СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии для 8 класса к УМК Мерзляка

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по геометрии для 8 класса к УМК Мерзляка

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии для 8 класса к УМК Мерзляка»


Филиал МБОУ «Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат

«Кальская средняя общеобразовательная школа»






УТВЕРЖДАЮ:

директор МБОУ «Бейская СОШИ»

_________В.И. Тимченко

Приказ № _____

от «____»___________2018 г










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Геометрия

8 класс





Разработчик: учитель математики

Кичигина Светлана Александровна





Обсуждена и согласована на

методическом объединений учителей

естественно-научного цикла


Протокол №____от ___.___.2018 г.



Принята на Методическом

совете школы


Протокол № ___ от ___.____. 2018 г.


д. Калы

2018 г.

Аннотация




Рабочая учебная программа по геометрии для учащихся 8 класса составлена с учетом требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и примерной программы по математике. Рабочая программа ориентирована на использование УМК для 7-9 классов авторов А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. (Учебник Мерзляк А.Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Геометрия: 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Вентана – Граф).

Основными задачами данного курса являются: интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей; формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
























Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

  • приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Метапредметные результаты:

  • Выдвигать гипотезы при решении учебных за­дач, понимать необхо­димость их проверки.

  • Применять индуктивные и дедуктивные спосо­бы рассужде­ний, ви­деть различные стратегии решения задач.

  • Самостоятельно ставить цели, выбирать и созда­вать алго­ритмы для решения учебных матема­тических проб­лем.

  • Планировать и осуществ­лять деятельность, на­правленную на реше­ние задач исследователь­ского характера.

  • Ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством  учителя и самостоятельно.

  • Выслушивать и объективно оценивать другого.

  • Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.


Предметные результаты:

В процессе изучения курса обучающийся научится:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Содержание учебного предмета

Глава 1. Четырехугольники (22 ч.)


Содержание раздела:

Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому, полезно их повторить, в начале изучения темы.

Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразо­вание плоскости, а как свойства геометрических фигур, в част­ности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как дви­жений плоскости состоится в 9 классе.

Учебные понятия:

Четырехуголь­ник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Пря­моугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Цель: изучить наиболее важные виды четы­рехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квад­рат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осе­вой или центральной симметрией.

Метапредметные умения:

  • Выдвигать гипотезы при решении учебных за­дач, понимать необхо­димость их проверки.

  • Применять индуктивные и дедуктивные спосо­бы рассужде­ний, ви­деть различные стратегии решения задач.

  • Самостоятельно ставить цели, выбирать и созда­вать алго­ритмы для решения учебных матема­тических проб­лем.

  • Планировать и осуществ­лять деятельность, на­правленную на реше­ние задач исследователь­ского характера.

  • Выслушивать и объективно оценивать другого.

  • Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения и навыки:

  1. Объяснять, какие стороны (вершины) четырехугольника называются соседними и противоположными.

  2. Формулировать определение параллелограмма, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеций, прямоугольника, ромба, квадрата.

  3. Изображать и распознавать эти четырехугольники.

  4. Формулировать и доказывать утверждения об их свойствах и признаках.

  5. Решать задачи на вычисление, доказательства и построение, связанные с этими видами четырехугольников.

  6. Объяснять, какие две точки являются симметричными относительно прямой (точки) и что такое ось (центр) симметрии фигуры.

  7. Приводить примеры фигур, обладающих осевой (центральной) симметрией, а также примеры осевой и центральной симметрий в окружающей нас обстановке.


Глава 2. Подобие треугольников (16 ч.)

Содержание раздела:

Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорцио­нальность сходственных сторон.

Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.

Учебные понятия:

Цель: ввести понятие подобных треугольни­ков; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения.

Метапредметные умения:

  • Выдвигать гипотезы при решении учебных за­дач, понимать необхо­димость их проверки.

  • Применять индуктивные и дедуктивные спосо­бы рассужде­ний, ви­деть различные стратегии решения задач.

  • Самостоятельно ставить цели, выбирать и созда­вать алго­ритмы для решения учебных матема­тических проб­лем.

  • Планировать и осуществ­лять деятельность, на­правленную на реше­ние задач исследователь­ского характера.

  • Выслушивать и объективно оценивать другого.

  • Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения и навыки:

  1. Объяснять понятие пропорциональности отрезков.

