Муниципальное Общеобразовательное Бюджетное Учреждение
Тыгдинская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Т.А. Бояринцева
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _______Вамбольд Л.В. Протокол № ___ от «__»_________2021 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР_______ Попова Т.В. «__»___________2021 г. | «Утверждено» Директор ОУ ____________Басня И.А. Приказ №___от «___»___________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога
Вамбольд Ларисы Владимировны
I квалификационная категория
по учебному курсу «Геометрия», 8 класс
Основное общее образование
Базовый уровень
2021 - 2022 учебный год
с. Тыгда, 2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по Геометрии 8 класс составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования школы, требований к результатам образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников предметной линии в соответствии с примерной программой для общеобразовательных школ по алгебре 7- 9 классы (Геометрия. Сборник рабочих программ. 7 – 9 классы. Составитель Т.А. Бурмистрова, М.: Просвещение, 2020г) к учебнику Л.С.Атанасян и др. Геометрия 7 - 9 класс: учебник; М: «Просвещение», 2020г.
Планируемые результаты обучения курса Геометрии 8 класса.
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
взаимо- и самооценка, навыки рефлексии на основе использования критериальной системы оценки;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достижение в нем взаимопонимания.
У учащихся могут быть сформированы:
готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Учащиеся получат возможность научиться:
проектировать свою деятельность, намечать траекторию своих действий исходя из поставленной цели.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, владея нормами и техникой общения;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
контролировать действия партнера.
Учащиеся получат возможность научиться:
определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Учащиеся получат возможность научиться:
находить практическое применение таким понятиям как анализ, синтез, обобщение.
Предметные:
Учащиеся научатся:
геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Учащиеся получат возможность научиться:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Наглядная геометрия
Ученик научится:
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Ученик получит возможность научиться:
вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
Ученик научится:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Ученик получит возможность научиться:
овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.
Измерение геометрических величин
Ученик научится:
использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Ученик получит возможность научиться:
вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Функциональная грамотность обучающихся
Оценка математической грамотности
Умение анализировать текст, использовать информацию, представленную в различных формах; (переход от одной ситуации к другой, придерживаться инструкции, видеть проблему, обосновать действия, оформление в виде таблицы, диаграммы и прочее);
Одновременно удерживать несколько условий, в том числе, конфликтующих друг с другом;
использовать моделирование с целью выделения существенных отношений к задаче; (графики, знаки, формулы);
Выявлять закономерности в структурированных объектах, (делать выводы);
Осуществлять пробные действия при поиске решения;
Контролировать ход и результат решения задачи.
Оценка читательской грамотности
Использовать и понимать текст;
Находить и извлекать необходимую информацию, опираясь на данный текст;
Интегрировать и интерпретировать сообщения текста;
Умение осмыслить и оценить содержание текста;
Умение осмыслить и оценить форму текста.
Оценка естественнонаучной грамотности
Умение научно объяснять явления;
Использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях;
Выявлять особенности естественнонаучного исследования;
Уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления;
Перечислять, сравнивать, объяснять, характеризировать и анализировать явления, факты, события.
Оценка финансовой грамотности
Выявлять финансовую информацию;
Анализировать информацию в финансовом контексте;
Уметь оценивать финансовые проблемы;
Применять финансовые знания для решения задач.
Оценка информационной грамотности
Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий, печатных текстов и др.;
Читать чертежи, схемы, графики;
Использовать информацию из СМИ;
Пользоваться алфавитными и систематическими каталогами библиотеки;
Анализировать числовую информацию.
Оценка коммуникативной грамотности
Умение работать в группе, команде;
Не поддаваться колебаниям своего настроения;
Приспосабливаться к новым, непривычным условиям и требованиям;
Организовывать работу группы;
Располагать к себе других людей.
Оценка компьютерной грамотности
Искать информацию в сети Интернет;
Пользоваться электронной почтой;
Создавать и распечатывать тексты.
Содержание учебного материала
Геометрические фигуры
Осевая симметрия геометрических фигур. Центральная симметрия геометрических фигур. Многоугольники. Многоугольник, его элементы и его свойства. Распознавание некоторых многоугольников. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Четырёхугольники. Параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция, равнобедренная трапеция. Свойства и признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата.
Окружность, круг. Окружность, круг, их элементы и свойства; центральные и вписанные углы. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Вписанные и описанные окружности для треугольников, четырёхугольников, правильных многоугольников.
Отношения
Подобие. Пропорциональные отрезки, подобие фигур. Подобные треугольники. Признаки подобия. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.
