Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с :
Федеральным законом РФ , от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010г «Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897»;
учетом учебного плана МБОУ «Хоринская средняя школа №1 им. Д.Ж.Жанаева».
Личностными результатами освоения учебного предмета «География» в 8 классе являются:
у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
6) формирование способности к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических и литературоведческих задач, их решений, рассуждений;
7) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о филологической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении филологических задач;
учащихся должны быть сформированы:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
3.Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли.
4. Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере
5. Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных и экономических особенностей
6. Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видов деятельности
8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах
9. Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования
10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи
11. Развитие эмоционально - ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных литературоведческих проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения филологических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации
учащиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) видеть филологическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.
коммуникативные
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
предметные:
Обучающийся научится:
Называть:
- различные источники географической информации и методы получения географической информации;
- крупные равнины и горы;
- крупные месторождения полезных ископаемых;
- факторы, влияющие на формирование климата России;
- крупные реки и озера;
- типы почв и их свойства;
- меры по охране растительного и животного мира;
- основные природные зоны России.
Определять:
- географическое положение России;
- поясное время;
- характерные особенности климата России;
- с помощью карт температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации.
Показывать по карте:
- пограничные государства;
- моря, омывающие Россию;
- крупные месторождения полезных ископаемых;
- крупные реки и озера;
- основные природные зоны России;
- крупные природно-территориальные комплексы России;
- крупные природные районы России.
Выяснять с помощью карт:
- соответствие их платформенным и складчатым областям.
Объяснять:
- закономерности размещения крупных месторождений полезных ископаемых;
- видовое разнообразие животного мира;
- причины зонального и азонального распространения ландшафтов;
- влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;
- изменение природы под влиянием деятельности человека;
- значение географической науки в изучении и преобразовании природы.
2. Содержание учебного предмета, курса.
№ | Название разделов | Название тем |
1. | Раздел I. Географическое положение и формирование государственной территории России. | Географическое положение как зеркало России. Особенности и виды географического положения России: физико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное, эколого-географическое положение. Сравнение географического положения России и положения других государств. Государственная территория России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. Федеративное устройство страны. Субъекты Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах. |
2. | Раздел II. Природа России. | Геологическая история и геологическое строение территории России (7 часов) Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенение. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Климат и климатические ресурсы (7 часов) Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона. Внутренние воды и водные ресурсы (7 часов) Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом, климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Почва и почвенные ресурсы (4 часа). Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв. Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности. Растительный и животный мир России (2 часа). Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности. Природные различия на территории России (12 часов) Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые территории. Памятники всемирного природного наследия. |
3. | Раздел III. Население России. | Человеческий потенциал страны. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения. Половой и возрастной состав населения страны. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий. Народы и религии России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Особенности расселения населений России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. |
4 | Раздел IV. Природный фактор в развитии России. | Влияние природы на развитие общества. Природные условия. Природные ресурсы и их виды. Принципы рационального использования природных ресурсов. Классификация природных ресурсов по исчерпаемости. Природно-ресурсный потенциал России. |
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
Раздел I. Введение. Раздел I. Географическое положение и формирование государственной территории России. История заселения, освоения и исследования территории России- 11ч. |
1. | Введение. Географическое положение и его виды | 1 | 02.09 | |
2. | Размеры территории и природно-географическое положение России. Практическая работа №1. « Государственная граница России». | 1 | 04.09 | |
