Филиал МБОУ «Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат
«Кальская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
директор МБОУ «Бейская СОШИ»
_________В.И. Тимченко
Приказ № _____
от «____»___________2018 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Геометрия
8 класс
Разработчик: учитель математики
Кичигина Светлана Александровна
Обсуждена и согласована на
методическом объединений учителей
естественно-научного цикла
Протокол №____от ___.___.2018 г.
Принята на Методическом
совете школы
Протокол № ___ от ___.____. 2018 г.
д. Калы
2018 г.
Аннотация
Рабочая учебная программа по геометрии для учащихся 8 класса составлена с учетом требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и примерной программы по математике. Рабочая программа ориентирована на использование УМК для 7-9 классов авторов А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. (Учебник Мерзляк А.Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Геометрия: 8 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Вентана – Граф).
Основными задачами данного курса являются: интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей; формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Метапредметные результаты:
Выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки.
Применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
Самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя и самостоятельно.
Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные результаты:
В процессе изучения курса обучающийся научится:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Содержание учебного предмета
Глава 1. Четырехугольники (22 ч.)
Содержание раздела:
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому, полезно их повторить, в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Учебные понятия:
Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Метапредметные умения:
Выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки.
Применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
Самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения и навыки:
Объяснять, какие стороны (вершины) четырехугольника называются соседними и противоположными.
Формулировать определение параллелограмма, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеций, прямоугольника, ромба, квадрата.
Изображать и распознавать эти четырехугольники.
Формулировать и доказывать утверждения об их свойствах и признаках.
Решать задачи на вычисление, доказательства и построение, связанные с этими видами четырехугольников.
Объяснять, какие две точки являются симметричными относительно прямой (точки) и что такое ось (центр) симметрии фигуры.
Приводить примеры фигур, обладающих осевой (центральной) симметрией, а также примеры осевой и центральной симметрий в окружающей нас обстановке.
Глава 2. Подобие треугольников (16 ч.)
Содержание раздела:
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
Учебные понятия:
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения.
Метапредметные умения:
Выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки.
Применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
Самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения и навыки:
Объяснять понятие пропорциональности отрезков.
Формулировать определение подобных треугольников и коэффициента подобия.
Формулировать и доказывать теоремы: об отношении площадей подобных треугольников, о признаках подобия треугольников, о средней линии треугольника, о пересечении медиан треугольника, о пропорциональных отрезках прямоугольных треугольников.
Объяснять, что такое подобие в задачах на построение, и приводить примеры применения этого метода.
Объяснять, как можно использовать свойства подобных треугольников в измерительных работах на местности.
Объяснять, как ввести понятие подобия для произвольных фигур.
Глава 3. Решение прямоугольных треугольников (14 ч.)
Содержание раздела: Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
Учебные понятия: Теорема Пифагора. Решение прямоугольных треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Цели: доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Метапредметные умения:
Выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки.
Применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
Самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения и навыки:
Формулировать и доказывать теорему Пифагора и обратную ей.
Выводить формулу Герона для площади треугольника.
Решать задачи на вычисления и доказательство, связанные с формулами площадей и теоремой Пифагора.
Формулировать определение и иллюстрировать понятие синуса, косинуса и тангенса угла остроугольного треугольника.
Выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°,60°.
Решать задачи, связанные с подобием треугольников.
Глава 4. Многоугольники. Площадь многоугольника (10 ч.)
Содержание раздела:
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.
Учебные понятия:
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции.
Цель: вести понятие многоугольника, расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции.
Метапредметные умения:
Выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки.
Применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
Самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя и самостоятельно.
Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения и навыки:
Объяснять, что такое многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали.
Изображать и распознавать многоугольники на чертежах.
Показывать элементы многоугольника, его внутреннюю и внешнюю области.
Формулировать определение выпуклого многоугольника.
Изображать и распознавать выпуклые и невыпуклые многоугольники.
Формулировать и доказывать утверждение о сумме углов выпуклого многоугольника.
Объяснять, как производится измерение площадей многоугольников.
Формулировать основные свойства площадей и выводить их с помощью формул площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции.
Формулировать и доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу
5. Повторение и систематизация знаний (6 ч.)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.
Предусмотрено 8 контрольных работ, а также уроки на отработку практических навыков и решение задач.
Календарно- тематическое планирование
ГЕОМЕТРИЯ
8 класс (68 часов, 2 часа в неделю)
№ | дата проведения | тема урока | примечания |
план | факт |
1. Четырехугольники (22 ч) |
1 | 04.09 | | Четырехугольник и его элементы | |
2 | 04.09 | | Четырехугольник и его элементы | |
3 | 11.09 | | Параллелограмм, свойства параллелограмма | |
4 | 11.09 | | Параллелограмм, свойства параллелограмма | |
5 | 18.09 | | Признаки параллелограмма | |
6 | 18.09 | | Признаки параллелограмма | |
7 | 25.09 | | Прямоугольник | |
8 | 25.09 | | Прямоугольник | |
9 | 02.10 | | Ромб | |
10 | 02.10 | | Ромб | |
11 | 09.10 | | Квадрат | |
12 | 09.10 | | Контрольная работа №1 по теме «Параллелограмм и его виды» | |
13 | 16.10 | | Средняя линия треугольника | |
14 | 16.10 | | Трапеция | |
15 | 23.10 | | Трапеция | |
16 | 23.10 | | Трапеция | |
17 | 30.10 | | Трапеция | |
18 | 30.10 | | Центральные и вписанные углы | |
19 | 13.11 | | Центральные и вписанные углы | |
20 | 13.11 | | Вписанная и описанная окружности четырехугольника | |
21 | 20.11 | | Вписанная и описанная окружности четырехугольника | |
22 | 20.11 | | Контрольная работа №2 по теме «Средняя линия треугольника. Трапеция. Вписанные и описанные четырехугольники» | |
2. Подобие треугольников (16 ч.) |
23 | 27.11 | | Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках | |
24 | 27.11 | | Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках | |
25 | 04.12 | | Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках | |
26 | 04.12 | | Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках | |
27 | 11.12 | | Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках | |
28 | 11.12 | | Подобные треугольники | |
29 | 18.12 | | Подобные треугольники | |
30 | 18.12 | | Контрольная работа № 3 за первое полугодие | |
31 | 25.12 | | Первый признак подобия треугольников | |
32 | 25.12 | | Первый признак подобия треугольников | |
33 | 15.01 | | Первый признак подобия треугольников | |
34 | 15.01 | | Второй и третий признаки подобия треугольников | |
35 | 22.01 | | Второй и третий признаки подобия треугольников | |
36 | 22.01 | | Второй и третий признаки подобия треугольников | |
37 | 29.01 | | Второй и третий признаки подобия треугольников | |
38 | 29.01 | | Контрольная работа № 4 по теме «Теорема Фалеса. Подобие треугольников» | |
3. Решение прямоугольных треугольников (14 ч.) |
39 | 05.02 | | Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике | |
40 | 05.02 | | Теорема Пифагора | |
41 | 12.02 | | Теорема Пифагора | |
42 | 12.02 | | Теорема Пифагора | |
43 | 19.02 | | Теорема Пифагора | |
44 | 19.02 | | Теорема Пифагора | |
45 | 26.02 | | Контрольная работа № 5 по теме «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора» | |
46 | 26.02 | | Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника | |
47 | 05.03 | | Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника | |
48 | 05.03 | | Решение прямоугольных треугольников | |
49 | 12.03 | | Решение прямоугольных треугольников | |
50 | 12.03 | | Решение прямоугольных треугольников | |
51 | 19.03 | | Решение прямоугольных треугольников | |
52 | 19.03 | | Контрольная работа № 6 по теме «Решение прямоугольных треугольников» | |
4. Многоугольники. Площадь многоугольника (10 ч.) |
53 | 02.04 | | Многоугольники | |
54 | 02.04 | | Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника | |
55 | 09.04 | | Площадь параллелограмма | |
56 | 09.04 | | Площадь параллелограмма | |
57 | 16.04 | | Площадь треугольника | |
58 | 16.04 | | Площадь треугольника | |
59 | 23.04 | | Площадь трапеции | |
60 | 23.04 | | Площадь трапеции | |
61 | 30.04 | | Площадь трапеции | |
62 | 30.04 | | Контрольная работа № 7 по теме «Многоугольники. Площадь многоугольника» | |
5. Повторение и систематизация знаний (6 ч.) |
63 | 07.05 | | Повторение темы «Четырехугольники» | |
64 | 07.05 | | Повторение темы «Четырехугольники» | |
65 | 14.05 | | Повторение темы «Подобие треугольников» | |
66 | 14.05 | | Контрольная работа №8 по теме «Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся за курс 8 класса» | |
67 | 21.05 | | Повторение темы «Решение прямоугольных треугольников» | |
68 | 21.05 | | Повторение темы «Площади многоугольников» | |
Приложения к программе
Приложение 1
График проведения контрольных работ
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
1 | 09.10 | Контрольная работа №1 по теме «Параллелограмм и его виды» | 1 |
2 | 20.11 | Контрольная работа №2 по теме «Средняя линия треугольника. Трапеция. Вписанные и описанные четырехугольники» | 1 |
3 | 18.12 | Контрольная работа № 3 за первое полугодие | 1 |
4 | 29.01 | Контрольная работа № 4 по теме «Теорема Фалеса. Подобие треугольников» | 1 |
5 | 26.02 | Контрольная работа № 5 по теме «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора» | 1 |
6 | 19.03 | Контрольная работа № 6 по теме «Решение прямоугольных треугольников» | 1 |
7 | 30.04 | Контрольная работа № 7 по теме «Многоугольники. Площадь многоугольника» | 1 |
8 | 14.05 | Контрольная работа №8 по теме «Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся за курс 8 класса» | 1 |
График проведения практических работ
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
| | | |
| | | |
| | | |
График проведения исследовательских работ
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
| | | |
| | | |
| | | |
Контрольная работа №1 по теме «Параллелограмм и его виды»
Вариант 1
Вариант 2
Контрольная работа №2 по теме «Средняя линия треугольника. Трапеция. Вписанные и описанные четырехугольники»
Вариант 1
Вариант 2
Контрольная работа № 3 за первое полугодие
Контрольное тестирование по геометрии к учебнику авторов А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир.
