Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального компонента государственных образовательных стандарта БИНОМ в начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004г. № 1089;
Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.);
примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312);
примерной учебной программы по предмету «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень) (автор: Семакин И.Г.) рекомендованная Минобрнауки России (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие /Сост. М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015);
учебного плана Сопычевской средней общеобразовательной школы на 2019 – 2020 учебный год.
Согласно Федеральному Базисному Учебному Плану (2004г.) на изучение информатики и ИКТ на базовом уровне в 11 классах отводится 68 часов учебного времени (2 урока в неделю).
Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, выпускаемым издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний», включающим в себя:
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т. Ю. Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 классов. - Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2018.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие.
Основные цели изучения курса:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основными задачами изучения информатики в 11-м классе являются:
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
формирование и развитие навыков по моделированию и технологии обработки данных в различных средах;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и ИКТ» являются:
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Учебно-тематический план (2 ч в неделю, 68 ч в год)
№ | | Всего | В том числе | |
п/п | Основные разделы курса | часов | Практические | Контрольные | | |
| | | |
| | | | |
| | | работы | работы | | |
1 | Информационные системы и базы данных | 20 | 9 | 1 | | |
2 | Интернет | 15 | 8 | 1 | | |
3 | Информационное моделирование | 24 | 7 | 1 | | |
4 | Социальная информатика | 6 | 1 | 1 | | |
5 | Резерв учебного времени | 3 | | | | |
| Итого | 68 | 18 | 4 | | |
Количество контрольных и практических работ
Полугодие | Количество работ |
практических |
I полугодие | 16 |
II полугодие | 10 |
Итого: | 25 |
Тематика контрольных и практических работ
№ п/п | Тема контрольной (практической) работы | Дата проведения | Кол-во часов |
| Практическая работа № 1.1 Модели систем. | | 2 |
| Практическая работа № 1.3 Знакомство с СУБД Microsoft Access 2010. | | 1 |
| Практическая работа № 1.4 Создание базы данных «Приемная комиссия». | | 1 |
| Практическая работа № 1.6 Реализация простых запросов в режиме дизайна. | | 1 |
| Практическая работа № 1.7 Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой. | | 1 |
| Практическая работа № 1.8 -1.9 Реализация сложных запросов к базе данных «Приемная комиссия». Создание отчета. | | 1 |
| Практическая работа № 1.2 Проект: Системология. | | 2 |
| Практическая работа № 1.5Проект: Разработка базы данных. | | 4 |
| Практическая работа № 2.1 Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями. | | 1 |
| Практическая работа № 2.2 Интернет. Работа с браузером. Просмотр web-страниц. | | 1 |
| Практическая работа № 2.3 Интернет. Сохранение загруженных web-страниц. | | 1 |
| Практическая работа № 2.4 Интернет. Работа с поисковыми системами. | | 1 |
| Практическая работа № 2.5 Разработка сайта «Моя семья». | | 1 |
| Практическая работа № 2.6 Разработка сайта «Животный мир». | | 1 |
| Практическая работа № 2.7 Разработка сайта «Наш класс». | | 1 |
| Практическая работа № 2.8 Проект: разработка сайтов. | | 4 |
| Практическая работа № 3.1 Получение регрессионных моделей. | | 2 |
| Практическая работа № 3.2 Прогнозирование. | | 2 |
| Практическая работа № 3.4 «Расчет корреляционных зависимостей». | | 2 |
| Практическая работа № 3.6 Решение задачи оптимального планирования. | | 2 |
| Практическая работа № 3.3 Проект: «Получение регрессионных зависимостей» | | 2 |
| Практическая работа № 3.5 Проект: «Корреляционные зависимости» | | 2 |
| Практическая работа № 3.7 Проект: «Оптимальное планирование» | | 3 |
| Проект: Подготовка реферата по социальной информатике | | 3 |
Содержание тем учебного предмета
Информационные системы и базы данных – 20 часов
Основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема, основные свойства систем, «системный подход» в науке и практике, модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель, использование графов для описания структур систем. База данных (БД), основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ, определение и назначение СУБД, основы организации многотабличной БД, схема БД, целостность данных, этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД, структура команды запроса на выборку данных из БД, организация запроса на выборку в многотабличной БД, основные логические операции, используемые в запросах, правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.
