СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии 8 класс Л.С. Атанасян 2022-2023 учебный год

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии 8 класс Л.С. Атанасян 2022-2023 учебный год»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МАЛОКУДАРИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»



РАССМОТРЕНО

на заседании МО

протокол №__

«__»__________2022г



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________________

«__»__________2022г

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

____________________

Приказ № ___

от «__»__________2022г








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




Наименование учебного предмета _геометрия

Класс_8_

Учитель __Красикова Татьяна Ильинична

Срок реализации программы, учебный год _2022-20203_____________________

Количество часов по учебному плану ___68 ч – в год, 2 ч. – в неделю________

Учебник _Геометрия 7-9 Атанасян Л.С. М, Просвещение, 2022

Рабочую программу составила __Красикова Т.И.___
























Рабочая программа по геометрии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); программы основного общего образования, Геометрия. Сборник рабочих программ. 7—9 классы : пособие для учителей общеобразов. организаций / [сост. Т. А. Бурмистрова]. — 2-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2014 (базовый уровень), ФГОС .

Рабочая программа ориентирована на использование УМК Атанасян Л. . Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений – Москва: Просвещение, 2016. Базисный учебный (образовательный) план на изучение геометрии в 8 классе основной школы отводит 2 учеб­ных часа в неделю в течение года обучения, всего 70 часов.



I Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

В программе учитываются доминирующие идеи и положения программы развития и формирования универ­сальных учебных действий для основного общего образова­ния, которые обеспечивают формирование российской гра­жданской идентичности, коммуникативных качеств лично­сти и способствуют формированию ключевой компетенции — умения учиться. Изучение математики способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих тре­бованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:

– воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

– ответственное отношение к учению, готовность и спо­собность обучающихся к саморазвитию и самообразова­нию на основе мотивации к обучению и познанию;

– осознанный выбор и построение дальнейшей индивиду­альной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а так­же на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

– умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

– критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

– умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

– умение распознавать логически некорректные высказывания, критически мыслить, отличать гипотезу от факта.

Метапредметные результаты:

– умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познава­тельной деятельности;

– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требова­ний, корректировать свои действия в соответствии с из­меняющейся ситуацией;

– умение определять понятия, создавать обобщения, уста­навливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

– умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индук­тивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

– развитие компетентности в области использования ин­формационно-коммуникационных технологий;

– первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и тех­ники, о средстве моделирования явлений и процессов;

– умение видеть математическую задачу в контексте про­блемной ситуации в других дисциплинах, в окружаю­щей жизни;

– умение находить в различных источниках информа­цию, необходимую для решения математических про­блем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;

– умение понимать и использовать математические сред­ства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

– умение выдвигать гипотезы при решении задачи, пони­мать необходимость их проверки;

– понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:

– осознание значения математики для повседневной жиз­ни человека;

представление о математической науке как сфере мате­матической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

– развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую ин­формацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и симво­лики, проводить классификации, логические обосно­вания;

– владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

– практически значимые математические умения и навы­ки, их применение к решению математических и нема­тематических задач, предполагающее умения:

– выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положи­тельными и отрицательными числами;

– решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;

– изображать фигуры на плоскости;

– использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

– измерять длины отрезков, величины углов, вычис­лять площади и объёмы фигур;

– распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;

– проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку;

– вы­полнять необходимые измерения;

– использовать буквенную символику для записи об­щих утверждений, формул, выражений, уравне­ний;

– строить на координатной плоскости точки по задан­ным координатам, определять координаты точек;

– читать и использовать информацию, представлен­ную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), в графическом виде;

– решать простейшие комбинаторные задачи перебо­ром возможных вариантов.

В результате изучения курса

Ученик научится:

-распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, шар, сфера, параллелепипед, пирамида и др.);

-распознавать виды углов, виды треугольников, виды четырехугольников;

- определять по чертежу фигуры её параметры (длина отрезка, градусная мера угла, элементы треугольника, периметр треугольника и т.д.);

Ученик получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-углубления и развития представлений о плоских и пространственных геометрических фигурах (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, и др.);

-применения понятия развертки для выполнения практических расчетов.

