СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 8 класса (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по  географии

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 8 класса (слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся)»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Азовская специальная школа № 7»


РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА

к утверждению

методическим объединением учителей гуманитарного цикла классов для детей с нарушениями слуха

ГКОУ РО Азовской школы № 7

протокол № 1 от «29» августа 2022


Руководитель _______ / Е.Н. Бондаренко


УТВЕРЖДАЮ

директор ГКОУ РО Азовской школы №7



____________ / И.П. Попова



Приказ №175 от «30» августа2022





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«География»

8-Б класс

(слабослышащие и позднооглохшие)

(уровень основного общего образования для обучающихся с нарушениями слуха)



на 2022-2023 учебный год





Количество часов:34

Составитель: Гуровская Оксана Владимировна,

учитель высшей категории.







г. Азов

2022 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Адаптированная рабочая программа по предмету «География» для 8 –б класса(слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся) разработана на основе примерной программы по географии для общеобразовательных учреждений и авторской программы В.В. Николина, А.В. Алексеев, Е.К. Липкин «География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда» 5-9 классы», Москва «Просвещение» 2020 год, под редакцией В.В. Николиной, допущенных Министерством образования и науки РФ в соответствии с

  1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (сизменениями от 14.07.2022 года),

  2. Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 года № 1089 (с изменениями на 07.06.2017 года).

  3. Концепцией развития географического образования в Российской Федерации, (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения и науки РФ от 24.12.2018года)

и на основании следующих документов:

- Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования слабослышащих и позднооглохших (в рамках ФК ГОС) ГКОУ РО Азовской школы № 7.

- Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы №7 на 2022-2023 учебный год.

- Годового календарного учебного плана-графика работы ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2022-2023 учебный год.

- Положения о рабочей программе учителя по учебномупредмету, коррекционному курсув соответствии с требованиями ФГОС ГКОУ РО Азовской школы № 7.

Программа ориентирована на использование УМК, который включает в себя:


-А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина – География. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций -10-е изд. –М.: Просвещение, 2021 год (включён в федеральный перечень учебников на 2022-2023 учебный год)

- Атлас и контурные карты по географии для 8 класса.

- Поурочные разработки. География. Природа России, А.И. Алексеев,2020 год.



























ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

География в основной школе — предмет, формирующий у обу­чающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.

Учебная дисциплина «География» является составной частью предметной области «Общественно-научные предметы».

Данный курс направлен на формирование у обучающихся с нарушениями слуха комплексного, системного и социально ориентированного представления о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Также благодаря географическому образованию, реализующемуся на основе АООП ООО (вариант 2.2) обучающиеся обретают способность к оценке экологических и социально-экономических процессов и явлений.

Весомой является роль курса «География» в коррекции вторичных нарушений, обеспечении компенсирующего пути развития обучающихся с нарушениями слуха. Так, в связи с необходимостью освоения широкого спектра научных понятий и представлений, анализа географических объектов, фактов, условий и др. обучающиеся поставлены перед необходимостью осваивать «географический язык», рассуждать, пользоваться разнообразными источниками получения информации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, что стимулирует развитие речевой и мыслительной деятельности.

Учебная дисциплина «География» обладает значительным воспитательным потенциалом. Её предметное содержание содействует воспитанию социальной активности, любви к своей многонациональной Родине, патриотизма, уважения к иным традициям, культурным ценностям, вероисповеданию и др. Всё это предстаёт в качестве мощного социализирующего фактора обучающихся с нарушением слуха. На его основе складывается потребность следовать ценностным ориентирам общества; способность критически осмысливать личный опыт и опыт окружающих людей, руководствоваться в своих поступках нормами морали и нравственности.

Одним из условий, обеспечивающих достижение предметных, метапредметных и личностных результатов учебной дисциплины, является включение обучающихся в доступные им виды деятельности посредством реализации тех или иных направлений внеурочной работы, в числе которых научно-познавательное, туристско-краеведческое, культурно-просветительное, музейно-оформительское и издательское, страноведческое, экологическое, экономическое, трудовое и др. Наряду с этим немаловажным для достижения планируемых результатов является используемый в образовательной организации спектр форм внеурочной деятельности (географические кружки, факультативы, секции, клубы, конференции, олимпиады, вечера, устные журналы, викторины, игры и / или др.).

