СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 8 класса (обучающиеся с ЗПР)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа пог географии

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 8 класса (обучающиеся с ЗПР)»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Азовская специальная школа № 7»


РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА

к утверждению

методическим объединением учителей естественно-математического цикла классов детей с задержкой психического развития

ГКОУ РО Азовской школы № 7

протокол № 1 от «_____» августа 2023


Руководитель _______ / Л.П. Гуренко


УТВЕРЖДАЮ

директор ГКОУ РО Азовской школы №7



____________ / И.П. Попова



Приказ №182 от «30» августа 2023





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«География»

8-А класс

(уровень основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития)



на 2023-2024 учебный год



Составитель: Гуровская Оксана Владимировна, учитель высшей категории.













г. Азов

2023 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Адаптированная рабочая программа по предмету «География» для 8-а класса (обучающиеся с задержкой психического развития) разработана на основе федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с

  1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 04.08.2023 года),

2.Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями на 11.12.2020 года).

3. Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,утвержденной приказом от 24.11.2022 № 1025.

 

4. Концепцией преподавания учебного предмета «География», опубликованной на портале «Образование» 30.12.2018

и на основании следующих документов:

- Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (в рамках ФГОС ООО 2 поколения) ГКОУ РО Азовской школы № 7.

- Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2023-2024 учебный год.

- Годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2023-2024 учебный год.

- Положения о рабочей программе учителя по учебному предмету, коррекционному курсу в соответствии с требованиями ФГОС ГКОУ РО Азовской школы № 7.

Программа ориентирована на использование УМК, который включает в себя:

-А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина – География. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций -10-е изд. –М.: Просвещение, 2023 год (включён в федеральный перечень учебников на 2023-2024 учебный год)

- Атлас и контурные карты по географии для 8 класса.

- Поурочные разработки. География. Природа России, А.И. Алексеев,2020 год.



















ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Учебный предмет «География» входит в предметную область «Общественно-научные предметы». Изучение предмета «География» обеспечивает формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности; формирует у обучающихся научное мировоззрение, освоение общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование). Освоение практического применения научных знаний основано на межпреметных связях с предметами «Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.

Предмет «География» направлен на формирование интереса к природному и социальному миру. Значимость предмета «География» для формирования жизненной компетенции обучающихся с ЗПР заключается в углублении представлений о целостной научной картине природного и социокультурного мира, в углублении представлений об отношениях человека с природой, обществом, другими людьми, государством, понимании взаимосвязей между деятельностью человека и состоянием природы, в накоплении разнообразных впечатлений, формировании потребности получать эти впечатления (на прогулках, в путешествиях) и делиться ими. Изучение данного предмета обучающимися с ЗПР способствует осознанию своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности. Предмет «География» дает благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического воспитания обучающихся с ЗПР.

Программа отражает содержание обучения предмету «География» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом «География» представляет определенную трудность для обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями мыслительной деятельности, внимания, памяти, речи, недостаточностью общего запаса знаний, пониженным познавательным интересом, трудностями самостоятельной организации своей учебной деятельности, сложностями при работе с текстом (определении в тексте значимой и второстепенной информации). Содержание программы позволяет совершенствовать познавательную деятельность обучающихся с ЗПР за счет овладения мыслительными операциями сравнения, обобщения, развития способности аргументировать свое мнение, формирования возможностей совместной деятельности.

Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «География» необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР, учет особенностей их развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и межпредметных связей, постепенное усложнение изучаемого материала; некоторый материал возможно давать в ознакомительном плане. При изучении географии обучающимися с ЗПР необходимо осуществлять взаимодействие на полисенсорной основе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цельобучения географии обучающихся с ЗПРзаключается вформировании географической картины мира; овладении знаниями о характере, сущности и динамике главных природных, экологических, социально-экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира; понимании главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значении охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира.

Цель учебного предмета заключается в обеспечении овладения обучающимися необходимым (определяемым стандартом) уровнем подготовки в области географии в единстве с развитием социальных компетенций, речевой и мыслительной деятельности, включая:

  1.  Воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;

  2.  Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;

  3.  Воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

  4.  Формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;

  5.  Формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

  6. Формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.

  7. Создать у учащихся целостное представление о Земле, как о планете людей, раскрыть разнообразие её природы и населения, ознакомить со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.


ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

-Образовательная –

-формирование у обучающихся с ЗПР представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира и их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального пользования;

-формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном, быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

-формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

-овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе экологических параметров;

-овладение основами картографической грамотности;

-овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

-формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

-развитие элементарных практических умений.

-формирование понятий об особенностях природы и природных ресурсах России, природных регионах страны;

-познание и изучение окружающей среды; выявление причинно-следственных связей;

-сравнение объектов, процессов и явлений; моделирование и проектирование;

-ориентирование на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах

-Воспитательная- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания окружающего мира и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности, воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народа.

-Развивающаяразвитие познавательных процессов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний.

-Коррекционная-коррекция познавательной деятельности обучающихся, развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану, коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале, коррекция пространственной ориентировки, развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты, коррекция эмоционально-волевой сферы.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ

Учебный предмет «География» является составной частью предметной области «Общественно-научные предметы»

Федеральный государственныйобразовательный стандарт основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает изучение предмета география в перечне обязательных предметов.

В соответствии с требованиями федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего образования на изучение географии в 8-а классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2023-2024 учебный год, утвержденными приказом от 30.08.2023 № 182, рабочая программа составлена на 66 часов с учетом выходных и праздничных дней.

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЁ СОДЕРЖАНИЯ

В программу внесены некоторые изменения в связи с учётом специфических особенностей обучающихся. Текстовый материал учебникачасто используется в ознакомительных целях для чтения, а основной материал – перерабатывается, сокращается, упрощается, обогащается схемами.

Обучение строится с использованием таблиц, рисунков, презентаций, карт и диаграмм.



ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Учебная дисциплина «География» направлена на формирование у обучающихся с задержкой психического развития комплексного, системного и социально ориентированного представления о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Также благодаря географическому образованию происходит формирование ценностных ориентиров, обучающиеся обретают способность к оценке экологических и социально-экономических процессов и явлений.

География синтезирует различные компоненты общественно-научного и естественно-научного знания. В рамках данного учебного курса осуществляется реализация сквозных направлений современного образования. В их числе социологизация, гуманизация, экономизация, экологизация. В совокупности они играют важную роль в формировании общей культуры обучающихся, обеспечивают осознание тесной взаимосвязи, существующей между естественными и общественными дисциплинами, природой и обществом в целом.

Предметное содержание географии содействует воспитанию социальной активности, любви своей многонациональной Родине, патриотизма, уважения к иным традициям, культурным ценностям, вероисповеданию и др. Всё это предстаёт в качестве мощного социализирующего фактора обучающихся с задержкой психического развития, их инкультурации. На этой основе складывается потребность следовать ценностным ориентирам общества; способность критически осмысливать личный опыт и опыт окружающих людей, руководствоваться в своих поступках нормами морали и нравственности.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные результаты:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

-гуманистические ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальному ровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

-представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

-осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

-готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты:

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,

-умения управлять своей познавательной деятельностью;

-умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

-Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

-Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

-Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

-Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

-Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и

Интернет).

-Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

-В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

-Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

– организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.

-Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

-Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

-Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

-Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

Коммуникативные УУД:

-Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

-В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

-Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

-Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

-Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся:

Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;

-Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;


Предметные результаты:


Базовый уровень

Обучающийся научится

Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться

РАЗДЕЛ 2. Географическое пространство России.

- характеризовать основные этапы истории формирования и изучения территории России;

находить в различных источниках информации факты, позволяющие определить вклад российских учёных и путешественников в освоение страны;

характеризовать географическое положение России с использованием информации из различных источников;

различать федеральные округа, крупные географические районы и макрорегионы России;

приводить примеры субъектов Российской Федерации разных видов и показывать их на географической карте;

оценивать влияние географического положения регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

использовать знания о государственной территории и исключительной экономической зоне, континентальном шельфе России, о мировом, поясном и зональном времени для решения практико-ориентированных задач;

оценивать степень благоприятности природных условий в пределах отдельных регионов страны;

приводить примеры рационального и нерационального природопользования;


-составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;

-самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;

-оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

РАЗДЕЛ 2. ПРИРОДА РОССИИ.

использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

называть географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны, отдельных регионов и своей местности;

объяснять распространение по территории страны областей современного горообразования, землетрясений и вулканизма;

применять понятия «плита», «щит», «моренный холм», «бараньи лбы», «бархан», «дюна» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

применять понятия «солнечная радиация», «годовая амплитуда температур воздуха», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

различать понятия «испарение», «испаряемость», «коэффициент увлажнения»; использовать их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

описывать и прогнозировать погоду территории по карте погоды;

использовать понятия «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт» для объяснения особенностей погоды отдельных территорий с помощью карт погоды;

проводить классификацию типов климата и почв России;

распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей среды;

показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные формы рельефа, крайние точки и элементы береговой линии России; крупные реки и озёра, границы климатических поясов и областей, природно-хозяйственных зон в пределах страны; Арктической зоны, южной границы распространения многолетней мерзлоты;

приводить примеры мер безопасности, в том числе для экономики семьи, в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

приводить примеры рационального и нерационального природопользования;

выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей населения России;

приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным условиям на территории страны;

сравнивать особенности компонентов природы отдельных территорий страны;

объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий страны;

находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять закономерности распространения гидрологических, геологических и метеорологических опасных природных явлений на территории страны;




РАЗДЕЛ 3. Население России.

- использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре и размещении населения, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

применять понятия "рождаемость", "смертность", "естественный прирост населения", "миграционный прирост населения", "общий прирост населения", "плотность населения", "основная полоса (зона) расселения", "урбанизация", "городская агломерация", "поселок городского типа", "половозрастная структура населения", "средняя прогнозируемая "рабочая сила", "безработица", "рынок труда", для решения учебных задач.

сравнивать показатели воспроизводства и качества населения России с мировыми п различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, ее отдельных регионов.

-оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.


-проводить классификацию населенных пунктов и регионов России по заданным основаниям

-приводить примеры особо охраняемых природных территорий России и своего края, животных и растений, занесённых в Красную книгу России


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

п/п

Раздел (тема) программы

Кол-во часов

Система оценки индивидуальных достижений обучающихся (виды и формы текущего контроля)

1.

РАЗДЕЛ 1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ.

Тема 1. История формирования и освоения территории России

История освоения и заселения территории современной России в XI—XVI вв. Расширение территории России в XVI—XIX вв. Русские первопроходцы. Изменения внешних границ России в ХХ в. Воссоединение Крыма с Россией.

Практическая работа

Представление в виде таблицы сведений об изменении границ России на разных исторических этапах.

Тема 2. Географическое положение и границы России

Государственная территория России. Территориальные воды. Государственная граница России. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации. Географическое положение России. Виды географического положения. Страны — соседи России. Ближнее и дальнее зарубежье. Моря, омывающие территорию России.

Тема 3. Время на территории России

Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России. Местное, поясное и зональное время: роль в хозяйстве и жизни людей.

Практическая работа

Определение различия во времени для разных городов России по карте часовых зон.

Тема 4. Административно-территориальное устройствоРоссии. Районирование территории

Федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие. Основные виды субъектов Российской Федерации. Федеральные округа. Районирование как метод географических исследований и территориального управления. Виды районирования территории. Макрорегионы России: Западный (Европейская часть) и Восточный (Азиатская часть); их границы и состав. Крупные географические районы России: Европейский Север России и Северо-Запад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал, Сибирь и Дальний Восток.

Практическая работа

1. Обозначение на контурной карте и сравнение границ федеральных округов и макрорегионов.

15 часов.

Практические работы

Географический

1.

РАЗДЕЛ 1. –ПРИРОДА РОССИИ.

Тема 1. Природные условия и ресурсы России

Природные условия и природные ресурсы. Классификации природных ресурсов. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Принципы рационального природопользования и методы их реализации. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Основные ресурсные базы. Природные ресурсы суши и морей, омывающих Россию.

Практическая работа

 Характеристика природно-ресурсного капитала Ростовской области по картам и статистическим материалам.

Тема 2. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Основные этапы формирования земной коры на территории России. Основные тектонические структуры на территории России. Платформы и плиты. Пояса горообразования. Геохронологическая таблица. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых по территории страны.

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Опасные геологические природные явления и их распространение по территории России. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Особенности рельефа своего края.

Практические работы.

Объяснение распространения по территории России опасных геологических явлений.

 Объяснение особенностей рельефа своего края.

Тема 3. Климат и климатические ресурсы

Факторы, определяющие климат России. Влияние географического положения на климат России. Солнечная радиация и её виды. Влияние на климат России подстилающей поверхности и рельефа. Основные типы воздушных масс и их циркуляция на территории России. Распределение температуры воздуха, атмосферных осадков по территории России. Коэффициент увлажнения.

Климатические пояса и типы климатов России, их характеристики. Карты погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные метеорологи­ческие явления. Практические работы

 Описание и прогнозирование погоды территории по карте погоды.

 Определение и объяснение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества атмосферных осадков.

Оценка влияния основных климатических показателей на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

Тема 4. Моря России. Внутренние воды и водные ресурсы

Моря как аквальные ПК. Реки России. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Опасные гидрологические природные явления и их распространение по территории России. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России.

Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Практические работы

Сравнение особенностей режима и характера течения двух рек России.

 Объяснение распространения опасных гидрологических природных явлений на территории страны.

Тема 5. Природно-хозяйственные зоны

Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные зональные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Почвенные ресурсы России. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением.

Богатство растительного и животного мира России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов.

Высотная поясность в горах на территории России.

Природные ресурсы природно-хозяйственных зон и их использование, экологические проблемы. Прогнозируемые последствия изменений климата для разных природно-хозяйственных зон на территории России.

Особо охраняемые природные территории России и своего края.

Практические работы

Объяснение различий структуры высотной поясности в горных системах.

2. Анализ различных точек зрения о влиянии глобальных климатических изменений на природу, на жизнь и хозяйственную деятельность населения на основе анализа нескольких источников информации.

Тестирование по разделу

36 часов



Практические работы

Географический диктант

Тест

3.

РАЗДЕЛ 3. –НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ.

Тема 1. Численность населения России

Динамика численности населения России в XX—XXI вв. и факторы, определяющие её. Переписи населения России. Естественное движение населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения России и их географические различия в пределах разных регионов России. Общий прирост населения. Миграции (механическое движение населения). Внешние и внутренние миграции. Эмиграция и иммиграция. Миграционный прирост населения. Причины миграций и основные направления миграционных потоков. Причины миграций и основные направления миграционных потоков России в разные исторические периоды. Государственная миграционная политика Российской Федерации.

Практическая работа

1. Определение по статистическим данным общего, естественного (или) миграционного прироста населения отдельных субъектов (федеральных округов) Российской Федерации.

Тема 2. Территориальные особенности размещения населения России

Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Плотность населения как показатель освоенности территории. Различия в плотности населения в географических районах и субъектах Российской Федерации. Городское и сельское население. Виды городских и сельских населённых пунктов. Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские агломерации. Классификация городов по численности населения. Сельская местность и современные тенденции сельского расселения.

Тема 3. Народы и религии России

Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Языковая классификация народов России. Крупнейшие народы России и их расселение. География религий. Практическая работа.

Россия –многонациональное государство.

Тема 4. Половой и возрастной состав населения России

Половой и возрастной состав населения России. Половозрастная структура населения России в географических районах и субъектах Российской Федерации и факторы, её определяющие. Половозрастные пирамиды. Демографическая нагрузка.

Практическая работа

 Объяснение динамики половозрастного состава населения России на основе анализа половозрастных пирамид.

Тема 5. Человеческий капитал России

Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы, рабочая сила. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости населения России и факторы, их определяющие.

Практическая работа

Классификация Федеральных округов по особенностям естественного и механического движения населения.

Тестирование «Численность и размещение населения»

15 часов




Практические работы

Проверочная работа.

Тест



Форма промежуточной аттестации по географии в 8-а классе –контрольное тестирование.





























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

п/п

Содержаниеучебногоматериала

Кол-вочасов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Использование электронных или цифровых учебно-методических материалов.

РАЗДЕЛ 1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ–15 часов.



1.

Тема 1. История формирования и освоения территории России.

История освоения и заселения территории современной России в XI—XVI вв. Расширение территории России в XVI—XIX вв. Русские первопроходцы

1

Характеризовать основные этапы истории формирования и изучения территории России;

находить в различных источниках информации факты, позволяющие определить вклад российских учёных и путешественников в освоение страны;

характеризовать географическое положение России с использованием информации из различных источников;

Знать границы Российской Федерации и соседние государства;

Работать с атласом и контурными картами, Выполнять практические работы, отвечать на вопросы тестирований.

Характеризовать моря России.

Определять поясное время в различных регионах России.

Знать регионы России, раскрывать понятие «административно-территориальное устройство России», «федеральные округа» «субъекты Федерации», «федеральные округа»

Выполнять практические работы по теме.

Находить на карте крупные географические районы России.







Мультимедийные презентации, видеоуроки, иллюстрации























Видеоуроки, презентации,

2.

Изменения внешних границ России в ХХ в. Воссоединение Крыма с Россией. Практическая работа 1. Представление в виде таблицы сведений об изменении границ России на разных исторических этапах.

1

3.

Тема 2. Географическое положение и границы России.

Государственная территория России. Территориальные воды. Государственная граница России

1

4.

Страны — соседи России.

1

5.

Географическое положение России. 

1

6.

Моря, омывающие территориюРоссии.

1

7.

Обобщение и повторение

1

8.

Тема 3. Время на территории России.

Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России.

1

9.

Практическая работа2. Определение различия во времени для разных городов России по карте часовых зон.

1

10.

Тема 4. Административно-территориальное устройство России.

Федеративное устройство России.

1

11.

Административное тестирование.

1

12.

Федеральные округа. Виды районирования территории.


13.

Макрорегионы России: Западный (Европейская часть) и Восточный (Азиатская часть); их границы и состав.

1

14.

Крупные географические районы России. Практическая работа 3.Обозначение на контурной карте границ федеральных округов и макрорегионов

1

15.

Тестирование по разделу «Географическое пространство России»

1

РАЗДЕЛ 3.ПРИРОДА РОССИИ- 36 часов.

16.

Тема 1. Природные условия и ресурсы России.

Природные условия и природные ресурсы. Классификации природных ресурсов

1

Определять основные этапы формиро­вания земной коры на территории России по геологической карте и гео­хронологической таблице.


Определять по карте возраст наиболее древних участков на территории России.



Выявлять зависимость между тектони­ческим строением, рельефом и раз­мещением минеральных ресурсов на основе сравнения и сопоставления физической карты и карты строения земной коры.


Наносить на контурную карту месторождения полезных иско­паемых.
















В паре с одноклассником формулировать экологические пробле­мы, связанные с добычей полезных ископаемых России и проблемах их рационального использования.

Рабо­тать индивидуально или в группах.

Выявлять факторы, определяющие кли­мат России.

Раскрывать влияние геог­рафического положения и морских те­чений на климат России.

Определять по картам климатические показатели (атмосферное давление, средние тем­пературы января и июля, среднегодо­вое количество осадков) для разных населённых пунктов.

Определять по синоптической карте особенности пого­ды.

Выполнять практические работы.


Выявлять особенности морей России. Наносить на контурную карту моря омывающие берега России, Северный морской путь, крупные порты. Систематизировать информацию о преобразовании рек человеком.


Уста­навливать причинно-следственные свя­зи. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.



Определять принадлежность рек к различным океанам, роль рек в жизни населения.

Сравнивать особенности режима и характера течения рек.

Знать крупные озёра России и их происхождение.


Описывать неравномерность распределения водных ресурсов по территории России и их роль в хозяйственной деятельности населения.

Наносить на контурную карту внутренние воды России и Ростовской области.



Определять механический состав и структуру почв, их различие.

Выде­лять на типовой схеме почвенного профиля основные слои почвы, их особенности.


Выявлять основные фак­торы почвообразования.


Интерпрети­ровать и обобщать информацию.


При работе в паре или группе обменивать­ся с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении.


Знать и уметь описывать природно-хозяйственные зоны России, выполнять практические работы по данной теме.


Объяснять различия в структуре высотной поясности в горах.


Знать особо охраняемые территории России и их значение.


Объяснять взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов природно-хозяйственных зон России.

Выполнить тестирование по разделу.




Иллюстрации, карты, таблицы, презентации
























Иллюстрации, карты, таблицы, презентации



































Видеоуроки,карты, таблицы, презентации



17.

Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Практическая работа5. Характеристика природно-ресурсного капитала Ростовской области.

1

18.

Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования

1

19.

Тема 2. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России.

Основные этапы формирования земной коры на территории России


20.

Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России.


21.

Зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых по территории страны


22.

Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования

1

23.

Влияние внешних процессов на формирование рельефа.

1

24.

Опасные геологические природные явления.Практическая работа 6. Объяснение распространения по территории России опасных геологических явлений"

1

25.