Измерения и вычисления
Измерения и вычисления. Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике. Тригонометрические функции тупого угла. Вычисление элементов треугольников с использованием тригонометрических соотношений. Формулы площади треугольника, параллелограмма и его частных видов, формулы длины окружности и площади круга. Сравнение и вычисление площадей. Теорема Пифагора.
Геометрические преобразования
Преобразования. Понятие преобразования. Представление о метапредметном понятии «преобразование». Подобие. Движения. Осевая и центральная симметрии, поворот и параллельный перенос.
Календарно – тематическое планирование, Геометрия 8 класс |
№ урока | Тема урока | Домашнее задание | Дата |
План | Факт |
Повторение курса геометрии 7 класса – 2 часа |
1 | Начальные геометрические сведения. Параллельные прямые. | Повт. признаки равенства треуг, прямоуг. Треуг.; задачи на построение. | 02.09 | |
2 | Признаки равенства треугольников. Задачи на построение | 07.09 | |
Глава V. Четырехугольники – 14 часов |
3 | Многоугольники. | п.39, 40, 41, №364 а,б, 365 а,б,г, 1,2 из РТ. | 09.09 | |
4 | Многоугольники. Решение задач. | Вопросы 1-5, №366,369, 7 из РТ. | 14.09 | |
5 | Параллелограмм. Свойства параллелограмма. | п.42, вопросы 6-8, № 371 а 372 в, 10 из РТ | 16.09 | |
6 | Признаки параллелограмма. | п.43, вопрос 9, №383,373,12 из РТ. | 21.09 | |
7 | Решение задач по теме «Параллелограмм». | № 375, 380, 384, 14 из РТ. | 23.09 | |
8 | Трапеция. | п.44, вопросы 10,11, №386, 17 из РТ. | 28.09 | |
9 | Теорема Фалеса. | п.44, №328, 391, 392. | 30.09 | |
10 | Задачи на построение. | Прочитать решение задач 396, 393 б,в. | 05.10 | |
11 | Прямоугольник. | п.45, вопросы 12,13, № 399, 401 а, 20 из РТ. | 07.10 | |
12 | Ромб. Квадрат. | п.46, вопросы 14,15, №405, 409, 411. | 12.10 | |
13 | Решение задач по теме: прямоугольник, ромб, квадрат. | Вопросы 16-18, № 415 б, 413 а, 410. | 14.10 | |
14 | Осевая и центральная симметрия. | п.47, вопросы 19,20, № 419, 423, 422. | 19.10 | |
15 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | № 10,12,14, 17, 22 рабочей тетради. | 21.10 | |
16 | Контрольная работа № 1 по теме «Четырехугольники» | | 26.10 | |
Глава VI. Площадь – 14 часов |
17 | Площадь многоугольника. | п.48, 49, вопросы 1,2, №448, 449 б. | 28.10 | |
18 | Площадь квадрата, прямоугольника. | п.50, вопрос 3, № 454-456, 32 из РТ. | 09.11 | |
19 | Площадь параллелограмма. Подготовка к ОГЭ. | п.51,вопрос 4, №459 в,г, 464 а, 460. | 11.11 | |
20 | Площадь треугольника. | п.52, вопрос 5, №468 а,б, 471, 37 из РТ. | 16.11 | |
21 | Площадь треугольника. Подготовка к ОГЭ. | п.52, вопрос 6, №474, 476(а), 477, 41 из РТ. | 18.11 | |
22 | Площадь трапеции. Подготовка к ОГЭ. | п.53, вопрос 7, №480 б,в, 481. | 23.11 | |
23 | Решение задач по теме «Площадь многоугольников». | №466, 467, 44 из рабочей тетради. | 25.11 | |
24 | Решение задач по теме «Площадь многоугольников». | № 478, 476 б. | 30.11 | |
25 | Теорема Пифагора. Обратная ей. Подготовка к ОГЭ. | п.54, 55, вопрос 8, №48 в,г, 484 в,г,д | 02.12 | |
26 | Решение задач по теме «Теорема Пифагора». | Вопросы 9,10, № 498 г-е,499 б. | 07.12 | |
27 | Решение задач по теме «Теорема Пифагора». | № 489 а,в, 491 а, 49 из РТ. | 09.12 | |
28 | Формула Герона. Решение зад. | № 495 б, 494, 50 из РТ. | 14.12 | |
29 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | № 490 в, 497, 503. | 16.12 | |
30 | Контрольная работа № 2 по теме «Площадь. Теорема Пифагора». | | 21.12 | |
Глава VII. Подобные треугольники –20часов |
31 | Пропорциональные отрезки. Свойство биссектрисы треугольника. | п.56,57, вопросы 1-3, №534 а,б, 536 а, 53 | 23.12 | |
32 | Подобные треугольники. Отношение площадей подобных треугольников. | п.58, вопрос 4, № 543, 544. | 28.12 | |
33 | Первый признак подобия. | п.59, вопрос 5, № 550, 551 б. | 30.12 | |
34 | Решение задач на применение первого признака подобия треугольников. | № 552 а,б, 556, 557 в. | 11.01 | |
35 | Второй признак подобия треугольников. | п.60, вопрос 6, №559,560. | 13.01 | |
36 | Третий признак подобия треугольников. Подготовка к ОГЭ. | п. 61, вопрос 7, №561, 562. | 18.01 | |
37 | Решение задач на применение признаков подобия треугольников. Подготовка к контрольной работе. | № 604, 605. | 20.01 | |
38 | Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников» | | 25.01 | |
39 | Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника. | п.62, вопросы 8,9, №568, 569, 63 из РТ. | 27.01 | |
40 | Решение задач на среднюю линию треугольника и свойство медиан. | № 570, 571, 64, 65 из РТ. | 01.02 | |
41 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Подготовка к ОГЭ. | п.63, вопросы 10,11, №572 а, 573, 574 б. | 03.02 | |
42 | Решение задач на пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | № 575, 577. | 08.02 | |
43 | Решение задач на построение методом подобия. | п.64,вопрос 13, №585 б, 587, 588. | 10.02 | |
44 | Решение задач на построение методом подобия. | № 607, 608, 628. | 15.02 | |
45 | Измерительные работы на местности. | | 17.02 | |
46 | Синус, косинус и тангенс угла прямоугольного треугольника. | п.66, вопросы 15,16, №591в,г, 592 а,б | 22.02 | |
47 | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450 и 600. | п.67, вопрос 18, №599, 598, 76 из РТ. | 24.02 | |
48 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | Повторить п.63-67, №601, 602, 77 из РТ. | 01.03 | |
49 | Решение задач по теме «Соотношения между углами и сторонами прямоугольного треугольника». Подготовка к контрольной работе. | № 620, 623, 625. | 03.03 | |
50 | Контрольная работа № 4 по теме «Средняя линия треугольника. Соотношения между углами и сторонами прямоугольного треугольника». | | 10.03 | |
Глава VIII. Окружность – 16 часов |
51 | Взаимное расположение прямой и окружности. | п.68, вопросы 1,2, №631а,б, 633. | 15.03 | |
52 | Касательная к окружности. Свойство касательной. | п.69, вопросы 3-7, №634, 636, 83 из РТ. | 17.03 | |
53 | Касательная к окружности. Решение задач. Подготовка к ОГЭ. | № 641, 643, 645. | 22.03 | |
54 | Градусная мера дуги окружности. | п.70, вопросы 8-10, №649 б,г, 650 б, 652. | 24.03 | |
55 | Вписанный угол. Теорема о вписанном угле. | п.71, вопросы 11-13, №654 б, 655. | 05.04 | |
56 | Теорема об отрезках пересекающихся хорд. | п.71, вопрос 14, №660, 666 б,в. | 07.04 | |
57 | Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы» | № 661, 663, 91 из РТ. | 12.04 | |
58 | Свойство биссектрисы угла. | п.72, вопросы 15-16, №675, 676 б. | 14.04 | |
59 | Серединный перпендикуляр. | п. 73, вопросы 17-19, № 679 б, 680 б, 102 из РТ | 19.04 | |
60 | Теорема о точке пересечения высот треугольника. | № 677, 681. | 21.04 | |
61 | Вписанная окружность. | п.74, вопросы 21,22, №689, 693 б. | 26.04 | |
62 | Свойство описанного четырехугольника. | п. 74, вопрос 23, № 695, 699. | 28.04 | |
63 | Описанная окружность. | п.75, вопросы 24,25, № 702 б, 707. | 05.05 | |
64 | Свойство вписанного четырехугольника. | № 709, 710. | 12.05 | |
65 | Решение задач по теме «Окружность». Подготовка к контрольной работе. | № 722, 726. | 17.05 | |
66 | Контрольная работа № 5 по теме «Окружность» | | 19.05 | |
Итоговое повторение за курс 8 класса – 2 часа |
67 | Решение задач по темам: «Четырехугольники», «Площадь», «Окружность». | Вопросы для повторения на с. 160-161, 187-188. | 24.05 | |
68 | Итоговая контрольная работа №6. | 26.05 | |