Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя школа № 43» города Иванова
Предметная область: «Математика и информатика»
Предмет: Геометрия
Название программы: Рабочая программа основного общего образования по геометрии.
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей естественно-научного цикла_______Морева Е.Н. Протокол № ____ от «____» ________20___ г.
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________Емельянова Н.С.
«____» __________ 20 ____г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 43 _____________Виткина Н.В. Приказ № _______ от «____»___________20___г. |
Составители:
учитель математики Шляпцева Н.Н.
Год составления программы: 2015.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, образовательной программы основного общего образования школы.
Нормативно правовым основанием разработки программы также является:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» – ФЗ №273 от 29.12.12.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011.
О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - Инструктивно-методическое письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 19.04.2011 № 03255.
Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования - Инструктивно-методическое письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03296.
Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся - приложение к письму Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД1552/03.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год".
Приказ Департамента образования Ивановской области №594 от 8 июля 2011.
Устав МБОУ «СШ № 43».
Положения о порядке разработки, утверждения, реализации и корректировки рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
Обучение геометрии является важнейшей составляющей основного общего образования и призвано развивать логическое мышление и математическую интуицию учащихся, умения в применении геометрических знаний, необходимые для изучения смежных дисциплин, продолжения образования и в повседневной жизни.
Основными целями курса геометрии для 7—9 классов в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования являются:
1) в направлении личностного развития
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сферчеловеческой деятельности;
3) в предметном направлении
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
В курсе предмета геометрия условно выделяют следующие содержательные линии: наглядная геометрия, геометрические фигуры, измерение геометрических величин, координаты, векторы, логика и множества, геометрия в историческом развитии.
В разделе «Наглядная геометрия» основное внимание уделяется геометрическим фигурам на плоскости и в пространстве, геометрическим величинам, понятию равенства фигур и симметрии. У учащихся формируются общие представления о геометрических фигурах, умения их распознавать, называть, изображать, измерять. Это готовит их к изучению систематического курса геометрии в 7-9 классах.
При изучении этого курса ученики также будут использовать наблюдение, конструирование, геометрический эксперимент.
Раздел «Геометрические фигуры» призван формировать знания о геометрических фигурах как важнейших математических моделях для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур вносит важный вклад в формирование логического мышления учащихся за счёт применения индуктивных и дедуктивных рассуждений. Решение задач вычислительного характера развивает алгоритмический стиль мышления, работа с бумагой развивает конструкторские умения и др.
Раздел «Измерение геометрических величин» приучает работать с приборами для измерения, пользоваться формулами для вычислений.
Материал, относящийся к содержательным линиям «Координаты» и «Векторы», в значительной степени носит межпредметный характер, так как применяется в разных разделах математики и при изучении смежных предметов.
Материал линии «Логика и множества» изучается при рассмотрении различных вопросов курса и нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.
Линия «Геометрия в историческом развитии» проходит практически через все темы курса и предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для создания культурно-исторической среды обучения. На изучение этого раздела дополнительно время не выделяется, усвоение его не контролируется, но содержание материала вплетается в основной материал всех разделов курса.
Для реализации поставленных целей выбран учебно-методический комплект, который обеспечивает преемственность курсов математики в начальной школе и математики в 5-6 классах. УМК позволяет проводить разноуровневое обучение и качественную подготовку школьников к изучению курса геометрии (в том числе стереометрии) в 7-9 классах, а также смежных дисциплин — алгебры, информатики, физики, химии, географии и др. Выбор данного учебника обусловлен логикой внутрипредметных связей, возрастными особенностями развития учащихся.
Учебник основан на авторской концепции построения школьного курса геометрии. При её создании автор ставил перед собой следующие основные цели:
— формирование геометрического стиля мышления;
— освоение знаний по геометрии и овладение умением
применять их при решении геометрических задач;
— развитие пространственного воображения, познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом в основе учебника лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
Учебно-методический комплект:
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия. 7 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2013.
Математика. Геометрия: методическое пособие для 7–9 классов/ Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. М., Просвещение, 2013.
Предмет «Геометрия» относятся к предметной области: «Математика и информатика».
В МБОУ «СШ № 43» для обязательного изучения учебного предмета «Геометрия» на этапе основного общего образования отводится 204 учебных часа, в том числе: в VII, VIII и IX классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
В рамках учебного предмета «Геометрия» традиционно изучаются евклидова геометрия, элементы векторной алгебры, геометрические преобразования.
Цель изучения содержания раздела «Геометрия» - развить у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний. Материал, относящийся к блокам «Координаты» и «Векторы», В значительной степени несет в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.
Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения. На него не выделяется специальных уроков, усвоение его не контролируется, но содержание этого раздела органично присутствует в учебном процессе как своего рода гуманитарный фон при рассмотрении проблематики основного содержания математического образования.
В ходе изучения геометрии обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать соответствующие стоящей задаче средства, принимать решения. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В учебно-тематическом планировании в некоторых классах отведены первые уроки на повторение материала за предшествующий год.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: личностно-ориентированная (педагогика сотрудничества), позволяющую увидеть уровень обученности каждого ученика и своевременно подкорректировать её; технология уровневой дифференциации, позволяющая ребенку выбирать уровень сложности, информационно-коммуникационная технология, обеспечивающая формирование учебно-познавательной и информационной деятельности учащихся. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: факультатив, элективный курс по предмету, участие в конкурсах, творческие проекты.
В практике используются формы организации работы на уроке:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы.
В качестве методов обучения применяются:
словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой),
наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций),
практические методы (упражнения, практические работы).
Промежуточная аттестация и текущий контроль по геометрии проводится в соответствии с локальным актом школы.
Тематическое планирование
Геометрия 7 класс
Содержание учебного материала | Количество часов (68) | Количество контрольных работ (5) |
Начальные геометрические сведения | 10 | |
Прямая и отрезок. Луч и угол. | 2 | |
Сравнение отрезков и углов. | 1 | |
Измерение отрезков. Измерение углов. | 2 | |
Перпендикулярные прямые | 1 | |
Решение задач | 3 | |
Контрольная работа № 1 | 1 | 1 |
Треугольники | 17 | |
Первый признак равенства треугольников | 4 | |
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 4 | |
Второй и третий признаки равенства треугольников | 3 | |
Задачи на построение | 2 | |
Решение задач | 3 | |
Контрольная работа № 2 | 1 | 1 |
Параллельные прямые | 13 | |
Признаки параллельности двух прямых | 4 | |
Аксиомы параллельных прямых | 4 | |
Решение задач | 4 | |
Контрольная работа № 3 | 1 | 1 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника | 18 | |
Сумма углов треугольника | 3 | |
Соотношения между сторонами и углами треугольника | 3 | |
Контрольная работа № 4 | 1 | 1 |
Прямоугольные треугольники | 4 | |
Построение треугольника по трём элементам | 2 | |
Решение задач | 4 | |
Контрольная работа № 5 | 1 | 1 |
Повторение. Решение задач. | 10 | |
Геометрия 8 класс
Содержание учебного материала | Количество часов (68) | Количество контрольных работ (5) |
Четырехугольники | 14 | |
Многоугольники. | 2 | |
Параллелограмм и трапеция. | 6 | |
Прямоугольник, ромб, квадрат. | 4 | |
Решение задач | 1 | |
Контрольная работа № 1 | 1 | 1 |
Площадь | 14 | |
Площадь многоугольника | 2 | |
Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. | 6 | |
Теорема Пифагора | 3 | |
Решение задач | 2 | |
Контрольная работа № 2 | 1 | 1 |
Подобные Треугольники | 19 | |
Определение подобных треугольников. | 2 | |
Признаки подобия треугольников. | 5 | |
Контрольная работа № 3 | 1 | 1 |
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. | 7 | |
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. | 3 | |
Контрольная работа № 4 | 1 | 1 |
Окружность | 17 | |
Касательная к окружности. | 3 | |
Центральные и вписанные углы. | 4 | |
Четыре замечательные точки треугольника. | 3 | |
Вписанная и описанная окружности. | 4 | |
Решение задач | 2 | |
Контрольная работа № 5 | 1 | 1 |
Повторение | 4 | |
Геометрия 9 класс
Содержание учебного материала | Количество часов (68) | Количество контрольных работ (5) |
Векторы | 8 | |
Понятие вектора | 2 | |
Сложение и вычитание векторов. | 3 | |
Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. | 3 | |
Метод координат | 10 | |
Координаты вектора | 2 | |
Простейшие задачи в координатах | 2 | |
Уравнение окружности и прямой | 3 | |
Решение задач. | 2 | |
Контрольная работа № 1 | 1 | 1 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 11 | |
Синус, косинус, тангенс угла | 3 | |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 4 | |
Скалярное произведение векторов | 2 | |
Решение задач. | 1 | |
Контрольная работа № 2 | 1 | 1 |
Длина окружности и площадь круга | 12 | |
Правильные многоугольники | 4 | |
Длина окружности и площадь круга | 4 | |
Решение задач. | 3 | |
Контрольная работа № 3 | 1 | 1 |
Движения | 8 | |
Понятие движения | 3 | |
Параллельный перенос и поворот | 3 | |
Решение задач. | 1 | |
Контрольная работа № 4 | 1 | 1 |
Начальные сведения из стереометрии | 6 | |
1. Многогранники | 4 | |
2.Тела и поверхности вращения | 4 | |
Об аксиомах планиметрии | 2 | |
Повторение. Решение задач. | 13 | 1 |
Содержание учебного предмета
Наглядная геометрия. Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Правильные многоугольники. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Изображение геометрических фигур и их конфигураций.
Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.
Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Биссектриса угла.
Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближённое измерение площади фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры. Разрезание и составление геометрических фигур.
Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники. Правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Изготовление моделей пространственных фигур.
Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.
Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур.
Геометрические фигуры. Прямые и углы. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла.
Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярные прямые. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Серединный перпендикуляр к отрезку.
Геометрическое место точек. Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.
Треугольник. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Теорема Фалеса. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Теорема Пифагора. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0 до 180°, приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Решение треугольников: теорема косинусов и теорема синусов. Замечательные точки треугольника.
Четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции.
Многоугольник. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники.
Окружность и круг. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный угол, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Вписанные и описанные многоугольники. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.
Геометрические преобразования. Понятие о равенстве фигур. Понятие о движении: осевая и центральная симметрии, параллельный перенос, поворот. Понятие о подобии фигур и гомотетии.
Решение задач на вычисление, доказательство и построение с использованием свойств изученных фигур.
Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение угла, равного данному, построение треугольника по трём сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы угла; деление отрезка на n равных частей.
Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
Периметр многоугольника.
Длина окружности, число π, длина дуги окружности.
Градусная мера угла, соответствие между величиной центрального угла и длиной дуги окружности.
Понятие площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Площадь многоугольника. Площадь круга и площадь сектора. Соотношение между площадями подобных фигур.
Решение задач на вычисление и доказательство с использованием изученных формул.
Координаты. Уравнение прямой. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение окружности.
Векторы. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов. Коллинеарные векторы. Координаты вектора. Умножение вектора на число, сумма векторов, разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Скалярное произведение векторов.
Теоретико-множественные понятия. Множество, элемент множества. Задание множеств перечислением элементов, характеристическим свойством. Стандартные обозначения числовых множеств. Пустое множество и его обозначение. Подмножество. Объединение и пересечение множеств.
Иллюстрация отношений между множествами с помощью диаграмм Эйлера—Венна.
Элементы логики. Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Пример и контрпример.
Понятие о равносильности, следовании, употребление логических связокесли..., то, в том и только в том случае, логические связки и, или.
Геометрия в историческом развитии.
От землемерия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес. Архимед. Построения с помощью циркуля и линейки. Построение правильных многоугольников. Трисекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба. История числа π. Золотое сечение. «Начала» Евклида. Л. Эйлер. Н. И. Лобачевский. История пятого постулата. Изобретение метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Р. Декарт и П. Ферма. Примеры различных систем координат на плоскости.
Планируемые результаты
В результате изучения геометрии в 7-9 классах основной школы обучающиеся получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
В направлении личностного развития:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
В метапредметном направлении:
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
В предметном направлении:
Наглядная геометрия
Выпускник научится:
• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
• распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
• строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
• определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры, и наоборот;
• вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Выпускник получит возможность:
• научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
• углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
• научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
• пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
• распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
• находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
• оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
• решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
• решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Выпускник получит возможность:
• овладеть методами решения задач на вычисленияи доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
• приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решениигеометрических задач;
• овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение,доказательство и исследование;
• научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
• приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
• приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».
Измерение геометрических величин
Выпускник научится:
• использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
• вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
• вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
• вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
• решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
• решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Выпускник получит возможность научиться:
• вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
• вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
• применять алгебраический и тригонометрический аппарат и идеи движения при решении задач на вычислениеплощадей многоугольников.
Координаты
Выпускник научится:
• вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
• использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.
Выпускник получит возможность:
• овладеть координатным методом решения задачна вычисления и доказательства;
• приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
• приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисления и доказательства».
