МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАЛОКУДАРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол №__ «__»__________2022г | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________________ «__»__________2022г | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ____________________ Приказ № ___ от «__»__________2022г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета _геометрия
Класс_8_
Учитель __Красикова Татьяна Ильинична
Срок реализации программы, учебный год _2022-20203_____________________
Количество часов по учебному плану ___68 ч – в год, 2 ч. – в неделю________
Учебник _Геометрия 7-9 Атанасян Л.С. М, Просвещение, 2022
Рабочую программу составила __Красикова Т.И.___
Рабочая программа по геометрии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); программы основного общего образования, Геометрия. Сборник рабочих программ. 7—9 классы : пособие для учителей общеобразов. организаций / [сост. Т. А. Бурмистрова]. — 2-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2014 (базовый уровень), ФГОС .
Рабочая программа ориентирована на использование УМК Атанасян Л. . Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений – Москва: Просвещение, 2016. Базисный учебный (образовательный) план на изучение геометрии в 8 классе основной школы отводит 2 учебных часа в неделю в течение года обучения, всего 70 часов.
I Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
В программе учитываются доминирующие идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и способствуют формированию ключевой компетенции — умения учиться. Изучение математики способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
– воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
– ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
– осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
– умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
– критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
– умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
– умение распознавать логически некорректные высказывания, критически мыслить, отличать гипотезу от факта.
Метапредметные результаты:
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
– умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
– развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
– первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
– умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
– умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
– умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
– умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
– понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
– осознание значения математики для повседневной жизни человека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
– развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
– владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
– практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:
– выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
– решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
– изображать фигуры на плоскости;
– использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
– измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;
– распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
– проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку;
– выполнять необходимые измерения;
– использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
– строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек;
– читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), в графическом виде;
– решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
В результате изучения курса
Ученик научится:
-распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, шар, сфера, параллелепипед, пирамида и др.);
-распознавать виды углов, виды треугольников, виды четырехугольников;
- определять по чертежу фигуры её параметры (длина отрезка, градусная мера угла, элементы треугольника, периметр треугольника и т.д.);
Ученик получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-углубления и развития представлений о плоских и пространственных геометрических фигурах (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, и др.);
-применения понятия развертки для выполнения практических расчетов.
«Геометрические фигуры»
Ученик научится:
-пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
-распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
-находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 90 градусов, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, сравнение, подобие, симметрию);
-решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
-решать простейшие задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
-решать простейшие планиметрические задачи;
Ученик получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-овладения методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия методом, перебора вариантов;
-приобретения опыта применения алгебраического и тригонометрического аппарата
-овладения традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля
-научится решать задачи на построение методом подобия;
-приобретения опыта исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.
«Измерение геометрических величин»
Ученик научится:
-использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
-вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций.
-вычислять периметры треугольников;
-решать задачи на доказательство с использованием признаков равенства треугольников и признаков параллельности прямых, формул площадей фигур;
-решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
Ученик получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-вычисления градусных мер углов треугольника и периметров треугольников;
-вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников;
-вычислять площади многоугольников используя отношения и равносоставленности;
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:
Четырехугольники
В результате изучения темы учащийся должен
знать/понимать
- понятие многоугольника и выпуклого многоугольника, элементов многоугольника, внутренней и внешней области;
- понятие периметра многоугольника;
- формулу суммы углов выпуклого многоугольника;
- понятие параллелограмма, его признаки и свойства;
- понятие трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеции;
- понятие прямой и обратной теоремы;
- понятия прямоугольника, ромба и квадрата, их свойства и признаки;
- понятие симметричных точек и фигур относительно прямой и точки;
уметь
- объяснить, какая фигура называется многоугольником, назвать его элементы;
- выводить и пользоваться формулой суммы углов выпуклого многоугольника;
- доказывать и применять свойства и признаки параллелограмма и трапеции при решении задач;
- доказывать и применять свойства и признаки прямоугольника, ромба и квадрата при решении задач;
- выполнять чертежи по условию задачи;
- делить отрезок на n равных частей с помощью циркуля и линейки;
- решать задачи на построение;
- строить симметричные точки, распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией;
использовать в практической деятельности
- умения строить и исследовать простейших математических моделей;
приобретать опыт
- алгоритмической деятельности при составлении математической модели заданной ситуации.
Площади фигур
В результате изучения темы учащийся должен
знать/понимать
- основные свойства площадей;
- формулу для вычисления площади прямоугольника;
- формулы для вычисления площади параллелограмма, треугольника и трапеции;
- теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу;
- теорему Пифагора и обратную ей теорему;
уметь
- вывести формулу площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции;
- доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу;
- доказывать Пифагора и обратную ей теорему;
- применять все изученные формулы при решении задач;
- выполнять чертежи по условию задачи;
использовать в практической деятельности
- конструирования новых алгоритмов;
приобретать опыт
- вычислений при осуществлении алгоритмической деятельности.
