РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии материков и океанов
для 7 класса
/Учебник: География. Материки и океаны: в 2-х частях.
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский/
Составитель:
преподаватель географии –
Колесникова Л.А.
- Бишкек –
Пояснительная записка к рабочей программе
курса географии материков и океанов для 7 класса
Данная программа составлена на основе программы для среднего общего образования по географии. Содержательный статус программы - базовый. Исходными документом для составления учебного курса является компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования Кыргызской республики. Поурочное планирование соответствует материалам учебника для 7 класса общеобразовательных учреждений Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География. Материки и океаны» и методическому пособию для учителя: Е.М. Домогацких Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2010.
География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Курс состоит из двух частей:
1. Планета, на которой мы живём.
2. Материки планеты Земля.
Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне. Содержание программы соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе, открывает страноведческий блок школьной географии. Представленный материал служит укреплению комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников интереса к изучению географии.
Курс раскрывает закономерности земледельческого характера, что позволяет школьникам в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидеть единство, определенный порядок, связь явлений. Это определяет осознание необходимости проявления бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды. Создает у обучающихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрывает особенности и причины разнообразия компонентов природы, многообразие населения, знакомит со странами. В результате формируется необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
При планировании уроков предусматривается компетентностный подход, личностно-ориентированное направление в обучении школьников.
Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации, включение обязательных практических работ и разноуровневых заданий, способствует развитию самостоятельной практической деятельности, творческой активности.
Каждая из тем построена по единому плану, рекомендованному образовательным стандартом:
1. Географическое положение и история исследования;
2. Геологическое строение и рельеф;
3. Климат;
4. Гидрография;
5. Разнообразие природы;
6. Особенности населения;
7. Природно-хозяйственные регионы.
Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, его отличительных чертах и вместе с тем выявить общее в природе всех материков. На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.
Цель курса – формирование базовых географических знаний, умений и навыков страноведческого характера, развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о населении, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации (от планетарного до локального);
- создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;
- усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;
- способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры;
- на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;
- продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
- учить самостоятельно извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;
- развивать творческий потенциал, мышление на основе использования различных видов практических работ, видов урочной и внеурочной деятельности.
Программа предусматривает использование новых направлений географического образования:
- комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;
- изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;
- изучение населения, особенностей культуры и быта народов мира.
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут, внедряются элементы лекции с обязательным закреплением изученного материала. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал, листы индивидуального контроля).
Согласно базисному учебному плану на изучение географии в 7 классе отводится 68 часов учебного времени (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
географии материков и океанов для 7 класса
Раздел 1. Планета, на которой мы живет (23 часа)
Тема 1. Мировая суша (1 час)
Соотношение суши и океана на Земли, их проспределение между полушариями Земли. «Материковое» и «океаническое» полушарие. Материки и острова.
Основные понятия: материк, океан, часть света, остров.
Тема 2. Поверхность Земли (6 часов)
Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Возникновение материков и океанов. Строение земной коры. Теория дрейфа литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатные пояса и горы. Сейсмические и вулканические пояса планеты.
Основные понятия: геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединноокеанические хребты, рифт, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.
Персоналии: Альфред Вегенер
Практическая работа: Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем.
Тема 3. Атмосфера (4 часа)
Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли. Климатические пояса. Карта климатических поясов. Виды воздушных масс.
Основные понятия: климатообразующий фактор, пассаты, муссоны, западные и северо-восточный перенос, континентальность, тип климата, климатограмма, воздушная масса.
Персоналии: А.И. Воейков.
Практическая работа: Определение типов климата по климатограммам.
Тема 4. Мировой океан (5 часов)
Понятие о Мировом океане. Глубинные зоны Мирового океана. Виды морских течений. Глобальная циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Особенности природы отдельных океанов Земли.
Основные понятия: море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, атоллы, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.
Персоналии: Огюст Пикар.
Практическая работа: Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дня океана.
Тема 5. Геосфера (2 часа)
Понятие о географическое оболочке. Материки и океаны как крупные природные комплексы геосферы. Закон географической зональности. Природные комплексы различных порядков. Понятие о высотной поясности. Природная зона. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня, гилеи.
