ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Информатика» составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего образования по информатике и информационным технологиям, с требованиями основной образовательной программы МАОУ СОШ №31 имени П.Т Харитонова.
Исходными нормативными документами для составления рабочей программы учебного предмета «Информатика» являются:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 01.03.2019) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
6. Учебный план общеобразовательного учреждения (МАОУ СОШ №31 им. П.Т. Харитонова)
7. Положение о рабочей программе педагога МАОУ СОШ №31 им. П.Т. Харитонова
Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, включающим в себя:
Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Информатика: задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
ПРОГРАММА курса «Информатика и ИКТ» (базовый уровень) для 10-11 классов рассчитана на учебный план 136 часов (10 класс – 68 часов, 11 класс – 68 часов).
Цели учебного курса:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.
Место курса «Информатика» в учебном плане
Курс «Информатика» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста. На изучение данного курса отводится по 2 часа в каждом классе, всего 136 часов (68 часов в 10 классе, 68 часов в 11 классе).
Перечень учебно-методического обеспечения по информатике для 10–11 классов
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие.
Аппаратные средства:
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат, наушники с микрофоном.
Программные средства:
Операционная система Windows 7.
Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение МS Office 2007
Cистема управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования ABCPascal.
Дополнительная литература и Цифровые образовательные ресурсы:
1) Сайт «Информатика в школе»: http://inf777.narod.ru
2) сайт «Шпаргалка учителю информатики»: http://portal.krsnet.ru
3) Сайт «Клякса.ru»: http://klyaksa.net
4) Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/
5) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
6) ЭУМК «Школа БИНОМ» естественно-математического образования http://eumk.lbz.ru/
Содержание учебного предмета.
10 класс
Общее число часов: 68 ч., из них резерв учебного времени: 2 часа.
Раздел №1. Глава 1. Введение. Информация (9). . Структура информатики. Информация. Представление информации. Измерение информации
Раздел №2 . Глава 2. Информационные процессы в системах(14). Введение в теорию систем. Процессы хранения и передачи информации. Обработка информации. Поиск данных. Защита информации
Раздел №3. Глава 3. Информационные модели.(10) Информационные модели и структуры данных.
Алгоритм – модель деятельности
Раздел №4. Глава 4 Программно-технические системы реализации информационных процессов(18). Компьютер: аппаратное и программное обеспечение. Дискретные модели данных в компьютере. Многопроцессорные системы и сети
Раздел №5 «Программирование» (14). Программирование линейных алгоритмов. Логические величины и выражения, программирование ветвлений. Программирование циклов. Подпрограммы
На итоговое повторение и контроль отведено 2 часа. Резерв времени 1 час.
Содержание учебного предмета. 11 класс
Общее число часов:68 ч., из них резерв учебного времени: 1 час.
Раздел №1. Глава 5. Технология использования и разработки информационных систем (36 часов). Информационные системы. Интернет как информационная система. Web-сайт. Базы данных и СУБД. Запросы к базе данных
Раздел 2. Глава 6. Технологии информационного моделирования (14 часов). Моделирование зависимостей; статистическое моделирование. Корреляционное моделирование. Оптимальное планирование
Раздел 3. Глава 7. Основы социальной информатики (4 часа). Социальная информатика
Раздел 4. Программирование для ЭВМ (10 часов.) Работа с массивами. Работа с символьной информацией.
Количество контрольных и практических работ
Класс | Контрольные работы | Практические работы |
10 | 4 | 32 |
11 | 4 | 31 |
Планируемые результаты изучения информатики. 10 класс.
Раздел №1. Введение. Информация. .
Введение. Структура информатики.
Учащиеся должны знать:
- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах
- из каких частей состоит предметная область информатики
. Информация. Представление информации
Учащиеся должны знать:
- три философские концепции информации
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
- что такое язык представления информации; какие бывают языки
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
- понятия «шифрование», «дешифрование».
Измерение информации.
Учащиеся должны знать:
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
- определение бита с алфавитной т.з.
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
- определение бита с позиции содержания сообщения
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы
Учащиеся должны знать:
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
в чем состоят основные свойства алгоритма;
способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Раздел №2 . Информационные процессы в системах
. Введение в теорию систем
Учащиеся должны знать:
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема
- основные свойства систем: целесообразность, целостность
- что такое «системный подход» в науке и практике
- чем отличаются естественные и искусственные системы
- какие типы связей действуют в системах
- роль информационных процессов в системах
- состав и структуру систем управления
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
- анализировать состав и структуру систем
- различать связи материальные и информационные.