Подобные треугольники
В результате изучения темы учащийся должен
знать/понимать
- понятие пропорциональных отрезков и подобных треугольников;
- теорему об отношении площадей подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника;
- признаки подобия треугольников;
- утверждении о пропорциональности отрезков, отсеченными параллельными прямыми на сторонах угла;
- теоремы о средней линии и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике;
- понятие синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника;
- основное тригонометрическое тождество;
- значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30˚, 45˚, 60˚;
уметь
- доказывать признаки подобия треугольников;
- доказывать теоремы о средней линии и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике;
- доказывать основное тригонометрическое тождество;
- выполнять чертежи по условию задачи;
- применять все изученные формулы при решении задач;
- с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении;
- решать задачи на построение;
использовать в практической деятельности
- умения строить и исследовать простейших математических моделей;
приобретать опыт
- алгоритмической деятельности при составлении математической модели заданной ситуации.
Окружность
В результате изучения темы учащийся должен
знать/понимать
- возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности;
- понятие касательной, ее свойство и признак;
- понятие центрального и вписанного угла;
- как определяется градусная мера дуги окружности;
- теорему о вписанном угле, следствия из нее;
- теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;
- теорему о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия;
- теорему о пересечении высот треугольника;
- понятие окружности, вписанной в многоугольник, и окружности, описанной около многоугольника;
- теорему об окружности, вписанной в многоугольник, и об окружности, описанной около многоугольника;
- свойства вписанного и описанного четырехугольника;
- при каком условии четырехугольник является вписанным и описанным;
уметь
- доказывать признак и свойства касательной;
- доказывать теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;
- доказывать теорему о вписанном угле, следствия из нее;
- доказывать теорему о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия;
- доказывать теорему о пересечении высот треугольника;
- доказывать теорему об окружности, вписанной в многоугольник, и об окружности, описанной около многоугольника;
- доказывать свойства вписанного и описанного четырехугольника;
- выполнять чертежи по условию задачи;
- применять все изученные теоремы и утверждения при решении задач;
- доказывать подобие треугольников с использованием соответствующих признаков;
- вычислять элементы подобных треугольников;
использовать в практической деятельности
- умения строить и исследовать простейших математических моделей;
приобретать опыт
- алгоритмической деятельности при составлении математической модели заданной ситуации.
Повторение. Решение задач
В результате изучения темы учащийся должен
знать/понимать
- формулу суммы углов выпуклого многоугольника;
- понятие и свойства равнобедренной и прямоугольной трапеции;
- понятия параллелограмма, прямоугольника, ромба и квадрата, их свойства и признаки;
- формулы для вычисления площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции;
- теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу;
- теорему Пифагора;
- признаки подобия треугольников;
- теоремы о средней линии и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике;
- основное тригонометрическое тождество;
- теорему о вписанном угле, следствия из нее;
- теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;
- теорему об окружности, вписанной в многоугольник, и окружности, описанной около многоугольника;
- свойства вписанного и описанного четырехугольника;
уметь
- выводить и пользоваться формулой суммы углов выпуклого многоугольника;
- доказывать и применять свойства и признаки параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба и квадрата при решении задач;
- выполнять чертежи по условию задачи;
- делить отрезок на n равных частей, в данном отношении с помощью циркуля и линейки;
- решать задачи на построение;
- строить симметричные точки, распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией;
- выводить и использовать формулу площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции;
- применять все изученные формулы и теоремы при решении задач, проводя аргументацию в ходе решения задач;
- доказывать подобие треугольников с использованием соответствующих признаков;
- вычислять элементы подобных треугольников;
использовать в практической деятельности
- умения строить и исследовать простейших математических моделей;
-умение решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
приобретать опыт
- алгоритмической деятельности при составлении математической модели заданной ситуации;
- вычислений при осуществлении алгоритмической деятельности.
II Содержание курса геометрии 8 класса
Четырёхугольники (15 ч)
Многоугольник, выпуклый и невыпуклый многоугольник, формула суммы углов выпуклого многоугольника, периметр многоугольника. Параллелограмм.
Свойства и признаки параллелограмма. Трапеция, виды трапеций, равнобедренная трапеция. Теорема Фалеса. Задачи на построение. Прямоугольник, свойства и признаки. Ромб, квадрат; свойства и признаки. Осевая и центральная симметрии.
Цель: дать систематические сведения о четырехугольниках и их свойствах; сформировать представления о фигурах, симметричных, относительно точки или прямой.
Площадь (17 ч)
Формулы для вычисления площадей многоугольников: прямоугольника, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора. Теорема, обратная теореме Пифагора.
Цель: сформировать понятие площади многоугольника, развить умение вычислять площади фигур, применяя изученные свойства и формулы, применять теорему Пифагора.
Признаки подобия треугольников (8 ч)
Пропорциональные отрезки, сходственные стороны, подобные треугольники. Три признака подобия треугольников, их применение.
Цель: сформировать понятия подобных треугольников, выработать умение применять признаки подобия треугольников, сформировать аппарат решения прямоугольного треугольника.
