ПРИЛОЖЕНИЕ №___
к Основной образовательной программе
основного общего образования
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя школа № 23 с углубленным
изучением предметов», утвержденной
приказом директора МБОУ СШ №23
с углубленным изучением отдельных предметов
от 16 июня 2015 года №404-п
( с изменениями от 22.04.2016)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по групповому занятию
«Логические задачи»
7 КЛАССЫ
1.Пояснительная записка
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности для обучающихся 7 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения. Рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению развития личности. Программа предполагает ее реализацию в факультативной или кружковой форме в 7 классе основной школы. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребенку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Дополнительная образовательная программа «Логические задачи» представляет собой систему обучения обучающихся 7 классов, подготавливающую их для дальнейшего изучения информатики и ИКТ в средней школе. Основная цель предлагаемого курса – освоение учащихся основ информационной технологии (ИТ) в сочетании с фундаментальными принципами информатики, на которые эта технология опирается. В центре курса – решение нестандартных логических задач.
Новизна программы заключается в решение нестандартных логических задач. Это практическое искусство, научиться которому можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь. Мышление, как учит психология, начинается там, где нужно решить ту или иную задачу. Каждая задача неизменно заканчивается вопросом, на который надо дать ответ. Задача будит мысль учащегося, активизирует его мыслительную деятельность. Решение задач по справедливости считается гимнастикой ума.
Актуальность программы заключается в том, чтобы подготовить детей к жизни в современном информационном обществе, воспитать детей грамотными в работе на ПК, научить детей самостоятельно осваивать современные программные средства и применять компьютер в качестве инструмента для своих целей.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия программы «Логические задачи» помогают школьникам лучше учиться, у них повышается творческая активность, умения решать логические задачи.
Систематическое овладение азами информатики невозможно без решения логических задач. Начинать обучение учащихся основам решения таких задач необходимо с самого раннего возраста.
Задача учителя - привить своим ученикам привычку к упорному, самостоятельному творческому труду, выработать у учащихся умение преодолевать трудности при решении задач, а также при любой работе, связанной с учебной деятельностью. Всем известна истина: дети любят учиться, но при этом забывается, что дети любят хорошо учиться. Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной программе, на пути от незнания к знанию, от неумения к умению. К таким условиям, безусловно, можно отнести процесс решения нестандартных логических задач.
Цель программы: пропедевтика основных тем курса информатики в занимательной форме.
Данная программа направлена на достижение следующих задач:
способствовать формированию знаний умений навыков в области информатики и информационных технологий;
обучить учащихся решению нестандартных логических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Логические задачи» является адаптированной. Она рассчитана на обучающихся 7 класса (13-14 лет), изучающих информатику и ИКТ в рамках внеурочной деятельности.
Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения информатики и ИКТ. Программа «Логические задачи» рассчитана на 34 часа в год, 1 года обучения. Частота проведения занятий составляет 1 час в неделю по 45 минут.
В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучения, на занятиях используются элементы педагогических образовательных технологий:
а) технология объяснительно-иллюстрированного обучения;
б) технология личностно-ориентированного обучения;
г) технология интегрированного обучения.
Осуществление образовательного процесса связано с организацией взаимодействия педагога и воспитанников. Применяются технологии личностно-ориентированного обучения, т.е. центром образовательного процесса является личность ребёнка, его индивидуальность, создание условий для его развития. Реализация личностно-ориентированного обучения соответствует содержанию образования (научные знания, приёмы и методы познания, формы обучения).
Форма проведения занятий зависят от сложности изучаемой темы, уровня подготовки обучающихся и их социально-возрастных особенностей и индивидуальных потребностей.
Учебное занятие обычно начинается с того, что составляется план работы и ставится перед детьми цель, даётся теоретической и практический материал, который закрепляется в ходе работы. Предложенные детям самостоятельные занятия выполняются индивидуально, парами, группами, всеми одновременно в основном без ограничения времени.
Изучение учебного материала по данной программе способствует развитию творческой работы по подготовке задачи и к поиску новых идей для её решения.
В связи с возрастными особенностями обучающихся, на занятиях используются комплексы упражнений для снятия напряжения и усталости.
2.Планируемые результаты и способы их проверки
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
В ходе изучения курса в основном сформируются и получают развитие метапредметные результаты, такие как:
Вместе с тем вносится существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами.