Процессы хранения и передачи информации
Учащиеся должны знать:
- историю развития носителей информации
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики
- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
- понятие «шум» и способы защиты от шума
Учащиеся должны уметь:
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
Обработка информации
Учащиеся должны знать:
- основные типы задач обработки информации
- понятие исполнителя обработки информации
- понятие алгоритма обработки информации
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
Учащиеся должны уметь:
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
Поиск данных
Учащиеся должны знать:
- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»
- что такое «структура данных»; какие бывают структуры
- алгоритм последовательного поиска
- алгоритм поиска половинным делением
- что такое блочный поиск
- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях
- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера
Защита информации
Учащиеся должны знать:
какая информация требует защиты
виды угроз для числовой информации
физические способы защиты информации
программные средства защиты информации
что такое криптография
что такое цифровая подпись и цифровой сертификат
Учащиеся должны уметь:
- применять меры защиты личной информации на ПК
- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)
Раздел №3. Информационные модели
Информационные модели и структуры данных
Учащиеся должны знать:
- определение модели
- что такое информационная модель
- этапы информационного моделирования на компьютере
- что такое граф, дерево, сеть
- структура таблицы; основные типы табличных моделей
- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в граф-моделях
- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
- строить табличные модели по вербальному описанию системы
Алгоритм – модель деятельности
Учащиеся должны знать:
- понятие алгоритмической модели
- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык
- что такое трассировка алгоритма
Учащиеся должны уметь:
- строить алгоритмы управления учебными исполнителями
- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы
Раздел №4 Программно-технические системы реализации информационных процессов
Компьютер: аппаратное и программное обеспечение
Учащиеся должны знать:
- архитектуру персонального компьютера
- что такое контроллер внешнего устройства ПК
- назначение шины
- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК
- основные виды памяти ПК
- что такое системная плата, порты ввода-вывода
- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.
- что такое программное обеспечение ПК
- структура ПО ПК
- прикладные программы и их назначение
- системное ПО; функции операционной системы
- что такое системы программирования
Учащиеся должны уметь:
- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения
- соединять устройства ПК
- производить основные настройки БИОС
- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне
Дискретные модели данных в компьютере
Учащиеся должны знать:
- основные принципы представления данных в памяти компьютера
- представление целых чисел
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком
- принципы представления вещественных чисел
- представление текста
- представление изображения; цветовые модели
- в чем различие растровой и векторной графики
- дискретное (цифровое) представление звука
Учащиеся должны уметь:
-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
Многопроцессорные системы и сети
Учащиеся должны знать:
- идею распараллеливания вычислений
- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации
- назначение и топологии локальных сетей
- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)
- основные функции сетевой операционной системы
- историю возникновения и развития глобальных сетей
- что такое Интернет
- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)
- способы организации связи в Интернете
- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP
Раздел №5 «Программирование»
. Программирование линейных алгоритмов(2)
Учащиеся должны знать:
- систему типов данных в Паскале;
- операторы ввода и вывода;
- правила записи арифметических выражений на Паскале;
- оператор присваивания;
- структуру программы на Паскале.
Учащиеся должны уметь:
- составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале.
Логические величины и выражения, программирование ветвлений(3)
Учащиеся должны знать:
- логический тип данных, логические величины, логические операции;
- правила записи и вычисления логических выражений;
- условный оператор If;
- оператор выбора Select case.
Учащиеся должны уметь:
- программировать ветвящиеся алгоритмы с использованием условного оператора и оператора ветвления.
Программирование циклов
Учащиеся должны знать:
- различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием;
- различие между циклом с заданным числом повторений иитерационным циклом;
- операторы цикла While и Repeat–Until;
- оператор цикла с параметром For;
- порядок выполнения вложенных циклов.
Учащиеся должны уметь:
- программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром;
- программировать итерационные циклы;
- программировать вложенные циклы.
Подпрограммы
Учащиеся должны знать:
- понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы;
- правила описания и использования подпрограмм-функций;
- правила описания и использования подпрограмм-процедур.
Учащиеся должны уметь:
- выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы;
- описывать функции и процедуры на Паскале;
- записывать в программах обращения к функциям и процедурам.
Планируемые результаты изучения информатики. 11 класс.
Раздел №1. Глава 5. Технология использования и разработки информационных систем
Информационные системы
Учащиеся должны знать:
- назначение информационных систем
- состав информационных систем
- разновидности информационных систем
. Гипертекст
Учащиеся должны знать:
- что такое гипертекст, гиперссылка
- средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки)
Учащиеся должны уметь:
- автоматически создавать оглавление документа
- организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.
Интернет как информационная система
Учащиеся должны знать:
- назначение коммуникационных служб Интернета
- назначение информационных служб Интернета
- что такое прикладные протоколы
- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес
- что такое поисковый каталог: организация, назначение
- что такое поисковый указатель: организация, назначение
Учащиеся должны уметь:
- работать с электронной почтой
- извлекать данные из файловых архивов
- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
Web-сайт.
Учащиеся должны знать:
- какие существуют средства для создания web-страниц
- в чем состоит проектирование web-сайта
- что значит опубликовать web-сайт
- возможности текстового процессора по созданию web-страниц
Учащиеся должны уметь:
- создать несложный web-сайт с помощью MS Word
- создать несложный web-сайт на языке HTML (углубленный уровень)
. Геоинформационные системы (ГИС)
Учащиеся должны знать:
- что такое ГИС
- области приложения ГИС
- как устроена ГИС
- приемы навигации в ГИС
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС
Базы данных и СУБД
Учащиеся должны знать:
- что такое база данных (БД)
- какие модели данных используются в БД
- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ
- определение и назначение СУБД
- основы организации многотабличной БД
- что такое схема БД
- что такое целостность данных
- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД
Учащиеся должны уметь:
- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access)
Запросы к базе данных
Учащиеся должны знать:
- структуру команды запроса на выборку данных из БД
- организацию запроса на выборку в многотабличной БД
- основные логические операции, используемые в запросах
- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов
Учащиеся должны уметь:
- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов
- реализовывать запросы со сложными условиями выборки
- реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углубленный уровень)
- создавать отчеты (углубленный уровень)
Раздел 2. Глава 6. Технологии информационного моделирования
Моделирование зависимостей; статистическое моделирование
Учащиеся должны знать:
- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины
- что такое математическая модель
- формы представления зависимостей между величинами
- что такое регрессионная модель
- как происходит прогнозирование по регрессионной модели
Учащиеся должны уметь:
- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов
- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели
Корреляционное моделирование
Учащиеся должны знать:
- что такое корреляционная зависимость
- что такое коэффициент корреляции
- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа
Учащиеся должны уметь:
- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel)
. Оптимальное планирование
Учащиеся должны знать:
- что такое оптимальное планирование
- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов
- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены
- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана
- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования
Учащиеся должны уметь:
- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel)
Раздел 3. Глава 7. Основы социальной информатики
Социальная информатика
Учащиеся должны знать:
- что такое информационные ресурсы общества
- из чего складывается рынок информационных ресурсов
- что относится к информационным услугам
- в чем состоят основные черты информационного общества
- причины информационного кризиса и пути его преодоления
- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества
- основные законодательные акты в информационной сфере
- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности
Раздел 4. Программирование для ЭВМ
Работа с массивами
Учащиеся должны знать:
- правила описания массивов на Паскале;
- правила организации ввода и вывода значений массива;
- правила программной обработки массивов.
Учащиеся должны уметь:
- составлять типовые программы обработки массивов, такие как заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировка массива.
Работа с символьной информацией
Учащиеся должны знать:
правила описания символьных величин и символьных строк;
основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией.
Учащиеся должны уметь:
- решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов.
Календарно-тематическое планирование.
