СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по геометрии для 9 класса к УМК Мерзляка

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по геометрии для 9 класса к УМК Мерзляка

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии для 9 класса к УМК Мерзляка»

Филиал МБОУ «Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат

«Кальская средняя общеобразовательная школа»






УТВЕРЖДАЮ:

директор МБОУ «Бейская СОШИ»

_________В.И. Тимченко

Приказ № _____

от «____»___________2018 г










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Геометрия

9 класс





Разработчик: учитель математики

Кичигина Светлана Александровна





Обсуждена и согласована на

методическом объединений учителей

естественно-научного цикла


Протокол №____от ___.___.2018 г.



Принята на Методическом

совете школы


Протокол № ___ от ___.____. 2018 г.


д. Калы

2018 г.

Аннотация


Рабочая учебная программа по геометрии для учащихся 9 класса составлена с учетом требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и примерной программы по математике. Рабочая программа ориентирована на использование УМК для 7-9 классов авторов А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. (Учебник Мерзляк А.Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Геометрия: 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Вентана – Граф).

Основными задачами данного курса являются: интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей; формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.



























Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

  • приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Метапредметные результаты:

  • Выдвигать гипотезы при решении учебных за­дач, понимать необхо­димость их проверки.

  • Применять индуктивные и дедуктивные спосо­бы рассужде­ний, ви­деть различные стратегии решения задач.

  • Самостоятельно ставить цели, выбирать и созда­вать алго­ритмы для решения учебных матема­тических проб­лем.

  • Планировать и осуществ­лять деятельность, на­правленную на реше­ние задач исследователь­ского характера.

  • Ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством  учителя и самостоятельно.

  • Выслушивать и объективно оценивать другого.

  • Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.


Предметные результаты:

В процессе изучения курса обучающийся научится:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Содержание учебного предмета

Глава 1. Решение треугольников (16 ч.)

Содержание раздела:

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помо­щью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольни­ки (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Основное внимание следует уделить выработке прочных на­выков в применении тригонометрического аппарата при реше­нии геометрических задач.

Учебные понятия: Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косину­сов. Решение треугольников.

Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Метапредметные умения:

  • Выдвигать гипотезы при решении учебных за­дач, понимать необхо­димость их проверки.

  • Применять индуктивные и дедуктивные спосо­бы рассужде­ний, ви­деть различные стратегии решения задач.

  • Самостоятельно ставить цели, выбирать и созда­вать алго­ритмы для решения учебных матема­тических проб­лем.

  • Планировать и осуществ­лять деятельность, на­правленную на реше­ние задач исследователь­ского характера.

  • Выслушивать и объективно оценивать другого.

  • Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения и навыки:

  1. Формулировать определение и иллюстрировать определение синуса, косинуса и тангенса углов от 0 до 180°.

  2. Выводить основное тригонометрическое тождество и формулы приведения.

  3. Формулировать и доказывать теорему синусов и косинусов, применять их при решении треугольников.

  4. Объяснять, как используются тригонометрические формулы при работах на местности.






Глава 2. Правильные многоугольники (9 ч.)

Содержание раздела:

В данном разделе доказывается теорема о сумме углов n-угольника, вводятся понятия правильного и неправильного многоугольника, формулы площади круга и длины окружности, а также площади сектора, длины дуги, формулы для нахождения радиусов вписанной и описанной окружностей.

Учебные понятия:

Многоугольник, правильный многоугольник, свойства правильного многоугольника, площадь круга, длина окружности, длина дуги, площадь сектора, радиусы вписанной и описанной окружностей.

Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

Метапредметные умения:

  • Выдвигать гипотезы при решении учебных за­дач, понимать необхо­димость их проверки.

  • Применять индуктивные и дедуктивные спосо­бы рассужде­ний, ви­деть различные стратегии решения задач.

  • Самостоятельно ставить цели, выбирать и созда­вать алго­ритмы для решения учебных матема­тических проб­лем.

  • Планировать и осуществ­лять деятельность, на­правленную на реше­ние задач исследователь­ского характера.

  • Выслушивать и объективно оценивать другого.

  • Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения и навыки:

  • Пояснять, что такое центр и центральный угол правильного многоугольника, сектор и сегмент круга.

  • Формулировать: определение правильного многоугольника; свойства правильного многоугольника.

  • Доказывать свойства правильных многоугольников.

  • Записывать и разъяснять формулы длины окружности, площади круга.

  • Записывать и доказывать формулы длины дуги, площади сектора, формулы нахождения радиусов вписанной и описанной окружностей правильного многоугольника.

  • Строить с помощью циркуля и линейки правильный треугольник, четырехугольник, шестиугольник.

  • Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач.


Глава 3. Декартовы координаты (11 ч.)

Содержание раздела:

Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конк­ретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

Учебные понятия:

Координаты середины отрезка. Простей­шие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение координат при решении задач.

Цель: познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

Метапредметные умения:

  • Выдвигать гипотезы при решении учебных за­дач, понимать необхо­димость их проверки.

  • Применять индуктивные и дедуктивные спосо­бы рассужде­ний, ви­деть различные стратегии решения задач.

  • Самостоятельно ставить цели, выбирать и созда­вать алго­ритмы для решения учебных матема­тических проб­лем.

  • Планировать и осуществ­лять деятельность, на­правленную на реше­ние задач исследователь­ского характера.

  • Выслушивать и объективно оценивать другого.

  • Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения и навыки:

  1. Объяснять и иллюстрировать понятие прямоугольной системы координат, координат точки и координат вектора.

  2. Выводить и использовать при решении задач формулы середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками, уравнения окружности и прямой.


Глава 4. Векторы (14 часов)


Содержание раздела:

Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание дол­жно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и па­раллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).

Учебные понятия:

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике.

Метапредметные умения:

  • Выдвигать гипотезы при решении учебных за­дач, понимать необхо­димость их проверки.

  • Применять индуктивные и дедуктивные спосо­бы рассужде­ний, ви­деть различные стратегии решения задач.

  • Самостоятельно ставить цели, выбирать и созда­вать алго­ритмы для решения учебных матема­тических проб­лем.

  • Планировать и осуществ­лять деятельность, на­правленную на реше­ние задач исследователь­ского характера.

  • Выслушивать и объективно оценивать другого.

  • Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения и навыки:

  1. Формулировать определение и иллюстрировать понятие вектора. Его длины, коллинеарных и равных векторов.

  2. Применять векторы и действия над ними при решении геометрических задач.


Глава 5. Геометрические преобразования (10ч.)

Содержание раздела:

Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотре­нии видов движении основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.

Понятие наложения относится в данном курсе к числу основ­ных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движени­ем плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий нало­жения и движения.


Учебные понятия:

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. На­ложения и движения. Гомотетия. Подобие фигур.

Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

Метапредметные умения:

  • Выдвигать гипотезы при решении учебных за­дач, понимать необхо­димость их проверки.

  • Применять индуктивные и дедуктивные спосо­бы рассужде­ний, ви­деть различные стратегии решения задач.

  • Самостоятельно ставить цели, выбирать и созда­вать алго­ритмы для решения учебных матема­тических проб­лем.

  • Планировать и осуществ­лять деятельность, на­правленную на реше­ние задач исследователь­ского характера.

  • Ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством  учителя и самостоятельно.

  • Выслушивать и объективно оценивать другого.

  • Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения и навыки:

  1. Объяснять, что такое отображение плоскости на себя, и в каком случае оно называется движением плоскости.

  2. Объяснять, что такое осевая симметрия, центральная симметрия, параллельный перенос и поворот.

  3. Уметь обосновывать, что эти отображения плоскости на себя являются движениями плоскости.

  4. Объяснять, какова связь между движениями и наложениями.

  5. Иллюстрировать основные виды движений.


Глава 6. Повторение и систематизация курса геометрии (9 ч.)


Цели: повторение и систематизация знаний и умений по школьному курсу геометрии; решение тестовых заданий по геометрии в форме ОГЭ.


Предусмотрено 6 контрольных работ, а также уроки на отработку практических навыков и решение задач.


















Календарно- тематическое планирование

ГЕОМЕТРИЯ

9 класс (68 часов, 2 часа в неделю)


дата проведения


тема урока


примечания

план

факт

1. Решение треугольников (16ч)

1

06.09


Тригонометрические функции угла от 0° до 180°


2

06.09


Тригонометрические функции угла от 0° до 180°


3

13.09


Теорема косинусов


4

13.09


Теорема косинусов


5

20.09


Теорема косинусов


6

20.09


Теорема косинусов


7

27.09


Теорема синусов


8

27.09


Теорема синусов


9

04.10


Теорема синусов


10

04.10


Решение треугольников


11

11.10


Решение треугольников


12

11.10


Формулы для нахождения площади треугольника


13

18.10


Формулы для нахождения площади треугольника


14

18.10


Формулы для нахождения площади треугольника


15

25.10


Формулы для нахождения площади треугольника


16

25.10


Контрольная работа №1 по теме «Решение треугольников»


2. Правильные многоугольники (9ч.)