«Геометрические фигуры»

Ученик научится:

-пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

-распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

-находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 90 градусов, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, сравнение, подобие, симметрию);

-решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

-решать простейшие задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

-решать простейшие планиметрические задачи;

Ученик получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-овладения методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия методом, перебора вариантов;

-приобретения опыта применения алгебраического и тригонометрического аппарата

    • идей движения при решении геометрических задач;

-овладения традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля

    • линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;

-научится решать задачи на построение методом подобия;

-приобретения опыта исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.

«Измерение геометрических величин»

Ученик научится:

-использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;

-вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций.

-вычислять периметры треугольников;

-решать задачи на доказательство с использованием признаков равенства треугольников и признаков параллельности прямых, формул площадей фигур;

-решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

Ученик получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-вычисления градусных мер углов треугольника и периметров треугольников;

-вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников;

-вычислять площади многоугольников используя отношения и равносоставленности;

    • приобретения опыта применения алгебраического и тригонометрического аппарата идей движения при решении задач на вычисление.

В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:

Четырехугольники

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать

- понятие многоугольника и выпуклого многоугольника, элементов многоугольника, внутренней и внешней области;

- понятие периметра многоугольника;

- формулу суммы углов выпуклого многоугольника;

- понятие параллелограмма, его признаки и свойства;

- понятие трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеции;

- понятие прямой и обратной теоремы;

- понятия прямоугольника, ромба и квадрата, их свойства и признаки;

- понятие симметричных точек и фигур относительно прямой и точки;

уметь

- объяснить, какая фигура называется многоугольником, назвать его элементы;

- выводить и пользоваться формулой суммы углов выпуклого многоугольника;

- доказывать и применять свойства и признаки параллелограмма и трапеции при решении задач;

- доказывать и применять свойства и признаки прямоугольника, ромба и квадрата при решении задач;

- выполнять чертежи по условию задачи;

- делить отрезок на n равных частей с помощью циркуля и линейки;

- решать задачи на построение;

- строить симметричные точки, распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией;

использовать в практической деятельности

- умения строить и исследовать простейших математических моделей;

приобретать опыт

- алгоритмической деятельности при составлении математической модели заданной ситуации.

Площади фигур

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать

- основные свойства площадей;

- формулу для вычисления площади прямоугольника;

- формулы для вычисления площади параллелограмма, треугольника и трапеции;

- теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу;

- теорему Пифагора и обратную ей теорему;

уметь

- вывести формулу площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции;

- доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу;

- доказывать Пифагора и обратную ей теорему;

- применять все изученные формулы при решении задач;

- выполнять чертежи по условию задачи;

использовать в практической деятельности

- конструирования новых алгоритмов;

приобретать опыт

- вычислений при осуществлении алгоритмической деятельности.

Подобные треугольники

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать

- понятие пропорциональных отрезков и подобных треугольников;

- теорему об отношении площадей подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника;

- признаки подобия треугольников;

- утверждении о пропорциональности отрезков, отсеченными параллельными прямыми на сторонах угла;

- теоремы о средней линии и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике;

- понятие синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника;

- основное тригонометрическое тождество;

- значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30˚, 45˚, 60˚;

уметь

- доказывать признаки подобия треугольников;

- доказывать теоремы о средней линии и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике;

- доказывать основное тригонометрическое тождество;

- выполнять чертежи по условию задачи;

- применять все изученные формулы при решении задач;

- с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении;

- решать задачи на построение;

использовать в практической деятельности

- умения строить и исследовать простейших математических моделей;

приобретать опыт

- алгоритмической деятельности при составлении математической модели заданной ситуации.

