СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для надомного обучения

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для надомного обучения»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

БРЯНСКАЯ ГОРОДСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №66», г. Брянска

«Согласовано»

Руководитель ШМО МБОУ СОШ №66

__________ /С.А. Бокарева/

Протокол №1

от «29» августа 2019

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ СОШ №66

__________C.П. Кошарная

Протокол №1

от «29» августа 2019

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №66


___________Л.А. Щепецкий

Приказ №171а

от «29» августа 2019










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОГРАФИИ

5-9 КЛАСС

2019 - 2020

(надомное обучение)

Программа составлена на основе:

1. Федерального образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

2. Примерной программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2016 г.

Срок освоения - _______________

Общее количество часов (основное общее образование)- 85 часов


Составитель Тришкин Б.В.



Пояснительная записка


1. Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2016 г.

В соответствии с правовыми нормативными документами:

- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв.приказом Минобрнауки России от 17. 12.2010 № 1897;

- Федеральным перечнем учебников, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2017г. № 535 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

Рабочая программа адаптирована для надомного обучения по общему заболеванию для категории «ребенок инвалид». В соответствии с индивидуальным учебным планом учащегося.

2. Количество часов по учебному плану: 272 часа. В 5 классе 17 часов, 6 классе – 17 часов, 7 классе – 17 часов, в 8 классе – 17 часов, в 9 классе – 17 часов.

3. Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

1. Баринова И.И. География. Начальный курс – 5 кл.: учебник / Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. – 140, с.: ил., карт. И рабочей тетради к учебнику.

2. Герасимова Т.П., География. Начальный курс – 6 кл.: учебник / Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. – 3-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа, 2014. – 159, с.: ил., карт., включенным в Федеральный перечень учебников. Так же используются контурные карты „Физическая география, начальный курс“. 6 класс, атлас. «Физическая география, начальный курс». 6 класс, рабочая тетрадь к учебнику.

3. А. П. Кузнецов, Л.Е.Савельева, В.П. Дронов. География. Земля и люди. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; - М.: «Просвещение», 2011 г.

4. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс: учеб. Для общеобразовательных организаций – 6е изд. - М.: Просвещение 2018 г.

5. География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 207 с.

4. Цели и задачи курса

Изучение географии России в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

5. Планируемый уровень подготовки выпускников

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

• умение работать с разными источниками географической информации;

• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

• картографическая грамотность;

• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

6. Содержание программы

5-й класс

Что изучает география

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии. Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Как люди открывали Землю

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Земля во Вселенной

Как древние люди представляли себе Вселенную.Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления

древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю

Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета - Земля. Земля – планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли - Ю. А. Гагарин.

Виды изображений поверхности Земли

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Природа Земли

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,

И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли.

Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

6-й класс

Введение. Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля – планета Солнечной системы.

Виды изображений земной поверхности.

План местности. Понятие о плане местности. Масштаб. Стороны горизонта. Ориентирование. Изображение на плане неровностей земной поверхности. Составление простейших планов местности.

Географическая карта. Форма и размеры земли. Географическая карта. Градусная сеть на глобусе и картах. Географические координаты: широта и долгота. Изображение на физических картах высот и глубин.

Строение земли. Земные Оболочки.

Литосфера. Земля и её внутреннее строение. Движение земной коры. Вулканизм. Рельеф суши. Горы. Равнины суши. Рельеф дна Мирового океана.

Гидросфера. Вода на земле. Части Мирового океана. Свойства океанической воды. Волны в океане. Океанические течения. Подземные воды. Реки. Озера. Ледники. Искусственные водоёмы. Загрязнение гидросферы

Атмосфера: строение, значение, изучение. Температура воздуха. Атмосферное давление. Ветер. Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Погода и климат. Причины, влияющие на климат.

Биосфера. Географическая оболочка. Распространение организмов в Мировом океане. Природный комплекс.

Население земли. Население Земли. Человек и природа. Стихийные природные явления

7-й класс

ВВЕДЕНИЕ (3 часа)

Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практи¬ческое значение географических знаний. Многообразие источников географической информации. Страноведческие описания. Географическая культура человека.