Основные понятия: природный комплекс, географическая оболочка, закон географической зональности, природная зона.
Персоналии: В.В. Докучаев.
Практические работы: 1. Анализ схем круговорота веществ и энергии.2. Установление по тематическим картам атласа связи между типами климата и природными зонами.
Тема 6. Человек (5 часов)
Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Политическая карта мира. География современных религий. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Хозяйственная деятельность человека и её изменение на разных этапах развития общества. Взаимоотношения человека и природы. Охрана природы. Всемирное природное наследие.
Основные понятия: миграция, раса, этнос,религия, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, страна, монархия, республика.
Практическая работа: Сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас.
Раздел 2. Материки планеты Земля (43 часа)
Тема 7. Африка (9 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Преобладание плоскогорий. Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды.
Самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира: Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальный парки Африки.
Неравномерность размещения населения. Его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под её влияние. Главные объекты природного и культурного наследия.
Основные понятия: саванна, национальный парк. Восточно-Африканский разлом, Сахель, магриб, экваториальная раса.
Персоналии: Васко да Гама, Д.Левинстон, Г. Стэнли, Н.Н. Гулилев, ДЖ. Спик.
Практические работы:
1. Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусном мере и километрах.
2. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых
3. Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке.
Тема 8. Австралия и Океания (6 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельность и изменение природы Австралии. Австралийский союз – страна-материк. Главные объекты наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.
Основные понятия: лакколит, эндемик, аборигены.
Персоналии: А. Тасман, Дж. Кук, Э.Д. Эйр, Мак-Артур, Н.Н. Миклухо-Маклай, Ю.Ф. Лисянский, Т. Хейердал.
Практическая работа: Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.
Тема 9. Антарктида (2 часа)
Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Особенности географического положения, геологическое строения. Рельефа, климата, внутренних вод. Основные черты природы: рельеф подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды» Отсутствие постоянного населения.
Основные понятия: стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.
Персоналии: Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Р. Амудсен, Р. Скотт.
Тема 10. Южная Америка. (8 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Население и регионы Южной Америки. Равнинный Восток и Горный Запад. Богатство рудными полезными ископаемыми. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир. Смешение трех рас. Особенности человеческой деятельности. Главные объекты населения. Анды – регион богатой культуры. Галапагосский о-ва, Мачу-Пикчу.
Основные понятия: сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Центральная Америка.
Персоналии: А. Гумбольт. Х. Колумб
Практические работы:
1. Сравнение географического положения Африки и Южной Америки.
2. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.
3. Сравнение характера размещения населения Африки и Южной Америки.
Тема 11. Северная Америка (8 часов)
История открытия. Основные черты природы. Равнины на востоке и горы на западе. Великие и Центральные равнины. Кордильеры – главный горных хребет. Аппалачи. Разнообразия типов климата, меридиональное протирание природных зон. Миссисипи, Великие Американские озера. Богатство растительного и животного мира. Население и регионы. Англо-Америка. Мигранты. Особенности человеческой деятельности. Объекты наследия. Наигарский водопад, Йеллоустонский н.п., Большой каньон, плато Колорадо.
Основные понятия: прерии, каньон, торнадо, Англо-Америка.
Персоналии: А. Макензи, Дж. Кабот, Г. Гудзон
Практические работы:
1. Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.
2. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Тема 12. Евразия (10 часов)
Самый большой материк. История изучения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразия рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии мировой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион. Особенности человеческой деятельности. Главные объекты природного населения.
Персоналии: Марко Поло, А. Никитин, Н.М. Пржевальский, П. Козлов, В. Арсеньев.
Практические работы:
1. Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам.
2. Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-ой параллели.
3. Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (1 час)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельность не сферы Земли. Меры охраны. Центры происхождения культурных растений.
Основные понятия: природные условия, стихийные природные явления, экологические проблемы.
Персоналии: Н.Н. Вавилов, В.И. Вернадский.
Практические работы: Выявление связей между компонентами природного комплекса.
