Задание 1. Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон России. Составление прогноза их изменения и выявление особенностей адаптации человека к условиям жизни в данной природной зоне.

  1. Составление описания одной из природных зон России по плану.

Тема 10. Крупные природные районы России (27 часов)

Островная Арктика

Островная Арктика. Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, северная Земля, остров Врангеля.

Восточно-Европейская Русская равнина

Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья и ополья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.

Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине.  Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы – последствие интенсивной хозяйственной деятельности.

Московская область – часть Восточно-Европейской равнины: особенности геогр. положения и значения в РФ. Рельеф, полезные ископаемые. Внутренние воды, почвы. Природные комплексы. Достопримечательности. Физико-географическая характеристика г. Домодедово

Основные понятия: увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье.

Практическая работа: (№7) демонстрационная, Задание 1. Определение по основным климатическим характеристикам (количеству солнечной радиации, количеству осадков, средним температурам января и июля) изменения климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины.

Кавказ

Кавказ – самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная, и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир.  Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.

Основные понятия: Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен.

Практическая работа: (№8) демонстрационная, Задание 1. Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа.

Урал

Урал – каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Недостаточная геологическая изученность Урала. Особенности климата Урала. Урал – водораздел крупных рек.

Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.

Основные понятия: Предуралье, Зауралье, омоложенные горы.

Персоналии: А.Е. Ферсман.

Практическая работа: (№9) итоговая (с обязательной оценкой) Задание 1. Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа.

Западно-Сибирская равнина

Западная  Сибирь край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и её значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима, многолетняя мерзлота, болота.

Основные понятия: многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи.

Практическая работа: (№10) обучающая, Задание 1. Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении территории, связанных с наличием заболоченных территорий.

Средняя Сибирь

Географическое положение между реками Енисей и Лена. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки – основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Основные понятия: траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты.

Практическая работа: (№11) демонстрационная, Задание 1. Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска.

Северо-Восток Сибири

Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода  Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Основные понятия: омоложенные горы, складчато-глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный лед), наледь.

Персоналии: И.Д. Черский, В.В. Прончищев, Д.Я. Лаптев.

Горы Южной Сибири

Южная Сибирь – рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического  строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.

Основные понятия: возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера.

Персоналии: П.С. Паллас, В.А. Обручев, И.Д. Черский.

Дальний Восток

Дальний Восток – край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.

Основные понятия: сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.

Персоналии: Ф. Попов, С. Дежнев, В. Поярков, В. Атласов, Е. Хабаров, И. Москвитин, Н. Пржевальский, Г. Невельской, А. Лаперуз.

Практическая работа: (№12) обучающая, Задание 1. Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья.

Природа и человек (2часа)

Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.

Роль географии в современном мире. Географические прогнозы. Задачи современной географии.

Основные понятия: рациональное природопользование, географический прогноз.

Практическая работа: (№13) демонстрационная Задание 1. Составление географического прогноза изменения  ПТК какого-либо участка своей местности при строительстве через нее автомагистрали.





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков

Наименования

Разделов и тем

Виды деятельности

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

А

В

Раздел 1. Общая физическая география России (32ч)


Тема 1. Географическая карта и источники географической информации (4 часа)

Географическая карта и её математическая основа. Картографические проекций и их виды.

Объяснять специфику математической основы карт; особенности топографических карт; Определять определять вид картографической проекции; особенности топографической карты; направления и (или) азимуты; особенности картографических изображений; специфику построения профиля местности. Составлять краткую гео­графическую характери­стику территории на осно­ве разнообразных источ­ников географической информации.

1 четверть

03.09 -7.09



Топографическая карта.

Пр. работа №1 «Определение на основе иллюстраций учебника и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях»

03-09-07.09



Источники географической информации.

10.09-14.09



Практические работа №2 « Чтение топографической карты. Построение профиля местности».

10.09-14.09



Тема 2. Россия на карте мира (4 часов)

Географическое положение России. Практическая работа №3 «Географическое положение РФ

Объяснять специфику геогра­фического положения Российской Федерации. Понимать связь между географическим положе­нием и другими компо­нентами природы.

17.09.-21.09



Природные условия и ресурсы.

17.09.-21.09



Часовые пояса страны.

Определять  различия во времени на территории России; страны-соседей.

24.09-28.09



Практическая работа №4 «Часовые пояса»

24.09-28.09



Тема 3. История изучения территории России (4 ч)

Русские землепроходцы XI-XVII вв  

Пр.работа№5 «Обозначение на контурной карте, географических объектов,открытых русскими путешественниками.Выделение тех из них,которые названы в честь русских первопроходцев.»

Объяснять особенности изучения территории России на различных этапах ее исторического развития. Определять следствия географических открытий и путешествий.


01.10-05.10



Географические открытия в России XVIII-XX вв

01.10-05.10



Географические исследования XX в.

08.10-12.10



Роль географии в современном мире.

Пр.работа №6 «Анализ источников информации об истории освоения территории России.»