8 класс
1 полугодие
Вариант 1
1.Угол А параллелограмма АВСD в 3 раза больше угла В. Найдите градусные меры углов С и D.
А
) C=30°, D=60° Б) C=45°, D=135° В) C=135°, D=45°
Г
) C=60°, D=30°
2.Концы отрезка, расположенного по одну сторону от прямой, удалены от прямой на расстояния 6см и 10см. На каком расстоянии от этой прямой находится середина этого отрезка?
А) 8см Б) 4см В) 5,5см Г) 2см
3. Один из углов равнобедренной трапеции равен 100
. Три оставшихся угла равны:
80
, 80
,100
; 2) 75
,75
,110
; 3) 70
,70
,120
; 4) другой ответ.
4. Диагональ параллелограмма образует с одной из его сторон угол, равный 54
. Найдите величину угла, который эта диагональ образует с противоположной стороной параллелограмма.
126
; 2) 27
; 3) 54
; 4) другой ответ.
5. Можно ли вписать в окружность четырёхугольник АВСD, если: АВ=4 см, ВС= 11 см СD=12 см,АD=5см? (Пояснения написать)
Ответ:_____________________________________________________________
Часть 2. Напишите подробное решение задания.
6
. Точки А, В и С делят окружность на три дуги так, что АВ: ВС: АС=3:5:7. Найдите углы треугольника ABC.
7. Средняя линия трапеции равна 14 см, а периметр – 56 см. Докажите, что в данную трапецию можно вписать окружность.
Решение задач 6-7
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 2
Один из углов, которые образует сторона ромба с его диагоналями больше другого на 20°. Найти углы ромба.
А) 70°,110° Б) 35°,55° В) 80°, 100° Г) 40°, 140°
2. Периметр треугольника равен 6,7см. Найдите периметр треугольника, отсекаемого от него одной из его средних линий.
А)13,4см Б) 3,35см В) 10,5см Г) 20,1см
Один из углов равнобедренной трапеции равен 110
. Три оставшихся угла равны:
80
, 80
, 120
; 2) 75
,75
,110
; 3) 70
,70
,110
; 4) другой ответ.
Диагональ параллелограмма образует с одной из его сторон угол, равный 62
. Найдите величину угла, который эта диагональ образует с противоположной стороной параллелограмма.
31
; 2) 118
; 3) 62
; 4) другой ответ.
Можно ли вписать в окружность четырёхугольник АВСD, если: АВ=9см, ВС= 7 см СD=14 см, АD=15см? (Пояснения написать)
Ответ:_____________________________________________________________
Часть 2. Напишите подробное решение задания.
Т
очки D, В и С делят окружность на три дуги так, что ВC: СD: BD=3:4:5. Найдите углы треугольника BCD.
Средняя линия трапеции равна 16см, а периметр – 64 см. Докажите, что в данную трапецию можно вписать окружность.
Решение задач 6-7
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тестирование по математике
8 класс
1 полугодие
Ответы к тестам
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. | В | Все числа кроме 2 и -2 | 1. | А | Все числа кроме 3 и -3 |
2. | Г | 6 | 2. | Г | 10 |
3. | В | 21 | 3. | В | 40,5 |
4. | А | Пересекаются в двух точках | 4. | Б | Не пересекаются |
5. | Г | 32 | 5. | В | 60 |
6. | Б | | 6. | Г | |
7. | Г | | 7. | Б | |
8. | В | С =135° D =45° | 8. | А | 70° 110° |
9. | А | 8см | 9. | Б | 3,35см |
10. | В | 4м | 10. | Г | 25см |
Контрольная работа № 4 по теме «Теорема Фалеса. Подобие треугольников»
Вариант 1
Вариант 2
Контрольная работа № 5 по теме «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора»
Вариант 1
Вариант 2
Контрольная работа № 6 по теме «Решение прямоугольных треугольников»
Вариант 1
Вариант 2
Контрольная работа № 7 по теме «Многоугольники. Площадь многоугольника»
Вариант 1
Вариант 2
Контрольная работа №8 по теме «Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся за курс 8 класса»
В форме диагностической работы сайт «Знаника»