Изменение рельефа под влиянием деятельности человека

1

26.

Особенности рельефа своего края. Практическая работа 7. Объяснение особенностей рельефа своего края"

1

27.

Тема 2. Климат и климатические ресурсы России.

Факторы, определяющиеклиматРоссии.

1

28.

Основные типы воздушных масс и их циркуляция на территории России.Практическая работа 8. Описание и прогнозирование погоды территории по карте погоды"

1

29.

Распределение температуры воздуха по территории России

1

30.

Распределение атмосферных осадков по территории России.

1

31

Климатические пояса и типы климатов Росси. Практическая работаи7. Типы климатов России.

1

32.

Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения

1

33.

Особенности климата Ростовской области. Практическая работа8. Оценка влияния основных климатических показателей на жизнь и хозяйственную деятельность населения

1

34.

Тема 3. Моря России. Внутренние воды и водные ресурсы.

Моря как аквальные ПК

1

35.

Реки России. Распределение рек по бассейнам океанов России. Практическая работа9. Объяснение распространения опасных гидрологических природных явлений на территории страны.

1

36.

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Практическая работа9. Сравнение особенностей режима и характера течения двух рек России"

1

37.

Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземныеводы.

1

38.

Ледники. Многолетняя мерзлота и её влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения

1

39.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Практическая работа10. Внутренние воды Ростовской области.

1

40.

Тестирование по разделу «Природа России»

1

41.

Тема 4. Природно-хозяйственные зоны.

Почва — особый компонент природы

1

42.

ПочвенныересурсыРоссии.

1

43.

Богатство растительного и животного мира России:

1

44.

Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов.

1

45.

Арктическая пустыня, тундра и лесотундра.

1

46.

Тайга.

1

47.

Смешанные и широколиственныелеса.

1

48.

Степи и лесостепи. Пустыни и полупустыни.

1

49.

Высотная поясность в горах на территории России. Практическая работа11. Объяснение различий структуры высотной поясности в горных системах

1

50.

Особо охраняемые природные территории России.

1

51.

Тестирование по теме «Природно-хозяйственные зоны»

1

РАЗДЕЛ 3. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ – 15часов.

52.

Тема 1. Численность населения России.

Динамика численности населения России в XX—XX в.

1



Определять место России в мире по численности на основе анализа статистических данных.


Определять и сравнивать показатели естественного прироста в разных частях страны, в своём регионе по статистическим данным.

Наблюдать динамику численности на основе анализа графика «Темпы роста населения России и демографические кризисы в разные исторические периоды.


Прогнозировать темпы роста населения России её отдельных территорий.

Интерпретировать и обобщать информацию.


При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении.


Определять типы и причины внут­ренних и внешних миграций.

Подго­тавливать и обсуждать презентации об основных направлениях миграци­онных потоков на разных этапах

исторического развития России.


Оп­ределять основные направления сов­ременных миграционных потоков на территории России по тематической карте.


Определять территории России с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли по статистическим данным.

Выявлять на основе анализа карты влияние мигра­ций на изменение численности насе­ления регионов России. Интерпрети­ровать и обобщать информацию.


При работе в паре или группе обменивать­ся с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении.

Формулировать оценочные суждения о динамике, уровне и структуре социально-экономического развития России, месте и роли России в мире.






Видеоуроки,карты, таблицы, презентации




































53.

Естественное движение населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения России и их географические различия.

1

54.

Внешние и внутренние миграции населения. Практическая работа12. Определение по статистическим данным общего, естественного (или) миграционного прироста населения отдельных субъектов России.

1

55.

Тема 2. Территориальные особенности размещения населения России.

Географические особенности размещения населения России.

1

56.

Виды городских и сельских населённых пунктов. Урбанизация в России. 

1

57.

Функции городов.

1

58.

Тема 3.Народы и религии России.

Крупнейшие народы России и их расселение. Практическая работа 13. Россия — многонациональное государство.

1

59.

География религий.

1

60.

Языковая классификация народов России. 

1

61.

Тема 4. Половой и возрастной состав населения России.

Половозрастная структура населения России. 

1

62.

Половозрастные пирамиды.Практическая работа14. Объяснение динамики половозрастного состава населения России.

1

63.

Демографическая нагрузка.

1

64.

Тема 5. Человеческий капитал России.

Понятие человеческого капитала. Практическая работа 15. Классификация Федеральных округов по особенностям естественного и механического движения населения"

1

65.

Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны

1

66.

Тестирование по разделу «Население России».

1



Тематическое планирование по географии для 8«а» класса составлено с учётом Программы воспитания ГКОУ РО Азовской школы №7. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания основного общего образования:

-развитие ценностного отношения к труду как к основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

-развитие ценностного отношения к знаниям как к интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

-развитие ценностного отношения к своему отечеству, своей малой и большой Родине как к месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

-развитие ценностного отношения к природе как к источнику жизни на Земле, основе самого её существования, нуждающейся в защите.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

п/п

Наименование

Перечень материально-технического обеспечения

1.

Печатные пособия

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

1.А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина – География. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций -10-е изд. –М.: Просвещение, 2023 год

2.Атлас по географии для 8 класса с набором контурных карт.

3.С.П.Дубинина. География. 8 класс. Практические и самостоятельные работы. Москва, Просвещение, 2019.

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

1.А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина – География. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций -10-е изд. –М.: Просвещение, 2023 год

2.Атлас по географии для 8 класса с набором контурных карт.

3.В.В. Николина. География. 8 класс. Поурочные разработки, Москва, Просвещение, 2019.


4.С.П.Дубинина. География. 8 класс. Практические и самостоятельные работы. Москва, Просвещение, 2019.

2.

Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

Разработки презентаций к урокам географии 8 класс.

3.

Технические средства обучения (средства ИКТ)

Тренажёр по географии для 8 класса.


4.

Цифровые образовательные ресурсы

  1. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  2. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  3. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

  4. Электронные пособия по географии для школьников http://learning-russian.gramota.ru

  5. Русское географическое общество. URL: http://www.rgo.ru/ru

  6. Институт географии РАН. Информационный портал. URL: http://igras.ru/index.php

  7. Олимпиады для школьников. URL: https://olimpiada.ru/main

  8. Федеральный институт педагогических измерений. URL: http://www.fipi.ru/

  9. Контурные карты России и мира. URL: http://www.edu.ru/maps/

  10. GoogleEarth – весь мир перед Вами. URL: http://www.google.com/earth/

  11. Вокруг света – первый познавательный портал. URL: http://www.vokrugsveta.ru/


5.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Таблицы и раздаточный материал по географии для 8 класса.

6.

Натуральные объекты

Гербарий, раздаточный материал (горные породы)

7.

Демонстрационные пособия

Карты настенные (Физическая карта полушарий, Физическая карта России, Физическая карта мира, физическая, климатическая, политическая, почвенная карта России, карта полезных ископаемых), таблицы.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 8 «А» класс.

урока

Содержание учебного материала.

Кол-во часов

Дата проведения



Раздел 1. Географическое пространство России-15 часов.

1.

Тема 1. История формирования и освоения территории России.

История освоения и заселения территории современной России в XI—XVI вв. Расширение территории России в XVI—XIX вв. Русские первопроходцы

1

04.09


2.

Изменения внешних границ России в ХХ в. Воссоединение Крыма с Россией. Практическая работа 1. Представление в виде таблицы сведений об изменении границ России на разных исторических этапах на основе анализа географических карт"

1

06.09


3.

Тема 2. Географическое положение и границы России.

Государственная территория России. Территориальные воды. Государственная граница России

1

11.09


4.

Страны — соседи России.

1

13.09


5.

Географическое положение России. 

1

18.09


6.

Моря, омывающие территориюРоссии.

1

20.09


7.

Обобщение и повторение

1

25.09



8.

Тема 3. Время на территории России.

Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России.

1

27.09


9.

Практическая работа2. Определение различия во времени для разных городов России по карте часовых зон.

1

02.10


10.

Тема 4. Административно-территориальное устройство России.

Федеративное устройство России.

1

04.10


11.

Административное тестирование.

1

09.10


12.

Федеральные округа. Виды районирования территории.


11.10


13.

Макрорегионы России.

1

16.10


14.

Крупные географические районы России. Практическая работа 2.Обозначение на контурной карте границ округов"

1

18.10


15.

Тестирование по разделу «Географическое пространство России»

1

23.10


Раздел 2. Природа России –36 часов.


16.


Тема 1. Природные условия и ресурсы России.