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач (6 ч)
Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Практические приложения подобия треугольников.
Цель: сформировать навыки и умения решения задач на применение теории подобных треугольников
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника (5 ч)
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45и 60.
Цель: сформировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника и показать применение при решении задач.
Окружность (18ч)
Случаи взаимного расположения прямой и окружности, определение касательной, свойство и признак касательной. Центральный угол, вписанный угол, градусная мера дуги окружности, отрезки пересекающихся хорд.
Цель: систематизировать сведения об окружности и ее свойствах, вписанной или описанной окружностях.
Обобщающее повторение (7 часов)
Цель: систематизация знаний учащихся
Национально-региональный компонент является важным составляющим содержания современного школьного образования. В числе основных его задач — приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку и истории, воспитание культуры межнациональных отношений. Реализация регионального компонента на уроках математики представляется достаточно сложной. Но можно внедрить его в интегрированных уроках и во внеклассной работе.
Изменения в поурочном планировании может произойти из-за проведения диагностических работ в системе СтатГрад, административных работ и т.п. Возможны расхождения в количестве часов на изучение отдельных тем в зависимости от знаний, умений и навыков учащихся.
III Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
№ | Тема урока | Кол-во час |
V ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКИ 15 ЧАСОВ. |
1 | Многоугольники | 2 |
2 |
3 | Параллелограмм | 1 |
4 | Признаки параллелограмма | 1 |
5 | Решение задач по теме «Параллелограмм» | 1 |
6 | Трапеция | 1 |
7 | Теорема Фалеса. | 1 |
8 | Задачи на построение. | 1 |
9 | Прямоугольник | 1 |
10 | Решение задач по теме «Прямоугольник» | 1 |
11 | Квадрат и ромб | 1 |
12 13 | Решение задач по теме « Квадрат и ромб» | 1 1 |
14 | Осевая и центральная симметрия. | 1 |
15 | Контрольная работа №1 по теме «Многоугольники» | 1 |
ГЛАВА VI ПЛОЩАДЬ 17 ЧАСОВ (1 час резерв) |
16 | Площадь многоугольника. | 1 |
17 | Площадь прямоугольника | 1 |
18 | Решение задач по теме «Площадь прямоугольника» | 1 |
19 | Площадь параллелограмма | 1 |
20 | Площадь параллелограмма | 1 |
21 | Площадь треугольника | 1 |
22 | Площадь треугольника | 1 |
23 | Решение задач по теме «Площадь треугольника» | 1 |
24 | Площадь трапеции | 1 |
25 26 | Решение задач по теме «Площадь» | 1 1 |
27 | Теорема Пифагора | 1 |
28 | Теорема, обратная теореме Пифагора | 1 |
29 | Решение задач по теме «Теорема Пифагора» | 1 |
30 | Решение задач по теме «Площадь» (резерв) | 1 |
31 | Контрольная работа №2 по теме «Площадь. Теорема Пифагора» | 1 |
32 | Анализ контрольной работы (резерв) | 1 |
ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ 20 ЧАСОВ.(1 час резерв) |
33 | Определение подобных треугольников | 1 |
34 | Решение задач по теме «Подобные треугольники» | 1 |
35 | Отношение площадей подобных треугольников | 1 |
36 | Первый признак подобия треугольников. | 1 |
37 38 | Решение задач по теме « Первый признак подобия треугольников». | 1 1 |
39 | Второй и третий признаки подобия треугольников. | 1 |
40 | Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников» | 1 |
41 | Контрольная работа №3 по теме «Подобные треугольники» | 1 |
42 | Средняя линия треугольника | 1 |
43 | Свойство медиан треугольника | 1 |
44 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | 1 |
45 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | 1 |
46 | Измерительные работы на местности. | 1 |
47 | Задачи на построение методом подобия | 1 |
48 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. | 1 |
49 | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30º, 45º и 60º. | 1 |
50 | Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 1 |
51 | Решение задач (резерв) | 1 |
52 | Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 1 |
ГЛАВА VIII ОКРУЖНОСТЬ 18 ЧАСОВ. |
53 | Взаимное расположение прямой и окружности | 1 |
54 55 | Касательная к окружности. Решение задач по теме « Касательная к окружности». | 1 1 |
56 | Градусная мера дуги. | 1 |
57 | Теорема о вписанном угле | 1 |
58 | Теорема об отрезках пересекающих хорд. | 1 |
59 | Решение задач по теме « Теорема об отрезках пересекающих хорд». | 1 |
60 | Свойство биссектрисы угла. Серединный перпендикуляр | 1 |
61 | Теорема о точке пересечения высот треугольника | 1 |
62 | Вписанная окружность | 1 |
63 | Описанная окружность. | 1 |
64 | Решение задач по теме «Окружность» | 1 |
65 | Контрольная работа № 5 по теме «Окружность» | 1 |
66 67 | Повторение темы «Четырёхугольники» | 2 |
68 | Повторение темы «Подобие» | 2 |