Тематическое планирование курса
«Географии материков и океанов» для 7 класса (2 часа в неделю - 68 часов)
/Учебник: География: Материки и океаны: в 2-х частях –
Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский/
№ п/п | Тема урока | № практической работы | Кол-во часов |
1 | Введение | | 1 |
Раздел 1. Планета, на которой мы живем – 23 часа |
| Тема 1. Мировая суша | | 1 |
2 | Суша океана | | 1 |
| Тема 2. Поверхность Земли | | 6 |
3 | Геологическое время | | 1 |
4 | Строение земной коры | | 1 |
5 | Литосферные плиты. | Пр/р 1 | 1 |
6 | Платформы и равнины | | 1 |
7 | Складчатые пояса и горы | | 1 |
8 | Обобщение по темам «Мировая суша», «Поверхность Земли» | 1 |
| Тема 3. Атмосфера | | 4 |
9 | Пояса планеты. | Пр/р 2 | 1 |
10 | Воздушные массы и климатические пояса | Пр/р 3 | 1 |
11 | Климатообразующие факторы | | 1 |
12 | Обобщение по теме «Атмосфера» | 1 |
| Тема 4. Мировой океан | | 5 |
13 | Мировой океан и его части. | Пр/р 4 | 1 |
14 | Движение вод Мирового океана. Система течений. | | 1 |
15 | Органический мир океана | | 1 |
16 | Особенности природы отдельных океанов | | 1 |
17 | Обобщение по теме «Мировой океан» | 1 |
| Тема 5. Геосфера | | 2 |
18 | Географическая оболочка | Пр/р 5 | 1 |
19 | Широтная зональность и высотная поясность. | Пр/р 6 | 1 |
| Тема 6. Человек | | 5 |
20 | Освоение Земли человеком | | 1 |
21 | Охрана природы | | 1 |
22 | Население Земли | Пр/р 7 | 1 |
23 | Политическая карта мира | Пр/р 8 | 1 |
24 | Обобщение по разделу 1. «Планета, на которой мы живем» | 1 |
Раздел 2. Материки планеты Земля – 43 часа |
| Тема 7. Африка | | 9 |
25 | ФГП Африки. История исследования | Пр/р 9 | 1 |
26 | Геологическое строение, рельеф Африки | Пр/р 10 | 1 |
27 | Климат Африки | | 1 |
28 | Гидрография Африки | | 1 |
29 | Природные зоны | | 1 |
30 | Население Африки. | | 1 |
31 | Северная и Западная Африка. | | 1 |
32 | Центральная, Восточная и Южная Африка. | | 1 |
33 | Обобщение по теме «Африка» | Пр/р 11 | 1 |
| Тема 8. Австралия и Океания | | 6 |
34 | ФГП Австралии. История исследования | | 1 |
35 | Компоненты природы Австралии | Пр/р 12 | 1 |
36 | Особенности природы Австралии | | 1 |
37 | Австралийский Союз | | 1 |
38 | Океания – островной регион | | 1 |
39 | Обобщение по теме «Австралия и Океания» | 1 |
| Тема 9. Антарктида | | 2 |
40 | ФГП Антарктиды. История исследования | | 1 |
41 | Особенности природы Антарктиды | | 1 |
| Тема 10. Южная Америка | | 8 |
42 | ФГП, история открытия и исследования Южной Америки. | Пр/р 13 | 1 |
43 | Геологическое строение и рельеф Южной Америки | | 1 |
44 | Климат Южной Америки | | 1 |
45 | Гидрография Южной Америки | | 1 |
46 | Разнообразие природы Южной Америки | Пр/р 14 | 1 |
47 | Население Южной Америки | Пр/р 15 | 1 |
48 | Регионы Южной Америки | | 1 |
49 | Обобщение по теме «Южная Америка» | 1 |
| Тема 11. Северная Америка | | 8 |
50 | ФГП Северной Америки. История открытий и исследований | | 1 |
51 | Геологическое строение и рельеф Северной Америки | | 1 |
52 | Климат Северной Америки. | Пр/р 16 | 1 |
53 | Гидрография Северной Америки | | 1 |
54 | Природные зоны Северной Америки. | | 1 |
55 | Население Северной Америки | Пр/р 17 | 1 |
56 | Регионы Северной Америки | | 1 |
57 | Обобщение по теме «Северная Америка» | | 1 |
| Тема 12. Евразия | | 10 |
58 | ФГП Евразии. История исследования | | 1 |
59 | Геологическое строение и рельеф Евразии | | 1 |
60 | Климат Евразии | Пр/р 18 | 1 |
61 | Гидрография Евразии | | 1 |
62 | Разнообразие природы | Пр/р 19 | 1 |
63 | Население Евразии | | 1 |
64 | Крупные регионы Евразии | Пр/р 20 | 1 |
65 | Регионы Азии: Юго-Западная, Центральная и Восточная Азия | | 1 |
66 | Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия | Пр/р 21 | 1 |
67 | Обобщение по теме «Евразия» | 1 |
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека – 1 час |
68 | Природа и общество. Экологические проблемы | Пр/р 22 | 1 |
| Итого часов урочного времени | | 68 |
№ п/п | Тема практической работы |
| Раздел 1. Планета, на которой мы живем |
1 | Составление картосхемы «Литосферные плиты» |
2 | Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира |
3 | Анализ климатограмм основных типов климата |
4 | Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение форм рельефа |
5 | Анализ схем круговорота веществ и энергии |
6 | Выявление и объяснение географической зональность природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам |
7 | Определение и сравнение различий в численности населения для разных регионов и стран мира |
8 | Изучение политической карты мира |
| Раздел 2. Материки планеты Земля |