«География» относится к числу учебных дисциплин, по которой может осуществляться выполнение итоговой индивидуальной проектной работы. Выбор темы проекта осуществляется с учётом личностных предпочтений и возможностей каждого обучающегося с нарушением слуха. Опыт проектной деятельности будет полезен как в учебном процессе, так и в социальной практике.








МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.


ЦЕЛИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цель учебного предмета заключается в обеспечении овладения обучающимися необходимым (определяемым стандартом) уровнем подготовки в области географии в единстве с развитием социальных компетенций, речевой и мыслительной деятельности, включая:

  1. Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:

  2.  Воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;

  3.  Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;

  4.  Воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

  5.  Формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;

  6.  Формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

  7. Формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.

  8. Создать у учащихся целостное представление о Земле, как о планете людей, раскрыть разнообразие её природы и населения, ознакомить со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера.

Изучение географии в 8 классе направлено на достижение следующих основных целей:

-Формирование целостного представления об особенностях природы. Населения и хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся. Выработка умений и навыков социальной адаптации и ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.

-формирование представления о России как о целостном географическом регионе и как о субъекте мирового (глобального) пространства.

-создание образа родного края. Научить сравнивать его с другими регионами России.

-формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды.


ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

-Образовательные:

-содействие овладению обучающимися с нарушениями слуха системой географических знаний как компонентом научной картины мира, включая знания о различных видах географического положения России, о природе, населении, хозяйстве, регионах страны, об особенностях природопользования;

– формирование на конкретных примерах представлений о многообразии современного географического пространства на разных (от локального до глобального) его уровнях как одного из условий овладения географической картиной мира;

– развитие представлений о характере, сущности и динамике главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

– развитие способности к осознанию главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития; достижение понимания обучающимися с нарушениями слуха значения.

- охраны окружающей среды и рационального природопользования;

– содействие осознанию закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами;

– развитие представлений о зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

– выработка понимания общественной потребности в географических знаниях

-формирование понятий об особенностях природы и природных ресурсах России, природных регионах страны;

-познание и изучение окружающей среды; выявление причинно-следственных связей;

-сравнение объектов, процессов и явлений; моделирование и проектирование;

-ориентирование на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;

-соблюдение норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

Воспитательные:

- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;

- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.

Развивающие:

- развитие интеллектуальных особенностей личности;

- различие способности личности справляться с различными задачами;

- развитие коммуникативной компетенции учащихся.

-Коррекционные:

-работа над развитием слухового восприятия детей на речевом материале предмета(словарь, понятия, инициативная речь), корректировка произносительной стороны речи (ударение, интонация, темп, нормы орфоэпии, сила голоса).


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ

Учебный предмет География является составной частью предметной области «Общественно-научные предметы»

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования предусматривает изучение предмета география в перечне обязательных предметов.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение географии в 8-б классе отводится 1час в неделю, 35 часов в год.

В соответствии с расписанием, учебным планом-графиком ГКОУ РО Азовской школы № 7 на 2022-2023 учебный год, утвержденными приказом от 30.08.2022 № 175, рабочая программа составлена на34 часа с учетом выходных и праздничных дней.

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ

В программу внесены некоторые изменения в связи с учётом специфических особенностей слабослышащих обучающихся. Текстовый материал учебника используется в ознакомительных целях для чтения, а основной материал – перерабатывается, сокращается, упрощается, обогащается схемами. При изучении различных оболочек Земли отводится время на региональный компонент. Обучение строится с использованием экрана, словаря и резервного расстояния.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Учебная дисциплина «География» направлена на формирование у обучающихся с нарушениями слуха комплексного, системного и социально ориентированного представления о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Также благодаря географическому образованию происходит формирование ценностных ориентиров, обучающиеся с нарушениями слуха обретают способность к оценке экологических и социально-экономических процессов и явлений.