Векторы
Выпускник научится:
• оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
• находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;
• вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
Выпускник получит возможность:
• овладеть векторным методом для решения задачна вычисления и доказательства;
• приобрести опыт выполнения проектов на тему «применение векторного метода при решении задач на вычисления и доказательства».
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Создание графических объектов.
Выпускник научится:
• создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
• создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами;
• создавать специализированные карты и диаграммы: географические, хронологические;
• создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать мультипликационные фильмы;
• создавать виртуальные модели трёхмерных объектов.
Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений.
Выпускник научится:
• организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер;
• работать с особыми видами сообщений: диаграммами (алгоритмическими, концептуальными, классификационными, организационными, родства и др.), спутниковыми фотографиями, в том числе в системах глобального позиционирования;
• проводить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов;
• использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки;
• формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;
• избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
• проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки;
• понимать сообщения, используя при их восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники (включая двуязычные).
Коммуникация и социальное взаимодействие.
Выпускник научится:
• выступать с аудио- или видео- поддержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
• участвовать в обсуждении (аудио-видео-форум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
• использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Выпускник получит возможность научиться:
• взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);
• участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;
• взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).
Поиск и организация хранения информации
Выпускник научится:
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;
• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать и заполнять различные определители;
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании
Выпускник научится:
• вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической, и визуализации;
• строить математические модели;
• проводить эксперименты и исследования в виртуальных лабораториях по естественным наукам, математике и информатике.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить естественнонаучные и социальные измерения, вводить результаты измерений и других цифровых данных и обрабатывать их, в том числе статистически и с помощью визуализации;
• анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов.
Моделирование и проектирование, управление
Выпускник научится:
• моделировать с использованием виртуальных конструкторов;
• конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;
• моделировать с использованием средств программирования;
• проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.
Выпускник получит возможность научиться:
• проектировать виртуальные и реальные объекты и процессы, использовать системы автоматизированного проектирования.
Условия реализации программы
№ п/п | Наименование модуля | Состав и предназначение оборудования, входящего в модуль | Количественный состав |
педагога | обучающихся |
1 | Модуль: технические средства обучения |
1.1 | Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога (СПАК) | СПАК является составной частью информационно - образовательной среды образовательного учреждения, обеспечивает решение профессиональных задач педагога с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). СПАК должен обеспечивать сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса. Все технические средств СПАК с коммутированы между собой. СПАК включает: | 4 | - |
1. Персональный или мобильный компьютер (ноутбук) с предустановленным программным обеспечением | 4 | - |
2. Интерактивное оборудование 2.1. Интерактивная доска | 1 | - |
2.2. Проектор мультимедийный | 4 | - |
3. Копировально-множительная техника 4.1. Печатное, копировальное, сканирующие устройства (отдельные элементы или в виде многофункционального устройства, в соответствии с целями и задачами использования оборудования в образовательном процессе) | 4 | - |
4. Прочее оборудование Аппаратное и программное обеспечение компьютера обеспечивает: управление учебным процессом; создание и редактирование электронных таблиц, текстов и презентаций; создание, обработку и редактирование звука; создание, обработку и редактирование растровых, векторных и видеоизображений; создание и редактирование интерактивных учебных материалов, образовательных ресурсов, творческих работ со статическими и динамическими графическими и текстовыми объектами; возможность размещения, систематизирования и хранения (накапливания) материалов образовательного процесса; проведение мониторинга и фиксацию хода учебного процесса и результатов освоения основной образовательной программы общего образования; проведение различных видов и форм контроля знаний, умений и навыков, осуществление адаптивной (дифференцированной) подготовки к государственной (итоговой) аттестации; осуществление взаимодействия между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей) использование данных, формируемых в ходе учебного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью; возможность безопасного доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам и пр. | 4 | - |
