Черемшанская средняя общеобразовательная школа имени Сергея Павлова
филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Тюменцевской средней
общеобразовательной школы Тюменцевского района Алтайского края
Принята на заседании педагогического совета «_____»_________20 г. | Утверждаю Директор школы__________(Т.Ф.Калужина) Приказ №____ от «____»_________20 г. |
Рабочая программа
по информатике
для 10 класса
Составитель: Рем Ирина Дмитриевна,
учитель информатики
с. Черемшанка
2020
Пояснительная записка
1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа составлена на основе:
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. ,М.Н. Бородин– 2-е изд., – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413.
1.2. Общие цели учебного предмета
Цель:
• освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях.
1.3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет информатика изучается с 10 класса по 11. Учебный план составляет 70 часов. В том числе в 10 классе 35 часов из расчета 1 час в неделю.
1.4. УМК.
Содержание УМК для учителя
Программа | Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. ,М.Н. Бородин– 2-е изд., – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. |
Учебник | Семакин И. Г. , Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 |
Рабочая тетрадь | Информатика и ИКТ: задачник – практикум в 2-х т. /Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннрера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 |
Методическое пособие | Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 |
Содержание УМК для учащихся
Учебник | Семакин И. Г. , Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 |
Планируемые результаты образования.
В результате изучения информатики и информационных технологий 10 класса ученик должен:
знать:
- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10 классе
- из каких частей состоит предметная область информатики:
- три философские концепции информации
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
- что такое язык представления информации;
- какие бывают языки - понятия «кодирование» и «декодирование» информации
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
- понятия «шифрование», «дешифрование».
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
- определение бита с алфавитной т.з.
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
- определение бита с позиции содержания сообщения
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема
- основные свойства систем: целесообразность, целостность
- что такое «системный подход» в науке и практике
- чем отличаются естественные и искусственные системы
- какие типы связей действуют в системах
- роль информационных процессов в системах
- состав и структуру систем управления
- историю развития носителей информации
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики
- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
- понятие «шум» и способы защиты от шума
- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»
- что такое «структура данных»; какие бывают структуры
- алгоритм последовательного поиска
- алгоритм поиска половинным делением
- что такое блочный поиск
- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных
- определение модели
- что такое информационная модель
- этапы информационного моделирования на компьютере
- что такое граф, дерево, сеть
- структура таблицы; основные типы табличных моделей
- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы
- понятие алгоритмической модели
- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык
- что такое трассировка алгоритма
- основные принципы представления данных в памяти компьютера
- представление целых чисел - диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком
- принципы представления вещественных чисел
- представление текста - представление изображения; цветовые модели
- в чем различие растровой и векторной графики
- дискретное (цифровое) представление звука
- идею распараллеливания вычислений
- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации
- назначение и топологии локальных сетей
- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)
- основные функции сетевой операционной системы
- историю возникновения и развития глобальных сетей
- что такое Интернет
- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)
- способы организации связи в Интернете
- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP.
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
- анализировать состав и структуру систем
- различать связи материальные и информационные.
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях
- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера
- применять меры защиты личной информации на ПК
- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)
- ориентироваться в граф-моделях - строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
- строить табличные модели по вербальному описанию системы
- строить алгоритмы управления учебными исполнителями
- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы
- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения
- соединять устройства ПК
- производить основные настройки БИОС
- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне
-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета.
Содержание учебного предмета, курса.
№ | Наименование темы (раздела) программы | Краткая характеристика содержания предмета |
1 | Введение. Структура информатики | Цели и задачи курса информатики 10-11 класса. Из каких частей состоит предметная область информатики. |
2 | Информация. Представление информации. | Три философские концепции информации. Понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации. Что такое язык представления информации; какие бывают языки. Понятия «кодирование» и «декодирование» информации. Примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо. Понятия «шифрование», «дешифрование». |
3 | Измерение информации. | Сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации. Определение бита с алфавитной т.з. Связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов). Связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб. Сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации. Определение бита с позиции содержания сообщения. Практика на компьютере: решение задач на измерение информации заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов), а также заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении), выполнение пересчета количества информации в разные единицы. |
4 | Введение в теорию систем. | Основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема. Основные свойства систем: целесообразность, целостность. «Системный подход» в науке и практике. Отличие естественных и искусственных системы. Материальные и информационные типы связей действующие в системах. Роль информационных процессов в системах. Состав и структура систем управления. |
5 | Процессы хранения и передачи информации. | История развития носителей информации. Современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики. Модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи. Основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность. Понятие «шум» и способы защиты от шума. |
6 | Обработка информации. | Основные типы задач обработки информации. Понятие исполнителя обработки информации. Понятие алгоритма обработки информации. Что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов. Определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной. Устройство и система команд алгоритмической машины Поста . Практика на компьютере: автоматическая обработка данных с помощью алгоритмической машины Поста. |
7 | Поиск данных. | Атрибуты поиска: «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска». Понятие «структура данных»; виды структур. Алгоритм последовательного поиска. Алгоритм поиска половинным делением. Блочный поиск. Осуществление поиска в иерархической структуре данных. |
8 | Защита информации. | Какая информация требует защиты. Виды угроз для числовой информации. Физические способы защиты информации. Программные средства защиты информации. Что такое криптография. Понятие цифровой подписи и цифрового сертификата. Практика на компьютере: шифрование и дешифрование текстовой информации. |
9 | Информационные модели и структуры данных. | Определение модели. Информационная модель. Этапы информационного моделирования на компьютере. Граф, дерево, сеть. Структура таблицы; основные типы табличных моделей. Многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы. Практика на компьютере: построение граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы; построение табличных моделей по вербальному описанию системы. |
10 | Алгоритм — модель деятельности. | Понятие алгоритмической модели. Способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык. Трассировка алгоритма. Практика на компьютере: программное управление алгоритмическим исполнителем. |
11 | Компьютер: аппаратное и программное обеспечение. | Архитектура персонального компьютера. Контроллер внешнего устройства ПК. Назначение шины. Принцип открытой архитектуры ПК. Основные виды памяти ПК. Системная плата, порты ввода-вывода. Назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др. Программное обеспечение ПК. Структура ПО ПК. Прикладные программы и их назначение. Системное ПО; функции операционной системы. Системы программирования. Практика на компьютере: знакомство с принципами комплектации компьютера и получение навыков в оценке стоимости комплекта устройств ПК; знакомство с основными приемами настройки BIOS. |
12 | Дискретные модели данных в компьютере. | Основные принципы представления данных в памяти компьютера. Представление целых чисел. Диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком. Принципы представления вещественных чисел. Представление текста. Представление изображения; цветовые модели. Различие растровой и векторной графики. Дискретное (цифровое) представление звука. Практика на компьютере: представление чисел в памяти компьютера; представление текстов в памяти компьютера, сжатие текстов; представление изображения и звука в памяти компьютера. |
13 | Многопроцессорные системы и сети. | Идея распараллеливания вычислений. Многопроцессорные вычислительные комплексы; варианты их реализации. Назначение и топологии локальных сетей. Технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции). Основные функции сетевой операционной системы. История возникновения и развития глобальных сетей. Интернет. Система адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен). Способы организации связи в Интернете. Принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP. Практика на компьютере: закрепление навыков создания мультимедийных презентаций; изучение, систематизация и наглядное представление учебного материала на тему «Компьютерные сети». |
4.Тематическое поурочное планирование.
№ п/п | Название разделов и тем уроков | Кол-во часов |
Введение. Структура информатики (1 час). |
1 | Введение. Структура информатики. | 1 |
Информация (11 часов). |
2 | Информация. Представление информации. | 1 |
3 | Информация. Представление информации. | 1 |
4 | Практическая работа 1.1. | 1 |
5 | Измерение информации. | 1 |
6 | Измерение информации. | 1 |
7 | Практическая работа № 1.2. | 1 |
8 | Представление чисел в компьютере. | 1 |
9 | Практическая работа 1.3. | 1 |
10 | Представление текста, изображения и звука в компьютере. | 1 |
11 | Представление текста, изображения и звука в компьютере. Практическая работа 1.4. | 1 |
12 | Практическая работа 1.5. | 1 |
Информационные процессы (6 часов). |
13 | Хранение и передача информации. | 1 |
14 | Обработка информации и алгоритмы. Практическая работа 2.1. | 1 |
15 | Автоматическая обработка информации. | 1 |
16 | Практическая работа 2.2. | 1 |
17 | Информационные процессы в компьютере. | 1 |
18 | Практическая работа 2.3. Практическая работа 2.4. | |
Программирование (18 часов). |
19 | Алгоритмы, структура алгоритмов, структурное программирование. | 1 |
20 | Программирование линейных алгоритмов. | 1 |
21 | Практическая работа 3.1. | 1 |
22 | Логические величины и выражения, программирование ветвлений. | 1 |
23 | Практическая работа 3.2. | 1 |
24 | Практическая работа 3.3. | 1 |
25 | Программирование циклов. | 1 |
26 | Практическая работа 3.4. | 1 |
27 | Подпрограммы. | 1 |
28 | Практическая работа 3.5. | 1 |
29 | Работа с массивами. | 1 |
30 | Работа с массивами. | 1 |
31 | Практическая работа 3.6. | 1 |
32 | Практическая работа 3.7. | 1 |
33 | Работа с символьной информацией. | 1 |
34 | Практическая работа 3.8. | 1 |
35 | Практическая работа 3.8. | 1 |
Лист внесения изменений
№ п/п | Дата | Характер изменений | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внесшего изменения |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |