СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии для 7 класс к УМК Мерзляка

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по геометрии для 7 класс  к УМК Мерзляка

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии для 7 класс к УМК Мерзляка»


Филиал МБОУ «Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат

«Кальская средняя общеобразовательная школа»






УТВЕРЖДАЮ:

директор МБОУ «Бейская СОШИ»

_________В.И. Тимченко

Приказ № _____

от «____»___________2018 г










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Геометрия

7 класс





Разработчик: учитель математики

Кичигина Светлана Александровна





Обсуждена и согласована на

методическом объединений учителей

естественно-научного цикла


Протокол №____от ___.___.2018 г.



Принята на Методическом

совете школы


Протокол № ___ от ___.____. 2018 г.


д. Калы

2018 г.

Аннотация


Рабочая учебная программа по геометрии для учащихся 7 класса составлена с учетом требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и примерной программы по математике. Рабочая программа ориентирована на использование УМК для 7-9 классов авторов А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. (Учебник Мерзляк А.Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Геометрия: 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Вентана – Граф.).

Основными задачами данного курса являются: интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей; формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

  • приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Метапредметные результаты:

  • Выдвигать гипотезы при решении учебных за­дач, понимать необхо­димость их проверки.

  • Применять индуктивные и дедуктивные спосо­бы рассужде­ний, ви­деть различные стратегии решения задач.

  • Самостоятельно ставить цели, выбирать и созда­вать алго­ритмы для решения учебных матема­тических проб­лем.

  • Планировать и осуществ­лять деятельность, на­правленную на реше­ние задач исследователь­ского характера.

  • Ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством  учителя и самостоятельно.

  • Выслушивать и объективно оценивать другого.

  • Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.


Предметные результаты:

В процессе изучения курса обучающийся научится:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Содержание учебного предмета

Глава 1. Простейшие геометрические фигуры и их свойства (15 ч.)

Содержание раздела:

В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений обучающихся, путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1— 6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

Учебные понятия:

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Цель: систематизировать знания обучающихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

Метапредметные умения:

  • Выдвигать гипотезы при решении учебных за­дач, понимать необхо­димость их проверки.

  • Применять индуктивные и дедуктивные спосо­бы рассужде­ний, ви­деть различные стратегии решения задач.

  • Самостоятельно ставить цели, выбирать и созда­вать алго­ритмы для решения учебных матема­тических проб­лем.

  • Планировать и осуществ­лять деятельность, на­правленную на реше­ние задач исследователь­ского характера.

  • Выслушивать и объективно оценивать другого.

  • Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения и навыки:

  1. Уметь объяснять:

  • что такое отрезок, луч, угол, градус, градусная мера угла, какие фигуры называются равными;

  • какой угол называется острым, тупым, прямым, развернутым, что такое середина отрезка и биссектриса;

  • какие углы называются смежными, а какие вертикальными;

  • какие прямые называются перпендикулярными;

  • сравнивать и измерять отрезки и углы.

  1. Формулировать и обосновывать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов.

  2. Формулировать и обосновывать утверждения о свойствах двух прямых, перпендикулярных к третьей.

  3. Изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах.

  4. Решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами.


Глава 2. Треугольники (18 ч.)

Содержание раздела:

Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников.

Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.

Учебные понятия:

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Цель: ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изучен­ных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.

Метапредметные умения:

  • Выдвигать гипотезы при решении учебных за­дач, понимать необхо­димость их проверки.

  • Применять индуктивные и дедуктивные спосо­бы рассужде­ний, ви­деть различные стратегии решения задач.

  • Самостоятельно ставить цели, выбирать и созда­вать алго­ритмы для решения учебных матема­тических проб­лем.

  • Планировать и осуществ­лять деятельность, на­правленную на реше­ние задач исследователь­ского характера.

  • Выслушивать и объективно оценивать другого.

  • Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения и навыки:

  1. Умение объяснять:

  • какая фигура называется треугольником, что такое вершины. Стороны. Углы и периметр треугольника;

  • какой треугольник называется равнобедренным, а какой равносторонним, какие треугольники называются равными;

  • что называется перпендикуляром, проведенным из данной точки к данной прямой;

  • какие отрезки называются медианой, высотой и биссектрисой треугольника;

  • что такое центр, радиус и диаметр окружности.

  1. Изображать и распознавать на чертежах треугольники и их элементы.

  2. Формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников.

  3. Формулировать и доказывать теорему о перпендикуляре к прямой.

  4. Формулировать и доказывать теорему о свойствах равнобедренного треугольника.

  5. Решать задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника.

  6. Формулировать определение окружности.

  7. Решать простейшие задачи на построение (построение угла, равного данному, построение биссектрисы угла, построение перпендикулярных прямых, построение середины отрезка) и более сложные задачи, использующие указанные простейшие.



Глава 3. Параллельные прямые. Сумма углов треугольника (16 ч.)

Содержание раздела:

Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широ­ко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.

Учебные понятия: Параллельные прямые. Признаки параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. Сумма углов треугольника. Прямоугольный треугольник. Свойства прямоугольного треугольника.

Цели:

  • ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых;

  • дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии;

  • ввести аксиому параллельных прямых.


Метапредметные умения:

  • Выдвигать гипотезы при решении учебных за­дач, понимать необхо­димость их проверки.

  • Применять индуктивные и дедуктивные спосо­бы рассужде­ний, ви­деть различные стратегии решения задач.

  • Самостоятельно ставить цели, выбирать и созда­вать алго­ритмы для решения учебных матема­тических проб­лем.

  • Планировать и осуществ­лять деятельность, на­правленную на реше­ние задач исследователь­ского характера.

  • Выслушивать и объективно оценивать другого.

  • Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения и навыки:

  1. Формулировать определение параллельных прямых.

  2. Объяснять с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрестлежащими, какие односторонними и какие соответственными.

  3. Формулировать и доказывать теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых.

  4. Объяснять, что такое аксиомы геометрии и какие аксиомы уже использовались ранее.

  5. Формулировать аксиому параллельных прямых и выводить следствия из нее.

  6. Формулировать и доказывать теоремы о свойствах параллельных прямых и обратные теоремы и признаках параллельности.

  7. Объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной.

  8. Объяснять в чем заключается метод доказательства от противного.

  9. Приводить примеры использования этого метода.

  10. Решать задачи на вычисление, доказательство и построения, связанные с параллельными прямыми.


Глава 4. Окружность и круг. Геометрические построения (16 ч.)


Содержание раздела:

При изучении раздела «Окружность и круг. Геометрические построения» учащиеся учатся решать основные задачи на построение: построение угла, равного данному; построение серединного перпендикуляра данного отрезка; построение прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной данной прямой; построение биссектрисы данного угла; построение треугольника по двум сторонам и углу между ними; по стороне и двум прилежащим к ней углам; решать задачи на вычисление, доказательство и построение; строить треугольник по трём сторонам. При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

Учебные понятия:

Геометрическое место точек. Окружность и круг. Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. Описанная и вписанная окружности треугольника. Задачи на построение. Метод геометрических мест точек в задачах на построение.

Цель: рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

Метапредметные умения:

  • Выдвигать гипотезы при решении учебных за­дач, понимать необхо­димость их проверки.

  • Применять индуктивные и дедуктивные спосо­бы рассужде­ний, ви­деть различные стратегии решения задач.

  • Самостоятельно ставить цели, выбирать и созда­вать алго­ритмы для решения учебных матема­тических проб­лем.

  • Планировать и осуществ­лять деятельность, на­правленную на реше­ние задач исследователь­ского характера.

  • Ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством  учителя и самостоятельно.

  • Выслушивать и объективно оценивать другого.

  • Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения и навыки:

  1. Исследовать взаимное расположение прямой и окружности.

  2. Формулировать определение касательной к окружности.

  3. Формулировать и доказывать теоремы: о свойстве касательной, о признаке касательной, об отрезках касательных, проведенных из одной точки.

  4. Формулировать понятие центрального угла и градусной меры дуги окружности.

  5. Формулировать и доказывать теоремы: о вписанном угле, о произведении отрезков пересекающихся хорд.

  6. Формулировать и доказывать теоремы, связанные с замечательными точками треугольника: о биссектрисе угла, и как следствие, о пересечении биссектрис треугольника; о серединном перпендикуляре к отрезку, и как следствие, о пересечении серединных перпендикуляров к сторонам треугольника; о пересечении высот треугольника.

  7. Решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками и четырехугольниками.



Глава 5. Повторение курса геометрии за 7 класс (3 ч.)


Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 класса.

Предусмотрено 5 контрольных работ, а также уроки на отработку практических навыков и решение задач.






































Календарно- тематическое планирование

ГЕОМЕТРИЯ

7 класс (68 часов, 2 часа в неделю)


дата проведения


тема урока


примечания

план

факт

1. Простейшие геометрические фигуры и их свойства. (15 ч)

1

06.09


Точки и прямые


2

06.09


Точки и прямые


3

13.09


Отрезок и его длина


4

13.09


Отрезок и его длина


5

20.09


Отрезок и его длина


6

20.09


Луч. Угол. Измерение углов


7

27.09


Луч. Угол. Измерение углов


8

27.09


Луч. Угол. Измерение углов


9

04.10


Смежные и вертикальные углы


10

04.10


Смежные и вертикальные углы


11

11.10


Смежные и вертикальные углы


12

11.10


Перпендикулярные прямые


13

18.10


Аксиомы


14

18.10


Повторение и систематизация учебного материала


15

25.10


Контрольная работа № 1 по теме: «Простейшие геометрические фигуры и их свойства»


2. Треугольники (18 ч.)

16

25.10


Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника


17

01.11


Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника


18

01.11


Первый и второй признаки равенства треугольников


19

15.11


Первый и второй признаки равенства треугольников


20

15.11


Первый и второй признаки равенства треугольников


21

22.11


Первый и второй признаки равенства треугольников


22

22.11


Первый и второй признаки равенства треугольников


23

29.11


Равнобедренный треугольник и его свойства


24

29.11


Равнобедренный треугольник и его свойства


25

06.12


Равнобедренный треугольник и его свойства


26

06.12


Равнобедренный треугольник и его свойства


27

13.12


Признаки равнобедренного треугольника


28

13.12


Признаки равнобедренного треугольника


29

20.12


Подготовка к контрольной работе


30

20.12


Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники»


31

27.12


Третий признак равенства треугольников


32

27.12


Третий признак равенства треугольников


33

10.01


Теоремы


3. Параллельные прямые. Сумма углов треугольника (16 ч.)

34

10.01


Параллельные прямые


35

17.01


Признаки параллельности прямых


36

17.01


Признаки параллельности прямых


37

24.01


Свойства параллельных прямых


38

24.01


Свойства параллельных прямых


39

31.01


Свойства параллельных прямых


40

31.01


Сумма углов треугольника


41

07.02


Сумма углов треугольника


42

07.02


Сумма углов треугольника


43

14.02


Сумма углов треугольника


44

14.02


Прямоугольный треугольник


45

21.02


Прямоугольный треугольник


46

21.02


Свойства прямоугольного треугольника


47

28.02


Свойства прямоугольного треугольника


48

28.02


Повторение и систематизация учебного материала


49

07.03


Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника»


4. Окружность и круг. Геометрические построения (16 ч.)

50

07.03


Геометрическое место точек. Окружность и круг


51

14.03


Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности


52

14.03


Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности


53

21.03


Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности


54

21.03


Описанная и вписанная окружности треугольника


55

04.04


Описанная и вписанная окружности треугольника


56

04.04


Описанная и вписанная окружности треугольника


57

11.04


Задачи на построение


58

11.04


Задачи на построение


59

18.04


Задачи на построение


60

18.04


Задачи на построение


61

25.04


Метод геометрических мест точек в задачах на построение


62

25.04


Метод геометрических мест точек в задачах на построение


63

02.05


Метод геометрических мест точек в задачах на построение


64

02.05


Контрольная работа №4 по теме «Окружность. Круг. Геометрические построения»


65

16.05


Повторение темы «Простейшие геометрические фигуры и их свойства»


5. Обобщение и систематизация знаний учащихся. (3 ч.)

66

16.05


Повторение темы «Треугольники»


67

23.05


Повторение темы «Окружность и круг. Геометрические построения»


68

23.05


Контрольная работа №5 по теме «Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся»



Приложения к программе


Приложение 1


График проведения контрольных работ


№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

1

25.10

Контрольная работа № 1по теме: « Простейшие геометрические фигуры и их свойства»

1

2

20.12

Контрольная работа №2 по теме « Треугольники»

1

3

07.03

Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника»

1

4

02.05

Контрольная работа №4 по теме «Окружность. Круг. Геометрические построения»

1

5

23.05

Контрольная работа №5 по теме «Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся»

1


График проведения практических работ

№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов















График проведения проектных работ

№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов














График проведения исследовательских работ


№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов



















Контрольная работа № 1по теме: « Простейшие геометрические фигуры и их свойства»

Контрольная работа №2 по теме « Треугольники»


Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника»

Контрольная работа №4 по теме «Окружность. Круг. Геометрические построения»

Контрольная работа №5 по теме «Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!