СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класс ФГОС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:

  • Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

  • Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс ФГОС»

Ростовская область Кашарский район х. Талловеров

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Талловеровская средняя общеобразовательная школа






«Утверждаю»

Директор МБОУ Талловеровской СОШ

Приказ от «27» августа 2018 №62

__________ Переверзева Н.Н.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по географии

на 2018-2019учебный год


Уровень общего образования, класс – основное общее образование, 9 класс

Количество часов - 2 часа в неделю, всего – 67 часов







Учитель: Пудова Татьяна Петровна

Категория: высшая квалификационная









Программа разработана на основе: ФГОС, программы общеобразовательных учреждений. География. 6 - 11 классы. Составитель С. В. Курчина - М.: Дрофа, 2010г.

Учебник: География России. Население и хозяйство. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. – М.: Дрофа, 2016.





  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «География» 9 класс


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  • формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и отдельных странах;

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на разных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:

  • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

  • умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;

  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Перечень УУД, формированию которых уделяется основное внимание при планировании работы по географии

познавательные:

  • общеучебные учебные действия – умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания

  • логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения

  • постановка и решение проблемы – умение сформулировать проблему и найти способ ее решения

  • регулятивные – целеполагание, планирование, корректировка плана

  • личностные – личностное самоопределение смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, т.е. умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

  • коммуникативные – умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей

В результате изучения географии ученик должен научиться

знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  • географическую зональность и поясность;

  • различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек;

  • географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

  • определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов













































II.Содержание учебного предмета

Введение 4 ч

География как наука. Источники поучения знаний. Методы получения, обработки, передачи и представления информации.

Раздел 1. Россия на карте мира.

Административно-территориальное и политики административное деление страны. Природные условия и ресурсы. Природный потенциал. Геополитическое, экономическое и политическое положение России и ее влияние на другие государства. Границы государства.

Практические работы:

№1Характеристика экономико-географического положения России.

№2 Характеристика ЭГП России

Раздел 2. Население России (6ч). 

Численность населения России, ее динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Половой состав и возрастной. Демографические проблемы. Народы. Основные языковые семьи и группы. Разнообразие религиозного состава. Межнациональные проблемы. Особенности урбанизации. Крупнейшие города и агломерации. Географические особенности расселения. Причины и типы миграций населения на территории России. Основная полоса расселения, зона Севера. Трудовые ресурсы. Проблема занятости населения.

Практические работы.

№3. Определение по статистическим материалам показателей естественного прироста населения.

№4. Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ.

№5. Определение по картам размещения населения.

Раздел 3. Хозяйство России (27ч)

Развитие хозяйства России (3ч).  Проблемы экономического развития страны. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий. Территориальная структура хозяйства.

Межотраслевые комплексы (24ч).

Машиностроительный комплекс. Состав. Место и значение. Факторы размещения предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Основные районы и центры на территории России. Особенности размещения предприятий .Проблемы и перспективы развития.

Практические работы.№6. Определение по картам главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Топливно-энергетический комплекс. Состав, место и значение комплекса. Топливно-энергетические ресурсы. Размещение основных топливных баз и районов потребления энергии. Нефтяная и газовая промышленность. Основные районы добычи. Системы трубопроводов.

Угольная промышленность. Способы и качество угля. Хозяйственная оценка главных угольных бассейнов.

Электроэнергетика. Типы электростанций, факторы и районы их размещения. Энергосистема. Проблемы ТЭК.

Практические работы:№ 7. Составление характеристики одного из угольных бассейнов

Металлургический комплекс. Состав, место и значение комплекса. Основные факторы размещения предприятий и главные металлургические базы.

Черная металлургия. География черной металлургии. Цветная металлургия. Основные черты географии металлургии легких и тяжелых металлов. Проблемы и перспективы развития комплекса.

Практические работы:

№ 8. Определение по картам главных факторов размещения черной и цветной металлургии

№ 9. Составление характеристики одной из металлургических баз страны.

Химико-лесной комплекс. Состав, место и значение. Главные факторы размещения предприятий. Роль химической промышленности, отраслевой состав. География химико-лесного комплекса: основные базы. Проблемы и перспективы развития комплекса.Практические работы:

№ 10. Составление характеристики одной из баз химико-лесного комплекса.

Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение. Факторы размещения итипы предприятий АПК.

Сельское хозяйство: отраслевой состав. Главные районы размещения земледелия и животноводства.

Пищевая промышленность и легкая: отраслевой состав, основные районы и центры размещения. АПК и окружающая среда.

Инфраструктурный комплекс. Состав, место и значение. Влияние транспорта на размещение населения и хозяйства России.

Особенности разных видов транспорта. Важнейшие магистрали и узлы. Виды связи, их значение, размещение.

Социальная инфраструктура. Проблемы и перспективы развития.

Практические работы:

№ 11. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.

Раздел 4. География крупных регионов России (21ч)

Районирование России . Виды районирования территории России. Различия территорий по условиям и степени хозяйственного освоения. Крупные природно- хозяйственные регионы страны: Север и Северо-запад, Центральная России, Поволжье, Европейский Юг, Урал, Сибирь и Дальний Восток.

Западный регион (14ч). Состав: Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал. Особенности географического положения, природы, истории развития, населения и специализация хозяйства регионов. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона. Его роль в жизни страны. Население, география важнейших отраслей хозяйства. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Практические работы.

№12. Составление схемы производственных связей СКЭР.

№13. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала. Пути решения экологических проблем.

Восточный регион (6ч). Состав: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Особенности географического положения, природы, истории развития, населения и специализация хозяйства регионов. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона. Его роль в жизни страны. Население, география важнейших отраслей хозяйства. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Практическая работа.

№ 14. Сравнительная характеристика хозяйства ЗСЭР и ВСЭР.

Раздел 5. Население и хозяйство Ростовской области (8ч).

Численность населения, его динамика. Естественное и механическое движение . возрастной и половой состав. Размещение населения. Национальный состав.

Основные отрасли экономики и межотраслевые комплексы. ТЭК, лесная промышленность, АПК и другие отрасли.

Экономическое районирование округа. Внешние экономические связи округа. Место округа в стране по основным показателям экономического развития. Основные формы внешнеэкономических связей округа.

Раздел 6. Россия в современном мире (2ч). Место России среди стран мира. Международные экономические связи, место в международном экономическом разделении труда.

Объекты Всемирного культурного наследия на территории России.

Раздел7.География своего края.Население и хозяйство Ростовской области.8 часов Особенности ЭГП Ростовской области, пограничные субъекты, размеры территории, протяженность границ Влияния ЭГП на особенности хозяйства и жизни населения; особенности быта и религий отдельных народов, различия в естественном приросте населения, темпах его роста, направления миграций . Изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства.

Практические работы :

№15. Особенности ЭГП Ростовской области и влияние его на экономическое развитие области.

№16. Составление характеристики главных отраслей специализации промышленности области






































III.Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела

Тема урока


Кол-во часов

Практические работы

Дата проведения

План

Факт


Введение

4




1

Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации.

1


03.09


2

Географическое положение и границы России.


1


№1Характеристика экономико-географического положения России.

04.09


3

Виды и уровни географического положения.


1


№2 Характеристика ЭГП России.

10.09


4

Государственная территория России.Тест


1


11.09



Население России

6




5

Исторические особенности заселения и освоения территории России.

1


17.09


6

Численность и естественный прирост населения.


1

№3. Определение по статистическим материалам показателей естественного прироста населения.

18.09


7

Национальный состав населения России

1

№4. Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ.

24.09


8

Рынок труда, занятость населения России. Миграции населения

1


25.09


9

Городское и сельское население. Расселение населения.

1

№5. Определение по картам размещения населения.

01.10


10

Итоговое повторение по теме «Население России»

1



02.10



Экономика Российской Федерации


3







11

География основных типов экономики на территории России.


1


08.10


12

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России.

1


09.10


13

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.

1


15.10



География отраслей и межотраслевых комплексов


24




14

Научный комплекс

1


16.10


15


Машиностроительный комплекс: роль, значение и проблемы развития.

1


22.10


16

Факторы размещения машиностроения.


1

№6. Определение по картам главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

23.10


17

География машиностроения

1


06.11


18

Роль, значение и проблемы топливно-энергетического комплекса.

