Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Соболевская средняя школа»
Рассмотрено на заседании ШМО учителей __естественно-научных дисциплин и математики. № протокола _154 «31»_августа_ 2019г. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР «31» __августа_2019г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор школы «31»_августа 2019г. |
Рабочая программа
Предмет | Геометрия |
Учебный год | 2019-2020 |
Класс | 8 |
Количество часов в год | 68 |
Количество часов в неделю | 2 |
Учитель: _______/Аубакирова О.И.
2019-2020 уч.год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по геометрии для МОКУ «Соболевская средняя школа»
для 8 класса
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования составлена на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации;
В соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов основного общего образования( приказ Министерства образования РФ от05.03.2004 года за №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования).
Рабочая программа составлена на основе примерной программы для основного общего образования по алгебре (базовый уровень) 2004 г. с учетом программ для общеобразовательных школ, лицеев» «Геометрия7 – 9 классы». Сборник «Программы общеобразовательных учреждений ( линия Л.С. Атанасян и др.) /составитель: Т.А. Бурмистрова , М-« «Просвещение», 2009 г./
4. Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения, кроме того программа содержит перечень тем контрольных работ по каждому разделу.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования
РФ 9 марта 2004 г. № 1312, отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Геометрия» в 8 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю. Количество часов на изучение предмета «Геометрия» в 8 классе в учебном плане на 2019 – 2020 учебный год также составляет 68 часа, 2 часа в неделю, данная программа реализуется сроком на один год. Рабочая программа рассчитана на 68 часов. Предмет геометрия входит в образовательную область математика.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания, и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом их этапов, в т.ч. для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Преобразование геометрических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
5. Задачи и цели:
Задачи: введение терминологии и отработка умения ее грамотно использования;
Развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций; совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур, как опоры при решении задач; формирования умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул; совершенствование навыков решения задач на доказательство; отработка навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки; расширение знаний учащихся о треугольниках, четырёхугольниках и окружности.
Цели: Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей; формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
6. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
На основании требований государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в наше время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы в формировании у учащихся умений общеучебного характера, разнообразных способов деятельности и приобретение опыта:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического)свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В ходе реализации данной программы учеником 8 класса должны быть достигнуты следующие результаты:
В результате изучения геометрии ученик 8 класса должен: знать/ понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в тоже время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования развития математической науки;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира. Ученик 8 класса должен знать/понимать:
представление о способе измерения площади многоугольника, свойства площадей;
основные свойства площадей и формулу для вычисления площади прямоугольника;
формулы для вычисления площадей прямоугольника и квадрата;
формулы для вычисления площадей параллелограмма, ромба, треугольника, трапеции;
теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу;
формулировку теоремы о площади трапеции и этапы ее доказательства;
формулировку теоремы Пифагора и обратной ей теоремы.
Обучающиеся должны уметь:
вывести формулу площади прямоугольника;
решать задачи на вычисление площади прямоугольника;
вывести формулу площади параллелограмма;
решать задачи на вычисление площади прямоугольного треугольника;
находить площадь треугольника в случае, если равны их высоты или угол;
доказывать формулу вычисления площади трапеции;
доказывать теорему Пифагора;
решать задачи на применение теоремы Пифагора;
находить площадь параллелограмма, ромба, треугольника, трапеции по формулам.
определение пропорциональных отрезков и подобных треугольников, свойство биссектрисы треугольника;
формулировку теоремы об отношении площадей подобных треугольников;
формулировку первого признака подобия треугольников; основные этапы его доказательства;
формулировку второго и третьего признаков подобия треугольников;
формулировку теоремы о средней линии треугольника;
формулировку свойства медиан треугольника;
понятие среднего пропорционального, свойство высоты прямоугольного треугольника, проведенной из вершины прямого угла;
теоремы о пропорциональности отрезков в прямоугольном треугольнике;
как находить расстояние до недоступной точки;
этапы построений;
метод подобия;
понятие синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника, основное тригонометрическое тождествозначения синуса, косинуса, тангенса для углов 30º , 45º ,60º ;
соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника;
теорию подобия треугольников, соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
Обучающиеся должны уметь:
находить элементы треугольника, используя свойство биссектрисы о делении противоположной стороны;
находить отношения площадей, составлять уравнения, исходя из условия задачи;
доказывать и применять при решении задач первый признак подобия треугольников;
доказывать и применять при решении задач второй и третий признаки треугольников;
признаки подобия;
находить стороны, углы, отношение периметров и площадей подобных треугольников, используя признаки подобия;
проводить доказательство теоремы о средней линии треугольника, находить среднюю линию треугольника;
находить элементы треугольника, используя свойство медианы;
находить элементы прямоугольного треугольника, используя свойство высоты;
использовать теоремы при решении задач;
строить биссектрису, высоту, медиану треугольника; угол, равный данному; прямую, параллельную данной;
применять метод подобия при решении задач на построение;
находить значения остальных из тригонометрических функций по значению одной;
определять значения синуса, косинуса, тангенса по заданному значению углов;
решать прямоугольные треугольники, используя определение синуса, косинуса и тангенса;
выполнять чертеж по условию задачи, решать геометрические задачи с использованием тригонометрии;
находить стороны треугольника по отношению средних линий и периметру; решать прямоугольный треугольник, используя соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
различные случаи взаимного расположения прямой и окружности;
понятия касательной, точки касания, отрезков касательных, проведённых их одной точки, свойство касательной и ее признак;
формулировку свойства касательной о её перпендикулярности к радиусу; формулировку свойства отрезков касательных, проведенных из одной точки;
понятие градусной меры дуги окружности;
понятие центрального угла;
понятие вписанного угла;
теорему о вписанном угле и её следствия с доказательствами;
теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд с доказательством;
теорему о свойстве биссектрисы угла и его следствия с доказательствами;
понятие серединного перпендикуляра, теорему о серединном перпендикуляре с доказательством;
четыре замечательные точки треугольника;
теорему о точке пересечения высот треугольника с доказательством;
понятия вписанной и описанной окружностей;
теорему об окружности, вписанной в треугольник с доказательством;
теорему о свойстве описанного четырехугольника с доказательством.
Обучающиеся должны уметь:
определять взаимное расположение прямой и окружности, выполнять чертеж по условию задачи;
доказывать теорему о свойстве касательной и ей обратную, проводить касательную к окружности;
решать простейшие задачи на вычисление градусной меры дуги окружности;
распознавать на чертежах центральные и вписанные углы, находить их величины;
решать задачи с использованием теоремы о произведении отрезков пересекающихся хорд;
решать задачи на применение теоремы о свойстве биссектрисы угла и его следствий;
решать задачи на применение теоремы о серединном перпендикуляре;
решать задачи на применение теоремы об окружности, вписанной в треугольник;
применять свойство описанного четырехугольника при решении задач, выполнять чертеж по условию задачи;
решать простейшие геометрические задачи, опираясь на изученные свойства.
Обучающиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
вычисления площадей;
выполнения измерительных работ на местности;
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.
Виды контроля.
Для организации текущего, тематического и итогового контроля по курсу «Геометрия» в 8 классе предусмотрены тесты, математические диктанты, самостоятельные работы и итоговые контрольные работы по завершению раздела.
Оценочные контрольные работы:
Контрольная работа по теме: «Четырёхугольник»
Контрольная работа по теме: «Площадь»
Контрольная работа по теме: «Признаки подобия треугольников»
Контрольная работа по теме: «Подобные треугольники»
Контрольная работа по теме: «Окружность»
Итоговая контрольная работа.
7. Содержание тем учебного курса:
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса.
Содержание курса геометрии 8 класса включает следующие тематические блоки:
№ раздела | Наименование разделов и тем | Всего часов | Контрольные работы |
| Четырёхугольники | 14 | 1 |
| Площадь | 11 | 1 |
| Подобные треугольники | 19 | 2 |
| Окружность | 16 | 1 |
| Повторение курса геометрии 8 класса | 8 | Итог.к/р |
| Итого | 68 | 6 |
Содержание программы
Четырёхугольники: их признаки и свойства: параллелограмм, трапеция, прямоугольник, ромб, квадрат. Осевая и центральная симметрия.
Площадь и свойства площадей. Площадь параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата. Теорема Пифагора и обратная теорема Пифагора.
Подобные треугольники. Признаки подобных треугольников. Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.
Синус косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Значения синуса косинуса и тангенса для углов 30` 45` 60` 90`. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
Теорема о вписанном угле. Теорема об отрезках пересекающихся хорд.
Окружность. Вписанная окружность. Касательная к окружности. Центральный угол. Градусная мера дуги окружности.
Вписанная окружность. Свойства описанного четырёхугольника Свойства вписанного четырёхугольника
Повторение.