10 класс
| № п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Примечание |
| | Раздел №1.Введение. Информация (9). | | |
| 1 | Техника безопасности. Введение. Структура информатики. | 1 | |
| 2 | Понятие информации. | 1 | |
| 3 | Представление информации, языки, кодирование | 1 | |
| 4 | Практическая работа. 2.3. «Шифрование данных» | 1 | |
| 5 | Измерение информации. Объёмный подход. | 1 | |
| 6 | Пр. работа 2.1. «Измерение информации» | 1 | |
| 7 | Измерение информации. Содержательный подход | 1 | |
| 8 | Пр. работа 2.1. «Измерение информации» | 1 | |
| 9 | Тестирование по теме «Информация» | 1 | |
| Раздел №2 . Информационные процессы в системах(14) | | |
| 10 | Что такое система. Пр. работа 1.1 | 1 | |
| 11 | Пр. работа 1.2. - 1.3. «Работа в текстовом процессоре» | 1 | |
| 12 | Информационные процессы в естественных и искусственных системах. Пр. работа 1.4 | 1 | |
| 13 | Пр. работа 1.5. «Текстовый процессор: итоговая работа» | 1 | |
| 14 | Хранение информации. Пр. работа 1.6. «Векторная графика» | 1 | |
| 15 | Практическая работа 1.7. «Подготовка презентаций» | 1 | |
| 16 | Передача информации | 1 | |
| 17 | Пр. работа 1.8. «Электронные таблицы» | 1 | |
| 18 | Обработка информации и алгоритмы. | 1 | |
| 19 | Автоматическая обработка информации | 1 | |
| 20 | Пр. работа 2.2 «Автоматическая обработка данных» | 1 | |
| 21 | Поиск данных | 1 | |
| 22 | Пр. работа 1.9. «Электронные таблицы; деловая графика» | 1 | |
| 23 | Проверочная работа по теме «Информационные процессы в системах» | 1 | |
| | Раздел №3. Информационные модели.(10) | | |
| 24 | Компьютерное информационное моделирование | 1 | |
| 25 | Пр. работа 2.4. «Структуры данных. Графы» | 1 | |
| 26 | Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы | 1 | |
| 27 | Пр. работа 2.4. «Структуры данных. Графы» | 1 | |
| 28 | Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы | 1 | |
| 29 | Пример структуры данных – модели предметной области | 1 | |
| 30 | Пр. работа 2.5 «Структуры данных. Таблицы» | 1 | |
| 31 | Алгоритм как модель деятельности | 1 | |
| 32 | Контрольное занятие по теме «Информационные модели» | 1 | |
| 33 | Пр. работа 2.6 «Управление алгоритмическим исполнителем» | 1 | |
| | Раздел №4 Программно-технические системы реализации информационных процессов(18) | | |
| 34 | Компьютер – универсальная техническая система обработки информации | 1 | |
| 35 | Выбор конфигурации компьютера | 1 | |
| 36 | Пр. работа 2.7 «Выбор конфигурации компьютера» | 1 | |
| 37 | Программное обеспечение компьютера | 1 | |
| 38 | Настройка BIOS | 1 | |
| 39 | Пр. работа 2.8 «Настройка BIOS» | 1 | |
| 40 | Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел. | 1 | |
| 41 | Пр.работа 2.9 «Представление чисел» | 1 | |
| 42 | Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел | 1 | |
| 43 | Пр.работа 2.9 «Представление чисел» | 1 | |
| 44 | Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики и звука | 1 | |
| 45 | Пр. работа 2.10 «Представление текстов» | 1 | |
| 46 | Развитие архитектуры вычислительных систем | 1 | |
| 47 | Пр. работа 2.11 «Представление изображения и звука» | 1 | |
| 48 | Организация локальных сетей | 1 | |
| 49 | Пр. работа 2.12 «Подготовка презентации на тему «Компьютерные сети» | 1 | |
| 50 | Организация глобальных сетей | 1 | |
| 51 | Пр. работа 2.12 «Подготовка презентации на тему «Компьютерные сети» | 1 | |
| | Раздел №5 Программирование для ЭВМ (14, из них 10часов на практические работы) | | |
| 52 | Программирование линейных алгоритмов | 1 | |
| 53 | Пр. работа Программирование линейных алгоритмов | 1 | |
| 54-56 | Программирование ветвящихся алгоритмов. Пр. работа «Программирование ветвящихся алгоритмов» | 3 | |
| 57-60 | Программирование циклических алгоритмов. Пр. работа «Программирование ветвящихся алгоритмов» | 4 | |
| 61-62 | Работа с подпрограммами. Пр. работа «Подпрограммы» | 2 | |
| 63-65 | Работа с подпрограммами. Пр. работа «Подпрограммы» | 3 | |
| 66 | Итоговое повторение. | 1 | |
| 67 | Итоговый тест. | 1 | |
| 68 | Резерв. Итоговое занятие | 1 | |
Календарно-тематическое планирование.
