СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 10 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 10 класс»

Частное общеобразовательное учреждение

"Школа-интернат №21 среднего общего образования

открытого акционерного общества "Российские железные дороги"


Рассмотрено и одобрено

на заседании МО №­­­___

«___»________ 20___ г.

Руководитель МО

И.С.Кузнецова_____


Согласовано_______

«___» ______ 20___ г.

Зам. директора по УВР

Н.И.Ленгардт



Утверждаю. ________

Приказ №____

от «____» ______ 20___ г.

Директор школы-интерната №21

Н.Г. Воскобойников


Информатика


Рабочая программа учебного курса

для 10 класса (базовый уровень, 34 часа)

на ____________ учебный год




Составитель:

Каргапольцева О.Н.,

учитель информатики





Танхой

______ год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана учебная программа:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.2.2012 №273-ФЗ.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  • Учебный план школы-интерната №21 ОАО «РЖД» на текущий учебный год.


Цели, задачи и планируемые результаты освоения учебного предмета

Цели курса

Изучение курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Задачи курса:

  • Мировоззренческая задача: раскрытие роли информации и информационных процессов в природных, социальных и технических системах; понимание назначения информационного моделирования в научном познании мира; получение представления о социальных последствиях процесса информатизации общества.

  • Углубление теоретической подготовки: более глубокие знания в области представления различных видов информации, научных основ передачи, обработки, поиска, защиты информации, информационного моделирования.

  • Расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных и программных средств ИКТ. Приближение степени владения этими средствами к профессиональному уровню.

  • Приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний (из области информатики и других предметов) и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

  • метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

  • предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные результаты освоения образовательной программы:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Метапредметные результаты освоения образовательной программы:

  • умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения образовательной программы:

  • сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

  • владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;

  • владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; владение знанием основных конструкций программирования; владение умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;

  • владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ;

  • сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных;

  • сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации.




СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


1.Содержание тем учебного курса

1.Информация – 16 ч (8+8).

Понятие информации.

Представление информации, языки, кодирование.

Измерение информации: объемный (алфавитный) и содержательный подходы.

Представление чисел в компьютере.

Представление текста, изображения и звука а компьютере.

Практика на компьютере:

Практическая работа 1.1. Шифрование данных.

Практическая работа 1.2. Измерение информации.

Практическая работа 1.3. Представление чисел.

Практическая работа 1.4. Представление текстов. Сжатие текстов.

Практическая работа 1.5. Представление изображения и звука.

2.Информационноые процессы – 14 ч (6+8).

Хранение и передача информации.

Обработка информации и алгоритмы.

Автоматическая обработка информации.

Информационные процессы в компьютере.

Практика на компьютере:

Практическая работа 2.1. Управление алгоритмическим исполнителем.

Практическая работа 2.2. Автоматическая обработка данных.

Практическая работа 2.3. Выбор конфигурации компьютера.

Практическая работа 2.4. Настройка BIOS.

3.Программирование обработки информации – 35 ч (16+19).

Алгоритмы и величины. Структура алгоритмов. Паскаль – язык структурного программирования.

Элементы языка Паскаль и типы данных. Операции, функции выражения. Оператор присваивания, ввод и вывод данных.

Логические величины, операции, выражения. Программирование ветвлений. Пример поэтапной разработки программы решения задачи.

Программирование циклов. Вложенные и итерационные циклы.

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы.

Массивы. Организация ввода и вывода данных с использованием файлов. Типовые задачи обработки массивов.

Символьный тип данных. Строки символов. Комбинированный тип данных.

Практика на компьютере:

Практическая работа 3.1. Программирование линейных алгоритмов.

Практическая работа 3.2. Программирование логических выражений.

Практическая работа 3.3. Программирование ветвящихся алгоритмов.

Практическая работа 3.4. Программирование циклических алгоритмов.

Практическая работа 3.5. Программирование с использованием подпрограмм.

Практическая работа 3.6. Программирование обработки одномерных массивов.

