ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«Вахрушевский учебно-воспитательный
комплекс №2 «Берегиня»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ ВУВК №2 «Берегиня»
___________И. М. Левко
_____________(дата)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
профильный уровень
10-А класс
Составитель рабочей программы:
Вирченко Н. И.
2018 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по информатике для 10-11 классов (профильный уровень) (авторы: Восковатая А.М., Шишова Н.А., Витвицкий Р.П., Розов А.В.),утвержденной МОН ЛНР (приказ №483 от 27.12.2016).
В работе используется учебник для 10 класса «Информатика» К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин, М.-Бином. Лаборатория знаний. 2017.
Изучение информатики направлено на достижение следующих целей:
– освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в технологических и социальных системах;
– овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
– развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
– воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
– приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы
– развитие алгоритмического мышления в математическом контексте;
– воспитание правильных моделей деятельности в областях, относящихся кИКТ и их применениям;
– профессиональная ориентация.
Место предмета в учебном плане
Согласно утвержденному учебному плану курс информатики в 2018-2019 учебном году в 10-А классе рассчитан на136часов (4 часа в неделю).Изучение информатики на практическом уровне предусмотрено с помощью операционной системы Windows 7, работа в офисном пакете MSOffice 2007, язык программирования Pascal.
Планируемые результаты
личностные результаты:
– это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в старшей школе, являются:
– наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
– владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
– развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
– способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;
– готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики;
– способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
метапредметные результаты:
– освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в старшей школе, являются:
- умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;
- готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
предметные для 10 класса:
- владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
- овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки; - владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
- владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ;
- сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче; систематизации знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
- сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования Интернет-приложений;
- сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
- владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
- владение опытом построения и использования компьютерноматематических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, пользоваться базами данных и справочными системами;
- сформированность умения работать с библиотеками программ; наличие опыта использования компьютерных средств представления и анализа данных.
В результате изучения информатики ученик10 класса должен:
Информация и информационные процессы
знать/понимать:
– роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
– и использовать основные понятия, связанные со сложностьювычислений (время работы, размер используемой памяти);
– способы представления данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах и для восприятия человеком;
уметь:
– строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано;
– кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
– записывать действительные числа в экспоненциальной форме; применять знания о представлении чисел в памяти компьютера;
– определять информационный объем данных разного типа при заданных условиях дискретизации;
– описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них;
– применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
– соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
знать/понимать:
– основные принципы устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров; выбирать конфигурацию компьютера в соответствии с решаемыми задачами;
– назначение, а также основные принципы устройства и работы современных операционных систем; знать виды и назначение системного программного обеспечения;
– владеть принципами организации иерархических файловых систем и именования файлов; использовать шаблоны для описания группы файлов.
– общие принципы разработки и функционирования Интернет приложений; использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежногофункционирования средств ИКТ;
– выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
уметь:
– инсталлировать и деинсталлировать программные средства, необходимые для решения учебных задач по выбранной специализации;
– классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач.
Информационные технологии
уметь:
–планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты;
– использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение графиков и диаграмм;
– проектировать собственное автоматизированное место; следовать основам безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами; соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе с персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Математические основы информатики
уметь:
– записывать натуральные числа в системе счисления с данным основанием; использовать при решении задач свойства позиционной записи числа, в частности признак делимости в системе счисления;
– анализировать предложенный алгоритм, например, определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений и при каких исходных значениях возможно получение указанных результатов;
– переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
– создавать, анализировать и реализовывать в виде программ базовыеалгоритмы, связанные с анализом элементарных функций (в том числе приближенных вычислений), записью чисел в позиционной системе счисления, делимостью целых чисел; линейной обработкой последовательностей и массивов чисел (в том числе алгоритмы сортировки), анализом строк, а также рекурсивные алгоритмы;
– строить логические выражения с помощью операций дизъюнкции, конъюнкции, отрицания, импликации, эквиваленции; выполнять эквивалентные преобразования этих выражений, используя законы алгебры логики (в частности, свойства дизъюнкции, конъюнкции, правила де Моргана, связь импликации с дизъюнкцией);
– строить таблицу истинности заданного логического выражения; строить логическое выражение в дизъюнктивной нормальной форме по заданной таблице истинности;
– определять истинность высказывания, составленного из элементарных высказываний с помощью логических операций, если известна истинность входящих в него элементарных высказываний; исследовать область истинности высказывания, содержащего переменные;
– решать логические уравнения.
