Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя школа им. М.Горького»
Холм-Жирковского района Смоленской области
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Заседание МС школы Завуч по УВР Директор МБОУ «СШ им. М. Горького»
__________Г.И.Косачева. _____________О.А.Блюм
Протокол №1 Приказ №____
от «28»августа 2017 г. «30»августа 2017г. от __________ 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
для 8 класса
на 2018-2019 учебный год
Учитель физики и информатики
Косачева Галина Ивановна,
учитель высшей категории
БОГОЛЮБОВО
2017
Рабочая программа разработана по информатике для обучающихся 8 класса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе Примерной программы основного общего образования по информатике: Программа для основного общего образования по информатике. Информатика. 7-9 классы. Авторы: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова (Информатика. Программы для основной школы. 5-6 классы. 7-9 классы: программы и планирование / сост. Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013) , требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ им. М. Горького».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса (УМК) по физике под ред. Л.Л.Босовой, А.Л.Босовой «Информатика, 8 класс», который состоит из:
Информатика. Учебник для 8 класса. Авторы Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
Информатика. Рабочая тетрадь в 2-х частях. 8 класс. Авторы Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
Информатика. Методическое пособие для 7-9 классов. Авторы Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
Электронное пособие к учебнику.
УМК рекомендован Министерством образования и науки РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2018-2019 учебный год
I. Планируемые результаты освоения учебного предметы
Личностные результаты:
• сохраняют мотивацию к учебной деятельности;
оценивают важность образования и познания нового;
вырабатывают уважительно-доброжелательное отношение к людям;
вырабатывают уважительное отношение к людям, непохожим на себя, идут на взаимные уступки в разных ситуациях;
определяют свою личную позицию;
понимают необходимость образования, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
планируют собственную деятельность;
извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания; делают предварительный отбор источников информации для поиска нового знания;
планируют собственную деятельность; находят (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;
самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач;
самостоятельно выделяют и формируют познавательную цель; проводят поиск и выделение необходимой информации, применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
осуществляют поиск и выделение необходимой информации; структурируют свои знания.
Регулятивные:
определяют цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в том числе в своём задании);
определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находят средства её осуществления;
принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия; выбирают средства достижения цели в группе и индивидуально;
самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения;
определяют цель, проблему в деятельности; работают по плану, сверяясь с целью, находят и исправляют ошибки;
выстраивают работу по заранее намеченному плану; проявляют целеустремлённость и настойчивость в достижении целей;
формулируют учебные цели при изучении темы.
Коммуникативные:
проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
слушают других, пытаются принимать другую точку зрения, быть готовыми изменить свою точку зрения;
аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
высказывают собственную точку зрения; строят понятные речевые высказывания;
слушают друг друга, высказывают собственную точку зрения;
взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; участвуют в коллективном обсуждении проблемы;
проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; понимают роль и место информационных процессов в различных системах.
Предметные результаты:
Тема I. Математические основы информатики.
Обучающийся научится:
-выполнять требования безопасности и гигиены при работе с компьютером; определять информационные процессы, понятие информации;
-определять основание и алфавит системы счисления, переходить от свёрнутой формы записи числа к его развёрнутой записи;
-переводить небольшие десятичные числа в двоичную систему счисления и двоичные числа в десятичную систему счисления; выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
-переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;
-переводить небольшие десятичные числа в систему счисления с произвольным основанием;
-понимать способы представления целых чисел на компьютере;
-понимать возможности представления вещественных чисел в широком диапазоне, важном для решения научных и инженерных задач;
-выполнять анализ логической структуры высказываний; понимать связи между логическими операциями и логическими связками, между логическими операциями и операциями над множествами;
-проводить формализацию и анализ логической структуры высказываний; видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах;
-проводить анализ и преобразования логических выражений; видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах (законы алгебры логики и законы алгебры чисел);
-проводить формализацию высказываний, анализ и преобразования логических выражений; выбирать метод для решения конкретной задачи;
-представлять одну и ту же информацию в разных формах (таблица истинности, логическое выражение, электронная схема);
-выполнять анализ различных объектов; видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах.
Обучающийся получит возможность научиться
-научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
-углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как об одном из основных понятий современной науки, информационных процессах и их роли в современном мире;
-научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита;
-переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
-познакомиться с тем, как информация представленная в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
-научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности; путём составления логических выражений и их преобразования и использованием основных свойств логических операций;
-сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
-познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;
-научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
Тема II. Основы алгоритмизации
Обучающийся научится
-понимать смысл понятия «алгоритм» и широты сферы его применения; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд на круг задач, решаемых исполнителем;
-анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость, понимание преимущества и недостатков той или иной формы записи алгоритмов; умение переходить от одной формы записи алгоритмов к другой; умение выбирать форму записи алгоритма, соответствующую решаемой задачи;
-понимать сущность понятия «величина»; понимать границы применимости величин того или иного типа;
-выделять линейные алгоритмы в различных процессах; понимать ограниченности возможностей линейных алгоритмов;
-выделять алгоритмы с ветвлением в различных процессах;
-выделять циклические алгоритмы в различных процессах;
-самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться
-исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
-составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
-определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
-подсчитывать количество тех или иных символов в их цепочке, являющейся результатом работы алгоритма;
-по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен.
Тема III. Начала программирования
Обучающийся научится
-проводить анализ языка Паскаль как формального языка; выполнять запись простых последовательностей действий на формальном языке;
-самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
-оперировать алгоритмической конструкцией «ветвление», понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих ветвление, разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
-понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с условием продолжения работы; определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
-понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с заданным условием окончания работы;
-понимать правила записи и выполнения цикла с параметром, переходить от записи алгоритмической конструкции на языке Паскаль к блок-схеме и обратно;
-получать возможность научиться разрабатывать и записывать на языке программирования эффектные алгоритмы, содержащие циклы;
-анализировать готовые программы; выделять этапы решения задачи на компьютере; программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений; разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и т.д), в ом числе с использованием логических операций; разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы цикла.
Обучающийся получит возможность научиться
-исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элементов массива и др);
-разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
-разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
II. Содержание учебного предмета
Тема I. Математические основы информатики
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Тема II. Основы алгоритмизации
Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Система алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов.
Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Тема III. Начала программирования
Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль; структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).
Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.
III. Тематическое планирование учебного предмета
№ п/п | Название темы | Количество часов всего | теория | Проверочные работы |
1 | Математические основы информатики | 13 | 12 | 1 |
2 | Основы алгоритмизации | 8 | 7 | 1 |
3 | Начала программирования | 11 | 10 | 1 |
4 | Итоговое повторение | 2 | 1 | 1 |
| ИТОГО | 34 | 30 | 4 |
0