«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Знания о Земле в древнем мире,

Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие

географических представлений об устройстве поверхности Земли. Заполнение «белых пятен» на карте.

Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы на картах, способы их изображения. Решение задач по карте.

Практическая работа №1 «Определение по карте и глобусу расстояний между точками»

РАЗДЕЛ I. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ

(10 часов)

Тема 1. Литосфера и рельеф Земли (2 часа)

Место Земли в Солнечной системе, ее возраст, гипотезы происхождения. Внутренние и внешние оболочки Земли. Литосфе¬ра и рельеф Земли, гипотезы и теории происхождения и эволюции литосферы (А. Вегенер, глобальная тектоника литосферных плит и другие современные теории). Сейсмические пояса Земли. Геологи¬ческое время. Карта строения земной коры.

Различие форм рельефа по величине и происхождению. Внут¬ренние и внешние рельефообразующие процессы. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, про¬исходящие в литосфере.

Тема 2. Атмосфера и климаты Земли (3 часа)

Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферно¬го давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы (А. И. Воейков). Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.

Практическая работа №2 «Обозначение на контурной карте климатических поясов Земли»

Тема 3. Гидросфера. Мировой океан — главная часть гидросферы

(2 часа)

Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхност¬ных течений в Океане. Льды.

Взаимодействие Океана с атмосферой и сушей. Перераспреде¬ление тепла и влаги между сушей и океанами.

Тема 4. Географическая оболочка (3 часа)

Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональ¬ность. Вертикальная поясность. Карта природных зон.

Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, группировка их по различным признакам.

РАЗДЕЛ II. МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ (52 час)

Тема 5. Океаны (4 часа)

Тихий, Индийский, Атлантический, Северный ледовитый океаны. Краткая история исследования каждого из океанов. Географическое положение. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.

Тема 6. Африка и южные материки (11 часов)

История исследования материка. Географическое положение размеры, очертания и омывающие континент океаны.

Природа. Особенности природы, преобладание равнин; гор, нагорья.

Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климатов материка. Климатические пояс и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость с рельефа и климата. Природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.

Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.

Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Совре¬менная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (страны: Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Конго), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Путешествие по крупным регионам материка. Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилищ, национальная одежда, пища, традиции народов, обряды, обычаи), народные промыслы; религия.

Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под влиянием человека.

Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона; их географическое положение, планировка, внеш¬ний облик.

Практическая работа №3 «Определение географических координат крайних точек»

Практическая работа №4 «Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и полезных ископаемых»

Тема 7. Австралия и Океания (4 часа)

История открытия и исследования Австралии. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, своеобразие растительного и животного мира). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на конти¬ненте.

Население Австралии, его состав, размещение. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англо-австралийцев. Австралийский Союз — страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных реги¬онах страны (в Северной, Центральной и Западной, в Восточной Австралии). Столица и крупные города, их географическое положе¬ние, планировка и внешний облик.

Океания. Из истории открытия и исследования Океании. Гео¬графическое положение. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселе¬ние Океании человеком и изменение им природы островов. Совре¬менные народы и страны Океании.

Практическая работа №5 «Сравнение географического положения Австралии и Африки»

Тема 8. Южная Америка (7 часов)

История открытия и исследования материка. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны.

Природа. Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Проявление рельефообразующих процес¬сов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.

Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.

Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этни¬ческого состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониаль¬ное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы: Восточная часть и Андий¬ская область. Страны Латинской Америки.

Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Осо¬бенности географического положения стран (Бразилии, Аргенти¬ны, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населе¬ния стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культур¬ные растения и домашние животные.

Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран, их географическое положение, окружающий ландшафт, внешний облик.

Практическая работа №6 «Определение сходства и различий рельефа Африки и Южной Америки»

Практическая работа №7 «Сравнительное описание крупных речных систем Африки и Южной Америки»

Практическая работа №8 «Составление описания природы, населения и хозяйства одной из стран материка»

Тема 9. Антарктида (2 часа)

Особенности природы полярных областей. Человек в Арктике и Антарктике. Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современ¬ные исследования материка.

Тема 10. Северная Америка (8 часов)

Открытие и исследование материка. Географическое положе¬ние, размеры, очертания и омывающие континент океаны.

Природа. Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полез¬ных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявления зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.

Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.

Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселе¬ния и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки.

Крупные регионы континента: северная и средняя часть мате¬рика; Средняя Америка и острова Карибского моря.

Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского моря). Разнообразие природы стран континента, население и его хозяй¬ственная деятельность, особенности материальной и духовной культуры народов изучаемых стран. Крупные города, столицы, их географическое положение, планировка, внешний облик.

Практическая работа №9 «Сравнение климата отдельных частей материка одного климатического пояса»

Практическая работа №10 «Составление описания путешествия по одной из стран материка»

Тема 11. Евразия (16 часов)

Отечественные имена на карте Евразии. Географическое поло¬жение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши.

Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение месторождений полезных ископа¬емых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, кли¬матические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.

Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы зон континента. Изменение природы мате¬рика в результате хозяйственной деятельности. Современные ланд¬шафты. Крупнейшие заповедники.

Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина чело¬века; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии, малые народы. Неравно¬мерность размещения населения: исторические и природные при¬чины, ее обусловливающие. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.

Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны реги¬она. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилищ, национальная одежда, пища, традиции народов, обычаи, обряды). Ценности духовной культуры.

Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и до¬машние животные.

Крупные города (в том числе столицы), их географическое положение, планировка, внешний облик.

Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия.

Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: стра¬ны Балтии, Украина, Беларусь, Молдова.

Южная Европа. Италия, Испания, Греция.

Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона (Сау¬довская Аравия и др.).

Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.

Центральная Азия: Монголия, Казахстан и другие страны.

Восточная Азия: Китай, Япония.

Южная Азия: Индия.

Юго-Восточная Азия: Индонезия.

РАЗДЕЛ III. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА — НАШ ДОМ

(5 часов)

Географическая оболочка, ее свойства и строение. А. А. Григорьев — создатель учения о географической оболочке. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование. Закономерности развития географической оболочки. А. Л. Чи¬жевский о зависимости развития природы от циклов активности Солнца.

Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяй¬ственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.

Современная география: превращение описательной науки в преобразовательную. Роль географии в рациональном использова¬нии природы.

Новейшие методы (в том числе космические) исследования природы на Земле и за ее пределами.

8-й класс

Границы России. Размеры территории. Часовые зоны. Географическое положение. Россия в мире. Освоение и изучение территории России: до XVII века. Освоение и изучение территории России: в XVIII-XIX веках. Освоение и изучение территории России: в XX -XXI веках. Итоговый урок «Русские землепроходцы»

Районирование – основной метод географических исследований. Административно-территориальное деление России. Итоговая контрольная по разделу географическое пространство России. Природные условия и ресурсы России.

Формирование земной коры на территории России. Рельеф и его изменения под воздействием внутренних и внешних процессов. Минеральные ресурсы и их использование.

Зачет по номенклатуре карт: Рельеф России. Земная кора и человек. Географическое положение и климат. Солнечное изучение и климат. Земная поверхность и климат. Воздушные массы и их циркуляция. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.

Распределение температуры воздуха по территории России. Распределение осадков и увлажнения по территории России. Климатические пояса и области. Климат и человек.

Моря. Особенности природы морей. Внутренние воды России. Реки.

Озера, водохранилища, болота. Подземные, воды ледники, многолетняя мерзлота. Вода и человек.

Итоговая контрольная по разделу «Внутренние воды и моря». Растительный мир. Животный мир. Биологические ресурсы и человек. Почвы и факторы их образования. Основные типы почв России. Почвы и человек

Природные районы и природно-хозяйственные зоны. Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр. Население и хозяйство в Арктике и тундре.

Природа лесных зон. Население и хозяйство лесных зон. Природа лесостепей и степей Население и хозяйство лесостепной и степной зон

Засушливые территории России. Горные области. Охрана природы и особоохраняемые территории.

Численность населения. Почему снижалась численность населения России? Мужчины и женщины. Молодые и старые. Народы. Языки. Религии. Размещение населения. Города России. Урбанизация. Сельские поселения и сельское население. Миграция населения. География миграций.

9-й класс

Хозяйство России – общая характеристика хозяйства, понятие отрасли и структуры отраслей, межотраслевые комплексы, факторы размещения предприятий и отраслей. Географическое положение как фактор размещения хозяйства, человеческий капитал и трудовые ресурсы. Природно-ресурсный потенциал, производственный потенциал.

Характеристика отраслей промышленности.

Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения.

Газовая и нефтяная промышленность как экспортные отрасли. Современные проблемы ТЭК. Влияние ТЭК на окружающую среду.

Нефтяная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи нефти, систем нефтепроводов, нефтепереработки.

Газовая промышленность: география основных и перспективных районов добычи газа, систем газопроводов.

Угольная промышленность: значение угля в хозяйстве России. Технико-экономические показатели добычи угля, его стоимость. География угольной промышленности – настоящее и перспективы.

Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Проблемы электроэнергетики.

Комплексы отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ

Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения.

Состав, место и значение металлургического комплекса в хозяйства. Формирование экспортно-импортных связей на внутреннем и внешнем рынке черных и цветных металлов.

Состав, место и значение черной металлургии в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География металлургии черных металлов: основные районы и центры. Черная металлургия и охрана окружающей среды.

Факторы размещения предприятий цветной металлургии. География металлургии легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры. Цветная металлургия и охрана окружающей среды.

Состав, место и значение химико-лесного комплекса в хозяйстве. Химизация. Факторы размещения предприятий и перспективы развития химической отрасли. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Состав, место и значение в хозяйстве. Лесная промышленность как экспортно-ориентированная отрасль России. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Проблемы сохранения лесов, в том числе в санитарных зонах, на охраняемых территориях.

Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс.

Состав, место и значение агропромышленного комплекса и сельского хозяйства в экономике. Отличия сельского хозяйства от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды.

География основных отраслей земледелия и животноводства.

Состав, место и значение пищевой и легкой промышленности в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Предприятия пищевой и легкой промышленности и охрана окружающей среды

Сфера услуг.

Состав инфраструктурного комплекса. Классификация услуг. Доля инфраструктурного комплекса в экономике.

Универсальные и специализированные виды транспорта. Транспортная система. Типы транспортных узлов. Оценивание работы железнодорожный и автомобильный виды транспорта: место и значение в хозяйстве. Автомобильный рынок в России. Протяженность железных и автомобильных дорог, основные черты их географии. Проблема освоения территории региона с точки зрения экономических, законодательных и природных условий для строительства новых транспортных магистралей, транспортного освоения территории в целом.

Морской и речной транспорт: место и значение в хозяйстве, распределение флота и портов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей. Авиационный и трубопроводный транспорт .

Роль и значение связи в хозяйственном комплексе страны. Виды и география связи.

Сфера обслуживания, ее роль в жизни населения, проблемы. Жилищно-коммунальное и рекреационное хозяйство в России.

Районы России

Территориальная организация и районирование России.

Районирование территории России. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования

Западный макрорегион – Европейская Россия

Общая характеристика Европейской России. Особенности географического положения. Специфика природы, населения, место и роль региона в социально-экономическом развитии страны. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Европейский Север. Географическое положение, особенности природы, население, хозяйство.

Европейский Северо-Запад. Географическое положение, особенности природы, население, хозяйство.

Центральная Россия. Географическое положение, особенности природы, население, хозяйство.

Европейский Юг. Географическое положение, особенности природы, население, хозяйство.

Поволжье. Географическое положение, особенности природы, население, хозяйство.

Урал. Географическое положение, особенности природы, население, хозяйство.

Восточный макрорегион – азиатская Россия

Общая характеристика макрорегиона. Этапы и проблемы развития экономики. Особенности географического положения. Специфика природы, населения, место и роль региона в социально-экономическом развитии страны. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Западная Сибирь. Географическое положение, особенности природы, население, хозяйство.

Восточная Сибирь. Географическое положение, особенности природы, население, хозяйство.

