Ростовская область Кашарский район х. Талловеров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Талловеровской СОШ
Приказ от «27» августа 2018 №62
__________ Переверзева Н.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
на 2018-2019учебный год
Уровень общего образования, класс – основное общее образование, 9 класс
Количество часов - 2 часа в неделю, всего – 67 часов
Учитель: Пудова Татьяна Петровна
Категория: высшая квалификационная
Программа разработана на основе: ФГОС, программы общеобразовательных учреждений. География. 6 - 11 классы. Составитель С. В. Курчина - М.: Дрофа, 2010г.
Учебник: География России. Население и хозяйство. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. – М.: Дрофа, 2016.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «География» 9 класс
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и отдельных странах;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях экологических проблем на разных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:
овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Перечень УУД, формированию которых уделяется основное внимание при планировании работы по географии
познавательные:
общеучебные учебные действия – умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания
логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения
постановка и решение проблемы – умение сформулировать проблему и найти способ ее решения
регулятивные – целеполагание, планирование, корректировка плана
личностные – личностное самоопределение смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, т.е. умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
коммуникативные – умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей
В результате изучения географии ученик должен научиться
знать/понимать:
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
географическую зональность и поясность;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек;
географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо - и пассажиропотоки.
объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
прогнозировать:
II.Содержание учебного предмета
Введение 4 ч
География как наука. Источники поучения знаний. Методы получения, обработки, передачи и представления информации.
Раздел 1. Россия на карте мира.
Административно-территориальное и политики административное деление страны. Природные условия и ресурсы. Природный потенциал. Геополитическое, экономическое и политическое положение России и ее влияние на другие государства. Границы государства.
Практические работы:
№1Характеристика экономико-географического положения России.
№2 Характеристика ЭГП России
Раздел 2. Население России (6ч).
Численность населения России, ее динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Половой состав и возрастной. Демографические проблемы. Народы. Основные языковые семьи и группы. Разнообразие религиозного состава. Межнациональные проблемы. Особенности урбанизации. Крупнейшие города и агломерации. Географические особенности расселения. Причины и типы миграций населения на территории России. Основная полоса расселения, зона Севера. Трудовые ресурсы. Проблема занятости населения.
Практические работы.
№3. Определение по статистическим материалам показателей естественного прироста населения.
№4. Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ.
№5. Определение по картам размещения населения.
Раздел 3. Хозяйство России (27ч)
Развитие хозяйства России (3ч). Проблемы экономического развития страны. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий. Территориальная структура хозяйства.
Межотраслевые комплексы (24ч).
Машиностроительный комплекс. Состав. Место и значение. Факторы размещения предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Основные районы и центры на территории России. Особенности размещения предприятий .Проблемы и перспективы развития.
Практические работы.№6. Определение по картам главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
Топливно-энергетический комплекс. Состав, место и значение комплекса. Топливно-энергетические ресурсы. Размещение основных топливных баз и районов потребления энергии. Нефтяная и газовая промышленность. Основные районы добычи. Системы трубопроводов.
Угольная промышленность. Способы и качество угля. Хозяйственная оценка главных угольных бассейнов.
Электроэнергетика. Типы электростанций, факторы и районы их размещения. Энергосистема. Проблемы ТЭК.
Практические работы:№ 7. Составление характеристики одного из угольных бассейнов
Металлургический комплекс. Состав, место и значение комплекса. Основные факторы размещения предприятий и главные металлургические базы.
Черная металлургия. География черной металлургии. Цветная металлургия. Основные черты географии металлургии легких и тяжелых металлов. Проблемы и перспективы развития комплекса.
Практические работы:
№ 8. Определение по картам главных факторов размещения черной и цветной металлургии
№ 9. Составление характеристики одной из металлургических баз страны.
Химико-лесной комплекс. Состав, место и значение. Главные факторы размещения предприятий. Роль химической промышленности, отраслевой состав. География химико-лесного комплекса: основные базы. Проблемы и перспективы развития комплекса.Практические работы:
№ 10. Составление характеристики одной из баз химико-лесного комплекса.
Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение. Факторы размещения итипы предприятий АПК.
Сельское хозяйство: отраслевой состав. Главные районы размещения земледелия и животноводства.
Пищевая промышленность и легкая: отраслевой состав, основные районы и центры размещения. АПК и окружающая среда.
Инфраструктурный комплекс. Состав, место и значение. Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства России.
Особенности разных видов транспорта. Важнейшие магистрали и узлы. Виды связи, их значение, размещение.
Социальная инфраструктура. Проблемы и перспективы развития.
