Филиал МБОУ «Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат
«Кальская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
директор МБОУ «Бейская СОШИ»
_________В.И. Тимченко
Приказ № _____
от «____»___________2018 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Геометрия
9 класс
Разработчик: учитель математики
Кичигина Светлана Александровна
Обсуждена и согласована на
методическом объединений учителей
естественно-научного цикла
Протокол №____от ___.___.2018 г.
Принята на Методическом
совете школы
Протокол № ___ от ___.____. 2018 г.
д. Калы
2018 г.
Аннотация
Рабочая учебная программа по геометрии для учащихся 9 класса составлена с учетом требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и примерной программы по математике. Рабочая программа ориентирована на использование УМК для 7-9 классов авторов А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. (Учебник Мерзляк А.Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Геометрия: 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Вентана – Граф).
Основными задачами данного курса являются: интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей; формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирование языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Метапредметные результаты:
Выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки.
Применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
Самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя и самостоятельно.
Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные результаты:
В процессе изучения курса обучающийся научится:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Содержание учебного предмета
Глава 1. Решение треугольников (16 ч.)
Содержание раздела:
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольники (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
Учебные понятия: Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников.
Цель: развить умение обучающихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Метапредметные умения:
Выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки.
Применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
Самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения и навыки:
Формулировать определение и иллюстрировать определение синуса, косинуса и тангенса углов от 0 до 180°.
Выводить основное тригонометрическое тождество и формулы приведения.
Формулировать и доказывать теорему синусов и косинусов, применять их при решении треугольников.
Объяснять, как используются тригонометрические формулы при работах на местности.
Глава 2. Правильные многоугольники (9 ч.)
Содержание раздела:
В данном разделе доказывается теорема о сумме углов n-угольника, вводятся понятия правильного и неправильного многоугольника, формулы площади круга и длины окружности, а также площади сектора, длины дуги, формулы для нахождения радиусов вписанной и описанной окружностей.
Учебные понятия:
Многоугольник, правильный многоугольник, свойства правильного многоугольника, площадь круга, длина окружности, длина дуги, площадь сектора, радиусы вписанной и описанной окружностей.
Цель: расширить знание обучающихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
Метапредметные умения:
Выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки.
Применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
Самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения и навыки:
Пояснять, что такое центр и центральный угол правильного многоугольника, сектор и сегмент круга.
Формулировать: определение правильного многоугольника; свойства правильного многоугольника.
Доказывать свойства правильных многоугольников.
Записывать и разъяснять формулы длины окружности, площади круга.
Записывать и доказывать формулы длины дуги, площади сектора, формулы нахождения радиусов вписанной и описанной окружностей правильного многоугольника.
Строить с помощью циркуля и линейки правильный треугольник, четырехугольник, шестиугольник.
Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач.
Глава 3. Декартовы координаты (11 ч.)
Содержание раздела:
Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
Учебные понятия:
Координаты середины отрезка. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение координат при решении задач.
Цель: познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
Метапредметные умения:
Выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки.
Применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
Самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения и навыки:
Объяснять и иллюстрировать понятие прямоугольной системы координат, координат точки и координат вектора.
Выводить и использовать при решении задач формулы середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками, уравнения окружности и прямой.
Глава 4. Векторы (14 часов)
Содержание раздела:
Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).
Учебные понятия:
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.
Цель: научить обучающихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике.
Метапредметные умения:
Выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки.
Применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
Самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения и навыки:
Формулировать определение и иллюстрировать понятие вектора. Его длины, коллинеарных и равных векторов.
Применять векторы и действия над ними при решении геометрических задач.
Глава 5. Геометрические преобразования (10ч.)
Содержание раздела:
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движении основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.
Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Учебные понятия:
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения. Гомотетия. Подобие фигур.
Цель: познакомить обучающихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
Метапредметные умения:
Выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки.
Применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.
Самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем.
Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя и самостоятельно.
Выслушивать и объективно оценивать другого.
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения и навыки:
Объяснять, что такое отображение плоскости на себя, и в каком случае оно называется движением плоскости.
Объяснять, что такое осевая симметрия, центральная симметрия, параллельный перенос и поворот.
Уметь обосновывать, что эти отображения плоскости на себя являются движениями плоскости.
Объяснять, какова связь между движениями и наложениями.
Иллюстрировать основные виды движений.
Глава 6. Повторение и систематизация курса геометрии (9 ч.)
Цели: повторение и систематизация знаний и умений по школьному курсу геометрии; решение тестовых заданий по геометрии в форме ОГЭ.
Предусмотрено 6 контрольных работ, а также уроки на отработку практических навыков и решение задач.