3.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения программы
Методическое обеспечение экспериментальной образовательной программы «Логические задачи» состоит из:
а) материально-технического обеспечения (кабинет информатики в МБОУ СШ № 23, оборудование – компьютеры; принтер; мультимедийный проектор)
б) методического обеспечения (дидактический раздаточный материал, специальная литература)
в) информационного обеспечения (презентации, аудиоматериалы).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №23 с углубленным изучением отдельных предметов»
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СШ № 23 с углубленным изучением отдельных предметов ___________/И.Г.Жидкова/ Приказ № ___от_________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________/И. А. Бокова/ Дата________ | РАССМОТРЕНО На заседании ШМК Руководитель ШМК ___________/Н.В.Среднева/ Протокол № ___ от _______ |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2018-2019 учебный год
по групповым занятиям Логические задачи
(предмет)
Класс____7 «Б»_____
Учитель _____Рокина О.В.__
Календарно-тематическое планирование составлено на основе
авторской программы М.С. Цветковой «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для основной школы: 7-9 классы. Бином. Лаборатория знаний».
Учебник:
Богомолова О.Б., Логические задачи- М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013
Используемая литература:
Бородин М.Н. Информатика. УМК для основной школы: 5-6, 7-9 классы. Методическое пособие для учителя - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г (электронный вид)
Информатика. Учебник. 7 класс / Босова Л.Л., Босова А.Ю. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014г
Количество часов по учебному плану:
всего 34 часа;
в неделю 1 час.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности для обучающихся 7 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения. Рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению развития личности. Программа предполагает ее реализацию в факультативной или кружковой форме в 7 классе основной школы. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребенку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Дополнительная образовательная программа «Логические задачи» представляет собой систему обучения обучающихся 7 классов, подготавливающую их для дальнейшего изучения информатики и ИКТ в средней школе. Основная цель предлагаемого курса – освоение учащихся основ информационной технологии (ИТ) в сочетании с фундаментальными принципами информатики, на которые эта технология опирается. В центре курса – решение нестандартных логических задач.
Новизна программы заключается в решение нестандартных логических задач. Это практическое искусство, научиться которому можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь. Мышление, как учит психология, начинается там, где нужно решить ту или иную задачу. Каждая задача неизменно заканчивается вопросом, на который надо дать ответ. Задача будит мысль учащегося, активизирует его мыслительную деятельность. Решение задач по справедливости считается гимнастикой ума.
Актуальность программы заключается в том, чтобы подготовить детей к жизни в современном информационном обществе, воспитать детей грамотными в работе на ПК, научить детей самостоятельно осваивать современные программные средства и применять компьютер в качестве инструмента для своих целей.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия программы «Логические задачи» помогают школьникам лучше учиться, у них повышается творческая активность, умения решать логические задачи.
Систематическое овладение азами информатики невозможно без решения логических задач. Начинать обучение учащихся основам решения таких задач необходимо с самого раннего возраста.
Задача учителя - привить своим ученикам привычку к упорному, самостоятельному творческому труду, выработать у учащихся умение преодолевать трудности при решении задач, а также при любой работе, связанной с учебной деятельностью. Всем известна истина: дети любят учиться, но при этом забывается, что дети любят хорошо учиться. Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной программе, на пути от незнания к знанию, от неумения к умению. К таким условиям, безусловно, можно отнести процесс решения нестандартных логических задач.
Цель программы: пропедевтика основных тем курса информатики в занимательной форме.
Данная программа направлена на достижение следующих задач:
способствовать формированию знаний умений навыков в области информатики и информационных технологий;
обучить учащихся решению нестандартных логических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Логические задачи» является адаптированной. Она рассчитана на обучающихся 7 класса (13-14 лет), изучающих информатику и ИКТ в рамках внеурочной деятельности.
Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения информатики и ИКТ. Программа «Логические задачи» рассчитана на 34 часа в год, 1 года обучения. Частота проведения занятий составляет 1 час в неделю по 45 минут. Наполняемость группы от 10 человек.
В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучения, на занятиях используются элементы педагогических образовательных технологий:
а) технология объяснительно-иллюстрированного обучения;
б) технология личностно-ориентированного обучения;
г) технология интегрированного обучения.
Осуществление образовательного процесса связано с организацией взаимодействия педагога и воспитанников. Применяются технологии личностно-ориентированного обучения, т.е. центром образовательного процесса является личность ребёнка, его индивидуальность, создание условий для его развития. Реализация личностно-ориентированного обучения соответствует содержанию образования (научные знания, приёмы и методы познания, формы обучения).
Форма проведения занятий зависят от сложности изучаемой темы, уровня подготовки обучающихся и их социально- возрастных особенностей и индивидуальных потребностей.
Учебное занятие обычно начинается с того, что составляется план работы и ставится перед детьми цель, даётся теоретической и практический материал, который закрепляется в ходе работы. Предложенные детям самостоятельные занятия выполняются индивидуально, парами, группами, всеми одновременно в основном без ограничения времени.
Изучение учебного материала по данной программе способствует развитию творческой работы по подготовке задачи и к поиску новых идей для её решения.
В связи с возрастными особенностями обучающихся, на занятиях используются комплексы упражнений для снятия напряжения и усталости.
2.Планируемые результаты и способы их проверки
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
В ходе изучения курса в основном сформируются и получают развитие метапредметные результаты, такие как:
Вместе с тем вносится существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами.
3.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения программы
Методическое обеспечение экспериментальной образовательной программы «Логические задачи» состоит из:
а) материально-технического обеспечения (кабинет информатики в МБОУ СШ № 23, оборудование – компьютеры; принтер; мультимедийный проектор)
б) методического обеспечения (дидактический раздаточный материал, специальная литература)
в) информационного обеспечения (презентации, аудиоматериалы).
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Виды работы на уроке | Класс | Дата проведения |
план | факт |
1 | Техника безопасности и организация рабочего места. Знакомство с лингвистическими задачами | 1 | Лекция | 7Б | | |
2 | Решение лингвистических задач | 1 | Практическое занятие | 7Б | | |
3 | Задачи с транзитивным отношением | 1 | Лекция, практическое занятие | 7Б | | |
4 | Задачи с некорректными условиями | 1 | Лекция, практическое занятие | 7Б | | |
5 | Разбор задач с отношением равенства | 1 | Лекция, практическое занятие | 7Б | | |
6 | Решение задач с отношением равенства | 1 | Практическое занятие | 7Б | | |
7 | Разбор задач с нетранзитивным отношением | 1 | Лекция, практическое занятие | 7Б | | |
8 | Решение задач с нетранзитивным отношением | 1 | Практическое занятие | 7Б | | |
9 | Разбор задач с несколькими отношениями | 1 | Лекция, практическое занятие | 7Б | | |
10 | Решение задач с несколькими отношениями | 1 | Практическое занятие | 7Б | | |
11 | Разбор задач на сравнение элементов в отношениях | 1 | Лекция, практическое занятие | 7Б | | |
12 | Решение задач на сравнение элементов в отношениях | 1 | Практическое занятие | 7Б | | |
13 | Разбор задач, решаемых с помощью схем | 1 | Лекция, практическое занятие | 7Б | | |
14 | Разбор задач, решаемых с помощью схем (увеличение числа элементов) | 1 | Лекция, практическое занятие | 7Б | | |
15 | Разбор задач, решаемых с помощью схем (рассуждение) | 1 | Лекция, практическое занятие | 7Б | | |
16 | Разбор задач, решаемых с помощью схем (4 пары элементов) | 1 | Лекция, практическое занятие | 7Б | | |
17 | Разбор задач, решаемых с помощью таблиц | 1 | Лекция, практическое занятие | 7Б | | |
18 | Разбор задач, решаемых с помощью таблиц (0 и 1) | 1 | Лекция, практическое занятие | 7Б | | |
19 | Разбор задач, решаемых с помощью схем и таблиц | 1 | Лекция, практическое занятие | 7Б | | |
20 | Разбор задач, решаемых с помощью схем и таблиц | 1 | Лекция, практическое занятие | 7Б | | |
21 | Разбор задач, решаемых с помощью таблиц (использование дополнительных секций) | 1 | Практическое занятие | 7Б | | |
22 | Задачи на переправу | 1 | Лекция, практическое занятие | 7Б | | |
23 | Разбор задач, решаемых с помощью графов | 1 | Лекция, практическое занятие | 7Б | | |
24 | Решение задач, решаемых с помощью графов | 1 | Практическое занятие | 7Б | | |
25 | Разбор задач на перебор возможных вариантов | 1 | Лекция, практическое занятие | 7Б | | |
26 | Решение задач на перебор возможных вариантов | 1 | Практическое занятие | 7Б | | |
27 | Решение задач на перебор возможных вариантов | 1 | Практическое занятие | 7Б | | |
28 | Занимательные задачи | 1 | Лекция, практическое занятие | 7Б | | |
29 | Решение занимательных задач с помощью электронных таблиц | 1 | Лекция, практическое занятие | 7Б | | |
30 | Решение занимательных задач с помощью электронных таблиц и составления алгоритма | 1 | Лекция, практическое занятие | 7Б | | |
31 | Разбор задач, решаемых по трафаретам | 1 | Лекция, практическое занятие | 7Б | | |
32 | Решение задач, решаемых по трафаретам | 1 | Практическое занятие | 7Б | | |
33 | Решение задач, решаемых по трафаретам | 1 | Практическое занятие | 7Б | | |
34 | Повторение пройденного материала | 1 | Практическое занятие | 7Б | | |