Практические работы:
№ 11. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.
Раздел 4. География крупных регионов России (21ч)
Районирование России . Виды районирования территории России. Различия территорий по условиям и степени хозяйственного освоения. Крупные природно- хозяйственные регионы страны: Север и Северо-запад, Центральная России, Поволжье, Европейский Юг, Урал, Сибирь и Дальний Восток.
Западный регион (14ч). Состав: Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал. Особенности географического положения, природы, истории развития, населения и специализация хозяйства регионов. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона. Его роль в жизни страны. Население, география важнейших отраслей хозяйства. Внутренние природно-хозяйственные различия.
Практические работы.
№12. Составление схемы производственных связей СКЭР.
№13. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала. Пути решения экологических проблем.
Восточный регион (6ч). Состав: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Особенности географического положения, природы, истории развития, населения и специализация хозяйства регионов. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона. Его роль в жизни страны. Население, география важнейших отраслей хозяйства. Внутренние природно-хозяйственные различия.
Практическая работа.
№ 14. Сравнительная характеристика хозяйства ЗСЭР и ВСЭР.
Раздел 5. Население и хозяйство Ростовской области (8ч).
Численность населения, его динамика. Естественное и механическое движение . возрастной и половой состав. Размещение населения. Национальный состав.
Основные отрасли экономики и межотраслевые комплексы. ТЭК, лесная промышленность, АПК и другие отрасли.
Экономическое районирование округа. Внешние экономические связи округа. Место округа в стране по основным показателям экономического развития. Основные формы внешнеэкономических связей округа.
Раздел 6. Россия в современном мире (2ч). Место России среди стран мира. Международные экономические связи, место в международном экономическом разделении труда.
Объекты Всемирного культурного наследия на территории России.
Раздел7.География своего края.Население и хозяйство Ростовской области.8 часов Особенности ЭГП Ростовской области, пограничные субъекты, размеры территории, протяженность границ Влияния ЭГП на особенности хозяйства и жизни населения; особенности быта и религий отдельных народов, различия в естественном приросте населения, темпах его роста, направления миграций . Изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства.
Практические работы :
№15. Особенности ЭГП Ростовской области и влияние его на экономическое развитие области.
№16. Составление характеристики главных отраслей специализации промышленности области
III.Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела Тема урока | Кол-во часов | Практические работы | Дата проведения |
План | Факт |
| Введение | 4 | | | |
1 | Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации. | 1 | | 03.09 | |
2 | Географическое положение и границы России. | 1 | №1Характеристика экономико-географического положения России. | 04.09 | |
3 | Виды и уровни географического положения. | 1 | №2 Характеристика ЭГП России. | 10.09 | |
4 | Государственная территория России.Тест | 1 | | 11.09 | |
| Население России | 6 | | | |
5 | Исторические особенности заселения и освоения территории России. | 1 | | 17.09 | |
6 | Численность и естественный прирост населения. | 1 | №3. Определение по статистическим материалам показателей естественного прироста населения. | 18.09 | |
7 | Национальный состав населения России | 1 | №4. Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ. | 24.09 | |
8 | Рынок труда, занятость населения России. Миграции населения | 1 | | 25.09 | |
9 | Городское и сельское население. Расселение населения. | 1 | №5. Определение по картам размещения населения. | 01.10 | |
10 | Итоговое повторение по теме «Население России» | 1 | | 02.10 | |
| Экономика Российской Федерации | 3 | | | |
11 | География основных типов экономики на территории России. | 1 | | 08.10 | |
12 | Проблемы природно-ресурсной основы экономики России. | 1 | | 09.10 | |
13 | Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России. | 1 | | 15.10 | |
| География отраслей и межотраслевых комплексов | 24 | | | |
14 | Научный комплекс | 1 | | 16.10 | |
15 | Машиностроительный комплекс: роль, значение и проблемы развития. | 1 | | 22.10 | |
16 | Факторы размещения машиностроения. | 1 | №6. Определение по картам главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения. | 23.10 | |
17 | География машиностроения | 1 | | 06.11 | |
18 | Роль, значение и проблемы топливно-энергетического комплекса. | 1 | | 12.11 | |