Окружность

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать

- возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности;

- понятие касательной, ее свойство и признак;

- понятие центрального и вписанного угла;

- как определяется градусная мера дуги окружности;

- теорему о вписанном угле, следствия из нее;

- теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;

- теорему о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия;

- теорему о пересечении высот треугольника;

- понятие окружности, вписанной в многоугольник, и окружности, описанной около многоугольника;

- теорему об окружности, вписанной в многоугольник, и об окружности, описанной около многоугольника;

- свойства вписанного и описанного четырехугольника;

- при каком условии четырехугольник является вписанным и описанным;

уметь

- доказывать признак и свойства касательной;

- доказывать теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;

- доказывать теорему о вписанном угле, следствия из нее;

- доказывать теорему о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия;

- доказывать теорему о пересечении высот треугольника;

- доказывать теорему об окружности, вписанной в многоугольник, и об окружности, описанной около многоугольника;

- доказывать свойства вписанного и описанного четырехугольника;

- выполнять чертежи по условию задачи;

- применять все изученные теоремы и утверждения при решении задач;

- доказывать подобие треугольников с использованием соответствующих признаков;

- вычислять элементы подобных треугольников;

использовать в практической деятельности

- умения строить и исследовать простейших математических моделей;

приобретать опыт

- алгоритмической деятельности при составлении математической модели заданной ситуации.

Повторение. Решение задач

В результате изучения темы учащийся должен

знать/понимать

- формулу суммы углов выпуклого многоугольника;

- понятие и свойства равнобедренной и прямоугольной трапеции;

- понятия параллелограмма, прямоугольника, ромба и квадрата, их свойства и признаки;

- формулы для вычисления площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции;

- теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу;

- теорему Пифагора;

- признаки подобия треугольников;

- теоремы о средней линии и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике;

- основное тригонометрическое тождество;

- теорему о вписанном угле, следствия из нее;

- теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд;

- теорему об окружности, вписанной в многоугольник, и окружности, описанной около многоугольника;

- свойства вписанного и описанного четырехугольника;

уметь

- выводить и пользоваться формулой суммы углов выпуклого многоугольника;

- доказывать и применять свойства и признаки параллелограмма, трапеции, прямоугольника, ромба и квадрата при решении задач;

- выполнять чертежи по условию задачи;

- делить отрезок на n равных частей, в данном отношении с помощью циркуля и линейки;

- решать задачи на построение;

- строить симметричные точки, распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией;

- выводить и использовать формулу площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции;

- применять все изученные формулы и теоремы при решении задач, проводя аргументацию в ходе решения задач;

- доказывать подобие треугольников с использованием соответствующих признаков;

- вычислять элементы подобных треугольников;

использовать в практической деятельности

- умения строить и исследовать простейших математических моделей;

-умение решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

приобретать опыт

- алгоритмической деятельности при составлении математической модели заданной ситуации;

- вычислений при осуществлении алгоритмической деятельности.


II Содержание курса геометрии 8 класса

Четырёхугольники (15 ч)
Многоугольник, выпуклый и невыпуклый многоугольник, формула суммы углов выпуклого многоугольника, периметр многоугольника. Параллелограмм.
Свойства и признаки параллелограмма. Трапеция, виды трапеций, равнобедренная трапеция. Теорема Фалеса. Задачи на построение. Прямоугольник, свойства и признаки. Ромб, квадрат; свойства и признаки. Осевая и центральная симметрии.
Цель: дать систематические сведения о четырехугольниках и их свойствах; сформировать представления о фигурах, симметричных, относительно точки или прямой.

Площадь (17 ч)
Формулы для вычисления площадей многоугольников: прямоугольника, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора. Теорема, обратная теореме Пифагора.
Цель: сформировать понятие площади многоугольника, развить умение вычислять площади фигур, применяя изученные свойства и формулы, применять теорему Пифагора.

Признаки подобия треугольников (8 ч)
Пропорциональные отрезки, сходственные стороны, подобные треугольники. Три признака подобия треугольников, их применение.

Цель: сформировать понятия подобных треугольников, выработать умение применять признаки подобия треугольников, сформировать аппарат решения прямоугольного треугольника.

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач (6 ч)
Средняя линия треугольника. Свойство медиан треугольника. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Практические приложения подобия треугольников.
Цель: сформировать навыки и умения решения задач на применение теории подобных треугольников

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника (5 ч)
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45и 60.
Цель: сформировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника и показать применение при решении задач.

