Филиал МБОУ «Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат
«Кальская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
директор МБОУ «Бейская СОШИ»
_________В.И. Тимченко
Приказ № _____
от «____»___________2018 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Геометрия
7 класс
Разработчик: учитель математики
Кичигина Светлана Александровна
Обсуждена и согласована на
методическом объединений учителей
естественно-научного цикла
Протокол №____от ___.___.2018 г.
Принята на Методическом
совете школы
Протокол № ___ от ___.____. 2018 г.
д. Калы
2018 г.
Аннотация
Рабочая учебная программа по геометрии для учащихся 7 класса составлена с учетом требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и примерной программы по математике. Рабочая программа ориентирована на использование УМК для 7-9 классов авторов А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. (Учебник Мерзляк А.Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Геометрия: 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Вентана – Граф.).
Основными задачами данного курса являются: интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей; формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Метапредметные результаты:
Выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки.
Применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
Самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя и самостоятельно.
Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные результаты:
В процессе изучения курса обучающийся научится:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Содержание учебного предмета
Глава 1. Простейшие геометрические фигуры и их свойства (15 ч.)
Содержание раздела:
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений обучающихся, путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1— 6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.
Учебные понятия:
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Цель: систематизировать знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
Метапредметные умения:
Выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки.
Применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
Самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения и навыки:
Уметь объяснять:
что такое отрезок, луч, угол, градус, градусная мера угла, какие фигуры называются равными;
какой угол называется острым, тупым, прямым, развернутым, что такое середина отрезка и биссектриса;
какие углы называются смежными, а какие вертикальными;
какие прямые называются перпендикулярными;
сравнивать и измерять отрезки и углы.
Формулировать и обосновывать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов.
Формулировать и обосновывать утверждения о свойствах двух прямых, перпендикулярных к третьей.
Изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах.
Решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами.
Глава 2. Треугольники (18 ч.)
Содержание раздела:
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников.
Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.
Учебные понятия:
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Цель: ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.
Метапредметные умения:
Выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки.
Применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
Самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения и навыки:
Умение объяснять:
какая фигура называется треугольником, что такое вершины. Стороны. Углы и периметр треугольника;
какой треугольник называется равнобедренным, а какой равносторонним, какие треугольники называются равными;
что называется перпендикуляром, проведенным из данной точки к данной прямой;
какие отрезки называются медианой, высотой и биссектрисой треугольника;
что такое центр, радиус и диаметр окружности.
Изображать и распознавать на чертежах треугольники и их элементы.
Формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников.
Формулировать и доказывать теорему о перпендикуляре к прямой.
Формулировать и доказывать теорему о свойствах равнобедренного треугольника.
Решать задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника.
Формулировать определение окружности.
Решать простейшие задачи на построение (построение угла, равного данному, построение биссектрисы угла, построение перпендикулярных прямых, построение середины отрезка) и более сложные задачи, использующие указанные простейшие.
Глава 3. Параллельные прямые. Сумма углов треугольника (16 ч.)
Содержание раздела:
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.
Учебные понятия: Параллельные прямые. Признаки параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. Сумма углов треугольника. Прямоугольный треугольник. Свойства прямоугольного треугольника.
Цели:
ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых;
дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии;
ввести аксиому параллельных прямых.
Метапредметные умения:
Выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки.
Применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
Самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения и навыки:
Формулировать определение параллельных прямых.
Объяснять с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрестлежащими, какие односторонними и какие соответственными.
Формулировать и доказывать теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых.
Объяснять, что такое аксиомы геометрии и какие аксиомы уже использовались ранее.
Формулировать аксиому параллельных прямых и выводить следствия из нее.
Формулировать и доказывать теоремы о свойствах параллельных прямых и обратные теоремы и признаках параллельности.
Объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной.
Объяснять в чем заключается метод доказательства от противного.
Приводить примеры использования этого метода.
Решать задачи на вычисление, доказательство и построения, связанные с параллельными прямыми.
Глава 4. Окружность и круг. Геометрические построения (16 ч.)
Содержание раздела:
При изучении раздела «Окружность и круг. Геометрические построения» учащиеся учатся решать основные задачи на построение: построение угла, равного данному; построение серединного перпендикуляра данного отрезка; построение прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной данной прямой; построение биссектрисы данного угла; построение треугольника по двум сторонам и углу между ними; по стороне и двум прилежащим к ней углам; решать задачи на вычисление, доказательство и построение; строить треугольник по трём сторонам. При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
Учебные понятия:
Геометрическое место точек. Окружность и круг. Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. Описанная и вписанная окружности треугольника. Задачи на построение. Метод геометрических мест точек в задачах на построение.
Цель: рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
Метапредметные умения:
Выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки.
Применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
Самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя и самостоятельно.
Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения и навыки:
Исследовать взаимное расположение прямой и окружности.
Формулировать определение касательной к окружности.
Формулировать и доказывать теоремы: о свойстве касательной, о признаке касательной, об отрезках касательных, проведенных из одной точки.
Формулировать понятие центрального угла и градусной меры дуги окружности.
Формулировать и доказывать теоремы: о вписанном угле, о произведении отрезков пересекающихся хорд.
Формулировать и доказывать теоремы, связанные с замечательными точками треугольника: о биссектрисе угла, и как следствие, о пересечении биссектрис треугольника; о серединном перпендикуляре к отрезку, и как следствие, о пересечении серединных перпендикуляров к сторонам треугольника; о пересечении высот треугольника.
Решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками и четырехугольниками.
Глава 5. Повторение курса геометрии за 7 класс (3 ч.)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса.
Предусмотрено 5 контрольных работ, а также уроки на отработку практических навыков и решение задач.