Моделирование и формализация
уметь:
– применять умения формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
– описывать графы с помощью матриц смежности с указанием длин ребер (весовых матриц); решать алгоритмические задачи, связанные с анализом графов, в частности задачу построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа и определения количества различных путей между вершинами.
Алгоритмизация и программирование
уметь:
– создавать собственные алгоритмы для решения прикладных задач наоснове изученных алгоритмов и методов;
– применять при решении задач структуры данных: списки, словари, деревья, очереди; применять при составлении алгоритмов базовые операции со структурами данных;
– использовать основные понятия, конструкции и структуры данных последовательного программирования, а также правила записи этих конструкций и структур в выбранном для изучения языке программирования;
– использовать в программах данные различных типов; применять стандартные и собственные подпрограммы для обработки символьных строк; выполнять обработку данных, хранящихся в виде массивов различной размерности; выбирать тип цикла в зависимости от решаемой подзадачи; составлять циклы с использованием заранее определенного инварианта цикла; выполнять базовые операции с текстовыми и двоичными файлами; выделять подзадачи, решение которых необходимо для решения поставленной задачи в полном объеме; реализовывать решения подзадач в виде подпрограмм, связывать подпрограммы в единую программу; использовать модульный принцип построения программ; использовать библиотеки стандартных подпрограмм;
– применять алгоритмы поиска и сортировки при решении типовых задач;
Коммуникационные технологии
уметь:
– использовать компьютерные сети для обмена данными при решении прикладных задач;
– организовывать сетевое взаимодействие (настраивать работу протоколов сети TCP/IP и определять маску сети);
– понимать структуру доменных имен; принципы IP-адресации узлов сети;
– представлять общие принципы разработки и функционирования Интернет-приложений (сайты, блоги и др.).
Содержание программы
поинформатике
Класс: 10-А
№ | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов, отведенных на изучение раздела, темы |
1. | Информация и информационные процессы | 6 |
2. | Кодирование информации | 16 |
3. | Логические основы компьютеров | 10 |
4. | Компьютерная арифметика | 6 |
5. | Устройство компьютера | 9 |
6. | Программное обеспечение | 12 |
7. | Компьютерныесети | 9 |
8. | Алгоритмизация и программирование | 44 |
| Ветвления и циклы.(12) | |
| Подпрограммы и массивы.(18) | |
| Символы и файлы. (15) | |
9. | Методы вычислений | 14 |
10. | Информационная безопасность | 6 |
11. | Повторение | 3 |
| Всего | 136 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс 10-А
№ урока | № урока в теме | Содержание учебного материала | Дата | Примечание |
По плану | По факту |
| | | | | |
| | Информация и информационные процессы(6) | | | |
| 1 | Инструктаж по технике безопасности. | 03.09.18 | | |
| 2 | Информация и информационные процессы. | 04.09 | | |
| 3 | Измерение информации. | 04.09 | | |
| 4 | Структура информации. Простые структуры | 05.09 | | |
| 5 | Иерархия. Деревья. Графы. | 10.09 | | |
| 6 | «Решение задач с помощью графов» Практическая работа №1 | 11.09 | | |
| | Кодирование информации (16) | | | |
| 1 | Язык и алфавит. Дискретность. | 11.09 | | |
| 2 | Равномерное и неравномерное кодирование. | 12.09 | | |
| 3 | Декодирование. | 17.09 | | |
| 4 | Алфавитный подход к оценке количества информации, содержательный, вероятностный. | 18.09 | | |
| 5 | Измерение информации. Практическая работа № 2 | 18.09 | | |
| 6 | Системы счисления. Позиционные системы счисления. | 19.09 | | |
| 7 | Двоичная система счисления. | 24.09 | | |
| 8 | Восьмеричная система счисления. | 25.09 | | |
| 9 | Шестнадцатеричная система счисления и другие. | 25.09 | | |
| 10 | Контрольная работа по теме «Системы счисления». | 26.09 | | |
| 11 | «Автоматизация перевода чисел из одной системы счисления в другую». Практическая работа №3. | 01.10 | | |
| 12 | Кодирование текстов. Кодирование текста с помощью таблицы кодировки. Практическая работа №4. | 02.10 | | |
| 13 | Кодирование графической информации. | 02.10 | | |
| 14 | Кодирование звуковой информации. Кодирование видеоинформации. | 03.10 | | |
| 15 | Кодирование и представление звуковой и графической информации. Практическая работа № 5. | 08.10 | | |
| 16 | Контрольная работа по теме «Кодирование информации». | 09.10 | | |
| | Логические основы компьютеров (10) | | | |
| 1 | Логика и компьютер. Логические операции. | 09.10 | | |
| 2 | Логические операции. | 10.10 | | |
| 3 | Практикум: задачи на использование логических операций и таблицы истинности. | 15.10 | | |
| 4 | Диаграммы Эйлера-Венна. | 16.10 | | |
| 5 | Упрощение логических выражений. | 16.10 | | |
| 6 | Синтез логических выражений. Предикаты и кванторы. | 17.10 | | |
| 7 | Создание таблицы истинности для логических высказываний. Практическая работа №6. | 22.10 | | |
| 8 | Логические элементы компьютера. | 23.10 | | |
| 9 | Логические задачи. | 23.10 | | |
| 10 | Моделирование работы логических схем. Практическая работа № 7. | 24.10 | | |
| | Компьютерная арифметика (6) | | | |
| 1 | Хранение в памяти целых чисел. | 06.11 | | |
| 2 | Хранение в памяти целых чисел. | | |
| 3 | Арифметические и логические (битовые) операции. Маски. | 06.11 | | |
| 4 | Арифметические и логические (битовые) операции. Маски. | 07.11 | | |
| 5 | Хранение в памяти вещественных чисел. | 12.11 | | |
| 6 | Выполнение арифметических операций с нормализованными числами. Самостоятельная работа. | 13.11 | | |
| | Устройство компьютера (9) | | | |
| 1 | История развития вычислительной техники. | 13.11 | | |
| 2 | История и перспективы развития вычислительной техники. | 14.11 | | |
| 3 | Принципы устройства компьютеров. | 19.11 | | |
| 4 | Магистрально-модульная организация компьютера. | 20.11 | | |
| 5 | Процессор. | 20.11 | | |
| 6 | Моделирование работы процессора. | 21.11 | | |
| 7 | Память. | 26.11 | | |
| 8 | Устройства ввода и ввода. | 27.11 | | |
| 9 | Выбор комплектующих компьютера по прайслистам. Практическая работа № 8. | 27.11 | | |
| | Программное обеспечение (12) | | | |
| 1 | Что такое программное обеспечение? Прикладные программы. | 28.11 | | |
| 2 | Использование возможностей текстовых процессорах (резюме). | 03.12 | | |
| 3 | Использование возможностей текстовых процессоров (проверка орфографии, тезаурус, ссылки, сноски). Практическая работа № 9. | 04.12 | | |
| 4 | Коллективная работа над текстом; правила оформления рефератов; правила цитирования источников. Практическая работа № 10. | 04.12 | | |
| 5 | Набор и оформление математических текстов. Практическая работа № 11 | 05.12 | | |
| 6 | Знакомство с настольно-издательскими системами. | 10.12 | | |
| 7 | Знакомство с аудиоредакторами. Знакомство с видеоредакторами. | 11.12 | | |
| 8 | Системное программное обеспечение. | 11.12 | | |
| 9 | Сканирование и распознавание текста. | 12.12 | | |
| 10 | Системы программирования. | 17.12 | | |
| 11 | Инсталляция программ. | 18.12 | | |
| 12 | Правовая охрана программ и данных. | 18.12 | | |
| | Компьютерные сети (9) | | | |
| 1 | Компьютерные сети. Основные понятия | 19.12 | | |
| 2 | Локальные сети. | 24.12 | | |
| 3 | Сеть Интернет. | 25.12 | | |
| 4 | Адреса в Интернете. | 25.12 | | |
| 5 | Анализ работы и тестирование сети. Практическая работа № 12. | 26.12 | | |
| 6 | Всемирная паутина. Поиск информации в Интернете. | 14.01.19 | | |
| 7 | Электронная почта. Другие службы Интернета. | 15.01 | | |
| 8 | Электронная коммерция. | 15.01 | | |
| 9 | Интернет и право. Нетикет. Практическая работа № 13. Поиск информации на языке запросов. | 16.01 | | |
| | Алгоритмизация и программирование(44) | | | |
| | Ветвления и циклы.(12) | | | |
| 1 | Простейшие программы. | 21.01 | | |
| 2 | Вычисления. Стандартные функции. | 22.01 | | |
| 3 | Условный оператор. | 22.01 | | |
| 4 | Сложные условия. | 23.01 | | |