География синтезирует различные компоненты общественно-научного и естественно-научного знания. В рамках данного учебного курса осуществляется реализация сквозных направлений современного образования. В их числе социологизация, гуманизация, экономизация, экологизация. В совокупности они играют важную роль в формировании общей культуры обучающихся, обеспечивают осознание тесной взаимосвязи, существующей между естественными и общественными дисциплинами, природой и обществом в целом.

Предметное содержание географии содействует воспитанию социальной активности, любви к своей многонациональной Родине, патриотизма, уважения к иным традициям, культурным ценностям, вероисповеданию и др. Всё это предстаёт в качестве мощного социализирующего фактора обучающихся с нарушениями слуха, их инкультурации. На этой основе складывается потребность следовать ценностным ориентирам общества; способность критически осмысливать личный опыт и опыт окружающих людей, руководствоваться в своих поступках нормами морали и нравственности.






Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»


Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные результаты:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

-гуманистическиеориентации,готовностьследовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственнойдеятельности;

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальномуровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретногорегиона);

-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, ихкрупных районов и стран;

-представление о России как субъекте мирового географического пространства, еёместе и роли в современном мире;

-осознание единства географического пространства России как единой средыобитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения ирационального использования;

-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизнидругих народов, толерантность;

-готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствиис собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной

системой географических знаний и умений, навыками их применения в различныхжизненных ситуациях.


Метапредметные результаты:

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений,

-умения управлять своей познавательной деятельностью;

-умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбиратьсредства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

-Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальнойучебной деятельности.

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать изпредложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

-Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

-Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду сосновными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы,компьютер).

-Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

-Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности,исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и

Интернет).

-Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели иимеющихся критериев, различая результат и способы действий.

-В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

-Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

– организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями оздоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры,социального взаимодействия;

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в

своих действиях и поступках, принимать решения.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов,интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование,сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационныхтехнологий:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебногоматериала;

– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшимобъёмом к понятию с большим объёмом.

-Строить логическое рассуждение, включающееустановление причинно-следственныхсвязей.

-Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

-Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдатьинформационную гигиену и правила информационной безопасности.

-Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент длядостижения своих целей.

Коммуникативные УУД:

-Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

-В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

-Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочностьсвоего мнения (если оно таково) и корректировать его.

-Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

-Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся:

Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;

-Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;


Предметные результаты:

Базовый уровень

Обучающийся научится

Повышенный уровень

Обучающийся получитвозможность научиться

Раздел 1.Георафическое пространство России.

понимать:

-основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

-географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность; районирование России, часовые пояса Российской Федерации.

- оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;


РАЗДЕЛ 2. Население России.

-оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

-описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;

- объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

- создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях населения России на основе нескольких источников информации.

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определять поясное время; читать карты различного содержания.

-оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

РАЗДЕЛ 3. Природа России.

- объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

- сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

- оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально- экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

- Объяснять:

-различия в освоении территории;

-влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

-размещение главных центров производства;

-сельскохозяйственную специализацию территории;

-современные социально-экономические и экологические проблемы.

-составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;

-самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;


РАЗДЕЛ 4.Природно-хозяйственные зоны и районы.

- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

- сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

- описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов.

-оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;

- делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.


РАЗДЕЛ 5. Родной край.

-оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах соей области.

-оценивать демографическую и экологическую ситуацию своей области.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

п/п

Раздел (тема) программы

Кол-во часов

Система оценки индивидуальных достижений обучающихся (виды и формы текущего контроля)

1.

РАЗДЕЛ 1. –ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ.

Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России. Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Понятие о часовых поясах и часовых зонах. Линия перемены дат.Формирование территории России. Заселение территории России.Вклад исследователей, путешественников в   освоение   территории    России. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России.

Практическая работа 1 «Географическое положение России».

Практическая работа 2 «Определение разницы во времени на карте часовых поясов».

Тестирование по разделу «Географическое пространство России»

5 часов



Практическиеработы

Географический диктант

Тест

2.