8.Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол.часов | Дата | Примечание |
По плану | По факту |
1 | Четырёхугольник | 1 | 05.09 | | |
2 | Четырёхугольник и его элементы | 1 | 06.09 | | |
3 | Параллелограмм. | 1 | 12.09 | | |
4 | Свойства параллелограмма | 1 | 13.09 | | |
5 | Признаки параллелограмма | 1 | 19.09 | | |
6 | Признаки параллелограмма. Решение задач. | 1 | 20.09 | | |
7 | Прямоугольник | 1 | | | |
8 | Свойства прямоугольника | 1 | | | |
9 | Ромб | 1 | | | |
10 | Свойства ромба | 1 | | | |
11 | Квадрат | 1 | | | |
12 | Контрольная работа №1 Параллелограмм. | 1 | | | |
13 | Средняя линия треугольника | 1 | | | |
14 | Трапеция | 1 | | | |
15 | Свойства трапеции | 1 | | | |
16 | Средняя линия трапеции | 1 | | | |
17 | Трапеция. Решение задач. | 1 | | | |
18 | Центральные углы | 1 | | | |
19 | Вписанные углы | 1 | | | |
20 | Вписанные четырёхугольники | 1 | | | |
21 | Описанные четырёхугольники | 1 | | | |
22 | Контрольная работа №2 Вписанные и описанные четырёхугольники. | 1 | | | |
23 | Теорема Фалеса. | 1 | | | |
24 | Теорема Фалеса. Решение задач. | 1 | | | |
25 | Теорема о пропорциональных отрезках | 1 | | | |
26 | Теорема о пропорциональных отрезках. Задачи. | 1 | | | |
27 | Решение задач. Пропорциональные отрезки. | 1 | | | |
28 | Пропорциональные отрезки. Теорема Фалеса. | 1 | | | |
29 | Подобные треугольники | 1 | | | |
30 | Первый признак подобия треугольников | 1 | | | |
31 | Первый признак подобия треугольников. Решение задач | 1 | | | |
32 | Применение 1 признака подобия к решению задач. | 1 | | | |
33 | Решение треугольников, с применением 1 признака подобия треугольников | 1 | | | |
34 | Решение задач. 1 признак подобия треугольников. | 1 | | | |
35 | Второй признак подобия треугольников | 1 | | | |
36 | Третий признак подобия треугольников | 1 | | | |
37 | Признаки подобия треугольников | 1 | | | |
38 | Контрольная работа № 3 . Подобие треугольников | 1 | | | |
39 | Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике | 1 | | | |
40 | Теорема Пифагора | 1 | | | |
41 | Теорема Пифагора. Решение задач | 1 | | | |
42 | Обратная теорема Пифагора | 1 | | | |
43 | Решение задач.Обратная теорема Пифагора | 1 | | | |
44 | Теорема Пифагора. Обратная теорема Пифагора | 1 | | | |
45 | Контрольная работа № 4 Теорема Пифагора | 1 | | | |
46 | Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника | 1 | | | |
47 | Тригонометрические функции 30 –ти градусного угла прямоугольного треугольника | 1 | | | |
48 | Тригонометрические функции 45-ти градусного угла прямоугольного треугольника | 1 | | | |
49 | Решение прямоугольных треугольников. Теорема Пифагора. | 1 | | | |
50 | Решение прямоугольных треугольников. Соотношения в прямоугольном треугольнике | 1 | | | |
51 | Решение прямоугольных треугольников. | 1 | | | |
52 | Контрольная работа № 5 Решение прямоугольных треугольников | 1 | | | |
53 | Многоугольники | 1 | | | |
54 | Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника | 1 | | | |
55 | Площадь параллелограмма | 1 | | | |
56 | Площадь параллелограмма Решение задач. | 1 | | | |
57 | Площадь треугольника | 1 | | | |
58 | Площадь треугольника. Решение задач. | 1 | | | |
59 | Площадь трапеции | 1 | | | |
60 | Площадь трапеции. Решение задач. | 1 | | | |
61 | Площадь трапеции. Площадь многоугольника. | 1 | | | |
62 | Контрольная работа № 6 Площадь многоугольника | 1 | | | |
63 | Повторение.Теорема Пифагора | 1 | | | |
64 | Повторение. Прямоугольные треугольники | 1 | | | |
65 | Повторение. Многоугольники. Площадь. | 1 | | | |
66 | Повторение | 1 | | | |
67 | Контрольная работа № 7 Итоговая за курс 8 класса | 1 | | | |
68 | Итоговое занятие. | 1 | | | |
1
10. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Печатные пособия.
Используемый УМК
Рабочая программа составлена с учетом следующего учебно-методического комплекта:
Учебник Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б,Кадомцев, Э.Г.Позняк,И.И.Юдина
«Геометрия 7-9 кл.» М- «Просвещение» 2010г
«Дидактический материал. Геометрия 8 кл.» М-«Просвещение» 2009г.
Л.С.Атанасян и др. «Рабочая тетрадь. Геометрия 8 кл. Издательство просвещение, 2013г.
Н.Ф.Гаврилова «КИМы. Геометрия 8 класс» М –ООО «Вако» 2012г.
Дополнительная литература:
«Геометрия 8 кл. Поурочное планирование» Гаврилова Н.Ф. - методическое пособие для учителя, ООО «ВАКО» 2008г
.Л.И Звавич,А.Р. Рязановский. «Геометрия в таблицах», Москва Дрофа», 2009г.
Т.Л.Афанасьева, Л. А. Топилина «Геометрия 8 кл. Поурочное планирование.» Волгоград: «Учитель» 2008г.
2.Технические средства обучения
Интерактивная доска ,проектор, компьютер, принтер (сканер, ксерокс).
3.Цифровые и электронные образовательные ресурсы
http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по геометрии.
http://www.legion.ru – сайт издательства «Легион»
http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений
http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.
Электронные учебные пособия
Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.
Дистанционная обучающая система для подготовки к экзамену «СДАМ ГИА» (http://сдамгиа.рф, http://sdamgia.ru) создана творческим объединением «Центр интеллектуальных инициатив». Руководитель — учитель математики гимназии № 261 Санкт-Петербурга, Почетный работник общего образования РФ, Учитель года России — 2007, член Федеральной комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов по математике для проведения единого государственного экзамена по математике (2009—2010), эксперт Федеральной предметной комиссии ЕГЭ по математике (2011—2012, 2013—2014), заместитель председателя региональной предметной комиссии ГИА по математике (2012—2014) Гущин Д. Д.