Практическая работа 3.7. Программирование обработки двумерных массивов.

Практическая работа 3.8. Программирование обработки строк символов.

Практическая работа 3.9. Программирование обработки записей.


Тематическое планирование

п/п

темы

Наименование темы

Количество часов

1

Информация

21

2

Информационные процессы

21

3

Программирование обработки информации

52

4

Итоговое повторение и обобщение

8

ИТОГО

102


Распределение общего числа часов программы полностью соответствует программе И.Г. Семакина, 3 час резервного времени отведен под итоговое повторение.


Тематическое планирование

Разделы и темы

Кол. часов

Планируемые результаты



Домашнее задание

Материально–техническое обеспечение


Формы контроля

Практика (номер работы)


1

Введение. Структура информатики. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

Знать из каких частей состоит предметная область информатики; знать цели и задачи изучения курса информатики.

Фронтальный опрос

-

-

ПК, учебник,

раб. тетрадь,

мультимедийный проектор, экран

2

Информация. Представление информации, языки, кодирование.

2

Знать три философские концепции информации; понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации; что такое язык представления информации, какие бывают языки; понятия «кодирование» и «декодирование» информации; примеры технических средств кодирования информации: азбуку Морзе, телеграфный код Бодо; понятия «шифрование», «дешифрование».

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

Практическая работа


Работа 1.1

§ 1-2

ПК, учебник,

раб. тетрадь,

мультимедийный проектор, экран

3

Измерение информации.

4

Знать сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации; определение бита с позиции алфавитного подхода; связь между размером алфавита и информационным весом символа (при допущении равной вероятности появления символов); связь между единицами измерения информации: бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Умение решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиции алфавитного подхода.

Знать сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации; определение бита с позиции содержательного подхода.

Умение решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход.

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

Практическая работа


Работа 1.2

§ 3-4

ПК, учебник,

раб. тетрадь,

мультимедийный проектор, экран

4

Представление чисел в компьютере.

6

Знать принципы представления данных в памяти компьютера; представление целых чисел; диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком; принципы представления вещественных чисел.

Умение получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера; определять по внутреннему коду значение числа.

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

Практическая работа


Работа 1.3

§ 5

ПК, учебник,

раб. тетрадь,

мультимедийный проектор, экран

5

Представление текста, изображения и звука в компьютере.

6

Знать способы кодирования текста в компьютере; способы представления изображения; цветовые модели; в чем различие растровой и векторной графики; способы дискретного (цифрового) представления звука.


Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

Практическая работа


Работа 1.4, Работа 1.5

§ 6

ПК, учебник,

раб. тетрадь,

мультимедийный проектор, экран

6

Итоговый тест по теме «Информация»

2

Контроль знаний, умений и навыков по теме «Информация». Знать историю носителей развития информации; современные типы носителей информации и их основные характеристики; модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи; основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускную способность; понятие «шум» и способы защиты от шума.

Умение сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам; рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи.

Контрольная работа, индивидуальный фронтальный опрос

-

§ 1-6

ПК, учебник,

раб. тетрадь,

мультимедийный проектор, экран

7

Хранение и передача информации.

4

Знать виды и типы носителей информации; перспективы развития средств хранения информации.

Знать Модель передачи информации К. Шеннона; пропускная способность канала и скорость передачи данных; шум.

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

-

§ 7-8

ПК, учебник,

раб. тетрадь,

мультимедийный проектор, экран

8

Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации.

7

Знать основные типы задач обработки информации; понятие исполнителя обработки информации; понятие алгоритма обработки информации.

Умение по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой.

Знать, что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов; определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной; устройство и систему команд алгоритмической машины Поста.

Умение составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста.

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

Практическая работа


Работа 2.1, Работа 2.2

§ 9-10

ПК, учебник,

раб. тетрадь,

мультимедийный проектор, экран

9

Информационные процессы в компьютере.

8

Знать этапы истории развития ЭВМ; что такое неймановская архитектура ЭВМ; для чего используются периферийные процессоры (контроллеры); архитектуру персонального компьютера; принципы архитектуры суперкомпьютеров.

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

-

§ 11

ПК, учебник,

раб. тетрадь,

мультимедийный проектор, экран

10

Итоговый тест по теме «Информационные процессы»

2

Контроль знаний, умений и навыков по теме «Информационные процессы».

Знать этапы решения задачи на компьютере; что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя; какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов; систему команд компьютера; классификацию структур алгоритмов; принципы структурного.

Умение описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке; выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц.

Контрольная работа, индивидуальный фронтальный опрос

Работа 2.3, Работа 2.4

§ 7-11

ПК, учебник,

раб. тетрадь,

мультимедийный проектор, экран

11

Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование

2

Знать систему типов данных в Паскале; операторы ввода и вывода; правила записи арифметических выражений на Паскале; оператор присваивания; структуру программы на Паскале.

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

-

§ 12-14

ПК, учебник,

раб. тетрадь,

мультимедийный проектор, экран

12

Программирование линейных алгоритмов.

3

Умение составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале.

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

Практическая работа


Работа 3.1

§ 15-17

ПК, учебник,

раб. тетрадь,

мультимедийный проектор, экран

13

Логические величины и выражения, программирование ветвлений.

10

Знать логический тип данных, логические величины, логические операции; правила записи и вычисления логических выражений; условный оператор If; оператор выбора Select case.

Умение программировать ветвящиеся алгоритмы с использованием условного оператора и оператора ветвления.

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

Практическая работа


Работа 3.2,

Работа 3.3

§ 18-20

ПК, учебник,

раб. тетрадь,

мультимедийный проектор, экран

14

Программирование циклов.

8

Знать различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием; различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом; операторы цикла While и Repeat–Until; оператор цикла с параметром For; порядок выполнения вложенных циклов.

Умение программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром; программировать итерационные циклы; программировать вложенные циклы.

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

Практическая работа


Работа 3.4

§ 21-22

ПК, учебник,

раб. тетрадь,

мультимедийный проектор, экран

15

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы.

6

Знать понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы; правила описания и использования подпрограмм-функций; правила описания и использования подпрограмм-процедур.

Умение выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы; описывать функции и процедуры на Паскале; записывать в программах обращения к функциям и процедурам.

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

Практическая работа


Работа 3.5

§ 23

ПК, учебник,

раб. тетрадь,

мультимедийный проектор, экран

16

Работа с массивами.

10

Знать правила описания массивов на Паскале; правила организации ввода и вывода значений массива; правила программной обработки массивов.

Умение составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировка массива и др.

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

Практическая работа


Работа 3.6,

Работа 3.7

§ 24-26

ПК, учебник,

раб. тетрадь,

мультимедийный проектор, экран

17

Организация ввода-вывода с использованием файлов

3

Знать правила описания символьных величин и символьных строк; основные функции и процедуры Паскаля для работы с вводом-выводом в файл информацией.


Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос



§ 25

ПК, учебник,

раб. тетрадь,

мультимедийный проектор, экран

18

Работа с символьной информацией. Комбинированный тип данных.

6

Знать правила описания символьных величин и символьных строк; основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией.

Умение решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов.

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

Практическая работа


Работа 3.8

§ 27-29

ПК, учебник,

раб. тетрадь,

мультимедийный проектор, экран

19

Итоговый тест по теме «Программирование обработки информации»

4

Контроль навыков, знаний и умений по теме «Программирование обработки информации».

Контрольная работа, индивидуальный фронтальный опрос

-

§ 12-29

ПК, учебник,

раб. тетрадь,

мультимедийный проектор, экран

20

Итоговое повторение и обобщение

8

Выполняют задания за курс 10 класса.

Контрольная работа, индивидуальный фронтальный опрос

-

§ 1-29

ПК, учебник,

раб. тетрадь,

мультимедийный проектор, экран



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!