Интернет – 15 часов
Назначение коммуникационных служб Интернета, назначение информационных служб Интернета, прикладные протоколы, основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес, поисковый каталог: организация, назначение, поисковый указатель: организация, назначение. Средства для создания web-страниц, проектирование web-сайта, публикация web-сайта.
Информационное моделирование – 24 часа
Понятие модели, понятие информационной модели, этапы построения компьютерной информационной модели. Понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины, математическая модель, формы представления зависимостей между величинами. Область решения практических задач в статистике, регрессионная модель, прогнозирование регрессионной модели. Корреляционная зависимость, коэффициент корреляции, возможности табличного процессора для выполнения корреляционного анализа. Оптимальное планирование, ресурсы; описание в модели ограниченности ресурсов, стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены, задача линейного программирования для нахождения оптимального плана, возможности табличного процессора для решения задачи линейного программирования.
Социальная информатика – 6 часов
Информационные ресурсы общества, состав рынка информационных ресурсов, информационные услуги, основные черты информационного общества, причины информационного кризиса и пути его преодоления. Какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества. Основные законодательные акты в информационной сфере, суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
Резерв – 3 часа
Требования к уровню подготовки обучающихся
знать/понимать:
назначение информационных систем, состав информационных систем, разновидности информационных систем;
что такое гипертекст, гиперссылка, средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки);
назначение коммуникационных и информационных служб Интернета;
основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;
основы поиска информации;
какие существуют средства для создания web-страниц, в чем состоит проектирование web-сайта;
что такое ГИС, области приложения ГИС, как устроена ГИС, приемы навигации в ГИС;
что такое база данных (БД), какие модели данных используются в БД;
основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
определение и назначение СУБД;
основы организации многотабличной БД;
что такое математическая модель, формы представления зависимостей между величинами;
для решения каких практических задач используется статистика;
что такое регрессионная модель, как происходит прогнозирование по регрессионной модели;
что такое корреляционная зависимость, что такое коэффициент корреляции;
что такое оптимальное планирование; что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;
что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;
в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;
что такое информационные ресурсы общества;
из чего складывается рынок информационных ресурсов;
что относится к информационным услугам;
в чем состоят основные черты информационного общества;
причины информационного кризиса и пути его преодоления;
какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;
основные законодательные акты в информационной сфере;
суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
уметь:
автоматически создавать оглавление документа;
организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе;
работать с электронной почтой;
извлекать данные из файловых архивов;
осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей;
создать несложный web-сайт с помощью MS Word;
осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС;
создавать и обрабатывать многотабличную БД средствами конкретной СУБД ;
используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов;
вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора;
соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.
Список литературы
Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы /Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хенера .- М.: Бином. Лаборатория знаний.2012.
Информатика. 10-11 класс. Базовый уровень. Примерная рабочая программа / И. Г. Семакин. – 2-е изд., перераб. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 80 с. : ил.
Информатика. 10-11 классы. Базовый уровень: методическое пособие / И. Г. Семакин. – М.: Бином. Лаборатория знаний. 2016. – 64 с.
Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 классов / Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т. Ю. – 8-е изд., М.: Бином. Лаборатория знаний, 2018. – 224 с.
Информатика. Программы для образовательных организаций. 2-11 классы / сост. М. Н. Бородин. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015. – 576 с.