  2. Формулировать определение подобных треугольников и коэффициента подобия.

  3. Формулировать и доказывать теоремы: об отношении площадей подобных треугольников, о признаках подобия треугольников, о средней линии треугольника, о пересечении медиан треугольника, о пропорциональных отрезках прямоугольных треугольников.

  4. Объяснять, что такое подобие в задачах на построение, и приводить примеры применения этого метода.

  5. Объяснять, как можно использовать свойства подобных треугольников в измерительных работах на местности.

  6. Объяснять, как ввести понятие подобия для произвольных фигур.

Глава 3. Решение прямоугольных треугольников (14 ч.)

Содержание раздела: Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.

Учебные понятия: Теорема Пифагора. Решение прямоугольных треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треуголь­ника.

Цели: доказать одну из глав­ных теорем геометрии — теорему Пифагора; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометриче­ского аппарата геометрии.

Метапредметные умения:

  • Выдвигать гипотезы при решении учебных за­дач, понимать необхо­димость их проверки.

  • Применять индуктивные и дедуктивные спосо­бы рассужде­ний, ви­деть различные стратегии решения задач.

  • Самостоятельно ставить цели, выбирать и созда­вать алго­ритмы для решения учебных матема­тических проб­лем.

  • Планировать и осуществ­лять деятельность, на­правленную на реше­ние задач исследователь­ского характера.

  • Выслушивать и объективно оценивать другого.

  • Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения и навыки:

  1. Формулировать и доказывать теорему Пифагора и обратную ей.

  2. Выводить формулу Герона для площади треугольника.

  3. Решать задачи на вычисления и доказательство, связанные с формулами площадей и теоремой Пифагора.

  4. Формулировать определение и иллюстрировать понятие синуса, косинуса и тангенса угла остроугольного треугольника.

  5. Выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°,60°.

  6. Решать задачи, связанные с подобием треугольников.


Глава 4. Многоугольники. Площадь многоугольника (10 ч.)


Содержание раздела:

Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квад­рата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.

Учебные понятия:

Понятие площади многоугольника. Площади прямоуголь­ника, параллелограмма, треугольника, трапеции.

Цель: вести понятие многоугольника, расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычисле­нии площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, па­раллелограмма, треугольника, трапеции.

Метапредметные умения:

  • Выдвигать гипотезы при решении учебных за­дач, понимать необхо­димость их проверки.

  • Применять индуктивные и дедуктивные спосо­бы рассужде­ний, ви­деть различные стратегии решения задач.

  • Самостоятельно ставить цели, выбирать и созда­вать алго­ритмы для решения учебных матема­тических проб­лем.

  • Планировать и осуществ­лять деятельность, на­правленную на реше­ние задач исследователь­ского характера.

  • Ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством  учителя и самостоятельно.

  • Выслушивать и объективно оценивать другого.

  • Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения и навыки:

  1. Объяснять, что такое многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали.

  2. Изображать и распознавать многоугольники на чертежах.

  3. Показывать элементы многоугольника, его внутреннюю и внешнюю области.

  4. Формулировать определение выпуклого многоугольника.

  5. Изображать и распознавать выпуклые и невыпуклые многоугольники.

  6. Формулировать и доказывать утверждение о сумме углов выпуклого многоугольника.

  7. Объяснять, как производится измерение площадей многоугольников.

  8. Формулировать основные свойства площадей и выводить их с помощью формул площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции.

  9. Формулировать и доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу

5. Повторение и систематизация знаний (6 ч.)


Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.


Предусмотрено 8 контрольных работ, а также уроки на отработку практических навыков и решение задач.












































Календарно- тематическое планирование

ГЕОМЕТРИЯ

8 класс (68 часов, 2 часа в неделю)


дата проведения


тема урока


примечания

план

факт

1. Четырехугольники (22 ч)

1

04.09


Четырехугольник и его элементы


2

04.09


Четырехугольник и его элементы


3

11.09


Параллелограмм, свойства параллелограмма


4

11.09


Параллелограмм, свойства параллелограмма


5

18.09


Признаки параллелограмма


6

18.09


Признаки параллелограмма


7

25.09


Прямоугольник


8

25.09


Прямоугольник


9

02.10


Ромб


10

02.10


Ромб


11

09.10


Квадрат


12

09.10


Контрольная работа №1 по теме «Параллелограмм и его виды»