9 | Определение крайних точек Африки и их координат, протяженность материка в градусной мере и километрах. Нанесение объектов на контурную карту |
10 | Обозначение на к/к главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых |
11 | Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке |
12 | Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия компонентов природы материков |
13 | Сравнение географического положения Африки и Южной Америки |
14 | Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из комплексов материка с использованием карт атласа |
15 | Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки |
16 | Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе |
17 | Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения |
18 | Определение типов климата Евразии по климатограммам |
19 | Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-ой параллели |
20 | Составление характеристики страны Европы по картам атласа и другим источникам |
21 | Составление географической характеристики страны Азии по картам атласа и другим источникам |
| Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека |
22 | Выявление связей между компонентами природного комплекса своей местности |
Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса:
Знать (понимать):
• географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;
• причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
• основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);
• связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов;
• причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению;
• географию крупнейших народов Земли.
Уметь:
• анализировать, воспринимать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, объектов и явлений, происходящих в географической оболочке;
• выявлять в процессе работы с источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
• использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических закономерностях для объяснения свойств, условий протекания и географических различий объектов и явлений; знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
• находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений;
• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; особенности адаптации человека к разным природным условиям; закономерности размещения населения и хозяйства отдельных стран;
• описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
• определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
• оценивать информацию географического содержания; особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий; положительные и негативные последствия глобальных изменений природы для отдельных регионов и стран; особенности взаимодействия человека и компонентов природы;
• приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений; примеры, показывающие роль географической науки;
• различать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
• создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран;
• сопоставлять существующие в науке гипотезы о причинах происходящих глобальных изменений природы;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений;
• сравнивать географические объекты, процессы и явления; особенности природы и населения, культуры регионов и отдельных стран; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
• формулировать зависимости и закономерности по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.
Учебно-методический комплекс:
1. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 1. Планета, на которой мы живём. Африка. Австралия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 280 с.: ил., карт.
2. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 2. Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 256 с.: ил., карт.
3. Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 1. / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 96 с.
4. Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 2. / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 88 с.
5. Географический атлас по географии: География. Земля и люди. 7 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011
6. Контурные карты по географии: География. Земля и люди. 7 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011
Дополнительная литература:
1. География. Материки и океаны. 7 класс: поурочные планы по учебнику О. В. Крыловой / авт.-сост. С. А. Костина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 367 с. – (Для преподавателей).
2. Элькин Г.Н. Физическая география. 6 класс. Справочно-информационные материалы к урокам. (Учебно-методическое пособие). – СПб.: «Паритет», 2003. – 160 с.