Тематическое планирование 11 класс
№ урока | Наименование разделов и тем | Дата | Домашнее задание | Тип урока |
по плану | факт |
Информационные системы и базы данных – 20 часов |
1 | Инструкция по технике безопасности. Что такое система. | | | §1 | Изучения новых знаний |
2 | Модели систем. Пример структурной модели предметной области. | | | §2, задание 5 §3 | Изучения новых знаний |
3 | Информационная система. Практическая работа № 1.1 «Модели систем». | | | §4 | Комбинированный |
4 | Практическая работа № 1.1 «Модели систем». | | | | |
5 | База данных – основа информационной системы. | | | §5 | Изучения новых знаний |
6 | Проектирование многотабличной базы данных. | | | §6 | Комбинированный |
7 | Практическая работа № 1.3 «Знакомство с СУБД Microsoft Access 2010». | | | | Обобщения и систематизации знаний |
8 | Создание базы данных. | | | §7 | Изучения новых знаний |
9 | Практическая работа № 1.4 «Создание базы данных «Приемная комиссия»» | | | | Обобщения и систематизации знаний |
10 | Запросы как приложения информационной системы. | | | §8 | Комбинированный урок |
11 | Практическая работа № 1.6 «Реализация простых запросов в режиме дизайна». | | | | |
12 | Практическая работа № 1.7 «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой». | | | | Обобщения и систематизации знаний |
13 | Логические условия выбора данных. | | | §9 | Комбинированный урок |
14 | Практическая работа № 1.8 -1.9 «Реализация сложных запросов к базе данных «Приемная комиссия». «Создание отчета». | | | | |
15-16 | Практическая работа № 1.2 Проект: Системология. | | | | |
17-20 | Практическая работа № 1.5 Проект: разработка базы данных. | | | | Обобщения и систематизации знаний |
Интернет – 15 часов |
21 | Организация глобальных сетей. | | | §10 | Изучения новых знаний |
22 | Интернет как глобальная информационная система. World Wide Web – всемирная паутина. | | | §11 - 12 | Изучения новых знаний |
23 | Практическая работа № 2.1 «Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями». | | | | Комбинированный урок |
24 | Практическая работа № 2.2 «Интернет. Работа с браузером. Просмотр web-страниц». | | | Задание в тетради. | Обобщения и систематизации знаний |
25 | Практическая работа № 2.3 «Интернет. Сохранение загруженных web-страниц». | | | | Обобщения и систематизации знаний |
26 | Практическая работа № 2.4 «Интернет. Работа с поисковыми системами». | | | | Обобщения и систематизации знаний |
27 | Инструменты для разработки web-сайтов. Создание сайта «Домашняя страница». | | | §13-14 | Комбинированный урок |
28 | Практическая работа № 2.5 «Разработка сайта «Моя семья»». | | | | Обобщения и систематизации знаний |
29 | Создание таблиц и списков на web-странице. | | | §15 | Комбинированный урок |
30 | Практическая работа № 2.6 «Разработка сайта «Животный мир»». | | | | Обобщения и систематизации знаний |
31 | Практическая работа № 2.7 «Разработка сайта «Наш класс»». | | | | Обобщения и систематизации знаний |
32-35 | Практическая работа № 2.8 Проект: разработка сайтов. | | | | Обобщения и систематизации знаний |
Информационное моделирование – 24 часа |
36-37 | Компьютерное информационное моделирование | | | §16 | Изучения новых знаний |
38 | Моделирование зависимостей между величинами | | | §17 | Изучения новых знаний |
39-40 | Практическая работа № 3.1 «Получение регрессионных моделей». | | | | Обобщения и систематизации знаний |
41-42 | Модели статического прогнозирования | | | §18 | Изучения новых знаний |
43-44 | Практическая работа № 3.2 «Прогнозирование». | | | | Обобщения и систематизации знаний |
45-46 | Моделирование корреляционных зависимостей. | | | §19 | Изучения новых знаний |
47-48 | Практическая работа № 3.4 «Расчет корреляционных зависимостей». | | | | Обобщения и систематизации знаний |
49-50 | Модели оптимального планирования | | | §20 | Изучения новых знаний |
51-52 | Практическая работа № 3.6 «Решение задачи оптимального планирования». | | | | Обобщения и систематизации знаний |
53-54 | Практическая работа № 3.3 Проект: получение регрессионных зависимостей | | | | Обобщения и систематизации знаний |
55-56 | Практическая работа № 3.5 Проект: корреляционный анализ | | | | Обобщения и систематизации знаний |
57-59 | Практическая работа № 3.7 Проект: оптимальное планирование | | | | Обобщения и систематизации знаний |
Социальная информатика – 6 часов |
60 | Информационные ресурсы. Информационное общество | | | §21-22 | Изучения новых знаний |
61 | Правовое регулирование в информационной сфере | | | §23 | Изучения новых знаний |
62 | Проблема информационной безопасности | | | §24 | Изучения новых знаний |
63-65 | Проект: подготовка реферата по социальной информатике | | | | Комбинированный урок |
Резерв – 3 часа |
8