17

01.11


Правильные многоугольники и их свойства


18

01.11


Правильные многоугольники и их свойства


19

15.11


Правильные многоугольники и их свойства


20

15.11


Правильные многоугольники и их свойства


21

22.11


Длина окружности. Площадь круга


22

22.11


Длина окружности. Площадь круга


23

29.11


Длина окружности. Площадь круга


24

29.11


Длина окружности. Площадь круга


25

06.12


Контрольная работа №2 по теме «Правильные многоугольники»


  1. Декартовы координаты (11 ч.)

26

06.12


Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка


27

13.12


Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка


28

13.12


Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка


29

20.12


Уравнение фигуры. Уравнение окружности


30

20.12


Уравнение фигуры. Уравнение окружности


31

27.12


Уравнение фигуры. Уравнение окружности


32

27.12


Уравнение прямой


33

10.01


Уравнение прямой


34

10.01


Угловой коэффициент прямой


35

17.01


Угловой коэффициент прямой


36

17.01


Контрольная работа №3 по теме «Декартовы координаты»


  1. Векторы (14 ч.)

37

24.01


Понятие вектора


38

24.01


Понятие вектора


39

31.01


Координаты вектора


40

31.01


Сложение и вычитание векторов


41

07.02


Сложение и вычитание векторов


42

07.02


Сложение и вычитание векторов


43

14.02


Сложение и вычитание векторов


44

14.02


Умножение вектора на число


45

21.02


Умножение вектора на число


46

21.02


Умножение вектора на число


47

28.02


Скалярное произведение векторов


48

28.02


Скалярное произведение векторов


49

07.03


Скалярное произведение векторов


50

07.03


Контрольная работа №4 по теме «Вектора»


5. Геометрические преобразования (10 ч.)

51

14.03


Движение (перемещение фигуры). Параллельный перенос


52

14.03


Движение (перемещение фигуры). Параллельный перенос


53

21.03


Движение (перемещение фигуры). Параллельный перенос


54

21.03


Осевая симметрия


55

04.04


Осевая симметрия


56

04.04


Центральная симметрия. Поворот


57

11.04


Центральная симметрия. Поворот


58

11.04


Гомотетия. Подобие фигур


59

18.04


Гомотетия. Подобие фигур


60

18.04


Контрольная работа №5 по теме «Геометрические преобразования»


7. Повторение и систематизация курса геометрии (8 ч.)

61

25.04


Повторение темы «Решение треугольников»


62

25.04


Повторение темы «Правильные многоугольники»


63

02.05


Повторение темы «Декартовы координаты»


64

02.05


Повторение темы «Векторы»


65

16.05


Контрольная работа №6 по теме «Обобщение и систематизация знаний за курс 9 класса»


66

16.05


Контрольная работа №6 по теме «Обобщение и систематизация знаний за курс 9 класса»


67

23.05


Решение заданий в формате ОГЭ


68

23.05


Решение заданий в формате ОГЭ









Приложения к программе


Приложение 1


График проведения контрольных работ


№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

1

25.10

Контрольная работа №1 по теме «Решение треугольников»

1

2

06.12

Контрольная работа №2 по теме «Правильные многоугольники»

1

3

17.01

Контрольная работа №3 по теме «Декартовы координаты»

1

4

07.03

Контрольная работа №4 по теме «Вектора»

1

5

18.04

Контрольная работа №5 по теме «Геометрические преобразования»

1

6

16.05

Контрольная работа №6 по теме «Обобщение и систематизация знаний за курс 9 класса»

2


График проведения практических работ

№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов















График проведения проектных работ

№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов














График проведения исследовательских работ


№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов


















Контрольная работа №1 по теме «Решение треугольников»





















Контрольная работа №2 по теме «Правильные многоугольники»










Контрольная работа №3 по теме «Декартовы координаты»


















Контрольная работа №4 по теме «Векторы»










Контрольная работа №5 по теме «Геометрические преобразования»












Контрольная работа №6 по теме «Обобщение и систематизация знаний за курс 9 класса»

Вариант 1

Вариант 2
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!