Дальний Восток. Географическое положение, особенности природы, население, хозяйство.

Россия в мире. Место России в мировом хозяйстве. Россия в системе мировых транспортных коридоров.


7. Календарно-тематическое планирование


7-й класс


Календарно-тематическое планирование

С учетом выходных и праздничных дней программа разработана на 17 часов

п.п.

Разделы программы

Количество часов

1

Природа земли

5

2

Человек на планете Земля

2

3

Многоликая планета

10


ИТОГО

17

Поурочное планирование

урока

Тема урока

Дата проведения

1

Материки и океаны на поверхности Земли Материки и части света

10.09.18

2

Особенности рельефа Земли История формирования рельефа Земли

24.09.18

3

Климатообразующие факторы. Климат Земли

8.10.18

4

Мировой океан. Размещение вод суши.

22.10.18

5

Природная зональность. Итоговая контрольная по разделу «Природа Земли»

19.11.18

6

Заселение земли человеком. Расы. Размещение людей на планете. Народы, Языки мира и религии.

3.12.18

7

Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население. Итоговая контрольная по разделу «Человек на планете Земля»

17.12.18

8

Океаны земли. Африка. Физико-географическая характеристика.

14.01.19

9

Африка Население и страны. Итоговая работа по теме «Африка».

28.01.19

10

Южная Америка. Физико-географическая характеристика. Южная Америка. Население и страны

11.02.19

11

Итоговая работа по теме «Южная америка» Австралия и Океания. Физико-географическая характеристика.

25.02.19

12

Австралия и Океания. Население и страны. Итоговая работа по теме «Австралия и Океания.»

11.03.19

13

Антарктида. Северная Америка. Физико-географическая характеристика.

1.04.19

14

Северная Америка. Население и страны. Итоговая работа по теме «Северная Америка»

15.04.19

15

Евразия. Физико-географическая характеристика Евразия. Население и страны

29.04.19

16

Итоговая работа по теме Евразия Глобальные проблемы человечества.

13.05.19

17

Обобщение материала по курсу

27.05.19


8-й класс

Календарно-тематическое планирование

С учетом выходных и праздничных дней программа разработана на 17 часов

п.п.

Разделы программы

Количество часов

1

Географическое пространство России

3

2

Природа России

10

3

Население России

4


ИТОГО

17


Поурочное планирование

урока

Тема урока

Дата проведения

1

Границы России. Размеры территории. Часовые зоны.

2.09.19

2

Географическое положение. Россия в мире.

16.09.19

3

Освоение и изучение территории России

30.09.19

4

Районирование – основной метод географических исследований Административно-территориальное деление России. Природные условия и ресурсы России

14.10.19

5

Формирование земной коры на территории России. Рельеф и его изменения под воздействием внутренних и внешних процессов. Минеральные ресурсы и их использование. Земная кора и человек.

26.10.19

6

Географическое положение и климат. Солнечное излучение и климат. Земная поверхность и климат.

11.11.19

7

Воздушные массы и их циркуляция. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны

25.11.19

8

Распределение температуры воздуха по территории России Распределение осадков и увлажнения. Климатические пояса и области. Климат и человек.

9.12.19

9

Моря. Особенности природы морей.

23.12.19

10

Внутренние воды России. Реки. Озера, водохранилища, болота. Подземные, воды ледники, многолетняя мерзлота. Вода и человек.

20.01.20

11

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы и человек

3.02.20

12

Почвы и факторы их образования. Основные типы почв России. Почвы и человек.

17.02.20

13

Природные районы и природно-хозяйственные зоны. Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр. Население и хозяйство в Арктике и тундре.

2.03.20

14

Природа лесных зон, лесостепей и степей. Население и хозяйство лесных зон, лесостепной и степной зон

16.03.20

15

Засушливые территории России, горные области, охрана природы и особоохраняемые территории

6.04.20

16

Численность населения. Мужчины и женщины. Молодые и старые. Народы, языки, религии России.

20.04.20

17

Размещение населения. Города России. Урбанизация. Сельские поселения и сельское население. Миграции.

18.04.20




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!