Окружность (18ч)
Случаи взаимного расположения прямой и окружности, определение касательной, свойство и признак касательной. Центральный угол, вписанный угол, градусная мера дуги окружности, отрезки пересекающихся хорд.

Цель: систематизировать сведения об окружности и ее свойствах, вписанной или описанной окружностях.

Обобщающее повторение (7 часов)
Цель: систематизация знаний учащихся


Национально-региональный компонент является важным составляющим содержания современного школьного образования. В числе основных его задач — приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку и истории, воспитание культуры межнациональных отношений. Реализация регионального компонента на уроках математики представляется достаточно сложной. Но можно внедрить его в интегрированных уроках и во внеклассной работе.

Изменения в поурочном планировании может произойти из-за проведения диагностических работ в системе СтатГрад, административных работ и т.п. Возможны расхождения в количестве часов на изучение отдельных тем в зависимости от знаний, умений и навыков учащихся.

III Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы.




Тема урока

Кол-во час

V ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКИ 15 ЧАСОВ.

1

Многоугольники

2

2

3

Параллелограмм

1

4

Признаки параллелограмма

1

5

Решение задач по теме «Параллелограмм»

1

6

Трапеция

1

7

Теорема Фалеса.

1

8

Задачи на построение.

1

9

Прямоугольник

1

10

Решение задач по теме «Прямоугольник»

1

11

Квадрат и ромб

1

12

13

Решение задач по теме « Квадрат и ромб»

1

1

14

Осевая и центральная симметрия.

1

15

Контрольная работа №1 по теме «Многоугольники»


1

ГЛАВА VI ПЛОЩАДЬ 17 ЧАСОВ (1 час резерв)

16

Площадь многоугольника.

1

17

Площадь прямоугольника

1

18

Решение задач по теме «Площадь прямоугольника»

1

19

Площадь параллелограмма

1

20

Площадь параллелограмма

1

21

Площадь треугольника

1

22

Площадь треугольника

1

23

Решение задач по теме «Площадь треугольника»

1

24

Площадь трапеции

1

25

26

Решение задач по теме «Площадь»

1

1

27

Теорема Пифагора

1

28

Теорема, обратная теореме Пифагора

1

29

Решение задач по теме «Теорема Пифагора»

1

30

Решение задач по теме «Площадь» (резерв)

1

31

Контрольная работа №2 по теме «Площадь. Теорема Пифагора»

1

32

Анализ контрольной работы (резерв)

1

ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ 20 ЧАСОВ.(1 час резерв)

33

Определение подобных треугольников

1

34

Решение задач по теме «Подобные треугольники»

1

35

Отношение площадей подобных треугольников

1

36

Первый признак подобия треугольников.

1

37

38

Решение задач по теме « Первый признак подобия треугольников».

1

1

39

Второй и третий признаки подобия треугольников.

1

40

Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников»

1

41

Контрольная работа №3 по теме «Подобные треугольники»

1

42

Средняя линия треугольника

1

43

Свойство медиан треугольника

1

44

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

1

45

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

1

46

Измерительные работы на местности.

1

47

Задачи на построение методом подобия

1

48

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

1

49

Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30º, 45º и 60º.

1

50

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

1

51

Решение задач (резерв)

1

52

Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

1

ГЛАВА VIII ОКРУЖНОСТЬ 18 ЧАСОВ.

53

Взаимное расположение прямой и окружности

1

54

55

Касательная к окружности.

Решение задач по теме « Касательная к окружности».

1

1

56

Градусная мера дуги.

1

57

Теорема о вписанном угле

1

58

Теорема об отрезках пересекающих хорд.

1

59

Решение задач по теме « Теорема об отрезках пересекающих хорд».

1

60

Свойство биссектрисы угла.

Серединный перпендикуляр

1

61

Теорема о точке пересечения высот треугольника

1

62

Вписанная окружность

1

63

Описанная окружность.

1

64

Решение задач по теме «Окружность»

1

65

Контрольная работа № 5 по теме «Окружность»

1

66

67

Повторение темы «Четырёхугольники»

2

68

Повторение темы «Подобие»

2