1


12.11


19

Военно-промышленный комплекс (ВПК)

1


13.11


20

Топливная промышленность:

нефтяная и газовая

1


19.11


21

Топливная промышленность: угольная


1

№ 7. Составление характеристики одного из угольных бассейнов

20.11


22

Электроэнергетика

1


26.11


23

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества: состав и значение. Металлургический комплекс.

1


27.11


24

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса.

1

№ 8. Определение по картам главных факторов размещения черной и цветной металлургии.

03.12


25

Черная металлургия

1



04.12


26


Цветная металлургия

1

№ 9. Составление характеристики одной из металлургических баз страны.

10.12


27

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность.

1


11.12


28

Факторы размещения химических предприятий

1


17.12


29

Лесная промышленность

1

№ 10. Составление характеристики одной из баз химико-лесного комплекса.

18.12



30


Состав и значение агропромышленного комплекса.

1


24.12


31

Земледелие и животноводство.

1

№ 11. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.

25.12


32

Пищевая и лёгкая промышленность.

1


14.01


33

Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта.

1


15.01


34

Сухопутный транспорт

1


21.01


35

Водный и другие виды транспорта

1


22.01


36

Связь. Сфера обслуживания.

1


28.01


37

Итоговое повторение:География отраслей и межотраслевых комплексов

1


29.01



Региональная часть курса

21




38

Экономическое районирование России.

1


04.02


39

Общая характеристика Западного макрорегиона.

1


05.02


40

Центральная Россия. Состав, природные ресурсы, население.

1


11.02


41

Экономика Центральной России

1


12.02


42

Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный районы.

1


18.02


43


Северо-Западный район.

1


19.02


44

Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

1


25.02


45

Население и хозяйство Европейского Севера.

1


26.02


46

Европейский Юг – Северный Кавказ.

Географическое положение, природные

условия и ресурсы.

1



1


04.03


47

Население и хозяйство Европейского Юга.

1

№12. Составление схемы производственных связей СКЭР.

05.03


48

Поволжье. Географическое положение. Население

1


11.03


49

Хозяйство Поволжья.

1


12.03


50

Урал. Географическое положение. Население.

1


18.03


51

Хозяйство Урала.

1

№13. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала. Пути решения экологических проблем.

19.03


52

Итоговое повторение по Западному макрорегиону.



01.04


53


Восточный макрорегион. Общая характеристика.


1


02.04


54

Западная Сибирь.


1


08.04


55

Восточная Сибирь.


1

№ 14. Сравнительная характеристика хозяйства ЗСЭР и ВСЭР.

09.04


56

Дальний Восток.


1


15.04


57

Итоговое повторение по Восточному макрорегиону.

1


16.04


58

Обобщающее занятие по курсу « Население и хозяйство России».

1


22.04



Россия в современном мире

2




59

Россия в современном мире


1


23.04


60

Объекты мирового и культурного наследия России

1


29.04



География своего края. Население и хозяйство Ростовской области

7




61

Административно-территориальное устройство Ростовской области

1

№15. Особенности ЭГП Ростовской области и влияние его на экономическое развитие области.

30.04


62

Природно-ресурсный

потенциал области

1


06.05


63

Население Ростовской области.


1


07.05


64

Промышленность области.

География транспорта





1

№16. Составление характеристики главных отраслей специализации промышленности области

13.05


65

АПК области




1


14.05


66


География транспорта



20.05


67

Итоговый урок: экономическое развитие Ростовской области



21.05



В соответствии с календарным графиком работы МБОУ Талловеровской СОШ, расписанием уроков на 2018-2019 учебный год количество часов по географии в 9 классе составляет2 часа в неделю – 68 часов в год.

В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями в 2018г произошло уплотнение учебного материала до 67 часов в год. Недостаток учебного времени компенсирован путём интеграции тем курса. Программа будет пройдена за 67 часов.





























СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Методического совета

МБОУ Талловеровская СОШ

от «27» августа 2018г.№1

Никонова Н.Р./________/

подпись руководителя МС

СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР

Никонова Н.Р. /________/

подпись

27 августа 2018 года





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!