19 | Военно-промышленный комплекс (ВПК) | 1 | | 13.11 | |
20 | Топливная промышленность: нефтяная и газовая | 1 | | 19.11 | |
21 | Топливная промышленность: угольная | 1 | № 7. Составление характеристики одного из угольных бассейнов | 20.11 | |
22 | Электроэнергетика | 1 | | 26.11 | |
23 | Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества: состав и значение. Металлургический комплекс. | 1 | | 27.11 | |
24 | Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. | 1 | № 8. Определение по картам главных факторов размещения черной и цветной металлургии. | 03.12 | |
25 | Черная металлургия | 1 | | 04.12 | |
26 | Цветная металлургия | 1 | № 9. Составление характеристики одной из металлургических баз страны. | 10.12 | |
27 | Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. | 1 | | 11.12 | |
28 | Факторы размещения химических предприятий | 1 | | 17.12 | |
29 | Лесная промышленность | 1 | № 10. Составление характеристики одной из баз химико-лесного комплекса. | 18.12 | |
30 | Состав и значение агропромышленного комплекса. | 1 | | 24.12 | |
31 | Земледелие и животноводство. | 1 | № 11. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства. | 25.12 | |
32 | Пищевая и лёгкая промышленность. | 1 | | 14.01 | |
33 | Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта. | 1 | | 15.01 | |
34 | Сухопутный транспорт | 1 | | 21.01 | |
35 | Водный и другие виды транспорта | 1 | | 22.01 | |
36 | Связь. Сфера обслуживания. | 1 | | 28.01 | |
37 | Итоговое повторение:География отраслей и межотраслевых комплексов | 1 | | 29.01 | |
| Региональная часть курса | 21 | | | |
38 | Экономическое районирование России. | 1 | | 04.02 | |
39 | Общая характеристика Западного макрорегиона. | 1 | | 05.02 | |
40 | Центральная Россия. Состав, природные ресурсы, население. | 1 | | 11.02 | |
41 | Экономика Центральной России | 1 | | 12.02 | |
42 | Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы. | 1 | | 18.02 | |
43 | Северо-Западный район. | 1 | | 19.02 | |
44 | Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. | 1 | | 25.02 | |
45 | Население и хозяйство Европейского Севера. | 1 | | 26.02 | |
46 | Европейский Юг – Северный Кавказ. Географическое положение, природные условия и ресурсы. | 1 1 | | 04.03 | |
47 | Население и хозяйство Европейского Юга. | 1 | №12. Составление схемы производственных связей СКЭР. | 05.03 | |
48 | Поволжье. Географическое положение. Население | 1 | | 11.03 | |
49 | Хозяйство Поволжья. | 1 | | 12.03 | |
50 | Урал. Географическое положение. Население. | 1 | | 18.03 | |
51 | Хозяйство Урала. | 1 | №13. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала. Пути решения экологических проблем. | 19.03 | |
52 | Итоговое повторение по Западному макрорегиону. | | | 01.04 | |
53 | Восточный макрорегион. Общая характеристика. | 1 | | 02.04 | |
54 | Западная Сибирь. | 1 | | 08.04 | |
55 | Восточная Сибирь. | 1 | № 14. Сравнительная характеристика хозяйства ЗСЭР и ВСЭР. | 09.04 | |
56 | Дальний Восток. | 1 | | 15.04 | |
57 | Итоговое повторение по Восточному макрорегиону. | 1 | | 16.04 | |
58 | Обобщающее занятие по курсу « Население и хозяйство России». | 1 | | 22.04 | |
| Россия в современном мире | 2 | | | |
59 | Россия в современном мире | 1 | | 23.04 | |
60 | Объекты мирового и культурного наследия России | 1 | | 29.04 | |
| География своего края. Население и хозяйство Ростовской области | 7 | | | |
61 | Административно-территориальное устройство Ростовской области | 1 | №15. Особенности ЭГП Ростовской области и влияние его на экономическое развитие области. | 30.04 | |
62 | Природно-ресурсный потенциал области | 1 | | 06.05 | |
63 | Население Ростовской области. | 1 | | 07.05 | |
64 | Промышленность области. География транспорта | 1 | №16. Составление характеристики главных отраслей специализации промышленности области | 13.05 | |
65 | АПК области | 1 | | 14.05 | |
66 | География транспорта | | | 20.05 | |
67 | Итоговый урок: экономическое развитие Ростовской области | | | 21.05 | |
В соответствии с календарным графиком работы МБОУ Талловеровской СОШ, расписанием уроков на 2018-2019 учебный год количество часов по географии в 9 классе составляет2 часа в неделю – 68 часов в год.
В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями в 2018г произошло уплотнение учебного материала до 67 часов в год. Недостаток учебного времени компенсирован путём интеграции тем курса. Программа будет пройдена за 67 часов.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ Талловеровская СОШ от «27» августа 2018г.№1 Никонова Н.Р./________/ подпись руководителя МС | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР Никонова Н.Р. /________/ подпись 27 августа 2018 года |