08.10-12.10



Тема 4. Геологическое строение и рельеф  (5ч)

Геологическое летоисчисление и геологическая карта 

Объяснять  особенности геологического летоисчисления; особенности рельефа отдельных территорий страны, размещения основных полезных ископаемых; особенности влияния внешних и внутренних сил на формирование рельефа России; характер влияния рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека; сущность экологических проблем в литосфере на примере России. Определять  основные черты рельефа и геологического строения России, важнейших районов размещения полезных ископаемых; районы возможных катастрофических природных явлений в литосфере на территории России; по картам районы размещения крупных тектонических структур и форм рельефа на территории России

15.10-19.10



Тектоническое строение  

15.10-19.10



Общие черты рельефа

Пр. работа №7 «Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны.»

22.10-26.10




Практическая работа №8

«Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых»

22.10-26.10




Литосфера и человек. 

2 четверть

06.11-09.11



Тема 5. Климат России (7ч)

Климатообразующие факторы  

Пр.работа№9  «Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической карте.»

Объяснять особенности климата России; особенности климата отдельных территорий страны, распределения основных климатических показателей; характер влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека; сущность экологических проблем в атмосфере на примере России. Определять  основные черты климата России; районы возможных катастрофических природных явлений в атмосфере на территории России; по картам закономерности распределения основных климатических показателей на территории России; типы климатов отдельных регионов России; факторы формирования климата отдельных регионов России; закономерности размещения климатических поясов на территории России.

06.11-09.11



Распределение тепла и влаги в России  

12.11-16.11



Климаты России  


12.11-16.11



 Пр.работа№10«Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России.»

19.11-23.11



Погода

Пр.работа№11«Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте.»

19.11-23.11



Атмосферные вихри  

26.11-30.11



Атмосфера и человек  

ПР. работа№12 «Прогнозирование тенденций изменения климата.»

26.11-30.11



Тема 6. Гидрография России  (8ч)

Моря России 

Пр. работа №13 «Составление характеристики одного из морей,омывающих территорию России 

Объяснять особенности морей, омывающих территорию России; особенности внутренних вод отдельных регионов страны; характер влияния внутренних вод на жизнь и хозяйственную деятельность человека; особенности обеспеченности водными ресурсами различных регионов России; сущность экологических проблем в гидросфере на примере России. Определять  основные черты морей, омывающих территорию России; районы возможных катастрофических природных явлений в гидросфере на территории России; закономерности распределения внутренних вод; существенные признаки внутренних вод; по картам закономерности распределения внутренних вод на территории России; по картам особенности обеспечения внутренними водами отдельных регионов России.

03.12-07.12



Характеристика реки 

03.12-07.12



Реки России  

10.12-14.12



Пр. работа №14 «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатодиаграмм, определение возможностей их хозяйственного использования.»

10.12-14.12



Озера и болота 

17.12-21.12




Природные льды.    Великое оледенение   

17.12-21.12




Гидросфера и человек 

Пр.работа№15 «Обьяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними стихийных природных явлений на территории страны.» 

24.12-28.12



Обобщающий урок по теме «Моря и внутренние воды»

24.12-28.12



Тема 7.  Почвы России  (2 ч)

Формирование и свойства почвы 

Объяснять условия формирования почв; особенности строения и состава почв; специфику изменения почв в процессе их хозяйственного использования; особенности почвенных ресурсов России. Определять  основные свойства почв на территории России; по картам закономерности размещения почв по территории России; по картам меры по сохранению плодородия почв в различных регионах России.

3 четверть

11.01,14.01-18.01



Зональные типы почв  

Пр. работа№16 «Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования.»

3 четверть

11.01,14.01-18.01




Тема 8.  Растительный и животный мир России  (2 ч)

Растительный и животный мир России.

Объяснять место и роль растений и животных в природном комплексе; специфику типов растительности; необходимость создания и географию особо охраняемых территорий; отличия видов природопользования. Определять особенности размещения растительного и животного мира по территории России; размещение ресурсов растительного и животного мира по картам; по картам географию особо охраняемых территорий.

21.01-25.01



Ресурсы растительного и животного мира.

Пр. работа№17 «Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы.»

21.01-25.01



Тема 8.  Природные зоны  (5ч)

Природные комплексы России 

Объяснять отличия природных комплексов друг от друга; условия формирования природно-хозяйственных зон; характер влияния человека на природные условия природных зон,  необходимость создания и географию особо охраняемых территорий; отличия видов природопользования. Определять особенности размещения природных зон на территории России; специфические черты природно-хозяйственных зон; по картам географию особо охраняемых территорий.

28.01-01.02



Природные зоны Арктики и Субарктики.

28.01-01.02



Леса умеренного пояса.  Пр. работа №18 «Составление описания одной из природных зон России по плану.».

04.02-08.02



Безлесные природные зоны. Высотная поясность.

04.02-08.02







Природно-хозяйственные зоны.

Пр. работа №19 «Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон России. Составление прогноза их изменения и выявление особенностей адаптации человека к условиям жизни в данной природной зоне».

11.02-15.02



Крупные природные районы России  (19 ч + 6 часов на тему для изучения своего края)

Островная Арктика 


Характеризовать природу арктических островов. Прогнозировать возмож­ность использования тер­ритории в хозяйстве. Определять экологиче­ские проблемы.