Календарно- тематическое планирование
ГЕОМЕТРИЯ
7 класс (68 часов, 2 часа в неделю)
№ | дата проведения | тема урока | примечания |
план | факт |
1. Простейшие геометрические фигуры и их свойства. (15 ч) |
1 | 06.09 | | Точки и прямые | |
2 | 06.09 | | Точки и прямые | |
3 | 13.09 | | Отрезок и его длина | |
4 | 13.09 | | Отрезок и его длина | |
5 | 20.09 | | Отрезок и его длина | |
6 | 20.09 | | Луч. Угол. Измерение углов | |
7 | 27.09 | | Луч. Угол. Измерение углов | |
8 | 27.09 | | Луч. Угол. Измерение углов | |
9 | 04.10 | | Смежные и вертикальные углы | |
10 | 04.10 | | Смежные и вертикальные углы | |
11 | 11.10 | | Смежные и вертикальные углы | |
12 | 11.10 | | Перпендикулярные прямые | |
13 | 18.10 | | Аксиомы | |
14 | 18.10 | | Повторение и систематизация учебного материала | |
15 | 25.10 | | Контрольная работа № 1 по теме: «Простейшие геометрические фигуры и их свойства» | |
2. Треугольники (18 ч.) |
16 | 25.10 | | Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника | |
17 | 01.11 | | Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника | |
18 | 01.11 | | Первый и второй признаки равенства треугольников | |
19 | 15.11 | | Первый и второй признаки равенства треугольников | |
20 | 15.11 | | Первый и второй признаки равенства треугольников | |
21 | 22.11 | | Первый и второй признаки равенства треугольников | |
22 | 22.11 | | Первый и второй признаки равенства треугольников | |
23 | 29.11 | | Равнобедренный треугольник и его свойства | |
24 | 29.11 | | Равнобедренный треугольник и его свойства | |
25 | 06.12 | | Равнобедренный треугольник и его свойства | |
26 | 06.12 | | Равнобедренный треугольник и его свойства | |
27 | 13.12 | | Признаки равнобедренного треугольника | |
28 | 13.12 | | Признаки равнобедренного треугольника | |
29 | 20.12 | | Подготовка к контрольной работе | |
30 | 20.12 | | Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники» | |
31 | 27.12 | | Третий признак равенства треугольников | |
32 | 27.12 | | Третий признак равенства треугольников | |
33 | 10.01 | | Теоремы | |
3. Параллельные прямые. Сумма углов треугольника (16 ч.) |
34 | 10.01 | | Параллельные прямые | |
35 | 17.01 | | Признаки параллельности прямых | |
36 | 17.01 | | Признаки параллельности прямых | |
37 | 24.01 | | Свойства параллельных прямых | |
38 | 24.01 | | Свойства параллельных прямых | |
39 | 31.01 | | Свойства параллельных прямых | |
40 | 31.01 | | Сумма углов треугольника | |
41 | 07.02 | | Сумма углов треугольника | |
42 | 07.02 | | Сумма углов треугольника | |
43 | 14.02 | | Сумма углов треугольника | |
44 | 14.02 | | Прямоугольный треугольник | |
45 | 21.02 | | Прямоугольный треугольник | |
46 | 21.02 | | Свойства прямоугольного треугольника | |
47 | 28.02 | | Свойства прямоугольного треугольника | |
48 | 28.02 | | Повторение и систематизация учебного материала | |
49 | 07.03 | | Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника» | |
4. Окружность и круг. Геометрические построения (16 ч.) |
50 | 07.03 | | Геометрическое место точек. Окружность и круг | |
51 | 14.03 | | Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности | |
52 | 14.03 | | Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности | |
53 | 21.03 | | Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности | |
54 | 21.03 | | Описанная и вписанная окружности треугольника | |
55 | 04.04 | | Описанная и вписанная окружности треугольника | |
56 | 04.04 | | Описанная и вписанная окружности треугольника | |
57 | 11.04 | | Задачи на построение | |
58 | 11.04 | | Задачи на построение | |
59 | 18.04 | | Задачи на построение | |
60 | 18.04 | | Задачи на построение | |
61 | 25.04 | | Метод геометрических мест точек в задачах на построение | |
62 | 25.04 | | Метод геометрических мест точек в задачах на построение | |
63 | 02.05 | | Метод геометрических мест точек в задачах на построение | |
64 | 02.05 | | Контрольная работа №4 по теме «Окружность. Круг. Геометрические построения» | |
65 | 16.05 | | Повторение темы «Простейшие геометрические фигуры и их свойства» | |
5. Обобщение и систематизация знаний учащихся. (3 ч.) |
66 | 16.05 | | Повторение темы «Треугольники» | |
67 | 23.05 | | Повторение темы «Окружность и круг. Геометрические построения» | |
68 | 23.05 | | Контрольная работа №5 по теме «Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся» | |
Приложения к программе
Приложение 1
График проведения контрольных работ
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
1 | 25.10 | Контрольная работа № 1по теме: « Простейшие геометрические фигуры и их свойства» | 1 |
2 | 20.12 | Контрольная работа №2 по теме « Треугольники» | 1 |
3 | 07.03 | Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника» | 1 |
4 | 02.05 | Контрольная работа №4 по теме «Окружность. Круг. Геометрические построения» | 1 |
5 | 23.05 | Контрольная работа №5 по теме «Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся» | 1 |
График проведения практических работ
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
| | | |
| | | |
| | | |
График проведения проектных работ
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
| | | |
| | | |
| | | |
График проведения исследовательских работ
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
| | | |
| | | |
| | | |
Контрольная работа № 1по теме: « Простейшие геометрические фигуры и их свойства»
Контрольная работа №2 по теме « Треугольники»
Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника»
Контрольная работа №4 по теме «Окружность. Круг. Геометрические построения»
Контрольная работа №5 по теме «Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся»