Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г. Ногинска
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №3
______________Коренкова С.Ю.
Приказ № __________
от «___» ___________2018г.
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
(базовый уровень)
10 «А» класс
Составитель: Клочкова Юлия Николаевна,
учитель информатики
первой квалификационной категории
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 «А» класса составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования;
Методических рекомендаций реализации Регионального базисного учебного плана в образовательной деятельности, приказ министра образования Московской области от 26.05.2015 № 2758;
примерной программы среднего общего образования по информатике и ИКТ;
авторской программы для общеобразовательных учреждений «Информатика и ИКТ. 8-11 классы», автор Угринович Н.Д., М: «БИНОМ», 2009 г., рассчитанной на 35 часов в год. Данная программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.
Согласно учебному плану школы на изучение информатики и ИКТ в 10 классе отводится 34 часа из расчета: 1 час в неделю (34 учебных недели), в том числе 1 час на проведение контрольных работ и 4 часа на проведение практических работ.
Контроль знаний
Формы контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
Контрольные работы (контрольные тесты, диагностические работы, и т.д.) | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 |
Практические работы | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
| | | | | |
Рабочая программа включает следующие разделы:
Рабочая программа включает следующие разделы:
Планируемые предметные результаты освоения предмета «Информатика»;
Содержание предмета «Информатика»
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
Требования к уровню подготовки учащихся по информатике и ИКТ за 10 класс
1. Информация. Кодирование информации
Вещественно-энергетическая и информационная картины мира.
Информация как мера упорядоченности в неживой природе. Информация и энтропия.
Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации. Информационные процессы в управлении. Системы с обратной связью.
Информация и знания. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Единицы измерения количества информации.
Кодирование информации с помощью знаковых систем. Естественные и искусственные языки.
Кодирование генетической информации. Генетический алфавит. Расшифровка генома человека с использованием компьютерных технологий.
Двоичное кодирование информации. Кодирование аналоговой (непрерывной) графической и звуковой информации методом дискретизации.
Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Системы счисления, используемые в компьютере.
Учащиеся должны:
иметь представление о том, что информация может рассматриваться как мера упорядоченности в неживой природе;
приводить примеры получения, передачи, обработки и хранения информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
приводить примеры информационных процессов в управлении;
уметь решать задачи на определение количество информации (как меры уменьшения неопределенности знаний и с помощью алфавитного подхода);
знать единицы измерения количества информации;
иметь представление о кодирование генетической информации;
приводить примеры двоичного кодирования информации;
приводить примеры записи чисел в позиционных и непозиционных системах счисления;
знать правила выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления;
уметь записывать числа в шестнадцатеричной и восьмеричной системах счисления;
уметь переводить числа из одной системы счисления в другую.
2. Информационные технологии
а. Технология обработки текстовой информации
Создание, редактирование и форматирование документов. Основные объекты в документе (символ, абзац) и операции над ними. Шаблоны документов и стили форматирования. Печать документов.
Основные форматы текстовых файлов и их преобразование. Кодировки кириллицы.
Внедрение в документ различных объектов (таблиц, изображений, формул и др.).
Создание типовых документов (заявление, объявление, визитка и др.) и рефератов по различным предметам.
Перевод документов с бумажных носителей в компьютерную форму с помощью систем оптического распознавания отсканированного текста.
Создание документов на иностранных языках с использованием компьютерных словарей. Автоматический перевод документов на различные языки с использованием словарей и программ-переводчиков.
Учащиеся должны:
уметь применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;
уметь вставлять в документ объекты из других приложений;
уметь создавать типовые документы на компьютере;
уметь использовать системы оптического распознавания, словари и переводчики.
b. Технология обработки графической информации
Получение растровых изображений с помощью сканера и цифровой камеры. Редактирование и преобразование (масштабирование, изменение глубины цвета, изменение формата файла и др.) изображений с помощью графических редакторов. Печать изображений.