11.02-15.02



Восточно-Европейская равнина. Рельеф и геологическое строение  

Знать особенности рель­ефа и полезные ископае­мые, климатообразующие факторы.

Объяснять зависимость полезных ископаемых от геологического строе­ния территории,

причины раз­нообразия природных зон.

18.02-22.02



Климат, внутренние воды и природные зоны, ПТК.

18.02-22.02



Московская область – часть Восточно-Европейской равнины: особенности геогр. положения и значения в РФ

Составлять краткую гео­графическую характери­стику природно-территориальных комплексов. Устанавливать причин­но-следственные связи.

25.02-01.03



Московская область. Рельеф, полезные ископаемые.

25.02-01.03



Московская область. Внутренние воды, почвы

04.03-07.03



Московская область. Природные комплексы.

04.03-07.03



Московская область. Природные комплексы..

11.03-15.03



Московская область.Физико-географическая характеристика г. Домодедово


11.03-15.03



Северный Кавказ.

Знать и показывать формы рельефа. Объяснять причины и следствия большой вы­соты. Выделять, описывать и объяснять существен­ные признаки природы Кавказских гор.

18.03-22.03



Крым

Знать геологическую ис­торию региона. Объяснять особенности рельефа и разнообразие полезных ископаемых. Объяснять причины раз­ного количества осадков на западных и восточных склонах.

Знать истоки рек. Характеризовать особен­ности природы природно- территориального ком­плекса Кавказа.

18.03-22.03



Уральские горы. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые, климат и внутренние воды  

Знать геологическую ис­торию региона. Объяснять особенности рельефа и разнообразие полезных ископаемых. Объяснять причины раз­ного количества осадков на западных и восточных склонах.

Знать истоки рек. Характеризовать особен­ности природы природно- территориального ком­плекса Урала и причины слабо выраженной высот­ной поясности гор.

4 четверть

01.04-05.04



Природно-территориальные комплексы.

01.04-05.04



Западно - Сибирская равнина.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

Знать геологию. Называть и показывать формы рельефа и место­рождения полезных иско­паемых.

08.04-12.04



Климат и внутренние воды. Природно-территориальные комплексы. П.р работа:№20 «Составление описания прродного района по плану.»

Объяснять причины за­болоченности. Показывать и характе­ризовать бассейн Оби. Знать ПТК Западной Си­бири.

Оценивать степень ан­тропогенного воздействия. Объяснять причины сла­бой освоенности территории.

08.04-12.04



Средняя Сибирь. Рельеф и геологическое строение 

Знать и показывать формы рельефа, месторо­ждения природных иско­паемых.

Объяснять причины об­разования рельефа

15.04-19.04



Климат, внутренние воды, природные зоны.

Выделяют, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений

15.04-19.04



Северо – Восточная Сибирь. Геологическое строение, рельеф и климат 

Выделять, описывать и объяснять особенности рельефа и климата

22.04-26.04



Внутренние воды и природно-территориальные комплексы.

Объяснять особенности природы, растительного и животного мира природно-территориального комплекса

22.04-26.04



Пояс горы Южной Сибири. Геологическое строение и рельеф. Климат и внутренние воды.

Находить в разных источ­никах и анализировать ин­формацию, необходимую для изучения рельефа, климата и внутренних вод гор Южной Сибири

29.04-03.05



Байкал – жемчужина России.

29.04-03.05



Высотная поясность.

Сравнивать высотную поясность Алтая, Забайка­лья и Станового нагорья. Приводить примеры ис­пользования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды

06.05-10.05



Дальний Восток. Геологическое строение и рельеф. Климат, внутренние воды, природные зоны.

Знать и показывать формы рельефа, объясня­ть причины образования. Приводить примеры адап­тации человека к услови­ям окружающей среды

Выделять, описывать и объяснять существен­ные признаки географиче­ских объектов и явлений

06.05-10.05



Природно-территориальные комплексы.

Составлять краткую гео­графическую характери­стику разных территорий на основе разнообразных источников географиче­ской информации и форм ее представления

13.05-17.05



Обобщающее повторение по разделу «Крупные природные районы России».

13.05-17.05



Природа и человек  (2 ч)

Природные ресурсы и природные условия России. Пр. работа №13 «Составление прогноза развития экологической ситуации отдельных регионов на основе сведений о хозяйственной и повседневной деятельности человека.»

Приводить примеры ис­пользования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

20.05-24.05



68.




69,70



Природа и человек. 






Резерв

Прогнозировать возможные изменения природы в слу­чаях рационального и не­рационального природо­пользования. Решать проблемные во­просы.

Устанавливать причинно-следственные связи. Использовать приобретен­ные знания и умения в практической деятель­ности.

20.05-24.05





СОГЛАСОВАНО

Протокол №1 заседания

ШМО учителей естественно-научного цикла

от 31 августа 2018 года.

_____________ ( Омельянчук Т.Е.)

СОГЛАСОВАНО

зам. Директора по УВР

__________________ ( Попова Т.В.)

«31» августа 2018



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!