Природные условия и природные ресурсы. Классификацииприродныхресурсов

1

23.10


17.

Природно-ресурсный капитал России. Практическая работа3. Характеристика природно-ресурсного капитала Ростовской области.

1

25.10


18.

Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования

1

08.11



19.

Тема 2. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России.

Основные этапы формирования земной коры на территории России.

1

13.11


20.

Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России

1

15.11


21.

Зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых по территории страны

1

20.11


22.

Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования

1

22.11


23.

Влияние внешних процессов на формирование рельефа.

1

27.11


24.

Опасные геологические природные явления.Практическая работа 4. Объяснение распространения по территории России опасных геологических явлений"

1

29.11


25.

Изменение рельефа под влиянием деятельности человека

1

04.12


26.

Особенности рельефа своего края. Практическая работа 5. Объяснение особенностей рельефа своего края"

1

06.12



27.

Тема 2. Климат и климатические ресурсы России.

Факторы, определяющие климатРоссии.

1

11.12


28.

Основные типы воздушных масс.Практическая работа 6. Описание погоды территории по карте погоды"

1

13.12


29.

Распределение температуры воздуха по территории России

1

18.12


30.

Распределение атмосферных осадков по территории России.

1

20.12


31.

Климатические пояса и типы климатов Росси. Практическая работаи7. Типы климатов России.

1

25.12


32.

Влияние климата на жизнь населения

1

27.12


33.

Особенности климата Ростовской области. Практическая работа8. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения

1

10.01



34.

Тема 3. Моря России. Внутренние воды и водные ресурсы.

Моря как аквальные ПК

1

15.01


35.

Реки России. Практическая работа9. Объяснение распространения опасных гидрологических природных явлений на территории страны.

1

17.01


36.

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Практическая работа10. Сравнение особенностей режима и характера течения двух рек России"

1

22.01


37.

Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземныеводы.

1

24.91


38.

Ледники. Многолетняя мерзлота и её влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения

1

29.01


39.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Практическая работа11. Внутренние воды Ростовской области.

1

31.01


40.

Тестирование по разделу «Природа России»

1

05.02


41.

Тема 4. Природно-хозяйственные зоны.

Почва — особый компонент природы

1

07.02


42.

ПочвенныересурсыРоссии.

1

12.02


43.

Богатство растительного и животного мира России:

1

14.02


44.

Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов.

1

19.02


45.

Арктическая пустыня, тундра и лесотундра.

1

21.02


46.

Тайга.

1

26.02


47.

Смешанные и широколиственные леса.

1

28.02


48.

Степи и лесостепи. Пустыни и полупустыни.

1

04.03


49.

Высотная поясность в горах на территории России. Практическая работа12. Объяснение различий структуры высотной поясности в горных системах

1

06.03


50.

Особо охраняемые природные территории России.

1

11.03


51.

Тестирование по теме «Природно-хозяйственные зоны»

1

13.03


Раздел 2. Население России – 15 часов.


52.

Тема 1. Численность населения России.

Динамика численности населения России в XX—XX в.

1

18.03


53.

Естественное движение населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения России и их географические различия.

1

20.03


54.

Внешние и внутренние миграции населения. Практическая работа13. Определение по статистическим данным общего, естественного (или) миграционного прироста населения отдельных субъектов России.

1

01.04



55.

Тема 2. Территориальные особенности размещения населения России.

Географические особенности размещения населения России.

1

03.04


56.

Виды городских и сельских населённых пунктов. Урбанизация в России. 

1

08.04


57.

Функции городов.

1

10.04


58.

Тема 3.Народы и религии России.

Крупнейшие народы России и их расселение. Практическая работа 14. Россия — многонациональное государство.

1

15.04


59.

География религий.

1

17.04


60.

Языковая классификация народов России. 

1

22.04


61.

Тема 4. Половой и возрастной состав населения России.

Половозрастная структура населения России. 

1

06.05


62.

Половозрастные пирамиды.Практическая работа15. Объяснение динамики половозрастного состава населения России.

1

08.05


63.

Демографическая нагрузка.

1

13.05



64.

Тема 5. Человеческий капитал России.

Понятие человеческого капитала. Практическая работа 16. Классификация Федеральных округов по особенностям естественного и механического движения населения"

1

15.05


65.

Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны.

1

20.05


66.

Тестирование по разделу «Население России»

1

22.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!