Создание мультимедийных компьютерных презентаций. Рисунки, анимация и звук на слайдах. Интерактивные презентации (реализация переходов между слайдами с помощью гиперссылок и системы навигации). Демонстрация презентаций.
Создание образовательных презентаций по различным школьным предметам.
Учащиеся должны:
объяснять различия растрового и векторного способа представления графической информации;
уметь применять графический редактор для создания и редактирования изображений;
уметь создавать мультимедийные компьютерные презентации;
иметь представление о назначении и возможностях систем автоматического проектирования (САПР).
c. Технология обработки числовой информации
Вычисления с использованием компьютерных калькуляторов и электронных таблиц.
Исследование функций и построение их графиков в электронных таблицах.
Наглядное представление числовой информации (статистической, бухгалтерской, результатов физических экспериментов и др.) с помощью диаграмм.
Домашняя бухгалтерия.
Исследование информационных моделей из курсов математики, физики, химии, истории и других с помощью электронных таблиц.
Учащиеся должны:
описывать назначение и возможности электронных таблиц;
уметь в электронных таблицах строить диаграммы и графики;
уметь применять электронные таблицы для построения и исследования компьютерных моделей.
3. Коммуникационные технологии
Информационное пространство глобальной компьютерной сети Интернет. Система адресации (IP-адреса и доменные имена). Протокол передачи данных TCP/IP. Универсальный указатель ресурсов (URL – Universal Resource Locator). Основные информационные ресурсы сети Интернет.
Линии связи и их пропускная способность. Передача информации по коммутируемым телефонным каналам. Модем.
Локальные компьютерные сети. Топология локальной сети. Аппаратные компоненты сети (сетевые адаптеры, концентраторы, маршрутизаторы).
Работа с электронной почтой (регистрация почтового ящика, отправка и получение сообщений, использование адресной книги). Настройка почтовых программ. Почта с Web-интерфейсом.
WWW-технология. Всемирная паутина (настройка браузера, адрес Web-страницы, сохранение и печать Web-страниц).
Загрузка файлов с серверов файловых архивов. Менеджеры загрузки файлов.
Интерактивное общение (chat), потоковые аудио- и видео, электронная коммерция, географические карты. Поиск информации (документов, файлов, людей).
Основы языка разметки гипертекста (HTML – HyperText Markup Language). Форматирование текста. Вставка графики и звука. Гиперссылки. Интерактивные Web-страницы (формы). Динамические объекты на Web-страницах. Система навигации по сайту. Инструментальные средства разработки. Публикация сайта.
Защита информации от несанкционированного доступа.
Разработка Web-сайтов (учебных заведений, образовательных, тематических и др.).
Учащиеся должны:
иметь представление о скорости передачи информации по различным типам линий связи;
иметь представление о назначении модема и его основных характеристиках;
описывать основные виды информационных услуг, предоставляемых глобальной компьютерной сетью Интернет;
объяснять основные принципы технологии World Wide Web (WWW);
уметь пользоваться электронной почтой и файловыми архивами и путешествовать по Всемирной паутине.
знать основы языка разметки гипертекста (HTML – HyperText Markup Language);
уметь создавать и публиковать в Интернете Web-сайты.
Основное содержание программы
№ | Тема | Количество часов |
Всего | 10 класс | 11 класс |
1 | Введение. Информация и информационные процессы | 4 + 3 | 4 + 3 | |
2 | Информационные технологии | 13 + 2 | 13 + 2 | |
3 | Коммуникационные технологии | 16 + 2 | 16 + 2 | |
4 | Компьютер как средство автоматизации информационных процессов | 11 + 1 | | 11 + 1 |
5 | Моделирование и формализация | 8 + 3 | | 8 + 3 |
6 | Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) | 8 + 3 | | 8 + 3 |
7 | Информационное общество | 3 | | 3 |
| Повторение, подготовка к ЕГЭ | 7 + 4 | 2 + 2 | 5 + 2 |
| ВСЕГО: | 70 + 18 | 35 + 9 | 35 + 9 |
Тематическое планирование
«Информатика и информационные технологии»
10 класс (1ч. в неделю – 34ч.)