13

16.10


Средняя линия треугольника


14

16.10


Трапеция


15

23.10


Трапеция


16

23.10


Трапеция


17

30.10


Трапеция


18

30.10


Центральные и вписанные углы


19

13.11


Центральные и вписанные углы


20

13.11


Вписанная и описанная окружности четырехугольника


21

20.11


Вписанная и описанная окружности четырехугольника


22

20.11


Контрольная работа №2 по теме «Средняя линия треугольника. Трапеция. Вписанные и описанные четырехугольники»


2. Подобие треугольников (16 ч.)

23

27.11


Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках


24

27.11


Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках


25

04.12


Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках


26

04.12


Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках


27

11.12


Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках


28

11.12


Подобные треугольники


29

18.12


Подобные треугольники


30

18.12


Контрольная работа № 3 за первое полугодие


31

25.12


Первый признак подобия треугольников


32

25.12


Первый признак подобия треугольников


33

15.01


Первый признак подобия треугольников


34

15.01


Второй и третий признаки подобия треугольников


35

22.01


Второй и третий признаки подобия треугольников


36

22.01


Второй и третий признаки подобия треугольников


37

29.01


Второй и третий признаки подобия треугольников


38

29.01


Контрольная работа № 4 по теме «Теорема Фалеса. Подобие треугольников»


3. Решение прямоугольных треугольников (14 ч.)

39

05.02


Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике


40

05.02


Теорема Пифагора


41

12.02


Теорема Пифагора


42

12.02


Теорема Пифагора


43

19.02


Теорема Пифагора


44

19.02


Теорема Пифагора


45

26.02


Контрольная работа № 5 по теме «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора»


46

26.02


Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника


47

05.03


Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника


48

05.03


Решение прямоугольных треугольников


49

12.03


Решение прямоугольных треугольников


50

12.03


Решение прямоугольных треугольников


51

19.03


Решение прямоугольных треугольников


52

19.03


Контрольная работа № 6 по теме «Решение прямоугольных треугольников»


4. Многоугольники. Площадь многоугольника (10 ч.)

53

02.04


Многоугольники


54

02.04


Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника


55

09.04


Площадь параллелограмма


56

09.04


Площадь параллелограмма


57

16.04


Площадь треугольника


58

16.04


Площадь треугольника


59

23.04


Площадь трапеции


60

23.04


Площадь трапеции


61

30.04


Площадь трапеции


62

30.04


Контрольная работа № 7 по теме «Многоугольники. Площадь многоугольника»


5. Повторение и систематизация знаний (6 ч.)

63

07.05


Повторение темы «Четырехугольники»


64

07.05


Повторение темы «Четырехугольники»


65

14.05


Повторение темы «Подобие треугольников»


66

14.05


Контрольная работа №8 по теме «Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся за курс 8 класса»


67

21.05


Повторение темы «Решение прямоугольных треугольников»


68

21.05


Повторение темы «Площади многоугольников»




Приложения к программе


Приложение 1


График проведения контрольных работ


№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

1

09.10

Контрольная работа №1 по теме «Параллелограмм и его виды»

1

2

20.11

Контрольная работа №2 по теме «Средняя линия треугольника. Трапеция. Вписанные и описанные четырехугольники»

1

3

18.12

Контрольная работа № 3 за первое полугодие

1

4

29.01

Контрольная работа № 4 по теме «Теорема Фалеса. Подобие треугольников»

1

5

26.02

Контрольная работа № 5 по теме «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора»

1

6

19.03

Контрольная работа № 6 по теме «Решение прямоугольных треугольников»

1

7

30.04

Контрольная работа № 7 по теме «Многоугольники. Площадь многоугольника»

1

8

14.05

Контрольная работа №8 по теме «Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся за курс 8 класса»

1


График проведения практических работ

№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов
















График проведения исследовательских работ


№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

















Контрольная работа №1 по теме «Параллелограмм и его виды»


Вариант 1

Вариант 2

















Контрольная работа №2 по теме «Средняя линия треугольника. Трапеция. Вписанные и описанные четырехугольники»

Вариант 1

Вариант 2























Контрольная работа № 3 за первое полугодие

Контрольное тестирование по геометрии к учебнику авторов А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир.

8 класс

1 полугодие

Вариант 1

1.Угол А параллелограмма АВСD в 3 раза больше угла В. Найдите градусные меры углов С и D.

А ) C=30°, D=60° Б) C=45°, D=135° В) C=135°, D=45°

Г ) C=60°, D=30°

2.Концы отрезка, расположенного по одну сторону от прямой, удалены от прямой на расстояния 6см и 10см. На каком расстоянии от этой прямой находится середина этого отрезка?

А) 8см Б) 4см В) 5,5см Г) 2см

3. Один из углов равнобедренной трапеции равен 100 . Три оставшихся угла равны:

  1. 80 , 80 ,100 ; 2) 75 ,75 ,110 ; 3) 70 ,70 ,120 ; 4) другой ответ.

4. Диагональ параллелограмма образует с одной из его сторон угол, равный 54 . Найдите величину угла, который эта диагональ образует с противоположной стороной параллелограмма.

  1. 126 ; 2) 27 ; 3) 54 ; 4) другой ответ.

5. Можно ли вписать в окружность четырёхугольник АВСD, если: АВ=4 см, ВС= 11 см СD=12 см,АD=5см? (Пояснения написать)

Ответ:_____________________________________________________________

Часть 2. Напишите подробное решение задания.

6 . Точки А, В и С делят окружность на три дуги так, что АВ: ВС: АС=3:5:7. Найдите углы треугольника ABC.

7. Средняя линия трапеции равна 14 см, а периметр – 56 см. Докажите, что в данную трапецию можно вписать окружность.

Решение задач 6-7

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Вариант 2

  1. Один из углов, которые образует сторона ромба с его диагоналями больше другого на 20°. Найти углы ромба.

А) 70°,110° Б) 35°,55° В) 80°, 100° Г) 40°, 140°

2. Периметр треугольника равен 6,7см. Найдите периметр треугольника, отсекаемого от него одной из его средних линий.

А)13,4см Б) 3,35см В) 10,5см Г) 20,1см

  1. Один из углов равнобедренной трапеции равен 110 . Три оставшихся угла равны:

  1. 80 , 80 , 120 ; 2) 75 ,75 ,110 ; 3) 70 ,70 ,110 ; 4) другой ответ.

  1. Диагональ параллелограмма образует с одной из его сторон угол, равный 62 . Найдите величину угла, который эта диагональ образует с противоположной стороной параллелограмма.

  1. 31 ; 2) 118 ; 3) 62 ; 4) другой ответ.

  1. Можно ли вписать в окружность четырёхугольник АВСD, если: АВ=9см, ВС= 7 см СD=14 см, АD=15см? (Пояснения написать)

Ответ:_____________________________________________________________


Часть 2. Напишите подробное решение задания.

  1. Т очки D, В и С делят окружность на три дуги так, что ВC: СD: BD=3:4:5. Найдите углы треугольника BCD.

  2. Средняя линия трапеции равна 16см, а периметр – 64 см. Докажите, что в данную трапецию можно вписать окружность.

Решение задач 6-7

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________








Тестирование по математике

8 класс

1 полугодие

Ответы к тестам


Вариант 1

Вариант 2

1.

В

Все числа кроме 2 и -2

1.

А

Все числа кроме 3 и -3

2.

Г

6

2.

Г

10

3.

В

21

3.

В

40,5

4.

А

Пересекаются в двух точках

4.

Б

Не пересекаются

5.

Г

32

5.

В

60

6.

Б

6.

Г

7.

Г

7.

Б

8.

В

С =135°

D =45°

8.

А

70°

110°

9.

А

8см

9.

Б

3,35см

10.

В

10.

Г

25см























Контрольная работа № 4 по теме «Теорема Фалеса. Подобие треугольников»


Вариант 1

Вариант 2















Контрольная работа № 5 по теме «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора»

Вариант 1

Вариант 2






















Контрольная работа № 6 по теме «Решение прямоугольных треугольников»

Вариант 1

Вариант 2





















Контрольная работа № 7 по теме «Многоугольники. Площадь многоугольника»

Вариант 1

Вариант 2


Контрольная работа №8 по теме «Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся за курс 8 класса»

В форме диагностической работы сайт «Знаника»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!