Календарно- тематическое планирование
ГЕОМЕТРИЯ
9 класс (68 часов, 2 часа в неделю)
№ | дата проведения | тема урока | примечания |
план | факт |
1. Решение треугольников (16ч) |
1 | 06.09 | | Тригонометрические функции угла от 0° до 180° | |
2 | 06.09 | | Тригонометрические функции угла от 0° до 180° | |
3 | 13.09 | | Теорема косинусов | |
4 | 13.09 | | Теорема косинусов | |
5 | 20.09 | | Теорема косинусов | |
6 | 20.09 | | Теорема косинусов | |
7 | 27.09 | | Теорема синусов | |
8 | 27.09 | | Теорема синусов | |
9 | 04.10 | | Теорема синусов | |
10 | 04.10 | | Решение треугольников | |
11 | 11.10 | | Решение треугольников | |
12 | 11.10 | | Формулы для нахождения площади треугольника | |
13 | 18.10 | | Формулы для нахождения площади треугольника | |
14 | 18.10 | | Формулы для нахождения площади треугольника | |
15 | 25.10 | | Формулы для нахождения площади треугольника | |
16 | 25.10 | | Контрольная работа №1 по теме «Решение треугольников» | |
2. Правильные многоугольники (9ч.) |
17 | 01.11 | | Правильные многоугольники и их свойства | |
18 | 01.11 | | Правильные многоугольники и их свойства | |
19 | 15.11 | | Правильные многоугольники и их свойства | |
20 | 15.11 | | Правильные многоугольники и их свойства | |
21 | 22.11 | | Длина окружности. Площадь круга | |
22 | 22.11 | | Длина окружности. Площадь круга | |
23 | 29.11 | | Длина окружности. Площадь круга | |
24 | 29.11 | | Длина окружности. Площадь круга | |
25 | 06.12 | | Контрольная работа №2 по теме «Правильные многоугольники» | |
Декартовы координаты (11 ч.) |
26 | 06.12 | | Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка | |
27 | 13.12 | | Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка | |
28 | 13.12 | | Расстояние между двумя точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка | |
29 | 20.12 | | Уравнение фигуры. Уравнение окружности | |
30 | 20.12 | | Уравнение фигуры. Уравнение окружности | |
31 | 27.12 | | Уравнение фигуры. Уравнение окружности | |
32 | 27.12 | | Уравнение прямой | |
33 | 10.01 | | Уравнение прямой | |
34 | 10.01 | | Угловой коэффициент прямой | |
35 | 17.01 | | Угловой коэффициент прямой | |
36 | 17.01 | | Контрольная работа №3 по теме «Декартовы координаты» | |
Векторы (14 ч.) |
37 | 24.01 | | Понятие вектора | |
38 | 24.01 | | Понятие вектора | |
39 | 31.01 | | Координаты вектора | |
40 | 31.01 | | Сложение и вычитание векторов | |
41 | 07.02 | | Сложение и вычитание векторов | |
42 | 07.02 | | Сложение и вычитание векторов | |
43 | 14.02 | | Сложение и вычитание векторов | |
44 | 14.02 | | Умножение вектора на число | |
45 | 21.02 | | Умножение вектора на число | |
46 | 21.02 | | Умножение вектора на число | |
47 | 28.02 | | Скалярное произведение векторов | |
48 | 28.02 | | Скалярное произведение векторов | |
49 | 07.03 | | Скалярное произведение векторов | |
50 | 07.03 | | Контрольная работа №4 по теме «Вектора» | |
5. Геометрические преобразования (10 ч.) |
51 | 14.03 | | Движение (перемещение фигуры). Параллельный перенос | |
52 | 14.03 | | Движение (перемещение фигуры). Параллельный перенос | |
53 | 21.03 | | Движение (перемещение фигуры). Параллельный перенос | |
54 | 21.03 | | Осевая симметрия | |
55 | 04.04 | | Осевая симметрия | |
56 | 04.04 | | Центральная симметрия. Поворот | |
57 | 11.04 | | Центральная симметрия. Поворот | |
58 | 11.04 | | Гомотетия. Подобие фигур | |
59 | 18.04 | | Гомотетия. Подобие фигур | |
60 | 18.04 | | Контрольная работа №5 по теме «Геометрические преобразования» | |
7. Повторение и систематизация курса геометрии (8 ч.) |
61 | 25.04 | | Повторение темы «Решение треугольников» | |
62 | 25.04 | | Повторение темы «Правильные многоугольники» | |
63 | 02.05 | | Повторение темы «Декартовы координаты» | |
64 | 02.05 | | Повторение темы «Векторы» | |
65 | 16.05 | | Контрольная работа №6 по теме «Обобщение и систематизация знаний за курс 9 класса» | |
66 | 16.05 | | Контрольная работа №6 по теме «Обобщение и систематизация знаний за курс 9 класса» | |
67 | 23.05 | | Решение заданий в формате ОГЭ | |
68 | 23.05 | | Решение заданий в формате ОГЭ | |
Приложения к программе
Приложение 1
График проведения контрольных работ
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
1 | 25.10 | Контрольная работа №1 по теме «Решение треугольников» | 1 |
2 | 06.12 | Контрольная работа №2 по теме «Правильные многоугольники» | 1 |
3 | 17.01 | Контрольная работа №3 по теме «Декартовы координаты» | 1 |
4 | 07.03 | Контрольная работа №4 по теме «Вектора» | 1 |
5 | 18.04 | Контрольная работа №5 по теме «Геометрические преобразования» | 1 |
6 | 16.05 | Контрольная работа №6 по теме «Обобщение и систематизация знаний за курс 9 класса» | 2 |
График проведения практических работ
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
| | | |
| | | |
| | | |
График проведения проектных работ
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
| | | |
| | | |
| | | |
График проведения исследовательских работ
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
| | | |
| | | |
| | | |
Контрольная работа №1 по теме «Решение треугольников»
Контрольная работа №2 по теме «Правильные многоугольники»
Контрольная работа №3 по теме «Декартовы координаты»
Контрольная работа №4 по теме «Векторы»
Контрольная работа №5 по теме «Геометрические преобразования»
Контрольная работа №6 по теме «Обобщение и систематизация знаний за курс 9 класса»
Вариант 1
Вариант 2