№ | Тема | Дата |
| Информация и информационные процессы | 4ч. |
| ТБ. Информация и информационные процессы. | 03.09.2018 | 07.09.2018 |
| Информация в природе, обществе и технике. | 10.09.2018 | 14.09.2018 |
| Кодирование информации. | 17.09.2018 | 21.09.2018 |
| Количество информации. | 24.09.2018 | 28.09.2018 |
| Информационные технологии | 13ч. |
| Кодирование текстовой информации | 01.10.2018 | 05.10.2018 |
| Создание документов в текстовых редакторах | 08.10.2018 | 12.10.2018 |
| Форматирование документов в текстовых редакторах | 15.10.2018 | 19.10.2018 |
| Практическая работа №1 «Обработка текстовой информации» | 22.10.2018 | 26.10.2018 |
| Кодирование графической информации. | 05.11.2018 | 09.11.2018 |
| Растровая графика . | 12.11.2018 | 16.11.2018 |
| Векторная графика . | 19.11.2018 | 23.11.2018 |
| Практическая работа №2 «Обработка графической информации» | 26.11.2018 | 30.11.2018 |
| Кодирование звуковой информации | 03.12.2018 | 07.12.2018 |
| Компьютерные презентации | 10.12.2018 | 14.12.2018 |
| Кодирование числовой информации. Электронные таблицы | 17.12.2018 | 21.12.2018 |
| Работа с формулами. Построение диаграмм и графиков. | 24.12.2018 | 28.12.2018 |
| Практическая работа №3 «Обработка числовой информации» | 14.01.2019 | 18.01.2019 |
| Коммуникационные технологии | 16ч. |
| Передача информации. Сети: локальные и глобальные. | 21.01.2019 | 25.01.2019 |
| Internet – всемирная паутина. | 28.01.2019 | 01.02.2019 |
| Адресация в сетях. | 04.02.2019 | 08.02.2019 |
| Электронная почта. Телеконференции.. | 11.02.2019 | 15.02.2019 |
| Технология WORLD WIDE WEB | 18.02.2019 | 22.02.2019 |
| Поисковые системы. Интерактивное общение. | 25.02.2019 | 01.03.2019 |
| Контрольная работа №1 «Коммуникационные технологии» | 04.03.2019 | 08.03.2019 |
| Web-сайты и Web-страницы. Язык HTML. Web-редакторы. | 11.03.2019 | 15.03.2019 |
| Структура Web-сайтов. | 18.03.2019 | 22.03.2019 |
| Форматирование текста. | 01.04.2019 | 05.04.2019 |
| Размещение графики. Гиперссылки на Web-страницах. | 08.04.2019 | 12.04.2019 |
| Списки на Web-страницах. | 15.04.2019 | 19.04.2019 |
| Размещение таблиц на Web-страницах. | 22.04.2019 | 26.04.2019 |
| Формы на Web-страницах. | 29.04.2019 | 03.05.2019 |
| Практическая работа №4 «Разработка и создание сайта» | 06.05.2019 | 10.05.2019 |
| Повторение по теме «Информационные технологии» | 13.05.2019 | 17.05.2019 |
| Повторение по теме «Коммуникационные технологии» | 20.05.2019 | 24.05.2019 |
| Итого | 34ч. |
Перечень учебно-методического обеспечения
Информатика и ИКТ. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Угринович Н.Д. – М: «БИНОМ», 2016 г.
Программа «Информатика и ИКТ» Угринович Н.Д. – М: «БИНОМ», 2014 г.
Информатика: задачник – практикум. (том 1) И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. – М.: Лаборатория знаний, 2013г.
Информатика: задачник – практикум. (том 2) И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. – М.: Лаборатория знаний, 2013г.
Практикум по информатике и информационным технологиям. Н.Д.Угринович. - М.: Лаборатория, 2015г.
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей математики, физики,
информатики и химии
Протокол № ___________
от «______»___________________2018 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________________ Никишина Ж.А.
«______»____________________ 2018 г.