3. | Экономико-географическое, и транспортно-географическое положение России. | 1 | 09.09 | |
4. | Геополитическое, этнокультурное и эколого-географичекое положение России. | 1 | 11.09 | |
5. | Государственная территория России. Типы российских границ. | 1 | 16.09 | |
6. | Сухопутные и морские границы России. Практическая работа № 2 «Моря, омывающие территорию России». | 1 | 18.09 | |
7. | Различия во времени на территории России. | 1 | 23.09 | |
8. | Государственное устройство и территориальное деление РФ. Практическая работа № 3 . «Административно-территориальное устройство РФ». | 1 | 25.09 | |
9. | История заселения, освоения и исследования территории России. Заселение и освоение территории России в IX-XIX веках | 1 | 30.09 | |
10. | Территориальные изменения и географическое изучение России в XX веках. | 1 | 02.10 | |
11. | Контрольная работа №1 по теме «Географическое положение и формирование государственной территории России.» | 1 | 07.10 | |
Раздел II. . Природа России.- 47 ч. |
12 | Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории. | 6 | 09.10 | |
13. | Развитие земной коры Основные тектонические структуры | 1 | 14.10 | |
14. | Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры.Практическая работа №4. «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых». | 1 | 16.10 | |
15. | Формирование рельефа под воздействием внешних геологических процессов | 1 | 21.10 | |
16. | Литосфера. Рельеф. Человек | 1 | 23.10 | |
17. | Контрольная работа №2 по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России». | 1 | 28.10 | |
18. | Климат и агроклиматические ресурсы Условия формирования климата | 6 | 30.10 | |
19 | Движение воздушных масс. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. | 1 | 11.11 | |
20 | Закономерности распределения тепла и влаги по территории России. Коэффициент увлажнения. | 1 | 13.11 | |
21 | Климатические пояса и типы климатов. Практическая работа №5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения. | 1 | 18.11 | |
22 | Климат и человек | | 20.11 | |
23 | Контрольная работа№3 по теме «Климат». | 1 | 25.11 | |
24 | Внутренние воды и водные ресурсы. Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа. | 6 | 27.11 | |
25 | Зависимость речной сети от климата. Практическая работа №6 Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования | 1 | 02.12 | |
26 | Озера. Болота. Ледники. Подземные воды. | 1 | 04.12 | |
27 | Многолетняя мерзлота. | 1 | 09.12 | |
28 | Воды и человек. Водные ресурсы. | 1 | 11.12 | |
29 | Контрольная работа №4 по теме «Внутренние воды и водные ресурсы». | 1 | 16.12 | |
30 | Почвы и почвенные ресурсы. Почва- особое природное образование. | 3 | 18.12 | |
31 | Главные типы почв и их размещение по территории России. Практическая работа № 7 «Главные типы почв России» | 1 | 23.12 | |
32 | Почвенные ресурсы. Почвы и человек. | 1 | 25.12 | |
33 | Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир. | 3 | 13.01 | |
34 | Биологические ресурсы. | 1 | 15.01 | |
35 | Контрольная работа №5 «Почвы. Биологические ресурсы» | 1 | 20.01 | |
36 | Природные различия на территории России. Природные комплексы. Природное районирование. | 23 | 22.01 | |
37 | ГП, рельеф, полезные ископаемые Восточно-Европейской (Русской) | 1 | 27.01 | |
38 | Природа Восточно-Европейской (Русской) равнины. | 1 | 29.01 | |
39 | ГП, рельеф, полезные ископаемые Крымско-Кавказской горной стран. | 1 | 03.02 | |
40 | Природа Крымско-Кавказской горной страны. | 1 | 05.02 | |
41 | ГП, рельеф, полезные ископаемые Урала | 1 | 10.02 | |
42 | Природа Урала | 1 | 12.02 | |
43 | ГП, рельеф, полезные ископаемые Западно-Сибирской равнины | 1 | 17.02 | |
44 | Природа Западно-Сибирской равнины | 1 | 19.02 | |
45 | ГП, рельеф, полезные ископаемые Средней и Северо-восточной Сиб. | 1 | 24.02 | |
46 | Природа Средней и Северо-восточной Сибири | 1 | 26.02 | |
47 | ГП, рельеф, полезные ископаемые гор юга Сибири | 1 | 02.03 | |
48 | Природа гор юга Сибири | 1 | 04.03 | |
49 | ГП, рельеф, полезные ископаемые Дальнего Востока | 1 | 09.03 | |
50 | Природа Дальнего Востока | 1 | 11.03 | |
51 | Северные безлесные природные зоны. | 1 | 16.03 | |
52 | Лесные зоны. Тайга. | 1 | 18.03 | |
53 | Смешанные и широколиственные леса. | 1 | 30.03 | |
54 | Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни. | 1 | 01.04 | |
55 | Высотная поясность.Практическая работа№8. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах. | 1 | 06.04 | |
56 | Моря как крупные природные комплексы. Природно-хозяйственное различие российских морей. | 1 | 08.04 | |
57 | Особо охраняемые природные территории России. | 1 | 13.04 | |
58 | Контрольная работа №6 по теме «Природные различия на территории России. | 1 | 15.04 | |
Раздел III. Население России.— 8 ч. |
59 | Численность и воспроизводство населения. | 1 | 20.04 | |
60 | Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни. | 1 | 22.04 | |
61 | Этнический и языковой состав населения России. | 1 | 27.04 | |
62 | Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий. Практическая работа №9. Анализ карт населения. | 1 | 29.04 | |
63 | Особенности урбанизации в России. Городское и сельское население. | 1 | 04.05 | |
64 | Миграции населения России . Размещение населения России | 1 | 06.05 | |
65 | Занятость населения. Человеческий фактор. Практическая работа №9. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий. | 1 | 11.05 | |
66 | Контрольная работа № 7 по теме «Население России». | 1 | 13.05 | |
Раздел IV. Природный фактор в развитии России.— 4 ч. |
67 | Влияние природы на развитие общества | 1 | 18.05 | |
68 | Природные ресурсы. | 1 | 20.05 | |
69 | Природно-ресурсный потенциал России | 1 | 25.05 | |
70 | Итоговая контрольная работа №8 по курсу. | 1 | 27.05 | |