| 5 | Множественный выбор. | 28.01 | | |
| 6 | Разработка программ с использованием ветвлений. Практическая работа № 14 . | 29.01 | | |
| 7 | Контрольная работа «Ветвления». | 29.01 | | |
| 8 | Цикл с условием. | 30.01 | | |
| 9 | Цикл с условием. | 04.02 | | |
| 10 | Цикл с переменной. | 05.02 | | |
| 11 | Вложенные циклы. | 05.02 | | |
| 12 | Разработка программ с использованием циклов. Практическая работа № 15 | 06.02 | | |
| | Подпрограммы и массивы.(18) | | | |
| 1 | Процедуры. | 11.02 | | |
| 2 | Изменяемые параметры в процедурах. | 12.02 | | |
| 3 | Функции. | 12.02 | | |
| 4 | Логические функции. | 13.02 | | |
| 5 | Рекурсия. | 18.02 | | |
| 6 | Стек. | 19.02 | | |
| 7 | Разработка программ с подпрограммами . Практическая работа № 16 | 19.02 | | |
| 8 | Массивы. Перебор элементов массива. | 20.02 | | |
| 9 | Линейный поиск в массиве. | 26.02 | | |
| 10 | Поиск максимального элемента в массиве. | | |
| 11 | Алгоритмы обработки массивов (реверс, сдвиг). | 26.02 | | |
| 12 | Отбор элементов массива по условию. | 27.02 | | |
| 13 | Сортировка массивов. Метод пузырька. | 04.03 | | |
| 14 | Сортировка массивов. Метод выбора. | 05.03 | | |
| 15 | Сортировка массивов. Быстрая сортировка. | 05.03 | | |
| 16 | Двоичный поиск в массиве. | 06.03 | | |
| 17 | Обработка массивов. Практическая работа № 17. | 11.03 | | |
| 18 | Контрольная работа. Массивы. | 12.03 | | |
| | Символы и файлы. (15) | | | |
| 1 | Символьные строки. | 12.03 | | |
| 2 | Функции для работы с символьными строками. | 13.03 | | |
| 3 | Преобразования «строка-число». | 18.03 | | |
| 4 | Строки в процедурах и функциях. | 19.03 | | |
| 5 | Рекурсивный перебор. | 19.03 | | |
| 6 | Сравнение и сортировка строк. | 20.03 | | |
| 7 | Обработка строк. Практическая работа № 18 . | 01.04 | | |
| 8 | Контрольная работа «Символьные строки». | 02.04 | | |
| 9 | Матрицы. | 02.04 | | |
| 10 | Матрицы. | 03.04 | | |
| 11 | Файловый ввод и вывод. | 08.04 | | |
| 12 | Обработка массивов, записанных в файле. | 09.04 | | |
| 13 | Обработка строк, записанных в файле. | 09.04 | | |
| 14 | Обработка смешанных данных, записанных в файле. | 10.04 | | |
| 15 | Контрольная работа «Файлы». | 15.04 | | |
| | Методы вычислений (14) | | | |
| 1 | Технология обработки числовой информации. Ввод и редактирование данных. Автозаполнение. Форматирование ячеек. | 16.04 | | |
| 2 | Стандартные функции: математические, текстовые логические. | 16.04 | | |
| 3 | Виды ссылок в формулах. | 17.04 | | |
| 4 | Реализация условных конструкций, условное форматирование | 22.04 | | |
| 5 | Отбор данных средствами автофильтра; использование расширенного фильтра. | 23.04 | | |
| 6 | Консолидации данных, мастера сводных таблиц при обработке баз данных. | 23.04 | | |
| 7 | Точность вычислений. | 24.04 | | |
| 8 | Решение уравнений. Метод перебора. | 30.04 | | |
| 9 | Решение уравнений. Метод деления отрезка пополам. | | |
| 10 | Решение уравнений в табличных процессорах. | 30.04 | | |
| 11 | Оптимизация. Метод дихотомии. | | |
| 12 | Оптимизация с помощью табличных процессоров. | 06.05 | | |
| 13 | Статистические расчеты. | 07.05 | | |
| 14 | Использование электронных таблиц для решения и визуализации учебных задач. Практическая работа 19 | 07.05 | | |
| | Информационная безопасность (6) | | | |
| 1 | Вредоносные программы. | 08.05 | | |
| 2 | Защита от вредоносных программ. | 14.05 | | |
| 3 | Что такое шифрование? Хэширование и пароли. | | |
| 4 | Современные алгоритмы шифрования. | 14.05 | | |
| 5 | Стеганография. | 15.05 | | |
| 6 | Безопасность в Интернете. | 20.05 | | |
| | Повторение (3) | | | |
| 1 | Повторение. Кодирование. | 21.05 | | |
| 2 | Повторение. Программирование массивов. | 21.05 | | |
| 3 | Повторение. Работа с электронной таблицей. | 22.05 | | |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
учителей кафедры математического цикла
от «__» ________ 2018 г. № ____
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________Величко Л. Д.
«____» ______________ 2018 г.