РАЗДЕЛ 2. –НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ.

Численность населения России. Воспроизводство населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. «Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.
Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.
Этнос. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.
Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду.

Практическая работа 3 «Анализ графика рождаемости и смертности России».

Практическая работа 4«Половозрастные пирамиды регионов России».

Практическая работа 5 «Определение показателей естественного прироста»

Тестирование по разделу «Население России»

6 часов











Практические работы

Проверочная работа.

Тест

3.

РАЗДЕЛ 3. –ПРИРОДА РОССИИ.

История развития земной коры. Геологическое летоисчисление. Связь рельефа с тектоническим строением территории. Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.                                 Полезные ископаемые России. Стихийные явления на территории.      Климат России. Понятие «солнечная радиация».
Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.
Влияние на климат России ее географического положения.
Климатические пояса и типы климата России. Агроклиматические ресурсы
Россия — морская держава. Особенности Российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов — Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком.
Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды.
Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России. Болота. Распространение болот. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов Р.
 Почва — особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение почвы. Растительный и животный мир: особенности растительного и животного мира России.

Обозначение на контурной карте основных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России.

Обозначение на контурной карте крупных рек и озер России.

Практическая работа 6 «Описание рельефа территории по карте».

Практическая работа 7 «Размещение полезных ископаемых».

Практическая работа 8 «Характеристика реки»

Контрольное тестирование по теме «Природа регионов России»

13 часов














Практические работы






Проверочная работа.

Тесты


4.

РАЗДЕЛ 4. –ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ И РАЙОНЫ.

Северные безлесные зоны. Лесные зоны. Степи и лесостепи. Южные безлесные зоны. Субтропики. Высотная поясность в горах.Великие равнины России. Горный каркас России. Регионы многолетней мерзлоты – Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Экзотика России – Северный Кавказ, Крым, Дальний Восток.

Практическая работа 9.Характеристика природной зоны.

Контрольное тестирование по разделу «Природно-хозяйственные зоны и районы»

8 часов




Практическая работа


Контрольное тестирование

5.

РАЗДЕЛ 5. РОДНОЙ КРАЙ.

Особенности географического положения Ростовской области; соседние субъекты. Природные условия и природные ресурсы, их хозяйственное использование. Особо охраняемые природные и культурные объекты. Проблемы региона.

Итоговое тестирование по курсу.

2 часа




Контрольное тестирование



Форма промежуточной аттестации по географии в 8-б классе –контрольное тестирование.





































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

п/п

Раздел программы, тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Использование электронных или цифровых учебно-методических материалов


РАЗДЕЛ 1. – ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ

5 часов.

Выявлять особенности географического положения России. Наносить на контурную карту объекты, характеризующие особенности географического положения России. Сравнивать географическое положение и размеры государственной территории России с географическим положением и размерами государственной территории других государств. Определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической карте и наносить их на контурную карту. Сравнивать морские и сухопутные границы РФ по протяжённости и значению для развития внешнеторговых связей. Искать и отбирать информацию, рационально использовать инструменты и технические средства информационных технологий.


Мультимедийные презентации, видеоуроки

2.

РАЗДЕЛ 2. – НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ.

6 часов

Определять место России в мире по численности на основе анализа статистических данных. Определять и сравнивать показатели естественного прироста в разных частях страны, в своём регионе по статистическим данным. Наблюдать динамику численности на основе анализа графика «Темпы роста населения России и демографические кризисы в разные исторические периоды. Прогнозировать темпы роста населения России её отдельных территорий. Интерпретировать и обобщать информацию. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении. Определять типы и причины внут­ренних и внешних миграций. Подго­тавливать и обсуждать презентации об основных направлениях миграци­онных потоков на разных этапах исторического развития России.Оп­ределять основные направления сов­ременных миграционных потоков на территории России по тематической карте. Определять территории России с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли по статистическим данным. Выявлять на основе анализа карты влияние мигра­ций на изменение численности насе­ления регионов России. Интерпрети­ровать и обобщать информацию. При работе в паре или группе обменивать­ся с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении.