11 класс
Планир. сроки пров-ния | № п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Примечание |
| | Раздел №1. Глава 5. Технология использования и разработки информационных систем (36 часов) |
| 1 | Техника безопасности. Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС | 1 | |
| 2 | Компьютерный текстовый документ как структура данных | 1 | |
| 3 | Практическая работа №3.1 «Гипертекстовые структуры | 1 | |
| 4 | Интернет как глобальная информационная система | 1 | |
| 5 | Практическая работа №3.2 «Интернет: работа с электронной почтой» | 1 | |
| 6 | World Wide Web – Всемирная паутина | 1 | |
| 7 | Практическая работа №3.2 «Интернет: работа с телеконференциями», № 3.3 «Интернет: работа с браузером. Просмотр Web –страниц» | 1 | |
| 8 | Средства поиска данных в Интернете | 1 | |
| 9 | Практическая работа № 3.4 «Интернет: сохранение загруженных Web –страниц», № 3.5 «Интернет: работа с поисковыми системами») | 1 | |
| 10 | Web-сайт – гиперструктура данных | 1 | |
| 11 | Практическая работа № 3.6 «Интернет: создание Web –сайта с помощью Microsoft Word | 1 | |
| 12 | Тестирование по теме «Информационные системы» | 1 | |
| 13 | Язык HTML | 1 | |
| 14 | Практическая работа №3.7* «Интернет: создание Web –сайта на языке HTML») | 1 | |
| 15 | Практическая работа №3.7* «Интернет: создание Web –сайта на языке HTML» | 1 | |
| 16 | Презентации сайтов. | 1 | |
| 17 | Геоинформационные системы | 1 | |
| 18 | Практическая работа №3.8 «Поиск информации в геоинформационных системах» | 1 | |
| 19 | Составление отчёта к практической работе №3.8 | 1 | |
| 20 | База данных – основа информационной системы | 1 | |
| 21 | Практическая работа №3.9 «Знакомство с СУБД Microsoft Access» | 1 | |
| 22 | Проектирование многотабличной базы данных | 1 | |
| 23 | Практическая работа №3.9 «Знакомство с СУБД Microsoft Access» | 1 | |
| 24 | Создание базы данных | 1 | |
| 25 | Практическая работа №3.10«Создание базы данных «Приемная комиссия»» | 1 | |
| 26 | Практическая работа №3.10«Создание базы данных «Приемная комиссия»» | 1 | |
| 27 | Запросы как приложения информационной системы | 1 | |
| 28 | Практическая работа №3.11 «Реализация простых запросов с помощью конструктора» | 1 | |
| 29 | Логические условия выбора данных | 1 | |
| 30 | Контрольное тестирование за 1 полугодие. | 1 | |
| 31 | Практическая работа №3.12 «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой» | 1 | |
| 32 | Практическая работа №3.13 «Реализация сложных запросов к базе данных «Приемная комиссия»» | 1 | |
| 33 | Запросы на удаление. Вычисляемые поля. | 1 | |
| 34 | Практическая работа №3.14 «Реализация запросов на удаление. Использование вычисляемых полей» | 1 | |
| 35 | Создание отчётов. | 1 | |
| 36 | Практическая работа №3.15 «Создание отчета» | 1 | |
| Раздел 2. Глава 6. Технологии информационного моделирования(14 часов) |
| 37 | Моделирование зависимостей между величинами | 1 | |
| 38-39 | Модели статистического прогнозирования | 2 | |
| 40 | Практическая работа№3.16 «Получение регрессионных моделей в Microsoft Excel» | 1 | |
| 41-42 | Практическая работа №3.17 «Прогнозирование в Microsoft Excel» | 2 | |
| 43 | Моделирование корреляционных зависимостей | 1 | |
| 44-45 | Практическая работа №3.18 «Расчет корреляционных зависимостей в Microsoft Excel») | 2 | |
| 46-47 | Модели оптимального планирования | 2 | |
| 48-49 | Практическая работа №3.19 «Решение задачи оптимального планирования в Microsoft Excel» | 2 | |
| 50 | Контрольная работа по теме «Информационное моделирование» | 1 | |
| Раздел 3. Глава 7. Основы социальной информатики (4 часа) |
| 51 | Информационные ресурсы. | 1 | |
| 52 | Информационное общество. | 1 | |
| 53 | Практическая работа. Создание презентации по теме «Информационное общество, информационные ресурсы». | 1 | |
| 54 | Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной безопасности | 1 | |
| | Раздел 4. Программирование для ЭВМ (10 часов, из них 8 часов практические занятия). |
| 55-56 | Работа с массивами. Описание массивов, организация ввода, вывода значений массива | 2 | |
| 57-58 | Заполнение массива, поиск и подсчет элементов массива | 2 | |
| 59-60 | Нахождение максимального и минимального значений | 2 | |
| 61 | Сортировка массива | 1 | |
| 62 | Работа с символьной информацией. Описание символьных величин и символьных строк. | 1 | |
| 63-64 | Основные функции и процедуры для работы с символьной информацией. | 2 | |
| | Повторение материала (3 часа) |
| 65-66 | Итоговое повторение | 2 | |
| 67 | Итоговое контрольное тестирование | 1 | |
| 68 | Резерв времени | 1 | |