| | Интерактивное оборудование предназначено для визуализации учебного материала, полученного с цифровых и нецифровых носителей, на интерактивном экране, сохранения результатов образовательного процесса и образовательных достижений (в том числе формирование портфолио) обучающихся. Копировально-множительная техника предназначена для тиражирования учебного материала, сохранения в цифровом формате результатов образовательного процесса и образовательных достижений (формирование портфолио) обучающихся. Прочее оборудование включает фото и/или видео технику, гарнитуру, устройства для коммутации оборудования | | |
2 | Модуль: наглядные пособия по предметам |
2.1 | Наглядные пособия по предметам | Представлены учебной техникой, обеспечивающей визуально-звуковое представление объекта изучения. Наглядные пособия по предметам включают: электронные образовательные ресурсы (ЭОР), а также традиционные: объёмные пособия - макеты, модели,; плоскостные пособия - таблицы, картины, фотографии, карты, схемы, чертежи и т.п. | | |
3 | Модуль: информационно-методической поддержки педагогического работника |
3.1 | Методические материалы для педагогического работника по использованию комплекта или отдельных компонентов комплекта в образовательном процессе | Материалы содержат руководство пользователя по подключению, наладке комплекта или отдельных модулей комплекта, описание конструктивных особенностей и технологии работы с оборудованием, примеры практической работы с оборудованием, описание порядка постановки экспериментов с использованием оборудования и пр. |
3.2 | Программы (модули, курсы) повышения квалификации педагогических работников по использованию комплекта или отдельных компонентов комплекта в образовательном процессе | Разработанные программы (модули, курсы) являются частью программ повышения квалификации, обеспечивающих в соответствии с требованиями ФГОС ООО непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, в объеме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет. |
3.3. | Нормативно-методические материалы для учителя | ФГОС основного общего образования Примерная программа по учебному предмету Авторская рабочая программа | 1 ед. 1 ед. 1 ед. | |
3.4 | Учебные материалы | Учебник для 7-9 класса КИМы | 1 эд. 1 эд. | Кол-во уч-ся |
3.5. | Методические материалы | Справочные пособия Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков) | необходимое кол-во | |
Список литературы
Примерные программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011 г.
В. Ф. Бутузов. Рабочая программа к учебнику геометрии для 7-9 классов Л.С.Атанасяна и др. – М.: Просвещение, 2012 г.
Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов Ю. А. Глазков, И. И. Юдина. Геометрия. Рабочие тетради. 7, 8, 9 классы. – М.: Просвещение, 2013 г.
Б. Г.Зив, В. М. Мейлер. Геометрия. Дидактические материалы. 7, 8, 9 классы. – М.: Просвещение, 2013 г.
М. А. Иченская. Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. – М.: Просвещение, 2013 г.
Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков. Геометрия. Тематические тесты. 7, 8, 9 классы. – М.: Просвещение, 2013 г.
Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков, В. Б. Некрасов, И. И. Юдина. Изучение геометрии в 7—9 классах. – М.: Просвещение, 2012 г.
Б. Г. Зив, В. М. Мейлер, А. Г. Баханский. Задачи по геометрии для 7—11 классов. – М.: Просвещение, 2013 г.
Геометрия. Дидактические материалы. 7 класс / Л. П. Евстафьева, В. А. Евстафьев. — М.: Просвещение, 2012.
В.Ф.Бутузов, С. Б.Кадомцев, В. В.Прасолов. Геометрия. Дидактические материалы. 7, 8 и 9 класс. – М.: Просвещение, 2013 г.
В.Ф.Бутузов, С. Б. Кадомцев, В. В. Прасолов. Геометрия. Тематические тесты для 8 классов. – М.: Просвещение, 2013 г.
В.Ф.Бутузов, С. Б.Кадомцев, В. В.Прасолов. Геометрия. Поурочные разработки. 7, 8 и 9 класс. – М.: Просвещение, 2013 г.
Гусев В. А., Медяник А. И. Геометрия: дидактические материалы: 7, 8 и 9 класс. – М.: Просвещение.
Дудницын Ю. П., Кронгауз В. Л. Контрольные работы по геометрии для 7—9 классов: книга для учителя. – М.: Просвещение.
Мищенко Т. М. Геометрия: тематические тесты: 7, 8 и 9 класс. – М.: Просвещени.
Жохов В. И., Карташёва Г. Д., Крайнева Л. Б. Геометрия, Поурочные разработки. 7—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
Зив Б. Г., Мейлер В. М., Баханский А. Г. Задачи по геометрии. 7—11 классы. – М.: Просвещение.
Геометрия. Методические рекомендации для учителя. А. Л. Вернера, В. И. Рыжика, Т. Г. Ходот. – М.: Просвещение, 2013 г.
Список интернет сайтов:
http://www.edu.ru
http://www.edu-media.ru
http://www.internet-scool.ru
http://www.intellectcentre.ru
http://www.fipi.ru
http://mathege.ru
http://www.egetrener.ru/
http://www.uchportal.ru/load/25
http://school-collection.edu.ru/
http://videouroki.net/
http://www.prosv.ru
24