Карты, таблицы, диаграммы, презентации

3.

РАЗДЕЛ 3. – ПРИРОДА РОССИИ.

13 часов

Определять основные этапы формиро­вания земной коры на территории России по геологической карте и гео­хронологической таблице. Определять по карте возраст наиболее древних участков на территории России.Выявлять зависимость между тектони­ческим строением, рельефом и раз­мещением минеральных ресурсов на основе сравнения и сопоставления физической карты и карты строения земной коры. Наносить на контурную карту месторождения полезных иско­паемых. В паре с одноклассником формулировать экологические пробле­мы, связанные с добычей полезных ископаемых России и проблемах их рационального использования. Рабо­тать индивидуально или в Выявлять факторы, определяющие кли­мат России. Раскрывать влияние геог­рафического положения и морских те­чений на климат России. Определять по картам климатические показатели (атмосферное давление, средние тем­пературы января и июля, среднегодо­вое количество осадков) для разных населённых пунктов. Определять по синоптической карте особенности пого­ды. Выявлять особенности морей России. Наносить на контурную карту моря омывающие берега России, Северный морской путь, крупные порты. Систематизировать информацию о преобразовании рек человеком. Уста­навливать причинно-следственные свя­зи. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.Определять механический состав и структуру почв, их различие. Выде­лять на типовой схеме почвенного профиля основные слои почвы, их особенности. Выявлять основные фак­торы почвообразования.

Мультимедийные презентации, видеоуроки

4.

РАЗДЕЛ 4. – ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ И РАЙОНЫ.

8 часов

Выявлять особенности географическо­го положения, климата, растительного и животного мира, занятий населения природных зон. Наносить на контур­ную карту границы природных зон и высотную поясность, условными зна­ками показывать их природные ресур­сы. Сравнивать географическое поло­жение природных зон. Подготавли­вать и обсуждать презентации об осо­бо охраняемых территориях лесных зон. Выявлять взаимозависимости меж­ду компонентами природы в разных природных зонах на основе анализа физической карты, карт компонентов природы, схем связей компонентов в природных комплексах с составлением характеристики одной из природных зон по типовому плану. Определять особенности распространения антро­погенных ландшафтов и выявлять эко­логические проблемы зон, связанных с основными видами хозяйственной деятельности. Сравнивать природно-хозяйственные зоны России. Состав­лять характеристику природно-хозяй­ственной зоны по плану. Сопоставлять карты природно-хозяйственных зон и плотности населения.

Видеоуроки, презентации, иллюстрации

5.

РАЗДЕЛ 5. – РОДНОЙ КРАЙ.

2 часа

Подбирать и систематизировать информацию по предложенной теме. Ус­танавливать причинно-следственные связи. Описывать природные условия и ресурсы Ростовской области, экологическую ситуацию и трудовые ресурсы своего края.

Мультимедийные презентации, видеоуроки





Тематическое планирование по географии для 8«б» класса составлено с учётом Программы воспитания ГКОУ РО Азовской школы №7. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания основного общего образования:

-развитие ценностного отношения к труду как к основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

-развитие ценностного отношения к знаниям как к интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

-развитие ценностного отношения к своему отечеству, своей малой и большой Родине как к месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

-развитие ценностного отношения к природе как к источнику жизни на Земле, основе самого её существования, нуждающейся в защите.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

п/п

Наименование

Перечень материально-технического обеспечения

1.

Печатные пособия

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

1.А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К.Липкина – «География России. 8 класс Москва: Просвещение, 2020 год.

2.Атлас по географии для 8 класса с набором контурных карт.

3.С.П.Дубинина. География. 8 класс. Практические и самостоятельные работы. Москва, Просвещение, 2019.

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

1. -А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К.Липкина – «География России. Природа. Москва: Просвещение, 2020 год;

2.Атлас по географии для 8 класса с набором контурных карт.

3.Т.П.Герасимова. География. 8 класс. Поурочные разработки, Москва, Просвещение, 2019.


4.С.П.Дубинина. География. 8 класс. Практические и самостоятельные работы. Москва, Просвещение, 2019.

2.

Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

Разработки презентаций к урокам географии 8 класс.

3.

Технические средства обучения (средства ИКТ)

Тренажёр по географии для 8 класса.


4.

Цифровые образовательные ресурсы

  1. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  2. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  3. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

  4. Электронные пособия по географии для школьников http://learning-russian.gramota.ru

  5. Русское географическое общество. URL: http://www.rgo.ru/ru

  6. Институт географии РАН. Информационный портал. URL: http://igras.ru/index.php

  7. Олимпиады для школьников. URL: https://olimpiada.ru/main

  8. Федеральный институт педагогических измерений. URL: http://www.fipi.ru/

  9. Контурные карты России и мира. URL: http://www.edu.ru/maps/

  10. GoogleEarth – весь мир перед Вами. URL: http://www.google.com/earth/

  11. Вокруг света – первый познавательный портал. URL: http://www.vokrugsveta.ru/


5.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Таблицы и раздаточный материал по географии для 8 класса.

6.

Натуральные объекты

Гербарий, раздаточный материал (горные породы)

7.

Демонстрационные пособия

Карты настенные (Физическая карта полушарий, Физическая карта России, Физическая карта мира, физическая, климатическая, политическая, почвенная карта России, карта полезных ископаемых), таблицы.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 8 «Б» класс.

урока

Содержание учебного материала.

Кол-во часов

Дата проведения



Раздел 1. Географическое пространство-5 часов.

1.

Мы и наша страна на карте мира. Практическая работа 1 «Географическое положение России»

06.09



2.

Россия на карте часовых поясов.Практическая работа 2 «Определение разницы во времени на карте часовых поясов».

13.09



3

Районирование территории России.

20.09



4.

Наше национальное богатство и наследие.

27.09



5.

Тестирование по разделу «Географическое пространство»

04.10



Раздел 2. Население России – 6 часов.

6.

Численность и воспроизводство населения.Практическая работа 3 «Анализ графика рождаемости и смертности России».

11.10



7.

Наш «демографический портрет». Мозаика народов.

18.10



8.

Размещение населения.Практическая работа 4 «Половозрастные пирамиды регионов России»

25.10



9.

Миграции населения. Урбанизация. Практическая работа 5 «Определение показателей естественного прироста»

08.11



10.

Россияне на рынке труда.

15.11



11.

Тестирование по разделу «Население России»

22.11



Раздел 3. Природа России – 13 часов.

12.

Рельеф: тектоническая основа.

29.11



13.

Рельеф: скульптура поверхности.Практическая работа 6 «Описание рельефа территории по карте».

06.12



14.

Ресурсы земной коры.Практическая работа 7 «Размещение полезных ископаемых».

13.12



15.

Солнечная радиация.

20.12



16.

Атмосферная циркуляция.

10.01



17.

Как мы живём и работаем в нашем климате.

17.01



18.

Наши реки и моря. Практическая работа 8«Характеристика реки»

24.01



19.

Где спрятана вода.

31.01



20.

Водные дороги и перекрёстки.

07.02



21.

Почва – особое природное тело.

14.02



22.

Растительный и животный мир.

21.02



23.

Экологическая ситуация в России.

28.02



24.

Тестирование по разделу «Природа России»

07.03



Раздел 4. Природно-хозяйственные зоны и районы – 8 часов.

25.

Северные безлесные зоны.

14.03



26.

Лесные зоны.

21.03



27.

Южные безлесные зоны.

04.04



28.

Субтропики. Высотная поясность в горах.

11.04



29.

Великие равнины России.

18.04



30.

Горный каркас России.

25.04



31.

Регионы многолетней мерзлоты.Практическая работа 9.Характеристика природной зоны.

02.05



32.

Тестирование по разделу «Природно-хозяйственные зоны и районы»

16.05



Раздел 5. Родной край – 2 часа.

33.

Изучаем свой край.

23.05



34.

Ростовская область- житница России.Итоговое тестирование по курсу 8 класса

30.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!